Содержание

Преподобный Амвросий Оптинский и его высказывания — Александра — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности»

   

     Преподобный Амвросий Оптинский своей жизнью показал удивительный пример того, как в физически немощном человеке может действовать такая Божья сила, которую мечтали бы иметь многие внешне полноценные и крепкие люди. А еще жизнь отца Амвросия – это воплощение его любимой фразы: «Где просто, там ангелов со сто». Старец словно показывал, что подлинная мудрость и жизненная правда – выражается не в вычурных словах или в каких-либо утонченных формах, а в простых вещах, которые растворены Божьей любовью. И если бы люди могли иметь хоть чуточку той любви, которая была у этого великого старца, жизнь была бы иной. Преподобный Амвросий стал живым воплощением слов Христа: «Не будете как дети – не войдете в Царство Небесное»

***    

Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в терпении и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся.

***

N воры — лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши. Эти воры, или другие, в двух местах хлебный амбар провертели, но ничего не успели и, должно быть с горя, пошли и запели: «Монастырского не трогай, чтобы не послали арестантскою дорогой».

***

Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

***

N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе.

***

N! не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает, а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно…

***

Ты, N, чай пей, только дело духовное разумей.

***

Без смиренья невозможно иметь успокоенья.

***

На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

***

Возмогай о Господе и в державе крепости Его! Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам через Апостола: всегда радуйтеся, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия.

***

Потерпи; может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением.

***

Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в Евангелии понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу. Мир тебе!

***

Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет.

***

Немощь, и слабость, и усталость, и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение — вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.

***

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят — слушай, а что подают — кушай.

***

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна — и будешь мирна!

***

Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих.

***

Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут, аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдетуныние, прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров!» Хотел назвать дубиной, да не сумел.

***

Не раз вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». Пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.

***

Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, и пытливую… чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить.

***

Хоть и говорят, что год на год не приходится, а все-таки всегда дела идут, как водится. Всегда один прочный совет: «Ванька, а Ванька! Смака, барин знаит-пярязнаит, а все-таки твярдит». Этот с барином Иван — пример и нам. Каждый тверди свой урок и помни, что говорит пророк: блажен, иже не иде на совет нечестивых.

***

Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки.

***

Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получивши весть о пострижении. Знай, что горе — как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.

***

Мир тебе и милым гусяткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.

***

Хорошо бы, новая матушка …ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, при этом и душевная тишина хранима. Хотя это не легко, и претрудно, и не всегда удобно, но зато и нам и другим полезно.

* * *
Дай Бог, чтобы всякое возгорание неприятное скоро погашалось, чтобы не подавать деревенским ребятишкам повода повторять старинную песенку: «Гори, гори жарко, едет Захарка, сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках». По-видимому, песенка эта глупенькая, но не без причины же и повода какого-либо она сложена. А я вам написал это после духовного утешения для простого рассмешения.

* * *

Оттого и кончина была хороша, что жила хорошо. Как поживешь, так и умрешь.

* * *

Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся и унывают.

* * *

Иди, куда поведут; смотри, что покажут, и всё говори: да будет воля Твоя. Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши.

* * *

Лицемерие хуже неверия.

* * *

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо. 

Амвросий и Антоний Оптинские. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления, Часть 1. Преподобный Амвросий Оптинский. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления, примеры из жизни старца Амвросия, приводимые по воспоминаниям учеников и очевидцев

Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные

Преп. Амвросий Оптинский

Вместо предисловия

Еще писала ты, что видела сон, в котором представлялось тебе, что будто бы ты находишься на Афонской горе и нарвала целый букет благоуханных цветов. Под такими цветами можно разуметь святоотеческие писания тех преподобных мужей, которые, живя на Афоне и в других местах, делом исполняли Божественные заповеди и словеси и по любви духовной к нам оставили свои спасительные наставления, чтобы и мы, слабые, черпали из них и собирали, как благовонные цветы, и услаждали оными духовную свою гортань от горести, ею же сопротивник наш нас напои.

Из письма преподобного Амвросия Оптинского духовному чаду

 

Наставление пословицами (из письма к духовному чаду)

Слышу, что желала бы ты слышать от меня что-либо человеческое, а тексты Св. Писания и сама знаешь.

Ежели Сын Божий ничего от Себя не говорил, но якоже приях заповедь от Отца, что реку и что возглаголю, после этого что может сказать тебе от себя человек грешный и недугующий телом и душою. Но, пожалуй, по желанию твоему, слушай.

Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех и беда с кем не бывают.

Если бы на хмель не мороз, то он бы и дуб перерос.

Иное дело сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло − хорошо очищенное и хорошо соблюденное.

За битого двух небитых дают, да еще и не берут.

Чего недосмотришь, карманом доплатишь.

Что стерпится, то после слюбится.

Адамовы лета с начала света. Сделал Адам ошибку, и пришлось ему после много потерпеть; так бывает и со всеми, делающими ошибки.

Слово не воробей, вылетит ̶ не поймаешь.

Нередко от неосторожных слов бывает больше бед, нежели от самих дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные.

Вот я тебе наговорил целую кучу человеческих слов. Не знаю, выберешь ли ты из них что-либо толковое и пригодное к делу.

Не живи, как хочется, а как Бог приведет

Не живи, как хочется, а как Бог приведет

Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные. Не живи, как хочется, а как Бог приведет. Эту маленькую поговорку не скоро кто переедет без труда. Как-то на деле все выходит постой, да погоди, да еще немного подожди, да осмотрись, да соберись с умом и вместе с кошельком.

С год назад я слышал от одного торговца: часто не душа может, а мошна

1. Говорил же это человек добросовестный и весьма правдивый, а обстоятельства его плоховаты и тесноваты. А все это сходится к тому, что тесен и прискорбен путь вводяй в живот2 и что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное.

Человек предполагает, а Бог располагает

…Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем полагаться на всеблагий Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: человек предполагает, а Бог располагает. Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, яко же [как] угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле.

 

Само дело лучше укажет, как нужно действовать

Хорошо бы, новая матушка …ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина3, и при этом душевная тишина хранима.

Хотя это и нелегко, и претрудно, и не всегда удобно, но зато и нам и другим полезно.

Полезное редко сходится с приятным, и чаще неприятное скорее приносит пользу, нежели приятное, потому что от приятного люди скоро забываются. Ежели и сладкого меду лишнее поесть, то стошнит. Тогда потребуется лечиться холодным полынным настоем… И простая человеческая поговорка есть: само дело лучше укажет, как нужно действовать.

Толкач4 муку покажет

На днях пришел С., сын некоей старицы вашей, с письмом от вас. Наш отец игумен, хотя неохотно, а согласился, чтобы мы приняли его в скит на усмотрение. Если С. будет вести себя порядочно, то и может жить у нас; только что-то волосы на голове его такие мудреные, какие редко можно увидеть. Впрочем, самое дело лучше покажет, что и как. Ливенские жители привыкли говорить: толкач муку покажет.

Схиархимандрит о. Агапит писал: «И сам старец Амвросий… восхвалять человека и прямо определять ему какое-либо назначение не имел обыкновения, а повторял старинную русскую пословицу: толкач муку покажет, то есть время и обстоятельства покажут, каков человек и достоин ли он своего назначения»

5.

Бабушка надвое сказала

О начальственном избрании оставь это на волю Божию. А кто станет лукаво тебе говорить об этом, отвечай: «Есть пословица: бабушка надвое сказала, либо будет это, либо нет». А искренно толкующим об этом отвечай: «что будет, то будет; а будет, что Бог даст».

Без помощи Божией человек как человек, ничто же более

Может быть, духоносные слова Св. Писания потребны тебе в настоящую пору к духовному твоему подкреплению и утверждению. Бывают такие минуты и с праведниками Божиими, т.е. требующие подкрепления.

Пророк Илия, заклавший6 безбоязненно несколько сотен студных7 жрецов пред лицом всего Израиля, вскоре убоялся угроз одной бесстудной женщины и бежал в пустыню, умоляя Бога о принятии души его. Без помощи Божией человек как человек, ничто же более, а человек, яко [как] трава (Пс.102, 15). А с помощью Божиею один человек, как пророк Илия, воюет против целого народа.

«Отчего человек бывает плох?» − «Оттого, что забывает, что над ним Бог».

Своя воля царя боле

Своя воля и учит и мучит

Слово опытных: «своя воля и учит и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь научит». Ты прежде не хотела покоряться и как должно относиться к дельной и благословенной наставнице, а теперь нужда научила и возбудила в тебе желание относиться к какой-нибудь старице или иметь собеседником дельную сестру…

А своя воля лишь мучит

…Не умолчу и о неполезной и душевредной четверице, яже [которая] есть: уныние, малодушие, нетерпение и уклонение, которые лишают нас полной власти, могут лишить и благой части, если будем им поддаваться, хотя бы и под благовидным предлогом. Благо только то, что делается по воле Божией и за святое послушание. А своя воля лишь мучит; и тогда только научит, когда будем оставлять оную.

Уксус и молоко порознь хороши

Духовное отношение к кому-либо нельзя соединить со своей волею − выбирай любое, одно из двух. Уксус и молоко порознь хороши и на своем месте полезны, а слить их вместе ̶ выйдет бурда, ни к чему не годная. Так и самочиние и своеволие с духовным отношением и послушанием не совместимы, а надо держаться одного из двух.

Посиди у моря, подожди погоды

В третий раз в письме этом говорю о старице (в которой ты теперь чувствуешь нужду, а когда имела ее, тогда не осознавала потребности в ней). Всегда так бывает: когда обладаем добром, то его не ценим. А теперь по пословице: посиди у моря, подожди погоды − умнее и смиреннее будешь.

Своя воля царя боле

…Ты оскорбилась до болезни…, что одну сестру нужно было выслать из вашей общины. Хотя и прискорбно это, очень прискорбно, но ведь насильно никого не приведешь ко спасению. Земной царь велик, и почти все ему покоряются. Но есть пословица: своя воля царя боле.

Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет. По силе своей позаботимся о других, а все остальное предоставим Господу Богу.

Некоторые толкователи Св. Писания объясняют, что Господь в Гефсиманском саду в последнюю ночь много плакал особенно потому, что знал, что немногие воспользуются Его крестными страданиями, а большая часть по неразумению и по злой и упорной своей воле уклонится в противную сторону.

Покойный Оптинский старец архимандрит Моисей, муж мудрый и духовно опытный, в подобных случаях говаривал: «Наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается ̶ сам смотри».

Вольному воля, а спасенному рай

По причине недостоинства своего не должно отказываться от принятия монашеского образа…

Если не желаешь принять пострижения8, то зачем поступала в монастырь? Впрочем, вольному воля, а спасенному рай.

Не было печали, но лукавые накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки, и наводят неохоту принять пострижение в мантию9.

Стыд не дым, в глаза не лезет

«Один скитский монах пришел к Старцу Амвросию за благословением на отъезд на родину и только хотел начать говорить, а Старец уже отвечает на его мысли: «Ты пришел решать насчет своей поездки. Вот что, брат, не возвещается мне тебя отпустить. Как ты хочешь, смотри сам, чтобы после не раскаиваться, когда будет поздно». А монах и говорит: «Простите, Батюшка, за мою откровенность: пред братиями мне будет неловко. Совестно, что столько времени собирался, ходил к о. Игумену проситься, и потом остаюсь». На что Батюшка сказал: «Что за беда? Стыд не дым, в глаза не лезет. Монаху, брат, стыдно исполнять свою волю, так что лучше быть учеником ученика, нежели жить по своей воле. Об этом и в отеческих писаниях сказано. Стыдно не только перед другими, но перед Богом и своею совестью ̶ она судья неподкупный, бескорыстный. А послушаться совета своего отца духовного не стыдно, но душеспасительно и необходимо. И кто не слушает доброго совета, тот бывает наказан»5.

Обычай10 бычий, а ум телячий

Одержим11 есмь слабостию душевною и телесною и не могу круто поступать, а для некоторых это требовалось бы, к которым очень идет русская поговорка: обычай бычий, а ум телячий.

«Преподавая советы, Старец (о. Амвросий) не имел обыкновения настойчиво требовать, чтобы они непременно исполнялись, и никогда не связывал относящихся к нему каким-нибудь запрещением… Однако прибавлял в назидание просившим у него советов: «Когда говорю, надобно слушать с первого слова, тогда будет послушание по воле Божией. Я мягкого характера − уступлю, но не будет пользы для души».

Но так как по пословице ̶ своя воля царя боле, и для всех она одинаково дорога, то Старцу, понятно, приходилось уступать. В таком случае он говорил: «Как хочешь» или «Можешь так поступить». Но никогда не давал на дело благословения. Находились же такие люди, которые и дело желали вести по своей воле, и вместе просили на это у Старца благословения…

Старец с огорчением в шутливом тоне отвечал иногда так: «Что реку́ человеку чудаку или что возглаголю творящему свою волю?» Такими и подобными шуточными ответами он кое-как отделывался от настойчивых неуместных требований от него благословения. А иному настойчивому своевольнику скажет: «Так-то, брат, обычай-то у нас бычий, а ум телячий». Тут он и сам посмеется, и посетитель вместе с ним, может быть, даже не замечая того, что получил от Старца и выговор, и наставление. И только уже после поймет Старческие слова и не оскорбится на Старца.

К сему присовокупить здесь можно, что просившие от Старца и получившие в делах своих советы за неисполнение их нередко терпели несчастия»5.

Бедность не порок…

Бедность не порок…

Если кто присылает тебе что-либо, принимай это как от руки Божией, и бедности не стыдись. Бедность не порок, а главное средство к смирению и спасению. Сам воплотившийся Сын Божий благоизволил в бедности пожити на земле. Помни это и не стыдись.

Напрасно ты думаешь, что богатство, или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы для тебя полезно и успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные или недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе к смирению и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе питал нас Господь − и впредь силен сотворить сие. Посему возверзим печаль свою на Господа.

Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько ни давай, не удовлетворишь его.

Нужда научит, как калачи есть

Объясняешь, что никогда не была попрошайкой, а нужда заставила тебя просить! Прежде за тебя другие просили, а теперь нужда и самую заставила просить.

Не без причины повторяется поговорка: нужда мудрена! Нужда научит, как калачи есть. Мне случилось слышать от одного опытного человека, который говорил, что все вещи человеческие, которые видим, изобрела или нужда, или прихоть. Что делается по нужде, то бывает или одобрительно, или, по крайней мере, извинительно; а что делается по прихоти, то не всегда бывает извинительно, кольми паче [тем более] одобрительно.

Нужда всему научит (Назидательный рассказ Старца Амвросия)

«Отец посылает сына в лес за делом, а сын говорит ему: «Батюшка, как же я там буду один? Я ничего не знаю». ̶ «Ничего, ступай, − отвечает ему отец ̶ нужда всему научит».

Он поехал, но вот в лесу сломались у него сани. Вспомнил он слова отца «нужда всему научит» и давай кричать: «Нужда!» А она отвечает ему «А…» (эхо). Ждал − ждал он, кричал-кричал, но никто не пришел к нему на помощь. Тогда он слез, сам кое-как поправил сани, приехал к отцу и говорит: «Обманул ты меня, батюшка, ведь нужда не пришла мне на помощь». ̶ «Да как же ты справился то?» − «Да так уж, кое-как» ̶ «Вот это-то самое, что ты кое-как справился, и означает, что нужда научила тебя, как поступить».5

Вред не от денег, а от безрассудной жадности

Пишешь: «Я не люблю так денег, что у меня никогда долго не держатся, потому и бываю всегда без денег, а после занимаю». Но ведь это бестолковщина, и в этом нужно не оправдываться, а лучше укорять себя и постараться исправиться. Если бы мог человек питаться и одеваться воздухом, тогда бы он справедливо пренебрегал деньгами, которые ему, как кажется, иногда надоедают. А как во время холода и голода нельзя пренебрегать потребною одеждою и пищею, так нельзя пренебрегать теми средствами, чрез которые пища и одежда приобретаются.

У св. отцов говорится, что «краи бесовския суть», т.е. что крайности происходят от подущения душевных врагов. Безрассудно быть пристрастну к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими. То и другое худо и ведет не только к смущению, но и даже ко вреду душевному чрез разные путаницы от неправильного пренебрежения.

Деньги сами по себе, или, вернее, по цели, назначенной от Бога, вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчел людей? Были бы вечные споры и ссоры и даже драки до убийства, а малыми монетами и даже ничтожными бумажками люди от всего этого избавляются, сами не понимая того. Вред не от денег, а от безрассудной жадности или скупости, или от злоупотребления. Пользуйся употреблением денег правильно, и будешь покойна. Мир тебе и Божие благословение.

Горе, как море: чем более человек в него входит, тем более погружается

Горе, как море…

…Ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получивши весть о пострижении. Знай, что горе, как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.

Подумай сама, какой безопаснее воин − вооруженный или невооруженный? И какой крепче монах ̶ постриженный или непостриженный?

Искуситель имеет обычай все извращать и в настоящее время стал всех обольщать какой-то мнимою свободой. А безвременная свобода, по слову св. Исаака Сирина, приводит к горькому рабству. Враг не хочет, чтобы мы повиновались Богу и по воле Божией служителям Божиим, а добивается чрез мрачные и тонкие внушения того, чтобы хоть не явно и не ясно, а повиноваться ему. А какого ожидать добра от врага всякого добра, ищущего погибели всех?

Волки в овечьих шкурах

Впредь будь осторожна и осмотрительна при внушениях благовидных помыслов от врагов душевных. Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это − волки вовчих кожах [в овечьих шкурах], как говорит Варсонофий Великий.

Без струмента12 и вошь не убьешь

Молитвы молящихся о нас да помогут тебе принять пострижение в мире и утешении духовном. Знай и твердо веруй, что безопаснее воин вооруженный, хотя последнему и кажется, что ему легче так быть. На земле все делается и совершается при посредстве какого-либо орудия. Есть смешная, но верная пословица: без струмента и вошь не убьешь. Потребен ноготь. Вот я серьезное и заключил смешным, чтобы тебя, серьезную, сколько-нибудь развеселить.

Помни кулеш13, когда неприятную похлебку ешь

Молитвы великих странников [святых] покроют нас. Они милостивы и сострадательны и сбившимся с пути могут указать настоящую дорогу, да еще молочным кулешом подкармливают14, хотя ложки их и не совсем аккуратны. Помни этот кулеш, когда неприятную похлебку ешь15.

Терпел Моисей16

Хвороба к тебе опять пристала, и спина болит, и внутренность не в порядке… Древних христиан враг искушал разными мучениями, а христиан настоящего времени враг искушает разными помыслами и разными недугами телесными…

Есть и поговорка, которою обыкновенно утешают себя скорбящие в затруднительном положении: терпел Моисей, терпел Елисей17, терпел Илия18, потерплю и я.

Не помню, где сказано, что и благочестиво живущему человеку, ежели [если] он не имеет скорбей, считается год за день, а если благочестивый человек переносит большие скорби, тогда вменяется ему день за год.

Спросил бы зимой у гуся, не зябнут ли у него ноги?

Поздравляю тебя с возвращением восвояси. Сердечно желаю тебе жить-поживать да добра наживать. При этой жизни не раз придется вспомнить поговорку: спросил бы зимой у гуся, не зябнут ли у него ноги? А гусь, хотя и нередко ноги, поджимая, переменяет, а все-таки так или сяк зиму переживает. Зато уж, когда придет весна, с самодовольством по озеру плавает.

Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех и беда с кем не бывают

Да помилует тебя Всеблагий Господь и всех живущих с тобою и да поможет тебе вперед не принимать так горячо к сердцу встречающиеся скорби и неприятности, которые едва тебя не приближают к смерти…

Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которые я многократно тебе повторял, а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех и беда с кем не бывают». И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел, и он был мирской а мы – монахи, обрекшие себя на всякую скорбь.

Зло всегда забегает вперед, но не одолевает

Каин19 родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова20, но победа осталась на стороне последних, хотя Исав и гнал Иакова, и Каин убил Авеля, но гонимые блаженствуют, а гонители отвержены Богом. Будем верить и надеяться, что и нас Господь не оставит, только нужно со смирением потерпеть и не роптать.

Ложь всегда останется ложью и никогда правдою быть не может, а оклеветанные рано или поздно всячески оправданы будут.

Зло всегда забегает вперед, но не одолевает. И в числе избранных учеников Христа Спасителя нашелся предатель. Но только противляющиеся истине получили свое достойное воздаяние, а другим повредить нисколько не могли.

Бог не попустит, свинья не съест

Письмо твое получил, содержание которого – продолжение искушений и наветов через о. К. Но есть старинная мудрая поговорка: Бог не попустит, свинья не съест. И в Псалтири сказано: солга неправда себе (Пс. 26,12). К. хочет одолеть тебя неправдою, но обманется в неправде своей по псаломским словам. Неправда эта солжет ему и самого может подвергнуть великому бедствию не только в будущей жизни, но и в настоящей. Фараон притеснял израильтян, но сказано, что погряз в воде, как олово.

Много вещей есть, да многое нельзя есть

«Старец Амвросий не только никогда не скорбел о своей болезненности, но, напротив, всегда был в веселом настроении духа и даже шутил. В одном из своих писем он писал:

«Болезненные прижимки во всем теле есть, и от холоду, и от невольного голоду. Много вещей есть, да многое нельзя есть. Слабый желудок и неисправные кишки не дозволяют. Впрочем, по старой привычке я все-таки понуждаюсь есть, хотя после и приходится большую тяготу понесть от головной боли и от рвотной доли. А кроме того, и приезжие, и приходящие докучают, сидеть подолгу в хибарке скучают. Вот так мы день за днем и живем, и несправедливыми слывем в приеме приходящих и приезжающих. А виновата моя немощь перед Богом и людьми».5

Повинной головы ни секут, ни рубят

Елико21 отстоят востоцы от запад, толико22 дело от слова

Блаженный Екдикт пишет: «Дом души – терпение; пища души – смирение. Когда пищи в доме недостает, тогда душа выходит вон, то есть из терпения…» На словах об этом рассуждать легко, а на деле исполнить не всегда легко и не для всех. Козельский гражданин имел обычай при случае говорить: «Елико отстоят востоцы от запад (Пс. 102, 12), толико дело от слова».

Хоть сзади, но в том же стаде

Никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение. А смиряться удобнее неисправимому подвижнику23, нежели строгому и исправному, чему ясный пример мытарь и фарисей (Лк. 18, 9–14

Жить-не тужить. Изречения Амвросия Оптинского. — Мудрые слова — Для души — Статьи

Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: «Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал». Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму.
Е.Поселянин.

***

Чадце мое нетолковитое,
мир тебе и Божие
благословение
и всякое утверждение
в терпении и долготерпении,
в нем же имамы великую
потребу,
да благодушно переносим
вся встречающаяся
и вся приключающаяся.

***

Благодушно и благодарно
терпящим все
обещается там покой.
Да ведь какой?
И сказать невозможно;
Только требуется для этого
жить осторожно,
и прежде всего жить
смиренно, а не тревожно,
и поступать как следует
и как должно.
В ошибках же каяться
и смиряться,
но не смущаться.

***

N! не будь как докучливая
муха,
которая иногда без толку
около летает,
а иногда и кусает и тем
и другим надоедает,
а будь как мудрая пчела,
которая весной усердно
дело свое начала
и к осени окончила
медовые соты,
которые так хороши,
как правильно
изложенные ноты.
Одно сладко,
а другое приятно…

***

Ты, N, чай пей,
Только дело духовное
разумей.

***

Без смиренья
невозможно иметь
успокоенья.
***

На слово не верь всякому
вздору
без разбору-
что можно родиться
из пыли
и что люди прежде
обезьянами были.
А вот это правда,
что многие люди стали
обезьянам подражать
и до степени обезьян себя унижать.

***

Потерпи;
может, откроется тебе
откуда-либо клад,
тогда можно будет
подумать
о жизни на другой лад;
а пока вооружайся
терпением и смирением,
и трудолюбием,
и самоукорением.

***

Воли человека
и Сам Господь не понуждает,
хотя многими способами
и вразумляет.

***

Немощь, и слабость,
и усталость, и изнеможение,
а к ним еще и леность
и нерадение-
вот мои спутницы!
и с ними мое всегдашнее
пребывание.

***

Мать!
Давно было сказано,
чтобы не унывать,
а на милость и помощь
Божию уповать!
Что говорят-слушай,
а что подают-кушай.

***

Послушай, сестра!
Не будь востра, не будь
пестра!
А будь постоянна и смирна-
и будешь мирна!

***

Не люби слушать
о недостатках других,
тогда у тебя будет
меньше своих.

***

Слышу о тебе,
начальственная мать,
что ты не перестаешь унывать
с тех пор, как начала горевать,
получивши весть о пострижении.
Знай, что горе-как море:
чем более человек в него
входит,
тем более погружается.

***

Мир тебе и милым гусяткам!
Которые бывают иногда
милы,
иногда же и гнилы.
***

Хорошо бы, новая матушка
…ина,
Если бы у тебя наружно
была приятная
и назидательная мина,
при этом и душевная
тишина хранима.
Хотя это не легко,
и претрудно,
и не всегда удобно,
но зато и нам и другим
полезно.

***

Твоя духовная храмина,
как четырьмя углами,
утверждается четырьмя
твоими молитвенницами…
Стой же, сия храмина,
твердо и не шатайся,
ни вспять, ни на десно,
ни на шуе не озирайся,
а зри прямо к востоку,
от онуду же пришедый
Господь глаголет о Себе:
Не приидох да творю волю
Мою,
но волю пославшаго
Мя Отца.

***

К сказанной четверице
прибавлю
еще две четверицы.
Евангельское учение
утверждается
четырьмя евангелистами,
а жизнь христианская-
четырьмя главными
добродетелями:
мужеством, мудростию,
целомудрием и правдою.
Не умолчу и о неполезной
и душевредной четверице,
яже есть:
уныние, малодушие,
нетерпение и уклонение,
которые лишают нас
полной власти,
могут лишить и благой части,
если мы будем им
поддаваться,
хотя бы и под благовидным
предлогом.

***

Мати! Не унывати,
а на милость и помощь
Божию уповати,
и мене, грешного,
в молитвах своих поминати.

***

Как-то ваши дела идут
и к какому концу грядут?

***

Приветствую о Господе NN:
певчих, поющих
и читающих,
келейных сестер,
стряпающих и ходящих,
метущих и мятущихся,
но не оскудевающих верою
и упованием.
Скоро ли ваш храм будет
дивен в правде?

***

В целом мире бесскорбного
места не найдешь,
везде к одному заключению
придешь,
что потерпеть нужно.

***

Не дают награду за отраду,
а только за скорби
и за подвиги.

***

Кто уступает,
тот больше приобретает.

***

Отчего человек бывает плох?
Оттого, что забывает,
что над ним Бог.

***

Где просто,
там ангелов со сто,
а где мудрено ,там ни одного.

***

От ласки у людей бывают
совсем другие глазки.

***
Кто нас корит, тот нам дарит,
а кто хвалит, тот у нас крадет.

***

Смотри, Мелитона,
держись среднего тона;
возьмешь высоко-будет
нелегко,
возьмешь низко-будет
склизко;
а ты, Мелитона,
держись среднего тона.

***

Катя! Назад не пяти.
Катиш! Смотри,
Куда катишь.
Кати туда, где тишь, да гладь,
да Божья благодать.

***

Лизок! Смотри в низок,
там находится смиренье
и обретается терпенье.

***

Мать Евмения!
Собери свое разумение.

***

Не беда, что во ржи лебеда,
а вот беда,
когда в поле ни ржи,
ни лебеды.

***

Оттого и кончина была
хороша, что жила хорошо.
Как поживешь,
так и умрешь.

***

Если слушать чужие речи,
придется взвалить осла
на плечи.

***

Иди куда поведут;
смотри, что покажут,
и все говори:
да будет воля Твоя.

***

Нужно жить нелицемерно
и вести себя примерно,
тогда наше дело будет верно,
а иначе выйдет скверно.

***

Жить -не тужить,
никого не осуждать,
никому не досаждать,
и всем мое почтение.

***

Народ! Не разевай рот!

***

Терпел Елисей,
терпел Моисей,
терпел Илия,
потерплю и я.

***

Кроме властей земных,
на земле есть еще
и Царь Небесный,
Дух Святый,
всем управляющий
и к пользе нашей полезное
устрояющий,
неполезное отстраняющий.

***

Возмогай о Господе
и в державе крепости Его!
Да возрадуется душа твоя
о Господе,
облече бо нас в ризу
спасения
и одеждою веселия
одея нас;
и глаголет к нам через
Апостола:
всегда радуйтеся,
о всем благодарите,
сия бо есть воля Божия.


Источник: Жить-не тужить.Изречения Амвросия Оптинского. Москва, «Никея», 2011

15 цитат преподобного Амвросия Оптинского

1. Тогда только жизнь будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его — значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям….

2. Семейные тяготы должно переносить, как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой.

3. Советую держаться золотой середины в обращении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и своей совестью.

4. Ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь никаких неудобств и будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить.

5. Мы должны быть рассудительны, то есть должны прежде всего заботиться о получении милости Божией и спасения вечного, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временные блага.

6. Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся.

7. Развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг к другу, то не должно им разводиться; а в противном случае связывать супругов неудобно. Этому правилу следует и святая Церковь…

8. Муж твой чрезмерно предан винопитию, а ты с ним жестоко обращаешься. <…> Лучше с верой и усердием молись за него святому Иоанну Крестителю Господню и мученику Вонифатию, чтобы Всеблагий Господь, за молитвы Своих угодников, отвратил его от пути погибельного и возвратил на путь трезвой воздержанной жизни.

9. Молитва за близких должна быть приносима со смирением Всеведущему и Всесильному Богу. Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем.

10. Избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это.

11. Что благoe посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания.

12. Крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во всё продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо.

13. Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: аще… не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное (Мф. 18: 3). А святой апостол Павел протолковал это так: Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте (1 Кор. 14: 20).

14. Всячески враг искушает, особенно перед смертью, чтобы нанести какую-либо рану или хоть положить какое-либо пятно, чтобы при исходе души иметь свое знамение к удержанию и препятствию в переходе в будущую блаженную жизнь…

15. Полезно церковное поминовение и частные молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести епитимии. Ежели человек согрешил, то, по правосудию Божию, должен понести мучение или томление: покаявшимся — временное, а непокаявшимся — вечное.

Источник: сборник «Советы супругам и родителям» преподобного Амвросия Оптинского (Гренкова)

Изречения Амвросия Оптинского. — Православные цитаты — православная социальная сеть «Елицы»

Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: «Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал». Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму.

***

Чадце мое нетолковитое,
мир тебе и Божие
благословение
и всякое утверждение
в терпении и долготерпении,
в нем же имамы великую
потребу,
да благодушно переносим
вся встречающаяся
и вся приключающаяся.

***

Благодушно и благодарно
терпящим все
обещается там покой.
Да ведь какой?
И сказать невозможно;
Только требуется для этого
жить осторожно,
и прежде всего жить
смиренно, а не тревожно,
и поступать как следует
и как должно.
В ошибках же каяться
и смиряться,
но не смущаться.

***

N! не будь как докучливая
муха,
которая иногда без толку
около летает,
а иногда и кусает и тем
и другим надоедает,
а будь как мудрая пчела,
которая весной усердно
дело свое начала
и к осени окончила
медовые соты,
которые так хороши,
как правильно
изложенные ноты.
Одно сладко,
а другое приятно…

***

Ты, N, чай пей,
Только дело духовное
разумей.

***

Без смиренья
невозможно иметь
успокоенья.
***

На слово не верь всякому
вздору
без разбору-
что можно родиться
из пыли
и что люди прежде
обезьянами были.
А вот это правда,
что многие люди стали
обезьянам подражать
и до степени обезьян себя унижать.

***

Потерпи;
может, откроется тебе
откуда-либо клад,
тогда можно будет
подумать
о жизни на другой лад;
а пока вооружайся
терпением и смирением,
и трудолюбием,
и самоукорением.

***

Воли человека
и Сам Господь не понуждает,
хотя многими способами
и вразумляет.

***

Немощь, и слабость,
и усталость, и изнеможение,
а к ним еще и леность
и нерадение-
вот мои спутницы!
и с ними мое всегдашнее
пребывание.

***

Мать!
Давно было сказано,
чтобы не унывать,
а на милость и помощь
Божию уповать!
Что говорят-слушай,
а что подают-кушай.

***

Послушай, сестра!
Не будь востра, не будь
пестра!
А будь постоянна и смирна-
и будешь мирна!

***

Не люби слушать
о недостатках других,
тогда у тебя будет
меньше своих.

***

Слышу о тебе,
начальственная мать,
что ты не перестаешь унывать
с тех пор, как начала горевать,
получивши весть о пострижении.
Знай, что горе-как море:
чем более человек в него
входит,
тем более погружается.

***

Мир тебе и милым гусяткам!
Которые бывают иногда
милы,
иногда же и гнилы.
***

Хорошо бы, новая матушка
…ина,
Если бы у тебя наружно
была приятная
и назидательная мина,
при этом и душевная
тишина хранима.
Хотя это не легко,
и претрудно,
и не всегда удобно,
но зато и нам и другим
полезно.

***

Твоя духовная храмина,
как четырьмя углами,
утверждается четырьмя
твоими молитвенницами…
Стой же, сия храмина,
твердо и не шатайся,
ни вспять, ни на десно,
ни на шуе не озирайся,
а зри прямо к востоку,
от онуду же пришедый
Господь глаголет о Себе:
Не приидох да творю волю
Мою,
но волю пославшаго
Мя Отца.

***

К сказанной четверице
прибавлю
еще две четверицы.
Евангельское учение
утверждается
четырьмя евангелистами,
а жизнь христианская-
четырьмя главными
добродетелями:
мужеством, мудростию,
целомудрием и правдою.
Не умолчу и о неполезной
и душевредной четверице,
яже есть:
уныние, малодушие,
нетерпение и уклонение,
которые лишают нас
полной власти,
могут лишить и благой части,
если мы будем им
поддаваться,
хотя бы и под благовидным
предлогом.

***

Мати! Не унывати,
а на милость и помощь
Божию уповати,
и мене, грешного,
в молитвах своих поминати.

***

Как-то ваши дела идут
и к какому концу грядут?

***

Приветствую о Господе NN:
певчих, поющих
и читающих,
келейных сестер,
стряпающих и ходящих,
метущих и мятущихся,
но не оскудевающих верою
и упованием.
Скоро ли ваш храм будет
дивен в правде?

***

В целом мире бесскорбного
места не найдешь,
везде к одному заключению
придешь,
что потерпеть нужно.

***

Не дают награду за отраду,
а только за скорби
и за подвиги.

***

Кто уступает,
тот больше приобретает.

***

Отчего человек бывает плох?
Оттого, что забывает,
что над ним Бог.

***

Где просто,
там ангелов со сто,
а где мудрено, там ни одного.

***

От ласки у людей бывают
совсем другие глазки.

***
Кто нас корит, тот нам дарит,
а кто хвалит, тот у нас крадет.

***

Смотри, Мелитона,
держись среднего тона;
возьмешь высоко-будет
нелегко,
возьмешь низко-будет
склизко;
а ты, Мелитона,
держись среднего тона.

***

Катя! Назад не пяти.
Катиш! Смотри,
Куда катишь.
Кати туда, где тишь, да гладь,
да Божья благодать.

***

Лизок! Смотри в низок,
там находится смиренье
и обретается терпенье.

***

Мать Евмения!
Собери свое разумение.

***

Не беда, что во ржи лебеда,
а вот беда,
когда в поле ни ржи,
ни лебеды.

***

Оттого и кончина была
хороша, что жила хорошо.
Как поживешь,
так и умрешь.

***

Если слушать чужие речи,
придется взвалить осла
на плечи.

***

Иди куда поведут;
смотри, что покажут,
и все говори:
да будет воля Твоя.

***

Нужно жить нелицемерно
и вести себя примерно,
тогда наше дело будет верно,
а иначе выйдет скверно.

***

Жить -не тужить,
никого не осуждать,
никому не досаждать,
и всем мое почтение.

***

Народ! Не разевай рот!

***

Терпел Елисей,
терпел Моисей,
терпел Илия,
потерплю и я.

***

Кроме властей земных,
на земле есть еще
и Царь Небесный,
Дух Святый,
всем управляющий
и к пользе нашей полезное
устрояющий,
неполезное отстраняющий.

***

Возмогай о Господе
и в державе крепости Его!
Да возрадуется душа твоя
о Господе,
облече бо нас в ризу
спасения
и одеждою веселия
одея нас;
и глаголет к нам через
Апостола:
всегда радуйтеся,
о всем благодарите,
сия бо есть воля Божия.

Источник: Жить-не тужить.Изречения Амвросия Оптинского. Москва, «Никея», 2011

житие и духовные наставления преподобного старца, высказывания и цитаты из книг писем святого, икона, изречения и поучения для мирян

Акафист прп. Амвросию Оптинскому

Кондак 1

Избранный угодниче Божий и чудотворче, великий старче Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси дивный наставниче, прославляюще твое в подвизех изрядное житие, приносим многохвальное пение, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молися о всех нас, чадех твоих, со умилением зовущих:
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Икос 1

Ангельскому житию подражая, отвергл еси вся красная и скоропреходящая тленнаго мира сего и стопы своя направил еси к духовному учителю и прозорливцу старцу Илариону, да наставит тя на путь истиннаго жительства и благословит на подвиги спасения. Он же, провидев грядущее твое богоугодное житие, посла тя в обитель Оптину, и тамо ты обрел еси себе доброе пристанище. Мы же, видяще таковое Божие изволение о тебе, глаголем сицевая:
Радуйся, Богом избранная отрасле благочестия родителей; радуйся, измлада лет твоих Господа возлюбивый.
Радуйся, к книжней мудрости усердие от юности имевый; радуйся, святых отцев духоносное учение познавый.
Радуйся, скорогибнущих благ мира сего отвержение; радуйся, нетленных сокровищ неослабное желание.
Радуйся, Божия произволения о спасении души твоея искавый; радуйся, благословение на путь монашеский получивый.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 2

Видя сердца твоего благое намерение, Христос предначерта узкий и тернистый путь твоего спасения, и, егда был еси внезапу на смертнем одре болезни, даде Господу обещание: аще исцелит тя, всего себе предати подвигом иночества. Востав же по милости Божией со одра болезни, абие прославил еси всещедраго Бога, Врача душ и телес, зовя: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Божественных писаний стяжав, в страсе Божием помышлял еси, како Господь устроит грядущий путь твоего спасения и како вступити на стезю многотруднаго и скорбнаго монашескаго жительства. Мы же, дивящеся твоему благому намерению, воспеваем ти:
Радуйся, на Бога Промыслителя всю надежду возложивый; радуйся, токмо Его благоизволения взыскавый.
Радуйся, всякое испытание во спасение души понести готовый; радуйся, совести своея велению последовавый.
Радуйся, увеселения мирская возненавидевый; радуйся, богатства земная невозлюбивый.
Радуйся, Богу Единому поработати всего себе подвигнувый; радуйся, Тому точию угодити восхотевый.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 3

Силою любве утверждаяся в вере, поревновал еси Евангельское житие стяжати по образу преподобных отцев Церкве древния. Егда же даде ти Господь разумение сего благоугождения, воспел еси со умилением: Аллилуиа.

Икос 3

Имея крепкую веру во благое промышление Божие о спасении человека, притекл еси к честному образу Пресвятыя Богородицы Тамбовския, еже бысть тебе благословение родительское, и смиренно молил еси Владычицу, да управит путь твой. Мы же, видяще твое неотступное упование на милость Царицы Небесныя, поем ти:
Радуйся, Божия Матере верное и возлюбленное чадо; радуйся, Ея священнаго покрова силы тайное постижение.
Радуйся, благословения родительскаго чрез Ея образ добронравный хранителю; радуйся, Заступницы усердныя благоговейный почитателю.
Радуйся, многочастне в нощи молитвы к Ней слезно возносивый; радуйся, помощь небесную от Нея непостыдно восприемый.
Радуйся, тако утешение в сердце своем обретый сладостное; радуйся, яко умиление приял еси благоотишное.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 4

Бурею помышлений движимый, пришел еси в обитель преподобнаго Сергия Радонежскаго, да укрепит твое сердце на подвиги предстоящаго иноческаго поприща всея России чудотворец и учитель монашескаго делания, преизливающий от раки своих честных мощей токи благодатныя помощи. Умилився же тамо сердцем, взывал еси с радостию: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша велие житие и благочестие богомудрых отцев и старцев Оптины пустыни, тайно оставил еси мир и вся, яже в нем, и пришел еси, не обинуяся, в обитель сию во смирении души, во еже спастися и угодити Богу. Мы же, видяще вящую ревность души твоея, приносим ти хвалебную песнь:
Радуйся, тленная блага мира сего нивочтоже вменивый; радуйся, сладость церковную познавый.
Радуйся, во обитель святую вселивыйся; радуйся, всего себе Богу отдавый.
Радуйся, заповеди Божия неленостно исполнивый; радуйся, плоды Христова учения сладце вкусивый.
Радуйся, подвигов святых отцев ревнителю; радуйся, чистоты душевныя неусыпный хранителю.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 5

Богозданная пустынь прият тя, яко во объятия отча, в нюже кротко вселился еси и тамо первее понесл еси труды послушания в келии великаго старца, богопросвещеннаго Льва, имже наставлен был еси к духовному деланию. Уведев же сладость отречения воли своея, возопил еси: Аллилуиа.

Икос 5

Видяще твое иноческое преуспеяние, облекоша тя отцы пустыни в ризы схимы великия, и сподоби тя Подвигоначальник Христос благодати ангельскаго чина приобщитися, сего ради вопием ти:
Радуйся, всем сердцем Бога возлюбивый; радуйся, всею душею Ему послуживый.
Радуйся, веру чрез многия труды непреложно утвердивый; радуйся, надеждою на помощь свыше себе вооруживый.
Радуйся, любве евангельския сокровище; радуйся, даров Духа Святаго вместилище.
Радуйся, подвигов монашеских воине доблественный; радуйся, равноангельнаго жития подражателю предивный.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 6

Проповедник православныя веры и истиннаго жития во Христе Иисусе явился еси, противныя Евангелию и Церкви учения отрицая, и многия от пути заблуждения обратил еси ко Христу Жизнодавцу, поя благодарственно: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко свеща многосветлая, в земли Российстей, просвещая всякаго человека, приходящаго к тебе, светом истины, людие же, обремененнии грехми и скорбьми многими, обретоша в тебе богоразумнаго наставника благочестия и добраго отца всем немощствующим, страждущим и уничиженным, воспевающе таковая:
Радуйся, светильниче православныя страны Российския; радуйся, зерцало Божественныя любве.
Радуйся, столпе веры апостольския; радуйся, каменю надежды жизни вечныя.
Радуйся, наставниче во всяких обстояниих боговдохновенный; радуйся, проповедниче покаяния рачительный.
Радуйся, врачу недугов телесных; радуйся, целителю болезней душевных.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 7

Хотя последовати Самому Христу, подражал еси Ему всеусердно, взем иго Его на себе и, научився от Него кротости и смирению, обрел еси покой души своей, зовущей присно: Аллилуиа.

Икос 7

Новая и дивная звезда святости явися на небе церковнем, егда восшел еси по лестнице духовней к совершенству ангелоподобному, простерл еси лучи любве своея по лицу всея земли Русския и привлекл еси к себе знатная и худородная, мудрая века сего и немудрая, вопиющая к тебе сицевая:
Радуйся, граде, верху горы стояй; радуйся, светило, мрак неведения прогоняющее.
Радуйся, вся немощная врачуяй; радуйся, от бед и прельщений вражеских избавляяй.
Радуйся, печальных утешителю; радуйся, жаждущих духовный напоителю.
Радуйся, хитрословеснаго мудрования века сего обличителю; радуйся, многих заблудших на путь истины исправителю.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 8

Странником и пришельцем в земном мире предстал еси, взыскующим града небеснаго, и понесл еси тяготы и немощи ищущаго у тебе помощи ближняго, и тако исполнил еси закон Христов, поя с благодарением: Аллилуиа.

Икос 8

Весь огнем Божественныя любве исполненный, крест многотрудный болезней телесных пронесл еси чрез все твое иноческое житие, в терпении стяжав душу твою, по слову Евангелия Христова, и всех нас научил еси безропотному крестоношению, зовущих ти:
Радуйся, вождю ищущих спасения; радуйся, образе истиннаго послушания.
Радуйся, сам тяжкие недуги до конца претерпевый; радуйся, приходящия к тебе в болезнех и печалех терпению научивый.
Радуйся, паствы твоея изрядный душепопечителю; радуйся, алчущих жизни вечныя питателю.
Радуйся, обидимых покровителю; радуйся, непокорных воли Божией вразумителю.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 9

Все естество человеческое в болезнех и телесных немощех испытал еси, плоть распяв со страстьми и похотьми, и молитвою неустанною отгонял еси напасти и искушения лукавых духов и тем вся научал еси противостати кознем диавольским, взывая с верою: Аллилуиа.

Икос 9

Витийства суемудрых, неведавших силы веры православныя, отметал еси словом Божиим и чистым житием твоим и воистину возсиял еси, яко светозарный столп благочестия и хранитель святоотеческаго предания, усердно прелагая древняя писания отцев в письмена удобовразумительная. Мы же, дивящеся трудом твоим, воспеваем сице:
Радуйся, веры правыя адаманте; радуйся, жития по вере крепосте.
Радуйся, духа благочестия насадителю; радуйся, добродетелей христианских сеятелю.
Радуйся, подвигов старчества преуспеяние; радуйся, множества иноков духовное просвещение.
Радуйся, приведый тех ко спасению; радуйся, обративый многия грешныя к покаянию.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 10

Спастися взыскующим Царства Небеснаго вспомоществуя, верный путеводитель явился еси, мирския и духовныя управляя; на конец же лет своих многия труды положил еси, обитель Шамординскую убогим устрояя, да сестры тоя обретут душевный покой и спасение, воспевающе песнь хвалебную: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище был еси чадом твоим, молитвами неусыпными от демонских наваждений охраняя; на невидимую брань с духи злобы вдохновлял еси их, гордость и славолюбие смирением упраздняя. Темже радующеся зовем ти:
Радуйся, стрелы вражия угасивый; радуйся, демонския полки победивый.
Радуйся, пленных от духов злобы свободивый; радуйся, из темницы страстей многия души изведый.
Радуйся, любовию и молитвами заблудшия к Богу обративый; радуйся, сирот и вдовиц добрый попечителю.
Радуйся, водительства иноков и инокинь богоносный зиждителю; радуйся, смиренномудрия и кротости доброгласный проповедниче.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 11

Пение умиленное приносим ти, скорому помощнику в нуждах и печалех всем, к тебе с верою и любовию притекающим, до конца бо дней своих был еси чадолюбивый отец страждущих и обремененных, чающих утешения души. Темже неложно прославляется тобою Бог, дивный во святых Своих, зовущих непрестанно: Аллилуиа.

Икос 11

Светильника добродетелей видеша в тебе вси концы, отче наш Амвросие, яко в терпении и смирении земное странствие скончал еси и исполнил еси вся, яже заповеда нам Христос во святем учении, и преселился еси от земли на небо, внидя в радость Господа своего, яко верный раб Христов. Темже радующеся воспеваем ти таковая:
Радуйся, усердный слуго, сотворивый волю Господина своего; радуйся, воине Христов, суету житейскую оставивый.
Радуйся, Богу Единому послуживый; радуйся, вся заповеди Божия исполнивый.
Радуйся, обители небесныя удостоивыйся; радуйся, горния славы приобщивыйся.
Радуйся, наследниче жизни вечныя; радуйся, угодниче Божий прехвальный.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 12

Благодати Божия сокровище некрадомое унаследовал еси и тихое, безмятежное пристанище на небесех обрел еси. Действием же промысла Божия во дни торжествуемаго тысящелетия Крещения Руси прославлен и к лику святых причислен был еси. Ныне, ублажающе память твою святую, поем вси: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое всероссийское прославление, возносим ти, яко благоухание кадильное, смиренныя наша молитвы: не забуди чад твоих, почитающих имя твое святое и взывающих к тебе в благодарении:
Радуйся, Амвросие, Божественнаго безсмертия тезоименитый; радуйся, Церкве Православныя честная похвало.
Радуйся, лика святых угодников причастниче; радуйся, сонма преподобных отцев сотаинниче.
Радуйся, пред Престолом Бога Всевышняго наш твердый предстателю; радуйся, пред судом Божиим наш теплый ходатаю.
Радуйся, нас, странствующих во юдоли плачевней, путеводителю; радуйся, о всей земли Российстей неусыпный молитвенниче.
Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Кондак 13

О, дивный угодниче Христов и чудотворче, преподобне старче наш Амвросие, приими ныне малое моление недостойных чад твоих, не остави нас в скорбех и болезнех, прииди и простри руку помощи, настави нас на путь покаяния и спасения, во еже избавитися муки вечныя, да тобою присно славим Бога, вопиюще: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангельскому житию …» и 1-й кондак «Избранный угодниче…»

15 мудрых мыслей святого Амвросия Оптинского / Православие.Ru

10 июля церковь вспоминает об обретении мощей преподобного Амвросия Оптинского. Этот подвижник – один из самых ярких представителей старчества. Его считают прообразом старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы».

Амвросий Оптинский
Амвросий Оптинский
    

Преподобный Амвросий Оптинский ( в миру Александр Гренков) родился 21 или 23 ноября 1812 года. Он учился в Тамбовской семинарии и преподавал в Липецком духовном училище. В 1842 году принял монашество. В 1860 году стал главным духовником Оптинской пустыни. Внешняя жизнь старца в скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению.

С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Для русской культуры большое значение имели тесные отношения Преподобного Амвросия с писателями и философами – Федором Достоевским, Константином Леонтьевым, Львом Толстым и Василием Розановым. Скончался преподобный Амвросий 23 октября 1891 года и был похоронен в Оптиной пустыни. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни.

Вспомним самые мудрые наставления Преподобного:

Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.

Три степени для спасения, как сказано у св.Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.

Везде война, везде борьба; и получают успокоение только подвизающие душевно, руководясь законом Божиим.

Смиряйся, и все дела твои пойдут. Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота.

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

Тщеславие не дает покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов.

Кто уступает, тот больше приобретает.

Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.

Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом слабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молится, в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает.

Апостол Петр отдал сети и получил Царствие Небесное; вдовица отдала две лепты; у кого миллионы, пусть отдаст их; а у кого ничего нет, пусть отдаст произволение.

Не надо верить приметам, и не будут исполняться.

Страх Божий есть начало очищения совести.

Когда ложишься спать, кровать и келью крестить с молитвой «да воскреснет Бог».

Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь. Дурные сны бывают от трех вещей: от осуждения, от тщеславия и от объедания.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о