Содержание

25 пронзительных высказываний Виктора Франкла — психолога, пережившего концлагерь

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

1941 год. Нацисты уже начали отлавливать евреев и отправлять в концентрационные лагеря. Как бы вы поступили, имея на руках свежую американскую визу, дарующую возможность уехать и оказаться в безопасности, при этом понимая, что ваши родители останутся и совсем скоро к ним в дом нагрянут с визитом фашисты? Австрийский психиатр, психолог и невролог еврейского происхождения Виктор Франкл, вопреки вполне реальной возможности сбежать, выбрал остаться с семьей. Все потому, что на тот момент он уже знал кое-что важное о смысле человеческого существования.

Ученый с международным именем осознанно позволил схватить себя и отправился в нацистский лагерь вместе с родными, потому что буквально накануне войны практически завершил разработку своей теории о смысле жизни как главной движущей силы развития личности.

«У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь», — писал Франкл в одном из своих трудов. И он выбрал свой путь, узрев смысл в том, чтобы помогать семье и другим узникам лагерей. Впоследствии, благодаря этому опыту, его теория прошла жесткую проверку на прочность. Действительно, наибольшие шансы выжить, по наблюдениям врача, оказывались у людей с крепким духом, в то время как крепкое здоровье имело второстепенное значение.

Нам в AdMe.ru кажется, что именно эта предыстория объясняет, почему теории Франкла стали достоянием мировой общественности, а научные труды, в особенности всемирно известная монография «Сказать жизни „да!“», — разлетаются на цитаты. С самыми волнующими фразами и выводами отважного психолога о счастье, любви и поиске смысла жизни вы можете ознакомиться ниже.

О счастье и любви

  • Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но, если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

  • Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеческим существом, которое страстно его ждет, или перед незаконченной работой, уже не сможет бросаться своей жизнью. Он знает, «зачем» ему жить, и будет способен вынести почти любое «как».

  • Счастье — это когда худшее обошло стороной.

  • Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.

  • Нам опять и опять приказывается и предписывается быть счастливыми. Но счастье не может быть объектом стремления, погони; оно должно быть результатом чего-то другого.

    Надо иметь основание быть счастливым.

  • Только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять!

Об успехе и самореализации

Виктор Франкл о поисках смысла жизни — Рамблер/субботний

Виктор Эмиль Франкл — человек, спасший тысячи жизней. Талантливый психиатр, невролог и психолог, он создал логотерапию (направление экзистенциального анализа, основанное на поиске смысла жизни для пациента).

По мнению врача, самоубийцы, наркоманы и алкоголики лишены цели, ради которой могли бы жить, что и приводит к трагическим последствиям.

Франкл назвал три пути, благодаря которым человек может сделать свою жизнь более осмысленной: созидание, получение нового опыта и, собственно, нахождение смысла в самой жизни, в том числе и в страданиях.

Последний, крайний путь, Франкл открыл, будучи узником нацистского концлагеря, где старался не только выжить сам, но и помочь заключенным.

Он, а также другие психологи и социальные работники, оказавшиеся Терезиенштадте, организовали специальную службу помощи и создали целую информационную сеть, благодаря которой узнавали о суицидальных склонностях других узников лагеря смерти.

«Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение.

Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“», — вспоминал врач в книге «Воля к смыслу».

Виктор Франкл был освобождён 27 апреля 1945 года американскими войсками, а в этом же году закончил всемирно известную монографию «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере».

Цитаты из этой и других его работ мы собрали для нашего материала.

— В эпоху Фрейда причиной всех бед считалась сексуальная неудовлетворённость, а ныне нас уже волнует другая проблема — разочарование в жизни. Если во времена Адлера типичный пациент страдал от комплекса неполноценности, то в наши дни пациенты жалуются главным образом на чувство внутренней опустошённости, которое возникает от ощущения абсолютной бессмысленности жизни. Вот что я называю экзистенциальным вакуумом. («Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия»)

— Пусть на какие-то минуты, пусть в каких-то особых ситуациях, но юмор — тоже оружие души в борьбе за самосохранение. Ведь известно, что юмор, как ничто другое, способен создать для человека некую дистанцию между ним самим и его ситуацией, поставить его над ситуацией, пусть, как уже говорилось, и ненадолго. («Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере»)

— Не ставьте себе целью успех — чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, тем вернее вы его упустите. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; он должен получиться — и получается — как неожиданный побочный эффект личной преданности большому делу, или как побочный результат любви и преданности другому человеку. Счастье должно возникнуть само собой, как и успех; вы должны дать ему возникнуть, но не заботиться о нем… вы доживете до того, чтоб увидеть, как через долгое время — долгое время, я сказал! — успех придет, и именно потому, что вы забыли о нем думать! («Человек в поисках смысла»)

— Счастье подобно бабочке — чем больше его ловишь, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет к вам на плечо. («Человек в поисках смысла»)

— Никто не вправе вершить бесправие, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко. («Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере»)

— Живи так, словно живешь уже во второй раз и при первой попытке испортил все, что только можно испортить. («Воспоминания»)

— Наследственность — это не более чем материал, из которого человек строит самого себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель — не из камней. («Человек в поисках смысла»)

— Вы должны понимать, что весь мир — это шутка. Справедливости не существует, все происходит случайно. Только когда вы это поймете, то согласитесь, что глупо принимать всерьез самого себя. Во вселенной нет великой цели. Она просто существует. Совершенно неважно, как именно вы решите поступать в том или ином случае. («Человек в поисках смысла»)

— Каждой твари дано оружие для самозащиты — кому рога, кому копыта, жало или яд, у меня — дар красноречия. Покуда мне рот не заткнут, со мной лучше не связываться. («Воспоминания»)

— Дело в том, что я соблюдаю принцип: любые мелочи исполнять столь же тщательно, как и самое великое дело, и самое великое дело — с тем же спокойствием, что и самое незначительное. («Воспоминания»)

— В нечеловеческих условиях способен выжить только тот, кто устремлен в будущее, кто верит в свое призвание и мечтает выполнить свое предназначение. («Человек в поисках смысла»)

— Только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять! («Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере»)

— Если страх превращает пугающие мысли в реальность, то слишком сильное желание мешает получить желаемое. («Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия»)

— Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. («Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере»)

— Думаю, для незрелого человека заманчивость психиатрии заключается в посуле власти над другими: можно распоряжаться, можно манипулировать людьми; знание — сила, и знание механизмов, в которых неспециалисты не разбираются, а мы разобрались до тонкости, дает нам власть. («Воспоминания»)

Виктор Франкл — тем, кто потерял смысл жизни

… Человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается. Фраза, которой он отклоняет все попытки подбодрить его, типична: «Мне нечего больше ждать от жизни». Что тут скажешь? Как возразишь?

Виктор Франкл — знаменитый австрийский врач-психотерапевт, психолог и философ, прошедший через Освенцим. Приводим главу из его книги «Сказать жизни «Да!», над которой он работал в лагере и завершил после освобождения.


… Человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается. Фраза, которой он отклоняет все попытки подбодрить его, типична: «Мне нечего больше ждать от жизни». Что тут скажешь? Как возразишь?

Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Говоря философски, тут необходим своего рода коперниканский переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа.

Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия, у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Жизнь, как мы ее здесь понимаем, не есть нечто смутное, расплывчатое — она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент тоже весьма конкретны. Эта конкретность свойственна человеческой судьбе: у каждого она уникальна и неповторима. Ни одного человека нельзя приравнять к другому, как и ни одну судьбу нельзя сравнить с другой, и ни одна ситуация в точности не повторяется — каждая призывает человека к иному образу действий. Конкретная ситуация требует от него то действовать и пытаться активно формировать свою судьбу, то воспользоваться шансом реализовать в переживании (например, наслаждении) ценностные возможности, то просто принять свою судьбу. И каждая ситуация остается единственной, уникальной, и в этой своей уникальности и конкретности допускает один ответ на вопрос — правильный. И коль скоро судьба возложила на человека страдания, он должен увидеть в этих страданиях, в способности перенести их свою неповторимую задачу. Он должен осознать уникальность своего страдания — ведь во всей Вселенной нет ничего подобного; никто не может лишить его этих страданий, никто не может испытать их вместо него. Однако в том, как тот, кому дана эта судьба, вынесет свое страдание, заключается уникальная возможность неповторимого подвига.

Для нас, в концлагере, все это отнюдь не было отвлеченными рассуждениями. Наоборот — такие мысли были единственным, что еще помогало держаться. Держаться и не впадать в отчаяние даже тогда, когда уже не оставалось почти никаких шансов выжить. Для нас вопрос о смысле жизни давно уже был далек от того распространенного наивного взгляда, который сводит его к реализации творчески поставленной цели. Нет, речь шла о жизни в ее цельности, включавшей в себя также и смерть, а под смыслом мы понимали не только «смысл жизни», но и смысл страдания и умирания. За этот смысл мы боролись!

 © Виктор Франкл. Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере. М., АНФ, 2014

Источник:.pravmir.ru

смысл жизни человека, книги (Сказать жизни да), концлагерь, логотерапия, биография

Однажды Виктора Франка попросили выразить в одном предложении смысл его собственной жизни. Он написал ответ на бумаге и попросил своих учеников угадать, что в ней. Через несколько минут один студент удивил Франкла, ответив: «Смысл вашей жизни — помочь другим найти смысл их жизни». «Именно так— сказал Франкл, —именно это я написал».

виктор франкл

Жизнь Виктора Франкла длилась почти весь двадцатый век, с момента его рождения в 1905 году до его смерти в 1997 году. Решение стать врачом он принял в возрасте трех лет. В своих автобиографических размышлениях он вспоминал, что в юности несколько минут думал о смысле жизни. Особенно о значении наступающего дня.

В шестнадцать лет Франк посетил семинар по философии. Преподаватель, проникшись глубиной мыслей Франкла, пригласил его прочитать лекцию о смысле жизни. Франкл сообщил собравшимся, что «мы сами должны отвечать на вопросы, которые задает жизнь, и мы можем ответить только, взяв на себя ответственность за свою жизнь». Это убеждение стало краеугольным камнем всей профессиональной жизни Виктора Франкла.

Он шутил, что в отличие от «глубинной психологии» Фрейда, которая подчеркивает углубление в прошлое человека, его бессознательные инстинкты и желания, он практиковал психологию будущего, которая фокусируется на сознательных решениях и действия. Его целью было спровоцировать людей на понимание того, что они должны использовать свои способности для достижения своих собственных целей.

Психолог в концлагере

25 сентября 1942 г. Виктор Франкл, его родители и его молодая жена были помещены в концлагерь «Терезиенштадт». Именно там Франкла встретился с доктором Карлом Флейшманом, у которого были планы по организации психологической помощи заключённым, особенно вновь прибывшим. Он поручил создание такой организации Франклу, как практикующему психиатру. Вместе с врачами, социальными работниками из Центральной Европы во время всего своего пребывания в лагере он оказывал медицинскую помощь заключенным втайне от СС. Задачей организации стала помощь по преодолению шока и поддержки в начале пребывания людей в лагере.

«Я помню, что было, возможно, самым тяжелым опытом в лагере. Вероятность выживания в лагере была меньше, чем один из двадцати восьми.  Было невозможно сохранить рукопись моей первой книги, которую я спрятал в пальто, когда прибыл в Освенцим. Таким образом, мне пришлось пережить потерю своего интеллектуального творения. Я задался вопросом, не будет ли в таком случае моя жизнь лишена всякого смысла».

До войны он понимал, что поиск смысла жизни является ключом к благополучию и психическому состоянию человека. Попав в заключение, он хотел понять, имеет ли смысл его собственная жизнь. Выживание в тех условиях было совместным результатом воли к жизни, инстинкта самосохранения, некоторых щедрых актов человеческой порядочности и, конечно, это также зависело от слепой удачи, прихоти охранников, выбора кому доверять. Однако для преодоления лишений и деградации личности в лагере требовалось нечто большее.

Надежда на будущее

Франкл постоянно опирался на уникальные человеческие способности, такие как врожденный оптимизм, юмор, психологическая отрешенность, короткие моменты одиночества, внутренняя свобода и жесткая решимость не сдаваться и не совершать самоубийство.

Он понял, что должен попытаться жить для будущего, и черпал силы из мыслей о своей любимой жене и глубокого желания дописать начатую книгу по логотерапии. Он находил смысл в проблесках красоты в искусстве и природе. Самое главное, он понял, что бы ни случилось, у него есть свобода в том, как реагировать на страдания. В первую очередь, на собственные.

Он рассказывает о заключенных, которые отказались от борьбы, потому что потеряли всякую надежду на будущее и неизбежно умерли первыми. Они умирали не столько из-за недостатка пищи или лекарств, сколько из-за отсутствия надежды, из-за чего-то, ради чего можно было жить.

Работая в лагерной больнице, Франкл заметил, что уровень смертности вырос в течение недели между Рождеством и Новым годом в 1944 году. Он объяснил это тем, что некоторые заключенные надеялись на освобождение до Рождества. С приближением конца года стало ясно, что их положение не изменилось, они потеряли мужество и надежду. Это, в свою очередь, повлияло на их силу сопротивления и способность выживать.

А у выживших заключенных, которые нашли способ терпеть, всегда была большая цель, которая давала им надежду на будущее. Для некоторых это был ребенок, который был в родной далекой стране и ожидал их освобождения. Для кого-то это был супруг или член семьи. Для других— незаконченная задача или творческая работа, которая требовала их уникального вклада.

Логотерапия

У Франкла и его товарищей по плену отняли все. Их семьи, друзья, работа, здоровье, имущество, даже их имена и волосы на их телах; но была одна вещь, которая действительно оставалась их собственной. Это то, что философы-стоики называют нашим внутренним дискурсом или руководящим принципом. А именно, мы можем выбирать, как реагировать на любые мысли, эмоции или обстоятельства.

Независимо от того, с чем мы сталкиваемся в жизни, у нас всегда есть внутренняя свобода определять свое отношение и оставаться верными своему характеру и долгу.

Франкл ссылался на слова Ницше: «Тот, у кого есть причина, ради которой стоит жить, может вытерпеть почти все». Именно это стало основой логотерапии – желание и способность человека сделать жизнь осмысленной, придать ей такую ценность, отнять которую не в силах никто.

Через несколько месяцев после освобождения из концентрационного лагеря в нацистской Германии в 1945 году Виктор Франкл написал книгу. Ему было сорок лет. До войны он работал успешным психологом в Вене. Он написал рукопись за девять дней. Хотя в книге рассказывается о непостижимых ужасах и страданиях, которые он перенес, будучи заключенным в Освенциме, Дахау и других лагерях, основная цель текста — исследовать источник его воли к выживанию. Книга под названием «Человек в поисках смысла жизни» была продана тиражом более 10 миллионов экземпляров на 24 языках.

Три способа найти смысл жизни

Франкл утверждает, что в жизни можно найти смысл тремя способами.

  1. Совершать работу, творить, создавать ценности.
  2. Испытывать чувства, проживать события.
  3. Менять отношение к неизбежным страданиям.

Первый способ вполне очевиден.

Второй и третий требуют дальнейшей проработки. Второй способ найти смысл — значит, пережить что-то такое, как добро, истина и красота, прочувствовать культуру и природу, или, что не менее важно, пережить другого человека в его уникальности, любить его. Мы можем найти смысл в жизни, даже столкнувшись с безнадежной ситуацией, которую нельзя изменить.

Франкл сделал вывод, что нет общего для всех ответа о смысле жизни. Каждый должен решить это для себя. Мы находим наш собственный уникальный смысл, основанный на наших обстоятельствах, наших отношениях и нашем опыте. Жизнь, по существу, проверяет нас, и ответ раскрывается в том, как мы реагируем.

Поэтому смысл жизни не обнаруживается на какой-то вершине горы, а раскрывается каждое мгновение в нашем выборе действий и выполнения наших обязанностей.

Послевоенный период

27 апреля 1945 г. Франкл был освобождён из концлагеря. Из его семьи выжила только сестра, которая эмигрировала в Австралию.

В послевоенные годы Франкл опубликовал более тридцати книг, в том числе «Скажи жизни “Да”». Он также известен как основатель логотерапии. Он читал лекции и семинары по всему миру, получил двадцать девять почетных докторских степеней и множество наград, в том числе премию Оскара Пфистера от Американского общества психиатрии и номинацию на Нобелевскую премию мира.

Виктор Франкл о поисках смысла — T&P

Проявляя заботу о других людям, мы привносим в нашу жизнь смысл — однако это совсем не обязательно делает нас счастливыми. В то же время, именно в обретении смысла психологи видят путь к исцелению от депрессии. T&P перевели статью из журнала The Atlantic о том, почему полезно иметь цель в жизни и как поиск счастья может мешает самому счастью.

В сентябре 1942 года Виктор Франкл, знаменитый еврейский психиатр и невролог, был арестован и вместе со своей женой и родителями отправлен в нацистский концентрационный лагерь. Когда лагерь был освобожден через три года, большинство его родственников врача погибли, включая его беременную жену. Однако он — заключенный номер 119104 — выжил. Книгу о своей жизни в концлагере «Человек в поисках смысла», мгновенно ставшую бестселлером, Виктор Франкл написал за 9 дней. Размышляя о судьбах заключенных, автор пришел к вывод, что разница между теми, кто выжил и тем, кто нет, заключалась в одном — стремлении к Смыслу.

Согласно наблюдениям Виктора Франкла за узниками концлагеря, люди, которые сумели обрести смысл даже при самых ужасающих обстоятельствах, оказались гораздо более стойкими, чем остальные. «У человека можно отнять все, кроме одной вещи», — писал Франкл в своей известной книге, — «последняя из человеческих свобод — это возможность самостоятельно выбирать, как относится к тем или иным обстоятельствам».

В книге «Человек в поисках смысла» Франкл описывает пример с двумя заключенными, у которых прослеживалось суицидальное поведение. Как и многие другие в лагере, эти мужчины потеряли надежду, перестали видеть смысл в жизни. «В обоих случаях важно было дать им понять, что их еще что-то ждет в жизни, что у них есть будущее». Для одного мужчины таким лучом надежды стал младший ребенок, живший тогда заграницей. Для другого — ученого — эту роль сыграла серия книг, которую он должен был завершить. Франкл писал: «Эта уникальность и исключительность, которая выделяет каждую личность и придает смысл ее существованию, имеет отношение к творчеству настолько же, насколько и к человеческой любви. Когда выясняется, что невозможно заменить одного человека другим, в полной мере проявляется ответственность человека за свое существование и его продолжение. Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеческим существом, которое страстно его ждет, или перед незаконченной работой, уже не сможет бросаться своей жизнью. Он знает, «зачем» ему жить, и будет способен вынести почти любое «как».

© Maria Baoli

Кажется, что сегодня идеи, представленные в сочинении Франкла — акцентирование на смысле, значимость страданий и ответственность не только перед самим собой, но перед чем-то бóльшим — расходятся с принципами современности, когда человек более заинтересован личным счастьем, нежели поиском смысла. Автор замечает: «В глазах европейцев важной характеристикой американской культуры является императив: опять и опять приказывается и предписывается “быть счастливым». Но счастье не может быть объектом стремления, погони; оно должно быть результатом чего-то другого. Надо иметь основание «быть счастливым”».

Согласно данным Gallup, наличие цели и смысла в жизни увеличивает уровень благополучия и довольства жизнью, улучшает душевное и физическое здоровье, повышает выносливость и уверенность в себе, а также снижает вероятность депрессии. А человек, находящийся исключительно в поиске счастья, оказывается, чувствует себя менее счастливыми. Это же отмечает Франкл, когда говорит, что «поиск счастья мешает самому счастью».

Во время проведения психологического исследовательских 400 американцев в возрасте от 18 до 78 лет ответили на вопрос, есть ли в их жизни смысл и/или счастье. На основе данных, полученных от респондентов — уровне стресса, их финансовых возможностях и наличии детей — ученые пришли к выводу, что жизнь, наделенная смыслом и счастливая жизнь в определенной степени пересекаются, но по сути очень различны. Счастливая жизнь, заявили психологи-исследователи, ассоциируется со способностью брать, в то время как жизнь осмысленная — со способностью давать.

«Счастье без смысла характеризует довольно поверхностную, сконцентрированную только на самом себе, даже эгоистичную жизнь, в которой все идет хорошо, потребности и желания легко удовлетворяются, а сложностей стараются избегать»

«Счастье без смысла характеризует довольно поверхностную, сконцентрированную только на самом себе, даже эгоистичную жизнь, в которой все идет хорошо, потребности и желания легко удовлетворяются, а сложностей стараются избегать», — пишут авторы статьи. Психологи утверждают, что счастье — это ничто иное, как удовлетворение желания. Элементарный пример: вы чувствуете себя счастливым, утолив голод. Другими словами, люди становятся счастливыми, когда получают то, что хотят. Но не только люди способны на подобные чувства — животные тоже имеют потребности и желания, и удовлетворив их, они в равной степени чувствуют себя счастливыми.

Отличает же людей от животных вовсе не поиски счастья, но преследование смысла — исключительной особенности человека. Это заключил Рой Баумайстер, написавший в соавторстве с Джоном Тирни книгу «Сила воли: Заново открывая величайшую силу человека». Мартин Селигман — другой известный ученый-психолог наших дней — описал осмысленную жизнь как «использование ваших сильных сторон и талантов на пользу чему-то большему, чем ваше эго. К примеру, обретение смысла жизни связывают с такими простыми поступками, как покупка подарков другим людям или заботой о детях. Люди, которые обладают высоким уровнем осмысленности жизни, часто продолжают поиски смысла, даже понимая, что это будет во вред их счастью. «Мы проявляем заботу о других людям, посвящаем им себя. Это привносит в нашу жизнь смысл, однако совсем не обязательно делает нас счастливыми», — приходит к выводу Баумайстер.

Возвращаясь к жизни еврейского психотерапевта, важно рассказать об эпизоде, который произошел до его заключения в концентрационный лагерь. Эпизоде, определяющем разницу между поиском смысла и поиском счастья в жизни. Франкл был успешным психологом с международным именем. Еще 16-летним юношей он вступил в переписку с Зигмундом Фрейдом и получал от великого ученого восхищенные комментарии. Во время обучения в медицинской школе он не только основал центр по предотвращению самоубийств среди подростков, но также начал развивать логотерапию — собственную методику в клинической психологии, направленную на преодоление депрессии при помощи поиска личного смысла жизни.

© Maria Baoli

К 1941 году теории Виктора Франкла уже являются достоянием мировой общественности, он работает начальником неврологического отделения в венском госпитале Ротшильда, где, рискуя собственной жизнью и карьерой, ставит ложные диагнозы душевнобольным пациентам, чтобы спасти их от эвтаназии по нацистской программе. В том же году известный врач принимает решение, изменившее всю его жизнь.

Достигнув определенных карьерных высот и осознавая опасность нацистского режима, Франкл запросил визу в Америку и получил ее как раз в 1941 году. В то время нацисты уже начали отправлять евреев в концлагеря, забирая в первую очередь стариков. С одной стороны, Франул понимал, что момента, когда нагрянут в дом его родителей, не придется ждать долго. Также он понимал, что как только это случится, он должен будет отправиться в заключение вместе с ними, чтобы помочь им справиться с ужасами лагерной жизни. С другой стороны, он недавно сам стал мужем, и свежая американская виза соблазняла возможностью оказаться в безопасности и спокойно продолжить успешно начатую карьеру. Виктор Франкл решил пренебречь личными целями, чтобы остаться с семьей и помогать им, а позже и другим узниками в концентрационном лагере.

Истина, извлеченная еврейским доктором из тех невообразимых страданий, через которые ему пришлось пройти в заключении, актуально и сегодня: «Бытие человека всегда направлено к чему-то или кому-то иному, чем он сам — будь это смысл, который надо осуществить, или другой человек, с которым надо встретиться. Чем больше человек забывает себя — отдавая себя служению важному делу или любви к другому человеческому существу — тем более он человечен и тем более он реализует себя».

Баумайстер и его коллеги согласятся, что поиск смысла и есть то единственное, что делает человека человеком. Отставляя в сторону свои эгоистичные желания и посвящая себя другим, мы не только проявляем гуманность, но и осознаем, что хорошая жизнь заключается в чем-то большем, нежели погоне за простым счастьем.

Он нашел смысл жизни в концлагере — Виктор Франкл и 5 уроков из его книги «Человек в поисках смысла»

Виктор Франкл — это человек, который прошел через самые ужасные испытания, которые вообще возможно себе представить. Но, не смотря на всю тяжесть событий, он никогда не терял надежды, и помогал другим находить смысл жизни. Давайте посмотрим, кто же такой Виктор Франкл и что же ему пришлось пережить перед тем, как он написал свою книгу, а потом мы обсудим, какие уроки с нее можно извлечь.

Книги Виктора Франкла:
«Человек в поисках смысла»
«Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере»

Виктор Франкл родился в 1905 году в еврейской семье госслужащих в Вьене. Когда ему было 9 лет, началась Первая мировая война, и его семья, как и многие другие, оказались в нищете. В эти времена ему даже приходилось ходить с сестрами по фермам и просить еду.

Будучи еще совсем ребенком, Франкл уже проявлял интерес к медицине, а в юношестве он понял что психология и психотерапия — это его путь. В 17 лет он выступил со своей речью “О смысле жизни”, а к 20 (двадцати) годам, переписывался с Зигмундом Фрейдом, на которого Франкл произвел большое впечатление.

Виктор Франкл, его брат Вальтер, и его сестра Стелла

После этого было обучение в Венском университете, исследования, он разработал новый вид психотерапии, логотерапию, основой которой было поиск и анализ смысла существования человека. Он разработал программу, которая колоссально сократила количество самоубийств в Вене. Он стал третьим гигантом в психологии после Фрейда и Адлера. И если говорить  простыми словами, то у Фрейда центральное место занимало наслаждение, у Адлера — сила и влияние, однако у Виктора Франкла именно смысл жизни и других ее аспектов был ключевым.

Но в 1938 году нацисты пришли в Австрию. Вначале ему просто запретили принимать Арийских пациентов. Но уже в то время, было большое напряжение, и ужасающие истории от евреев всей Европы. И тут интересная история. Франклу удалось получить визу в США, и в принципе, он мог бы уехать. Однако, он был единственным членом его семьи, кому выдали визу. И он понимал, что если он уедет, его семья, скорее всего, окажется в концлагере.

Какое-то время он сомневался, ему было сложно принять решение. Но чуть позже , он увидел фрагмент гравированного камня в доме его родителей. Это был не просто камень, это была часть 10 заповедей, которую отец Франкла забрал с сожженной нацистами синагоги. И именно на этом фрагменте камня, была часть заповеди: “Почитай отца твоего и мать твою”. И как раз увиденное помогло ему сделать решение. Он остался в Австрии, со своей семьей, и прошел через все ужасы нацистского правления.

В 1942 году случилось то, чего Франкл боялся больше всего. Он, его жена и родители были арестованы и отправлены в концлагерь. За время войны, Франкл побывал в четырех концентрационных лагерях, одним из которых был лагерь смерти Аушвиц, или более используемое название у нас — Освенцим. Было множество ситуаций, где он был на волоске от смерти, либо от газовых камер, либо от болезней, истощения и голода. Он  выжил. Но, к сожалению, его отец умер от болезни, а мать, брат и жена были убиты в концлагере.

И в 1946 году он публикует книгу, которую мы сейчас обсудим, под названием “Человек в поисках смысла”, которая описывает его опыт в Аушвице и Дахау, и разъясняет что такое логотерапия.

К моменту смерти Виктора Франкла в 1997 году книга была переведена на 24 языка и разошлась общим тиражом более 10 миллионов экземпляров. На данный момент эта цифра намного больше.  В США она входит в список 10 самых влиятельных книг.

Честно, книга мне была интересна, в первую очередь из-за названия. На самом деле она нелегкая, так как есть части, где Франкл пишет уж очень по-научному, и тем, кто никогда не интересовался психологией, может быть сложно.

Безусловно, опыт Виктора Франкла, также как тема концлагерей, ужасов Второй Мировой является крайне деликатной. Ни я, ни кто-либо другой, кто не прошел эти испытания, не может говорить об этом всем с исключительной экспертностью. Но, давайте рассмотрим какие же уроки можно извлечь с жизни и опыта Виктора Франкла, а также его книги “Человек в поисках смысла”, как это все можно проекционировать на нашу з вами жизнь сейчас.

Свобода и ответственность

“…свобода — это еще не самоцель, а только половина дела. Свобода — всего  лишь обратная сторона цельного понятия, позитивной (лицевой) стороной которого является ответственность. Действительная свобода может   выродиться в простой произвол, если она не ограничена ответственностью. Вот почему я рекомендую, чтобы статуя Свободы на восточном берегу Америки была дополнена статуей Ответственности на западном берегу.”

Как часто мы жалуемся, что нам не хватает свободы, пусть мы и называем это другим словом. Финансовой свободы, свободы в плане здоровья, свободы в контексте нашего времени, свобода выбора и других аспектах нашей жизни. Но в то же время многие забывают, что за свободой стоят действия и ответственность. Многие люди жалуются, что у них нет свободы в чем-то, но взять ответственность, чтобы что-то изменить они не хотят.

У тебя всегда есть выбор

Я думаю все мы, в той или иной форме слышали выражения, что ”не обстоятельства, а то, как мы к ним относимся, и что мы делаем, определяет нашу жизнь”. Вроде бы как банально, но в то же время, как часто мы можем позволить себе стать жертвой обстоятельств. Как часто мы жалуемся на внешние факторы, людей, удачу, правительство, страну, родителей, работу и оправдываем свое бездействие, или же видим в нашем окружении людей, которые так поступают.

И тут Виктор Франкл, который прошел через одни из самых страшных испытаний и ужасов,  который потерял все материальные вещи, который потерял все свои профессиональные рукописи, который потерял своих родителей, родственников, друзей, любимую жену в концлагерях, говорит, что человек не зависимо от обстоятельств может остаться человеком, у него всегда есть выбор, обстоятельства его не определяют, он все равно может найти смысл жизни и помогать другим и действовать.

“Человек  в своих действиях  отнюдь не полностью обусловлен  и ограничен;  он сам решает, подчиниться условиям до конца  или противостоять им.  Другими  словами, человек  в конечном счете независим.  Он не просто существует, но всегда решает, каким будет его существование, каким он станет сам в ближайшую минуту. Таким  же образом,  каждое человеческое  существо обладает свободой меняться  в любой момент.Человек способен изменить мир к лучшему, насколько это возможно, и изменить себя к лучшему, если это необходимо.”

Твое окружение не определяет твои действия

Описывая свой опыт в концлагере, Франкл рассказывает о разных людях, разных слоев и то как они вели себя в тех обстоятельствах, в которых они оказались.

Были заключенные, которые делали абсолютно все, что возможно, чтобы выжить, а были люди, которые независимо от обстоятельств находили доброе слово или последний кусок хлеба для своего товарища. Были люди, которым давалась власть во всех этих обстоятельствах и они использовали ее для садизма, террора и издевательств, а были те, для которых власть была возможностью помочь страдающим там людям.

Мы должны быть благодарны за то, что мир далек от тех событий и условий, которые были тогда. И никому не известно наверняка, как бы поступил тот или иной человек в настолько ужасных обстоятельствах.

Однако, Франкл пишет, что поведение человека там, тогда, также было выбором.

“Каждый раз он (человек), решает сам. Не может быть и речи о том, что в концлагере человек необходимым и принудительным образом подчиняется давлению окружающих условий, формирУющий его характер. Благодаря тому, что я в другой связи назвал “упрямство духа”, у него сохраняется и принципиальная возможность оградить себя от влияния этой среды.”

Но если говорить о  наших реалиях сейчас. Как часто мы видим, что одни люди оправдывают свои не самые лучшие поступки, или бездействие, или и свой постоянный негатив, всем, чем только возможно. У них находится несчитанное количество причин и обстоятельств, почему они не сделали чего-то. С другой стороны есть люди, к сожалению их  немного, которые выбирают помогать, выбирают быть благодарными, выбирают поддерживать других, не смотря ни на что.

Найди свое “Зачем”

В своих работах, Франкл неоднократно вспоминает цитату Ницше: “Если есть смысл Зачем жить, можно вынести любое Как”

Наверное если свести все теории и практики мотивации, которые сейчас есть, к чему-то одному, так это искренний и осознанный ответ на вопрос: “Зачем тебе это?”

Мы много думаем над тем, а что же делать и как это делать, но зачастую отчетливо ответить на вопрос “Зачем” мы затрудняемся.

Только если наше “Зачем” будет действительно сильным, правдивым, эмоциональным и нашим, только тогда будет сила, терпение настойчивость во всех остальных вопросах.

Важность будущей цели или видения

Франкл говорил, что единственной отличительной чертой тех заключенных, которые на протяжении всего времени делали все, чтобы не падать духом и находить в себе силы — это четкая будущая цель или виденье.

“Любая попытка поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто больше уже не мог верить в будущее, в свое будущее, был потерян. Вместе с будущем он утрачивал духовный стержень, внутреннее ломался и деградировал как телесно, так и душевно ”

Если изучать истории великих людей и достижений, а Виктор Франкл и его работа такими являются, то практически у всех мы можем заметить общую черту, и это яркое и четкое видение будущего, мечта, настолько важна, что находятся силы сделать все, чтобы максимально увеличить возможность ее достижения.

Вот почему цели или виденье действительно важны. Все о них слышали, но не у всех они есть.

Виктор Франкл стал одним из самых влиятельных психологов и психотерапевтов мира, и несмотря на ужасы и трагедии которые он пережил, своим же примером он показал, что у человека всегда есть свобода выбора, а также, насколько важно найти смысл как самой жизни, так и смысл отдельных ее аспектов.

Друзья, если кто-то из вас читал эту, либо какую-то другую книгу Виктора Франкла, поделитесь в комментариях вашими впечатлениями и мыслями.

Другие цитаты Виктора Франкла:
  • «Всё больше людей сегодня обладают средствами для жизни, но не имеют смысла жизни.»
  • «Недостаток успеха никогда не означает утрату смысла.»
  • «Человек чем-то похож на самолет. Самолет может ездить и по земле, но чтобы доказать, что он — самолет, он должен подняться в воздух. Так же и мы: если не поднимемся над собой, никто и не догадается, что мы сможем полететь.»
  • «Можно отнять у человека все, кроме одного: последней из человеческих свобод — свободы в любых обстоятельствах выбрать, как к ним отнестись, выбрать свой путь.»
  • «Успеха, как и счастья, нельзя добиваться. Он приходит потом, только как незапланированный результат преданности делу, более значительному, чем ты сам.»
  • «Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.»
  • «… ценностям мы не можем научиться — ценности мы должны пережить»
  • «Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим.»
  • «Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.»
  • «То как он (человек) принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, — все это является мерой того, насколько он состоялся как человек.»
  • «… ничто так не помогает человеку преодолевать объективные трудности и переносить субъективные неприятности, как сознание того, что перед ним (человеком) стоит жизненно важная задача.»

Книги Виктора Франкла:
«Человек в поисках смысла»
«Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере»

Смысл жизни и смерти по Виктору Франклу

Экология жизни. Психология: У смерти есть смысл. Если бы мы были бессмертны, то могли бы спокойно откладывать свои дела сколь угодно долго…

Мы обязаны использовать отведенное нам время максимально

Виктор Франкл считал, что у смерти есть смысл.

Если бы мы были бессмертны, то могли бы спокойно откладывать свои дела сколь угодно долго.

К сожалению, многие люди, особенно невротики, ведут себя, как бессмертные боги, откладывая свои дела.  Однако перед лицом смерти мы обязаны использовать отведенное нам время максимально. Только тогда жизнь приобретает смысл.

Смысл жизни и смерти по Виктору Франклу

Франкл считал, что в основе смысла человеческой жизни лежит принцип необратимости существования и именно эту мысль следует доводить до больных, чтобы они брали на себя ответственность за свою жизнь.

В общем виде ведущий принцип экзистенциального анализа Франкла можно сформулировать следующим образом: к любой ситуации следует подходить так, как будто живешь во второй раз и в прошлой жизни уже сделал ошибку, подобную той, которую сейчас пытаешься совершить. Представьте себя в такой ситуации, и вы немедленно осознаете всю глубину ответственности, которую несете в любой момент своей жизни.

Вначале жизнь представляет собой нетронутый «материал», но вот она разворачивается, и «материала» становится все меньше и меньше. Он превращается в «одежду». Это наши поступки, переживания, опыт — все то, что мы накопили на жизненном пути. А если ничего этого нет, то «материал» пропал безвозвратно — ушел на тряпки.

Смысл жизни и смерти по Виктору Франклу

Франкл проводил еще одну аналогию. Так, по его мнению, человек словно скульптор своими руками ваяет свою жизнь. Поэтому и поступать следует так, как поступает скульптор. Ведь мастер старается еще в камне увидеть то, что из него можно сделать так, чтобы было меньше отходов. В работе по созданию своей жизни человек не должен останавливаться, поскольку не знает, сколько времени ему отпущено. Ни торопиться, ни простаивать не стоит. Неважно, если работа не завершена. Важно какого она качества.

Жизнь, по Франклу, имеет смысл, независимо от того, длинна она или коротка, воспроизводит себя или нет. Если бы жизнь бездетной женщины была абсолютно бессмысленной только потому, что у нее нет детей, это значило бы, что человечество живет для детей, и единственным смыслом жизни человека является воспроизведение себе подобных. Тогда получается, что каждое поколение передает проблему следующему, так и не разрешив ее.

 

Видеть в материнстве единственный смысл жизни женщины — значит бросать тень не только на жизнь женщин, не имеющих детей, но и на жизнь женщины-матери, низводя ее до уровня самки.

Удовлетворение сексуальных потребностей и биологическое воспроизводство — это два не самых важных аспекта брака. Франкл считал более важным «духовный фактор» — то, что мы называем любовью.

Франкл предупреждал нас, чтобы мы не стремились стать идеальными. Если бы все люди были идеальными, то каждого можно было бы заменить другим. Именно из нашего несовершенства вытекает незаменимость и невоспроизводимость каждого индивида, поскольку каждый из нас несовершенен на свой манер.

Чем более специфичен человек, тем менее он похож на других, тем менее он соответствует норме.

Мы — стадные животные. С этим ничего поделать нельзя. Поэтому Франкл отмечает, что в каждом из нас есть чувство стадности. Но у человека имеются задачи, выходящие за пределы чувства стадности. Личности необходимо сообщество, ибо лишь в нем жизнь приобретает смысл. Но и сообщество не может обойтись без отдельных личностей.

Франкл считает, что там, где не признается индивидуальность, нет сообщества, там — толпа, стадо. Толпа не терпит идивидуальности. Толпу он сравнивает с булыжной мостовой, а истинное сообщество с мозаичным рисунком. В булыжной мостовой один камень можно заменить другим; в мозаике каждый фрагмент незаменим. И если он выпадает, приходится перестраивать весь рисунок. Вот почему потеря личности для сообщества невосполнима. Сообщество подчеркивает индивидуальность ее членов, а толпа эту индивидуальность подавляет, ограничивая свободу личности ради равенства и подменяя братство стадным инстинктом.

Человек представляет собою нечто, завершенное в себе — его нельзя ни разделить, ни сложить с другими предметами. Его нельзя вводить составляющим элементом ни в какую систему высшего порядка, ведь при этом он теряет особое качество — чувство достоинства. Человек должен жить по формуле: быть — значит отличаться. Существование человека как личности означает абсолютную непохожесть его на других.

Толпа как таковая не имеет сознания и ответственности. Скрываясь и растворяясь в толпе, человек утрачивает важнейшее из присущих ему качеств — ответственность. Бегство «в толпу» — это освобождение от бремени собственной ответственности. Как только кто-нибудь начинает вести себя как частица «высшего целого», он начинает получать истинное наслаждение от того, что удалось сбросить с себя бремя собственной ответственности. Эта тенденция к избеганию бремени ответственности оказывается мотивом для любых форм коллективизма.

Истинное сообщество — это сообщество ответственных личностей; толпа же — это просто множество обезличенных существ.

Работы Франкла проникнуты уважением к человеку, к личности. Он заметил, что, когда дело доходит до оценки человеческих поступков, коллективизм приводит к нелепым заблуждениям. Вместо личной ответственности формируются конформность и уважение к социальным нормам. Индивид предстает как усредненный тип.

Но человек не машина, и оценка по типу ему не проходит. Чем более стандартизирована машина, тем она лучше; но чем больше стандартизирована личность, тем больше она растворяется в своем классе, национальности или характерологическом типе. Чем больше человек соответствует стандартному среднему, тем ниже он находится в нравственном отношении.

В нравственном плане идея коллективизма приводит к понятию коллективной вины: с людей спрашивают за то, за что они ответственности не несут. Тот, кто судит их, ответственности за приговор не несет.

Франкл считал, что у человека всегда есть возможность выбора, и он должен нести за него ответственность. Невротик сам себе не дает реализовывать собственные возможности, он сам себе мешает стать таким, каким он может быть. В результате он сам искажает свою жизнь. Быть человеком — это значит не только не походить на других, но также уметь становиться непохожим на себя, т. е. уметь изменяться.

Невротик, вспоминая свои неудачи, заключает, что его неудачная судьба определяет все его будущие ошибки. На самом деле ошибки должны служить плодотворным материалом для формирования лучшего будущего; из собственных промахов следует извлекать уроки. Никогда не поздно учиться, но и никогда не рано: учиться всегда самое время, чему бы мы ни учились. Иначе мы можем уподобиться пьянице, которого убеждали бросить пить.

— Теперь уже поздно, — отвечал он.
— Но ведь это никогда не поздно! — продолжали убеждать его.
— В таком случае я обязательно брошу, но как-нибудь потом.

Интересны взгляды Франкла на судьбу. По его мнению, судьба, как и все свершившееся, должна всегда выступать стимулом к новым сознательным и ответственным действиям. Становясь прошедшим, наши реализованные возможности никогда не исчезнут бесследно. Действительность спасается от исчезновения, становясь прошлым. Момент превращается в вечность, если возможности, скрытые в нем, превращаются в реальность. Прошлое — великолепный склад, где сделанное хранится «навсегда». Тогда смерть не страшна.

Наше «Я» черпает энергию в инстинктах. Наши страсти это ветер, который дует, куда ему вздумается, а наше «Я» должно управлять парусами судьбы, чтобы плыть туда, куда нам надо. Хороший моряк может плыть и против ветра. А куда плыть? Вот для этого и нужен смысл жизни.

Изначальное слабоволие — это глупая выдумка. Слабовольным становится тот, у кого нет цели и кто не умеет принимать решений. Невротик каждый раз прогнозирует неудачу, поэтому ничего и не добивается. Он не хочет разрушать собственные ожидания.

Нередко и у врачей существует терапевтический нигилизм.

Франкл считает, что человек остается слабовольным до тех пор, пока он хочет оставаться слабовольным. Поэтому даже в депрессии незачем поддаваться психологической судьбе. Человек должен помнить, что солнце существует даже тогда, когда небо затянуто тучами. Нельзя оправдываться неправильным воспитанием, как это делают многие невротики. Последствия неправильного воспитания следует исправлять сознательными усилиями.

Франкл советует психотерапевтам руководствоваться следующими словами Гете:

«Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если мы относимся к ним так, как будто они уже таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать».

Вот почему к детям следует относиться так, как мы относимся к взрослым.

Франкл рекомендует не придавать значения приступам болезни. Тогда от них легче оправиться.

Хорош и совет Ницше относиться к болезни, как к надоедливой собаке. Когда перестаешь на нее обращать внимание, она перестает кусаться.опубликовано econet.ru

Автор: Михаил Литвак

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о