Зрители о памяти и отношениях — Wonderzine

  Кажется, что это фильм о том, что не стоит пытаться бежать от себя и искать простых решений, даже если дело касается чего-то очень болезненного. Мне сложно вспомнить, каким именно был мой первый просмотр, но он точно был эмоциональным. Хотя теперь сильный отклик вызывают не столько сцены с Клементиной, сколько куски из детства Джоэла: эти самые далёкие уголки памяти кажутся самым уязвимым и от этого искренним местом в голове главного героя. Кажется, что это и есть то «эмоциональное ядро», о котором говорят сотрудники «Лакуны».

Когда я вспоминала свой первый просмотр, мне казалось, что раньше я воспринимала «Вечное сияние…» как фильм о «вечной любви» — некой объективной, физической константе, которая способна остаться в памяти, даже если люди всё забудут или проживут много жизней. Сейчас мне кажется, что в фильме Гондри гораздо больше «воздуха» и неопределённости: то, что произошло с героями, случилось из-за стечения обстоятельств и специфики характеров. И чем это закончится, мы тоже не знаем.

Клементину изображают импульсивным и сумасбродным человеком, за которым легко тянуться тем, кто считает себя более заурядным (что, кстати, довольно противоречиво, если посмотреть на Джоэла — местами он изображён гораздо более творческим человеком). В какой-то момент девушка становится самостоятельным персонажем в голове Джоэла: мы почти не видим реального человека, зато видим воспоминания о ней и фантазии о том, как она могла бы поступить. Мне кажется, это важная, но не очевидная, деталь: Гондри показывает, что каждый из нас живёт в немного выдуманном мире.

Не думаю, что герои приняли финальное решение и что они что-то «возвращают» — скорее в финале им сложно сопоставить себя нынешних с собой тогдашними, а их прошлое кажется им возможным будущим. Тем риском, на который они решатся пойти. Когда что-то закончилось, ты ощущаешь это как по-настоящему финальный этап. Красота «Вечного сияния чистого разума» как раз в том, что этого ощущения нет.

Вечное сияние чистого разума — смысл сюжета и концовки фильма

Читай нас в Дзене:

Все, кто посмотрел «Вечное сияние чистого разума», делятся на две части. Первая и большая часть отзывается о фильме восторженно, вторая — намного меньшая — пожимает плечами. Меж тем есть основания утверждать, что обе категории зрителей не поняли фильм Мишеля Гондри до конца, потому что если одни видят в нем восхитительную романтическую историю, то другие — скучную и в чем-то вторичную романтичную историю. Но действительно ли «Вечное сияние…» — несколько запутанный рассказ о любви двух противоположностей?
Фильм Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004) смысл сюжета и объяснение концовки

О чем фильм?

В сюжете «Вечного сияния…» тесно переплетаются два темы: любви и памяти. Заставляя Джоэла и Клементину сперва влюбиться, потом разругаться, потом решиться стереть друга друга из своей памяти, а потом снова встретиться и влюбиться, создатели фильма доказывают: если люди созданы друг для друга, они все равно будут вместе. Оригинальность этой, в общем-то, простой истории придает обращение героев в «Лакуну» — небольшую компанию, занимающуюся стиранием памяти. Если с Клементиной у сотрудников компании все прошло гладко, то Джоэл оказывается сложным клиентом, и только вмешательство доктора Мерзвияка позволяет довести процедуру стирания памяти до конца. Налаженная технология дает сбои, когда человек внутренне сопротивляется манипуляциям с его сознанием, а любовь все равно остается жить где-то глубоко в подсознании.

Фильм Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004) смысл сюжета и объяснение концовки

Но что тогда любовь, и, шире — наша жизнь, если, с одной стороны, память можно откорректировать, а с другой — происходящее в сознании может восприниматься как реальность? Как не запутаться в хаосе эмоций, конфликте сознательного и подсознательного, как понять, что тебе нужно? После просмотра фильма ответ напрашивается сам собой: оставить в покое прошлое и жить здесь и сейчас. Среди цитат, приводимых Мэри, явно не хватает мысли Льва Толстого: ничто не важно, кроме того, что ты делаешь в настоящую минуту. И именно это есть жизнь и любовь.

Таким образом, «Вечное сияние чистого разума» — фильм не только о природе любви, но и о природе жизни. Любые рефлексии, копания в себе, — даже без всяких фантастических технологий — несовместимы с этой природой, и наоборот: тот, кто умеет воспринимать жизнь как чудо, которое каждый день творишь заново, получит шанс стать счастливым.

Фильм Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004) смысл сюжета и объяснение концовки

В чем смысл названия?

Объясняя название фильма, обычно указывают, что это цитата из поэмы известного английского поэта А.Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), и что на языке оригинала оно звучит как «Eternal Sunshine of the Spotless Mind». В фильме Мэри вспоминает четверостишие, в котором содержится эта строка «Как счастливы невест Христовых свиты…», но чтобы понять до конца, что стоит за названием, нужно вспомнить сюжет поэмы.

Герои Поупа — реальные исторические персонажи, пылкие влюбленные с трагической судьбой. По мнению критиков, поэт в этой поэме превзошел себя, передавая скорбь Элоизы, насильно разлученной с мужем и тоскующей по нему в монастыре. Смысл поэмы в том и состоит, что подлинную любовь невозможно забыть,  даже если ты отрекся от мирской жизни.

Что же делает Мэри, знающая мировую культуру по сборникам афоризмов? Она берет цитату из поэмы, посвященной силе любви, чтобы доказать, что без любви (и с промытыми мозгами) намного лучше. Что называется: слышала звон, да не знает, где он. Таким образом, в названии фильма заложена ирония, его нельзя воспринимать буквально: чистый разум не сияет, и с промытыми мозгами не очень радостно жить.

Фильм Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004) смысл сюжета и объяснение концовки

Почему титры появляются лишь на 18-й минуте фильма?

Фильм начинается необычно: сценой якобы первого знакомства главных героев, и лишь через 17 минут зрителю напоминают, что он смотрит фильм. Подобный прием связан и с главной идеей фильма (важно то, что происходит сейчас, титры подождут), и с его хронотопом: чтобы лучше показать чувства героев и происходящее с ними, действие постоянно переносится в разные временные пласты вплоть до далекого детства Джоэла.

Фильм Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004) смысл сюжета и объяснение концовки

Почему Джоэла и Клементину так тянуло друг к другу?

Создатели фильма приложили немало усилий, чтобы подчеркнуть несходство персонажей: Джоэл — вялый, Клементина — активна; Джоэл придерживается правил, Клементина любит их нарушать; Джоэл — серый, невзрачный, Клементина — яркая, запоминающаяся, и т.д. Можно сказать, что герои являются полными противоположностями друг другу, и именно потому они никак не могут расстаться: даже «забыв» все, они обречены на встречу и новый виток отношений.

Но в то же время противоположности всегда имеют больше общего, чем им кажется. Не только Джоэл, но и Клементина живет вполне обычной жизнью без грандиозных событий, она такой же винтик в огромном мире, как и он. Они принадлежат к одному социальному слою и поколению, не говоря о том, что все люди: яркие, и серые, конформисты, и неформалы — одинаково нуждаются в любви.

Фильм Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004) смысл сюжета и объяснение концовки

В чем смысл линии Мэри?

Любительница афоризмов Мэри Стиво является самым интересным второстепенным персонажем, характер которого к тому же показан в развитии. Сначала мы видим банальную блондинку-секретаршу, от которой вроде бы нечего ожидать, кроме шаблонных фраз. Потом выясняется, что Мэри — весьма горячая штучка, готовая не только на служебный роман, но и на секс в присутствии спящего клиента. Но не успевает зритель привыкнуть к этой ипостаси, как обнаруживается, что за образом раскованной блондинки скрывается драма женщины, влюбившейся в человека, который не гнушается копаться в ее сознании. А в финальной части фильма Мэри оказывается способна на смелый и решительный поступок, отправив бывшим клиентам «Лакуны» кассеты с их признаниями.

Фильм Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004) смысл сюжета и объяснение концовки

Мэри — живое доказательство того, что никакие манипуляции с человеческим сознанием не остаются безнаказанными: они одинаково печально заканчиваются и для тех, кем манипулируют, и для тех, кто манипулирует. В то же время ее повторная, так сказать, влюбленность в доктора Мерзвияка еще раз подтверждает: противоположности притягиваются, и пока эти противоположности находятся рядом, они будут притягиваться снова и снова.

Почему у Клементины разноцветные волосы?

Многие поклонники (а еще сильнее) поклонницы Кейт Уинслет были разочарованы экзотическими цветами ее волос в фильме — зеленым, красным и синим. Мало того, что такие оттенки не идут актрисе: в кадрах с синими волосами бросаются в глаза еще и отросшие корни. И хотя лицо Кейт Уинслет — вопреки кошмару на голове — все равно сохраняет привлекательность, напрашивается логичный вопрос: зачем этот кошмар понадобился?

Фильм Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004) смысл сюжета и объяснение концовки

Самый простой и логичный ответ: необычный цвет шевелюры подчеркивает необычность личности Клементины, ее бунтарский дух и пренебрежение правилами. Но возможно еще одно объяснение, согласно которому каждый цвет волос имеет свое значение: зеленый — надежда, красный — эмоции, агрессия, синий — стабильность, переходящая в рутину.

Фильм Вечное сияние чистого разума (Eternal Sunshine of the Spotless Mind, 2004) философский и психологический смысл

Что было дальше с Джоэлом и Клементиной?

Финал фильма можно назвать открытым: мы знаем, что герои остались вместе, но надолго ли? Сумели ли они извлечь уроки из всего, что произошло, или опять разругались? Как ни странно, это не имеет значения. Они были счастливы, пока были вместе — и это главное.

— Знаете, Джоэл, волшебство уходит.

— Знаю.

— Что делать будем?

— Наслаждаться моментом.

Поделиться в соцсетях:

«Вечное сияние чистого разума» Мишеля Гондри

Картину можно условно поделить на несколько частей: «одиночество», «боль», «надежда». Первая начинается с темы одиночества, столь точно переданной режиссером и мастерски воплощенной на экране оператором Элленом Кюром, который после этой ленты окончательно вошел в пантеон великих мастеров камеры. Кадры буквально пронизаны серым, беспросветным настроением героя, чей опустошенный взгляд и бледное изможденное лицо предстают перед зрителем в самом начале.

Иллюстрация 1-2.png
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

На календаре — 14 февраля. День святого Валентина, «который придумали продавцы открыток, чтобы люди почувствовали себя в два раза несчастнее». Свинцовое небо и мелко моросящий дождь дополняют унылые мысли Джоэля, он рассуждает о себе, о своем месте в этом бессмысленном мире.

Оригинальное название фильма — цитата из поэмы Поупа «Элоиза Абеляру»

Но вдруг по какой-то необъяснимой причине он решает прогулять работу и отправляется к океану. На станции его замечает необычная девушка с яркими волосами и начинает с ним флиртовать. Джоэль продолжает унылый диалог, погруженный в свои мысли, но все же впускает ее в свое воображение, продолжая нелепый диалог с самим собой. На заснеженном пляже опять появляется она — с этого момента сюжетная спираль начинает раскручиваться в обратном направлении.

Отрывок из фильма

Мы погружаемся в воспоминания, вернее, в вакуум Джоэля — заурядного молодого человека, который жил в своем крохотном «футляре», замкнутый в себе и не подпускавший «настоящую жизнь» на пушечный выстрел. Девушка с необычным, скорее цирковым именем Клементина впервые появилась в его жизни на том самом пляже «Лакуна», где они встретятся вновь уже с обнуленными воспоминаниями. Две противоположности сошлись, сами того не ведая. Их союз нельзя назвать идеальным, поскольку влюбленных мучило недопонимание.

Актёрам было разрешено импровизировать во время съёмок

В процессе удаления воспоминаний мозг Джоэля ретранслирует сначала самые тяжелые из них, как бы оправдывая героя, решившего избавиться от опыта неудачной любви. Но постепенно, справляясь со следами из прошлого, он открывает для себя другую сторону отношений — любовь, что вспыхивает в его сердце, постепенно развеивая мрак и пустоту в подсознании. Как вспышки, появляются и навсегда исчезают лучшие моменты его жизни, неразрывно связанной с Клементиной.

Иллюстрация 2jpg.jpg
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Следующая часть сюжета — «надежда», в которой главный герой узнает обескураживающие подробности, связанные с деятельностью корпорации «Лакуна» и отдельных ее сотрудников. Один из них, Патрик (Элайджа Вуд), влюбляется в Клементину, которая никак не может адаптироваться к новому миру после выдранной страницы своей жизни.

Гондри в стороне от площадки отслеживал картинку с камер

Патрик бессовестно пользуется «наработками» Джоэля и пытается присвоить его жизнь себе. Тут к главному герою приходит озарение, и он всеми силами пытается повернуть время вспять, удирая в потаенные уголки своей памяти вместе с возлюбленной, представая перед зрителем то малышом, прячущимся под столом со своими детскими страхами, то подростком, которого застукала за онанизмом мама. Этот интересный прием разбирает по винтикам психотип нашего героя, позволяет заглянуть в суть его проблем. Клементина становится настоящим проводником в паутине исчезающих воспоминаний Джоэля и помогает ему укрыться от бездушной машины, когда он заново переживает яркие моменты совместной жизни.

Иллюстрация 3.png
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Весь фильм будто заключен в рамки, главные герои не видят ничего и никого вокруг себя. Это и есть настоящее, подлинное состояние «здесь-и-сейчас», бытие в потоке. Смешение реального времени и времени воспоминаний очень ярко акцентирует двойственную природу кинематографа в целом: тяготение к условности и вымыслу с одной стороны, и стремление к документализму, попытка «подсмотреть» действительность с другой.

Цитаты из фильма:

1. Вот ребёнок — такой невинный, свободный, такой чистый, а потом он взрослеет, и его душа наполняется печалью и всякими фобиями.

2. И даже после этого я уверен — ты станешь моим спасением.

3. Счастье — это дойти до той тонкой грани безумия, когда черта между сознанием и реальным миром уже стёрта, когда просыпаешься и засыпаешь с мыслями о Ней, когда хочется улыбаться и жить, лишь вспомнив улыбку самого родного, самого любимого человека, когда не нужен никто и ничто без Неё, когда за каждый вздох, каждый Её взгляд, каждое мгновение рядом ты готов отдать всё… и перешагнуть через эту грань, навсегда превратившись из Он и Она в Мы, став единым целым… Это и есть Счастье.

«Я проснулся совершенно забытым»: 15 лет «Вечному сиянию чистого разума»

«КиноРепортер» разбирает культовый фильм Мишеля Гондри, который невозможно стереть из памяти.

Мишель Гондри снял поразительно странную романтическую драму на века. Двое влюбленных идут на экспериментальную «стирку» воспоминаний друг о друге. Вот, казалось бы, и вся суть «Вечного сияния чистого разума» — задумчивого и честного, грустного и ироничного фильма о памяти и ностальгии, которому сегодня исполняется 15 лет.

Вернись, любовь!

Режиссер Мишель Гондри и сценарист Чарли Кауфман, которые на момент создания «Вечного сияния чистого разума» уже выпустили «Звериную натуру», изображают ту сторону любви, которую киноделы часто не замечают — уныние и одиночество. Это чисто кауфмановский фильм, в котором можно разглядеть и «Человека без прошлого», и «Темный город» и «Ванильное небо». Выражается это сходство в одной простой фразе из «Вспомнить все»: «Ты — это не ты. Ты — это я». Мы — то, что мы помним. Человека определяет прошлое, и эти фильмы представляются пронзительным исследованием того, что вообще значит быть. Чарли Кауфман, Мишель Гондри и Пьер Бисмут не зря получили «Оскар» за лучший сценарий. «Вечное сияние чистого разума» — старенький добренький и вечный микс печали, надежды и ностальгии, то есть прошлого, которое уже не вернуть. Но только не для Джоэла и Клементины.

Герой Джима Керри — Джоэл — человек серый, замкнутый, сдержанный. А героиня Кейт Уинслет — Клементина — импульсивная, обожает делать глупости, любит выпить и погулять и красит волосы в дикие цвета. Встречаются он и она в поезде, и кажется, что впервые, но нет — они просто забыли друг друга, потому что маленькая нью-йоркская контора стерла их любовные воспоминания.

Костяк фильма, название которого — строчка из стихотворения Александра Поупа, — предельно прост — удаление Клементины из памяти Джоэла. Зрителя погружают в подсознание человека, когда «врачи» (их играют Марк Руффало и Элайджа Вуд) стирают воспоминания «больного», оставляя его в блаженном забвении. Память — это лакуны, сомнения и мечты. Неспроста название «лечебного» заведения — «Лакуна». Однако по ходу эксперимента герой осознает, что любви без тревоги и печали не бывает. Любовь — штука изворотливая, но чудесная, а без любви как без лица, причем Гондри показывает это буквально, аж жутко. Несмотря на тоску и страх, «Вечное сияние чистого разума» убеждает, что любовь — чувство драгоценное.

Экспериментальный побег

Рассказ «Вечного сияния» — это гениальный мета-мета-сюжет, то есть воспоминания внутри воспоминаний. «Страницы вырваны — не помню, чтобы я это делал», — вертится в голове Джоэла. Налицо двойная потеря памяти. Странички из дневника пропали, так еще и забыл об этом. Вообще, забвение означает отказ от правды. Человеку на голову надевают футуристический шлем, и он засыпает, оставаясь один на один с прошлым, которое тут же избирательно стирают.

Гондри делает бесподобную визуализацию процесса. Зритель должен понимать, что именно происходит в голове героя, поэтому Джоэл становится для нас проводником и следопытом в собственном подсознании, детективом в воспоминаниях, которые вот-вот исчезнут. Джоэл бродит по воспоминаниям, разговаривает с ними и в них же растворяется. Однажды герой появляется в той же комнате, где происходит операция — там Джоэл видит себя спящего, а мы — сразу двух Джоэлов. И сквозь сон он постоянно слышит беседы техников, копающихся в его голове. Проникнув в свои сны и осознав, что воспоминания стираются, Джоэл хватает Клементину и убегает в то прошлое, о котором никто не знает. Отменить операцию все равно не получится — человек спит, поэтому надо немедленно скрыться.

«Вечное сияние» — триумф художественной изобретательности. Лабиринтообразная, полуфантастическая история иллюстрирует любовь романтично и сюрреалистично. Это изумительный образец олдскульного кинематографического волшебства. Мишель Гондри — мастер изображения абсурдно-фантастических образов. Именно про «Вечное сияние» небанально сказать — так бывает только в кино. Дом наполняется водой и песком, дождь льет прямо в квартире, взрослый оказывается ребенком и прячется под столом, а потом плещется в раковине. Сон и реальность в фильме сновидца и кукольника Гондри соединяются. Экспрессионистская игра со светом, «живая камера», будто мы смотрим чей-то семейный архив, и рукодельные эффекты (гляньте «Перемотку» — признание француза в любви к кино) делают каждый кадр подлинным, хотя суть картины сказочная.

Правда, смысл антиголливудского ромкома даже не в «стирке» памяти, пускай замах явно антиутопический, а в чувствах, связанных с памятью. Это элегантная метафора монтажа кино — значение имеет не столько видеоряд, сколько чувства, вызванные этим видеорядом. Гондри умудряется выразительно, с чудинкой под душевную музыку Джона Брайона передать внутреннее состояние персонажей через внешнее.

Удивительно, что такое кино вообще было сделано, потому что оно головоломное от начала и до конца, но это потому, что история изображена так, как работает память — крошечными отрывками, мечущимися взад-вперед. Люди перемещаются в пространстве и времени, а «как это сделано?» не закрывает собой «зачем?» Разумеется, такая наслоенность и странность непоследовательного повествования может отпугнуть и запутать зрителя, но нельзя не признать умение режиссера выразить понятие памяти буквально. Люди в прямом смысле скитаются во сне и прошлом. Воспоминания путаются и переплетаются, потому что как в песне, «вечная любовь — верны мы были ей, но время — зло для памяти моей». Даже «чистый лист» внушает страх.

Странные люди

Любовь обречена быть тревожной. Джоэл и Клем — натуры абсолютно полярные, и играют их не Ромен Дюрис и Одри Тоту (как у Гондри в «Пене дней»), а Джим Керри и Кейт Уинслет, для которых это нетипичные образы. Керри — не дурак и не комик, а хмурый, застенчивый, молчаливый страдалец с «жалкой, глупой, извиняющейся улыбкой». Редкий случай, когда Керри не корчит из себя шута. И Уинслет — не барышня и не домохозяйка, а вульгарная, самая необаятельная и непривлекательная, «мстительная сучка». Отсюда и недопонимание персонажей и мир полный бардака.

Цвет волос Клементины придает истории метафоричность и упорядоченность. Ее волосы говорят о сезонности отношений: зеленый — весна, красный — лето, оранжевый — осень, синий — зима. Девушка воплощает свежесть приключения, неукротимую стихию, оживляющую застрявшего в тоске Джоэла. Именно в том воспоминании, где волосы Клем красные, обозначающие любовь и страсть, Джоэл хочет отказаться от «стирки». А когда приходит осень — любовь вянет и высыхает. И приходит холодная зима — смерть некогда цветущих надежд и фантазий. А вдруг это просто спячка, ведь лед треснет и оттает, и любовь обязательно проснется.

Безусловно, сценарий «Вечного сияния» — лучшее из Кауфмана, который тогда уже был известен закрученными трагикомедиями «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация», а гений Гондри придает картине изысканность и причудливость, и это понятно, ведь действие фильма происходит в человеческом подсознании. И опять же по Ницше, которого цитируют герои, «в настоящем мужчине сокрыто дитя, которое хочет играть». Вот и Гондри нашел дитя в небритом Керри. Джоэл прячет Клементину, свою мандаринку, в глубоком воспоминании, в детстве. Эта сцена единственная, где актер кривляется, но сдержанно. Джоэл вроде бы становится ребенком, но выглядит таким же — взрослым и слабым. Мужик залезает под стол и капризничает, а потом вместе с девушкой (тоже взрослой) купается в пенной раковине. Здесь, как и в «Шоу Трумана»«Мажестике» и «Человеке на Луне», драматический талант Джима Керри превышает комический. Кстати, совсем недавно Керри под руководством Гондри сыграл главную роль в трагикомическом сериале «Шучу», и там тоже история про никому не нужного страдальца с глубочайшими страхами и душевными трещинами.

«Вечное сияние» — вечное кино

2004 год был урожайным на мелодрамы: «Дневник памяти»«Терминал»«На обочине»«Перед закатом»«Долгая помолвка»«2046»… Однако «Вечное сияние чистого разума» можно назвать самым неожиданным фильмом того года. Отчасти потому, что это меланхоличное произведение искусства может дать надежду самым одиноким. Гондри и Кауфман создали картину о влюбленных, больных и растерянных людях. Прогулки по морозному пляжу, нежности под одеялом, неловкое молчание в ресторане, первая встреча (дважды!). Главное — авторы не зацикливаются на механике «стирки», поэтому фантастическая драма не столько фантастическая, сколько трагическая. Наука не исцеляет, а разрушает человека. «Я не вижу ничего в тебе что бы мне не нравилось», — разводит руками Джоэл. «Но увидишь. Подумаешь про всякое, а мне станет с тобой скучно, почувствую себя загнанной… потому что так со мной и бывает», — внушает ему Клем. Придется принять жизнь такой грубой и очевидной, и рассмеяться, потому что не отказ, а принятие даже самых дурных воспоминаний освобождает.

Случайная встреча, опьяняющая радость и очередное самозабвение получают для героев прелесть новизны. «Вечное сияние» не только хитро придумано и виртуозно сделано, но и довольно безнадежно, если не сказать, тупиково, ведь жизнь — бесконечная, закольцованная борьба с прошлым, то есть бегство и желание забыть самих себя. Жизнь испачкана страданиями и болью, поэтому «сияние» невозможно — чистый разум невозможен. А название фильма — это обещание, мечта и ложь — все в одном. И храбрец тот, кто помнит и признает свое прошлое, смотрит правде в глаза. Фильм изобретательно и поэтично иллюстрирует, что происходит с человеком, когда он опустошен, одинок и испуган, когда фантазии умирают, и как он отчаянно сопротивляется чувствам, без которых не жить, поэтому и «стирка» бессмысленна — рискуешь потерять себя прошлого, а значит настоящего. Чувства не обманешь и воспоминания не изменишь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте «КиноРепортер»

Обсуждение:Вечное сияние чистого разума — Википедия

В российский кинопрокат фильм вышел под названием «Вечное сияние страсти» [1] (хотя на DVD продаётся под названием «Вечное сияние чистого разума»). — redmond barry

Господа, изменения в раздел «Сюжет» на данной странице вносятся с завидной регулярностью, поэтому предлагаю обсудить варианты, чтобы те, кто участвует в написании данной статьи, не теряли времени напрасно. Постараюсь указать, на мой взгляд, недостатки всех версий, существовавших с начала 2010 года до настоящего момента, так как не вижу смысла рассматривать более ранние.

(1) 18:31, 5 января 2010 Грустная, трогательная, романтическая драма. Скромняга-неудачник Джойл (Джим Керри) встречает импульсивную и взбалмошную Клементину (Кейт Уинслет)… Их совместная жизнь — фейерверк событий: романтические пикники на льду под звёздным небом, прогулки по заснеженному побережью океана… Накануне Дня святого Валентина Джойл узнает, что Клементина вычеркнула его из своей жизни и стёрла из памяти все воспоминания об их романе. Он обращается в клинику доктора Мерзвяка с такой же просьбой. Воспоминания уничтожаются постепенно в обратном порядке. Неожиданно во время процедуры Джойл видит отношения с Клементиной в новом свете, осознает, что он все еще любит её, и ему очень нужны эти воспоминания. Он пытается остановить этот процесс и, отчаиваясь спасти воспоминания о Клементине, прячет их в самые сокровенные уголки своего подсознания… Финал фильма лишний раз доказывает, что если это настоящая любовь, то все обязательно сложится…

В данной версии в описание сюжета вплетены элементы рецензии, что не совсем подходит для формата энциклопедии. Кроме того, не ясно, почему Клементина решила вычеркнуть Джойла из своей памяти, если их отношения были столь прекрасны.

15:08, 12 января 2010 см. выше (1)

(2) 20:05, 2 февраля 2010 Два главных героя фильма — Джойл (Джим Керри) и Клементина (Кейт Уинслет) — встречаются в электричке, идущей в Монтаук. Между ними бурно развиваются отношения, но в какой-то момент Джойл, встретив Клементину, обнаруживает, что та его не узнаёт. Обнаруживается, что она в клинике перенесла операцию по удалению всех воспоминаний о нём из её памяти. Тогда Джойл обращается за такой же операцией. Воспоминания уничтожаются постепенно в обратном порядке, и Джойл понимает, что любит Клементину, и ему удаётся остановить процесс удаления памяти.

Во-первых, в данной версии неправильно указано место самой первой встречи главных героев. (Вероятно, путаница вызвана тем, что в первые 18 минут фильма показываются события, являющиеся фактически развязкой истории.) Во-вторых, часть фразы «в какой-то момент Джойл, встретив Клементину» создаёт впечатление, будто эта встреча была случайной, хотя в фильме Джойл целенаправленно шёл к Клементине на работу для того, чтобы помириться перед Днём святого Валентина. В-третьих, допущена стилистическая ошибка, а именно тавтология (два раза подряд используется слово «обнаруживает», хотя этого можно легко избежать). В-четвертых, слово «операция» предполагает «удалении части организма или вскрытие полости» (см. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона), чего в фильме не было. В-пятых, главный герой обращается в клинику доктора Мерзвяка, как раз потому что любит Клементину и не может забыть, то есть ему не нужно осознавать свою любовь заново. Наконец, Джойлу не удалось остановить процесс удаления памяти, наутро он не помнит ничего о Клементине, и лишь шестое чувство и глубоко засевшее в подсознание слово «Монтаук» помогают ему найти её во второй раз.

20:06, 2 февраля 2010 см. выше (2)

(3) 17:50, 3 февраля 2010 Два главных героя фильма — Джойл (Джим Керри) и Клементина (Кейт Уинслет) — встречаются на вечеринке у друзей и влюбляются друг в друга с первого взгляда. Вместе они переживают как множество счастливых моментов, так и немалое число взаимных разочарований. Однажды Джойл, желая помириться после очередной ссоры перед Днём святого Валентина, приходит к Клементине на работу и понимает, что та не узнаёт его. Позже выясняется, что она, воспользовавшись услугами фирмы «Лакуна», перенесла процедуру по удалению воспоминаний о Джойле из её памяти. Будучи не в силах выдержать одиночество без возлюбленной, главный герой также обращается в «Лакуну». Однако по мере исчезновения воспоминаний Джойл осознаёт, насколько они важны для него, и пытается обратить процесс вспять. Большая часть его усилий пропадает даром, но главному герою всё же удаётся сохранить в памяти крохотную частичку того, что происходило в его сознании. Благодаря этому герои встречаются на следующий день в электричке, идущей в Монтаук, и знакомятся вновь…

В данной версии допущена неточность в указании места самой первой встречи главных героев (вечеринка была не у друзей, а у не самых близких знакомых главного героя). Также допущена стилистическая ошибка, а именно тавтология (два раза почти подряд в последних двух предложениях используется слово «герои», хотя этого можно избежать). Кроме того, описывается развязка сюжета, что, возможно, является нежелательным (?) для людей, ещё не видевших данный фильм.

18:17, 3 февраля 2010 см. выше (3), за исключением стилистической ошибки.

18:44, 3 февраля 2010 см. выше (2)

(4) 18:45, 3 февраля 2010 см. (2) + в конце добавлена фраза «Благодаря этому герои встречаются на следующий день в электричке, идущей в Монтаук, и знакомятся вновь.», что создаёт у читателей впечатление, будто герои два раза знакомились в электричке.

19:04, 3 февраля 2010 см. (4), за исключением неправильного указания места самой первой встречи главных героев.

Пожалуйста, давайте вместе подумаем, что убрать, а что добавить, чтобы привести краткое описание сюжета в удобоваримый вид. С уважением, anaid_leo 18:07, 4 февраля 2010 (UTC). anaid_leo 18:22, 4 февраля 2010 (UTC)

  • Почти все откаты мои, я откатил самую первую версию за неэнцеклопедический стиль и возможное копивио. Правьте спокойно в статье, если стиль будет нормальный, у меня претензий не будет.—Yaroslav Blanter 18:50, 4 февраля 2010 (UTC)
    И, если можно, без многоточий в конце. Многоточия производят впечателение, что (а) это спойлер, а не полный сюжет; (б) что этот спойлер является копипейстом. Сюжет должен быть максимально полным, это решение сообщества—Yaroslav Blanter 18:52, 4 февраля 2010 (UTC)

Попробую продолжить, вдруг всё-таки получится диалог.

(5) 17:52, 11 февраля 2010 Грустная, трогательная драма. Джоэл — одинокий неудачник, знакомится с весёлой и взбалмошной Клементиной. Его жизнь налаживается, но вот, накануне Дня Святого Валентина, Джоэл узнаёт, что Клементина стёрла его из своей памяти. Узнав, как это делается, он обращается с той же просьбой в клинику Доктора Говарда Мерзвяка. Во время стирания его памяти он понимает, что отношения с Клементиной — это самое дорогое в его жизни. Он прячет воспоминания в самые уголки своего сознания. Вспомнив все свои воспоминания Джоэл и Клементина начинают все заново.

В данной версии в предпоследнем предложении обобщённо-качественное местоимение «самые» употреблено без прилагательного, с которым должно соотноситься. Также допущены стилистические ошибки, а именно тавтология (i. два раза подряд используется слово «узнаёт», хотя этого можно избежать; ii. два раза подряд используется слово «самое/самые», хотя этого можно избежать; ii. «Вспомнив воспоминания») Кроме того, причины поступка героини не понятны, как и в (1). anaid_leo 18:36, 19 февраля 2010 (UTC) anaid_leo 18:48, 19 февраля 2010 (UTC)

» он решил, что необходимо сменить маршрут, и садится в поезд из Монтока до Роквилль-Центра.» — это его обратный путь, пропущенно следствие его появления в Монтоке.

Автор сообщения: Дмитрий 176.65.124.82 18:30, 21 октября 2017 (UTC)

К обсуждению. —Well-Informed Optimist (?•!) 05:30, 21 ноября 2017 (UTC)

Смысл фильма Сияние чистого разума 2004

Романтическая драма с элементами фантастики «Вечное сияние чистого разума» (2004) – шедевр мирового кинематографа, обладатель премии «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и один из самых красивых фильмов об отношениях. Неподражаемый комик Джим Керри и всегда аристократичная Кейт Уинслет сыграли в этом фильме совершенно нехарактерные для себя роли, в который раз доказав, что талант границ не имеет. Потрясающий драматизм несет в себе каждая сцена с главным героем. Отчаяние Джоэла настолько правдоподобно, что не верить в происходящее невозможно. Клементина – главная героиня, роль которой бесподобно исполнила Кейт Уинслет – взбалмошная, импульсивная, обаятельная. Она очаровывает с первых кадров.

Сюжет фильма Сияние чистого разума

Сюжет фильма немного запутан, но тем интереснее. Если разобраться с сюжетной линией, легко понять в чем смысл фильма «Вечное сияние чистого разума». Итак, это фильм об истории отношений Джоэла Бериша и Клементины Кручински, которые встречаются однажды на пустынном пляже и уже не расстаются. С самого начала молодым людям, так непохожим друг на друга, кажется, что они знакомы тысячу лет. Жизнерадостная Клементина превращает жизнь одинокого меланхолика в цепь ярких событий. Они решают жить вместе, проводить всё свободное время рядом друг с другом и постепенно феерия их отношений начинает медленно затухать.

Походы к друзьям и совместные обеды уже не вызывают бурных эмоций, всё становится обыденным, начинает раздражать. Возможно, успех фильма как раз и объясняется тем, что каждому из нас известны эти чувства. Всякий, кто проходил через опыт длительных отношений, хорошо знаком с этой фазой. Раздражение нарастает, появляются мелкие придирки, и вот уже ярко окрашенные волосы Клементины, которые так нравились замкнутому Джоэлу в самом начале, вызывают недоумение. Как можно быть настолько озабоченной выбором цвета, когда в мире происходят ужасные события? Клементина в свою очередь страдает от того, что ей приходится изменять себе рядом с партнером. Всегда готовая посреди ночи отправится в Бостон или Нью-Йорк, напрочь лишенная стереотипов, разрывающая шаблоны представления о тихом семейном гнездышке, Клементина подстраивается под Джоэла.

Она пытается умерить свой пыл, но скрытность, замкнутость , меланхоличность партнера, давит на неё. Однажды после крупной ссоры девушка обращается в агентство «Лакуна», где ей стирают из памяти воспоминания о Джоэле. Всё, что было связано с любимым, перестало существовать. В том числе и невыносимая боль расставания. Во время процедуры в Клементину влюбляется техник Патрик, у них завязываются романтические отношения. Когда Джоэл узнает, что сделала его любимая, он впадает в отчаяние. Главный герой также решается на процедуру по удалению воспоминаний, но всё пошло не по плану. Воспоминания оказываются для Джоэла настолько значимыми, что его мозг не хочет избавляться от них. Введенный в искусственный сон, блуждающий по лабиринтам собственного подсознания, Джоэл понимает, что совершает ошибку.

Один за другим перед ним проносятся все счастливые моменты, которые связывали его с Клементиной, и отправляются на удаление. Главный герой осознает, что не хочет расставаться с воспоминания и на самом деле не готов потерять подругу, которую любит всем сердцем. Но драма состоит в том, что проснуться он не может. Выбор сделан. Памятные кадры исчезают из кинохроники их отношений. В течение длинной ночи, когда Джоэлу удаляют память, происходит множество событий, как реальных, так и фантастических. Утреннее пробуждение героя должно было поставить точку. Но этого не произошло. В чем кроется смысл фильма «Вечное сияние чистого разума» становится известно в самом финале.

Смысл фильма Сияние чистого разума

Джоэл просыпается, но не чувствует легкости. Его постоянно гнетет какое-то неведомое чувство; он ищет Клементину, но не осознает этого. Ведь невозможно стереть из памяти то, что находится глубоко в сердце. Кто ищет, тот обязательно находит. Совсем скоро пара снова встречается. Если бы в их отношения не была заложена предопределенность, вероятность такой встречи в огромном городе стремилась бы к нулю. Но они искали друг друга на одном им известном уровне. Джоэл и Клементина заново знакомятся, завязывают романтические отношения, вновь погружаются в атмосферу беспечной радости. Всё складывается идеальным образом, пока однажды в их руки не попадают аудиозаписи, оставленные ими в компании «Лакуна» на процедуре по удалению памяти.

Клементина узнаёт всё, что думал о ней Джоэл к концу их совместной жизни. А Джоэл, соответственно, слышит признания Клементины. Эти слова ранят партнеров в самое сердце. Они не помнят как делали признания, но понимают, что при дальнейшем развитии их сегодняшних отношений, всё закончится именно так. Правда оказывается невероятно жестокой и первым желанием партнеров оказывается желание оставить друг друга. Но это рождает новую волну боли, поскольку они влюблены и потерять друг друга ещё раз не могут.

Романтическая драма заканчивается хорошо. Партнеры выбирают жизнь. С её неурядицами, полную не только красивых моментов, но и скучных будней. Пара выбирает правду и смело начинает отношения заново, зная, что их ждет не только фейерверк ярких событий. Режиссерский замысел Мишеля Гондри полностью раскрывается в финальном диалоге Джоэла и Клементины.

Напишите в комментариях свой смысл фильма Сияние чистого разума. Мы с нетерпением будем ждать!

60 интересных фактов о фильме Вечное сияние чистого разума (2004) — smartfacts

8.3/10

Рейтинг IMDB

89/100

Рейтинг Metacritic

Бюджет: 20 000 000 $

Кассовые сборы: 72 258 126 $

Длительность: 1 ч 48 мин

Производство: США

Премьера: 19 марта 2004

Премьера в России: 29 апреля 2004

Во время поезда Кейт Уинслет бьет Джима Керри. Это не было организовано и не планировалось, и ответ Керри является подлинным сюрпризом. Несмотря на то, что сценарий Чарли Кауфмана и визуальные концепции Мишеля Гондри тщательно соблюдались, актерам было предоставлено много возможностей для импровизации. Элайджа Вуд и Марк Руффало много импровизировали, и большая часть диалога между Джимом Керри и Кейт Уинслет возникла в результате репетиционных сессий, на которых они поделились своими рассказами о своих реальных отношениях и разбитых сердцах.

Первоначально, во всей сцене поезда, музыка должна была заполнить промежуток во время молчания между Джоэлом и Клементиной, пока сценарист Чарли Кауфман не предложил сделать противоположное. Затем играла музыка, когда Джоэл и Клементина разговаривали, и делали паузу, когда они делали паузу.

Когда Джоэл находится в его голове и посещает его сессию процесса стирания, никакие специальные эффекты не использовались, чтобы показать двух Джоэлов в одной сцене. Джиму Керри пришлось снять шляпу и пиджак, когда он не был в кадре, и ему нужно было быстро сесть в кресло, и наоборот, когда он должен встать.

Идея этого фильма была принесена Мишелю Гондри его другом, художником Пьером Висмутом, который предложил: «По почте вы получаете открытку, на которой написано: кто-то, кого вы знаете, только что стер вас из памяти».

Когда Стэн (Марк Руффало) пугает Мэри (Кирстен Данст), Мишель Гондри просил Руффало прятаться в разных местах каждого дубля, чтобы фактически напугать ее. Сцена, где Джоэл и Клементина смотрят, как цирк идет по улицам, была придумана на месте, так как съемочная группа и актерский состав работали поблизости, и режиссер Мишель Гондри решил, что это может хорошо сработать в фильме. Та часть, где Клементина внезапно исчезает, является одним из любимых моментов Гондри в фильме, так как Джим Керри не знал, что Кейт Уинслет собирается исчезнуть, и Гондри понравилось, потому что лицо Керри выглядит таким опечаленным. Когда звук в последнем фильме пропадает, Керри на самом деле говорит «Кейт?»

Практически все самые причудливые и захватывающие сцены в этом фильме были созданы со старомодной камерой, монтажом, освещением, поддержкой и трюками. Использование цифровых эффектов было очень ограничено. Поразительная сцена кухни с Джоэлем в детстве была создана с тщательно продуманной форсированной перспективной сценой, подобной той, которую использовал Питер Джексон в трилогии «Властелин колец».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о