Как важно уважать друг друга

Каждый человек, создавая семью, мечтает о счастье и любви. Но проходит время, и отношения меняются. Муж и жена лучше узнают друг друга, совместное проживание вносит свои коррективы. Со временем появляются дети, и снова приходят перемены.

В начале семейного пути люди часто идеализируют друг друга, а когда сталкиваются с недостатками партнера, ощущают глубокое разочарование. В этот момент важно понять, что отношения – это работа, которую необходимо проводить в течение всей жизни. Только в этом случае семья принесет счастье и удовлетворение. А залог позитивного результата – взаимное уважение.

Что понимается под словом «уважение»?

Уважать другого – значит, принимать человека таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Уважение – это осознание другой личности как ценности, оно должно быть безусловным, как любовь. Но вы не сможете уважать другого, если у вас нет любви и уважения к себе.

Вспомните свое детство: как ваши родители относились друг к другу, как они относились к вам? Ощущали ли вы уважение к себе, своим чувствам, желаниям? Уважаете ли вы сейчас себя сами?

Чем ценно уважение для отношений?

Если муж и жена проявляют уважение друг к другу – отношения автоматически налаживаются, конфликты становятся менее бурными, а семья развивается и крепнет.

Когда вы замечаете, что все чаще критикуете партнера, посмотрите на себя. Научитесь ценить себя за личные качества, внешность, достижения, хорошие поступки. Пока нет безусловного принятия, начните с условного, а самоуважение без условий придет позже.

Именно уважение часто помогает сдержаться и не наговорить друг другу обидных и грубых слов, которые могут разрушить отношения. Когда вы цените партнера, то всегда есть шанс помириться и победить проблемы и придирки. Вы находите в себе силы попросить прощения первым, даже если формально не виноваты, или простить, когда обидели вас.

Из-за чего в семье исчезает уважение?

Часто мы теряем уважение друг к другу, когда перестаем соблюдать право партнера на личное пространство. После периода влюбленности «розовые очки» спадают, муж и жена начинают переделывать друг друга, не оставляя партнеру права на собственные привычки. Уважение уходит из семьи, и приходят проблемы. Также уважение исчезает, когда муж и жена перестают оказывать внимание друг другу, пуская развитие отношений на самотек. Как правило, если человек не получают уважения в семье, то пытается найти его на стороне.

13 секретов, как научиться уважать друг друга

Секрет 1. Признайте лидерскую позицию и авторитет мужа. Мужчина – глава семьи, доверьте ему эту почетную миссию, доверяйте его решениям и оказывайте необходимую помощь. Подумайте, если мужчина будет чувствовать себя в семье королем, он будет относиться к вам, как к королеве.

Секрет 2. Проводите время вместе, полезно и интересно. Наслаждайтесь обществом друг друга, обсуждайте важные темы, волнующие обоих.

Секрет 3. Помогайте друг другу развиваться, приобретать новые знания и умения, совершенствоваться в профессиональном, духовном плане. Раскрывайте достоинства друг друга!

Секрет 4. Доверяйте партнеру, цените его личное пространство (не лезьте в его телефон, не устраивайте контрольных звонков по вечерам и т. п.).

Секрет 5. Храните верность и преданность.

Секрет 6. Помогайте партнеру во всем, в чем можете. Поддержка близкого человека необходима каждому, когда возникают трудности на работе, депрессия или просто плохое настроение. Будьте рядом!

Секрет 7. Не сравнивайте ваши отношения с другими. Каждая семья проходит свой путь побед и неудач. Возможно, вам кажется, что у вашей подруги все радостно и романтично, а на самом деле они уже подали документы на развод. Конечно, можно учитывать ошибки прошлого или учиться на промахах других людей, но не идеализируйте чужие отношения.

Секрет 8. Старайтесь слышать партнера. Давайте любимому человеку возможность высказывать свои мысли, даже если они вам неинтересны. Важно быть хорошим и терпеливым слушателем!

Секрет 9. Развивайте общие ценности. Старайтесь обсуждать темы, актуальные для вас обоих: отношение к детям, воспитание, недвижимость, отпуск и т. п. Стремитесь добиться единства в важных вопросах.

Секрет 10. Не будьте злопамятными, не упрекайте любимого человека за старые обиды, учитесь прощать, ведь все люди не совершенны.

Секрет 11. 

Не требуйте от партнера чего-то сверхъестественного, принимайте ситуацию такой, какая она есть, и вместе работайте над ее развитием, если вас что-то не устраивает. Хотите дом? Не пилите мужа каждый вечер, чтобы он нашел вторую работу, а попробуйте вместе обсудить планы и наметить шаги, которые приведут к достижению цели.

Секрет 12. Признавайтесь в любви. Сколько бы лет вы ни состояли в браке, старайтесь хотя бы один раз в день напоминать партнеру о своих чувствах, говоря заветные слова: «Я тебя люблю».

Секрет 13. Относитесь к любимому человеку так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам – это истина, проверенная многими людьми.

Уважайте друг друга, работайте над развитием отношений, и ваша семья будет крепким плотом в море нестабильности и проблем!

С любовью, Ася Зарипова,
преподаватель «Академии частной жизни».

Ася Зарипова

Блог Академии открыт для авторов-экспертов. Если вы хотите написать статью, прочитайте редакционную политику. Мы рады вашим материалам !

Уважение – от слова «важно». Учимся относиться друг к другу внимательно | Здоровье ребенка | Здоровье

Наш эксперт – психолог Софья Шноль

Придётся заслужить?

Всем нам с детства знакомо известное утверждение о том, что надо уважать старших. Напрашивается вопрос: нужно уважать только старших (интересно, начиная с какого именно возраста?) или вообще всех людей? До сих пор довольно распространено мнение, что детей уважать не нужно, потому что они ещё не выросли и ничего достойного уважения не совершили. Тогда получается, что до уважения нужно дорасти или его придётся заслужить. В таком случае это больше похоже на соблюдение субординации или награду за достижения. Но если обратить внимание на этимологию глагола «уважать», мы там увидим корень, общий со словом «важно». Это напомнит нам о том, что уважение – это не проявление подчинённости и не признание заслуг, а сознание того, что каждый человек важен и достоин внимания к себе. Поэтому тему уважения не стоит рассматривать узко, ограничиваясь отношением младших к старшим, – она касается любых взаимоотношений между людьми.

Право на уважение имеет каждый человек в любом возрасте, просто потому, что он существует на свете.

А ещё не стоит забывать, что дети всегда учатся на примере взрослых. Если мы хотим, чтобы они нас уважали, необходимо сначала показать им, как проявляется уважение, что оно собой представляет. Не встретившись с уважением в семье, они так и не узнают, что это такое.

Соблюдаем границы

Уважение тесно связано со способностью замечать другого человека в его реальных проявлениях. Если человек важен сам по себе, то важны его личные особенности, его потребности, его предпочтения, его чувства. Мне могут не нравиться его проявления, но я не могу оставить их без внимания. Уважение проявляется в простых вещах, например, в том, чтобы замечать границы чужого личного пространства и соблюдать их: не перебивать в разговоре, не входить без стука, не брать вещи без разрешения… Взрослые часто требуют соблюдения собственных границ от детей, но не считают нужным уважать личное пространство детей. Не замечая другого человека и не учитывая его потребностей, мы словно не оставляем ему места, фактически отказываем ему в существовании. К сожалению, взрослые довольно часто ведут себя с детьми именно так (вспомним родительский девиз из не столь давних времён: «Детей должно быть не видно и не слышно!»). Да и друг с другом, что греха таить, старшие члены семьи далеко не всегда ведут себя уважительно. При таком отношении ребёнку трудно научиться уважению – он не видит примера.

Уважение требует внимательного отношения. Если мы будем внимательными, мы станем замечать, что люди, особенно дети, обычно дают много подсказок, как к ним можно проявить уважение. Ребёнок, не отчаявшийся ещё быть услышанным, легко сообщает, что он чувствует, что ему нравится или не нравится. Например, он не хочет есть вермишель, потому что она «скользкая». И тут уже дело за родительским вниманием. Мы можем остановиться и признать, что вермишель вызывает у ребёнка отвращение, а можем проигнорировать его чувства и впасть в «праведное» возмущение по поводу его «каприза».

Начнём с себя

Невозможно уважать другого, не уважая самого себя. Это значит, что для того, чтобы научиться замечать и признавать личные границы, потребности и чувства других людей, нужно определить собственные границы, почувствовать свои чувства и признать свои потребности. Заметив и поняв себя, мы уже можем замечать и понимать других людей. Уважать себя и других, быть внимательным – непросто, когда непривычно. Начав в этом деле с себя и обнаружив свои трудности, взрослый скорее будет снисходительным к ребёнку, который ещё только учится с этим справляться.

Попытка уважать других, не уважая себя, приводит к тому, что человек начинает ощущать себя жертвой и, как следствие, бессознательно злится на тех, кого мы «должны уважать». В результате никакого уважения не получается, а выходит, наоборот, сплошное нарушение чужих границ. Так что наше самоуважение необходимо не только нам самим, но и окружающим нас людям, и в первую очередь – нашим детям.

Если вы замечаете за собой недостаточно уважения к самому себе, по­пробуйте выделить в своём окружении людей, которые относятся к вам уважительно, и старайтесь с ними больше общаться, чтобы сначала получить этот опыт извне. Также здесь может пригодиться и помощь психолога.

Личное мнение

Наталья Сенчукова:

– Воспитание ребёнка – это не набор каких-то определён­ных пунктов и правил. Это целый комплекс факторов и условий. Самое главное в воспитании, я считаю, это образ жизни родителей, их поведение. Личный пример – вот основа. Всё остальное – это уже какие-то вспомогательные вещи, которые могут дать результат, а могут и не дать.

Как сохранить уважение друг к другу и самоуважение в отношениях

Уважение — наиважнейший элемент любых отношений. Если оно исчезает, то это ощущается особо остро. Уважение — это позиция одного человека по отношению к другому, по сути, это признание достоинств личности. Стало быть, просто так требовать уважения и настаивать на нем бесполезно, если нет этих достоинств.

уважение-2.jpg

Действительно, уважение можно легко растерять, в парах это случается довольно часто. Как мужчина, так и женщина очень остро чувствуют отсутствие этого важного элемента. Более того, если нет уважения в семье, то все чаще приходится прибегать к различного рода манипуляциям и давлению, потому что партнер просто не хочет слышать и считаться с вами. Хотя «не хочет» не совсем здесь уместно — у него или у нее просто не хватает уважения к вам, — скорее, «не может». Но эту неприятность можно исправить, если восстановить уважение. И здесь отлично работает пословица «уважение легко потерять и сложно получить». Поэтому изначально нужно понять, через какие действия вы потеряли уважение в глазах партнера.

Самостоятельность

Насколько вы самостоятельны в финансовом плане? Это не значит, что вы должны зарабатывать миллионы, но у вас должны быть свои деньги, покрывающие ваши расходы. Вы можете их использовать или откладывать, но мужчина знает, что вы трудитесь и умеете зарабатывать. Очень часто женщины чувствуют, что уважение пропало как раз после того, как она перестала быть самостоятельной в финансовом плане, и мужчины ощущают, что она от него зависит. Вы спросите, а как же быть, если беременность и декрет. Если вы входите в отношения с образованием, опытом работы и своими пусть маленькими, но достижениями, то все пройдет гладко. 

Отношение к себе

Как вы относитесь к себе, как заботитесь о своем теле, образовании, здоровье? И речь здесь вовсе не о том, чтобы в сумасшедшем графике посещать салоны красоты и не вылезать из спортзала с книгами наперевес. Эта забота изначально рождается изнутри, в вас самой, потому что вы сами себя любите, уважаете и не можете позволить запустить себя — это вызывает уважение. Ухаживать за собой можно и в домашних условиях, а самообразование может являться постоянной составляющей вашего образа жизни.

уважение.jpg

Эмоциональная самостоятельность и взрослая позиция

Проще всего потерять уважение, сделав мужчину центром своего мира, отказавшись по тем или иным причинам от своей жизни разумными самостоятельными действиями над ней, оказавшись при этом в детской позиции восприятия. Вот здесь будут и ревность, и постоянные капризы, и упреки, и много разговоров. А толку мало, как и серьезных действий и взрослых поступков. Испытывать уважение к зависимому эмоционально, не желающему контролировать свои настроения и позволяющему самому себе нарушать формат общения человеку не просто сложно, а, скорее всего, невозможно.

Нарушение личных границ

Последний и, наверное, один из самых важных пунктов — нарушение личных границ и принятие тех условий, которые заранее для вас дискомфортны как физически, так и эмоционально. Упахиваясь на работе 24 часа в сутки за маленькую зарплату, вы, вероятно, не вызовите уважение у мужчины и окружающих — скорее, сочувствие. А вот если вы позаботитесь о том, чтобы условия были для вас более комфортными и приемлемыми, получив дополнительное образование или опыт, — то да, за это уважают. Видите, также есть проявление заботы и любви по отношению к себе. Ваш партнер тоже это понимает и просто зеркалит ваше отношение к самой же себе, причем на неосознанном уровне. Если же вы заранее соглашаетесь на дискомфортные эмоциональные условия, то вашему партнеру тоже будет сложно испытывать к вам уважение. Самопожертвование и жертвенность в целом не вызывают уважения, как бы вам того ни хотелось. 

Будьте более заботливы и добры по отношению к самой себе. Уважение окружающих начинается с того, что вы сами себя уважаете. Это проявляется в поступках, а не на словах.

Уважение супругов друг к другу | Иоакимо

В Священном Писании, в достаточно обширном зачале, есть выражение, касающееся брака: «а жена пусть уважает своего мужа» (Еф. 5:33). Здесь, в слове «уважает» каждый может увидеть отблеск господствующего положения мужчины в обществе первого столетия.

Но все же, уважение к другому человеку как к личности не является закономерным превосходством того человека, к которому оно проявляется. Уважение, прежде всего, выражается к Богу, а поскольку Бог и Его творение тесно связаны, то уважение относится и к творению тоже. О подобном уважении к другой жизни учил Альберт Швейцер. Следовательно, существует должное уважение к тем, кто создан по образу Божию. Уважение должно быть таким, какое муж проявляет к своей жене, если ее «любит как самого себя» (Еф. 5:33).

И хотя уважение к людям должно выражаться во всех отношениях, но оно особенно должно проявляться в браке, где двое сочетаются во единое целое, как то сказано в Писании как «плоть едина». Без взаимного уважения это единство может наполнится ненавистью.

Переоценка уз брака – это фактически переоценка понятия взаимного уважения супругов в среднем возрасте. Семейная жизнь отличается в зависимости от каждого конкретного брака, но уважение супругов друг к другу основывается на ключевых аспектах, касающиеся их семейной жизни.

Первое: существующее разногласие между супругами должно быть преодолено, если это необходимо. Уважение – это, когда супруги видят один в другом личность, уникальность этого человека, с его очарованием и особенностями, которые его отличают от какого-либо другого человека, а не формального исполнителя семейных обязанностей. Уважение является основой для радости, когда другой человек находится рядом; уважение – это движимая сила для супругов, чтобы все творить вместе с радостью.

Второе: уважение к другому – это наше старание улучшить отношение к тому, кто имеет прямое отношение к нашим чувствам и переживаниям. Если есть какие-либо проблемы в отношениях, и вы хотите улучшить положение вещей, то диалог, в этом случае, может быть подходящим средством.

Третье: уважение к другому означает, что я принимаю его недостатки в наших взаимоотношениях как таковые, что имеют место быть, но это не должна быть критика оправданных причин. Если наши перфекционистические взгляды вынуждают нас намного серьёзнее относится к недостаткам другого, то мы теряем чувство радости, и в данном случает существует большая опасность, что наша самонадеянность сделает нас грубыми.

И последнее, уважение супругов друг к другу означает, что мы делаем немаловажные шаги в среднем возрасте, как бы перебирая «старые пластинки», накопившиеся за предыдущие годы и мешающие начать новую страницу в наших отношениях. О. Бальзак сказал, что: «брак должен постоянно одолевать зверя, который его разрывает, а имя ему – привычка». Средний возраст – это время испытаний новых вещей в вашем браке, преодоление сопротивления к изменениям, время «всему верить и на все надеяться» (1-е Кор. 13:7). Все в ваших силах, если вы хотите, чтобы ваш брак стал новым творением.

Брак – это некий «тандем», развитию которого будут содействовать совместные решения и обсуждения в вашей семье. Прислушивайтесь внимательно друг к другу! Обыденное недовольство в внутри семьи – это причина того, что супруги не слышат друг друга. Обсуждая совместно возможности вашей семьи, вы сможете принять такие решения, которое никто бы из вас двоих не смог бы принять. Если решение будет принято взаимно, то более вероятно, что вы вместе положите начало его реализации. Ваше совместное обсуждение – это путь к тому, чтобы существенно сблизится друг с другом. Совместное обсуждение – это очень важный «эроген» в чувствах супругов. Семейная пара должна посвящать своему браку все свое время, силы и любые начинания, дабы и далее поддерживать семейное единство, даже дети покинули отчий дом. Благодаря открытому диалогу в деликатных вопросах, ты, возможно, поймешь, что становишься «обороняющимся». Если ты как большинство из нас, тогда ты должен ожидать, что ты и в тебе проявится эта «обороняемость». Наша «обороняемость» обычно закрывает те места, где мы являемся более уязвимыми и непримиримыми. Но когда мы это осознаем, мы сможем отбрести источник для нашей веры, чтобы противопоставить его нашей «обороняемости».

О. Филофей Фарос «Половина пути», изд. Армос
Перевод с новогреческого: редакция «Пемптусия»

Уважение супругов друг к другу

В Священном Писании, в достаточно обширном зачале, есть выражение, касающееся брака: «а жена пусть уважает своего мужа» (Еф. 5:33). Здесь, в слове «уважает» каждый может увидеть отблеск господствующего положения мужчины в обществе первого столетия. Но все же, уважение к другому человеку как к личности не является закономерным превосходством того человека, к которому оно проявляется. Уважение, прежде всего, выражается к Богу, а поскольку Бог и Его творение тесно связаны, то уважение относится и к творению тоже. О подобном уважении к другой жизни учил Альберт Швейцер. Следовательно, существует должное уважение к тем, кто создан по образу Божию. Уважение должно быть таким, какое муж проявляет к своей жене, если ее «любит как самого себя» (Еф. 5:33).

respect

И хотя уважение к людям должно выражаться во всех отношениях, но оно особенно должно проявляться в браке, где двое сочетаются во единое целое, как то сказано в Писании как «плоть едина». Без взаимного уважения это единство может наполнится ненавистью.

Переоценка уз брака – это фактически переоценка понятия взаимного уважения супругов в среднем возрасте. Семейная жизнь отличается в зависимости от каждого конкретного брака, но уважение супругов друг к другу основывается на ключевых аспектах, касающиеся их семейной жизни.

Первое: существующее разногласие между супругами должно быть преодолено, если это необходимо. Уважение – это, когда супруги видят один в другом личность, уникальность этого человека, с его очарованием и особенностями, которые его отличают от какого-либо другого человека, а не формального исполнителя семейных обязанностей. Уважение является основой для радости, когда другой человек находится рядом; уважение – это движимая сила для супругов, чтобы все творить вместе с радостью.

Второе: уважение к другому – это наше старание улучшить отношение к тому, кто имеет прямое отношение к нашим чувствам и переживаниям. Если есть какие-либо проблемы в отношениях, и вы хотите улучшить положение вещей, то диалог, в этом случае, может быть подходящим средством.

Третье: уважение к другому означает, что я принимаю его недостатки в наших взаимоотношениях как таковые, что имеют место быть, но это не должна быть критика оправданных причин. Если наши перфекционистические взгляды вынуждают нас намного серьёзнее относится к недостаткам другого, то мы теряем чувство радости, и в данном случает существует большая опасность, что наша самонадеянность сделает нас грубыми.

И последнее, уважение супругов друг к другу означает, что мы делаем немаловажные шаги в среднем возрасте, как бы перебирая «старые пластинки», накопившиеся за предыдущие годы и мешающие начать новую страницу в наших отношениях. О. Бальзак сказал, что: «брак должен постоянно одолевать зверя, который его разрывает, а имя ему – привычка». Средний возраст – это время испытаний новых вещей в вашем браке, преодоление сопротивления к изменениям, время «всему верить и на все надеяться» (1-е Кор. 13:7). Все в ваших силах, если вы хотите, чтобы ваш брак стал новым творением.

couple picture

Брак – это некий «тандем», развитию которого будут содействовать совместные решения и обсуждения в вашей семье. Прислушивайтесь внимательно друг к другу! Обыденное недовольство в внутри семьи – это причина того, что супруги не слышат друг друга. Обсуждая совместно возможности вашей семьи, вы сможете принять такие решения, которое никто бы из вас двоих не смог бы принять. Если решение будет принято взаимно, то более вероятно, что вы вместе положите начало его реализации. Ваше совместное обсуждение – это путь к тому, чтобы существенно сблизится друг с другом. Совместное обсуждение – это очень важный «эроген» в чувствах супругов. Семейная пара должна посвящать своему браку все свое время, силы и любые начинания, дабы и далее поддерживать семейное единство, даже дети покинули отчий дом. Благодаря открытому диалогу в деликатных вопросах, ты, возможно, поймешь, что становишься «обороняющимся». Если ты как большинство из нас, тогда ты должен ожидать, что ты и в тебе проявится эта «обороняемость». Наша «обороняемость» обычно закрывает те места, где мы являемся более уязвимыми и непримиримыми. Но когда мы это осознаем, мы сможем отбрести источник для нашей веры, чтобы противопоставить его нашей «обороняемости».

iStock_Sr.-coupleon-park-bench

О. Филофей Фарос «Половина пути», изд. Армос 

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия»

«Уважение друг к другу»

Классный час

«Школа самоуважения»

Цели: дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих: обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.

План классного часа

1. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».

2. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение»?

3. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение».

4. Ролевая игра «Утверждаю себя».

5. Открытый микрофон «Поговорим откровенно».

6. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Учитель. Ребята, всем вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожалению, права детей нарушаются во всем мире. Но не каждый ребенок знает, что он может защитить себя и отстоять свои права в суде. В этом ему поможет специальный документ — Конвенция «О правах ребенка». Этот документ был принят Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1989 года.

Конвенция — это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

А дети, как записано в Конвенции, — это все человеческие существа до 18 лет (статья 1).

Какие же есть у них права?

Согласно Конвенции каждый ребенок имеет право на жизнь, на родительскую заботу, на медицинскую помощь, право на образование и отдых. Все дети имеют право свободно перемещаться и свободно выражать свои взгляды. Все дети имеют право на личную жизнь, на всестороннее развитие. Ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению. И наконец, каждый ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства.

Сегодняшний классный час мы и посвятим этому праву — праву на уважение.

II. Интерактивная беседа «Что такое самоуважение?»

Учитель. Итак, каждый ребенок имеет право на уважение. Но, чтобы тебя уважали, нужно иметь самоуважение. Как вы понимаете это слово?

(примерные ответы детей)

— Самоуважение — это уважение человека к самому себе.

— Это уважение к своим родителям, к своей семье.

— Это когда человек ведет себя так, чтобы его все уважали.

Учитель. Как вы думаете, что дает человеку самоуважение?

(примерные ответы детей)

— Человек, который уважает себя, всегда имеет свое мнение, не зависит от мнения других.

— Самоуважение дает уверенность в себе, спокойствие.

— Человек, который себя уважает, никому не подражает, ни под кого не подделывается.

— Только человек, который уважает себя, может уважать других людей.

Учитель. По каким признакам вы определяете, уважает себя человек или нет? Вот, например, наши знаменитые спортсменки (показ фотографий): Татьяна Нафка, Арина Шарапова, Анна Курникова — в чем проявляется их уважение к себе?

(примерные ответы детей)

— Они уверены в себе.

— Хорошо одеваются.

— Не боятся высказывать свое мнение.

— Никому не подражают.

— Постоянно тренируются, чтобы победить.

— Могут постоять за себя.

Учитель. Люди, уважающие себя, действуют. Они постоянно самоутверждаются, отстаивают свои права, свое мнение. Нельзя воспитать уважение к себе лежа на диване и мечтая о том, что все тебя будут уважать. Нужно учиться утверждать себя.

III. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение»

Учитель. Психологи заметили, что утвердить себя может не каждый. Предлагаю вам посмотреть сценку, в которой участвуют три мальчика. Послушайте, о чем они говорят, понаблюдайте за поведением ребят и сделайте выводы, кто из них себя утверждает, кто только унижает других, а кто вообще не может себя утвердить?

Саша (нагло, агрессивно). Так, на диктанте я сажусь с тобой! (Бьет Лену по плечу.)

Лена (тоскливо.) Зачем?

Саша. Буду у тебя скатывать!

Лена. Да у меня почерк мелкий!

Саша. А ты крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике все спишу!

Сережа (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.

Саша. О! Тогда ты мне все решишь! Усек?

Сережа (спокойно, без вызова). Ничего не усек, и решать за тебя ничего не буду.

Саша. Чего? Ты что, наезжаешь?

Сережа (спокойно, без вызова). Нет, просто не хочу.

Учитель. Как вы считаете, кто из ребят утверждают себя, кто показывает самоуважение?

(примерные ответы детей)

— Лена очень пассивная, она себя не уважает, никак себя не утверждает, подчиняется сильному, постоянно извиняется, ставит себя ниже других.

— Саша ведет себя очень агрессивно. Он думает только о себе, не уважает других, давит на других, унижает других.

— Сережа защищает свои права и не ущемляет права других, он может высказывать и положительные, и отрицательные чувства, уверен в себе, но не давит на других.

Учитель. Итак, я сделаю выводы из ваших наблюдений. Саша для самоутверждения обязательно должен кого- то унизить. Так ведут себя люди неуверенные в себе, не уважающие себя. Это плохой способ самоутверждения, ведь когда Саша получит отпор, то все его мнимое самоуважение разрушится.

Лена не способна постоять за себя, она считает, что не достойна самоуважения. Это неправильно.

Уважения достоин любой человек уже потому, что он родился человеком.

Ну и, наконец, Сережа. С точки зрения психологов, Сережа утверждает себя правильно. Он может постоять за себя, не ущемляя права других, он спокойно и убедительно высказывает свое мнение, говорит то, что думает, не испытывая при этом чувства ущербности.

Скажите, пожалуйста, ребята, какой стиль поведения вам ближе?

Дети высказывают свое мнение.

А кто-нибудь хотел бы оказаться на месте беззащитной, беспомощной Лены?

Дети высказывают свое мнение.

Что бы вы посоветовали Лене, чтобы воспитать уважение к себе? Ваши ответы я буду записывать на доске. Потом посмотрим, что у нас получится.

(примерные ответы детей)

— Пожаловаться учителю и родителям.

— Попросить старшего брата или папу «разобраться» с обидчиком.

— Заниматься спортом.

— Стать чемпионом по боксу.

— Научиться говорить «нет».

— Победить свой страх.

— Не подстраиваться под других.

— Заняться музыкой, рисованием, танцами.

— Стать первым в каком-то деле.

Учитель записывает ответы детей в виде плана.

Учитель. У нас получился план из 9 (по количеству предложений) пунктов. Как мы его назовем? Примерные ответы детей:

— «Как стать сильным и независимым».

— «План самоутверждения» или «Как утвердить себя». Классный руководитель. Как вы считаете, нужно ли убрать из этого плана пункты, которые не помогут самоутверждению?

(примерные ответы детей)

— Нужно убрать пункы 1 и 2. Человек должен сам утверждать себя, не рассчитывать на других. (Это можно обсудить.)

— Убрать пункт 4. Ведь не каждый может стать боксером, да еще и чемпионом. (Можно обсудить.)

— Убрать пункты 3,8. Человек может заниматься чем-то другим, тоже важным и интересным и так утвердить себя.

Учитель. Как вы считаете, а стоит ли добавить в этот план такие пункты, как «Купить дорогой мобильник» или «Носить самую дорогую одежду»? (примерные ответы детей)

— Конечно, у кого будет самый крутой мобильник, тот сам себя зауважает.

— Богатая одежда нужна для самоуважения, кто плохо одевается, тот не может себя уважать.

— Дорогой мобильник не добавит самоуважения, все равно у кого-то мобильник будет еще круче.

— Богатая одежда — этого очень мало. Ведь не ты ее заработал, а твои родители.

Учитель. Я согласна с теми, кто говорит, что такие пункты для самоуважения не нужны. Ведь человек должен уважать себя не за то, что он носит богатую одежду или говорит по дорогому телефону, а за то, что он человек.

IV. Ролевая игра «Утверждаю себя»

Учитель. Ребята, давайте поиграем в игру «Утверждаю себя». В ней принимают участие 2 команды из 5-7 человек. Первая команды называется «Атака». Кто хочет участвовать в этой команде?

К доске выходят 5-7 человек.

Итак, первая команда у нас есть. Вам предстоит сыграть роль Саши, агрессивного, самоуверенного, грубого человека, который постоянно идет в атаку на окружающих, чтобы утвердить себя. Каждый член вашей команды получает фразу, которую он должен произнести голосом Саши.

Учитель раздает каждому члену команды карточки с фразами.

Пока члены команды знакомятся с фразами, которыми они будут атаковать соперников, мы соберем вторую команду. Кто хочет в ней участвовать?

К доске выходят 5-7 ребят.

Ну вот, у нас есть и вторая команда — назовем ее «Защита». Ее участникам предстоит сыграть роль Сережи. Они должны спокойно, уверенно, с достоинством ответить на атакующую фразу Саши. Только вот эту фразу они должны придумать сами.

Я прошу команды построиться в 2 шеренги. Когда я скажу слово «Сходитесь!», два первых члена команды выходят на середину и становятся рядом. Когда я говорю слово «Ринг!», член команды «Атака» говорит свою фразу. И сразу же мы должны услышать ответ от члена команды «Защита». Все остальные ребята будут выступать в роли наблюдателей и в конце игры выскажут свои мнения о том, кому из участников команды «Защита» удалось достойно утвердить себя.

Внимание! Команды готовы?

Учитель и ученики выполняют такие действия.

Учитель. Сходитесь!

2 ученика сходятся, становятся рядом.

Учитель. Ринг!

1 ученик читает фразу, второй отвечает, и оба участника сразу же расходятся и становятся в конце шеренги своей команды.

Учитель повторяет шаги игры, пока все участники не исполнят своих ролей.

Спасибо, ребята. Можете сесть на свои места. Давайте послушаем, что скажут об ответах команды «Защита» наши наблюдатели.

Дети высказывают свои замечания игрокам команды «Защита».

К сожалению, некоторые ребята вместо защиты шли в нападение и, вместо того чтобы показывать спокойствие и уверенность, отвечали грубо и агрессивно. Может быть, кто-то из них сам это заметил?

Участники команды «Защита» высказывают свои соображения.

А что вы можете сказать об актерской игре команды «Атака»? Дети высказывают свои замечания.

V. Открытый микрофон. «Поговорим откровенно»

Учитель. Сегодня, ребята, говоря о самоуважении, вы оценивали действия своих товарищей. А как вы оцениваете себя, есть ли у вас самоуважение? Правильно ли вы утверждаете себя в обществе?

(примерные ответы детей)

— Уважение к себе есть, но не знаю, как заставить себя уважать.

— Очень трудно отвечать сдержанно на «наезды», так и хочется ответить грубостью на грубость.

— Мне кажется, что утверждать себя нужно не словами, а делами.

— Я считаю, что главное — это заставить себя уважать.

— Я считаю, что уважают только сильных. Нужно, чтобы тебя боялись, тогда и сам будешь себя уважать.

— Я стараюсь чему-то научиться, стать лучше, стараюсь ко всем относиться по-доброму — в этом мое самоутверждение.

— Мне кажется, что у меня недостаточно самоуважения, потому что я плохо учусь и у меня плохое поведение.

VI. Подведение итогов

Учитель. Ребята, о чем вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали?

(примерные ответы детей:

— Мы узнали, что у каждого человека должно быть самоуважение.

— Человек должен уважать себя, просто потому что он человек.

— Кто себя не уважает, того и другие уважать не будут.

— Чтобы заслужить уважение, нужно себя утверждать.

— Нельзя самоутверждаться за счет унижения других.

— На грубость и агрессию нужно отвечать спокойно, с достоинством.

«Как проявлять уважение к ребенку 9 лет?» – Яндекс.Кью

Как научиться уважать своего ребенка

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. Но не все делают своих детей таковыми. Конечно, на свете не существует одного единственно правильного метода воспитания. Дети еще до своего появления уже имеют определенные черты характера, свой темперамент. Каждый малыш, будучи еще в утробе матери, чувствует, насколько он желанен, насколько мама ждет его появления и любит его еще до рождения. Стиль воспитания и стиль отношения к ребенку у каждого родителя тоже свой, соответствующий уже его взрослому, сформировавшемуся характеру и возможностям.

И, все же, как случается, что долгожданного и любимого ребенка родители сами делают несчастным? Ответ на этот вопрос имеет детский психолог Джером Каган: несчастным ребенка делают взрослые, которые ожидают от него больше, чем он может; которые устанавливают цели, которых ребенок не в состоянии достичь; которые не уважают его мнение и не учитывают его интересов; которые навязывают ему стандарты, не подходящие ему. Таким образом, умение уважать собственного ребенка может добавить в ваши взаимоотношения счастливых и радостных минут. А неуважение — лишит его ощущения счастья.

«Уважение — почтительное отношение к кому-либо, основанное на признании его достоинств». Как часто дети жалуются на то, что родители видят и отслеживают все промахи, недостатки и ошибки, но очень редко умеют оценить достоинства ребенка. Негативное обнаруживает себя раньше, чем положительное. Может быть поэтому, многие родители, заостряя внимание на неудачах малыша, уже не в состоянии заметить его хорошие качества и умения. Если мамы и папы сначала будут признавать достижения и успехи ребенка, а потом говорить о том, что не получилось, самоуважение ребенка будет иметь гораздо более крепкую основу.

«Уважать кого-то — считаться с чьими-то интересами, принимать их во внимание и соблюдать их». Фразы типа: «Маленький еще, пусть подрастет сначала!», «Как я сказала, так и будет!», «С чего это ты взял, что мне интересно твое мнение?» лишают ребенка иллюзии, что он в этом мире тоже имеет свое место, что он — его частичка, не оставляют ему ощущения собственной значимости. Не считаясь с интересами ребенка, решая за него абсолютно все вопросы, не оставляя ни в чем выбора, родители не смогут привить малышу умение уважать себя самого, собственные интересы. Подрастая, он будет со всех сторон ощущать свою «неважность», «ненужность», будет говорить, что он «неинтересен другим». Самооценка при этом будет очень низкой. Так как здоровая адекватная самооценка ребенка складывается не только из результатов умений и реальных способностей. В адекватную самооценку обязательно включается как самоуважение, так и уважение и восхищение ребенком значимых взрослых и сверстников. Чувствуя уважение окружающих, а особенно родителей, малыш ощущает себя более компетентным и уверенным. У него, как будто, появляется крепкая опора, которая всегда поможет даже в сложных ситуациях.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Уважение даст ребенку возможность проявлять инициативу, быть творчески свободным, иметь свое видение на многие вопросы. Ребенок любого возраста, будь то малыш или уже подросток, остро нуждается в положительной родительской оценке, в родительской поддержке. Замечательно, если ребенок всегда уверен в том, что его любят и уважают в семье, что бы ни произошло, какой бы поступок он не совершил. Чаще всего в семьях, где царит уважение друг к другу, если взаимоотношения родителей между собой и родителями и детьми строятся на принципах уважения, не бывает особенно острых конфликтных ситуаций. В таких семьях, общающихся на основе уважения, родители и дети умеют договариваться, не доводя дело до выяснения отношений. Если ребенок получает в своей семье уважение, если ему никогда не говорят: «Да кто ты такой, чтобы тебя слушали?», если перед ним образцом выступают уважительные отношения его родителей друг к другу, он сможет справиться с любыми сложными ситуациями в социуме (в классе или в компании сверстников). Он будет вести себя таким образом, что и ребята обязательно найдут, за что его уважать. Если ребенок интересен как личность своим родителям, он будет интересен и окружающим людям. Если ребенок с самого детства привык к тому, что его мнение выслушивают, а не оставляют без внимания, он будет уметь отстаивать собственное мнение и в других отношениях. Только нужно научить его достойно и адекватно отстаивать свое мнение, но это уже тема для отдельного разговора. Самое важное, чтобы родители научились принимать в ребенке личность, слышать его и слушать. Бывает так, что, идя из школы или садика и без умолку, рассказывая какие-то истории сегодняшнего дня, ребенок с удивлением обнаруживает, что папа или мама уже говорят по телефону, либо с досадой произносят: «Ну, помолчи уже! Совсем рот не закрывается у тебя!». Для родителя, возможно, это просто привычные фразы, которые уже даже не наполнены эмоциональным смыслом. Ребенок же чувствует себя в данный момент ненужным, неинтересным, обиженным. Он замолкает, либо с удвоенной силой начинает тараторить, привлекая к своим таким детским, но таким серьезным проблемам, еще больше родительского внимания, получая еще большую дозу раздражения. Возможно, потом он скопирует подобную манеру поведения и стиль отношений, и будет обращаться таким же образом не только с родителями, но и со своими детьми.

Учитесь уважать своего ребенка! Учите его уважать Вас! Не говорите при ребенке таких вещей, за которые потом будет стыдно. В ситуациях, когда молодая мама истошно кричит на спутницу в автобусе, которая случайно ее задела, на продавца в магазине, который дал не удовлетворивший ее товар и тому подобных, ребенок будет испытывать много негативных чувств от обиды и злости до стыда. Старайтесь, прежде всего, к самим себе относиться с уважением и достоинством, тогда и малыш будет учиться тому же. Собственным примером показывайте ребенку и обсуждайте варианты его возможного поведения в той или иной ситуации. Начните уважать своего ребенка, интересуйтесь его мыслями и чувствами, цените его открытость и желание делиться своими переживаниями и впечатлениями.

«Таланты маленького человечка — это зерно, из которого может вырасти диковинное растение. Поддержка, уважение и вера — это удобрения для него, критика и безразличие — это ненастье, ветер, дождь, снег. И если ветер дует слишком сильно и слишком часто, то зерно может так никогда и не взойти…»И. Млодик «Приобщение к чуду»

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о