Содержание

Толерантность (социология) — Википедия

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением[1].

Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям

[3].

Проблема толерантности на уровне микросоциологии была исследована Дж. Мидом и Г. Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальная установка. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят своё место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: [права человека], демократия, мир.

Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:

  • насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями;
  • в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
  • проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
  • причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
  • возможности формирования толерантных установок
    [4]
    .

Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию[5].

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям

[6][7][8] или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость»[9]. Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости[10].

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению[11]. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку[12].

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов

[12].

Семантическое поле слова толерантность в целом можно считать сегментом семантического поля слова терпимость, с некоторым сдвигом в сторону понятия «принять». В современный язык оно пришло из англ. tolerance — «терпимость, готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их»[13].

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае и кандидат психологических наук[14] Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»[15]:

Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами.

Как известно, «новое мышление» было предложено всему миру в качестве стратегической ориентации М. С. Горбачевым. Парадигму «нового мышления» можно представить как попытку подчинить эмпирические данные о наличии глобальных угроз задаче формирования всеобщего братства народов мира.

Горбачев был совершенно уверен в том, что перестройка старого сознания и утверждение «нового мышления» позволят решать ключевые глобальные проблемы «в духе сотрудничества, а не враждебности». Мир, таким образом, должен был вступить в качественно новую эру — эру всеобщей толерантности. Горбачев утверждал, что концепция перестройки — это не звонкая фраза, а тщательно подготовленная программа.

Горбачев был вынужден придать идее перестройки содержание многофункциональной панацеи. Перестройка была призвана сыграть роль волшебной силы, позволяющей обеспечить решительное преодоление застойных процессов, опору на живое творчество масс, всестороннюю интенсификацию экономики, решительный поворот к науке, соединение плановой экономики с достижениями научно-технической революции, приоритетное развитие социальной сферы, последовательное проведение в жизнь принципов социальной справедливости. Соответственно и «новое мышление» рассматривалось как универсально действующий рычаг оздоровления всей международной обстановки. Исходя из специфической логики «нового мышления», Горбачев утверждал, что образ мысли и образ действия, основанные на применении силы в мировой политике, «утратили всякое разумное основание».

Фильтр «нового мышления» подтверждал лишь те истины, которые формировались в его структурах. Среди них можно отметить вывод, согласно которому «безопасность неделима. Она может быть только равной для всех, или же её не будет вовсе». Горький опыт, однако, показал, что при распаде Варшавского договора, вызванного перестройкой, безопасность США, стран НАТО значительно окрепла, тогда как безопасность России существенно ослабла.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).

Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов. СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. Эти и другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции НПО. Ключевую роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией правозащитники отводят межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ, Совету Европы.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом

[16]:

ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям[17].

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи»[18]. Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Буддизм[править | править код]

Будда указывал, что по отношению к другим религиям необходима веротерпимость. Исследователи М. С. Уланов, В. Н. Бадмаев считают, что это стало практически первым в истории провозглашением данного принципа[19]. Также Будда призывал не навязывать собственное учение тем, кто ещё не достиг духовной зрелости и не пришёл к учителю самостоятельно. Будда считал, что каждый искатель имеет право на самостоятельный поиск духовности[20].

Среди индийских буддистов толерантность являлась «религиозным идеалом». Правитель Ашока, известный распространением буддизма, в своём указе заявлял: «Следует почитать чужую веру. Поступая так, [человек] способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой»

[21]. В буддизме также существует терпимое отношение к раскольникам, что позволило создать большое количество школ буддизма. Подобная толерантность, как считает буддолог и профессор В. П. Андросов, «делает самую древнюю религию самой современной»[20]. Кроме того, как отмечает буддолог и профессор В. Г. Лысенко, последователь буддизма может быть также одновременно последователем синтоизма, даосизма и «любой другой религии»[22]. Далай-лама XIV отмечал, что христианам и иудеям желательно брать из буддизма только те медитативные и философские части учения, которые не противоречат их религиям, потому что отказ от иудаизма или христианства не является необходимым условием для практики буддизма[23]. Критики оценивают этот феномен как «слабость» буддизма, в свою очередь учёные указывают, что именно такая толерантность привлекает в буддизм множество последователей[22]
, особенно на Западе[23].

Учёные, рассматривая буддийскую толерантность, часто имеют в виду то, что буддизм не приемлет насильственного распространения учения. Распространение буддизма в другую культуру происходит ненасильственно и постепенно[24]. Насильственное же «навязывание» учения буддизм считает «преступлением и насилием над личностью»[23].

Кандидат исторических наук и старший научный сотрудник ДНЦ РАН Г. И. Юсупова, рассматривая буддийскую школу дзэн, прогнозировала, что в будущем распространение этой школы в мире будет усиливаться в том числе по той причине, что учение школы содержит в себе «неиссякаемые возможности для развития толерантного сознания, терпимости, приятия человеком самого себя и окружающих»[25].

И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране»[26]. Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах[27].

Также современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например: сокращение коренного населения и его замещение дешевой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала[28].

Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина)[29]. В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами[30].

если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы всё время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.

Иногда критики толерантности используют неологизм «толераст» (или «толерастка») для имплицитного оскорбления сторонников идей толерантности, а саму толерантность называют «толерастией»[31][32][33].

  1. ↑ Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471—472.
  2. ↑ Философский энциклопедический словарь / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: Инфра-М, 2011. — 576 с. — ISBN 978-5-16-002594-0.
  3. ↑ Рамазан Г. А.Этнополитология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, с. 182
  4. ↑ «ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ» N 3-4
  5. ↑ Бондаренко Д. М., Деминцева Е. Б., Кавыкин О. И., Следзевский И. В., Халтурина Д. А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации (на примере России, Франции и Танзании). История и современность (2007) 2: 153—184.
  6. Балцевич В. А., Балцевич С. Я. Толерантность (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1310 дней]) // Энциклопедия социологии, 2003
  7. ↑ Толерантность, в третьем значении // Большой энциклопедический словарь
  8. ↑ Словарь иностранных слов и выражений. — М., 1998. — 477 с.
  9. ↑ Толерантность (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1310 дней]) // Толковый словарь русского языка Ушакова, 1935—1940
  10. ↑ Толерантность // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  11. Даль В. Терпеть (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1310 дней]) // Толковый словарь живого великорусского языка, 1998
  12. 1 2 Семашко M. A. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007
  13. ↑ tolerance noun (ACCEPTANCE) — definition in British English Dictionary & Thesaurus — Cambridge Dictionary Online
  14. ↑ Татьяна Марголина (неопр.). Уполномоченный по правам человека в Пермском крае. Дата обращения 27 января 2017.
  15. ↑ Татьяна Марголина. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие! // Известия
  16. ↑ Толерантность (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1310 дней]) // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. — Словарь-справочник. — 2005.
  17. ↑ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  18. ↑ Преамбула Устава Организации Объединенных Наций
  19. ↑ Уланов, Бадмаев, 2013, с. 43.
  20. 1 2 Андросов, 2001, с. 29.
  21. ↑ Андросов, 2001, с. 194.
  22. 1 2 Лысенко, 2003, с. 25.
  23. 1 2 3 Уланов, Бадмаев, 2013, с. 44.
  24. ↑ Ермакова, Островская, 2004, с. 248.
  25. ↑ Юсупова, 2007, с. 94.
  26. ↑ В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны // Интерфакс-Религия, 11.02.2009
  27. Петухова Т. Н. Теоретико-методологический анализ понятия «толерантность» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. — № 20 (279). — 2012. — С. 18-23.
  28. ↑ «На смену толерантности приходят националистические тенденции» // Русская народная линия, 14.11.2011
  29. ↑ Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации // Интерфакс, 11.02.2009
  30. ↑ «Пермские боги» заговорили Православный иерарх выступил против уроков толерантности // НГ Религия, 18.02.2009
  31. Васильев Г.Е. Введение в философию культуры. — Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 429 с. — ISBN 9785447546250.
  32. ↑ Вестник Санкт-Петербургского университета / Санкт-Петербургский университет. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. — С. 78. — ISSN 1560-1390.
  33. АКИМОВА Ю.В., ЛЕБЕДЕВ А.А., МИНЕЕВА З.И. Актуальное словообразование в свете новых информационных технологий (рус.) // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — Январь (вып. 57 (№ 1). — С. 172—178.
  • Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов.. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 508 с. — ISBN 5-02-018236-2.
  • Толерантность / Гусейнов А. А. // Телевизионная башня — Улан-Батор. — М. : Большая российская энциклопедия, 2016. — С. 236—237. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 32). — ISBN 978-5-85270-369-9.
  • Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2004. — 256 с. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 (Петербургское Востоковедение). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика).
  • Куренной В. А. Толерантность // Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под ред. О. Хеффе, В. С. Малахова, В. П. Филатова при участии Т. А. Дмитриева. — М.: Культурная революция, 2009. — С. 190—192.
  • Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
  • Уланов М. С., Бадмаев В. Н. Буддийские ценности и проблема толерантности в современном мире // Научная мысль Кавказа. — Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет, 2013. — № 3 (75). — С. 43—45. — ISSN 2072-0181.
  • Юсупова Г. И. Духовная традиция дзэн и современность: к истокам толерантного сознания (теоретические аспекты) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. — Махачкала: Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН, 2007. — № 28. — С. 93—95. — ISSN 1684-792X.

Толерантность – что это? | Простыми словами

В последние годы понятие «толерантность» употребляется всё чаще и чаще. Дело в том, что многим людям надоели притеснения, и они хотят открыто выражать свои взгляды.

Увы, но многие переводят слово «толерантность» на русский язык как «терпимость», то есть пассивный процесс, подразумевающий негативное отношение, но отсутствие прямого выражения неприязни. Но это не совсем то, что закладывалось в термин изначально. Важно не терпеть, а именно принимать.

Толерантность – это моральные нормы поведения, принятие принципов веры, традиций, ощущений других, как их неотъемлемой право. Если говорить простыми словами, то другие люди могут иметь другую веру, традиции, другой цвет кожи и состоять в отношениях с людьми того же пола. Это их дело. Толерантность подразумевает то, что Вы будете относиться к этим людям точно так же, как и другим – не проявлять к ним неприязнь, исходя лишь из того, что они отличаются от Вас по каким-либо признакам.

На сегодняшний день употребление толерантности тесно связано со следующими признаками: национальность, пол, сексуальная ориентация. В некоторых странах процесс внедрения толерантности как нормы в умы граждан прошёл нормально. В России с этим имеются некоторые проблемы, особенно с отношением к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Насколько это действительно нормально? Толерантность говорит нам, что абсолютно нормально, но в нашей стране слишком много гомофобов.

В 1995 году в ЮНЕСКО были изложены основные принципы толерантности: отказ от агрессии, терпение, спокойное восприятие мира, философская оценка жизненных принципов и проявлений характера других людей.

Говоря простыми словами, толерантный человек – это милосердный и прощающий, уважающий чужие права и свободы, поддерживающий принципы партнёрства и равности отношений человек.

P.S. если Вы скривились при виде прикреплённого к публикации изображения с двумя афроамериканцами, то навряд ли Вы являетесь толерантным человеком.

P.S.S. а знаете ли Вы, что есть люди, которые добровольно отказываются от рождения и воспитания детей?

Толерантность — это… Что такое Толерантность?

Толерантность (tolerance) — снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001).

Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть нетолерантными.[1]

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.[2]

В социологии под толерантностью понимают признание и принятие другого человека или сообщества, уважительное отношение к его взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность. Формирование данного понятия часто связывают с гуманистическими идеалами. Толерантность, по мнению социологов, представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и обеспечивает сохранение разнообразия, естественного права на отличность, непохожесть, инаковость.

Социологические теории

Проблема толерантности на уровне микро-социологии была исследована Дж. Мидом и Г.Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальную установку. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят свое место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: [права человека], демократия, мир.

Наиболее частыми векторами исследования толерантность в социологии являются:

  • Гендерная толерантность
  • Расовая и национальная толерантность
  • Толерантность по отношению к инвалидам
  • Религиозная толерантность
  • Сексуально-ориентационная толерантность
  • Политическая толерантность
  • Образовательная толерантность
  • Межклассовая толерантность

По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:

  • насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями и;
  • в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
  • проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
  • причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
  • возможности формирования толерантных установок.[3]

Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию.[4]

Толерантность и терпимость

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям[5][6][7] или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость».[8]Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.[9]

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.[10] Другие словари дают похожее толкование. По мнению М. В. Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.[11]

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 1930-х годов оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 1990-х годов.[11]

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.[12]

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина также разграничивает понятия «терпимость» и «толерантность»:[13]

Разумеется, есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность», хотя и используется как синоним «терпимости», несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.

Определение ООН

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом:[14]

ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.[15]

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».[16] Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

Критика понятия

И. о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых указывает, что «заимствованный у Запада термин „толерантность“ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране».[17] Некоторые священники выступали с инициативой бойкота уроков толерантности в школах.[18]

Также, современная социологическая толерантность критикуется как форма манипулирования сознанием людей с целью заглушить, прикрыть губительные и чрезвычайно негативные для общества моменты. Например, сокращение коренного населения и его замещение дешёвой, иностранной низкоквалифицированной рабочей силой, без каких бы то ни было прав, социальных и юридических гарантий, в целях увеличения личностного капитала.[19]

Термин «толерантность» был подвергнут критике и со стороны епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина).[20] В свою очередь его открытое письмо было подвергнуто критике некоторыми журналистами.[21]

Ответы на критику

По мнению писательницы Людмилы Улицкой:[22]

если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.

См. также

Примечания

  1. Viktor Emil Frankl. Wörterbuch der Logotherapie und Existenzanalyse, S. 471—472.
  2. Рамазан Г. А.Этнополитология: учебное пособие для студетов высших учебных заведений, с. 182
  3. «ВЕК ТОЛЕРАНТНОСТИ» N 3-4
  4. Бондаренко Д. М., Деминцева Е. Б., Кавыкин О. И., Следзевский И. В., Халтурина Д. А. Образование как фактор утверждения в обществе норм этноконфессиональной толерантности в условиях глобализации (на примере России, Франции и Танзании). История и современность (2007) 2: 153—184.
  5. Балцевич В. А., Балцевич С. Я. Толерантность // Энциклопедия социологии, 2003
  6. Толерантность, в третьем значении // Большой Энциклопедический словарь
  7. Словарь иностранных слов и выражений. М., 1998. 477 с.
  8. Толерантность // Толковый словарь русского языка Ушакова, 1935—1940
  9. Толерантность // Словарь Брокгауза и Ефрона, 1890—1907
  10. В. Даль. Терпеть // Толковый словарь русского языка, 1998
  11. 1 2 M.A. Семашко. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал, 2007
  12. tolerance noun (ACCEPTANCE) — definition in British English Dictionary & Thesaurus — Cambridge Dictionary Online
  13. Татьяна Марголина. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие! // Известия
  14. Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. — Словарь-справочник. — 2005.
  15. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
  16. Преамбула Устава Организации Объединенных Наций
  17. В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны Интерфакс-Религия
  18. http://www.interfax-russia.ru/r/B/povoljieObw/432.html?menu=4&id_issue=12218282
  19. «На смену толерантности приходят националистические тенденции»
  20. Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации // Интерфакс, 11.02.2009
  21. «Пермские боги» заговорили Православный иерарх выступил против уроков толерантности // НГ Религия, 18.02.2009
  22. Интерфакс-Религия: Людмила Улицкая считает, что письмо Пермского епископа против толерантности говорит о «печальных» тенденциях в обществе

Ссылки

ТОЛЕРАНТНЫЙ — это… Что такое ТОЛЕРАНТНЫЙ?

  • толерантный — снисходительный, терпимый, нетребовательный, невзыскательный, мягкий, либеральный. Ant. жесткий, нетерпимый Словарь русских синонимов. толерантный см. снисходительный Словарь синонимов русского языка. Практически …   Словарь синонимов

  • ТОЛЕРАНТНЫЙ — относящейся с терпимостью к чему либо, особенно же в вопросах религиозных. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. толерантный толерантная, толерантное; толерантен, толерантна, толерантно [фр.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • толерантный — ая, ое. tolérant <лат. tolerans (tolerantis). То же, что терпимый. Уш. 1940. устар. Снисходительный, терпимый. БАС 1. Он шуткою говорил, что я так tolérant, что он почти подозревает меня на деле быть Talleyrand, то есть. разумеется, фальшивым… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Толерантный — I прил. Характеризующийся толерантностью [толерантность I], отсутствием иммунологической реактивности. II прил. Проявляющий толерантность II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • толерантный — толерантный, толерантная, толерантное, толерантные, толерантного, толерантной, толерантного, толерантных, толерантному, толерантной, толерантному, толерантным, толерантный, толерантную, толерантное, толерантные, толерантного, толерантную,… …   Формы слов

  • толерантный — незаконный …   Словарь антонимов

  • толерантный — толер антный; кратк. форма тен, тна …   Русский орфографический словарь

  • толерантный — кр.ф. толера/нтен, толера/нтна, тно, тны; толера/нтнее …   Орфографический словарь русского языка

  • толерантный — Syn: снисходительный, терпимый, нетребовательный, невзыскательный, мягкий, либеральный Ant: жесткий, нетерпимый …   Тезаурус русской деловой лексики

  • толерантный — ая, ое; тен, тна, тно. [лат. tolerantia терпение]. 1. Мед. Способный переносить неблагоприятное воздействие чего л.; нечувствительный к чему л. Т ая реакция организма на невесомость. 2. Книжн. Способный, умеющий терпимо относиться к чуждому… …   Энциклопедический словарь

  • Что значит толерантный человек? Качества толерантного человека. Как воспитать толерантного человека? :: SYL.ru

    Что значит быть современным? Это не только отличное знание новых тенденций, технических новинок, но и умение быть открытым, понимающим, терпимым. В данной статье мы поговорим о том, кто такой толерантный человек, каковы его особенности, положительные и отрицательные стороны данного качества.

    Проблемы сегодняшнего дня

    Как-то незаметно и без лишних разговоров мы вошли в 21 век. То, что раньше считалось фантастическим будущим, сегодня представляется обычным настоящим. Развитие технологий, колоссальный прогресс, казалось бы, все это доложено изменить жизнь в лучшую сторону, сгладить негативные влияния. Но все еще продолжает возрастать уровень преступности, усиливается агрессивное поведение в обществе.

    толерантный человекЭто прослеживается и на общемировом уровне: конфликты государств, желание захватить новые земли и искоренить независимость. То же самое происходит и в обычном межличностном общении. Более сильные характером стремятся к власти, влиянию над слабыми, не учитывая их интересы, а преследуя личную выгоду.

    Особенно сильно влияют на развитие негативных тенденций конфронтации на фоне этнического различия.

    Возможно, именно толерантный человек – это залог будущего без войны, убийств и насилия. Но для воспитания нового поколения, в котором заложены подобные качества, необходимо время и желание.

    Понятие толерантности

    Это понятие имеет как философское, так и социальное значение. В принципе, они оба отражают одну единственную суть – терпимость. Умение спокойно относиться к отличным от своих привычкам, взглядам, нравам.

    Такое качество необходимо развивать по отношению к культуре других народов и наций, различных религиозных течений. Толерантный человек всегда более уверенный в себе. Он осознает личные позиции и открыт для сравнения с другими точками зрения. Не боится пробовать и узнавать новое.

    Г. К. Честертон говорил: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят». Именно поэтому необходимо наличие определенных моральных норм, границ, которые человек не готов переступить. Потому что невозможно быть терпимым ко всему.

    Не стоит смешивать понятия толерантности и вседозволенности, безразличия к ценностям.

    Проявляя уважение к ценностям других людей, их вере, культуре, можно узнать много нового, познакомиться с невероятными личностями. Быть открытым – это познавать мир каждый день. Но при этом не стоит позволять наполнять себя «мусором», негативными эмоциями, враждебностью.

    что значит толерантный человек

    Основные принципы

    Если задуматься над вопросом, что значит толерантный человек, то можно прийти к выводу: подобное понятие включает в себя целый ряд качеств. Кроме этого проявлять терпимость можно в абсолютно разных сферах жизни.

    Например, политика. Это особенно важная часть, где толерантность должна быть постоянно. Уважение и принятие других точек зрения в управлении государством, терпимость к людям с иными политическими взглядами. Но и здесь достичь взаимопонимания очень сложно. Конфликтные ситуации на данной почве могут разгораться в кругу друзей, семьи. И если вы не в силах принять выбор другого человека, то лучше всего прекращать подобные разговоры, как только они начались.

    В науке тоже необходима толерантность. На сегодняшний день существуют разнообразные теории и предположения, каждый сам выбирает, во что ему верить. Однако это не повод высмеивать и осуждать других за их иной взгляд на мир.

    Проявление этого качества незаменимо для людей, которые занимают руководящие должности. Они должны быть не предвзяты, готовы к конструктивному диалогу. Умение найти общие интересы поможет воодушевить команду на новые свершения.

    Для того чтобы понять, как воспитать толерантного человека, необходимо детально изучить всю широту этого качества.

    толерантный человек это какой

    Виды толерантности

    Выше мы познакомились со сферами применения. Но толерантность можно разбить на несколько типов, применяя понятие к личности человека. Это деление его с психологической точки зрения.

    Самые первые проявления толерантности заложены в нас с рождения. Это натуральное качество человека, которое позволяет принимать малышу своих родителей такими, какие они есть. Он не понимает, что в поведении взрослых хорошо, а что плохо. В младенчестве еще не сформированы социальные навыки, формирование собственной личности только начинается. С одной стороны, это удобный и нужный способ, помогающий почувствовать себя защищенным, однако в особых случаях негативное влияние семьи может навредить психике малыша.

    С развитием, взрослением накапливается опыт и появляется моральная сторона вопроса. Достаточно часто толерантный человек сдерживает свои эмоции, подавляет их в себе. Как часто возникают моменты, что приходиться терпеть людей, чье мнение кардинально не совпадает с нашим. Это одна из основных проблем современного общества – непринятие друг друга, а лишь внешнее проявление понимания.

    Наиболее развитое качество – это нравственная толерантность. Это способность не только принимать чужие взгляды, но и свои собственные. Не бояться их показать, вера в собственную правоту.

    воспитание толерантного человека

    Как развить толерантность?

    Очень хорошо описано, что означает толерантный человек, отечественным педагогом Вульфовым. В его понимании это личность, способная гармонично сосуществовать с другими людьми, которые имеют собственный менталитет и ведут иной образ жизни.

    В современном мире все ярче становится аспект воспитания терпимого и уважительного отношения к другим культурам. Это требует особого внимания и детального подхода. Для хорошего межнационального общения необходимо понимать и принимать особенности других народов и в то же время уважительно относиться к своим историческим ценностям.

    Во-первых, необходимо обучать спокойному отношению к иным культурам и течениям. При этом человек должен уметь анализировать и выделять моменты, которые отличаются от общих стандартов, и различать как положительные детали, так и отрицательные. Во-вторых, нужно постоянно учиться, развиваться, знакомиться с миром. Узнавать новые культуры, правила. В-третьих, необходимо ценить достижения других людей.

    Главное, что следует понять – различия существуют, и это неплохо.

    что означает толерантный человек

    Как отличить толерантного человека?

    Мы ежедневно общаемся с массой людей: родные, друзья, коллеги, случайные прохожие, продавцы в магазинах. Задумывались ли вы когда-нибудь, кто из них имеет подобное качество? Давайте попробуем ответить на вопрос: толерантный человек — это какой?

    Стоит отметить, что главное принятие – личностное. Если ваш знакомый или друг умеет отвечать за свои поступки, в сложных ситуациях не перекладывает вину на других, значит, его внутренняя толерантность работает. Такой человек отлично понимает, что «Я идеальное» и «Я реальное» — зачастую две разные вещи. Адекватная оценка собственной личности, критическое отношение к самому себе – вот основы толерантного человека.

    Кроме этого, подобные люди всегда открыты для нового. Они общительны и неагрессивны. Им интересен мир во всех его проявлениях. Такие люди не делят все на черное и белое, а готовы рассматривать других в перспективе. Это независимые и сильные личности, умеющие работать на результат. Им не чуждо чувство юмора, особенно ярко это проявляется в возможности посмеяться над собственными недостатками, которых никто не лишен.

    качества толерантного человека

    Как определить человека, не обладающего толерантностью?

    Из прочитанного выше достаточно просто сделать вывод, каким является антипод. Люди, которые эгоистичны, самовлюбленные, с сильнейшей верой в свою идеальность не являются толерантными. Они не привыкли проигрывать и в случае поражения винят всех, кроме себя.

    Социум вызывает у них опасения и страхи. Каждый кажется врагом, который замышляет что-то подлое. В связи с этим общение с такими людьми достаточно сложное. Они замкнуты и немногословны. В любых ситуациях, как бы они ни складывались, не видят собственного влияния. Им кажется, что от них ничего не зависит. Любая оценка основывается на личном «Я». Такие люди сложно воспринимают демократию, для них предпочтительнее жесткий контроль.

    С возрастом все труднее развить качества толерантного человека, поэтому следует уделять этому внимание с самого рождения.

    Воспитание в семье

    Психологи утверждают, что закладывать в сознание ребенка все новое можно еще в период беременности. Но главное, что нужно запомнить: наилучший способ – это личный пример. Хотя это и самый сложный путь. Воспитание толерантного человека начинается с момента его появления и длится на протяжении всей жизни. Поэтому не стоит возлагать большие надежды на дошкольные учреждения или учителей. Конечно, они тоже играют весомую роль, но основным примером всегда остается родитель.

    Выводы

    Из всего сказанного выше понятно, что такое толерантность, каково значение слова. Толерантный человек не имеет каких-либо узких определений. Это психологические, моральные, этические нормы. Подобное качество заложено в каждом с рождения, но может быть утрачено. Теплая, уважительная атмосфера в семье – это основа, на которой выстраивается дальнейшее воспитание.

    как воспитать толерантного человекаЧтобы мир приобрел для нас новые оттенки, заиграл всеми цветами радуги, нужно открыть свой разум и душу, необходимо поверить в себя и в других.

    Толлерантность и толлерантый человек: определение и характеристика

    Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет толерантное отношение к людям. Вы узнаете значение данного понятия. Вам станет известно, кем является толерантная личность. Выясните, в чем ценность толерантности. Сможете узнать, какие виды данного определения существуют. Вам станет известно, чем это понятие отличается от интолерантности.

    Общие сведения

    Представители разных национальностей. Все улыбаютсяПредставители разных национальностей. Все улыбаются

    Толерантностью называется правильное отношение к поведению, мировоззрению и мнению других людей. С данным определением часто сравнивают терпимость, терпеливость и принятие. Толерантный человек — это индивид, имеющий моральные и духовные качества и ценности. Пример ситуации, обратной толерантности — это случай, когда малыш пытается отстоять личные интересы, наплевав на мнение других людей, применяет силу, пытаясь решить конфликты.

    Например, толерантным будет отношение к образу жизни определенного племени из Африки, с учетом отказа людей от цивилизации. Но нельзя быть терпимым к каннибализму, который у них процветает. Толерантностью называют доброжелательный настрой, направленный на определенное явление, если оно не противоречит общечеловеческой морали.

    От терпимости отдельно взятого индивидуума зависит моральное развитие целого общества и его культура.

    Есть приверженцы толерантности, а есть и те, кто видят в данном понятии негатив.

    К положительным сторонам данного явления относят:

    • преодоление ксенофобии способствует развитию коммуникативных навыков;
    • индивид приобретает гуманность, учиться понимать других членов общества;
    • повышение личностного роста и общественного развития;
    • помогает правильно относиться к другим личностям, понимать их взгляды.

    К положительным примерам относят:

    • вариант с религиозной толерантностью, например, когда христианин общается с мусульманином, собеседники выслушивают мнение каждого;
    • общение людей, имеющих различные политические взгляды, когда они не пытаются привить собеседнику собственную точку зрения, готовы признавать его правоту.

    Что примечательно, чем культурнее личность, тем более высокая толерантность у нее наблюдается.

    Люди, которые видят в толерантности отрицательные стороны, рассматривают следующие моменты:

    • в мире современных технологий настоящие ценности заменяются подставными;
    • индивид может держаться на расстоянии от людей, имеющих иные взгляды;
    • в настоящее время проблемы не решаются, вместо этого демонстративно декламируется лицемерие и уважение прав других культур, наций, вероисповедания;
    • разрушение традиционного уклада, подмена значения терпимости;
    • некоторые личности при помощи толерантности манипулируют человеческим сознанием;
    • грань между терпимостью и рабским терпением, которая наносит ущерб человеческой личности, очень тонка.

    Негативное проявление толерантности — переселение людей из нецивилизованных стран в высокоразвитые города Европы. Они пришли с низкими ценностями, со своими взглядами. Требуют, чтобы к ним толерантно относились, при этом совершенно не воспринимают ценности и традиции страны, в которой живут.

    Классификация

    Девушка европеоидной расы пьет кофе рядом с парнем негроидной расыДевушка европеоидной расы пьет кофе рядом с парнем негроидной расы

    Расовая толерантность

    Рассматривая социологический тип, выделяют определенные виды:

    • образовательный — одинаковое отношение ко всем, без учета наличия высшего образования;
    • расовый — терпимое отношение к иной расе;
    • религиозный — принятие людей, имеющих другое вероисповедание;
    • политический — нетерпимое отношение к различным политическим течениям;
    • гендерный — правильное отношение к противоположному полу;
    • терпимость по отношению к инвалидам;
    • национальный — терпимость к представителям другой национальности;
    • сексуально-ориентационный — принятие людей с нетрадиционной ориентацией, терпимое отношение к ним;
    • межклассовый — уважительное отношение ко всем без учета их финансового благосостояния.

    В психологии рассматривают три вида толерантности.

    1. Условный, также называют моральным видом. Подразумевают агрессию отсроченного действия. Случай, когда индивид якобы соглашается с тем, что происходит вокруг. Однако, внутри себя ощущает сильную злость и недовольство.
    2. Естественный вид. Характерен для детей, которые могут одинаково, без предвзятости относиться к разным взрослым, в том числе и к своим родителям.
    3. Нравственный тип. Осознанное восприятие реального мира.

    Человек может рассматриваться, как личность, выделяя коммуникативную толерантность, которая делится на четыре типа.

    1. Типологический. То, как индивид относится к определенным группам людей, например, к тем, кто имеет нетрадиционную ориентацию, другие политические взгляды или инвалидность.
    2. Ситуативный тип, который представляет собой отношение к определенным людям. Например, о высоком уровне толерантности свидетельствует фраза «мне так легко с ней общаться», о среднем – «иногда ее так трудно понять», о низком уровне – «она меня ужасно бесит».
    3. Профессиональный тип, который представляет собой отношение определенного индивида к людям, с кем он вынужден общаться по долгу своей службы, например, к ученикам, пациентам, коллегам, клиентам.
    4. Общий тип, который представляет собой соединение всех предыдущих видов, является коммуникативной терпимостью.

    Отличия толерантности от интолерантности

    Обеспеченный мужчина общается с бездомнымОбеспеченный мужчина общается с бездомным

    На то, что рядом оказалась действительно толерантная особа, могут указывать определенные доводы.

    1. Толерантный индивидуум открыт для общения с людьми, он любознателен, может прийти на помощь. Интолерантная личность не способна переживать за других, не проявляет к ним сострадание.
    2. Умение смеяться над своими недостатками указывает на толерантную личность. Такая особа адекватно реагирует на шутки, а также на критические высказывания.
    3. Несмотря на проблемы современности, в частности терроризм, разгул преступности, толерантная особа чувствует себя защищенной в обществе. Тогда, как интолерантные люди во всем видят реальную угрозу.
    4. Толерантная личность всему дает адекватную оценку, знает свои недостатки, стремиться их исправить. Он определяет необходимость во внутренней гармонии. Интолерантная личность обвиняет в своих бедах всех окружающих, превозносит свои достижения.
    5. Толерантный индивид не будет убеждать собеседника в своей правоте, но сохранит и свое мнение. Интолерантная особа является по сути диктатором. Ей важно, чтоб другие люди подчинялись ее стремлением и понятиям.
    6. Толерантные индивидуумы не бояться брать на себя ответственность. Они ищут реальный смысл и истинные причины. Они не боятся нести ответственность за собственные поступки, а также за чужие действия.

    Теперь Вы знаете, что собой представляет толерантный мужчина или женщина. Данное понятие включает в себя терпимость, уважение к человеческому достоинству, ко мнению другого индивида, сострадание, стремление к равноправию и партнерству, милосердие. Данное определение нельзя ставить на один уровень с равнодушием. Тут речь не идет о безразличном отношении к поведению другой особы, а о возможности воспринимать образ жизни другого человека, который отличается от его собственного, при этом не осуждать его.

    Что такое толерантность на самом деле?

    За последние годы количество случаев нетерпимости и экстремизма по религиозным, национальным или самобытным принципам во всех странах стремительно увеличивается. Представители ЮНЕСКО серьезно обеспокоились такой тенденцией и решили 16 ноября 1995 года ввести Декларацию принципов терпимости, которую подписали все государства-члены ЮНЕСКО. С тех пор именно день 16 ноября является Международным днем толерантности или терпимости.

    Многие люди не понимают истинного значения новомодного термина «толерантность». Учителям
    в школе предписано объяснять детям значение слова толерантность, вот примерно так — тезисно:

    — «Толерантность – это благосклонность и уважение к другому. Мы все разные: кто-то любит читать, кто-то заниматься спортом. Кто-то играет с собачкой, а кто-то разводит цветы, но нам хорошо вместе и мы приглашаем тебя. Ты нам нужен! Будете толерантны (методичка для 1-2 классов)».

    — «Это пример «законопослушания», подчинения законам, обычаям. Умение принудить себя, не принуждая других. Уважение различий. Взаимозависимость как основа совместных действий, культура мира, сохранение памяти, отказ от насилия. Символ толерантности — радужный флаг.» (Флаг лиги ЛГБТ ).

    «Толерантность — это чувство юмора, умение найти общие интересы, не мешать другим, желание общаться, осторожность в выводах и высказываниях. Словно радуги цвета, мы едины навсегда. Толерантность — это терпение. Терпение — это дитя силы, упрямство — плод слабости, а именно слабости ума. Агрессия — удел бессильных.»

    — Есть и поэзия: «Толерантность. Что это такое? / Если спросит кто-нибудь меня, / Я отвечу: «Это всё земное. / То, на чем стоит Планета вся». Иллюстрации на тему дружбы народов мира, картинки с «хорошими детьми, которые помогаю маме по дому».

    — Есть мини-тесты с расшифровками типа: «Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи ещё немного усилий».

    Есть разъяснения для родителей о том, что значит быть толерантным: не обижать ребенка, выслушивать его, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка, договариваться без ссор, нельзя заставлять ребенка делать то, что хочется вам. «Привет, ювенальная юстиция!»
    — и т.д. и т.п.

    Что же на самом деле пытаются подсунуть детям под красивой оберткой благовоспитанности и термином толерантность»?

    Толерантность — исконно медицинский термин (по-латински «tolerantia» — терпимость) и означает он отсутствие в живом организме человека иммунитета к вредоносным антигенам, неспособность человеческого организма бороться с болезнью, потеря или снижение способности организма различать «свои» и «чужие» вещества (тела), а также вырабатывать самостоятельно в организме антитела для нейтрализации и уничтожения чужеродных веществ. К примеру, абсолютно толерантными являются раковые больные, так как их организмы не способны сопротивляться росту раковых клеток, и не вырабатывают никакой защиты.

    Получается, что не медицинское применение термина «толерантность» означает терпимость к чужому поведению, обычаям, верованиям, мнениям, в ущерб своим обычаям, верованиям и взглядам. Следует помнить мудрое высказывание: «Ваша свобода заканчивается там, где начинается моя свобода», то есть будьте свободны за свой счёт, а не за счёт свободы других людей, не нарушая свободы окружающих. Свобода высказывать своё мнение и уважать мнение большинства народа, сделанного на Крымском референдуме 2014 года.

    Однако на самом деле сегодня мы сталкиваемся с английской трактовкой слова «tolerance», что значит «готовность благосклонно принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, и даже в том случае, когда эти убеждения тобою не разделяются и не одобряются». То есть толерантность в политике и общественной жизни значит спокойно переносить и ТЕРПЕТЬ всё то, что нам не нравится в других людях, и даже поддерживать то, что нам может быть неприятно.

    В словаре Ожегова слово ТЕРПЕТЬ — безропотно, стойко переносить что-либо (страдание, боль, неприятное, нежелательное). Русский язык вносит ясность.
    Идея толерантности занесена на российскую почву вовсе не ради добрососедских отношений, и дружбы, слово дружба никто не произносил, но «терпение». Сторонники толерантности прикрывают свою деятельность «расширением социальных связей», но на самом деле просто пытаются выдать терпимость за нечно хорошее и полезное, которое звучит, как девиз «мир во всем мире».

    Продвижение идеи толерантности пошло по странам Европы и многие приняли её на «ура». Идеология толерантности настолько укоренилась в европейском обществе, что всё большее количество людей старается быть толерантными (терпеть), а значит скрывать или в ущерб себе подавлять свои реальные чувства по отношению ко всему происходящему в обществе. Страны Западной Европы принимают тысячи мигрантов – пожалуйста. Мигранты обустраивают Европу по своему разумению – пожалуйста. Детей отбирают из семьи из-за бедности родителей – ну значит так надо. Дети воспитываются в «платных» (фостерных) семьях – удобно. Детей учат относиться ко всему толерантн, терпимо – замечательно. Первоклашек обучают основам сексуальных отношений – пусть будет. Педофилы лоббируют снижение возраста согласия на секс – имеют право. Сексуальных извращенцев нужно защищать – действительно, они же в меньшинстве.

    Вам наверняка попадались эти и подобные новости:
    — «Оно (”hen”) — новое слово в шведском дошкольном образовании. Вместо «он» и «она» детей в дошкольных учреждениях называют «оно» и предлагают детям самостоятельно выбрать — какого они пола, мальчик или девочка? Нетолерантно ограничивать ребенка в свободе данного выбора»
    — «Увольнения на религиозной почве, к примеру, известную норвежскую телеведущую уволили за ношение крестика, ибо это «оскорбляет чувства атеистов и приверженцев других конфессий».
    — «В США запретили слова «мама» и «папа», слова «мать» и «отец» больше не будет использовать в официальной документации, так как это нетолерантно по отношению к однополым семьям. Вместо этого в документах нужно писать «родитель №1» и «родитель №2».»
    — «В Канаде педофилию признали сексуальной ориентацией, а в Голландии официально зарегистрирована партия педофилов под названием «Милосердие, свобода и разнообразие».

    Если обратиться к истории, то следует напомнить, как «родина толерантности», США обошлись с индейцами, коренным населением страны? И с африканцами? В 1865 г. была принята 13-я поправка к Конституции США, запрещающая рабство на всей территории страны,но равными афроамериканцы стали считаться лишь в конце 20 века. А Ирак, Сирия, санкции, бойкот Олимпиады? США далеко не «образец» толерантности.

    Толерантность тесно переплетена с ювенальной юстицией: детям надо рассказать о том, каким человек может быть «разным» и что «это» его право. Детям следует доносить на родители, которые «мешают» детям «выбирать» свой (нетрадиционный) сексуальный выбор. Ювенальная юстиция требует от родителей терпимости, толерантности к «выбору» своих детей в любом возрасте, даже в 3, 5, 10 лет, в противном случае карающие органы ювенальной юстици напомнят родителям, что «закон» готов встать на защиту «прав» ребёнка, ущемленного родителями, и даже забрать ребёнка из семьи, подыскав ему «новую» толерантную семью. Пару лет назад в Финляндии отобрали детей у русской туристки, и это далеко не единичный случай.

    Толерантность — это своего рода попытка более «слабых» людей с помощью определенного воспитания подрастающего поколения создать не требовательное, ослабленное и лояльное ко всему общество, которое не будет противиться аморальным законам, не будет противостоять и защищать себя и свои интересы. Так как «де юро» все будут равны, а «де факто» создатели теории толерантности всегда будут в более выгодном положении, так как они будут клеймить и преследовать не толерантных людей.

    Одно из «изобретений» проповедников толерантности – мультикультурализм. Эта концепция подразумевала совместное сосуществование разных культур, разных наций и религий вместе в одной стране и деятельность на её благо. В течение десятилетий эта программа активно пропагандировалась по всей Европе. Тем не менее, мирного сосуществования между представителями различных культур в странах Западной Европы не получается. За последние 2 года руководители Англии, Германии, Франции заявили о том, что концепция мультикультурализма не работает. И ужасающие терракты 13 ноября во Франции лишнее тому подтверждение.

    Толерантность это не уважение к представителям другой культуры, это терпимость к проявлениям чуждой культуры. Принцип «не противления злу» и молчаливого одобрения поступков противных совести и морали делает из людей соучастниками преступлений против морали и нравственности, превращает их безвольных и слабых и молчаливых наблюдателей, которые будут проходить мимо человека в беде, ведь, «это нас не касается». Вспомните, к примеру, как «прививали» нацизм в довоенной Германии и какие плоды мир пожинает до сих пор.

    Я против того, чтобы детей убеждали в том, как замечательно и правильно быть толерантным, большинство из них не могут понять, что это. Дети уверены, что это значит быть добрым и хорошим. Детей следует учить ответственности, терпению, нравственным законам жизни в обществе, дружбе, уважению к старшим, помощи младшим..
    Президента РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию от 12.12.2013г. сказал:

    «Мы всегда гордились своей страной. Но мы не претендуем на звание какой-то сверхдержавы, понимаемое как претензии на мировую или региональную гегемонию, не покушаемся ни на чьи интересы, никому не навязываем свое покровительство, никого не пытаемся учить жить. Но мы будем стремиться быть лидерами, защищая международное право, добиваясь уважения к национальному суверенитету, самостоятельности и самобытности народов. И это абсолютно объективно и объяснимо для такого государства, как Россия, с ее великой историей и культурой, с многовековым опытом НЕ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ, БЕСПОЛОЙ И БЕСПЛОДНОЙ, а именно совместной, органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства.

    Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это не покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведет за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных, отвлеченных идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии.

    И мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживающих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.»

    Закон изменения численности населения Земли. 14 признаков фашизма Умберто Эко

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о