Содержание

Счастье и смысл жизни — Психологос

Фильм «Амели»

Счастье этого человека — отдирать обои, складывать ботинки. Для взрослого человека такое счастье — недостойно.
скачать видео

Фильм «Юлий Цезарь»

Фильм «Синтон. Тренинг: Мир эмоций»

Счастье — не переживание, а оценка достойно прожитой жизни.
скачать видео

​​​​​​​Счастье является одной из важнейших ценностей современного человека, но это говорит только о том, что мы живем в обществе потребления. Счастье — это про получение. Вы про это знаете?

Одно из замечательных упражнений на тренингах синтон-программы — это подарки друг другу картинок счастья и картинок любви. Участники обычно не сразу понимают, в чем между ними разница.

.. Вы выходите из тёмного подъезда, а на улице светит солнышко, набухают почки, и в воздухе стоит запах весны.

… Или — вы лежите на песчаном пляже, слышите шум моря, а вашу кожу обдувает приятный, чуть прохладный ветерок…

Вопрос — эти картинки про счастье или про любовь?

А если вы ждете любимого, готовите ему его любимое блюдо и накрываете на стол так, чтобы он понял — этот вечер посвящен ему: это только про счастье и или еще и про любовь?

Счастье — это радость получения, любовь — это радость дарения. Получать для себя — понятно, а думать о другом и отдавать свое кому-то другому — труднее, именно поэтому счастья хочется каждому, но далеко не все понимают ценность любви.

должна быть «зачем», не слышали даже большинство взрослых.

​​​​​​​Смысл жизни — то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь, это ответ на вопрос «Зачем я живу?». А много у нас тех, кто в здравом состоянии задаются подобным вопросом? Видение смысла жизни — это видение перспективы, видение будущего, ради которого стоит жить. Если счастье достаточно чувствовать, то о смысле жизни нужно думать. Ну и много у нас людей, склонных думать? Если людей не учить этому специально, о будущем думает мало кто. Более того, вал психологической литературы сегодня учит жить чувствами, а не головой, и жить только «здесь и сейчас», не размышляя о каком-то будущем… В результате о каком либо «смысле жизни» так воспитанные люди думать уже и не хотят, и тема смысла жизни волнует, похоже, только невротиков, у которых жизнь все никак не складывается…

Счастье и смысл жизни — достаточно разные вещи. У человека может быть в жизни счастье, но не быть в жизни смысла. И наоборот — смысл есть, а счастья нет.

Человек может быть ситуативно счастлив (выспался, поел, вдоволь поплавал или вкусно понежился), но жить при этом без смысла жизни, не иметь радости смысла жизни. Другой в это время в неуюте и напряжении, но видит ради чего все это — и просыпается в каждый новый день с радостью, поскольку знает, зачем живет. «Тот, кто знает Зачем, выдержит любое Как» — писал Ницше.

Если жизнь уподобить маршруту, то смысл жизни — одно из его направлений, а счастье — один из способов передвижения по этому маршруту. Кто-то в своей жизни выбирает направлением вовсе не смысл жизни, а другие ценности — развлечения или достаток, здоровье или острые переживания… Большое число наших сограждан вовсе не заморачиваются направлением своей жизни, считая вполне достаточным удовлетворение своих потребностей, а те, кто не научился жить счастливо, могут поставить счастье смыслом своей жизни…

При этом счастье само по себе целью и смыслом жизни не является. Точнее, может являться, а может и нет: все зависит от типа личности, взглядов и мотивов человека. Если все ваше счастье — отдирать обои и складывать ботинки в ряд, кажется, что такое счастье недостойно взрослого человека.

Для православного человека счастье как наслаждение радостями современного мира — не смысл жизни, а дьявольское соблазнение. Смысл его жизни — приближение к Богу, спасение души. Можно сказать, что счастье православного человека — в служении Богу, но размышления о счастье в принципе для православия не характерны. При этом важно помнить, что для любого христианина уныние является одним из страшнейших грехов.

Для деятельного человека счастье — ресурс и инструмент. Деятельному человеку счастье помогает, когда оно становится привычным фоном и источником энергии. Счастье мешает, когда отвлекает от дел.

Академик Любищев, подводя итоги года, как-то написал: «В этом году сделал мало. Был счастлив». За этими словами слышится то ли раздумье, то ли — печаль.

Для процессника счастье может являться целью и смыслом жизни, это его ценности. Результатнику важнее результат, а переживания и счастье во вторую очередь. Смотри Счастье и типы личности

Наполеон, оглядываясь на свою жизнь, сосчитал в ней всего четыре счастливых дня. Ну и что? Ему нужна была Франция, он хотел подарить Франции свободу, разумные законы, эффективную экономику — и это было для него важнее, чем его личные переживания. Большие люди на свои эмоции обращают внимание не слишком много. А на результаты — внимание обращают обязательно. Это им важно.

В синтон-подходе, счастье — это не цель, а только способ жизни разумного человека. Это естественный фон жизни, который не приходит к нам (при приближении к целям), а который мы сами создаем несложными ключами и механизмами. Мы это делаем — или не делаем. И иногда вовсе это не нужно делать, если позитив начинает противоречить более важным целям и ценностям. В настоящей, правильной жизни никто не обещает вам полного и абсолютного счастья, вы часто будете переживать и дефицит, и нехватку. Вы это обязательно почувствуете. Когда вам категорически не будет хватать целой жизни, когда вы всем телом будете ощущать, что вам позарез нужно три жизни последовательно и хотя бы две параллельно, когда каждый день для вас страшно короткий — у вас правильная жизнь!

Вводное занятие Университета

в чём мы больше нуждаемся?

Рубрики : Переводы, Последние статьи, Психология

Почему мы стремимся к счастью? Приносит ли нам радость обретение смысла жизни? Что говорит современная психология о связи этих понятий и значении для каждого из нас? На страницах Scientific American есть интересный материал известного психолога Скотта Барри Кауфмана, в котором учёный разбирается, что такое счастье и смысл жизни, и может ли быть между ними компромисс. Моноклер перевёл статью Кауфмана и публикует этот краткий экскурс в психологию с зарисовками несчастной, но содержательной жизни и счастливого, но бессмысленного существования.

Люди могут напоминать других существ в их стремлении к счастью, но поиск смысла жизни является тем, что делает нас человеком.

— Рой Баумейстер.

Стремление к счастью и смыслу – два центральных мотива в жизни каждого. Множество исследований (1) в области позитивной психологии показывают, что счастье и смысл, на самом деле, являются основными составляющими хорошего самочувствия. Эти два понятия сильно коррелируют (2) и часто подпитывают друг друга. Чем больше смысла мы находим в жизни, тем счастливее мы чувствуем себя, и чем больше мы испытываем счастья, тем более мы воодушевляемся на поиск новых смыслов и целей.

Но не всегда.

Возросшее количество исследований по этой теме показывает (3), что между стремлением к счастью и поиском смысла жизни могут быть как компромиссы, так и разногласия. Вспомнить хотя бы «парадокс родительства»: молодые люди часто сообщают, что были бы счастливы иметь детей, но родители, которые живут с детьми, как правило, дают очень низкую оценку своей удовлетворенности и ощущения счастья. Создается впечатление, что воспитание детей может негативно сказаться на счастье, но увеличить смысл. Или посмотрим на революционеров, которые на протяжении нескольких лет могут терпеть жестокость и насилие ради великой цели, что в конечном счёте приводит их к большему удовлетворению и ощущению смысла своей жизни и жизни других.

В своей восхитительной книге «Смыслы жизни» («

Meanings of Life») Рой Баумейстер использует подобные примеры, чтобы доказать: люди стремятся не только к счастью, но и к обретению смысла жизни. Об этом же говорил выдающийся австрийский психиатр Виктор Франкл, когда описывал свой трагический опыт жизни в концлагере во время Холокоста, и утверждал, что людям свойственна «воля к смыслу.


По этому поводу можно также посмотреть публичную лекцию доктора философских наук Наталии Кузнецовой о теориях счастья — от Аристипа и Эпикура до Канта и Шопенгауэра.


В последние годы ряд экспериментов подтверждает эти тонкие различия между счастьем и смыслом. В рамках одного из исследований (4) Баумейстер и его коллеги обнаружили, что такие факторы, как ощущение связи с другими, ощущение продуктивности, нахождения не в одиночестве и отсутствие скуки способствовали появлению как ощущения счастья, так и смысла происходящего. Тем не менее, ученые также нашли некоторые важные различия в нашем отношении к этим сторонам человеческого бытия:

  • Определение своей жизни как лёгкой или трудной было связано с ощущением счастья, а не смысла;
  • Здоровое состояние чаще связывают со счастьем, а не со смыслом;
  • Хорошее настроение также вызывало счастливые переживания, а не ощущение смысла;
  • Нехватка денег больше влияла на ощущение счастья, чем на ощущение смысла;
  • Люди, чья жизнь была наполнена смыслом, соглашались, что «отношения дороже достижений»;
  • Помощь нуждающимся людям была связана с вопросом смысла жизни, не счастья;
  • Глубокие размышления крепко связаны с осмысленностью, а не со счастьем;
  • Счастье было больше связано с позицией получателя, а не дарителя, в то время как осмысленность больше коррелировала с позицией дающего, а не получающего;
  • Чем больше люди ощущали, что их деятельность была совместима с важными для них темами и их ценностями, тем больший смысл они вкладывали в свою активность;
  • Видение себя мудрым, творческим и даже тревожным было связано с вопросами смысла и не имело никакого отношения к счастью (в некоторых случаях даже показывало отрицательную связь).

Похоже, что счастье больше связано с удовлетворением потребностей, получением того, что вы хотите, и общим хорошим самочувствием, в то время как наделение чего-либо смыслом связано с уникальной внутренней работой человека – поиском и освоением собственной идентичности, самовыражением и осмыслением своего прошлого, настоящего и будущего опыта.

Подтверждение этой идеи можно найти в недавно вышедшем лонгитюдном исследовании (5) Джо Энн Айб о влиянии счастья и создании смысла. Её работа преодолевает некоторые ограничения предыдущих исследований из этой сферы, например, опору на опросники участников и оценку счастья и смысла в определённый момент времени.

Эйб анализирует меру счастья и ощущение присутствия смысла в жизни людей, основываясь на еженедельных журналах, которые писались в течение одного семестра. Участникам была предоставлена свобода писать, о чём им хочется, с детальным анализом их мыслей и чувств. Таким образом, данное исследование позволило людям анализировать свои эмоции и осмысливать свой опыт на протяжении времени.

После этого журналы были проверены с помощью компьютерной программы (6), анализирующей текст, которую разработал Джеймс Пеннебейкер с коллегами. Счастье оценивалось по частоте слов, описывающих положительные эмоции (смеяться, рад и т.д.).

Со смыслом немного сложнее. Существует точка зрения (7), что «смысл» состоит по меньшей мере из двух компонентов: когнитивной обработки, включающей осмысление и интеграцию опыта, и компонента цели, который является более мотивационным и включает активное преследование долгосрочных целей, таких как поиск собственной идентичности и преодоление узких эгоистических интересов. Эйб оценивала когнитивный компонент смысла, анализируя частоту причинных слов («например», «потому что», «причина») и слов, связанных с пониманием («например», «понять», «осознать»). Целевой компонент смысла оценивался с помощью анализа частоты использования местоимений третьего лица, которые могли бы указывать на отдаленные перспективы и планы на будущее этого третьего лица.

Что нашла Эйб? Во-первых, результаты показали, что частота положительных эмоций была очень мало связана с оценкой адаптивного поведения испытуемых на стадии реализации их планов (время которого варьировалось от полугода до 7 лет). По факту, положительная эмоциональность была чаще связана с подавлением эмоций впоследствии. Этот вывод согласуется с другими исследованиями, показывающими, что даже если создание смысла связано с отрицательными эмоциями на раннем этапе, это может способствовать большей гибкости и благополучию в долгосрочной перспективе.

Это открытие также демонстрирует потенциальную темную сторону безмятежного счастья. В то время как счастье способно заставить нас чувствовать себя хорошо в данный момент, со временем избегание негативных мыслей и чувств может остановить рост личного развития. В конце концов, для развития личности необходим весь спектр эмоций (8, 9). Существуют также исследования, которые показывают, что долго длящееся счастье порождает в конце концов повышенное чувство одиночества (10) и снижение ощущения благополучия (11).

В противоположность этому, измерения смысла (когнитивных процессов и целей), так или иначе присутствующего в текстах, показали положительную связь с большей адаптированностью экспериментируемых. В частности, склонность к когнитивной обработке коррелировала с твёрдостью характера (страстью и упорством в достижении долгосрочных целей), а самодистанцирование было прочно связанно с благодарностью и хорошим самочувствием и отрицательно — с подавлением эмоций. Более того, взаимодействие между когнитивной обработкой и самодистанцированием дополнительно связаны со степенью адаптации. Есть основания полагать, что создание смысла наиболее влияет на адаптацию, если о будущих перспективах мыслить в категориях третьего лица (он сделает, у него получится и т.д.).

Это исследование уточняет некоторые положения активно формирующейся науки смысла (3). При изучении смысла и его сходства и различия со счастьем важно использовать различные методы. В дополнение к письменному самоанализу и написанию журналов другие исследователи используют аналоги оценок (12) и геномные методы (13). Чтобы получить более полную картину, мы должны смотреть на общие данные, которые мы получаем с помощью всех этих методов.

Хотя это исследование было сфокусировано на различиях между счастьем и смыслом, следует отметить, что оптимальное состояние человека часто зависит от обоих факторов. Как отметил Тодд Кашдан с коллегами, «годы исследований психологии благополучия показали, что люди чаще счастливы, когда они вовлечены в значимые занятия и деятельность, приносящую благо». Действительно, когда мы вовлечены в работу, которая соответствует нашим лучшим сторонам (нашему лучшему «Я»), мы часто отмечаем самые высокие уровни удовлетворенностью жизнью.

На мой взгляд, дальнейшее исследование сходства и различия между счастьем и смыслом может внести существенный вклад в наше понимание заветной точки эмоционального благополучия: этой кажущейся магической комбинации счастья и смысла, основанной на значимости и благе, которая в конечном счёте может привести нас к лучшей жизни. Это было бы действительно значимо.

 

Об авторе

Скотт Барри Кауфман — психолог, автор книг, руководитель научного направления Института воображения при университете Пенсильвании.

Ссылки на исследования

1. Martin E. P. Seligman . Flourish: A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being (2012 г.).

2. Todd B. Kashdan, Robert Biswas-Dienerb & Laura A. Kingc «The Reconsidering happiness: the costs of distinguishing between hedonics and eudaimonia». Journal of Positive Psychology: Dedicated to furthering research and promoting good practice Vol. 3, Issue 4, 2008, p. 219-233

3. Paul T. P. Wong «The Human Quest for Meaning: Theories, Research, and Applications (Personality and Clinical Psychology)»

4. Roy F. Baumeistera, Kathleen D. Vohsb, Jennifer L. Aakerc &Emily N. Garbinsky «Some key differences between a happy life and a meaningful life». Vol. 3, Issue 4, 2008, p. 219-233.

5. Jo Ann A. Abe «A longitudinal follow-up study of happiness and meaning-making». Journal of Positive Psychology: Dedicated to furthering research and promoting good practice (2015).

6. «The Psychological Meaning of Words: LIWC and Computerized Text Analysis Methods». Journal of Language and Social Psychology 2010, 29: 24.

7. Paul T. P. Wang «A Decade of Meaning: Past, Present, and Future»

8. Todd Kashdan (Author), Robert Biswas-Diener (Author), Jeff Cummings (Reader) «The Upside of Your Dark Side: Why Being Your Whole SelfNot Just Your «Good» SelfDrives Success and Fulfillment»/ Audiobook.

9. Jo Ann A. Abe. «Differential Emotions Theory as a Theory of Personality Development». Emotion Review, November 18, 2014.

10. Mauss, I. B., Savino, N. S., Anderson, C. L., Weisbuch, M., Tamir, M., & Laudenslager, M. L. (2011, September 12). The Pursuit of Happiness Can Be Lonely. Emotion. Advance online publication. doi: 10.1037/a0025299

11. Iris B. Mauss, Maya Tamir, Craig L. Anderson, Nicole S. Savin «Can Seeking Happiness Make People Happy? Paradoxical Effects of Valuing Happiness». Emotion. 2011 Aug; 11(4): 807–815.

12 Tyler F. Stillman1, Nathaniel M. Lambert2, Frank D. Fincham2, and Roy F. Baumeister «Meaning as Magnetic Force: Evidence That Meaning in Life Promotes Interpersonal Appeal». Social Psychological and Personality Science 000(00) 1-8.

13. Barbara L. Fredrickson, Karen M. Grewen, Kimberly A. Coffey, Sara B. Algoe, Ann M. Firestine, Jesusa M. G. Arevalo, Jeffrey Ma, Steven W. Cole «A functional genomic perspective on human well-being». PNAS.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

В чём смысл жизни? И как стать счастливым? — evgenz.ru/blog

Странно, наверное, читать об этом на страницах данного блога. Но так уж вышло, что подобные философские размышления терзают меня уже приличное время. Быть может, дело в кризисе среднего возраста. Быть может в каких-то других событиях. Быть может в банальной привычке искать всему объяснение и подвергать всё анализу. Но, скорее всего, как обычно, во всём этом вместе и сразу.

Не возьмусь утверждать, что я нашёл точный ответ на вопрос: «В чём смысл жизни?». Я, скорее, вывел некую концепцию. Однако, эта концепция требует в самом начале её объяснения дать утвердительный ответ на этот вопрос, и лишь потом объяснять принципы самой концепции. Что я и сделаю. Итак…

Смысл жизни — в счастье.

Утверждение сделано, а теберь объясню…

Говоря о длительности жизни нельзя не упомянуть об относительности времени. Кто-то скажет, что жизнь — довольно долгий отрезок времени, кто-то — что это меньше мгновения в масштабах космоса, и оба утверждения будут верны. И все мы хотим прожить этот промежуток счастливо. Так что иное, если не это самое пресловутое «счастье», может быть смыслом жизни? На мой взгляд, только таким простым и, одновременно, объёмным термином, можно ответить на такой непростой вопрос. Но что что это такое — «счастье», а самое главное — как стать счастливым?

Определённо, счастье связано с удовольствием. Большинство из нас скажут, что счастливый человек — это довольный человек. Но не всякое удовольствие есть «счастье». Попробую объяснить…

Например, люди употребляют различные вещества, чтобы получить удовольствие. Самое распространённое из них — алкоголь (о других веществах я говорить не буду, ибо не хочу, да и все понимают, что это будет плохой пример). Нам приятно и комфортно в момент алкогольного опьянения. Но счастливы ли мы в такие моменты? Я думаю вряд-ли кто-то из вас ответит утвердительно. Да, быть расслабленным и «на веселе» приятно, но все мы понимаем, что это далеко не момент «счастья».

Значит счастье и удовольствие — не совсем одно и то же.

Следующий вопрос — счастье для вас и для всех прочих людей в одном и том же? И да и нет. Да — потому что концепция счастья для всех будет одинаковой, нет — потому, что счастье для всех будет выражаться по разному.

Вспомните моменты, когда вы прилагали какое-то количество усилий для решения какой-то задачи, и, в итоге, результат получался даже лучше, чем вы могли себе представить в самом положительном своём прогнозе? Помните это ощущение подъёма и радости? Так вот, это и есть момент счастья. Я, например, очень люблю фотографировать. Чаще всего у меня в голове появляется идея, я созваниваюсь с друзьями, которые не против побыть моими моделями (если речь не идёт о предметной или пейзажной съёмке), подбираю образ, локацию, в общем — проделываю работу по воплощению идеи, и если мне в итоге всего этого удаётся сделать действительно хороший снимок — то я счастлив в эти моменты. То же самое, если мне удаётся написать хороший текст или статью.

Другой пример — когда вы радуетесь вместе с человеком, которого хотите порадовать. Например, если я сумел помочь кому-то, кто испытывал потребность в помощи, я вижу, что человеку стало легче, лучше или ему нравится результат чего бы то ни было — я тоже счастлив в эти моменты.

Очень многие говорят, что смысл жизни — в наших детях. И это тоже верно. Но ведь мы сами хотим иметь детей, и растим их, и хотим чтобы они были счастливы во многом потому, что это делает счастливыми и нас. Не нужно искать в этом утверждении признаки эгоизма. Да, если наш ребёнок радуется, то радуемся и мы. И вряд ли это можно назвать эгоизмом.

Итак, мы уже нашли два состояния «счастья» — счастье от результатов собственного труда и счастье от того, что даришь радость кому-то ещё. Пожалуй, для объяснения хватит этих примеров.

А теперь давайте представим, что у нас есть бесконечный ресурс для того, чтобы непрерывно, ну или, по крайней мере, очень часто находиться в таких состояниях. Например, если бы каждый мой снимок был шедевром фотоискусства, и я делал бы по 20 таких в день. Или я бы мог себе позволить делать бесконечное количество дорогих подарков жене или детям. Испытывал бы я такое же «счастье», как испытываю, обладая обычным человеческим ресурсом и такими же способностями?

Очевидно, что нет. Поэтому ещё одна, обязательная составляющая счастья — это путь к его моментам. Только на фоне проделанной работы мы можем ощутить радость её результатов. И только если мы не можем делать что-то слишком часто, мы будем ощущать радость в моменты, когда мы свершаем что-то, делающее нас счастливыми.

Итак, как же стать счастливым?

Наверное (говоря «наверное» я подчёркиваю, что моя концепция не является истиной в последней инстанции, что эта теория, возможно, требует доказательств, или опровержений), нужно в первую очередь принять зачастую неприятный «процесс» как часть вашего счастья. Простой пример из быта: я ненавижу чистить картошку. Но я знаю, что это облегчит труд моей жены, и я хочу порадовать её. Поэтому я и чищу картошку. Если бы жена сама обожала чистить картошку, то у меня не было бы возможности порадовать её (а, соответственно, и себя).

Нужно вспомнить об этом, когда вас начинают съедать мысли о надоевшей, противной вам работе. Ведь благодаря ей вы иногда можете испытать моменты счастья. А значит, эта работа одна из составляющих вашего счастья.

Во вторую очередь, нужно осознать простой факт: ребёнок, построивший бумажный кораблик и пускающий его по ручью, радуется не меньше, чем бизнесмен, заключивший удачную сделку.

Мы живём в нелёгкое время. В наш торопливый век мы насыщены информацией. Интернет, телевидение, радио и прочее — везде мы видим кого-то, кто живёт, как нам кажется (это важно, нам именно кажется), лучше нас: этому дали нобелевскую премию, а я даже докторскую защитить не смог, у того новенький Гелентваген, а я езжу на метро, и т.д. и т.п.

Но ведь было же время, когда нас всех радовал простой бумажный кораблик, и нам было плевать, что у кого-то есть настоящая яхта, вилла в Италии или что-то ещё? Почему мы потеряли эту способность не сравнивать свой «успех» с успехом кого-то ещё? В какой момент мы стали гнаться за чужими ценностями?

Нужно радоваться всему. Не важно, что у вас нет хорошей машины — ведь ваши Жигули на ходу, и вы можете доехать куда хотите — зачем вам что-то ещё, для какой цели? Зачем вам дорогая брендовая одежда, если в обычных джинсах и водолазке не менее комфортно, да и выглядят они, прямо скажем, не хуже? Зачем вам трёхэтажный дворец, что вы в нём будете делать, чего нельзя сделать в обычной квартире или во дворе своего дома?

В итоге, чтобы стать счастливым (или, как минимум, приблизиться к этому), нужно понять и принять три вещи:

  1. Если мне приходится делать то, что мне не по душе — то это тоже, в итоге, принесёт мне радость;
  2. Не важно, что у кого-то что-то лучше. Какая мне разница, сколько стоит чей-либо автомобиль или жильё, если в итоге я передвигаюсь примерно так же быстро, и в моём доме не менее тепло и сухо?
  3. Ребёнок, построивший бумажный кораблик, радуется не меньше, чем бизнесмен, заключивший удачную сделку. И радость от результатов моего труда не должна зависеть от того, что у кого-то этот результат отличается.

Подведу итог: смысл жизни — в моментах счастья. А чтобы быть счастливым, нужно понимать, что все наши трудности, в итоге, к этим моментам приведут, и чем больше наши трудности — тем больше, в итоге, будет и счастье. Поняв это вы совершенно по другому будете относиться к вещам, которые раньше вы не очень любили, и это точно сделает вас счастливее.

На этом я закончу свой, наверное, самый философский из всех, опус.

Будьте счастливы!

Счастье главная цель и смысл жизни человека!

Счастье – главная цель и смысл жизни человека!

Что для человека важнее всего в его жизни?

На этот вопрос чаще всего можно получить ответ, что для человека важнее всего его собственная жизнь. Разве человек, скажут некоторые люди, не отдаст все, что имеет, за то, чтобы жить?

Также часто можно услышать в ответ, что для человека важнее всего его здоровье. Когда человек, скажут другие люди, страдает от отсутствия здоровья, он тоже готов очень многим пожертвовать. Иногда отсутствие здоровья приносит человеку такие страдания, что он готов отдать даже свою жизнь, лишь бы избавиться от этих страданий.

Но на самом деле для человека важнее всего собственное счастье, наличие радости в его жизни.

Даже сама жизнь и здоровье имеют для человека меньшее значение, чем его внутреннее духовное состояние. Это подтверждает тот факт, что многие здоровые люди кончают жизнь самоубийством, когда несчастны и не имеют надежды изменить положение дел. Это с одной стороны. А с другой стороны есть не мало примеров счастливых людей, которые имеют большие проблемы со здоровьем, финансовым положением и т. д.

Да что говорить о крайних ситуациях. Человек даже в обычных условиях часто готов жертвовать своим здоровьем, а иногда в перспективе и самой жизнью ради получения положительных эмоций. Например, диабетик может съесть кусочек торта, алкоголик выпить стопку вина, хотя и тот, и другой прекрасно понимают, что это им категорически противопоказано. Но они, тем не менее, идут на это. А все ради того, чтобы лишний раз получить удовольствие.

Это еще раз подчеркивает, что личное счастье, наличие радости для человека важнее собственного здоровья и даже самой жизни.

Если мы внимательно присмотримся к окружающим людям, то увидим, что все они без исключения только и заняты тем, что пытаются получить удовольствие.

Кто-то пытается получить удовольствие через еду, кто-то через алкоголь, кто-то через никотин, кто-то через интимные отношения, кто-то через наслаждение властью, кто-то через обладание денег и т.д.

Даже те, кто совершают тяжелую и неприятную работу, делают это для того, чтобы получить то или иное вознаграждение, а с ним и положительные эмоции. Только в этом случае не сразу, а через некоторое время. Для многих их работа не доставляет удовольствия, но они ходят на нее и выполняют то, что им предписывается делать лишь для того, чтобы потом получить деньги, с помощью которых они наконец-то смогут получить то, что они действительно желают.

Чем бы человек не занимался, он всегда, в конечном счете, занимается одним и тем же. А именно, он всегда стремится к получению положительных эмоций. Различие заключается только в том, посредством чего человек пытается достичь удовольствия.

Даже герои, совершающие подвиги, движимы стремлением получить положительные эмоции. Возможно, кто-то на это мне гневно возразит, что многие люди совершали и совершают героические действия совершенно бескорыстно.

А я это и не отрицаю. Более того, я уверен, что это действительно так. Но, тем не менее, я все-таки смею утверждать, что все они совершали и совершают свои бескорыстные действия ради получения личного удовольствия.

Как такое может быть? Поясню, что я имею в виду. Люди, действующие бескорыстно, получают удовольствие оттого, что приносят радость другим. Это особая категория людей и их особенность заключается в способе получения ими положительных эмоций. Но, не смотря на свою особенность, и они стремятся к личному счастью пусть даже часто на подсознательном уровне.

Кстати, этот способ получения положительных эмоций идеальным образом подходит для совместного проживания людей. В этом случае человек и сам получает удовольствие, и приносит удовольствие окружающим. Только при таких ценностях возможно идеальное человеческое сообщество.

Если человека, действующего бескорыстно, лишить возможности радоваться тому, что его действия приносят радость другим, то он наверняка потеряет всякий интерес к таким действиям. То есть он потеряет стимул к бескорыстной жизни и перестанет совершать бескорыстные поступки.

Если Вы теперь обратите взгляд на себя, то увидите, что и Ваши устремления, в конечном счете, направлены на получение личных положительных эмоций, на достижение личного счастья.

Таким образом, личное счастье – главная цель жизни любого человека!

И не обязательно чтобы человек сознательно ставил для себя личное счастье в качестве главной цели. Счастье воспринимается человеком в качестве главной цели на подсознательном уровне. Человек этого может не понимать и даже отрицать. Но это действительно так.

Что в глазах человека стоит того, чтобы тратить на это свою жизнь? Жизнь – она настолько ценна для человека, что ему жалко тратить ее что-либо напрасно.

В чем смысл жизни человека? Для чего человек живет?

Смысл жизни человека в том, чтобы наслаждаться тем, что он больше всего желает. Именно для этого и рождается человек! Только на это человеку не жалко тратить свою единственную жизнь.

То есть вся деятельность человека, вся его жизнь должна быть построена вокруг своего собственного счастья. И эта деятельность, если человек действительно хочет быть счастливым, будет заключаться в том, чтобы (1) контролировать свои желания, которые должны быть ему только на благо, (2) расширять и (3) углублять свои возможности их достижения, (4) укреплять и (5) защищать достигнутое на пути к своему счастью.

Именно в этом смысл жизни человека. Именно для этого ему стоит жить. Только на это человеку не жалко своей драгоценной жизни.

Таким образом, счастье – это и смысл жизни человека!

То есть, СЧАСТЬЕ – ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА!

Поэтому человеку чрезвычайно важно иметь возможность быть счастливым. Иначе он будет страдать, и смысл жизни для него будет потерян.

И здесь человека ожидает приятный сюрприз, который заключается в том, что СЧАСТЛИВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ!!!

Главное знать, как этого добиться.

Счастье как наслаждение и смысл жизни


Счастье это «наслаждение, переживаемое совокупно с ощущением смысла жизни»

Счастливый человек испытывает положительные эмоции и вместе с тем воспринимает свою жизнь как исполненную особого смысла. Данное определение относится не к какому-либо единичному моменту, а ко всей совокупности того, что с нами в этой жизни происходит: человек может временами испытывать душевную боль, но в целом и общем оставаться счастливым.
Наслаждение связано с переживанием положительных эмоций здесь и теперь — это нынешнее благо; смысл же проистекает из ощущения своего жизненного предназначения, из будущих благ, источником которых являются наши сегодняшние дела и поступки.

НАСЛАЖДЕНИЕ

Первопричиной наших побуждений являются эмоции, именно отсюда берутся мотивы наших поступков.

Само собой разумеется, что эмоции играют основополагающую роль во всех наших делах и устремлениях, в том числе и в нашем желании счастья. Почти невозможно представить себе жизнь, лишенную страстей.

Если бы мы были лишены эмоций и соответственно побуждений к действию, мы бы ни к чему не стремились. Нам были бы безразличны наши мысли и поступки, а также их последствия. Поскольку эмоции — это основа мотивации, они естественным образом играют центральную роль в побуждениях, которые обусловливают наше стремление к счастью.

Однако просто быть способным к переживанию любых эмоций недостаточно. Для счастья нам необходимо переживание положительных эмоций; наслаждение — это важнейшая предпосылка полноценной жизни. Как утверждает психолог Натаниэль Бранден, «наслаждение — не роскошь, а глубочайшая психологическая потребность». Если в жизни человека нетникаких удовольствий и он постоянно испытывает душевную боль, ни о какой возможности счастья не может быть и речи.

Когда я говорю о наслаждении, я отнюдь не имею в виду переживание постоянного «пика» или экстаза. Все мы испытываем эмоциональные подъемы и спады. Время от времени — когда мы переживаем потерю или неудачу, — нами овладевает печаль, но это не мешает нам и дальше жить счастливой жизнью. В действительности нереалистично было бы надеяться на то, что вся наша жизнь пройдет на пике счастья; это неизбежно приведет к разочарованию и чувству собственной неполноценности, а следовательно, к отрицательным эмоциям. Для того чтобы быть счастливым, нет нужды непрерывно испытывать экстаз, не нужны для этого и сплошные положительные эмоции.

Даже самый счастливый человек время от времени переживает подъемы и спады — но в целом настроение у него хорошее. Почти в любой момент времени им движут положительные эмоции, такие как радость и чувство привязанности, а не отрицательные, такие как гнев или чувство вины. Наслаждение — это правило жизни, а страдание — исключение. Если мы хотим быть счастливыми, нам необходимо ощущать, что, какие бы печали, испытания и несчастья ни встречались на нашем пути, в целом и общем мы по-прежнему испытываем радость бытия.

Вопрос: Мысленно перечислите все, что доставляет вам наслаждение, начиная с мелочей и заканчивая самыми важными и серьезными вещами.

Но действительно ли нам достаточно жить жизнью, отрадной для души? Являются ли сами но себе положительные эмоции достаточным условием для счастья? А как же тогда психопаты, которые испытывают эйфорические галлюцинации? А наркоманы, употребляющие разные снадобья, которые погружают их в состояние транса, или бездельники, целыми днями беззаботно валяющиеся на пляже? Неужели эти люди счастливы? Конечно нет. Положительные эмоции необходимы, но отнюдь не достаточны для счастья.

СМЫСЛ

Осознание своего предназначения влечет за собой нечто большее, нежели простой акт целеполагания. Если у нас есть цель и даже если нам удалось ее достичь, это еще не гарантия того, что мы ведем сколько-нибудь осмысленное существование. Для того чтобы ощутить, что мы живем не напрасно, необходимо поставить перед собой осмысленные цели.

Для того чтобы жить содержательной жизнью, необходимо сформулировать для себя такие цели, которые обладали бы значимостью лично для вас, а не были продиктованы стандартами и ожиданиями общества. Если мы и в самом деле чувствуем, что живем не напрасно, у нас обычно есть ощущение, что мы нашли свое призвание. Как сказал Джордж Бернард Шоу, «истинная радость жизни — приносить пользу ради достижения той цели, которую ты признал достойной».

Важно, чтобы мы сами выбирали себе цель исходя из наших собственных представлений о нравственности и личных пристрастий, а не пытались соответствовать ожиданиям других.

Мы устроены таким образом, что нам необходимо, чтобы наша жизнь имела какой-то смысл. Если у нас нет ни высшей цели, ни призвания, ни идеала, мы никогда не станем по-настоящему счастливыми людьми.

Для счастья нам недостаточно воспринимать свою жизнь как абстрактно полную смысла. Нам необходимо обрести смысл еще и на конкретном уровне нашего повседневного существования. К примеру, помимо общей цели создать счастливую семью или посвятить свою жизнь освобождению угнетенных, нам необходимо решать конкретные задачи, имеющие отношение к этим целям, например пообедать с ребенком или принять участие в марше протеста. Зачастую не так-то просто бывает жить одними мыслями о своем предназначении, которое маячит перед нами где-то вдали на горизонте: нам необходимо более конкретное и осязаемое чувство значимости тех дел и занятий, которым мы посвятим себя на следующей неделе, завтра, сегодня после обеда.

Вопрос: Подумайте, что именно придает вашей жизни смысл. Благодаря чему вы ощущаете или сможете когда-нибудь ощутить, что ваша жизнь не напрасна? Какие именно из ваших повседневных дел и занятий наполняют вашу жизнь смыслом?

Как сказал французский философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень, «великий и славный шедевр человека — жизнь, посвященная цели». Когда у нас есть предназначение — некая цель, которая определяет наши жизненные ориентиры и наполняет наши разрозненные действия смыслом, — мы перестаем ощущать жизнь как лоскутное одеяло, собранное из каких-то бессвязных обрывков, а начинаем воспринимать ее как шедевр. Всеобъемлющая цель может объединить разрозненные дела и поступки, точно так же как всеобъемлющая тема симфонии объединяет разрозненные ноты. Внутри себя и сама по себе каждая нота ничего особенного не представляет, но она обретает значимость и непреходящую красоту, если становится частью единого целого, будь то музыкальная тема или наше жизненное предназначение.

СЧАСТЬЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НАШЕГО ПОТЕНЦИАЛА

Когда мы пробуем разобраться, какая жизнь была бы для нас наилучшей с точки зрения смысла, нам необходимо также трезво оценить свой потенциал и задуматься, каким образом мы могли бы полностью реализовать свои способности.

«Счастье, которое искренне удовлетворяет, сопровождается максимально полным применением наших способностей и максимально полным постижением мира, в котором мы живем», — пишет философ Бертран Рассел.

Человек может обрести удовлетворение, если будет внутренне ощущать, что занимается делом, которое требует от него полной отдачи.

Вопрос: Какие занятия потребовали бы от вас полной отдачи и помогли бы вам полностью реализовать свой потенциал?

ПОТРЕБНОСТЬ В СМЫСЛЕ И НАСЛАЖДЕНИИ

Подобно тому как одного лишь наслаждения недостаточно для счастья, точно так же недостаточно и одного лишь ощущения, что ты живешь не напрасно.

Во-первых, если мы не будем получать достаточного эмоционального вознаграждения здесь и сейчас, то, какой бы громадный смысл мы ни вкладывали в свою работу, нам чрезвычайно трудно будет выдержать сколько-нибудь длительную нагрузку. Блестящие перспективы в будущем обычно способны побуждать нас к действию лишь на протяжении весьма ограниченного времени. Во-вторых, даже если мы сумеем сколько-нибудь продолжительное время отказываться от немедленного удовлетворения своих желаний — а именно так обычно поступают участники крысиных бегов, — мы почти наверняка не будем счастливы.

Для того чтобы быть счастливым, одного лишь наличия смысла в нашей жизни явно недостаточно. Нам необходимо не только ощущать, что наша жизнь имеет смысл, но и испытывать положительные эмоции; нам необходимо наслаждаться и настоящим, и будущим благом.

Моя теория счастья базируется на трудах не только Франкла, но и Фрейда. Принцип наслаждения, сформулированный Фрейдом, гласит, что мы главным образом побуждаемы инстинктивной потребностью в удовольствиях. В противовес этому Франкл утверждает, что нами движет не столько потребность в наслаждении, сколько воля к смыслу. Как говорит он сам, «борьба за обретение смысла жизни является первичной мотивационной силой в человеке». В контексте стремления к счастью определенная доля правды есть и в теории Фрейда, и в теории Франкла. Если мы хотим прожить полноценную, счастливую жизнь, нам необходимо удовлетворить и потребность в наслаждении, и волю к смыслу.

Лучший метод, позволяющий достичь максимально возможного уровня счастья, — это метод проб и ошибок, предполагающий предельную внимательность к тому, что происходит у нас внутри. Однако большинство из нас так и не удосуживаются задать себе «вопрос вопросов» — для этого мы слишком заняты. А ведь Торо когда-то сказал: «Жизнь слишком коротка, чтобы спешить». Если мы вечно крутимся как белка в колесе, это лишь означает, что нас не хватает ни на что другое, кроме неотложных повседневных дел, с которыми мы как-то пытаемся справиться, вместо того чтобы не¬много ослабить поводья и начать строить для себя счастливую жизнь.

Как утверждает Абрахам Маслоу, человек «не способен сделать разумный выбор в жизни, если у него не хватает отваги каждую минуту прислушиваться к себе, к своему собственному «я»». Важно, чтобы у нас было время рискнуть и попробовать сделать то, о чем говорит Маслоу, то есть задать себе определенного рода вопросы, которые помогут нам сделать разумный выбор. Действительно ли то, чем я занимаюсь, наполняет мою жизнь смыслом? Действительно ли это доставляет мне наслаждение? Быть может, мой ум мне подсказывает, что следовало бы распорядиться своим временем как-нибудь иначе? Быть может, мое сердце говорит мне, что пора изменить свою жизнь? Нам необходимо прислушиваться, по-настоящему прислушиваться к своему сердцу и уму — к своим эмоциям и рассудку.

по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым
также еще по книге ссылки:



Смысл жизни — не быть счастливым, а быть полезным | Стиль жизни

«Я счастлив, когда приношу пользу»: Дарий Форокс, автор книги «Massive Life Success» и основатель онлайн-курсов Procrastinate Zero, рассказывает о концепции счастья.

Много лет я считал, что в жизни есть лишь одна цель: быть счастливым.

Логично ведь? Иначе зачем преодолевать препятствия и боль? Чтобы так или иначе достичь счастья.

И так думают многие. Оглянитесь: большинство окружающих стремятся к счастью.

Именно ради него мы покупаем ненужный хлам, спим с теми, кого не любим, и упорно трудимся ради одобрения людей, которые нам не нравятся.

Почему мы все это делаем? Если честно, я не знаю и не хочу знать. Я не ученый. Наверное, это как-то связано с нашей историей, культурой, СМИ, экономикой, психологией, политикой, информационной эпохой и еще тысячей разных понятий.

Мы такие, какие есть

Давайте примем это как данность. Большинство людей хотят докопаться до причины, понять, почему люди не живут полной жизнью, почему они несчастливы. Меня же это «почему» не волнует.

Я больше думаю о том, как это можно изменить.

Всего несколько лет назад, я делал все, чтобы достичь счастья.

  • Мы покупаем вещи в надежде стать счастливее.
  • Мы строим отношения с людьми и думаем, что они принесут нам счастье.
  • Мы ходим на нелюбимую работу, но там платят хорошие деньги, и нам кажется, что они сделают нас счастливее.
  • Мы едем в отпуск — за счастьем.
5 элементарных способов стать счастливее

Но рано или поздно мы просыпаемся среди ночи, одни или с женой или мужем под боком, и думаем: «А что дальше?»

Понятно, что дальше: дальше мы продолжим добиваться каких-то случайных вещей, в надежде, что они сделают нас счастливыми.

Все это чушь. Выдумка. Мистификация.

Но неужели Аристотель нам врал? Ведь он говорил:

«Счастье — это смысл и цель жизни, главная задача и конец человеческого существования».

Я думаю, что мы должны посмотреть на эту цитату под другим углом. Вот вы считаете, что счастье — это хорошо, и цитата вроде как это подтверждает.

Великие философы — о том, что такое счастье

Но как достичь счастья?

Счастье не может быть самоцелью. А значит, оно недостижимо.

Я считаю, что счастье — лишь побочный продукт полезности.

Когда я пытаюсь описать эту концепцию, мне всегда трудно выразить ее словами. Но я попробую.

Почти все, что мы делаем — это просто действия и опыт.

  • Мы едем в отпуск.
  • Мы ходим на работу.
  • Мы ходим по магазинам.
  • Мы пьем.
  • Мы ужинаем.
  • Мы покупаем машину.

Все это должно сделать нас счастливыми, да? Но в этом нет никакой пользы. В этот момент мы ничего не создавали, только потребляли. И это отлично!

Не поймите меня неправильно. Я люблю иногда съездить в отпуск или пройтись по магазинам. Но не это придает смысл моей жизни.

5 причин, почему впечатления приносят больше счастья, чем вещи

Я счастлив, когда приношу пользу, когда создаю что-то нужное — себе или окружающим.

У меня долго не получалось толком объяснить эту концепцию счастья как полезности, но недавно я наткнулся на цитату Ральфа Уолдо Эмерсона, и в голове, наконец, все прояснилось.

«Цель жизни — не в том, чтобы быть счастливым. Она в том, чтобы быть полезным, милосердным и оставить после себя след», — говорит Эмерсон.

Я этого не понимал, потому что не осознавал, как живу. Все это звучит тяжеловесно и мутно, но на самом деле это очень просто.

Все сводится к простому вопросу: что вы делаете?

В чем ваш вклад?

Вы делаете что-нибудь полезное? Дело не в том, чтобы изменить мир. Просто пусть после вас он будет чуть-чуть лучше, чем был до вашего рождения.

Если вы не знаете с чего начать, могу подкинуть пару идей.

  • Помогите начальнику с чем-то, что не входит в вашу сферу ответственности.
  • Отведите маму в спа-салон.
  • Сделайте коллаж из фотографий (бумажных!) для мужа или жены.
  • Напишите статью о своем жизненном опыте и личных открытиях.
  • Помогите беременной женщине, особенно если у нее еще и коляска, в которой лежит двухлетний ребенок.
  • Позвоните другу и спросите, не нужна ли ему помощь.
  • Соберите стол для работы стоя.
  • Начните бизнес, наймите подчиненного и хорошо к нему относитесь.

Это лишь несколько примеров, и я уверен, что у вас найдутся свои.

36 рецептов счастья

Видите? Ничего сверхъестественного. Но когда приносишь немного пользы каждый день, есть ощущение, что живешь не зря. Что твоя жизнь что-то значит.

Не очень хочется, оказавшись на смертном одре, понять, что не оставил после себя ни малейшего следа.

Недавно я прочитал книжку «Не исчезай» (Not Fade Away) Лоуренса Шамеса и Питера Бартона. В ней Бартон, основатель Liberty Media ( NASDAQ: BATRA), рассказывает, что он думает о смерти от рака.

Это очень сильная книга, и ее трудно читать без слез. Он пишет о том, какую жизнь он прожил, и как он нашел свое призвание. В частности, он рассказывает, как пошел учиться в бизнес-школу. Вот что он пишет о своих коллегах, студентах MBA:

«Это были очень яркие люди, которые никогда ничего не делали, ничего не дали обществу и не оставили после себя никакого следа. Это было очень грустное зрелище: видеть нереализованный потенциал всегда горько».

Точно так же можно сказать обо всех нас. Бартон осознал это после тридцати и основал компанию, которая превратила его в мультимиллионера.

Вот еще пример человека, который старается приносить пользу: Кейси Найстэт. Я уже полтора года смотрю его шоу на YouTube, и в каждом выпуске он делает что-то полезное.

И рассказывает он в основном о том, что хочет сделать. Найстэт даже сделал себе татуировку на предплечье: «Делай больше».

Большинство людей говорят: «Зачем больше работать?» И включают телевизор.

Как совместить счастье и работу

Другой склад ума

Умение приносить пользу — это действительно склад ума. И здесь все начинается с решения. Однажды я проснулся и подумал: «Какую пользу я приношу?» И мне было нечего ответить.

Я начал писать в тот же день. Для вас это может быть живопись, создание чего-то нового, помощь пожилым людям или еще что-то.

И не думайте об этом слишком много. Просто делайте что-нибудь полезное. Что угодно.

Смысл жизни и счастье

По-видимому, человек является единственным существом на Земле, интересующимся вопросом о смысле своего существования. И вопрос этот далеко не случаен: смысл жизни является наиболее общим системообразующим фактором, который объединяет остальные личностные качества индивида. Ф. М. Достоевский писал, что существуют два вида ужаса, поражающих волю человека: ужас бессилия и ужас бесцельности своей жизни.

Думается, что вопрос о смысле жизни является одним из показателей социальной зрелости личности и связан всегда с оценкой того, что ею уже сделано. Не зря наиболее остро этот вопрос встает тогда, когда человек ощущает близкую смерть. В этот момент он пытается понять, зачем жил, правильно ли жил, как распорядиться с тем небольшим количеством жизни, которую остается прожить. Человек задумывается над этим вопросом и тогда, когда обществом, другими людьми оказываются невостребованными результаты его труда, в которые была вложена вся прошедшая жизнь. К примеру, в 1996 году застрелился известный российский ученый-атомщик. Причиной его самоубийства была не нехватка денег на работу возглавляемого им научного института, как это объясняли некоторые комментаторы, а то, что государство оказалось совершенно равнодушным к важнейшим ценностям жизни этого человека и его коллег. Ему как бы сказали: «Что ты делал и делаешь – это никому ненужная чепуха. Гораздо важнее то, что делает твой полуграмотный сосед, который покупает автомобили в Тольятти и продает их в Челябинске».

И все же в чем смысл жизни? Рассмотрим некоторые варианты ответов на этот вопрос, выработанных в человеческой культуре.

  1. Смысл жизни в получении максимума удовольствий от нее. Такая точка зрения называется гедонизмом. Это «этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в гедонизме рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия»[1]. Традиционно одним из первых гедонистов считают Эпикура. Критикуя религиозные представления о смысле жизни, гедонистические идеи использовали французские материалисты XVIII века. Из философов XX века с некоторыми положениями гедонизма согласны Д. Дрейк, М. Шлик, Дж. Сантаяна. Противоположностью гедонизма является аскетизм – героически жертвенное отношение к своей жизни.

2. Смысл жизни в служении людям. Такая жизненная позиция называется альтруизмом. «Альтруизм – нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо. Альтруизм противоположен эгоизму». Известными представителями альтруизма являются Д. Юм, Г. Лейбниц, А. Шопенгауэр, А. Швейцер. В этом принципе собственная жизнь рассматривается как средство для жизни других людей.

  1. Смысл жизни в максимальном раскрытии своих сущностных сил, возможностей и способностей. Такого мнения придерживались К. Маркс, Л. Толстой. Человек в этой концепции рассматривается как неосуществленная возможность, как брошенное в почву семя, которому следует взойти и дать плоды. Каждый человек должен стремиться максимально раскрыть свои потенциальные способности и стать совершенным.

Но откуда человек знает, в каком направлении ему двигаться, чтобы быть совершенным? Откуда в нем идеал совершенного, если его нет в объективной реальности? Откуда нам известно, куда расти? Этот вопрос, который ставил еще Ф. Аквинский, приводит обычно к признанию существования сверхреальности, Бога как абсолютной шкалы, с которой нужно соизмерять свою жизнь, свои поступки и намерения.

  1. Смысл жизни в единении с Богом, познании своей божественной сущности и жизнь в согласии с ней. Эта точка зрения, рассмотренная нами при анализе внутренней жизни человека, разделяется представителями всех религий. Вот что написано по этому поводу в Евангелии: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше»[2]. Идеалом жизни для христианина является жизнь Иисуса, т. е. Богочеловека. В буддизме смыслом жизни является достижение состояния Будды, суфизме – Хака (Истины (с большой буквы), под которой подразумевают Бога).
  2. Смысл жизни в достижении счастья. Такую жизненную позицию называют эвдемонизмом. Эвдемонизм возникает почти одновременно с гедонизмом и в определенной мере соприкасается с ним. Если, например, человек видит свое счастье в чувственных удовольствиях и стремится к этому, то его можно называть и эвдемонистом. Но все же эвдемонизм – это не гедонизм. Если центральной категорией гедонизма является наслаждение, то в эвдемонизме таковым выступает счастье, которое очень часто называют благом и противопоставляют сиюминутным чувственным удовольствиям. Одним из первых эвдемонистов был Аристотель.

Нам кажется, формула эвдемонизма является универсальной для решения вопроса о смысле жизни, в ней можно объединить все перечисленные подходы к нему. Ведь, в конечном счете, все хотят быть счастливыми. Правда, одни счастье видят в телесных удовольствиях, другие – в научных открытиях, третьи – в духовном совершенстве. Что же такое счастье?

Исследовавший этот вопрос польский философ В. Татаркевич выделил четыре смысла в употреблении термина «счастье»:

  1. Счастье как удачное стечение обстоятельств, везение, удача. Например, о человеке, выигравшем крупную сумму, говорят, что ему «подвалило счастье», хотя и не знают, что он переживает в это время. Здесь под счастьем понимается какой-то объективно существующий неожиданный факт, воспринимаемый обычно как приятный. Именно в этом смысле употребляется понятие счастья в японской пословице: «Счастье выпадает тому, кто его не ждет». Гельвеций, подчеркивая объективность счастья, применяет даже вместо него термин «счастливый случай»: «Нужно, чтобы счастливый случай ставил людей на такое место, где они могли бы осуществлять то, что ими задумано»[3].
  2. Счастье как переживание радости, «интенсивная радость», блаженство, упоение. «Здесь, в прямую противоположность первому случаю, речь идет именно о том, что пережил человек, и сравнительно неважно, какие внешние условия породили это переживание», – пишет Татаркевич[4]. Счастье – состояние души. Как писал Демокрит, счастлив тот, кто при малых средствах имеет хорошее расположение духа, несчастлив тот, кто при больших средствах печален.
  3. Счастье как чувство гордости, удовлетворенности высотой достигнутых благ. Здесь счастье рассматривается уже не как радость, испытываемая от неожиданного успеха, а как чувство удовлетворенности результатами своей работы в определенной сфере. Например, человек может считать себя счастливым из-за назначения на высокую должность, после защиты диссертации, открытия своего банка и т. д.
  4. Счастье как удовлетворенность жизнью в целом. Здесь критерием счастья служит уже не степень обладания благами, а чувство удовлетворения жизнью. «При таком понимании счастья не был бы счастливым тот, кто, обладая наивысшими благами, не испытывал бы удовлетворения от них; в конечном счете счастье определяют не блага, а чувства, не то, чем мы обладаем, а то, как мы на это реагируем»[5].Татаркевич считает, что только такое понимание счастья и является правильным и предлагает следующее его определение: «Счастье – это полное и длительное удовлетворение жизнью в целом».

На наш взгляд, можно говорить еще об одном понимании счастья. Речь идет о степени совпадения личных интересов человека и интересов той социальной среды, того конкретного общества, в котором он живет. Чем больше интересы личности совпадают с интересами ее социального окружения, тем она счастливей. Отсюда и понимание несчастной судьбы, несчастливой жизни как жизни личности в чуждой для нее социальной среде, где человек оказывается не понятым, где его достоинства рассматриваются как недостатки.

Видимо, можно определить счастье как состояние гармонии между внутренним и внешним миром человека. Это определение позволяет охватить даже внеличностную сферу человеческого бытия, например, биологическую. Умирающего от холода человека трудно назвать счастливым: здесь нарушен баланс между его внутренним миром и внешними (температурными) условиями жизни.

История знает два способа достижения гармонии между внутренним и внешним миром человека: а) через изменение внешнего таким образом, чтобы оно соответствовало внутреннему миру человека. Как писал К. Маркс, если обстоятельства не соответствуют природе человека, надо, стало быть, изменить эти обстоятельства. Так возникла идея коммунистического преобразования общества; б) через изменение внутреннего мира человека таким образом, чтобы он гармонировал с внешним миром. Суфии говорят: «Изменись сам и изменится мир».

Первый путь приводит обычно к насилию над другими людьми. Как показывает история, их заставляют соответствовать внутреннему миру того, кто обладает властью. Реализация этой задачи может сделать счастливым лишь одного человека – тирана. Тотальное навязывание одной идеологии всегда приводило к репрессиям и войнам.

Второй путь сформировался в рамках религиозного подхода к объяснению человека и является более предпочтительным. Изменяя себя, человек начинает по-другому воспринимать мир, иначе реагировать на внешние раздражители. И. Ефремов описывает, как йоги при жгучем морозе, на продуваемых ветрами Гималаях сушат на голых спинах мокрые простыни[6]. Этот образ обобщает всю идеологию йоги: изменяя себя, можно научиться быть в гармонии с любыми внешними обстоятельствами.

Таким образом, каждый человек стремится к счастью: верующий и безбожник, нищий и богач, здоровый и больной, ребенок и старик – любой из них хочет быть счастливым. Стремление к счастью является общей доминантой человеческого поведения. Только пути к счастью люди выбирают разные. Попытка обоснования (рационализации) и уяснения хотя бы для самого себя правильности выбранного пути приводит к понятию смысла жизни.

Выводы:

1. В науке и материалистической философии человек рассматривается в качестве закономерного продукта эволюции живого мира. Располагая значительными фактическими данными, подтверждающими близкое родство обезьяны и человека, наука, однако, не может пока объяснить, почему и как обезьяна превратилась в человека. Существующие мнения на этот счет являются лишь гипотезами.

2. Наука располагает, по крайней мере, двумя подходами к решению вопроса о сущности человека: биологическим и социологическим. Сторонники биологического подхода пытаются объяснить поведение человека его врожденными биологическими особенностями (составом крови, гормонов, формой черепа, генотипом и т. д.). Суть социологического подхода к решению проблемы сводится к тому, что человек рассматривается здесь как продукт той социальной среды, в которой он жил и/или живет.

3. Личность есть человек, рассматриваемый как социальное существо, носитель определенных социальных качеств. Ребенок становится личностью в процессе социализации, т. е. усвоения определенной совокупности норм и ценностей общественной жизни. Усвоение этих норм происходит в результате деятельности, связанной с заучиванием определенных социальных ролей, необходимых для жизни в обществе. С этой позиции личность можно представить себе в виде совокупности выполняемых ею социальных ролей.

4. Решения, принимаемые людьми, зависят от целей, детерминируемых их представлениями о смысле жизни и счастье. То или иное понимание смысла своего существования и степени счастья определяет преобладающие потребности личности, влияют на круг ее интересов и формируют ее предметный мир.

[1] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 105.

[2] Евангелие от Матфея. 6: 19-20.

[3] Цит. по: Этическая мысль. М., 1988. С. 263.

[4] Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. С. 32.

[5] Там же. С. 38.

[6] Ефремов И. Лезвие бритвы. Челябинск, 1992. С. 404.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о