«Самого главного глазами не увидишь»: elisaveta_neru — LiveJournal

Сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери читала впервые в классе 6-м и она мне не понравилась. Я рыдала и злилась на писателя: «Разве можно такие печальные истории писать!» Даже сильнее было жалко Лиса, чем принца. Потом, уже в возрасте за двадцать, прочитала ее как философскую притчу. 

Тогда и выписала эти цитаты об истинах, духовных законах, актуальных во все времена. 

«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

Это очень печально, когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр.

Когда очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце.

Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают: если у них шипы, их все боятся…

Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд,  — этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым.

Как позвать, чтобы он услышал, как догнать его душу, ускользающую от меня… Ведь она такая таинственная и неизведанная, эта страна слез…

Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Эти разговоры о когтях и тиграх… Они должны бы меня растрогать, а я разозлился…

Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.

Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, наверно, прелестны.

***

С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть, прежде всего, должна быть разумной. Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.

— Тогда суди сам себя, — сказал король. — Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

***

Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.

Когда он зажигает свой фонарь — как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь — как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво.

— Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, — задумчиво сказал он. — Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Смотри, вот моя планета — прямо над нами… Но как до нее далеко!

— А где же люди? — вновь заговорил наконец Маленький принц. — В пустыне все-таки одиноко…

— Среди людей тоже одиноко, — заметила змея.

Люди?.. У них нет корней — это очень неудобно.

***

— Людей ищу, — сказал Маленький принц. — А как это — приручить?

— У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?

— Нет, — сказал Маленький принц. — Я ищу друзей. А как это — приручить?

— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: создать узы.

— Узы?

— Вот именно, — сказал Лис. — Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…

— Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц. — Есть одна роза… Наверно, она меня приручила…

— Очень возможно, — согласился Лис. — На Земле чего только не бывает.

— Это было не на Земле, — сказал Маленький принц.

Лис очень удивился:

— На другой планете?

— Да.

— А на той планете есть охотники?

— Нет.

— Как интересно! А куры там есть?

— Нет.

— Нет в мире совершенства! — вздохнул Лис.

Но потом он опять заговорил о том же:

— Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом — смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

— Пожалуйста… приручи меня!

— Я бы рад, — ответил Маленький принц, — но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

… Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.

— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно; ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…

— Да, конечно, — сказал Лис.

— Но ты будешь плакать!

— Да, конечно.

— Значит, тебе от этого плохо.

— Нет, — возразил Лис, — мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья…

— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

— Я в ответе за мою розу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Хорошо, если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть. Вот я очень рад, что дружил с Лисом…

***

Вода бывает нужна и сердцу… Будь то дом, звезды или пустыня — самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.

Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут, — сказал Маленький принц. — Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую…

И когда ты утешишься — в конце концов всегда утешаешься, — ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом.

Это все равно что сбросить старую оболочку. Тут нет ничего печального…»

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Поделиться в Facebook Рассказать ВКонтакте

— Здравствуй, — сказал он.
— Я — Лис.
— Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. — Мне так грустно…
— Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. — Я не приручен.
— Ах, извини, — сказал Маленький принц.

Но, подумав, спросил:

— А как это — приручить?
— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. —
— Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете.

И я буду для тебя один в целом свете…

— Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц. — Была одна роза… наверно, она меня приручила…
— Очень возможно, — согласился Лис. — На Земле чего только не бывает.

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

— Пожалуйста… приручи меня!
— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. —

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
— Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…

Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часовпочувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце…

Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
— Да, конечно, — сказал Лис.
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
— Значит, тебе от этого плохо.

— Нет, — возразил Лис, он умолк, потом прибавил:
— Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

Маленький принц пошел взглянуть на розы.

— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили.
— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.

И Маленький принц возвратился к Лису.

— Прощай… — сказал он.
— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
— Потому что я отдавал ей всю душу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
— Я в ответе за мою розу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Самое главное — то, чего не увидишь глазами. Зорко одно лишь сердце…: cherry_amorel — LiveJournal

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

— Пожалуйста…приручи меня!
— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.

— Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. Сперва сядь вон там, на траву, — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножечко ближе…

— Мне хочется глотнуть этой воды, промолвил Маленький принц. — Дай мне напиться…
И я понял, что он искал!
Я поднес ведро к его губам. Он пил, закрыв глаза. Это было как самый прекрасный пир. Вода эта была непростая. Она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота, из усилий моих рук. Она была как подарок сердцу. Когда я был маленький, так светились для меня рождественские подарки: сиянием свеч на елке, пением органа в час полночной мессы, ласковыми улыбками.
— На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…а ведь то, что они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды… Но глаза слепы. Искать надо сердцем.

Потом он уснул, я взял его на руки и пошел дальше. Я был
взволнован. Мне казалось — я несу хрупкое сокровище. Мне казалось даже,
что ничего более хрупкого нет на нашей Земле. При свете луны я смотрел
на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос,
которые перебирал ветер, и говорил себе: все это лишь оболочка. Самое
главное — то, чего не увидишь глазами…
Его полуоткрытые губы дрогнули в улыбке, и я сказал себе еще:
трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку,
образ розы, который сияет в нем, словно пламя светильника, даже когда он
спит… И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники
надо беречь: порыв ветра может погасить их…

Весь мир становится иным оттого, что где-то в безвестном уголке Вселенной барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам розу.
Взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел?» И вы увидите: все станет по-другому…

Меня приручил Маленький принц. Слезы капали на страницы. «Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать»…

Самая красивая, самая мудрая и самая печальная сказка на свете.

Самого главного глазами не увидишь


Самого главного глазами не увидишь
Самого главного глазами не увидишь

С французского: L \’essentiel est invisible pour les yeux.
Из повести «Маленький принц» (1943) французского военного летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери (1900—1944). Слова Лиса, обращенные к Маленькому принцу: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Цитируется: как призыв к тому, что видеть и понимать «сердцем» — только так можно понять и уловить настроения, чувства другого человека.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.

.

  • С природой одною он жизнью дышал
  • Самоделкин

Смотреть что такое «Самого главного глазами не увидишь» в других словарях:

  • Главного глазами не увидишь — см. Самого главного тазами не увидишь. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Сент-Экзюпери Антуан — (Saint Exupery) Сент Экзюпери (Saint Exupery) Антуан де (1900 1944) Французский летчик, писатель. Афоризмы, цитаты Сент Экзюпери Антуан биография (Saint Exupery) • Маленький Принц , 1943 *) • Перевод: Нора Галь • Ты навсегда в ответе за всех,… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • РУШЕВА Надя — (Надежда Николаевна) (31 января 1952, Улан Батор 6 марта 1969, Ленинград), российская художница, прожившая всего 17 лет и оставившая заметный след в истории изобразительного искусства России более десяти тысяч рисунков, в основном иллюстраций к… …   Энциклопедический словарь

  • Жуковский, Василий Андреевич — — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Державин, Гавриил Романович — — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Семейство ястребиные —         Птицы, принадлежащие к этому семейству, характеризуются совершенно оперенными плюснами, достигающими длины среднего пальца, кругловатыми или яйцевидными, почти вертикально расположенными в восковице ноздрями и хвостом, равным половине… …   Жизнь животных

  • МЕЙРИНК —         (Майринк) (настоящая фамилия – Мейер), Густав (1868 1932), австрийский писатель, один из основоположников мистического реализма (другие определения «магический реализм», «черная фантастика», «черная романтика»). Оказал влияние на… …   Энциклопедия Булгакова

  • Masterforex-V — (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… …   Энциклопедия инвестора

  • МАСТЕР —         Персонаж романа «Мастер и Маргарита», историк, сделавшийся писателем. М. во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа («человек примерно лет тридцати восьми» предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) это в… …   Энциклопедия Булгакова

  • Убийство Георгия Гапона — Убийство Георгия Гапона …   Википедия


«Зорко одно лишь сердце» («Маленький принц» А.Сент-Экзюпери)

Цель:

  1. Знать особенности творчества А. Сент-Экзюпери, содержание философской сказки “Маленький принц”.
  2. Уметь анализировать поступки героев, применяя философские категории.

Оборудование:

  1. Иллюстрации сказки.
  2. Музыкальное оформление: “Маленький принц” (сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева) “Нежность” (сл. Н.Добронравова, муз. А.Пахмутовой).

Доска: цитаты из сказки А. Сент-Экзюпери.

  1. “Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь…”
  2. “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”.
  3. “Быть человеком, значит осознавать, что ты в ответе за все”.
  4. “Ищите меня в том, что я пишу….Чтобы писать, надо прежде всего жить”.
  5. “Умирают только за то, ради чего стоит жить”.
  6. “Я родом из моего детства… Детство – это огромный край, откуда приходит каждый”.
  7. Жанр – Философская          сказка

                                                  

                    мир взрослых          мир детей

  1. Приручить (создать узы).
  2. “Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался предстоящей мне смертью?” (Л.Н. Толстой.)

I. Слово учителя:

Вся мысль моя – тоска по тайне звездной…
Вся жизнь моя – стояние над бездной…
За мигом миг в таинственную нить
Власть Вечности, бесстрастная, свивает,
И горько слеп, кто сумрачно дерзает,
Кто хочет смерть от жизни отличить…
Какая боль, что грозный храм вселенной
Сокрыт от нас великой пеленой,
Что скорбно мы, в своей тоске бессменной,
Стоим, века, у двери роковой.
Вся наша мысль – тоска по тайне звездной….
Вся наша жизнь – стояние над бездной…

… Жизнь и смерть…, добро и зло…, любовь и ненависть… — вечные неразрешимые вопросы человечества. Более 3-х тысячелетий человек ломает голову, над ними, но так и не находит ответа.

– Почему он никак не хочет успокоиться в своем поиске истины бытия?

Может быть, чтобы чувствовать себя человеком!

“Вечные” вопросы: – Для чего мы живем? — Что есть счастье?… – Вечная отвлеченность; они будто взмывают над нами, а мы остаемся внизу: на наших подошвах – налипшая глина наших дней, в наших руках умах – тяжесть повседневных забот и труда. Когда “вечных” вопросов много веет духом ритори-

ки всемирной “печали”! Но без этих вопросов – люди ли мы? (В.Распутин)

Вам не странно, что эти взрослые вопросы я задаю вам, детям, только вступающим в жизнь? Но разве никто из вас уже сейчас не спрашивал себя: “Зачем я здесь? На этой Земле?” “Кто я?” “Что значит мир вокруг меня?”

Разве никто из вас не удивлялся ночному небу и зачарованно не вглядывался в звезды, ища ответа там: в вечном и неизвестном…

Может быть в такие минуты вы вспомните и героев Л.Н. Толстого, пытающихся найти истину, задаваясь вопросом: “Есть ли в моей жизни смысл, который не уничтожался предстоящей мне смертью?”, и героев Шекспира с неразгаданным “Быть или не быть?” Но, скорей всего, вам вспомнится удивительный сказочник, подаривший Земле и Небу Маленького принца. Сказочник этот – человек-легенда Антуан де Сент-Экзюпери.

(Биография А.Сент-Экзюпери Фон-музыка Поля Мариа, 2 выступающих)

“Детство – это огромный край, откуда приходит каждый” – писал Экзюпери. “Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны”. В его творчестве нет книги, где бы ни вспомнил о детстве. Смотреть на окружающее глазами ребенка, видеть в привычном и знакомом новые, неповторимые черты – эти качества были присущи и маленькому мальчику и писателю Экзюпери, и поэтому в альбоме для стихов у Антуана можно увидеть схемы двигателей. Взрослый летчик Сент-Экзюпери видит возле своего самолета сказочного Маленького принца. Детские игры в рыцарей и королей, маскарады с костюмами сменялись внезапным интересом к машинисту и секретам его паровоза.

Щедро одаренный разнообразными талантами, гораздый на всякие выдумки, живой, непоседливый и озорной, Тонио был главным заводилой во всех играх детей. Среди его разнообразных увлечений особенно выделяются два: искусство и техника. Мир живописи, музыки и особенно поэзии и сказки…

И рядом – мир телефонов, моторов, велосипедов, паровозов, аэропланов…

Уже в шесть лет Тонио пробует свои силы в литературе: пишет стихи, сказки. И одновременно, в тех же тетрадях, с детским азартом он вычерчивает схемы моторов, рисует аэропланы, паровозы.

Родившийся в 1900 году, Сент-Экзюпери достойный ровесник нашего научно-технического века. В пять лет Тонио уже познакомился с паровозом. А восемнадцатилетний Сент-Экзюпери, проходящий курс специальной подготовки для поступления в высшее военно-морское училище. В школе Экзюпери – рассеянный ученик. Его сочинения находили прекрасными и даже печатали в школьном бюллетене. Вскоре Антуана постигла тяжелая утрата – умер его товарищ детских игр – его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые серьезные размышления о жизни.

После окончания колледжа он готовится в военно-морское училище.

Но карьера блестящего морского офицера, не состоялась. Юноша, одержимый любовью к писательству, провалился на экзамене по … литературе. Уже тогда Антуану было очевидно: писать он сможет лишь о том, что лично пережито. “Прежде, чем писать, нужно жить”, — наметит он позже.

Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. Однажды его прямо спросили: что он предпочитает – летать или писать? Он ответил: “Не понимаю, как можно разделить эти вещи. Для меня летать и писать – одно и то же”.

В своих книгах он утверждал: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”,“нельзя купить за деньги счастье полета и близость к ярким звездам…”, “… невозможно жить без поэзии, без любви”.

Жить… Для Антуана в этой формуле содержится особый, глубочайший смысл.. Жить – это вовсе не значит сделать удачную карьеру, обретя уютное гнездышко в декоративном лесу современной цивилизации. Безмятежному застойному существованию обывателей с их культом “нужных связей” и денег Антуан противопоставляет жизнь активную, деятельную, жизнь среди бурь, опасностей, молний, жизнь, одухотворенную высокой целью служения людям, прогрессу.

“Я не люблю войну, но для меня немыслимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью. Я хочу участвовать в этой войне, во имя любви к людям”.

31 июля 1944 года менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя свое последнее боевое задание.

… Долгое время его считали пропавшим без вести. Только в 50-е годы, в дневнике бывшего немецкого офицера была найдена запись документа, подтверждающая его гибель.

А в 1986 году “Обществу друзей Сент-Эк” удалось найти очевидца его гибели, пятнадцатилетнего подростка. Экзюпери совершал разведывательный полет, пулемета на борту не было. Сент-Экзюпери оказался беззащитным перед фашистским истребителем. Самолет загорелся и пошел на снижение в сторону моря… навстречу звездам, в никуда…

Полет прерван, жизнь закончена. Смерть!

Сент-Экзюпери ушел от нас, землян, несказанно, и совсем незаметно, но так ли уж бесследно?

Всю жизнь Сент-Экзюпери искал тот смысл, который оправдает будущую смерть и этим ее разрушит: “Умирают только за то, ради чего стоит жить”.

Сент-Экзюпери подарил людям простые, но вечные рецепты:

  1. Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидеть…
  2. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил.

И как итог: Быть человеком, значит осознавать, что ты в ответе за все.

Сент-Экзюпери жил, как герои его произведения и смерть его – разве это не смерть Маленького Принца?

Пророчески звучат строки:

Ищите меня в том, что я пишу…
Чтобы писать, надо, прежде всего, жить.

Давайте попробуем “поискать” Сент-Экзюпери в его книгах, мысли писателя – в поступках героев.

И, может быть, мы в итоге найдем самих себя, а иначе – все теряет смысл, и мы станем походить на тех напыщенных взрослых людей, которых так же понимал и Сент-Экзюпери и его Маленький Принц

Посмотрим вокруг себя, вглубь себя глазами ребенка, ведь мы все “родом из детства”.

Проводником в этот “удивительный край” будет философская сказка Сент-Экзюпери “Маленький принц” С жанром сказки вы знакомы давно. (Что это?)

Что такое философия? (наука об окружающем человека мире, законах его развития и познания): Любомудрие

Взрослая наука о вечных вопросах жизни человечества.

Посмотрим на мир взрослых глазами ребенка, может быть найдем истину, ведь детский взгляд неподкупен.

(Песня “Маленький принц” Добронравов, Пахмутова, 1–3 куплет)

… Итак, в путь на сказочном паруснике мечты и искренности. Может быть и нам удастся хоть на минуту “звездный заметить свет из-под ресниц”.

Может и нам навстречу “выйдет доверчивый Маленький принц”…

Рассказ – иллюстрация:

– Маленький Принц! Кто он? Как относится к своей планете? По каким правилам живет?

Кто самый внимательный читатель:

  1. Что представляет собой попавшая на планету Роза? Какой у нее характер?
  2. Почему Маленький Принц отправился в путешествие? (он еще не умел любить)
  3. Как Роза отнеслась в решению Маленького Принца? Почему?
  4. Как путешествовал Маленький Принц?
  5. Зачем он летит? Что он ищет?

Да! Долгое время Маленький Принц путешествовал бесцельно, не понимая, чего он ищет!

Герой побывал на нескольких планетах – астероидах, где повстречался с удивительными взрослыми обитателями этих планет.

И о каждом из них у малыша сложились особые представления:

1 группа. На 1 планете – король (в каждом видит подданного, не может пожить без приказов. Вся мечта о власти) На 2 планете – честолюбец (самолюбование и самовосхищение – цель Ч. Этим он смешон и глуп) На 3 планете – пьяница (не может порвать с этой страстью. Ничем полезным не занят.) Что думает Маленький Принц после посещения этих планет?

(Странный народ – эти взрослые)

II группа. Встречает в своих странствиях Маленький Принц и “Делового человека”, занятого бессмысленным подсчетом звезд

(Чтение по ролям)

– Почему Делец не может быть человеком, он гриб?

Вывод. Обитатели соседних планет наводят Маленького Принца на грустные размышления: Какие? (Взрослые заняты пустым бессмысленным делом, за пустыми делами, алчностью, чистолюбием они забыли о своем призвании – заботе о планете).

Только в детях Экзюпери видит основу человеческой жизни, ибо они видят вещи в их истинном свете.

– Прочтите посвящение к сказке. В чем его своеобразие? (Леону Верту, когда он был мал.)

– Чем мир взрослых отличается от мира детей?

Цитата (Почему взрослые любят цифры?)

Картина 1. Что это за картина? Заслуживает ли доверия человек, спутавший “удава” с шляпой?

– Что дает истинное представление о доме, его стоимость или розовые колонны.

Картина 2. Что это за картина? Опишите мне барашка, который внутри! (Сможет ли это сделать взрослый человек?)

– Почему надо выпалывать ростки баобабов (1943).

Вывод: Сент-Экзюпери подводит к истине: нельзя заставить генералов порхать как бабочки, нельзя прятать звезды в банк.

Человек должен отвечать за тех, кого приручил!

Все просто – и сложно!

Путешествие продолжается!

III группа. На 5 планете Маленький Принц встречает Фонарщика. В чем смысл его работы? (Это полезно потому что красиво!)

На 6 планете – Географ кажется настоящим, но Маленький Принц в нем разочарован: Почему?

(Именно Географ, размышляющий о вечном, заставляет Маленького Принца вспомнить о Розе, о том, что она не вечна)

Он советует Маленькому Принцу посетить землю, у которой “неплохая репутация”. Какая? (2 млн. взрослых, огромное количество не вычищенных вулканов, много поездов, садясь в которые люди едут, не зная куда.)

IV группа. И вот земля. (Выразительное чтение отрывка.) Пустыня встретила героя. Почему?

Выразительное чтение по ролям отрывка “Встреча с Лисом и Змеей”.

– Почему змея считает себя могущественнее людей?

– В чем мудрость простого цветка на земле?

– Почему Маленький Принц испытывает разочарование, попав в сад с розами?

– Кто приходит на помощь Маленькому Принцу в трудную минуту?

– Чему Лис учит Малыша?

Вывод:.

  1. Каждое чувство надо заслужить работой души. Любовь – труд души!
  2. Зорко одно лишь сердце. Искать надо сердцем!
  3. Ты в ответе за тех, кого приручил!
  4. Узнать можно только те вещи, которые приручить, которым отдаешь самое ценное – время! Познать что-либо можно лишь приручая

Что значит приручить? (Создать узы.)

Человек или прирученная вещь нуждается в нас так же, как и мы в ней – мы в ответе за тех, кого приручили.

– Почему принц решает вернуться к Розе?

– Что в дружбе самое главное? (Верность.)

– Но давая себя приручить иногда случается и плакать! Почему?

Маленький Принц возвращается к своей Розе.

– Но какой ценой? (Цена – жизнь.)

Группа 5. Смерть Маленького Принца – путь к жизни, к любви.

Чтение по ролям эпизода смерти главного героя.

Жизнь – Смерть Маленького Принца – жизнь – Смерть Сент-Экзюпери.

Цитата: “Умирать надо за то, ради чего стоит жить”.

За что отдает жизнь Маленький Принц? (Любовь к Розе.)

Сент-Экзюпери (любовь к людям).

Какой жизненный смысл не разрушила смерть? (Любовь.)

Учитель:

Любовь готова все прощать. Когда она – любовь.
Умеет беспредельно ждать. Когда она – любовь.
Любовь не может грешной быть. Когда она — любовь.
Ее немыслимо забыть. Когда она – любовь.
Она способна жизнь отдать. Когда она любовь.
Она – спасенье, благодать. Когда она – любовь.
Э.Рязанов

Именно любовь заставляет автора вглядываться в ночное небо, искать среди звезд знакомый астероид Б-612, пытаться услышать звонкий смех звездных колокольчиков и шептать: “Прилетай скорей!”

В каждом из нас живет Маленький Принц. Поэтому мы вглядываемся в ночное небо, ищем знакомую звезду, которая улыбается нам и шлет свою нежность.

Кто знает, может это нежность звезды, где живет Антуан-де Сент-Экзюпери!

Если можешь, прилетай скорей! (Песня “Нежность” Пахмутова, Добронравов)

Дополнительные вопросы:

  1. Понравился ли этот взрослый поиск?
  2. Чему вас научил Антуан де Сент-Экзюпери.
  3. Приручил ли вас Маленький Принц?

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение “Какие слова сказки показались мне самыми важными?”

Антуан де Сент-Экзюпери Маленький принц

Если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем
озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав
людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня,
точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом — смотри! Видишь,
вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны.
Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя
золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая
пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на
ветру…
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
— Пожалуйста… приручи меня!
— Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало
времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
— Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. —
У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи
готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы
друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у
тебя был друг, приручи меня!
— А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
— Надо запастись терпеньем, — ответил Лис. — Сперва сядь вон там,
поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты
молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись
немножко ближе…
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот,
например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов
почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем
счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью…
Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел,
чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
— Да, конечно, — сказал Лис.
Источник teksty-pesenok.ru
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
— Значит, тебе от этого плохо.
— Нет, — возразил Лис, — мне хорошо. Вспомни, что я говорил про
золотые колосья.
Он умолк. Потом прибавил:
— Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза —
единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я
открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще
ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был
прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я
с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас
не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою
розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже
всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас
накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от
ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы
вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я
прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
— Прощай… — сказал он.
— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко
одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц,
чтобы лучше запомнить.
— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
— Потому что я отдавал ей всю душу… — повторил Маленький принц,
чтобы лучше запомнить.
— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты
навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за тех, кого приручил. Прощай.


Текст песни добавил: Аноним

Исправить текст песни

Поделитесь текстом песни:



«Зорко одно лишь сердце»… Антуан де Сент-Экзюпери

 

 Антуан-Роже-Мари де Сент-Экзюпери родился в Лионе 29 июня 1900 года.

О детстве

Отец носил титул графа, но служил страховым инспектором. Он рано ушёл из жизни, и воспитывала будущего писателя мать, став его первым другом и вдохновителем во всех делах. Некоторые письма к ней (которые писались на протяжении всей жизни)  стали поистине шедеврами художественной миниатюры. Любовь Антуана к народным сказкам, музыке, живописи, тяга к литературе — заслуга матери. Да и сам он, от природы весёлый, открытый ребёнок, обладал многими дарованиями: сочинял стихи, рисовал, играл на скрипке, был неистощим на всякие выдумки и фантазии. Однако самой большой страстью стала техника, будто он родился с чувством новых ритмов и скоростей.

«Все мы родом из детства» (Антуан де Сент-Экзюпери)

В 12 лет был изобретён аэроплан- велосипед, и мальчик уверял всех, что обязательно взлетит в небо, а все будут восторженно кричать: «Да здравствует Антуан де Сент Экзюпери!»

В семье Антуана называли Королём Солнца из-за белокурых волос, а друзья дали прозвище Звездочёт, подшучивая, что своим вздёрнутым носом Антуан смотрит только в небо, где считает звёзды. Впрочем, были и другие имена: Сент-Экз, Антуан и Тонио.

Будущий писатель рос застенчивым и добрым, ко всем проявлял заботу, часами наблюдал за животными и подолгу находился на природе. К семнадцати годам стал крепким, высоким юношей, однако в огромном не по возрасту физически развитом молодом человеке билось нежное, не познавшее огорчений сердце.

О юношестве

Семнадцатилетним Антуан поступил в Школу изящных искусств в Париже, решив стать архитектором, но спустя четыре года был призван в армию, где, попав на курсы пилотов, всерьёз увлекся авиацией. С тех пор в его сердце навсегда поселилась любовь к небу. Юноша прибывает в полк истребительной авиации, расквартированный в Страсбурге, где получает права военного пилота,  однако отправляется в запас.

«Прекрасно дерево, уходящее своими корнями глубоко в почву» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Сент-Экзюпери был удивительным человеком, не похожим на других. Улыбался в ответ на шутки в свой адрес и продолжал любить людей трепетной, особой любовью. Был так щедр, что, не задумываясь, тратил значительные суммы на друзей и отдавал им последнее, не требуя такого же отношения, если сам оставался без денег. Не умел лгать, лукавить и злопыхательствовать. «Ненависти можно положить конец не ненавистью, а только любовью» — это изречение стало его жизненным кредо. 

 Об авиации

Авиация довольно долго не подпускала Антуана к себе, а судьба, как видно, на этом пути настаивала… В 25 лет он становится  пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки, а спустя год в печати появился и первый рассказ Сент- Экзюпери «Летчик», так что авиацию и литературу он завоевал одновременно… 

«Мы научились летать в воздухе, как птицы, плавать в воде, как рыбы, теперь нам осталось только научиться жить, как люди» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Проходит два года – и он уже начальник аэропорта в Кап-Джуби, на самом краю Сахары. Форт расположен среди непокоренных племён, и даже короткая прогулка за его пределы грозит смертью или рабством. В1929 году Экзюпери командируют в Буэнос-Айрес (Южная Америка) в качестве технического директора филиала французской компании «Аэро-посталь». Несмотря на свой высокий пост, лётчик сам осваивает  воздушные пути, по которым должны были летать его подчиненные, в труднейших условиях испытывает новые машины…

«В жизни нет готовых решений. В жизни есть силы, которые движутся. Нужно их создавать. Тогда придут и решения» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Совершая длительные перелеты — две тысячи километров в одну сторону и столько же в обратную, он сосредоточенно работает над усовершенствованием самолета. «Отражатель катодных лучей», «Приспособление для посадки самолетов», «Новый метод электронно-волновой пеленгации» — это только некоторые из тех многочисленных изобретений, на которые были получены авторские патенты.  

Шли тридцатые годы – молодость авиации. На еще несовершенных машинах Экзюпери овладевал техникой ночного полета, учился водить гидросамолет, прокладывал новые трассы. Где он только не летал! Побывал и над Кордильерами, и над Сахарой, частенько разбивался со своей машиной, не однажды, рискуя жизнью, летел на помощь к тем, кто в ней нуждался.

«Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты – это твои действия, и нет другого тебя»  (Антуан де Сент-Экзюпери)

Однажды во время длительного перелета из Парижа в Сайгон самолёт Антуана разбился в Ливийской пустыне, и только чудом лётчик спасся.  Пять дней без воды и еды, под палящими лучами солнца он вместе со своим механиком брел по пустыне, где их случайно спас караван арабов. 

О дружбе 

Самое точное определение дружбы в жизни Антуана де Сент-Экзюпери – «умел дружить». Он водился с маврскими вождями, для которых устраивал в форте среди пустыни Сахара светские чаепития, а затем наносил ответные визиты в их жилища. У местного марабу брал уроки арабского языка, пытался выкупить у мавра раба.

Кажется невероятным, что, находясь среди полудиких племен и ежедневно рискуя быть убитым, он невероятным образом завоёвывал симпатию и привязанность всех, кто его окружал.

«Старых друзей наскоро не создашь» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Как-то раз, разыскивая своего друга Анри Гийоме, потерпевшего аварию в Кордильерах, Антуан едва не погибает, прочесывая на бреющем полете горные районы, благодаря чему Гийоме спасается.

«Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Тонкий психолог, Экзюпери всегда чувствовал себя в ответе за людей и перед людьми. И чем чаще видел в лицо смерть, тем больше любил жизнь. Чем дольше был в небе, тем ближе и родней становилась для него земля, тем сильней хотел видеть её мирной, чистой, счастливой – землей для людей. И тем богаче становился мыслями и чувствами, которыми не мог не поделиться с людьми.

«Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Сент-Экзюпери приручал всех, кто его окружал. Обожаем детьми, для которых делал забавные бумажные вертолетики и отскакивавшие от земли мыльные пузыри с глицерином. Уважаем взрослыми за талант гипнотизера и виртуозность  карточных  фокусов. Помимо необычайной ловкости рук Антуан буквально видел человека насквозь и с первого взгляда определял, кто перед ним – сквалыга, ханжа или безалаберный добряк, посему и чувствовал, какую карту тот загадает.

«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Он никогда не ошибался, его суждения о людях были абсолютно верными — со стороны Сент-Экзюпери казался настоящим волшебником! Обладая большим и добрым сердцем, Антуан был слишком рассеян: мог уснуть в ванне и затопить соседей снизу, вылетая на самолете, забывал закрыть дверь и приземлялся не на те взлётно-посадочные полосы.  

О любви

«Любовь — о ней не спорят. Она есть» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Первое романтическое чувство Экзюпери испытал в 25 лет. Встретив богатую девушку, Луизу де Вильморен, он сильно влюбился и сразу же предложил ей руку и сердце. Кокетка Луиза на предложение скромного молодого человека ответила неопределённостью, а спустя несколько месяцев, когда Антуан лежал в больнице после неудачного испытания нового самолета, и вовсе забыла о влюблённом поклоннике. Для чувствительного Сент-Экзюпери этот отказ не прошёл бесследно: много лет он продолжал испытывать нежные чувства к Луизе, а та всерьёз считала его бездарным неудачником, даже узнав о писательской славе бывшего ухажёра.  

«Искушение — это соблазн уступить доводам Разума, когда спит Дух» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Своими переживаниями на счёт не встреченной пока любви Антуан делился с матерью и сестрой в переписке.  Родные надеялись, что семья заставит его стать осторожнее и умереннее.  Из письма сестре 24-летнего Антуана: «Веду жизнь философа… Надеюсь встретить какую-нибудь девочку – и хорошенькую, и умненькую, и обаятельную, и веселую, и заботливую, и верную… Словом, такую, какой я не найду. И без малейшего воодушевления волочусь за Колеттами, Полеттами, которых выпускают сериями, и с которыми уже через два часа умираешь от скуки. Это — залы ожидания».

И вот, наконец… «залы ожидания» закрылись. Тридцати одного года от роду писатель познакомился с вдовой испанского писателя Гомеса Коррило — латиноамериканкой Консуэло Сандоваль и женился на ней.

«Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть в одном направлении» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Вскоре после скоропалительной женитьбы молодые супруги переехали жить в Париж. Иностранка была ветрена и непостоянна, искала приключений, не могла наслаждаться спокойствием и вносила в жизнь писателя постоянные истерики и выяснения отношений. Антуан, казалось, не противился этому и считал брак свободным от обязательств. Тесная супружеская связь для него особого значения не имела.  

Окружающие недолюбливали сумасбродную подругу писателя, хотя и отдавали должное её неординарному характеру.  Консуэло была начитанной, прекрасно разбиралась в литературе и музыке, учила персидский язык, была элегантна и умела держать себя в обществе.  Ничего не омрачало счастье молодожёнов, кроме того, что  Антуан терпел многочисленные выходки жены, а та требовала от супруга постоянного внимания и восхищения. Если ей что-то не нравилось, она предпочитала выяснять отношения кулаками, битьем посуды и громкими истериками, не желая успокаиваться. Доходило до того, что она сбегала из дома и бродила по ночным барам, пока пыл не угасал, и лишь под утро возвращалась домой.

«Любовь — единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, какую сама чеканит» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Иногда мадам де Сент-Экзюпери казалась окружающим совершенно безумной. Так, она не стеснялась приходить на званые приемы в лыжном костюме, иногда проводила весь вечер под столом, а один раз при всех кидалась тарелками в мужа. Тот оставался на редкость невозмутимым и ловил посуду, улыбаясь в ответ. 

Однажды перед очень важным вылетом писателю пришлось всю ночь искать жену по разным пивным барам. Он просто сильно ревновал, хотя и заставлял себя не делать этого. В конечном итоге, за штурвал сел невыспавшимся. Логическим финалом этого стала катастрофа, которую самолёт Экзюпери потерпел в пустыне.  Дома задержавшегося лётчика ожидали недовольная Консуэло и восторженные поклонники.

 «Никогда не теряй терпения — это последний ключ, отпирающий двери» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Постепенно упрёки стали взаимными: Антуан протестовал против бурной личной жизни супруги, а та обвиняла его в бессилии. Именно тогда Антуан де Сент-Экзюпери начал позволять себе заводить романы с посторонними женщинами, как это многие годы делала его жена. И жутко не нравилось Консуэло, она стала ревновать мужа не только к чужим женщинам, но даже к вниманию, которым её супруг всюду был окружён. Консуэло всегда хотела быть только первой, второй план для неё был неприемлемым.

О творчестве

Творческую карьеру Антуан де Сент-Экзюпери начал с повестей «Южный почтовый» и « Ночной полет»  о жизни и труде крылатых людей. В 1935 году побывал в Советском Союзе и написал вдумчивые и доброжелательные очерки о Москве. Корреспондентом отправился на войну в Испании, а спустя четыре года  увидела свет лучшая повесть «Планета людей».

К началу войны писателя признали негодным для службы в авиации, но он вернулся на самолет и воевал до захвата Франции врагом. Затем последовала эмиграция в Америку, где были написаны повести  «Военный летчик» и «Письма заложнику» и родился замысел «Маленького принца».

«Прежде чем получить, надо отдать, и прежде чем поселиться в доме — надо его построить» (Антуан де Сент-Экзюпери)

В Нью-Йорке Антуан Экзюпери познакомился с Андре Моруа. Эта встреча описана в  «Литературных портретах»: «Я всей душой привязался к нему и охотно повторил бы вслед за Леоном-Полем Фаргом: «Я его очень любил, и всегда буду оплакивать». Да и как было не любить? Он обладал одновременно силой и нежностью, умом и интуицией, питал пристрастие к ритуальным обрядам, любил окружать себя атмосферой таинственности. Неоспоримый математический талант сочетался в нём с ребяческой тягой к игре. Он либо завладевал разговором, либо молчал, словно мысленно уносился на какую-нибудь иную планету».

«Самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Моруа рассказал и о том, как Сент-Экзюпери работал над «Маленьким принцем». В то время писатель гостил у него. Экзюпери садился за письменный стол около полуночи,  когда все засыпали. Часа в два ночи дом будили крики: «Консуэло! Я голоден, приготовь мне яичницу!»  Поужинав (или позавтракав), он возвращался к работе, и дом засыпал. Еще через два часа снова раздавались крики: «Консуэло! Мне скучно. Давай сыграем в шахматы». Затем читал гостю и жене только что написанные страницы, и Консуэло подсказывала какие-то эпизоды. Ну, кто после этого скажет, что Маленький принц — не автобиографичный образ? И в сорок с лишним лет Экзюпери оставался Маленьким принцем.

В разгар войны писатель уехал из Штатов в Северную Африку, где в то время находилась его родная авиагруппа.  Его зачислили в резерв: берегли как знаменитого писателя, а главное, здоровье уже не годилось для перегрузок. Он настойчиво добивался возможности летать, и только через год, благодаря вмешательству сына президента Рузвельта, получил разрешение командования на пять разведывательных вылетов над Италией и Францией.

Немолодой, израненный и искалеченный, он уже не мог без помощи товарищей натянуть комбинезон и забраться в кабину,  но мужественно садился в самолет и летел в разведку.

Антуан де Сент-Экзюпери прожил всего 44 года. В последний день июля 1944 года военный самолет-разведчик, пилотируемый майором де Сент-Экзюпери, внезапно потерял связь с землей в районе Гренобля, и не вернулся из боевого вылета — растворился в лазурном небе над французской Ривьерой. Тщательный осмотр места аварии не дал результата. Не были найдены ни самолет, ни тело пилота. Так бесследно с «планеты людей» исчез романтик Антуан де Сент-Экзюпери,  а миру осталась красивая и трогательная легенда о  том, что он не умер,  а так же, как и Маленький принц,  улетел к своей звезде.

«Жизнь, которая приносит и страдания и радости, это и есть настоящая жизнь» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Долгое время о гибели не было известно буквально никаких подробностей.  И только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. Осенью 2003 года были подняты фрагменты самолета, которым управлял Экзюпери… 

О признании

За военные заслуги Сент-Экзюпери был награжден Военным крестом Французской Республики.

В 1959 году президент Франции Шарль де Голль отправил матери лётчика письмо: «Сударыня! От всего сердца благодарю Вас. Ваш сын жив, он среди людей! И Франция счастлива этим! Примите, сударыня, уверения в глубочайшем уважении и признательности».

В честь Экзюпери назван аэропорт в Лионе и астероид.

Во Франции, в Лионе установлен памятник Маленькому принцу и его литературному отцу – Антуану де Сент-Экзюпери.

«Маленький принц» (фр. Le Petit Prince) — наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Впервые опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке издательством «Reynal & Hitchcock», а во Франции в книжных магазинах появилась в 1946 году.
Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Уникальные иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, становятся частью универсального визуального лексикона, понятного каждому.
«Маленький принц» переведен на более чем 180 языков и диалектов, в том числе — на основные европейские, азиатские, африканские и американские языки. Есть издания на фриульском в Италии, бамана в Мали, арагонском в Испании, креольском на Кюрасао и гасконском во Франции. Только в Индии существуют издания на хинди, телугу, маратхи, панджаби, тамильском, малаялами, бенгальском и конкани. В Китае насчитывается более 30 изданий и более 60 в Корее.

«У каждого человека есть свои звезды. Одним — тем, кто странствует, они указывают путь. Для других — это просто маленькие огоньки» (Антуан де Сент-Экзюпери)                                                                                                     

Сент-Экзюпери прожил хоть и короткую, но яркую жизнь.  Написал не так много, но на века. И жизнью своей, и смертью, и своими книгами, и письмами, которые потом были опубликованы, он многое сумел сказать людям. О долге и верности. О дружбе и преданности. О горячей деятельной любви к жизни и людям. О нетерпимости к злу. И о том, каким нужно быть на этой не очень устроенной, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете ЗЕМЛЯ… 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о