Мастер-класс «Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе», ФГОС

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Целинная средняя общеобразовательная школа

выступление на РМО

учителей 2-ых классов

учителя МКОУ Целинная СОШ

Войновой Анастасии Игоревны

2017 год

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп

Чтобы быть успешным, современному ребёнок, кроме определённых знаний, умений, навыков, ещё нужны умения самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

А учитель, должен не передавать готовые знания, а организовывать учебную деятельность, создавать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

(из ФГОС)

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия? Рефлексия, в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в современном обществе:

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Классификация рефлексии:

1) По содержанию может быть: устная и письменная.

2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

4)По функциям: физическая (успел — не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял — не понял, какие затруднения испытывал).

Учебной рефлексии может подвергаться:

Настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Деятельность обучающихся, что дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

Содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.

    Приемы организации рефлексии на уроке.

    Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

    1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

    2. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

    3. «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».

    4. Эмоционально-художественное оформление.

    Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

    5. Оценка своего эмоционального состояния: наглядная игра: « Каким я себя ощущаю »

    Эта игра помогает определить эмоциональное состояние ребенка на уровне ощущений. Как он себя ощущает: плохо ( грустно)- фиолетовый цвет, хорошо – стабильное уравновешенное состояние внутренней гармонии — зеленый цвет, отлично (эмоциональный подъем) – розовый цвет. Перед началом занятий, дети, используя цветные магниты, показывают свое эмоциональное состояние.

     

    Рефлексия деятельности

    1. Учебный день начинаем с постановки цели. Наглядная игра « Что я сегодня хочу сделать отлично» « Калейдоскоп успешных дел»

    Так как в младшем школьном возрасте желаний у детей много, учу детей вычленять самое главное на сегодняшний день и идти к этой цели на протяжении всего учебного дня.

    Каждое утро учащиеся, заходя в класс, начинают с того, что ставят перед собой цель, что бы они хотели сделать сегодня на отлично, в чем хотели бы добиться успеха и записывают свои цели на стенд «

    Сегодня я хочу сделать отлично..»

    А потом в конце дня записывают свой результат в «Калейдоскоп успешных дел».

    2. « Шаги к успеху»

    Чтобы научить детей правильно оценивать свои успехи и возможности, без ущерба для его личности и здоровья, после прохождения новой темы, в конце урока, учитель просит подойти детей к таблицам и показать уровень усвоения ими учебного материала с помощью разноцветных магнитов.

    Чтобы уметь учиться, надо освоить 12 качеств успешного человека:

    — настойчивость, целеустремленность, трудолюбие и т.д.

    Эта схема всегда находится перед глазами детей и в «Калейдоскопе успешных дел» они отмечают, какой еще шажок они сделают в своём стремлении к достижению успеха.

    3. Наглядная игра « Вершина успеха»

    Дети указывают ,какими качествами успешного человека они овладели за время обучения в начальной школе. Такие проверки проводятся каждую четверть.

     

    4. Диагностика успеха

    Чтобы дети научились выявлять свои успехи и неудачи в учебной деятельности, их причины. еженедельно проводится диагностика успеха.

     

    5. Самоанализ работы

    Важное значение в учебной деятельности имеет умение анализировать свою работу , находить ошибки и выявлять причину их возникновения, находить пути их исправления.

     

    6. Взаимопроверка.

    Имеет большое значение в развитии коммуникативных умений.

     

    7. На доске записаны фразы:

    Урок полезен, все понятно.

    Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

    Еще придется потрудиться.

    Да, трудно все-таки учиться!

    Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

    Можно использовать мимику и жесты. 8. Рефлексия «10 баллов»

    Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

    Я“ 0________10

    Мы“ 0________10

    Дело“ 0________10

    9.«Для меня сегодняшний урок…»

    Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

    Урок

    Я на уроке

    Итог

    1. интересно

    1. работал

    1. понял материал

    2. скучно

    2. отдыхал

    2. узнал больше, чем знал

    3.безразлично

    3.помогал другим

    3.не понял

    10. Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.


     

    1. На уроке я работал

    2. Своей работой на уроке я

    3. Урок для меня показался

    4. За урок я

    5. Мое настроение

    6. Материал урока мне был


     


     

    7. Домашнее задание мне кажется

    активно / пассивно

    доволен / не доволен

    коротким / длинным

    не устал / устал

    стало лучше / стало хуже

    понятен / не понятен

    полезен / бесполезен

    интересен / скучен

    легким / трудным

    интересным / неинтересным

    11. Оценочная лесенка»

    Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

    12. « Дерево успеха»


     

    13.Рефлексия «Плюс – минус – интересно». Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным . В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    13.. «Пантомима»

    Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

    Рефлексия содержания учебного процесса.

    1. «Поезд».

    На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.

    2. «Поляна»

    На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

    3. «Дерево»

    Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

    Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

    1 этап – анализ своего настроения

    — анализ своих успехов

    2 этап – анализ работы одноклассников

    3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

    Известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

    Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

    Источники:

    images.yandex.ru /?lr=53 Картинки

    it- n.ru ›attachment.aspx?id=105334

    А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

    Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva- licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka /

    Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке.

     

    Приемы рефлексии на уроках в начальной школе.

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Целинная средняя общеобразовательная школа

    hello_html_455265e6.jpg

    выступление на РМОhello_html_m78aae5b7.jpg

    учителей 2-ых классов

    учителя МКОУ Целинная СОШ

    Войновой Анастасии Игоревны

    hello_html_m36ac3234.jpg

    2017 год

    Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
    Аристипп

    Чтобы быть успешным, современному ребёнок, кроме определённых знаний, умений, навыков, ещё нужны умения самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их.

    А учитель, должен не передавать готовые знания, а организовывать учебную деятельность, создавать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

    Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

    В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям

    1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    (из ФГОС)

    Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия? Рефлексия, в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

    Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)

    Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

    В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

    Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь

    Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в современном обществе:

    • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

    • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

    • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

    Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

    При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

    Классификация рефлексии:

    1) По содержанию может быть: устная и письменная.

    2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

    3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.

    4)По функциям: физическая (успел — не успел, легко-тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял — не понял, какие затруднения испытывал).

    Учебной рефлексии может подвергаться:

    1. Настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

    2. Деятельность обучающихся, что дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.

    3. Содержание учебного материала. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.

    Приемы организации рефлексии на уроке.

    Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

    1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

    hello_html_29452af0.jpg hello_html_m534cd846.jpg

    2. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

    hello_html_4bae730d.jpg hello_html_m3b67eb41.jpg 3. «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».

    4. Эмоционально-художественное оформление.

    Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

    hello_html_m1aea63ef.jpg hello_html_m47bffff2.jpg

    5. Оценка своего эмоционального состояния: наглядная игра: « Каким я себя ощущаю »

    Эта игра помогает определить эмоциональное состояние ребенка на уровне ощущений. Как он себя ощущает: плохо ( грустно)- фиолетовый цвет, хорошо – стабильное уравновешенное состояние внутренней гармонии — зеленый цвет, отлично (эмоциональный подъем) – розовый цвет. Перед началом занятий, дети, используя цветные магниты, показывают свое эмоциональное состояние.

    hello_html_60f28283.jpg

    Рефлексия деятельности

    1. Учебный день начинаем с постановки цели. Наглядная игра « Что я сегодня хочу сделать отлично» « Калейдоскоп успешных дел»

    Так как в младшем школьном возрасте желаний у детей много, учу детей вычленять самое главное на сегодняшний день и идти к этой цели на протяжении всего учебного дня.

    Каждое утро учащиеся, заходя в класс, начинают с того, что ставят перед собой цель, что бы они хотели сделать сегодня на отлично, в чем хотели бы добиться успеха и записывают свои цели на стенд «Сегодня я хочу сделать отлично..»

    А потом в конце дня записывают свой результат в «Калейдоскоп успешных дел».

    hello_html_mcf02342.jpg

    2. « Шаги к успеху»

    Чтобы научить детей правильно оценивать свои успехи и возможности, без ущерба для его личности и здоровья, после прохождения новой темы, в конце урока, учитель просит подойти детей к таблицам и показать уровень усвоения ими учебного материала с помощью разноцветных магнитов.

    hello_html_m6d941f5f.jpg

    Чтобы уметь учиться, надо освоить 12 качеств успешного человека:

    — настойчивость, целеустремленность, трудолюбие и т.д.

    Эта схема всегда находится перед глазами детей и в «Калейдоскопе успешных дел» они отмечают, какой еще шажок они сделают в своём стремлении к достижению успеха.

    hello_html_m3b39f5d2.jpg

    3. Наглядная игра « Вершина успеха»

    Дети указывают ,какими качествами успешного человека они овладели за время обучения в начальной школе. Такие проверки проводятся каждую четверть.

    4. Диагностика успеха

    Чтобы дети научились выявлять свои успехи и неудачи в учебной деятельности, их причины. еженедельно проводится диагностика успеха.

    5. Самоанализ работы

    Важное значение в учебной деятельности имеет умение анализировать свою работу , находить ошибки и выявлять причину их возникновения, находить пути их исправления.

    6. Взаимопроверка.

    Имеет большое значение в развитии коммуникативных умений.

    7. На доске записаны фразы:

    Урок полезен, все понятно.

    Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

    Еще придется потрудиться.

    Да, трудно все-таки учиться!

    Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

    Можно использовать мимику и жесты. 8. Рефлексия «10 баллов»

    Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

    Я“ 0________10

    Мы“ 0________10

    Дело“ 0________10

    9.«Для меня сегодняшний урок…»

    Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

    10. Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

    1. На уроке я работал

    2. Своей работой на уроке я

    3. Урок для меня показался

    4. За урок я

    5. Мое настроение

    6. Материал урока мне был

    7. Домашнее задание мне кажется

    активно / пассивно

    доволен / не доволен

    коротким / длинным

    не устал / устал

    стало лучше / стало хуже

    понятен / не понятен

    полезен / бесполезен

    интересен / скучен

    легким / трудным

    интересным / неинтересным

    11. Оценочная лесенка»

    Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

    12. « Дерево успеха»

    hello_html_m3f4140ba.pnghello_html_m2e6b93d.jpg hello_html_m6c3e6ecf.jpg hello_html_385a6165.jpg

    13.Рефлексия «Плюс – минус – интересно». Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным . В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    13.. «Пантомима»

    Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

    Рефлексия содержания учебного процесса.

    1. «Поезд».

    На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным.

    2. «Поляна»

    На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

    3. «Дерево»

    Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

    Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

    1 этап – анализ своего настроения

    — анализ своих успехов

    2 этап – анализ работы одноклассников

    3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

    Известно, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

    Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

    Источники:

    images.yandex.ru/?lr=53 Картинки

    it-n.ru ›attachment.aspx?id=105334

    А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

    Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

    Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке.

    Приемы рефлексии на уроках в начальной школе

    Устная рефлексия

    Двухрядный круглый стол

    В процессе проведения «Двухрядного круглого стола» преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует «внутренний» круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы («внешний круг») фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

    Письменная рефлексия

    • Эссе — как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам (М.Н.Эпштейн «На перекрестке образа и понятия»). Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.

    • Бортовой журнал« (англ. Log) — форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей «бортового журнала», которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

    • Различные виды дневников: обычный, дневник — художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе — наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой — комментарии) и другие. В отличие от эссе и «бортового журнала», дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени («отложенная» рефлексия).

    • Письменное интервью — вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

    • Стихотворные формы (например, синквейн — пятистишье) — это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

    • Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся или студентов, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину (К.Берк). И.Загашев отмечает, что портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, «бортовых журналов», видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это — спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся (Hamm & Adams, 1991).

    Приемы:

    1. Закончи предложение (Письменное интервью)

    Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

    Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

    1. Анкета самоанализа

    Цель: самоанализ, качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

    Вариант 1.

    • На уроке я работал

    • Своей работой на уроке я

    • Урок для меня показался

    • За урок я

    • Мое настроение

    • Материал урока мне был

    • Домашнее задание

    активно / пассивно

    доволен / не доволен

    коротким / длинным

    не устал / устал

    стало лучше / стало хуже

    понятен / не понятен

    полезен / бесполезен

    интересен / скучен

    легким / трудным

    интересно / не интересно

    Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке на листочке условно отмечать свои ответы:

    «V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

    «W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный

    «| » — ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

    «+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный

    «0» — не ответил.

    Вариант 2.

    «Каким было общение на уроке?.

    — занимательным

    — познавательным

    — интересным

    — игровым

    — необычным

    — скучным

    -радостным

    -дружелюбным

    Вариант 3.

    Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать

    Мне больше всего удалось…

    За что ты можешь себя похвалить?

    За что ты можешь похвалить одноклассников?

    Что приобрёл?

    Что меня удивило?

    Для меня было открытием то, что…

    Что на ваш взгляд удалось?

    Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

    Мои достижения на уроке…

    Сегодня на уроке я:

    — научился

    — было интересно

    — было трудно

    Чему вы научились на занятии?

    Какие задания вам понравились больше всего?

    Мне показалось важным…

    Я понял, что…

    Урок

    -заставил задуматься…

    -навёл меня на размышления…

    Что нового вы узнали на уроке?

    Что вы считаете нужным запомнить?

    Над чем ещё надо поработать?

    Своей работой на уроке я:

    — доволен

    — не совсем доволен,

    Я недоволен, потому что…

    Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

    -они мне нравятся больше остальных;

    — я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями

    -они легче остальных заданий.

    1. «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

    Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться)

    Содержание: Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    1. «Комплимент»

    Цель оценить свою активность и качество работы.

    Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

    1. «Поездок». (http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200702105)

    Цель: оценка содержания урока

    Содержание: На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

    1. оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

    hello_html_m1f2c1d71.gif

    1. ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

    2. ответил по просьбе учителя, ответ правильный

    3. ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

    4. ответил по своей инициативе, ответ правильный

    5. не ответил

    1. Украсть торт”. //http://gotovie-uroki.narod.ru/matematika/urok12.htm

    Я доволен своей работой на уроке — красный цвет.

    Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

    Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.

    1. «Поляна» http://pedsovet.org/forum/topic7273.html

    Цель: оценить содержание этапов урока

    Содержание: На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

    1. Графическая рефлексия

    Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию

    Содержание: Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок

    hello_html_m646ff093.gifhello_html_m7616c4d5.gifhello_html_m8ceb5f8.gifпонравилось выполнять — было трудно

    hello_html_m5886b6d1.gif не очень понравилось — не очень было трудно

    hello_html_6f234301.gifhello_html_1ad4fad4.gif не понравилось вообще — не трудно

    1. Самопроверка

    Цель: развитие оценочной деятельности одноклассников

    Содержание: Проверка работы соседа по парте. Детям нужно проверить работу соседа по парте. Задаются примерные вопросы: Что получилось. Что нет. Какую поставили бы оценку.

    1. Мини эссе

    Цель: выявление самооценки детей

    Содержание. Детям предлагается расшифровать оценку учителя (письменно, устно). Оценка дана в виде значка. Почему я получил такую оценку?

    1. Оценочная лесенка

    Цель: развитие умений критериального оценивания

    Содержание: Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны Поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

    1. Определи критерий

    Цель: выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний, умений, навыков.

    Содержание: Детям предлагается перед началом работы определить критерии по которым будет выставляется оценка. А по завершении работы поставить себе оценку прокомментировав почему? опираясь на критерии.

    1. Рефлексия урока-игры

    Цель: самоанализ успехов и неудач исключительно внутренними причинами школьника.

    Содержание: Написание текста: «Моя рефлексия урока- игры»:

    • Что мне удалось на сегодняшнем уроке-игре?

    • Мои ошибки?

    • Какие причины стоят за этим?

    • Что мне требуется понять, осмыслить, чтобы не повторять эти же ошибки на следующих уроках?

    Предлагаю поделиться использованными приемами рефлексии. Выкладываю несколько тех, что использовала.
    Рефлексивная мишень.
    1. На листе формата А3 рисуется мишень, которая делится на четыре сектора (можно меньше).
    2. В каждом секторе параметры оценки.
    Моя деятельность   Моё настроение    Актуальность   Работа в группе
    3. Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия.
    4. Мишень вывешивается и комментируется педагогом.

    На листе бумаги обведите свою ладошку. 
    каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
    • большой –для меня это важно и интересно …
    • указательный- я получил конкретные рекомендации…
    • средний- мне было трудно ( не понравилось)…
    • безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
    • мизинец- для меня было недостаточно…

    «Комплимент», в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

    Алгоритм  групповой рефлексии
    1.   Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
    •   делало её более эффективной
    •   тормозило выполнение задания
    •   не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
    2.   На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
    •   обмен информацией
    •   взаимодействие
    •   взаимопонимание
    •   были равномерно задействованы все уровни
    3.   Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
    •   недостаток информации
    •   недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
    •   трудности в общении
    4.   Какой стиль общения преобладал в работе?
    •   ориентированный на человека
    •   ориентированный на выполнение задания
    5.   Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
    •   в группе сохранилось единство и партнерские отношения
    •   единство группы в ходе работы было нарушено
    6.   Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
    •   лидер, выдвинувшийся в ходе работы
    •   нежелание наладить контакт большинства участников группы
    •   непонимание задачи, поставленной для совместной работы
    •   сама задача оказалась неинтересной, трудной

    6 шляп

    Источники:

    1. А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

    2. Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

    3. Выпускная квалификационная работа по психологии специальность 050709 Психология преподавания в начальных классах «Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте»

    4. Гукалова Ирина Викторовна Роль и место содержательной рефлексии на уроке. ///http://kollegi.kz/publ/21-1-0-93

    5. Николаева Н.М. Организация рефлексии на уроке и развитие навыков рефлексии в начальной школе

    hello_html_2d42248b.png

    Мастер-класс «Рефлексия в начальной школе»

    Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе

    Учитель начальных классов МБОУ

    «Центр образования №69» г. Уфы

    Мухутдинова Марина Владимировна

    2018 – 2019 учебный год

    Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.

    Тема моей работы «Рефлексия обучающихся на уроках в начальной школе». СЛАЙД

    hello_html_m64a4a204.gif

    Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся. СЛАЙД

    hello_html_m7690c490.gif

    Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия. СЛАЙД -читаю

    hello_html_1f099dfb.gif

    Дать представление о классификации рефлексии.

    Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

    Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класса и участников мастер-класса

    Введение

    Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а более востребованными становятся сегодня результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться.

    Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.

    1. Понятие рефлексии.

    Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

    В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

    Психологи особо подчеркивают, что становление и развитие духовной жизни , связано прежде всего с рефлексией. СЛАЙД

    hello_html_m294283a8.gif

    Что же такое рефлексия? СЛАЙД hello_html_8a301d1.gif

    Слово рефлексия происходит от латинского reflexior — обращение назад.

    Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т. п.

    Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

    Учителю необходимо формировать рефлексивные умения своих учеников не только потому , что этого требует стандарт. Эти умения крайне важны для каждого человека, для благополучия всего общества Учитель берёт на себя огромную ответственность формировать наше будущее общество, другими словами он обеспечивает стабильность и благополучие жизни других людей и самого себя.

    Важно, чтобы в наших руках, ребёнок чувствовал себя счастливым, любимым, нужным, а главное успешным. СЛАЙД

    hello_html_6d417faf.gif

    Успех, как известно рождает успех.

    Первокласснику, надо научиться управлять своими психическими процессами, своим внутренним миром. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой . Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

    Чтобы быть успешным в современном мире, ребенок, кроме определённых умений, знаний и навыков, должен овладеть ещё и умением планировать, контролировать, анализировать свою деятельность, ставить перед собой новые учебные задачи и находить способы их решения. От учителя требуется создать развивающую среду на уроке. Для создания такой среды на уроке необходим этап, называемый рефлексией.

    Обобщая определения и сказанное, приходим к следующему выводу: рефлексия является самопознанием, самонаблюдением за собственными психическими состояниями и действиями. Она обращает человека на самого себя, помогает ему увидеть достоинства и недостатки собственной деятельности, определить цели и задачи для для дальнейшей работы и делать выводы по уже проделанной. СЛАЙД hello_html_18bd159f.gif

    Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

    Остановимся на некоторых видах рефлексии и приёмах работы, которые можно использовать на уроке.

    СЛАЙД hello_html_6ed20a25.gif

    Начнём с рефлексии настроения и эмоционального состояния. Она целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности СЛАЙД

    hello_html_m2a7a6e77.gif

    Данный вид рефлексии выполняет функцию психологической настройки на урок и психологической завершенности. Рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Учащийся настраивается на урок, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам урока. Снимается мышечное напряжение перед уроком и полностью снимается напряжение в конце урока. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии. Проверим эмоциональный настрой нашей аудитории.

    Если Вы пришли на мастер-класс с хорошим настроением и сейчас находитесь в хорошем расположении духа- поднимите солнышки, если Вы чем- то расстроены –тучку. СЛАЙД

    hello_html_21c92c44.gif

    Я очень рада, что Вы пребываете в хорошем настроении. Продолжим.

    Ещё можно применять:

    — карточки с изображением лиц СЛАЙД

    hello_html_2b5152de.gif

    -эмоционально — художественное оформление СЛАЙД (картина, музыкальный фрагмент, рифмовка) .

    hello_html_m52fd6612.gif

    Предлагаю Вам оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста.

    Для этого используем приём — » Цветовое изображение настроения«

    — Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует .

    —  А теперь оцените своё  эмоциональное  состояние (щелчок).

    hello_html_m4956253e.gif

    hello_html_36a3c065.gif

    -Поделитесь своими ощущениями.

    В своей работе вы можете использовать и такие приёмы: ( в конце урока)

    приём » Светофор» СЛАЙД

    hello_html_618d74dc.gif

    «Дерево успеха» СЛАЙД

    hello_html_m2801dcbb.gif

    «Поезд» СЛАЙД

    hello_html_3e2d4961.gif

    В пустые вагончики можно вписать этапы урока. А ребенок поставит любой значок в тот кружочек, на каком этапе он испытывал трудности или наоборот.

    Это, конечно, только малая доля примеров рефлексии настроения.

    Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.

    Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя различные приемы. СЛАЙД

    hello_html_3c631023.gif

    «Лесенка успеха»: нижняя ступенька — у «человечка» руки опущены — у меня ничего не получилось;

    средняя ступенька — у «человечка» руки разведены в стороны — у меня были проблемы;

    верхняя ступенька — у «человечка» руки подняты вверх — мне всё удалось.

    «Наряди ёлку»: успешно выполнил задание – повесил шарик. СЛАЙД

    hello_html_m11a771b0.gif

    были ошибки – шарик остался возле ёлки.

    «Дерево успеха»: зелёный лист – нет ошибок. СЛАЙД

    hello_html_15ca7b0e.gif

    жёлтый лист – 1 ошибка,

    красный лист – 2-3 ошибки

    Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. СЛАЙД

    hello_html_72c5f829.gif

    Время проведения : в течение урока или на этапе подведения итогов.

    Эффективен прием незаконченного предложения.

    Дети очень любят этот прием.

    Попрошу вас помочь мне показать на деле как работает этот прием. СЛАЙД

    • На мастер- классе я научилась…

    • Своей работой я …

    • Мастер-класс заставил меня задуматься о …

    • А особенно мне удалось …

    • Я понял(а), что …

    • Мне было интересно, потому что …

    • Для меня стало открытием, что …

    • Мне показалось важным …

    hello_html_30edcc39.gif

    Рефлексия достижения цели с использованием «Дерева целей»

    (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю).

    Примеров рефлексии содержания материала, так же много.

    Например, «Письмо по кругу», писать будут долго, но дети это делают с удовольствием. СЛАЙД

    hello_html_m606ac088.gif

    Речь учащихся становится более яркой, выразительной, образной, насыщенной. Учащиеся размышляют, не бояться выражать свое отношение к проблеме, сами ставят цели, осмысливают то, что поняли, усвоили. Информацию могут передавать в более сжатой форме, выявляя основное. Могут рефлектировать в письменной форме, более подробно излагая свои мысли. Рефлексия является способом самовыражения учащихся, пробуждает в них желание учиться, получать новые знания, проявлять свои способности в более активной форме.

    А вот такой прием как «Синквейн» мы попробуем продемонстрировать. СЛАЙД

    hello_html_601590a4.gif

    Напишем по группам: 1 группа- школа, 2 группа- учитель, 3 группа — ученик.

    ( Учитель,

    Профессиональный, современный

    Проводил, удивлял, совершенствовался.

    Доказал профессионализм всех педагогов.

    Мастер).

    На последнем этапе занятия можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от урока:

    1. Короткая беседа в конце урока: СЛАЙД

    • Чем мы сегодня занимались?

    • Что мы для этого делали?

    • Что у нас получилось хорошо?

    • Что нам пока не удается?

    hello_html_m6e1b9bb9.gif

    2. Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными. СЛАЙД

    • Что мы делали для достижения поставленных целей?

    • Довольны ли мы результатом?

    • Можно ли это было сделать иначе?

    • Какой вариант лучше?

    • Где нам пригодится это умение?

    hello_html_m123b0b95.gif

    3. Закончить помогут (устно или письменно) некоторые из предложений. СЛАЙД

    • Сегодня на уроке я …

    • Больше всего мне понравилось …

    • Самым интересным сегодня на уроке было.

    • Самым сложным для меня сегодня было … .

    • Сегодня на уроке я почувствовал.

    • Сегодня я понял.

    • Сегодня я научился.

    • Сегодня я задумался … .

    hello_html_530f9757.gif

    Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии на уроке»

    4. Определить уровень понимания поможет следующий вариант: СЛАЙД

    • 3 балла — я все очень хорошо понял, мне было интересно;

    • 2 балла — мне все понятно, но материал не всегда интересен;

    • 1 балл — я не все понял, но мне было интересно;

    • 0 баллов — я ничего не понял и на уроке скучал.

    hello_html_m7b098ea2.gif

    Или баллы заменить цветом СЛАЙД

    • Зеленый – Я все понял, я молодец!

    • Желтый – Не все удалось, я могу лучше!

    • Красный – Мне надо больше стараться!

    hello_html_1d409b2d.gif

    Применять можно

    — карточки с изображением лица;

    hello_html_m5ec06917.gif

    — показ большого пальца вверх или вниз;

    — «солнышко» — мне всё удалось, «солнышко и тучка» — мне не всё удалось, «тучка» — у меня ничего не получилось;

    hello_html_m2651aef4.gif

    — «радостный гномик» — всё хорошо, «грустный гномик» — плоховато.

    hello_html_25c5ff98.gif

    Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т. к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

    Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Рефлексивные способности, как педагога, так и учащихся (СЛАЙД) являются важным условием организации учебной деятельности. Те, кто обладает ими, имеют возможность достичь большей эффективности процесса обучения. Это очень важно, особенно для учителей начальных классов, ведь именно в младшем школьном возрасте формируются рефлексивные умения. Для того, чтобы дети чувствовали себя любимыми, успешными, счастливыми- не забывайте проводить рефлексию.

    hello_html_4c2b86be.gif

    Рефлексия мастер-класса

    1. Уважаемые коллеги, у вас две карточки: зеленая и жёлтая. СЛАЙД

    Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе — покажите зелёную карточку. Ну, а если это всё вас совсем не тронуло- покажите жёлтую карточку.

    hello_html_mfe0268d.gif

    Раздать участникам мастер-класса предложения/рекомендации по проведению рефлексии на разных этапах урока.

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о