Как стать амбидекстром: 6 базовых упражнений

Всем привет! Обычно ребёнок к четырём годам определяется с ведущей рукой. И если раньше он пробовал что-то делать или держать каждой из них, то уже с этого возраста можно смело утверждать, правша он или левша.

Но есть люди, которые мастерски владеют, что одной рукой, что другой. Считается, что умственные способности у них на порядок выше обычного человека, так как мозгу приходится постоянно быть в тонусе и творчески приспосабливаться к разным задачам. Они составляют один процент от населения планеты, только представьте, насколько мало таких «универсальных» людей. И сегодня мы узнаем, как стать амбидекстром, чтобы пополнить их ряды.

Плюсы и минусы

Выбор более активной руки происходит в силу асимметрии работы полушарий. К примеру, левая половина мозга отвечает за логику, обработку информации. Она помогает грамотно, красиво говорить и изучать иностранные языки. Принцип асимметрии в том, что управляет правой частью тела. А вот правое полушарие – левой частью и помогает нам творить, придумывать неординарные идеи и креативить.

Замечали, что вокруг вас намного больше правшей? То есть тех, кто предпочитает логику свободе мысли. Возможно, помимо врождённых особенностей, это может быть связано также с тем, что чаще всего ребёнка с детства учат размышлять, решать задачи, вместо того чтобы проявлять себя, творить и делать что-то необычное. Раньше вообще левшей переучивали, заставляя брать ручку в другую, «социально одобряемую руку».

В 1903 году Джон Джексон, преподавая в школе грамматики, решил остановить угнетение левшей. Он создал в Северной Ирландии, а именно в Белфасте общество амбидекстров. Джон утверждал, что если тренироваться, можно достичь колоссальных изменений. Например, научиться одновременно играть на пианино или гитаре и писать письмо близкому человеку. Причём одинаково хорошо концентрируясь на двух совершенно разных задачах.

Но не всё так прекрасно, как кажется на первый взгляд. Помимо значительных преимуществ, амбидекстрия может иметь и негативные последствия. Поэтому, прежде чем приступить к тренировкам, хорошенько взвесьте все за и против.

Итак, плюсы:

  • Повышается эффективность работы, соответственно, человек быстрее справляется с поставленными задачами и достигает успеха.
  • Становится возможным выполнение разноплановой работы.
  • Улучшается интуиция, повышается чувствительность.
  • Крепчает сила воли.
  • Ситуация оценивается быстрее и с разных ракурсов, а не однобоко и так далее.

Мужчина держит в руках картинку с двумя лицамиМужчина держит в руках картинку с двумя лицами

Минусы:

  • Могут возникать головные боли из-за увеличения количества поступающей информации.
  • Со временем снижается концентрация внимания, также из-за нагрузок.
  • Возможно появление рассеянности и быстрой утомляемости.

Амбисинистры

Амбисинистры не в силах хорошо управлять обеими руками. Они являются полной противоположностью амбидекстрам. Такая «криворукость» или врождённая, или приобретённая. Не просто разучился человек что-то делать, а например, после тяжелой болезни утратил чувствительность. Пережил аварию, получил травму.

И тогда у амбисинистра нет выбора, развиваться или нет, им приходится выполнять упражнения для того чтобы вернуть власть над своими руками. Чтобы, наконец, получить удовлетворительный результат своих действий. А в некоторых случаях с хорошей мотивацией и силой воли – не просто удовлетворительный, а самый лучший.

Упражнения

Начальная школа

Помните, как сложно в первом классе давались всякие буковки и палочки? Зато как со временем удалось освоить письмо, что теперь можно даже не задумываться, в какую сторону вести ручку. Вот практически такой же путь придётся проделать и по отношению к другой руке.

Начинайте с прописей. Не обязательно покупать тетрадки для первоклашек, расчертите себе лист и по несколько строчек пишите каждую букву. Пробуйте рисовать и обводить уже готовые рисунки.

Думаю, не стоит напоминать, что делать это необходимо ежедневно, чтобы не утратить только приобретённый навык.

Функциональность

Максимально задействуйте в повседневной работе не ведущую руку. Привыкли чистить зубы правой? Теперь придётся приспосабливаться. Застегивайте пуговицы, молнии, чистите обувь, расчёсывайтесь и застилайте постель теперь немного иначе.

Главное, не начинайте тренировки с опасных заданий. Например, чистите картошку или нарезайте хлеб так, как это делаете обычно. Пока не убедитесь, что действительно становитесь амбидекстром, иначе травм не избежать.

Отключение «автопилота»

Да, вам придётся внести изменения в свою жизнь не частично, а полностью. Поэтому правше придётся не только тренироваться писать левой, но и даже на работу ходить не той дорогой, как привык.

Проанализируйте, в каких ситуациях вы совершаете действия совсем необдуманно, как говорится, «на автопилоте»? Проанализировали? А теперь начинайте развиваться и помогать образовывать новые нейронные связи в мозге – делайте всё не так, как обычно, чтобы добавить осознанности своим действиям.

Мозг человекаМозг человека

Фильмы

Как думаете, можно ли стать амбидекстром, просто смотря иностранные фильмы? Ещё как, при одном условии, что они будут с субтитрами. Так человек неосознанно будет соотносить произносимые актёрами слова с буквенным переводом.

То есть слушать и читать одновременно, плюс обрабатывать полученную информацию, чтобы уловить суть картины и запомнить какие-то события, происходящие в ней. Выстроить предположения касательно поведения героев и предвосхитить развитие событий. Например, угадав, кто убийца.

Одновременность

Возьмите в обе руки карандаш и пробуйте одной рисовать круг, а другой квадрат. Без пауз, просто берите и приступайте к действиям. С первого раза может и не получиться, но если вы проявите упорство, то вскоре сможете отметить, как выходит выполнять разные задачи всё лучше и лучше.

Либо другой вариант этого задания, одной рукой гладьте себя по голове, а другой похлопывайте по животу. Когда начнёт получаться, смените их и начинайте заново.

Спорт

Занимайтесь в тренажерном зале, уделяя больше внимания не доминирующей руке. Это позволит выправить разницу. И тогда обе ваши руки будут одинаково сильные и гибкие.

Как можно чаще используйте кистевые эспандеры, гантели. Только начинайте с минимальной нагрузки, постепенно её увеличивая.

Завершение

А вы знали, что такие популярные личности, как Том Круз, Мария Шарапова, Тиль Линдеманн, участник группы «Rammstein” и даже Никола Тесла амбидекстеры? Возможно, именно эта особенность мышления и помогла достичь каждому из них столь ощутимых результатов, успеха? А кто не хочет быть похожим на Гая Юлия Цезаря, который одновременно мог выполнять много разных дел?

Так что, пользуйтесь советами, указанными в статье, чтобы раскрыть свой потенциал. Только запаситесь терпением, потому что каждый человек индивидуален. И если кому-то получиться ощутить первую победу через несколько месяцев, то при таком же темпе тренировок у другого человека уйдёт год.

Занимайтесь в своём, комфортном ритме, чтобы не добавить стресса организму, которого и так хватает в повседневной жизни.

Так что желаем вам успеха и свершений! И если знаете другие интересные способы развития амбидекстрии, делитесь ими в комментариях.

Рекомендуем также, прочитать статью про развитие своего ассоциативного мышления.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Амбидекстрия плюсы. Дети-амбидекстры: особенности, развитие

Возьмите лист бумаги. В каждую руку – по ручке. Начните писать одновременно одно и то же слово (неважно — в одну сторону будет наклон или в разные). Это самый простой тест, чтобы определить свои задатки сверхспособностей и сверхвозможностей.

Если это у вас получилось – поздравляем, вы – амбидекстр!

Амбидекстр обладает «железной логикой» и сильной интуицией.

Это человек с равномерно и гармонично развитыми полушариями мозга, При этом у таких людей есть возможность одинаково хорошо действовать правой и левой стороной тела и парными органами чувств. Такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения.

Особенности этих людей заключаются в том, что во взрослом возрасте обработка информации, поступающей извне, происходит параллельно в двух полушариях.


Вообще, амбидекстрия — чрезвычайно интересный феномен.

Типичные амбидекстры, как правило, совершенно спокойно могут, к примеру, есть пищу, удерживая ложку одинаково хорошо в правой и левой руке.

Они умеют писать одинаково свободно двумя руками, причем как по очереди, так и одновременно. Более того, часто они могут писать ими и свободно, и одновременно, и «расходясь» в разные стороны, и наоборот! И даже рисовать!

Это так называемое «зеркальное письмо». Именно такой способностью обладал великий Леонардо да Винчи, он был амбидекстр. Наверняка, многим известны различные теории о его «кодах», «зашифрованных знаках» и т.п., — это дало почву для многих книг и фильмов. На деле же он владел зеркальным письмом, и часто оно выходило у него непроизвольно, просто не задумываясь писал, как удобнее.

А вот еще, более сложные тесты. Посмотрите, куда вращаются фигурки?

Если вы видите вращение по часовой стрелке, значит у вас работает левое полушарие мозга, против часовой стрелки – правое полушарие.

Левое полушарие отвечает за логику, память, математические и языковые способности, аналитическое мышление.

Правое — за эмоции, невербалику, интуицию, музыкальность, изобразительное искусство, воображение.

Имейте в виду, что фигурка может одновременно вращаться и вправо, и влево. И вращается не картинка, а ее образ в Вашей голове! Исследователи отмечают, что люди, которые сравнительно легко могут поменять направление вращения девушки, обладают IQ выше 160. Те же, кто может только с усилием изменить направление движения девушки (или не могут совсем) – это люди более практичного и рационального склада, в то время как легко меняющие направление обладают богатейшим воображением и интуицией.

Особенно удивительно, когда смотрит одновременно несколько человек. У каждого она «движется» в разном ритме и направлении. Но не может ведь картинка одновременно крутиться во все стороны! Следовательно, действие происходит и правда — в голове, а не на экране.

Известные люди-амбидекстры:

музыкант Джимми Хендрикс (мог играть на гитаре как правша и как левша), академик Андрей Сахаров , художник Леонардо да Винчи, Мирей Матье, Пол Маккартни, спортсменка Мария Шарапова, Курт Кобейн, Владимир Даль, Том Круз, Марина Навратилова (первая ракетка мира 1978-87 гг)

Кроме настоящих, вычислены вымышленные амбидекстры:

мушкетер Атос — герой романов Александра Дюма, Грегори Хаус — из сериала «Доктор Хаус», Штирлиц — главный герой произведения «17 мгновений весны», Хэллбой — персонаж комиксов, губка Боб квадратные штаны.

Взаимодействие полушарий нам необходимо для нормальной жизни и чем оно активнее, тем успешнее человек!

В последние годы среди детей обнаруживается значительное количество амбидекстров (в среднем 37,95%).

Вот эта сфера из точек способна вращаться в любую сторону в зависимости от того, какие точки Вы будете представлять ближними к себе, а какие дальними.

Если полушария головного мозга у человека развиты гармонично, он легко меняет направление вращения. На следующей картинке это выглядит как настоящий танец.

Проверку доминирующего полушария мозга изобрел Нобуюки Кайахара, японский вебдизайнер из Хиросимы. А психологи решили, что она помогает определить доминирующее полушарие мозга, которое

Как стать амбидекстером: развиваем обе руки

Праворукость и леворукость – одна из самых интересующих неврологов загадка. Меньше одного процента населения Земли – амбидекстеры, то есть люди, в равной степени владеющие обеими руками. Некоторые исследования (и по большей части опыт амбидекстеров) показывают, что тренировка не доминирующей руки может развить творческие способности, изменить мышление и усилить нервные соединения в мозгу.

В целом амбидекстрия, ровно как и праворукость и леворукость, изучена крайне мало. Однако освоение обеих рук действительно заставляет мозг работать лучше. А если вы – музыкант, то понимаете, насколько важна качественная работа левой и правой рук. Итак, как же натренировать неведующую руку?

Пишите

Чтобы контролировать второстепенную руку, ваш мозг должен образовывать новые нейронные связи. Это не быстрый и не простой процесс, поэтому вы должны быть посвятить практике много часов, если решили стать амбидекстером. Процесс развития моторных навыков даст вам совершенно новое представление о том, каково осваивать свои конечности младенцам.

Начинайте медленно. Пропишите заглавные и маленькие буквы алфавита, а затем уже можно переходить к предложениям. Используйте тетрадь (а лучше – бумагу) в толстую линейку, чтобы было удобнее вмещать буквы. Первое время ваше письмо будет выглядеть довольно плачевно, но вы должны осознать, что процесс освоения руки, которая много лет выполняла лишь второстепенную функцию, не может быть быстрым. Запаситесь терпением.

Наблюдайте за левшами, если вы правша. Посмотрите, как они ставят руку во время письма, под каким наклоном держат ручку или карандаш и постарайтесь скопировать их манеру. Но следите за тем, чтобы вам было удобно.

shutterstock_135271790.jpg

Практикуйтесь

Попробуйте много раз написать свое мнение и самые распространенные слова, вроде «привет», «как дела», «хорошо» и так далее. Затем смело переходите к предложениям. Выберите одно и прописывайте его много раз в течение долгого времени. Будьте готовы к тому, что ваши пальцы и рука будут болеть после практики. Это показатель того, что вы тренируете мышцы в первый раз.

Когда освоите написание определенных слов и фраз, переходите к следующей практике. Возьмите книгу и откройте ее на первой странице. Переписывайте по странице текста за раз каждый день. Необязательно переписывать всю книгу, однако в практике важно регулярность. Через неделю вы уже увидите, что стали писать лучше и аккуратнее.

Рисуйте фигуры

Попробуйте нарисовать основные геометрические фигуры, такие как круг, треугольник, квадрат. Это поможет укрепить вашу левую руку, и вы будете лучше контролировать ручку или карандаш. Когда круги и квадраты станут более-менее ровными, переходите к объемным фигурам, включая сферы, параллелограммы и так далее. Затем раскрасьте свои творения.

Также попробуйте рисовать прямые линии слева направо. Это научит вас именно писать, а не тянуть ручку за собой.

Освойте зеркальное написание букв

Знаете ли вы, что Леонардо да Винчи был не просто амбидекстером, но еще умел писать зеркально? Так почему бы не развить в себе эти же качества? Попробуйте писать справа налево и освойте зеркальное написание букв. Для этого берите небольшое стекло и постарайтесь переписать то, что отражается в нем. Это заставит ваш мозг думать в разы активнее, поэтому вы можете быстро устать.

Выбирайте правильные ручки

Лучше всего подходят жесткие и гелевые ручки, поскольку они требуют меньшего давления и силы при написании, что делает процесс обучения более удобным, а рука меньше склонна к судорогам. Но используйте быстросохнущие чернила, иначе текст будет смазан вашей же рукой.

Поменяйте свои привычки

Понаблюдайте за собой и осознайте, что большинство автоматических действий вы совершаете одной рукой. Эта привычка укоренилась очень глубоко как физически, так и умственно. Если вы по умолчанию открываете двери правой рукой, начните открывать их левой.

Если обычно вы делаете шаг правой ногой, осознанно делайте это левой. Продолжайте работать над этим, пока управление левой стороной тела не станет естественным и легким.

Выполняйте простые действия левой рукой. Попробуйте чистить зубы, держать ложку, вилку или даже палочки, мыть посуду и даже набирать сообщения, используя другую руку. Со временем у вас выработается эта привычка.

shutterstock_164432900.jpg

Свяжите ведущую руку

Самое сложное в практике – не забывать использовать другую руку. Хороший способ – связать правую руку хотя бы на то время, пока вы дома. Необязательно связывать все пальцы, вам будет достаточно обвязать ниткой большой и указательный пальцы. На улице можете убирать правую руку в карман или за спину.

Укрепляйте руку

Чтобы движения стали естественными и простыми, вам нужно постоянно укреплять мышцы руки. Возьмите теннисный мяч, бросайте его и ловите. Вы также можете просто сжимать его левой рукой, чтобы укрепить пальцы.

Играйте в теннис и бадминтон, держа ракетку в другой руке. Первое время вам будет очень неудобно, однако регулярная практика даст свои плоды.

И самое банальное, но, как оказывается, трудное действие. Возьмите компьютерную мышь в левую руку и постарайтесь печатать текст левой рукой. Это сложнее, чем вы думаете!

Помните, что в любом деле важна практика. Если вы решили овладеть левой рукой так же, как владеете всю жизнь правой, не забывайте каждый день тренироваться.

Екатерина Романова

Кто такой ребенок Амбидекстр — особенности развития

Амбидекстр – кто это?

Термин амбидекстрия стал известен еще в средние века, так называли воинов, которые с одинаковым мастерством сражались и левой, и правой рукой. Их очень ценили и удостаивали различных почестей. Уникальность таких людей в том, что у них оба полушария мозга работают гармонично. Человек может обладать и отличной интуицией, и прекрасным логическим мышлением.  Амбидекстры не только пишут одинаково хорошо обеими руками, но и выполняют другие полезные действия в бытовых ситуациях, в спорте, в искусстве. Выполнение двумя руками различных задач является явным преимуществом. Именно так можно определить, является ли ваш ребенок амбидекстром. Ученые отмечают – дети с одним активным полушарием мозга уступают в развитии детям-амбидекстрам.

Ученые утверждаются, что у новорожденных оба полушария мозга развиты одинаково. Примерно к четырем годам качество утрачивается – это связано с влиянием социальной среды. Родители кладут карандаш в правую руку ребенка, учат держать ложку правой рукой, больше развивая левое полушарие, отвечающее за логику – воспитывая исполнителя без творческого начала.

Люди с гармонично развитыми полушариями мозга очень талантливы. Миру известны амбидекстры: Том Круз, Никола Тесла, Бенджамин Франклин, Пол Маккартни. Вспомним великого художника Леонардо да Винчи, лингвиста и автора словаря Владимира Даля.

Ученые и нейрофизиологи утверждают, что мозг человека развивается вплоть до шестидесяти лет. Четкое разделение между полушариями наблюдается до пятидесятилетнего возраста, а на шестом десятке их легко можно использовать одновременно. Это позволяет человеку зрелого возраста более успешно принимать сложные решения, чем людям молодого возраста. 

ребенок амбидекстр

Как понять, что ребенок амбидекстр?

Понять, что ваш ребенок амбидекстр, не так уж и сложно. Если вы увидели, что малыш одинаково использует обе руки, с легкостью перекладывает куклы и машинки из правой в левую, берет вилку или стакан то одной, то другой рукой – это черты амбидекстрии. Просто понять, что  ваш сын или дочь – амбидекстр можно тогда, когда ребенок научился писать. Письмо – один из самых трудных навыков, а «двуручный ребенок» с легкостью сменит руку при письме или рисовании, если вы его попросите.

Особенности развития ребенка-амбидекстра

Дети амбидекстры имеют свои особенности, которые можно и нужно развивать. Обучиться амбидекстрии можно – дело тренировок. Меняйте привычки, пишите левой рукой вместо правой, вешайте сумку на правое плечо, если обычно вы используете левое и так далее. Меняйте привычные маршруты из дома до работы, с работы до магазина. Прекрасное упражнение для развития обоих полушарий мозга: возьмите в обе руки карандаши и по очереди рисуйте геометрические фигуры на листе бумаги. Например, левой рисуете квадрат, правой круг, затем левой ромб, правой многоугольник и так далее. Усложняйте упражнение и совсем скоро заметите, как быстро стали справляться с задачей.

Развить оба полушария мозга можно с помощью методики «Ментальная арифметика». Освоить курс могут как дети, так и взрослые. Ученые доказали, что мозг максимально развивается с помощью вычислений. Цифры своего рода тренажер для мозга. «Ментальная арифметика» состоит из нескольких уровней. Сначала учащиеся обучаются сложению и вычитанию на счетах абакус, передвигая косточки двумя руками, затем продолжают делать тоже самое только ментально, представляя счеты в уме. В результате регулярных тренировок ученики способны совершать 99 действий с однозначными числами за 0,1 секунды, опережая скорость калькулятора. Это средние показатели, обучившихся ментальной арифметике. Освоить методику можно в «Академии развития интеллекта AMAKids». Основатель AMAKids Владимир Федяй адаптировал классический курс под менталитет современных детей.  Методика не идет в разрез со школьной программой и основывается на игровом подходе к обучению, а комплексные решения дают гарантированный результат.  Ученики AMAkids уже через месяц обучения выполняют два действия одновременно. Например, считают ментально и поют песню.

дети амбидекстры особенности

Умственный потенциал амбидекстра

Амбидекстрия – это не только о руках. Данная особенность определяет отсутствие ведущей системы относительно вообще любого органа. У амбидекстров нет прицельного глаза – поскольку прицельные оба, толчковой ноги, лучше слышащего уха, как у правшей или левшей. У них активная работа полушарий переключается с правого на левое с поразительной скоростью, практически мгновенно. А сочетание тонкой интуиции и четкой логики помогают амбидекстру очень быстро улавливать суть событий и анализировать информацию буквально за доли секунды – и это, конечно, плюс. Впрочем, если задуматься, в большинстве своем мы стараемся отделить чувства от разума – там проще, а вот амбидекстру это сделать практически невозможно, в результате он испытывает серьезные нервные перегрузки. И это минус.

Как правильно воспитывать амбидекстра?

Основная трудность, с которой сталкиваются мама и папа ребенка-амбидекстра – это его гиперактивность. Нет смысла кричать на него и призывать к спокойствию. Нужно постараться держать его в поле зрения и направить безумную энергию крошки на полезное дело. Со временем малыш сам научится самоконтролю.

Ребенок-амбидекстр лучше усваивает новый материал, поэтому в детском саду или школе ему может быть скучно. Здесь родителям и педагогам поможет  дополнительное задание: заставьте его не только нарисовать рисунок, но и придумать к нему интересную историю. Амбидекстр – это мультизадачный человек.

Когда ребенок взволнован или расстроен, нужно сохранить спокойный и ровный тон, нельзя конфликтовать. Ваше терпение – это прекрасный показатель того, как можно справляться со своими эмоциями.

И, конечно, никогда не настаивайте и не давите на ребенка при выборе ведущей руки. Помогите ему, поддержите словом и делом, но не нужно переучивать.  Лучше прислушайтесь к ребенку: его необычное видение откроет и для вас новые черты окружающего мира.

Амбидекстры — Советы логопеда — LiveJournal

Человек рождается с двумя одинаковыми полушариями, правыми. Леветь одно из полушарий начинает с момента заинтересованности ребенком речью и речевым общением. Но еще долго правое эмоциональное, целостно воспринимаемое мир, полушарие будет главным.
Важность этого полушария для современных людей возрастает настолько, что оба полушария становятся одинакового значимыми и важными.
В детстве это больше похоже на перетягивание каната – кто главный. Отсюда частая смена настроения, хаотичное чередование капризности, негатива с послушанием и лаской. Быстрая утомляемость.
Подобный союз полушарий позволяет легко запоминать длинные тексты, большой объем информации, проявлять творческую одаренность и эмоциональную чуткость. При этом у ребенка быстро развивается осознание своего «Я», чувство собственного достоинства и самостоятельность в мнениях и решениях. Правда, при условии, что этому развитию никто и ничто не мешает. Родительский максимализм может подтолкнуть уже двухлеток к выражению упрямства. Благо, левое полушарие дает этому повод.
Растущий негативизм, он же критичность, из-за активности левого полушария замедляют восприятие внешней информации, то есть замедляют активность правого полушария. Поэтому «бороться» с упрямством в этом возрасте бесполезно. А вот хвалить и поддерживать растущее самосознание очень даже полезно. Наберитесь терпения и уважайте своеволие, формирующее свое «Я».
Для гармоничного развития нужно давать эмоциональную и двигательную разрядку, которая позволит развиваться правому полушарию. В дальнейшем желательно не перегружать левое полушарие аналитическими задачами в ущерб двигательно-эмоциональному развитию. Такие дети любят учение, которое эмоционально и творчески их заинтересовывает. Чаще меняйте виды деятельности, даже если не достигли видимого результата. Часто время и отдых помогают усвоить знания как-то исподволь, ненавязчиво. Вроде не получалось, занялись другим делом. Потом вернулись к прерванной задаче – а она уже сделана и все получается.
Амбидекстр — человек, у которого одинаково развиты функции обеих рук. Полушария пытаются быть доминантными, но к содружеству способны мало. Много лет иногда проходит, прежде чем оба полушария научатся дружить. Зато потом они дают фору остальным своими творческими способностями и быстрой логикой. Первые годы жизни таких счастливчиков тратятся не созревание психики и моторики.
Таких детей сейчас все больше и больше. Чуть ли не в роддоме им по привычке ставят диагноз задержки психомоторного развития. По крайней мере, незрелость отмечается у 60% новорождённых. Так может это уже норма и надо знать, как с такими детьми общаться?

Эти дети до всего доходят в раннем детстве позже: ползать, ходить, обслуживать себя, ловко держать ложку, карандаш, реагировать на речь, гуление и лепет вообще могут проскочить невостребованными. Трёхлетки по поведению напоминают годовалых. Как бы там не сложилось, но родители должны помнить главное – пусть позже, но все эти этапы речевого развития – гуление, лепет, развитие фонематического слуха, осознание обращённой к ним речи надо будет «проходить» уже как занятия, то есть, специально этим заниматься. Сами они уже формироваться не будут, у природы есть жёсткий график их появления, и отступать от него она не намерена. Очень хорошо помогает обучение чтению ещё до умения говорить. Как не странно,дети быстро схватывают образ буквы и её звучание, с удовольствием пытаются читать. только главное при обучении, не произносить буквы как в азбуке, а произносить, как звуки: Т, Ть, Л, Ль,, только йотированные гласные произносить целиком. Если молчун начал хоть как-то что-то повторять или читать, тут же включайте ритмическое сопровождение — говорение по слогам и с прохлопыванием этих слогов. Им проще произнести и ощутить слог, чем целое слово.

В школе у детей таких возникают затруднения по русскому языку и математике, особенно когда на «нерадивых учеников» начинают давить требованиями, все делать без помарок и ошибок. В ответ появляются повышенная утомляемость, забывчивость. В поведении заметна раздражительность, непоседливость, беспокойство. Все это дает картину неврастении.

Неврастения – следствие одностороннего перенапряжения левого полушария, то есть мыслительных процессов, при отсутствии физиологически необходимой эмоциональной разрядки, положительных чувств.

Логично в таких случаях уменьшить интеллектуальную нагрузку на левое полушарие, требовательность, соблюдение режима занятий, посещение дополнительных школ. Зато важно больше эмоционально нагружать правое полушарие, слушать музыку, танцевать, рисовать, сочинять. Может есть смысл не ходить на многочасовые спектакли и концерты, а самим их устраивать дома?
Такая же тактика нужна и при неврозе навязчивых состояний, когда у ребенка появляются, приходящие помимо воли мысли и действия. Все попытки «взять себя в руки», наказывать и контролировать приводят только к обострению ситуации.

У дошкольников это может быть в виде страха не успеть, опоздать, не получить похвалу и оценку ниже пятерки, остаться одному, заболеть, заразиться. При этом заметно повышается критичность и уровень абстрактного мышления (из-за перегрузки левого полушария). Сами понимаете, что подобное происходит на «благоприятной почве» напряженной обстановки в семье, общей тревожности и мнительности ее членов. Такую семью можно охарактеризовать, как «максималисты». Только видят это посторонние, а семья воспринимает подобную требовательность к себе, как норму.
Приглядитесь к своим детям – они точно отражают своим поведением и здоровьем положение и атмосферу семьи.

Ребенок, в конце концов, начинает проявлять черты умственной усталости, рассеянности. Часто это сопровождается головными болями, тяжестью в голове. Как не покажется странным, но волнения, эмоции, истеричность, капризы и «бури в стакане» приводят к разрядке, так как в этом случае на помощь пришло правое полушарие.

Только нужна ли родителям и детям, такая терапия? Да и эффект очень кратковременный, поскольку левое полушарие не в состоянии понять и переработать информацию, поступающую из правого полушария. Появляется обидчивость, как признак перенапряжения правого полушария. Ведь оно, в конце концов, также перенапрягается, и маятник откатывает назад.

Все это формирует стереотип поведения и структуру навязчивостей.
И все это «горе от ума» часто происходит на фоне достаточно хороших успехов в школе.
Таким образом критичность сменяется пофигизмом, контроль – попустительством, мрачность –безудержной веселостью и т.д.

И чем больше будут пытаться «уложить все это» в рамки разумности, давить на ребенка, чтобы он все осознал – тем меньше он будет способен к этому.
Помощи нужна не в железной логике нравоучений, назиданиях, «морали», а в своего рода психологической разгрузке. Отвлечь без принуждения от негатива с помощью ярких впечатлений, совместных игр, вернуться к истинным радостям жизни.

Иногда бывает достаточно погладить по спине, сказать, как вы любите своего сынишку или дочурку. Вместе поплакать или посмеяться от души над добрым стишком или картинкой. Нарисовать самим, раскрасить прямо пальцами и ладошками по бумаге. Попрыгать, покувыркаться и забыть о том, что надо «учиться, чтобы не дай Бог не стать дворником».

Статья на тему: Амбидекстр | Социальная сеть работников образования

АМБИДЕКСТР

Амбидекстр – человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

Таких детей сейчас все больше и больше. Чуть ли не в роддоме им ставят диагноз задержки психомоторного развития. Так может, это уже норма и надо знать, как с такими детьми общаться?

В школе у них возникают затруднения по русскому языку и математике, особенно когда на них начинают давить требованиями все делать без помарок и ошибок. В ответ появляется повышенная утомляемость, забывчивость. В поведении становится заметна раздражительность, непоседливость, беспокойство. Все это дает картину неврастении или невроза навязчивых состояний.

Ребенок начинает проявлять черты умственной усталости, рассеянности. Часто это сопровождается головными болями, тяжестью в голове. Как ни покажется странным, но волнения, эмоции, истеричность, капризы и «бури в стакане» приводят к разрядке, так как в этом случае на помощь приходит правое полушарие.Только нужна ли родителям и детям такая терапия?

Да и эффект очень кратковременный, поскольку левое полушарие не в состоянии понять и переработать информацию, поступающую из правого полушария.
Со временем появляется обидчивость, как признак перенапряжения правого полушария. Ведь оно, в конце концов, также перенапрягается, и маятник откатывает назад.

Попробуем разобраться.


Неврастения – следствие одностороннего перенапряжения левого полушария, то есть мыслительных процессов, при отсутствии физиологически необходимой эмоциональной разрядки, положительных чувств.

Логично в таких случаях уменьшить интеллектуальную нагрузку на левое полушарие, ослабить требовательность. Стоит пересмотреть режим занятий, расширив время для отдыха и творчества, сократить посещение дополнительных школ.
Важно эмоционально больше нагружать правое полушарие: слушать музыку, танцевать, рисовать, сочинять. Может, есть смысл не ходить на многочасовые спектакли и концерты, а самим их устаивать дома?

Такая же тактика нужна и при неврозе навязчивых состояний, когда у ребенка появляются приходящие помимо воли мысли и действия. Все призывы «взять себя в руки», наказания в воспитательных целях или контроль приводят только к обострению ситуации. Это может проявляться в виде страха не успеть, опоздать, не получить похвалу и оценку ниже пятерки, остаться одному, заболеть, заразиться…
При этом заметно повышается критичность и уровень абстрактного мышления (из-за перегрузки левого полушария). Сами понимаете, что подобное происходит на «благоприятной почве» напряженной обстановки в семье, общей тревожности и мнительности ее членов. Такую семью можно охарактеризовать как «максималисты». Только видят это посторонние, а семья воспринимает подобную требовательность к себе и близким как норму.

Ребенка бросает из крайности в крайность: критичность сменяется пофигизмом, контроль – попустительством, мрачность – безудержной веселостью и т.д.

Помощь нужна не в железной логике нравоучений, назиданиях, «морали», а в своего рода психологической разгрузке. Отвлечь без принуждения от негатива с помощью ярких впечатлений, совместных игр, вернуться к истинным радостям жизни.

Иногда бывает достаточно погладить по спине, сказать, как вы любите своего сынишку или дочурку. Вместе поплакать или посмеяться от души над добрым стишком или картинкой. Нарисовать самим, раскрасить прямо пальцами и ладошками по бумаге. Попрыгать, покувыркаться и забыть о том, что надо «учиться, учиться и учиться, чтобы, не дай Бог, не стать дворником».

Для того, чтобы быть успешным человеком, совсем не обязательно зубрить даты и формулировки правил, писать красивым почерком и читать на скорость, косясь на секундомер. Достаточно быть просто здоровым, счастливым, мудрым и остроумным, не бояться совершать ошибки и радоваться каждому дню.

Без развития творчества и открытости чувств вряд ли получится растить такими современных «двуруких» детей.

Амбидекстры могут появиться в каждой семье

Живут на свете абсолютно разные люди – правши и левши. А есть еще и амбидекстры – «обоюдорукие», то есть, те, у кого обе руки развиты одинаково.
Долгие годы из всех из них делали правшей, поскольку считалось, что у человека может быть ведущей только правая рука. Вот и переучивали тех, у кого ведущей была левая (или обе), — чтобы ребенок ел, рисовал, писал и т.д. только правой рукой. И сколько сейчас живет на свете этих переученных, которые на самом деле от этого часто очень страдают.
О том, чем левши отличаются от правшей, и как это проявляется в их жизни, очень хорошо написано в декабрьском номере журнала «Педология» — в статье Н. Ефремовой под названием «Записки моей левой руки». А мне бы хотелось поделиться своими наблюдениями за амбидекстрами.

Мой ребенок – амбидекстр. Я и сама – такой же амбидекстр, только переученный в раннем детстве, поэтому считаю сейчас себя правшой, хотя с одинаковым успехом могу держать ложку, вилку и нож в левой и в правой руке (чем иногда при необходимости пользуюсь).
Ребенка же мы – прогрессивные (как мне кажется) родители – переучивать не стали. Мы заметили, что он многое предпочитает делать левой рукой, хотя и правая у него тоже не бездействует. Для уверенности мы показали его психофизиологу, который с помощью специальных тестов определил, что ребенок наш, действительно, обоюдорукий. Причем, его руки отвечают за разные деятельности: если правая рука предназначена для выполнения грубых операций, то левая – исключительно для тонкой работы.
Вот и стал наш ребенок при отсутствии какого-либо давления на него со стороны бить молотком, рубить топором, держать теннисную ракетку и др. в правой руке. А писать, рисовать, вырезать, шить он предпочитает левой рукой. Интересно, что ложку, вилку и нож он, как и я, может держать и в правой, и в левой руке.
Конечно, много чего в нашем ребенке от левши. В частности, у него другой, чем у людей с ведущей правой рукой, способ овладения двигательными навыками. Он совсем не способен повторить какое-то движение (будь это танец, гимнастика, физическое упражнение) по образцу. В этом мы убедились, когда наблюдали, как он занимается в секции тейквондо: как бы внимательно ребенок ни глядел на тренера, показывающего движение, воспроизвести он его не мог. Зато, если движение ему показать, руководя его же телом, дать ему прочувствовать, какие мышцы включаются в работу, по какой траектории движутся руки, ноги и другие части тела, то ребенок овладевал движением любой сложности с поразительной легкостью. Так быстро и без проблем он научился плавать, кататься на велосипеде, на коньках, на роликах, на лыжах. К сожалению, тренер по тейквондо не знал этой особенности нашего ребенка, поэтому в виду полной непригодности мальчика к этому виду спорта тейквондо ему пришлось бросить.
В школе учительница, хотя и не любила правшей – она считала, что дети, пишущие левой рукой, гораздо хуже овладевают навыками письма, «мажут» в тетрадях, и, вообще, они думают «не так», — учла особенности нашего ребенка, за что мы ей весьма благодарны. Во-первых, она посадила нашего сына за парту слева, чтобы он и его сосед – правша не мешали друг другу. Во-вторых, она учила его выписывать буквы, держа его руку с ручкой в своей руке, демонстрируя мальчику схему движения. Поразительно, что результате этого наш мальчик пишет не как курица лапой, а ровно и довольно красиво.

Вот так и живет на свете наш мальчик – амбидекстр, и ничуть от этого не страдает.

ЛЕВША

ТЕСТЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ


Есть специальный тест, который позволяет среди новорожденных выявить леворукость: Он называется «поза фехтовальщика», это когда правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. Если в положении на спине младенец в течении первого месяца жизни, регулярно принимает эту позу, то значит он левша. Еще доминирующую руку у ребенка можно распознать по повороту головы в течение первых 3-5 дней жизни. Если лежа на спине, малыш непроизвольно наклоняет голову в правую сторону, то он правша, а если в левую — то левша.

Более взрослому малышу можно предложить следующие  задания, и понаблюдать, какая рука у него работает активнее и является ведущей. При этом необходимо:

1. сидеть строго напротив ребенка, а не сбоку или рядом;

2. любой предмет для выполнения задания класть на середину стола;

3. не торопить ребенка.

Для определения преобладающей руки у ребёнка, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы:

— Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

— Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.

— Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

— Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

— Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.

— Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.

— Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. — — Какой рукой он будет это делать?

— Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). — Ведущая — та рука, которой ребенок держит ножницы.

— Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).

Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.

Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку малыша, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для малыша, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку.

ТЕСТЫ:

ТЕСТ №1

Проделайте следующее: (отмечайте для себя буквой Л — левая рука или П – правая.)

1. Переплетите пальцы рук. Палец какой руки оказался сверху? (Л или П)
2. Определите ведущий (доминирующий) глаз. Для этого возьмите лист бумаги и сделайте в нем отверстие. Теперь посмотрите на любой предмет через отверстие двумя глазами. Затем, оставаясь в том же положении, закрывайте попеременно левый и правый глаз. Вы увидите предмет только ведущим глазом! Какой ведущий глаз?
3. Переплетите руки на груди. Какая рука сверху?
4. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

Из получившейся комбинации букв определите свой тип:
ПППП — ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Это консервативный тип характера. Тип с наиболее стабильным (правильным) поведением.
ПППЛ — неуверенный консерватизм, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположных остальных, соответствующая черта проявляется наиболее ярко. В данном случае — нерешительность.

ППЛП — такому человеку присущи способности к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный тип характера не воспринимает слабых.

ППЛЛ — редкий и самостоятельный тип характера. Близок к предыдущему типу, но менее решителен и энергичен, несколько мягче. Некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердость характера (правый ведущий глаз). Высокая контактность, но медленное привыкание.
ПЛПП — деловой тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость (основная черта). Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип деловой женщины. Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт «в лоб», у них преобладает расчет, терпимость, замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.

ПЛПЛ — самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость связаны с неспособностью идти на конфликт, так и с подверженностью различным влияниям. Встречается только у женщин.
ПЛЛП — склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов, некоторое непостоянство. Подобным характерам свойственны эмоциональная медлительность, томность, простота, редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Значительно чаще встречается у женщин.
ПЛЛЛ — непостоянный и независимый тип характера. Основная черта — аналитичность в сочетании с остальными левыми тестами. Встречается редко.
ЛППП — один из наиболее часто встречающихся типов характера с хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта — эмоциональность в сочетании с достаточной настойчивостью, которая проявляется, прежде всего, в основных стратегических вопросах жизни — брак, образование и т.д. Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.
ЛППЛ — еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию. Требует особо тщательного отношения к себе. Тип «маленькой королевы».
ЛПЛП — самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению — для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в «зацикливание» на второстепенных деталях. Сильная индивидуальность, обладает способностью к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.

ЛПЛЛ — сильный, но не навязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта — внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
ЛЛПП — дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ — основные черты — простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип.
ЛЛЛП — эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта). Энергичность и некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных типов возможны быстро, под влиянием эмоций, принимаемые непродуманные решения. Поэтому в общении с ним важны дополнительные «тормозные механизмы».

 ЛЛЛЛ — обладатели полного набора «левых» тестов — это люди, для которых характерны способность взглянуть на вещи по новому, наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство. Стремление к самозащите иногда переходит в замкнутость.

ТЕСТ №2

Отвечая на вопросы, записывайте цифры:

«Левой»-1балл, «Все равно» -2 балла, «Правой» -3 балла

1. Какой рукой вы обычно пишите?2. Какой рукой вы рисуете?
3. Какой рукой вы кидаете мяч?
4. В какой руке вы держите ракетку для тенниса, сквоша и т.д.?
5. В какой руке держите зубную щетку?
6. В какой руке держите нож, когда режете что-нибудь? (без вилки)
7. В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди?
8. Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит ее?
9. Какой рукой вы используете ластик?
10. Какой рукой снимаете верхнюю карту колоды?
11. Какой рукой вы продеваете нитку в иголку?
12. В какой руке вы держите мухобойку?

Результаты:

33-36 = Абсолютный правша
29-32 = Правша
25-28 = Почти правша
24     =  Амбидекстр

20-23 = Почти левша
16-19 = Левша
12-15 = Абсолютный левша

 

Тест на право-левополушарное мышление

Данный тест показывает состояние человека на данный момент.

Особенно это относится к амбидекстрам, т. е. людям, одновременно имеющим правополушарную и левополушарную работу головного мозга. Амбидекстры — это особая группа людей, с выдающимися способностями.

Пожалуйста, максимально серьёзно отнеситесь к этому тесту. Его можно время от времени повторять. У левополушарных логиков девушка вращается вправо. У правополушарных эйдетиков художественного типа, девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров — при наклоне головы в соответствующую сторону — то вправо, то влево!

Инструкция к тесту Владимира Пугача на наличие амбидекстрии

Введение

Данный тест показывает Ваше состояние на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам (лат. ambi — двойной; dextrum — правый).

Амбидекстры и «двурукие», это не одно и тоже, хотя близкие понятия. Люди могут быть правши-левши по движениям глаз, по ведущему глазу (при стрельбе, например). А также по аудиальному каналу (к какому уху прикладывают телефонную трубку), по руке, по ноге, повороту оси сердца на электрокардиограмме и т.д.

Тестирование

Устройтесь поудобнее.

Итак, на картинке вы видите силуэт вращающейся фигуры.

1-й этап. Психологическая настройка.

Психологическая настройка длится примерно 2 мин.

2-й этап. Собственно тестирование.

  • Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке — значит, у вас преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.
  • Вращение только против часовой стрелки — преимущественно правополушарная деятельность — эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
  • Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону — это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга. Это хрупкое состояние гармонии.

У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.

У других смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.

Иногда полезно рукой прикрыть нижнюю часть туловища вращающейся девушки — лучше получается.

Таким образом, нами предлагается игровой тест на право — левополушарность, удобный при работе с детьми.

Правши, левши, амбидекстры

Кто же не знает, что большинство из нас лучше владеет правой рукой?! Она становится для нас ведущей, более развитой, более сильной, ловкой и быстрой. Именно правой рукой большинство из нас пользуется, когда необходимо выполнить какие-либо сложные манипуляции. Правой рукой мы пишем; в правой руке держим во время еды ложку или нож; этой же рукой застегиваем одежду независимо от того, что приходится застегивать: пуговицы, крючки или «молнию»; вдеваем нитку в иголку; режем ножом, ножницами; работаем пилой, молотком и лопатой; чистим зубы; стреляем и бросаем гранату; держим ракетку во время игры в теннис; поднимаем бокал, когда произносим тост; жестикулируем – в общем, все, что требует специального навыка, обычно выполняется правой рукой. Даже выпавший из кармана носовой платок мы, скорее всего, поднимем с пола именно правой рукой-умелицей, конечно, если в этот момент она не будет занята другим делом. И, безусловно, любую новую для себя работу мы будем выполнять правой рукой, причем для этого чаще всего не потребуется какой-то специальной длительной тренировки. Правая рука все «схватывает» на лету.

Куда менее способна наша левая рука. Все, что мы обычно делаем левой рукой, потребовало от нас в свое время серьезной тренировки, особенно если с этой проблемой мы столкнулись уже достаточно взрослыми. Присмотритесь внимательно к детям. Если родители слишком поздно начинают приучать ребенка есть ножом и вилкой, овладение этим навыком редко проходит гладко.

Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди. Философы еще задолго до открытия Брока подчеркивали, что, как и умение говорить, праворукость является отличительной чертой человека. Это не значит, что в те времена не было людей, плохо владеющих правой рукой.

Неправоруких людей следует разделить на две неравные части. Большую составляют левши, люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее.

Человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины особой воинственностью отличались сыны колена Веньяминова, позже образовавшие совместно с коленом Иуды царство Иудейское. В 1406 году до нашей эры из почти двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7 процента ярко выраженных левшей. Если учесть, что диагноз леворукости тогда вряд ли делался точнее, чем сейчас, то можно считать, что соотношение левшей и правшей с тех пор существенно не изменилось.

В третью, самую меньшую, часть входят амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой.

Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально. Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют.

Таланты наших рук принадлежат не им. Во время упражнений не конечности совершенствуются, а наш мозг. Это он, научившись координировать работу мышц, делает движения точными и пластичными. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга. При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга – перекрестное управление мышечным аппаратом, о котором выше уже говорилось. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие, а работой левых мышц – правое полушарие.

Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое. Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.

Что дало толчок к развитию асимметрии и почему именно правая рука стала для нас ведущей? Неравноценность рук появилась у человека значительно раньше, чем способность задуматься о ее происхождении и заподозрить в ней нечто неожиданное. Как и все обыденные явления, она не привлекала к себе особого внимания и до недавнего времени серьезно не изучалась. К асимметрии собственных конечностей мы успели привыкнуть раньше, чем догадались, что за ней скрывается куда более важное свойство человека, асимметрия нашего мозга, функциональная специализация его правой и левой половин.

Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На нескольких рисунках доисторического человека, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.

Долгое время не вызывало сомнений предположение, что праворукость возникла под влиянием каких-то причин еще в то отдаленное время, когда происходило формирование человекоподобных существ. Считалось, что естественный отбор должен был способствовать лучшей выживаемости мужчин, пользующихся преимущественно правой рукой. Действительно, если воин оказался лицом к лицу с врагом, то сподручнее убить противника, пронзив его сердце, если нож или копье держать в правой руке. Свое же сердце удобнее защищать щитом, взяв его в левую руку.

У детей до полутора-двух лет обе руки бывают развиты совершенно одинаково. Это обстоятельство породило представление о том, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон, основатель первой в мире академии, считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. Даже в наше время подобные представления имеют своих сторонников.

Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости.

Перечисленные выше теории в настоящее время не кажутся убедительными, но других пока нет. Достоверно известно лишь, что предпочтительное развитие одной из рук никоим образом не является следствием воспитания, а передается по наследству. Эту закономерность удобнее проследить на леворуких людях. В семьях, где оба родителя левши, 50 процентов детей также рождаются леворукими, 16,7 процента леворуких детей появляется в семьях, где только один из родителей является левшой, и 6,3 в семьях праворуких людей.

Удивительно, как мы, люди, мало знаем о себе. Нам пока еще точно неизвестно, сколько на земле правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты проводились не раз, но результаты их редко совпадали друг с другом. Разные ученые оценивали количество левшей от 1 до 30 процентов. В современных более обстоятельно проведенных исследованиях называются цифры от 5 до 20 процентов.

Такой разнобой зависит от методики оценок. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окружающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специальных тестов. С их помощью удается выявить скрытых, переученных в детстве левшей. Большинство ученых в настоящее время считает, что хотя специальная тренировка, особенно начатая в раннем возрасте, может левшу превратить в человека, чаще пользующегося правой рукой, но переучивание коренным образом не изменит особенностей функциональной асимметрии мозга.

Для выявления ведущей руки используют 5…10 специальных тестов. Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец правой руки, а в «позе Наполеона» со скрещенными на груди руками верхней окажется правая рука, считают, что испытуемый является правшой. В тесте на аплодирование правши хлопают ладонью правой руки по неподвижной ладони левой, заводя часы, они их держат в левой руке, а головку заводного механизма поворачивают пальцами правой. В набор специальных тестов входит измерение силы рук и скорости их движения при выполнении достаточно трудной работы.

Очень показательно сравнение электрических реакций одноименных мышц и симметричных участков полушарии головного мозга. В мышцах ведущей руки н в ведущем полушарии электрические реакции возникают, чуть раньше и амплитуда их больше, чем на противоположной стороне. У леворуких людей в электрических реакциях мозга уменьшается число альфа-волн, колебаний с частотой 12…14 в секунду и растет количество медленных волн. В момент выполнения физических и психических заданий кровенаполнение доминантного полушария выше, чем симметричных областей соседнего.

Прост и показателен тест на точность выполнения задания при одновременной работе правой и левой руками. Обычно испытуемому дают два карандаша и, завязав глаза, просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, значительно совершеннее второго рисунка. Ценность перечисленных тестов в постоянстве результатов. Окончательное заключение выносится на основании их совокупности.

У левшей в диагностических пробах все получается наоборот: при переплетении пальцев наверху оказывается большой палец левой руки, а в «позе Наполеона» левая рука. Об амбидекстрах нельзя сказать ничего определенного. Выполняя тесты для определения ведущей руки, эти субъекты дают самый невероятный разнобой. Встречаются амбидекстры, которые пишут и едят левой рукой, а часы заводят и жестикулируют правой.

Систематическое изучение двигательной асимметрии позволило выявить много удивительных и пока еще малопонятных подробностей. Как уже говорилось, у новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте. Когда – ученые пока не могут сказать. Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс и неравноценность рук постепенно сглаживается. Трудно сказать, является ли эта последовательность нормальным процессом развития функций или в сглаживании двигательной асимметрии повинна возрастная патология мозга.

Процесс развития асимметрии у детей изучен недостаточно. Электрические реакции мозга свидетельствуют, что даже у детей одного-полутора лет за речь в большей степени отвечает левое полушарие. К трем годам доля его участия в речевой деятельности заметно возрастает. Еще отчетливее асимметрия проявляется в восприятии речевых звуков. Их анализ даже у новорожденных осуществляется преимущественно левым полушарием. Более взрослые дети лучше воспроизводят услышанное слово, если его анализ выполняется левым полушарием.

Интонация гнева, радости, печали воспринимается точнее правым полушарием. Интересно, что по этим показателям асимметрия оказалась выражена более отчетливо у детей 3 лет, чем при достижении ими 15…16-летнего возраста. Специализация мозга детей обнаруживается и при других видах деятельности. Эмоциональность – функция правого полушария. К шести годам контроль над эмоциональными проявлениями оно уже берет в свои руки.

Существует представление, что у девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5…2 раза меньше, чем у представителей сильного пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и совершается медленно.

У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым или левым полушарием мозга, а у девочек в два раза старше специализация мозга часто еще только начинается. Обычно развитие левого полушария серьезно запаздывает по сравнению с правым, а совершенствование последнего протекает особенно медленно, чем и определяется отсутствие выраженной асимметрии у девочек в первые 6…10 лет их жизни.

Впрочем, не все исследователи с этим согласны. Есть наблюдения, свидетельствующие о том, что левое полушарие девочек развивается быстрее, чем у мальчишек, и тормозит специализацию правого, что неблагоприятно отражается на творческой активности личности. У взрослых людей половые различия в характере межполушарной асимметрии выражены слабо.

Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся поодиночке, причем оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополы, левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой левшой.

А как обстоит дело с остальными органами нашего тела? Одинаково ли они развиты или, как и руки, обладают различными способностями?

В обыденной жизни мы особой разницы не ощущаем. В развитии ног, например, асимметрия выражена менее отчетливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преимуществами, какие имеет правая рука. Неудивительно, что в этом вопросе до сих пор нет полной ясности. Одни исследователи считают, что у правшей ведущей ногой бывает левая, более поздние исследования показали, что у людей с ведущей правой рукой ведущей ногой тоже становится правая. У левшей четкого предпочтения какой-нибудь определенной ноге пока обнаружить не удалось.

Выявить ведущую ногу трудно. Специальных тестов, позволяющих ответить на этот вопрос, немного. О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину.

С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак – отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге. В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, в конце концов возвращаются к тому месту, откуда начали движение.

Асимметрия мозга проявляется и в неодинаковом совершенстве двигательной активности других мышц нашего тела, но об этом мы знаем пока еще меньше, чем об асимметрии ног. Лишь в отношении мимической мускулатуры лица имеются кое-какие наблюдения. Она более развита и более подвижна на стороне, противоположной доминантному полушарию. Если фотографию человека, снятого анфас, разрезать строго по средней линии и к каждой из половин сделать зеркальную копию, бросаются в глаза резкие различия в синтетических фотографиях, смонтированных на основе только правой или только левой части лица. Замечено, что у правшей правая половина лица выразительнее левой.

Синтетическая фотография, построенная на основе правой половины фотоснимка, кажется более похожей на сфотографированного человека, чем синтетическая фотография, смонтированная из левых половин. Правосторонняя синтезированная фотография большинству наблюдателей кажется лицом более слабого, мягкого и женственного человека, и оценивается как физиономия положительного субъекта. Левосторонняя синтетическая фотография кажется более мужественной и воспринимается как лицо волевого и энергичного субъекта, который чаще оценивается отрицательно.

Функциональная асимметрия больших полушарий мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка. Ведущим глазом у 62 процентов людей бывает правый. Если он слегка слепнет и человек начинает чаще пользоваться другим глазом, ведущий глаз не теряет лидерства. У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая. По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.

Мы на ощупь легко узнаем знакомые предметы. Даже случайное прикосновение может многое о них рассказать. У правшей по осязательным талантам ведущей является левая рука. Ее показания более надежны. Левая рука точнее определяет температуру предмета, а в его весе лучше разбирается правая рука. Асимметрия тактильных способностей возникает уже у детей. Ее удалось обнаружить даже у шестилетних мальчишек.

В общем, какую бы функцию симметрично устроенных органов ни подвергнуть изучению, мы везде обнаружим неравноценность правой и левой половин нашего тела. В итоге приходится признать, что функциональная асимметрия является универсальнейшим правилом, из которого почти нет исключений. Она сопровождается хотя и значительно менее выраженной, но все же достаточно отчетливой асимметрией в строении нашего тела. У правшей правая рука чуть-чуть длиннее, чем левая, а ногтевое ложе большого пальца длиннее и шире, чем на левой руке. Нос у правшей отклоняется вправо, а у левшей – влево, завиток волос на голове у правши закручен по часовой стрелке, а на макушке у левшей в противоположную сторону. Направление завитка кажется совершеннейшим пустяком, но почему-то с этой особенностью нашей шевелюры связано так много различных суеверий.

Таким образом, большинство функций человеческого тела выражено асимметрично, а это неоспоримо свидетельствует о том, что и функции мозга, в свою очередь, тоже распределены между полушариями неравномерно. Иными словами, человек – существо на редкость кособокое. Особенно отчетливо выражена асимметрия высших психических функций. Их изучение является самой сложной и самой важной задачей из всего того, чем когда-либо приходилось заниматься ученым.

Как развить амбидекстрию | Амбидекстрия для детей

                Очень важно для творческого развития личности, чтобы было развито владение двумя руками. Этот навык называется амбидекстрия. Она помогает сбалансировать и наладить нейронные связи между двумя полушариями, что, несомненно, важно для будущих успехов в жизни.

Иногда рождаются дети сразу владеющие двумя руками. Но не расстраивайтесь, если ваш ребенок не такой.

Амбидекстрию можно и нужно развивать у своего малыша. Научно доказано, если у человека развиты оба полушария, то это его делает более талантливым и успешным во всех жизненных сферах.

Будущим родителям крайне важно понимать, что всестороннее развитие своего чада надо начинать уже в период внутриутробного развития маленького человека.Амбидекстрия для детей

Будущие мамы, увеличьте в вашей жизни больше позитивных моментов, контролируйте проявления негативный эмоций, постоянно общайтесь со своим будущим малышом. Посещайте концерты спокойной классической музыки.

Когда же малыш немного подрастет, в процессе игры поощряйте его использовать обе ручки. Поддерживайте его во всех естественных начинаниях в этом направлении. Маленькие дети часто проявляют себя в рисовании. Стимулируйте своего маленького гения, рисовать двумя руками одновременно.

По мере улучшения увеличивайте нагрузку и немного усложните задания. Например, научите его рисовать зеркально или же вычерчивать одновременно несколько фигур. Предлагайте ребенку несколько забавных игр, в которых необходимо участие двух ручонок.

Несомненно, самый лучший инструмент для развития мозга это свои же собственные руки.

Вот некоторые полезные упражнения для развития навыков одновременного владения двумя руками:

1) левая ручка хватает кончик носа, а правая наперекрест берет левую мочку ушка, постоянно увеличивая темп, отпустите ручки и поменяйте их положение. Можно немного усложнить перед переменой рук, вставить хлопок ладошками;

2) очень быстро перебираем пальчики обеих рук, соединяя в кольцо с большим пальчиком каждый последующий палец руки. Небольшое усложнение для этой тренировки: одна рука начинает перебирание со среднего пальца, другая же — начинает с мизинца;

3) правой ручкой прикоснуться к пятке левой ноге, а левую руку уложить на плечо и менять в очень быстром темпе;

4) сожмите одной ручкой кулачок, а второй сделайте волну и несколько раз поменять задание для рук;

Также амбидекстрию развивает игра на различных музыкальных инструментах: пианино, баян, аккордеон и т. д.

В этом случае можно получить сразу несколько выгод, вы приучайте ребенка к музыкальному искусству, в то же время развиваете его мозг и нестандартное мышление.

Удачи Вам и Вашим деткам-гениям, пусть они развиваются, вырастают и приносят в этот мир новые изобретения.

С помощью нового поколения и их творческого подхода улучшится качество жизни. Будущее в руках талантливых людей.

Смотрите так-же похожие записи

Как избавится от потливости рук и ног
                     Потоотделение это естественный биологический процесс. Однако у кого-то пот выде…

Повышают ли яйца холестерин
           Позвольте мне начать с развеивания мифа о том, что холестерин в яйцах вредит вам. Хотя эт…

5 простых способов предотвратить появление геморроя
            Избегайте обострения ваших симптомов с помощью этих советов. Если у вас геморрой, в ваш…

Какие продукты богаты железом?
             Много говорится о пользе микроэлементов для нормализации метаболизма и укреплении здоро…

Как правильно стать богатым
                         Как стать богатым? Этим вопросом в частности задаются только дети, повзросл…

10 способов использовать кокосовое молоко в косметических процедурах
            Иногда я не знаю, где заканчивается моя кладовая, и начинается мой кабинет красоты. Мног…

Что делать — травля на работе
     Наверное, каждый работающий человек в своей жизни сталкивался с таким неприятным явлением, как …

5 советов как добиться жизненного успеха
Сегодня в средствах массовой информации возможно найти огромное количество советов о том, как добить…

Какой врач лечит артрит?
         В то время как большинство врачей первичной помощи могут лечить остеоартроз, иногда требуют…

5 советов для женщин, чтобы оставаться в форме после 50
         Проходят годы, и многие женщины обнаруживают, что образ жизни, который работал в возрасте о…

6 способов чувствовать себя комфортнее перед камерой
              По состоянию на начало 2016 года, 65% директоров по маркетингу выделяют критически важ…

Как помочь ребенку определиться с будущей профессией
      В современном мире мы все подвержены сильнейшему влиянию рекламы, мнений огромного числа людей…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о