ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Попов В. В.,

студент 1 курса,

специальность «Сварочное производство»,

ГБПОУ ВО «ВИК», г. Воронеж,

Научный руководитель: Ширикова Г. Н., преподаватель.

Жизнь — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил. Выбрать развитие вместо страха раз десять в день — значит десять раз продвинуться к самореализации.

А. Маслоу

Все люди, живущие на нашей планете, по-своему уникальны и индивидуальны.  Каждый из нас — яркая и неповторимая личность. Вот почему неудивительно, что у любого человека свои цели, жизненные приоритеты и ценности. Насыщенность и полноценность жизни зависят только от личности человека.

К успеху в жизни необходимо стремиться, его нужно добиваться всеми допустимыми способами. Человек каждодневно сам кует собственное счастье, и материальное, социальное, духовное благополучие – его неотъемлемые элементы.

Современные исследователи справедливо отмечают, что тенденции развития современного общества влекут за собой значительное привлечение внимания к проблеме развития инновационного потенциала человека, как по отношению к окружающей действительности, так и к ее самому себе.

Таким образом, жизненный уклад индивидуума, ориентированный на самореализацию, позволяет человеку раскрыть свои потенциальные возможности.

На сегодняшний день весьма актуальна тема исследований факта жизненной самореализации личности, направленной на определение его сущности. Изучение же вопроса профессиональной самореализации, является одним из важнейших составляющих, а для многих людей и основной формой личностного самоосуществления.

Потребность в подобных исследованиях обусловлена непрерывным развитием научно-технического прогресса и преобразованиями мирового сообщества. Данные исследования необходимы для специалистов различных профессий, так как они определяют значимые ориентиры в меняющемся мире, личностный смысл профессиональной самореализации.

Следовательно, самореализация представляет собой важнейшую потребность личности.

Проблема профессиональной самореализации личности, предполагает не только достижение определенной квалификации и компетентности, но и постоянное ее стремление к самосовершенствованию через реализацию своих возможностей.

Можно выделить следующие признаки профессиональной самореализации:

— Наличие у специалиста выраженной потребности в постоянном профессиональном совершенствовании и программы собственного профессионального развития;

— Высокий уровень использования личностного потенциала и способностей в своей профессии;

— Достижение специалистом поставленных профессиональных целей, удовлетворенность от проделанной работы и конечного результата;

— Признание достижений специалиста профессиональным сообществом, использование его профессионального опыта и достижений;

— Непрерывное стремление к достижению новых целей;

—Творческий подход при осуществлении профессиональной деятельности.

Самореализация рассматривается учеными как «сознательный процесс раскрытия и определения сущностных сил личности, многогранность общественной деятельности».

Таким образом, самореализацию (в том числе и профессиональную) можно рассматривать как цель, и как перспективу, и как процесс, и как потребность, и как результат.

Стоит отметить, что профессиональное самосовершенствование в наше время неразрывно связано с образовательным процессом, который включает в себя и организованное обучение в учебных заведениях, и самообразование. Самообразование, в свою очередь, дает возможность профессионалу быть самостоятельной, независимой, компетентной и конкурентоспособной личностью. Профессиональное самообразование как самостоятельно организованная деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:

-овладение новыми знаниями, подходами в профессиональной деятельности;
-профессиональное просвещение, освоение новых идей, технологий;
-осмысление собственного опыта и проектирование дальнейшей работы.
Исследователи, занимающиеся проблемой профессиональной самореализации отмечают, что определяющим для этого процесса является ее первый этап — профессиональное самоопределение личности, которое включает не только выбор профессии и получение профессионального образования. Именно на этом этапе личность на основе самопознания строит идеальную модель своей будущей профессиональной деятельности, планирует перспективы роста. Результатом развития подрастающей личности после школьного образования должна выступать ее готовность к выбору профессии, проектирование вариантов профессиональных жизненных этапов.

Подводя итоги, можно сказать, что профессиональная сфера обеспечивает личности наиболее полные возможности для реализации творческого потенциала, уровня ценностей, планов. Под профессиональной самореализацией можно понимать путь развития личности, связанный с получением профессионально-практического и духовного опыта в процессе первичного профессионального становления и совершенствования. Профессиональная самореализация неотрывна от самореализации личностной. Поэтому успешной оказывается такая профессиональная деятельность, в процессе которой личность творит и развивается. Характеристики профессиональной самореализации — самостоятельность, свобода выбора, действий, решений и творчество. Этапами профессиональной самореализация личности является: профессиональное самоопределение, профессиональное становление в избранной сфере деятельности, профессиональный рост и развитие компетенции.

Список литературы:

Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу Вопросы психологии. — 1987. — № 3. — С. 150-158.

Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура: Монография. — М.: Просвещение, 1981. — С.147.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни: Монография. — М.: Наука, 1991. — С. 44.

Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. (К философским основам современной психологии) //Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 101-108. — С.106.

Муляр В.И. Самореализация личности как социальная проблема (философско-культурлогичний анализ): Монография. — М.: Финансы, 1997. — 214 с.

Коростылёва Л.А. Уровни самореализации личности. Особенности стратегий самореализации и стили человека //Психологические проблемы самореализации личности. — Вып. 4. — СПб.: Питер. — 2000. -С.21-61.

Психология личности: Словарь-справочник /Под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко. — М.: Рута, 2001. — 320 с.

Пилипенко Н. Психологические особенности самореализации личности в условиях профессионального кризиса //Социальная психология — 2005. — № 3. — С. 72-79.

Профессиональная деятельность и личностная самореализация.

Профессиональная деятельность и личностная самореализация.

Автор: Бирюкова Н. В.

студентка 3-го курса

профессии «повар, кондитер»

ГБПОУ ВО БТЭТ

Научный руководитель: Разуваева Е. В.

Тема профессиональной деятельности актуальна вот уже который год. Это стало важной частью социальной стороны человека. Нашей профессиональной деятельности мы посвящаем треть своей жизни, что повлекло за собой такое явление как личностная самореализация в профессиональной карьере. В чём суть этого явления?

Ответ на этот вопрос можно отыскать а школьных учебниках по обществознанию. Само понятие «личностной самореализации» имеет весьма обширное значение. Оно охватывает все аспекты социальной стороны жизни общества. Но, так как человек — существо биосоциальное, то этот феномен имеет и другую сторону. Дело в том, что начало своё личностная самореализация берёт из нашего далёкого прошлого, нашего сознания, нашей психологии, истории.

Ни для кого не секрет, что любой человек является личностью, развивающейся на протяжении всей жизни. А любая личность нуждается в самовыражении. Самовыражение и самосовершенствование помогают индивиду освоиться в социуме, развить в себе новые качества и способности. От успеха этой «операции» зависят эмоциональный настрой и уровень социализации человека. Конечно, это не единственное, что влияет на нас как на членов общества, но это один из основных аппаратов, продвигающих человеческую социальную деятельность.

Хоть само слово «психология» имеет более социальные понятия, но многое объясняет с другой точки зрения. Личностная самореализация — это один из способов приспособления человека к окружающей его обстановке. Это можно сравнить с тем, как приспосабливаются к окружающей обстановке звери из дикой природы. Существует принцип, по которому существо, будь то человек или животное, должен доказать права на что-либо, утвердить своё положение среди себе подобных. У человека это приобрело социальный характер и получило название «личностная самореализация».

Однако, это лишь часть ответа на вопрос: в чём суть этой самореализации?

Взглянём на вопрос с другой стороны. Так как данное понятие приобрело социальный характер, то появляется дополнение к данному феномену: человек стремится не только утвердить свою личность в обществе, но и продемонстрировать свою личностную индивидуальность. Это проявляется в стремлении нахождения творческого подхода к делам, рабочим ситуациям и повседневным монотонным операциям, нахождении в своей профессии не только источник заработка, но и вдохновения, познавательной информации, опыта и своего призвания.

Ранее было упомянуто, что человек посвящает треть жизни профессиональной деятельности, следовательно, проявляемое человеком стремление в самореализации личности полностью охватывает эту самую треть жизни.

Это нас подводит к тому, что личностная самореализация — это «рычаг», способствующий развитию личностных качеств человека, его социальных навыков. В свою очередь профессиональная деятельность — это один из источников проявления данного феномена. Вместе они обеспечивают утверждение человека в обществе как индивидуальной личности, формируют отдельные критерии его социального статуса, способствуют развитию личности.

Итак, мы выяснили, в чем заключается смысл личностной самореализации, и как она влияет на человека через профессиональную деятельность. Но тут возникает новый вопрос.

А как личностная самореализация влияет на саму профессиональную деятельность?

Уже ясно, что эти два понятия вместе образуют слаженный механизм, играющий не последнюю роль в жизни социума и её отдельных представителей. Но и на профессиональную деятельность человека осуществляется не меньшее влияние, чем на него самого.

В первую очередь, утверждая в себе личность, человек действует способами, которые неизбежно влияют на качество его труда. Самореализация, как было ранее описанно, представляет собой в плане труда совокупность творческой деятельности, информации развивающего характера, опыта и т. д. Эти факторы влияют на профессиональную деятельность также положительно, как и на качества личности. Данным изменениям в деятельности сопутствуют многие позитивные черты. Основной позитивной чертой является успех. Это особый, профессиональный успех, подразумевающий собой самосовершенствование, работу над ошибками, оттачивание профессиональных навыков и возможность продвижения по «карьерной лестнице».

Достижение успеха постепенно сменяется мастерством, а мастерски выполненная работа становится новым толчком для продолжения саморазвития и самореализации, что приводит явление личностной самореализации в замкнутый круговорот.

Подведём итоги: понятия » Профессиональная деятельность » и «личностная самореализация» являются частями цепочки развития личности и профессионального мастерства человека. Личностная самореализация благополучно влияет на профессиональную деятельность и на личностные качества. Она берёт своё начало с давних времён и имеет влияние не только на сферу профессиональной деятельности, но и на другие сферы жизни общества.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бледных А.Р., преподаватель специальных дисциплин

ГБПОУ ВО «Борисоглебский технолого-экономический техникум»

Профессиональная и личностная самореализации являются одними из самых востребованных как в психологической науке, так и в обществе. Современная социальная ситуация не только кардинально изменила многие социальные представления и ценности, но и породила неопределенное, часто амбивалентное отношение ко многим ценностям и нормам, в том числе и ценностям карьеры, личностного развития, которые существовали прежде. Поэтому, естественно, что этим вопросам посвящено достаточно много исследований, как в рамках психологии, так и социологии.

Начнём с того что такое самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала.

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.

Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.

Профессиональную самореализацию личности можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, профессиональное становление личности детерминировано представлениями о профессиональной самореализации. С другой, когда личность достигает высокого профессионального уровня, она сама начинает воплощать в себе эталон профессиональной самореализации, а ее мнение по основным вопросам считается наиболее верным и авторитетным.

Под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных учений — это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности. В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

— осознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;

— осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;

— осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;

— осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;

— понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также, деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Успешная карьера в современных условиях создает условия для повышения уровня и качества жизни, изменения социального статуса и положения личности. Однако карьерой нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

По мнению М. Вебера, каждое господство над большим количеством людей нуждается, как правило (но не всегда), в штабе людей, т.е. в надежной возможности обеспечивать определенные действия повинующихся людей для проведения в жизнь распоряжений и конкретных приказов. При этом штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностнорационально). К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства 

Профессиональные цели и смыслы деятельности коррелируют с целями и смыслами жизненного пути личности. Происходит, с одной стороны, расширение и углубление смыслового поля деятельности, а с другой — рождаются новые смыслы жизненного пути, которые интегрируются в личностные структуры, обогащают ее базовые ценности.

Итак, профессиональная самореализация личности — это сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни и являющийся составной частью жизненной самореализации индивида. Это процесс, предполагающий взаимную адаптацию личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным социально-экономическим развитием.

Профессиональное становление представляет собой процесс, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых характеризуется специфическими психофизиологическими и социально-психологическими особенностями, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности. Главной чертой понятия профессионального становления является нечто, что уже возникло, но еще не приобрело завершенного вида, формы. Близким по смыслу к понятию «профессиональное становление» является понятие «профессиональное развитие» основной сутью, которого является закономерное изменение индивида и личности в ходе профессиональной деятельности. Это процесс, который характеризуется количественными, качественными и структурными преобразованиями, обеспечивающими нормальное функционирование человека, как субъекта труда 

Факторы самореализации личности | Диплом по психологии

В приведенном определении самореализации личности отчетливо поставлен акцент на том, что самореализация предполагает активность самого субъекта под выраженным воздействием социальных факторов. Т.е. самореализация осуществляется во взаимодействии внешних и внутренних факторов.

Поскольку, как уже упоминалось, самореализация тесно связана с развитием личности, для изучения факторов самореализации целесообразно рассмотреть подробно изученные в психологической науке факторы развития личности.

Известно, что личность развивается под влиянием биологических и социальных факторов. Согласно классической культурно-исторической теории Л.С.Выготского, «личность не «созревает» из внутренних предпосылок, а «формируется», достраивается на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек. Высшие психические функции не представлены в человеке от рождения, а даны лишь в виде потенциальной возможности. Переход из потенциального в актуальное происходит благодаря взаимодействию природных и социальных факторов в процессе социализации, важнейшим механизмом которой является интериоризация личностью культурного опыта человечества» [7]. В результате социальных влияний человек как биологическое существоиндивид – становится социальным существомличностью. Процесс развития личности при этом осуществляется в процессе социализации путем интериоризации общественного опыта (внешнее переходит во внутреннее).

Однако вся сущность человека не ограничивается понятиями «индивид» и «личность». Этих понятий недостаточно для описания, например, высших способностей человека и ярких проявлений его творческой активности. Существует еще одна, высшая, ступень развития человека – индивидуальность. «Процесс развития индивидуальности можно назвать индивидуализацией, в основе которой лежит механизм экстериоризации, то есть социальной отдачи личности, творчества. Но стать индивидуальностью можно, лишь став личностью, однако для этого недостаточно социальной детерминации. Здесь вступают в силу индивидуальные, личностные, субъектные факторы. Выдающаяся индивидуальность становится как бы над обществом, вступает с ним в противоречие, развивается вопреки социальным ожиданиям. Такой уровень развития нельзя свести к формированию. Индивидуальность не просто формируется, а самореализуется, саморазвивается» [7]. Процесс развития при этом совпадает с процессом самореализации и осуществляется в процессе творческой деятельности путем экстериоризации (внутреннее переходит во внешнее).

Следует отметить, что перечисленные ступени развития личности не имеют четких границ между собой: «уровни развития человека не следует понимать как этапы, разделенные во времени, точно также ступени развития – это не хронологические стадии, а скорее характеристики неких качественных результатов развития, которые не всегда последовательны» [7].

Иногда процесс самореализации наблюдается на ранних этапах онтогенеза, как видно на примерах детской одаренности. «Раннее развитие способностей, казалось бы, свидетельствует об их врожденности и приоритете биологических факторов. Однако это развитие возможно только при определенном уровне социализации человека, без которой не формируется готовность к самореализации» [7].

Важно, что, развиваясь в самореализации, личность сама выбирает для себя направления деятельности и тем самым самостоятельно руководит процессом собственного развития. Т.е., если процесс социализации как основы развития личности происходит преимущественно под влиянием внешних факторов, то для процесса самореализации как развития индивидуальности характерна преимущественно внутренняя мотивация. «Детерминация посредством внутренней мотивации предполагает действие инициирующих и регулирующих самореализацию факторов изнутри личного «Я». Такая детерминанта связана с внутренним локусом каузальности, относится к самой личности. Личность предпочитает тот или иной тип самореализации на основе собственного выбора … Человек выбирает такое окружение, такие условия, которые способствуют осуществлению свободы выбора» [9]. Другими словами, в процессе самореализации личность является субъектом собственного развития.

Однако это не означает, что внешние социальные факторы, действовавшие на этапе социализации личности, утрачивают свою актуальность. Они продолжают действовать, но уже не как внешние, а как внутренние факторы, ранее усвоенные (интериоризованные) личностью.

Кроме того, самореализация всегда предполагает непосредственное взаимодействие человека с предметной и социальной средой, она осуществляется в направлении во внешний мир, и текущие характеристики внешней среды всегда оказывают на нее определенное воздействие: «индивидуальная самореализация … детерминируется и внешними, объективными факторами, условиями в которых (и через которые) она осуществляется» [9]. «Самореализация личности воплощается в ее деятельности и в отношениях с предметной и социальной средой. … путь к себе проходит через деятельность во внешнем мире» [3].

Поэтому принято считать, что «Проблема самореализации личности является узловой пробле­мой взаимодействия индивида и общества. В ней, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: соци­альная детерминация индивидуального сознания и роль собствен­ной активности субъекта в этой детерминации» [2].

В связи с этим подвергается критике одно из положений теории Маслоу, согласно которому самореализация представляет собой максимальное развитие всего заложенного в человеке потенциала. «Как указывает М.Б.Смит, «пороки и зло точно так же входят в число человеческих потенций, как и добродетель, специализация – точно так же, как всестороннее развитие. Этику нельзя привязать к биологии, как это пытался сделать Маслоу». В.Франкл, также критикуя эту доктрину, названную им «потенциализмом», приводит в качестве примера Сократа, который считал, что он имел все задатки для того, чтобы стать талантливым преступником. Хорошо или плохо, что он не реализовал эти потенции? Франкл говорит о необходимости постоянного принятия решений о том, какие из возможностей, потенций заслуживают реализации, о бремени выбора, лежащем на человеке по этой причине, о примате должного над возможным. «Всесторонняя самоактуализация не является ни возможной, ни желательной, – замечает в этой же связи еще один автор. – Некоторые из потенций всегда приносятся в жертву, когда человек выбирает определенный путь в жизни… В процессе своей жизни человеку приходится отказываться от многих возможностей, которые несовместимы с его актуальным образом жизни» [14].

Таким образом, личность никогда не реализует все свои возможности, она выбирает для себя определенные направления самореализации, и на этот выбор оказывают влияние социальные факторы.

Эта закономерность отчетливо прослеживается в результатах гендерных исследований. Известно, что общество предписывает мужчинам и женщинам различные социальные роли. Результаты исследований свидетельствуют о том, что, усвоив гендерные стереотипы, юноши и девушки склонны выбирать направления социализации, соответствующие своей гендерной роли: «в самореализации юношей и девушек отражены гендерные сте­реотипы, характеризующие нормативные представления общества о мужчинах и женщинах … для самореализации девушек свойственна … приоритетная на­правленность на сферу семейных и межличностных отношений, в то время как для самореализации юношей – … мотивация, проявляющаяся преимущественно в про­фессиональной и учебной деятельности» [8].

Рассмотрим внешние и внутренние факторы самореализации личности более подробно. Согласно большинству классификаций, выделяют факторы самореализации, которые могут быть соотнесены с внешними и внутренними: зависящие и не зависящие от человека, объективные и субъективные и т.п. [12; 13; 21 и др.]. Согласно более подробной классификации факторов самореализации, различают [13]:

  1. Психоэкологические факторы – влияние экологических факторов (загрязнение воздуха, неблагоприятный температурный режим и т.д.) на психику человека, вследствие чего может проявляться снижение жизненного тонуса и другие явления, отрицательно влияющие на самореализацию.
  2. Психофизиологические факторы – анатомо-физиологические особенности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также свойства нервной системы и темперамента.
  3. Психологические факторы – познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния, способствующие или препятствующие самореализации личности.
  4. Педагогические факторы – особенности обучения и воспитания личности, уровень образования.
  5. Социальные факторы – различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.

Наибольшую значимость при этом представляют психологические факторы. По мнению П.П.Горностая, вся совокупность психологических факторов, влияющих на самореализацию личности, образует одну обобщенную характеристику – психологическую готовность к самореализации. Психологическая готовность к самореализации представляет собой «системное явление, проявляющиеся в виде ситуативной (например, состояние вдохновения) или долговременной, устойчивой готовности, являющихся диалектическим единством психических состояний и свойств личности» [7]. В структуре психологической готовности к самореализации П.П.Горностай выделяет следующие блоки [7]:

  1. Отношение к себе – представляет собой элемент самосознания личности. Оно включает в себя оценку своих возможностей, которая может выражаться в осознании призвания, особого предназначения личности, возможности решить задачу, недоступную другим. Однако оно может быть и неосознанным (или недостаточно осознанным) и опираться на интуицию. Этот блок включает в себя также образ идеального «Я» или, шире – идеалы личности.
  2. Направленность личности – мотивы и потребности творчества (мотивы самоактуализации) и ценностные ориентации личности. Потребности и ценностные ориентации выражаются в интересах, склонностях, желании творить, потребности выразить себя в творческом произведении.
  3. Качества индивидуальности – способности личности, являющиеся важнейшим фактором (фундаментом) самореализации. Для самореализации наибольшее значение имеют способности к творчеству и способности к системному мышлению [9]. Развитие способностей непосредственным образом связано с развитием отношения к себе и направленности.
  4. Опыт личности – способствует реализации потребностей в творчестве и самореализации. Это не только непосредственный опыт, но и фиксированные установки, диспозиции личности. Установка определяет направленность активности человека и трактуется именно как готовность к определенным способам деятельности. Можно говорить об установке на самореализацию, то есть, состоянии, которое способствует включению механизмов самореализации при определенных условиях.

Еще одним основанием для классификации факторов, влияющих на самореализацию личности, является характер этого влияния, в зависимости от которого различают факторы, способствующие и препятствующие самореализации личности [2; 10 и др.]. При этом факторы, препятствующие самореализации, рассматриваются как барьеры самореализации.

Социальные (внешние) барьеры самореализации подробно рассмотрены в работах Карен Хорни. «Согласно её точке зрения, под воздействием культурных и социальных условий существования человека, его желания оказываются расщепленными и направленными в противоположные стороны. … Как правило, люди вынуждены выбирать между желаниями, влекущими их в противоположных направлениях. В результате этого фактора, между желаниями и обязанностями, между собственными убеждениями и мнением других людей, между представлениями о ценностях и способностью личности им следовать, может возникнуть глубокий внутренний конфликт. Напряженность таких конфликтов в значительной степени детерминируется … цивилизацией, в которой живет человек. … Он может подчиняться ожиданиям сообщества или быть инакомыслящим индивидуалистом, быть общительным или жить затворником» [23]. Одним из факторов, влияющих на степень напряженности таких социально обусловленных барьеров самореализации, по мнению Хорни, является нестабильность общества, социальных условий жизнедеятельности человека: «Человеческая психика не в состоянии быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям среды, в результате чего возникают противоречия между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре» [23].

О том, что неудовлетворение потребностей более низкого уровня препятствует проявлению потребности самоактуализации, говорил и А.Маслоу: «движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении» [22]. Таким образом, барьером для самореализации личности могут стать такие условия ее жизнедеятельности, в которых не могут быть удовлетворены ее базовые потребности или их удовлетворение требует чрезвычайно больших временных и энергетических затрат.

Отечественные авторы так же подчеркивают, что социальные факторы могут как способствовать, так и препятствовать развитию самореализации, обращая внимание, например, на «особенности социально-исторического образа жизни, в рамках которого человек может (или не может) выбирать виды деятельности. … для успешной реализации жизненных планов необходима свобода, трактуемая в психологии как свобода выбора» [21].

Разновидностью социальных барьеров социализации являются барьеры, связанные с гендерными стереотипами: «Ученые отмечают определенные трудности в реализации себя, наблюдаемые как у мужчин, так и у женщин, во многом обусловленные особенностями гендерной социализации. … Самореализация обозначает принятие себя, своих личностных и половых особенностей, но этот процесс может за­труднять конфликты между индивидуальными особенностями и традиционными представлениями о гендерных ролях» [24].

Среди психологических (внутренних) барьеров самореализации личности отмечают низкую самооценку [10], пассивную и неадекватную жизненную позицию [2], различного рода страхи [14] и т.п. Многие авторы [6; 21 и др.] считают одним из важных психологических барьеров самореализации ригидность как негибкость, неготовность и неспособность реагировать на изменения, вызванные сменой макросоциальных условий: «чем выше ригидность, тем сильнее блокируются каналы выхода во внешнюю среду, тем сильнее игнорируются возможности самореализации, которые открываются во взаимодействии человека со средой, тем вероятнее появление поведенческих и других стереотипов в неадекватных для них условиях» [6]. Все перечисленные внутренние факторы ассоциируются с психологической адаптацией, душевным здоровьем человека.

Изучая жизненную ретроспективу пожилых людей, Т.З. Козлова обнаружила, что «объяснение своей нереализованной жизни одна половина респондентов находит в объективных факторах (последствия войны, неблагополучная родительская семья, собственная болезнь или болезнь детей, реформы 90-х годов и пр.), а другая – в субъективных (собственная неорганизованность, вредные привычки, отсутствие воли и т.д.)» [10].

А.Маслоу также указывал, что процесс самоактуализации может быть ограничен различными внешними и внутренними факторами, к которым он относил [22]:

  1. Негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате привычки, которые замыкают личность в непродуктивмом поведении;
  2. Социальные влияния и групповое давление, которое часто действует против вкусов и суждений личности;
  3. Внутренние защиты, которые отрывают личность от самой себя.

Таким образом, на особенности самореализации личности влияет огромное количество внешних и внутренних, способствующих и препятствующих самореализации факторов. Общая закономерность состоит в том, что в каждом человеке природой заложен мощный внутренний потенциал, особенности реализации которого в течение жизненного пути зависят от внешних воздействий. Влияние социальных факторов определяет, какие из заложенных природой возможностей человека будут развиты и реализованы, а какие нет. То, в какой мере первые будут развиты, зависит так же от внутренних факторов, внешних условий среды и их взаимодействия между собой.

Такие выводы имеют большое практическое значение. Из них следует, что для максимального саморазвития личности необходимо создание оптимальных условий саморазвития, устранение барьеров саморазвития. Эта мысль хорошо проиллюстрирована Карен Хорни: «Вам не нужно (да фактически вы этого и не можете), – пишет она, – учить желудь, как ему вырасти в дуб. Но если желудю дать возможность, его внутренняя сущность разовьется. Сходным образом, если человеку предоставлена возможность, он склонен развивать заложенные в нем человеческие задатки» [23].

Далее: Структура и механизм самореализации

«Самореализация педагога – что это?»

Министерство образования, науки и по делам молодёжи КБР

ГКПОУ “КБТТК»

Кабардино-Балкарский торгово-технологический колледж

Министерства образования, науки и по делам молодёжи КБР

Психолого-педагогический

семинар

по теме:

«Самореализация педагога – что это?»

Подготовила

педагог-психолог

Лигидова А.К.

Нальчик, 2017

Содержание

Введение в проблему (Лигидова А.К.)

Связь мотивации с самореализацией (Лигидова А.К.)

Условия, необходимые для профессиональной самореализации личности педагога (Мамиева Г.Х.)

Этапы профессиональной самореализации (Кошева Л.У.)

Планирование карьеры (Султанова З.И.)

Алгоритм планирования карьеры (Лигидова А.К., Масаева А.Р.)

Список использованной литературы

Введение

Существующие на сегодняшний день в психологии подходы к определению самореализации многочисленны и разнообразны. В отечественной и зарубежной справочной литературе термин самореализация является недостаточно разработанным, в связи с этим необходимы исследования для уточнения содержания данного понятия.

В данном исследовании профессиональная самореализация педагога – это процесс достижения педагогом практических результатов педагогической деятельности за счёт реализации поставленных профессиональных целей. Показателями профессиональной самореализации являются: профессиональные достижения, стремление к самоактуализации, реализованность ценностей.

Профессиональная самореализация имеет множество корреляционных взаимосвязей с мотивационной сферой. Следовательно, работая с мотивационной сферой можно повысить уровень профессиональной самореализации педагогов.

Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.

Связь мотивации с самореализацией

Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.

У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.

Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.

В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» — совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.

  • Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.

  • Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.

  • Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.

  • В ОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.

  • Результаты профессионального развития должны являться в ОУ организационной ценностью.

  • Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.

  • Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.

  • ОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.

  • Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.

  • Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.

  • Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.

  • Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.

Условия, необходимые для профессиональной самореализации личности педагога

  1. Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.

  2. Специальное обучение педагогов внутри ОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).

  3. Условия для внедрения инноваций в практику работы ОУ, перехода к инновационному режиму.

  4. Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.

  5. Психологическая поддержка педагога. Организация психологической    разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ОУ, традиции коллектива.

  6. Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.

  7. Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.

Этапы профессиональной самореализации

  1. Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией. 

  2. Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).

  3. Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).

  4. Внесение творческих элементов в выбранную технологию.

  5. Разработка и внедрение авторских программ и проектов.

  6. Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).

  7. Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).

Планирование карьеры

Профессионализм не просто приходит с опытом, он зависит еще и от много другого: мотивации педагога, содержания работы, интереса к делу, личных способностей. Целенаправленное, правильно организованное обучение играет в становлении профессионала немалую роль.

Профессиональная самореализация тесно связана с понятием карьерный рост. Под карьерой понимается склонность человека к реализации себя в профессиональной деятельности.

Удовлетворить потребность педагога в профессиональной самореализации и одновременно решить эти вопросы в интересах самого образовательного учреждения позволяет планирование карьеры.

Составляющие карьеры:

1. Личностная составляющая:

— мотивация самого работника на карьеру, стремление к самореализации через повышение квалификации, которая выражается в желании продвинуться по службе и повысить свое материальное благосостояние,

— наличие у педагога личностных качеств (способности к достижению в избранной области профессиональной деятельности, уровень притязаний, самооценка, лояльность к собственному месту работы),

— социальное признание педагога со стороны профессионального окружения: одобрение как стремления к продвижению, так и используемых для этого средств и методов, высокая оценка престижности и социальной значимости, избранных работником целей профессионального роста.

2. Ценностная составляющая:

— общепринятые социальные ценности: человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, а также определенные ценностные нормы поведения в организации,

— ценность или престижность для человека самой карьеры,

— ценность организации, в которой педагог трудится.

3. Производственная составляющая:

— цели и задачи, которые в перспективе будет решать образовательное учреждение,

— планируемые изменения, в том числе новые образовательные технологии, направления в деятельности,

— предполагаемое расширение или уменьшение размеров организации,

— требования к качеству работы педагога и руководителей учреждения в дальнейшем.

Что значит сделать карьеру? Это добиться высокого престижного уровня положения в обществе и высокого уровня дохода.

Планирование карьеры предполагает работу с собой, самооценку своих достижений, самоанализ собственной деятельности успехов и неудач, самоорганизацию по выполнению намеченных целей, глубокий самоанализ жизненных целей, и определение того, что действительно хочется.

Планирование карьеры позволяет решать проблему мотивации педагога к профессиональной самореализации, делает процесс повышения собственного уровня прозрачным и привлекательным. Достижение более высокого профессионального уровня повышает авторитет педагога в профессиональной среде, в глазах родителей, формирует положительный имидж успешного профессионала.

Планирование карьеры как самореализация в профессиональной деятельности неразрывно связаны с личностной сферой мотивами и потребностями.

Кроме того, в планировании карьеры не маловажное значение имеет кадровая политика учреждения это связано, прежде всего, со следующими моментами:

— Приветствуется ли продвижение по карьерной лестнице руководителем организации.

— Приветствуется им и коллективом  профессиональный рост, инициативность, творчество.

— Приветствуется ли в организации активность, исследовательская деятельность, исполнительность, разработка и внедрение собственных программ, проектов, технологий, обязательное участие в разных профессиональных конкурсах.

При планировании профессиональной карьеры в ОУ  учитываются следующие моменты:

— индивидуальные личностные качества (уровень притязаний, ценностные ориентации, общительность, мотивация к успеху, творческие способности).

— уровень профессиональных навыков, качественное исполнение должностных обязанностей, ответственность, интересы в профессиональной деятельности. При повышении профессиональных знаний умений навыков чаще всего используются: внутреннее обучение (семинары, консультации, мастер-классы, наставничество, деловые игры), внешнее обучение (курсы повышения квалификации, получение высшего профессионального образования, городские методические объединения, работающие по определенной теме), участие в различных профессиональных конкурсах (на различных уровнях), самообразование.

— кого руководитель учреждения хочет продвинуть по служебной лестнице, включить в кадровый резерв руководителей учреждений, видит в качестве исследователя, руководителя творческой группы 

При построении карьеры педагог чаще ставит следующие задачи: добиться более высокого профессионального уровня, обеспечить материальное благополучие, расширить кругозор, поднять авторитет среди  коллег, родителей, добиться признания и уважения окружающих.

Цели руководителя, при этом: выделить компетентных сотрудников, продвинуть молодых, самостоятельных, творческих, инициативных, подготовить работника к занятию более высокого статуса,  обеспечить учреждение квалифицированными кадрами и соответственно повысить качество предоставляемых услуг.

Алгоритм планирования карьеры

Чтобы спланировать карьерный рост необходимо поставить цель. Одна должна быть конкретна, измерима,   и ставиться на определенный период. Цель может меняться с течением времени.

1. Разработка представлений о жизненных устремлениях. Изобразите для себя настоящую и будущую карьеру своей жизни в виде кривой, отметив крупнейшие успехи и поражения в личной и профессиональной сферах

Пометьте, где вы сейчас находитесь и ключевые слова, характеризующие успехи или неудачи, рядом с экстремальными точками жизненной кривой.

Представьте свое будущее и продолжите кривую дальше, указав 5 важнейших пунктов целей, которые вы еще хотите достичь до конца вашей жизни.

2. Дифференциация во времени жизненных целей.

Цели профессиональной деятельности делятся в соответствии с временным критерием. Используется временной ряд.  При этом следует учесть собственный возраст, возраст ближайшего окружения, значительные события (поступление ребенка в школу, ВУЗ, юбилеи и т.д.)

3. Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере. Распределение личных желаний и профессиональных желаний по приоритетности достижения. 

1) долгосрочные —  более 5 лет.
2) среднесрочные – до пяти лет.
3) краткосрочные —  до 1 года.

4. Определение личных ресурсов необходимых в достижении поставленных целей.

Основными средствами для достижения целей являются способности человека, уровень развития профессиональных компетентностей. Таким образом, на этом этапе необходимо определить какими способностями, вы обладаете, как их развивать.

В экстремальных точках кривой, необходимо проанализировать, какие качества потребовались для достижения крупнейших успехов, каких качеств не доставало, какие неуспешные действия привели к поражению, какие качества позволили пережить эти поражения.

Педагогу, способному быть объективным и критичным не только к своим воспитанникам, но и к себе самому, необходимо осознать свои сильные и слабые стороны, чтобы  полностью реализовать свой творческий потенциал.

Вопросы для самоанализа профессиональной деятельности:

  1. Какие были мои крупнейшие успехи и неудачи в профессии?

  2. Знаю ли я задачи моей работы по моей должности?

  3. Знаю ли я, чего от меня ожидают?

  4. Какой я как профессионал в глазах других (родителей, детей, коллег, администрации)?

  5. Выполняю ли я своевременно задачи профессиональной деятельности?

  6. Устанавливаю ли я приоритеты?

  7. В чем проявляются результаты моей деятельности?

  8. Что я хочу сделать как профессионал?

  9. В чем смысл моей профессиональной деятельности?

  10. В чем могут раскрыться мои возможности, в чем не могут, что я могу сделать?

Таким образом, планирование карьеры обеспечивает совокупность факторов стимулирования мотивации педагога к профессиональной самореализации:

— Экономические факторы, связанные с повышением уровня дохода (оклад преподавателей определяется уровнем их квалификации, стажа). При планировании карьеры педагог видит возможности повышения собственного дохода.

— Моральные факторы, которые предполагают ощущение социально-статусной стабильности и определенности позитивной временной перспективы жизни, наличие социально-значимых профессиональных целей.

— Индивидуальные факторы, предполагает повышение собственной самооценки, уверенности в собственных силах, способностях.

Список использованной литературы.

1. Дружилов С.А.. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. — 2005 (выпуск 8), – С.26-44

2. Немова Н. Цель – повышение квалификации.//Директор школы 1998 № 6.

3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. — 175 с.

4. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. – М.: Эгвес, 2009. – 156 с.

5. Портнов М.Л. Труд руководителя школы.– М., 1984.

6. Статья «Современный учитель: образование через всю жизнь

7. Статья “Основные направления работы в рамках инициативы “Наша новая школа”. Источник: Министерство образования и науки РФ

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о