причины, профилактика, коррекция агрессивного поведения

Подростковая агрессия, что это? Подростковая агрессивность является вариантом девиантного поведения взрослеющих индивидуумов, в большинстве случаев выражающаяся в виде оскорблений и драк. Определенное количество молодых людей склонны думать, что принять участие в драке или завоевать авторитет в группе с помощью грубой физической силы это норма. К тому же такое поведение подогревается нестабильностью общества, многочисленными межличностными и групповыми конфликтами в среде взрослых. Поэтому планка агрессивности падает, такое поведение постепенно просачивается и в девичьи группы. Важно понять причины и пути преодоления подростковой агрессивности.

Почему ребенок становится агрессивным?

Как показали многочисленные психологически исследования, агрессивность в подростковом возрасте является следствием недостатка воспитания в семье, что привело к личностной деформации, повышению тревожности и формированию к устойчивой замкнутости. Еще одним обязательным условием развития агрессии у подростков, является наличие большого количества свободного времени. Причины, вызывающие такого рода личностные проблемы могут заключаться как в воспитании ребенка в неполной семье, где нарушены функциональные связи, так и в благополучных семьях, с гиперопекой, также вызывающей потерю связи с семьей, агрессивность и склонность к бродяжничеству.

Диагностика подростковой агрессии

Исследование подростковой агрессивности должно проводиться с применением целого комплекса методик, дабы не допустить ошибки, которая может дорого обойтись подростку и всему его окружению в будущем. Систематическое изучение проявлений агрессии в подростковой среде проводится при помощи таких методов:

  1. Исследование архивных данных.
  2. Анкетирование.
  3. Построение личностной шкалы.
  4. Оценка поведения испытуемого окружающими людьми.
  5. Изучение вербальных форм информации.
  6. Проективные методики.
  7. Натуралистическое и полевое наблюдение.

Как бороться с патологическим поведением?

Коррекция подростковой агрессии имеет некоторые особенности. К примеру, начальный этап такого рода работы исключает групповые занятия. Не только по причине большей эффективности индивидуального подхода, но и потому, что агрессивные подростки в группе неизбежно проводят отрицательную консолидацию. Также необходимо одновременно заниматься с семьей больного. В первую очередь следует продиагностировать внутрисемейные отношения на предмет определения степени их дисгармоничности. После чего в обязательном порядке следует проводить и индивидуальную, и групповую психокоррекцию. Коррекция и профилактика агрессивного поведения подростка проводится гораздо легче в случае успешного формирования нового круга увлечений, построенного на основании его предпочтений и способностей. Однако какие бы способы преодоления данного патологического состояния ни были бы избраны, если не удастся продуктивно использовать время подростка, не занятое учебой и хобби, его возврат в асоциальную среду неизбежен.

Психологи также отмечают хороший эффект от проведения проблемными подростками социально одобреной и признаваемой деятельности. Больной, принимающий в ней участие, чувствует себя приобщенным к важному общественному делу, он начинает занимать некую социальную нишу, причем, не только среди сверстников, но и среди взрослых, которую он будет стараться удержать. А так как взрослые начинают воспринимать подростка, занимающегося такой деятельностью, как равного, то для реализации его целей и планов, создаются самые благоприятные условия. Социальная деятельность дает возможность подростку преодолеть свое аффективное расстройство, развить самосознание и сформировать жизненные приоритеты. Однако такого рода развернутая система деятельности требует постоянного соблюдения установленного порядка, жестких условий и постоянного контроля, иначе агрессивный подросток выйдет из-под влияния. Стоит помнить, что данная категория детей более всего нуждается во взрослой помощи и участии, хотя в то же время более всего ими отвергается. А, поскольку большинство взрослых людей не понимают причины такого поведения подростков, то кроме неприязни и неприятия эти дети ничего в своей жизни не получают, становясь еще озлобленнее год от года. Подростковая агрессия излечима, для ее коррекции разработаны многочисленные упражнения, правильно применяя которые можно добиться устойчивого положительного результата.

Видео: Подростковая агрессивность

Доклад «Причины подростковой агрессии и как её преодолеть»

Причины подростковой агрессии и как её преодолеть.

Цели: 1.Повысить компетентность воспитателей по проблеме причин возникновения подростковой агрессии.

2.Научить педагогов приёмам снижающих эмоциональное напряжение.

1.Провела с детьми обследование на определение уровня агрессии: проективный тест «Кактус», опросник Басса-Дарки, адаптированный Г.А.Цукерман.

2. На методическом объединение знакомлю с результатами тестов, обсуждаются причины агрессии, отрабатываются приёмы саморегуляции при эмоциональном напряжении.

Краткая характеристика подросткового периода.

Подростковый период – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена школьного обучения на другие, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей, воспитателей.

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Агрессия – акт нападения.

Агрессивность – приобретённое личное качество, готовность к агрессии, формируется в течение жизни и в процессе социализации.

Формы проявления агрессии.

Физическая агрессия, косвенная, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.(коротко разъяснить)

Раздаю по листочку и простому карандашу. На одной стороне в течение 5 минут рисуют рисунок «Кактус», на другой – «Несуществующее животное».

Раздаю тесты детей с письменной интерпретацией.

Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 10-11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек: 11 лет и в 13 лет.

-Дна из основных причин подростковой агрессивности – повышенное внимание к себе. Некоторые подростки не проявляют интереса к окружающим, даже не пытаются понять, что у каждого человека есть своё мнение и желания, которые могут отличаться от их собственных. Тогда окружающий мир становится враждебным и непонятным.

-Окружающие интересуют подростка, только если он может получить от них какую-то выгоду. Они не умеют сопереживать или сочувствовать. В итоге их поведение бывает очень агрессивным, и в ответ они тоже становятся объектом агрессии.

-Семейные проблемы часто приводят к всплеску агрессивности. Например. Развод родителей или рождение младшего могут сделать подростка раздражительным. Ещё хуже, если один из членов семьи постоянно становится объектом агрессии. Так бывает в семьях, где отец пьёт и третирует близких. Как правило, сын копирует отношение отца к домашним и переносит его на сверстников.

-В семьях, где предпочитают авторитарный стиль воспитания, где подростку отдают приказания и требуют безоговорочного их исполнения, подростки также проявляют повышенную агрессию во взаимоотношениях со сверстниками.

-На сознание подростка в большей степени и пагубно влияет информация, которую он получает из телевизионных передач, кинофильмов, слышит по радио.

-Агрессия родителей

— агрессия у ребёнка может быть обусловлена питанием. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности, агрессивности и употреблением шоколада.

-Не стоит чрезмерно ограничивать потребление детьми жиров.

-Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

-Усталость.

Профилактика и коррекция.

-Занятия спортом.

-Медленный счёт до десяти.

-Коллекционирование (например, анекдотов)

-Смотреть юмористические фильмы.

-Подурачиться у зеркала.

-овладеть методами саморегуляции(выполнение)

-научится позитивно воспринимать мир

-самоубеждение

-самовнушение

-дыхательные упражнения

-физические упражнения

Использовала:

А.А.Карелин «Психологические тесты» том1.

Интернет источники.

Причины возникновения подростковой агрессии у учащихся средней школы и пути ее преодоления

Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок.
Дж.Самюэль

Одна из причин того, что многие люди попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них навыков общения. Серьёзные проблемы возникают у человека, не умеющего общаться в обычной жизни и переносящего эти сложности в профессиональную сферу.

Агрессия – это сложное явление. Источником ее возникновения могут быть самые различные факторы и обстоятельства.

Формирование и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы. Социально-психологическая подготовка в настоящее время нужна каждому школьнику, так как из него в будущем выйдет молодой специалист, от которого социально-экономические условия потребуют знаний и навыков конструктивного межличностного взаимодействия.

К окончанию средней школы подростки должны уметь понимать себя и окружающих людей, принимать решения и делать осознанный выбор, брать на себя ответственность за поступки, проявлять независимость, отстаивать своё мнение, что поможет им в дальнейшей жизни.

Знания об этике и психологии личных и служебных отношений, о морально-психологическом климате в коллективе и навыки установления отношений позволяют подростку, впервые попавшему после школы в новый коллектив, быстрее адаптироваться в нём и избежать конфликтов.

Подростков надо научить общению, умению слушать друг друга, относиться к собеседнику с уважением, проявлять доброжелательность, терпение в спорах и конфликтных ситуациях, научить владеть собой и находить подход к людям. Но некоторые подростки склонны к агрессивным проявлениям, что мешает их общению с окружающими.

Различными исследователями предложено множество определений агрессии, но ни одно из них не может быть признано исчерпывающим.

С.С.Степанов замечает, что слово “агрессия”, происходящее от латинского “aggredi” – нападать, издавна бытует в европейских языках, однако придаваемое ему значение не всегда было одним и тем же. Ещё в начале XIX века им обозначали любое активное поведение в отношении окружающих, как доброжелательное, так и враждебное. Сегодня агрессивным называют человека, стремящегося морально и физически подавить других людей, добиться своих целей средствами насилия, а порой и просто проявляющего насилие по отношению к окружающим.

А.Басс (Buss A., 1961) ввёл понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и умением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения.

А.Басс и А.Дарки выделяют следующие пять видов агрессии:

  1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).
  2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).
  3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.).
  4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.п.).
  5. Негативизм (оппозиционное поведение).

Ю.Б.Можгинский выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия совершается под действием галлюцинаций и бреда и характеризуется нелепостью разрушительных поступков. Жестокое поведение при трансформированной агрессии первоначально адекватно сложившейся ситуации, но в какой-то момент переходит в агрессивно-патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды, результатом длительного стресса и глубинного кризиса личности.

Такая агрессия может контролироваться личностью, а склонность к ней – снижаться за счёт социальных мер и психолого-педагогической работы с подростками.

Вследствие этого, мною была взята диагностика состояния агрессии (опросник Басса–Дарки).

Создавая свой опросник, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

  • Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за их действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям.
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает “да” или “нет”.

Ответы оцениваются по восьми шкалам:

  • физическая агрессия;
  • косвенная агрессия;
  • раздражение;
  • негативизм;
  • обида;
  • подозрительность;
  • вербальная агрессия;
  • чувство вины.

Затем подсчитываются индекс враждебности, который включает в себя шкалу обиды и шкалу подозрительности, и индекс агрессивности (мотивированной и немотивированной), включающий в себя шкалы физической агрессии, раздражения и вербальной агрессии, то есть:

Враждебность = обида + подозрительность;

Агрессивность = физическая агрессия + раздражение + вербальная агрессия.

Рассмотрим результаты исследования подростков четырех 9-х классов: 9А, 9Б, 9В и 9Г. Общее количество испытуемых составило 79 учеников, из них в 9А классе – 21, в 9Б – 20, в 9В – 17 и в 9Г – 21 ученик. Результаты приведены в таблице 1 и наглядно представлены на рис. 1.

Кроме того, были подсчитаны индексы враждебности и агрессивности по каждому из четырех классов. Результаты приведены в таблице 2 и на рис. 2.

Таблица 1. Результаты исследования уровня агрессии подростков 9-х классов по восьми шкалам.

Шкалы Классы
Физическая агрессия 7,9 6,6 6,9 7,0
Косвенная агрессия 5,6 5,0 4,8 4,6
Раздражение 5,8 6,4 5,9 6,4
Негативизм 3,9 2,8 3,4 3,2
Обида 4,1 4,4 3,8 4,2
Подозрительность 5,9 6,0 5,2 5,1
Вербальная агрессия 9,7 8,7 7,9 9,0
Чувство вины 5,0 5,4 5,6 5,0

Рис. 1. Результаты исследования подростков 9-х классов по восьми шкалам

Таблица 2. Индексы враждебности и подозрительности

Индексы Классы
Индекс враждебности 10,0 10,4 9,0 9,4
Индекс агрессивности 23,3 21,3 20,7 22,3

Рис. 2. Результаты исследования подростковой враждебности и агрессивности
учащихся 9-х классов

Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21±4, а враждебности – 6…7±3.

По результатам исследования видно, что во всех четырёх классах индексы враждебности и агрессивности находятся в пределах нормы. В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности человека, его творческого потенциала и стремления к достижениям.

В то же время в классах есть подростки, у которых индексы враждебности и агрессивности выше либо ниже нормы. Это говорит о том, что данным подросткам нужна психологическая помощь. Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребёнка и предпочитают наказание заботе и терпеливому объяснению. Именно в семье ребёнок проходит первичную социализацию.

Особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает “казаться или быть сильным”.

Для предупреждения агрессивных поведенческих реакций различного происхождения существует достаточно различных возможностей, но в ряде случаев для гашения детской или подростковой агрессии нужно:

  • игнорировать незначительную агрессию или использовать позитивные стратегии;
  • акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка или подростка;
  • контролировать собственные негативные эмоции.
  • При управлении своими отрицательными эмоциями взрослый человек:

  • не подкрепляет агрессивное поведение подростка;
  • демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией:
  • сохраняет партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.
  • Разобравшись в мотивах тех или иных поступков подростка, можно понять, что какие-то его недостатки не так уж страшны и не свидетельствуют о формирующейся испорченности. Главная задача педагога – руководствуясь добром и любовью, помочь подростку справиться с трудностями.

    Большую часть времени ребёнок проводит в школе и дома, поэтому очень важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а воспринимались ребёнком положительно. Взаимодействие педагогов с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

    Литература

    1. Практикум по возрастной психологии. Под редакцией Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. Издательство “Речь”, Санкт-Петербург, 2001.
    2. Р.Бэрон, Д.Ричардсон. Агрессия. Издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 2001.
    3. А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. Социальная педагогическая психология. Издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 1999.
    4. С.С.Степанов. Азбука детской психологии. Издательство “ТЦ Сфера”, Москва, 2004.
    5. Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие. Под редакцией Н.М.Платоновой. Издательство “Речь”, Санкт-Петербург, 2006.
    6. А.Айхорн. Трудный подросток. Издательство “ЭКСМО-Пресс”, Москва, 2001.

    Агрессивное поведение подростков — подростковая агрессия: причины, профилактика, коррекция

    Агрессивное поведение подростков — подростковая агрессия: причины, профилактика, коррекция

    Почему так активировалось агрессивное поведение подростков в 21-м веке — не влияние ли это того же ТВ, Интернета, компьютерных игр, современных фильмов, виртуальной реальности, зависимостей? А может на подростковую агрессию влияет, в основе своей, современная, часто негармоничная семья, методы воспитания и детско-родительские отношения, школа, с эмоционально-психологически безучастными педагогами, и улица, которой иногда предоставлены дети-подростки?

    Давайте разберемся детальней в причинах агрессивного поведения подростков, методах коррекции этого поведения и профилактики спонтанной, неконтролируемой, и часто неосознанной агрессии у подростков.

    Агрессивное поведение подростков: причины, коррекция и профилактика подростковой агрессии

    Сама по себе агрессия имеет частично врожденные корни у каждого человека, но какое именно будет агрессивное поведение, в той или иной ситуации, и какие внутренние или внешние стимулы (раздражители и провокации) активируют ее — напрямую зависит от приобретенных во внешней среде (семье, детсаду, школе, на улице, виртуальном мире, фильмах и книгах), установок, внутренних убеждений человека: взрослого, ребенка или подростка.
    Словом, агрессивность подростка, да и взрослого тоже, зависит от жизненного сценария — запрограммированного мышления, чувствования и поведения в той или иной ситуации, при том или ином жизненном событии.

    Агрессивное поведение, как и девиантное, анти и асоциальное, делинквентное, у подростков возникает не на основе врожденного инстинкта агрессии, работающего по принципу защиты жизни и здоровья человека в опасных ситуациях, в виде нападения на источник опасности (врожденный механизм психики «бей или беги»).

    Например, подросток, в силу неокрепшей психики и еще незрелой личности, в случае реальной или надуманной (мнимой) опасности (здесь неважна цель предполагаемой угрозы: жизнь, здоровье, социальный статус, личность, свое «Я»…) может иметь глубинное убеждение — «убегать стыдно, унизительно и т.п.», поэтому спасительный рефлекс «бей или беги» запускается в сторону нападения («бей»), т.е. подросток проявляет агрессию к другому человеку, животному или неодушевленному предмету (явлению).

    И не важно какая будет эта подростковая агрессия: эмоционально-психическая — вербальная (словесная — угрозы, ругань…), невербальная (агрессивная мимика, позы, жестикуляции), физическая (явное нападение с целью нанесения физического ущерба, скажем, побоев), либо скрытая агрессия, косвенная (в виде сплетен, негативных разговоров за спиной и т.п.), а также более примитивная детско-подростковая агрессивность в виде негативизма (агрессивная оппозиция, типа делать все назло, мстить и т.д.).

    Основные причины подростковой агрессии

    Основные причины подростковой агрессии кроются не в негативном телевещании, интернете, и даже не в компьютерных играх или жестоких боевиках, фильмах ужасов… Хотя, эти источники информации все же играют косвенную роль в укреплении чувства гнева, и основанной на нем активации агрессии.

    Агрессивность в подростковом поведении обусловлена, в первую очередь, заложенными извне в психику ребенка негативами, окрашенными нелюбовью к себе и другим людям, порой ненавистью, с довлеющей эмоцией гнева и ее производных (от легкой раздражительности до ярости), и соответственно — агрессией подростка в поведенческих реакциях на, зачастую неверно, иллюзорно интерпретируемое происходящее.

    Именно то подростковое агрессивное поведение, которое не укладывается в рамки (правила и нормы поведения) социума, и является приобретенным, запрограммированным в виде внутренних установок, глубинных убеждений о себе, других людях и мире в целом, и соответственно, искаженном, стереотипном мышлении, чувствовании и поведении.

    Например, агрессия в отношении врага нашей родины, или насильника, педофила, киднепера (похитителя детей), садиста, серийного маньяка и пр., даже если противоречит закону, но морально оправдывается обществом. Это так же заложенные извне установки и убеждения — это не врожденная агрессивность и гневливость.

    Подобная, приобретенная агрессия и гневливость у подростков начинает развиваться с раннего детства, посредством так называемого «родительского программирования» (воспитания), детско-родительских взаимоотношений, методов и стилей воспитания.
    Именно при дисгармонии в семье отношений с ребенком, последний и может уйти в себя, в фильмы, телепередачи непонятного толка, в компьютерные игры и виртуальный мир интернета — последние не создадут агрессивность у подростка, а укрепят и разовьют ее.

    Помните, что именно родители (и другие авторитетные для ребенка лица), их отношения между собой и с ребенком, играют первостепенную роль в образовании агрессивного поведения подростков.

    Элементарно дети могут копировать агрессивность с близких и важных для них взрослых, и необязательно, что эта агрессия направлена на ребенка — это может быть агрессивное поведение в семье между мамой и папой, младшим и старшим поколениями, с соседями, даже агрессивная критика фильмов, политиков, жизни в целом, может наложить отпечаток на психику ребенка и сделать его агрессивным подростком и взрослым.

    А нелюбовь, неуважение к ребенку со стороны важных, значимых людей, непринятие его как личности, дефицит внимания к малышу, сенсорная депривация, непонимание его и отсутствие психологической поддержки, а уж тем паче прямая психологическая или физическая агрессия, направленная на детей, естественно сыграют свою злую роль — подросток может стать агрессивным, особенно по отношению к слабым (проявить агрессию на кошку может каждый, а на амурского тигра?! Хотя и здесь, человек как «властелин» мира, может применить оружие…).

    Психо-коррекция агрессивного поведения подростков

    Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков довольно сложна. Проблема не в том, что трудно перепрограммировать установки и убеждения у самого ребенка, приводящие к необоснованному гневу и агрессии. Проблема в том, что здесь необходима психотерапевтическая работа со всей семьей, а также, трудность в том, что зачастую довольно сложно уговорить подростка на посещение психолога или психотерапевта, тем более совместно с родителями. (установка, типа «я не псих»).

    Изменение семейного эмоционально-психологического климата и взаимоотношений между родителями, родителями с бабушками и дедушками и т.д., и, конечно, самих детско-родительских взаимоотношений — важнейшая задача коррекции агрессивного поведения у подростка.

    Главное здесь, не делать, не менять ничего резко и напролом (прямо в лоб). Только мягкое, косвенное влияние на изменение мышления, чувствования (гнева) и, соответственно поведения (агрессии) подростка (иначе, сработает защита, негативизм, сопротивление, возможно как раз с активацией агрессивности).

    Психологическая работа с семьей и с самим подростком, хоть и не обременительная, но не быстрая, однако результаты не заставят себя ждать. После курса психотерапии подросток перестанет быть агрессивным, а вся семья станет гармоничной и счастливой.

    Профилактика агрессии у подростков

    То же касается и профилактики агрессии у подростков — в первую очередь необходимо создать гармоничные отношения в семье, желательно, начиная с момента беременности мамы будущего подростка.

    Или, хотя бы начать создавать здоровый эмоционально-психологический климат в семье пока ваше дитя еще буквально «ребенок» (переход в подростковый возраст начинается примерно с 10-11 лет).

    Читайте психологические статьи для родителей и воспитателей.

    Нужно, для начала, осознать свои ошибки в воспитании и отношениях мама-папа, бабушка-дедушка, мама-бабушка (дедушка), папа-бабушка (дедушка) и т.д. Выбрать правильные стили воспитания и взаимодействия с самим ребенком. Если уже проявляется негативизм и детская агрессия — возможно понадобится консультация детского психолога или семейного психолога.

    Методическая разработка (7 класс) на тему: родительское собрание «Причины подростковой агрессии и как ее преодолеть»

    КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая (специальная) коррекционная

    общеобразовательная школа I-II вида»

    Подготовили и провели:

    Куппа Т.И. классный руководитель 7, 8 классов,

    Жукова И.Ю. – педагог –психолог

    Барнаул, 2012 г

    Причины подростковой агрессии и как ее преодолеть.

         Цели:

    1. Повысить компетентность родителей по проблеме причин возникновения   подростковой агрессии.

    2. Научить родителей приемам снижающих эмоциональное напряжение, с целью трансляции этих знаний в семье.

        Задачи:

    1.Дать возможность определить свой уровень агрессивности.

    2.Сделать сравнительный анализ своих результатов обследования и ребенка.

    3. Побудить к анализу ошибок в поведении со своим ребенком.

       Предварительная подготовка:

    1.Психолог проводит с детьми обследование  на определение уровня агрессии:  проективный тест «Кактус», опросник  Басса- Дарки , адаптированный Г.А. Цукерман.

    2. На классном часе  детей знакомят с результатами тестов,  обсуждаются причины агрессии, отрабатываются приемы саморегуляции при эмоциональном  напряжении.

                                              Содержание:

     I. Краткая характеристика подросткового возраста

    II. Понятие агрессии и агрессивности. Формы проявления агрессии.

    II. Тестирование родителей.

    III.  Сравнительный  анализ   результатов   тестов детей   и родителей.

    IV. Причины агрессивного поведения людей.

    V. Подростковая   агрессивность.

    VI. Способы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростка. (Практикум)

    VII.Приложение  (Методики проведения используемых тестов)

                                 Этапы проведения   родительской встречи

    I. Краткая характеристика подросткового возраста

     Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.  Это проявляется  в повышенной возбудимости и агрессивности подростков.

    II. Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

    Агрессия- акт нападения

    Агрессивность- приобретенное личное качество, готовность к агрессии.

    Агрессивность формируется в течение жизни и, в частности, в процессе социализации личности.

                               Формы проявления агрессии:

    Физическая агрессия—склонность к самому примитивному виду агрессии. Людям свойственно решать вопросы с позиции силы.  Риск нарваться на ответную агрессию.

    Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

    Раздражение — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. физическая и косвенная агрессия.

    Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

    Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Очень сильно отравляет жизнь.

    Подозрительность —готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

    Вербальная агрессия —  унижение  партнера словами: сквернословие, сплетни, клички,  искажение фактов  и  т. д.

    Чувство вины —  Вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноваты?  Если Вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, умеете ими управлять.

    Сегодня  я предлагаю  поговорить о причинах подростковой агрессивности,  каким образом помочь ребенку позитивно смотреть на мир,  успешно разрешать возникающие проблемы

    III.  Родителям  раздаются  по  одному тетрадному листочку и простому карандашу. На одной стороне листочка  в течение 5 минут рисуют  рисунок «Кактус», на другой- «Несуществующее животное».  (Тесты см. ниже)

    — Родителям раздаются   тесты детей («Кактус», «Несуществующее животное») с письменной интерпретацией каждого рисунка.

    — Психолог рисует на доске и поясняет   значения деталей рисунков. Родители сравнивают свои  результаты  с детскими.

    VI. Причины   агрессивного поведения людей:

    Младенческий и ранний возраст (физический дискомфорт, не сформированность функций самоконтроля и произвольности)

    Подростковый возраст (высокая эмоциональность, возбудимость)

    Возрастные кризисы

     0т 0 до1года,3,7,13-14,17-18, 45, 55 лет

    Жизненные кризисы

    Комплекс неполноценности

    Агрессивное поведение между членами семьи

    Образцы социально отрицательного поведения сверстников

    Адаптация к социальным условиям

    Поощрение агрессивного поведения

    Наследственность

    Жестокое воспитание

                     V. Причины подростковой агресcивности:

    Подростковый возраст — это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.

     Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 — 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

    У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

    1.Одна из основных причин подростковой агрессивности — повышенное внимание к себе. Некоторые подростки не проявляют интереса к окружающим, даже не пытаются понять, что у каждого человека есть своё мнение и желания, которые могут отличаться от их собственных. Тогда окружающий мир становится враждебным и непонятным.

    2.Окружающие интересуют подростка, только если он может получить от них какую-то выгоду. Они  не умеют сопереживать или сочувствовать. В итоге их поведение бывает очень агрессивным, и в ответ они также становятся объектом агрессии.

     3.Семейные проблемы часто приводят к всплеску агрессивности. Например, развод родителей или рождение младшего брата или сестры может сделать подростка раздражительным. Ещё хуже, если один из членов семьи постоянно становится объектом агрессии. Так бывает в семьях, где отец пьёт и третирует близких. Как правило, сын копирует отношение отца к домашним и переносит его на сверстников.

    4. В семьях, где предпочитают авторитарный стиль воспитания, где подростку отдают приказания и требуют безоговорочного их исполнения, подростки также проявляют повышенную агрессию во взаимоотношениях со сверстниками.

    5. На сознание подростка в большой степени и пагубно влияет информация, которую он получает из телевизионных передач, кинофильмов, слышит по радио.

               VI. Способы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростка.

     Существуют четыре основных способа выражения гнева:

    1.Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

    2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. (Подушка, боксерская груша, портрет обидчика)

    3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.

    4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

                           Профилактика и коррекция агрессивного поведения

    1.Занятия спортом.

    2.Медленный счет до десяти.  (Выполнение практического задания)

    3.Коллекционировать анекдоты.

    4.Смотреть юмористические  фильмы  телепередачи.

    5.Подурачиться у зеркала.

    6.Овладеть методами саморегуляции. (Выполнение практического задания)

    7.Научиться позитивно воспринимать мир. (Выполнение практического задания)

       (во всех происходящих событиях искать положительное, в любом человеке уметь видеть хорошее)

    8.Переключение внимания на нейтральные темы- умение представить ситуацию покоя, например  лес, пляж, или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т.д.  (Выполнение практического задания)

    9. Самоубеждение- умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерьезности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т.д.) помогают кратковременно « выключить эмоции, не давая им перейти  предел управляемости.

    (Выполнение практического задания)

    10.Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица

    (1- надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2- поочередно надувать то одну, то другую, то обе вместе).

    11.Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять свое внимание на отдельные части своего тела( руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются.  (Выполнение практического задания)

    12.Дыхательные упражнения- упорядоченные физические дыхания, при выполнении которых выдох следует делать примерно вдвое длиннее вдоха(если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд).   (Выполнение практического задания)

    13.Физические упражнения- движения, осуществляемые для расслабления. Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания), а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания.

    (Выполнение практического задания)

    VII. Приложение

                             Проективная методика «Кактус».

    Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

    При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

    Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

    Обработка данных.

     При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

    -пространственное положение

    -размер рисунка

    -характеристики линий

    -сила нажима на карандаш

    Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

    -характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)

    -характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)

    -характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

    Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

    При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

    -пространственное положение

    -размер рисунка

    -характеристики линий

    -сила нажима на карандаш

    Агрессия — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

    Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим

    Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, в центре листа

    Зависимость, неуверенность — маленькие рисунок внизу листа

    Тревога — использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

    Экстровертированность — наличие других кактусов, цветов

    Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса

    Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположенный внизу листа.

    Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

    Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

    Оптимизм — изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

    Тревожность — преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

    Женственность — наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

    Экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.

    Интровертированность — на рисунке изображен только один кактус.

    Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества — изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

     После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

     1. Этот кактус домашний или дикий?

     2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

     3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

     4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

     5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

                               

    Несуществующее животное

    Это одна из самых информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная с 5-6 лет.

    Материал для проведения методики: лист бумаги (А 4), карандаш. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

    Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было и которого до Вас никто не придумал ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерах.»

    Если испытуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, то его надо ободрить, надо сказать, что требуется животное, которого на самом деле нет, то все равно, каким оно получится.

    После выполнения задания испытуемого просят придумать имя несуществующему животному. Выяснив название животного, испытуемого просят рассказать, где это животное живет, чем питается, есть ли у него враги, а есть ли друзья и т.д.

    Консультация по теме: Родительское собрание Тема: «Подростковая агрессия: ее причины и последствия»

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уренская коррекционная школа – интернат» Уренского муниципального района Нижегородской области»

                                         Родительское собрание

    Тема: «Подростковая агрессия: ее причины и последствия»

    Цель:       обсудить с родителями причины агрессивности и её влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей её преодоления.

    Задачи:  1.Дать определение понятий «агрессии», «агрессивности», «гнева».

                   2.Познакомить родителей с методами и приемами преодоления        стресса, способствующими разрядке стресса.

                   3.Формировать умения и навыки помощи своим детям справиться с агрессивным состоянием.

    Оборудование:

    Участники: родители 7 класса, классный руководитель, школьный психолог, воспитатель ГПД.

     

    Ожидаемые результаты: 

    1) Снижение уровня подростковой агрессивности;

    2) Улучшение микроклимата в семье, в классе, в детском коллективе;

    3) Повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей по вопросу подростковой агрессии;

    4) Повышение уровня доверительных отношений детей и родителей.

    Кратко о внедрении разработки: 

    Собрание было проведено в первой четверти 2015- 2016 уч.года для родителей учащихся 7 класса (т.к. именно в этот период подростковый кризис наиболее ярко проявляется). Собрание проведено в соответствии с планом воспитательной работы на 2015- 2016 уч.год. 

    Методы и приемы работы:   

    1) беседа;

    2) психологический тренинг;

    3) тестирование;

    4) работа в группах.

    Необходимое оборудование: 

    мультимедийная техника, раздаточный материал, белые листы бумаги , ручки.

    Методические рекомендации: 

    Оформление класса: парты расположены в виде полукруга, на доске эпиграф собрания  «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли» Эрих Фромм

    В начале мероприятия участникам предлагается разбиться на три группы, которые будут обсуждать проблемы сначала между собой, а потом выносить на общее обсуждение. Это позволит родителям почувствовать себя неодинокими в море проблем, а в процессе работы планируется приобретение педагогического опыта, навыка конструктивного общения при проигрывании ситуаций.

    Использованный ролик скачан с YouTube 

    Продолжительность:  1,5 часа

    Ход собрания:

    -Здравствуйте!  Спасибо. Что нашли время и пришли сегодня на собрание.

    Приветствие присутствующих .

    (В руках учителя клубок с нитками, родители разматывают клубок, начиная со слов «Я рада приветствовать вас…» ).

    -Я рада вас приветствовать. Надеюсь, что наше общение на родительском собрании будет плодотворным, пройдет в обстановке сотрудничества.

    -Вот так,  как этой нитью, все мы связаны общей проблемой и сегодня мы вместе попробуем разобраться в ней.  

    -Начну с вопроса, может быть странного, но попробуйте на него ответить: «Кто пришел сегодня на родительское собрание?»

    -У всех у вас любящее беспокойное сердце, все мы объединены общей заботой о благополучии и успешности наших детей. А чтобы наши дети действительно были таковыми, необходимо вовремя увидеть проблему, владеть ситуацией и уметь оказать ребенку необходимую помощь и поддержку.

    -Внимание на экран: смотрим ситуацию и формулируем проблему.

    (Показ отрывка)

    -Какие качества проявляет один подросток по отношению к другому?

    -гнев

    -неприятие (интолерантность)

    -агрессию

    Итак, проблема  для обсуждения сегодня ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

    -Эпиграфом   нашего собрания являются слова Эриха Фромма. Вдумайтесь: « Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется  от собственной душевной боли».

    -Часто учителя и родители обращаются за помощью к специалистам по причине детских конфликтов. Как известно, любая работа с конфликтным поведением  начинается с осознания конфликтной ситуации и чувств, которые её сопровождают,  поэтому нам показалось логичным провести собрание на тему агрессии (поскольку именно это поведение и неумение справляться с негативными чувствами приводят к конфликтам). 

    Тема родительского собрания: «Агрессия подростка: её причины и последствия». Цель: определить возможные причины преобладания отрицательных эмоций у учащихся, конкретно агрессивного поведения школьников, определить причины появления агрессии.

    -Итак, подростковая агрессивность, обратимся к психологии вопроса. А сейчас поможет разобраться нам в этом вопросе  наш школьный психолог

    Г. И. Коробейникова.

    (Выступление психолога. Мини-лекция).

    -Часто истоки агрессии надо искать, уважаемые родители, именно в своей семье. Если взрослые злословят, завидуют, осуждают всех, то этого же следует ждать от ребенка. Ну, а если в вашей семье всё нормально, все воспитаны, но ваше чадо вдруг стало неуправляемо, постоянно грубит?

    -Как вы считаете, что может послужить причиной?

    Причин может быть несколько:

    1)Возможно, ваш ребенок инфантилен, т.е. его социальный и психологический статус не соответствует возрасту. Просто ваш ребенок еще не усвоил правил общежития. Скорее всего, вырастет он, вырастет его сознание, все станет нормально. Как выйти из ситуации грубости со стороны такого ребенка?

    2)Причиной грубости подростка может быть протест на унижение со стороны взрослых, грубости с нашей стороны. Это вполне естественно и нормально. Нам, взрослым, можно грубить, почему же нельзя ему? Ведь он такой же человек?

    3)Самая страшная причина агрессии в патологической уродливости характера подростка, в его повышенной возбудимости, злобности, конфликтности. Здесь необходима помощь специалистов: психологов, соц.работника школы, специальной медицины.

    4)Причиной грубости может быть и непонятное нам, взрослым, подростковое чувство юмора.

    -Так как же избежать всех вышеуказанных видов агрессии, грубости?

    -Преодоление агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения. Доброе слово, ласковый взгляд. Каждый ли родитель в полной мере использует этот арсенал? Сейчас проведем с вами тест  «Тип родителя».

    Тест для родителей  «Тип родителя»

    Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

    А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

    Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

    В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

             Г — тип родителя непоследовательного, запреты, наложенные родителями, работают недолго, и обещания, которые дают родители не выполняются

    -Проверим, к какому типу родителей относится каждый из вас.

    -самый высокий уровень агрессии формируется у детей из семей с непоследовательным типом воспитания, т.к. у детей нет чувства стабильной опоры и защищенности.

    На втором месте подростки из семьи с авторитарным типом воспитания, там, где ребенок или подросток не надеется быть услышанным, понятым, а значит быть значимым для самых близких людей.

    -Вы определили, к какому типу родителей вы относитесь. Над чем вам ещё нужно поработать, поэтому осмелюсь дать вам несколько советов, которые проверены на практике человечеством.

    1) Дайте свободу своему ребёнку чуть больше, чем она есть у него сейчас. Ваш ребёнок вырос! Поймите это! Непослушание подростка – стремление выйти из-под вашей опеки.

    2) Никаких нотаций! Это принцип воспитания в идеале, и его надо стараться придерживаться. Ребёнка просто бесят нудные нотации, вспомните себя! Стиль общения должен быть спокойный. Ребёнок должен иметь собственное мнение, интересы. Не надо критиковать музыку, которую он слушает, моду, которая ему нравится. Не можете принять его таким? Приучите его к своей музыке. А может, это надо было раньше сделать? Тогда «поезд ушёл», воспринимайте его музыку.

    3) Идите на компромиссы. Ребёнок только больше будет вас уважать, видя, что вы его понимаете. В другой раз он постарается вас понять.

    4) Уступает тот, кто умён. Легче уступить взрослому, ведь мы умнее, мудрее должны быть. Не надо подкидывать дров в горящий костёр.

    5) Не надо обижать подростка. Достойно выходите из конфликтных ситуаций. Научите этому и подростка. — Будьте тверды и последовательны. Помните, что дети – отличные психологи. Они прекрасно чувствуют слабость взрослых. Будьте сдержанны, последовательны, тогда ваш родительский авторитет будет незыблем. Помните, что последствия неправильного или слишком правильного могут быть непоправимы. 

     

    — можно много говорить о том, как правильно воспитывать ребенка, на какие темы проводить с ним беседы, но все-таки для ребенка примером остается всегда семья. Родители должны показывать пример своим родителям.

          Чтение стихотворения “Родителям…”

    (Решение взаимоотношений детей и родителей через призму взаимоотношений в семье).

    -А сейчас проверим себя, возможно что-то новое для себя откроем. Попробуем вместе закончить предложения, которые начинаются со слова «если».

    Если ребёнка постоянно критикуют, он учится…(ненавидеть).

    Если ребёнок живёт во вражде, то он учится…(быть агрессивным). Если ребёнок растёт в упрёках, он учится…(жить с чувством вины)

    Если ребёнок растёт в терпимости, он учится…(понимать других).

    Если ребёнка часто хвалят, то учится быть…(благодарным).

    Если ребёнок растёт в честности, то он учится…(быть справедливым).

    Если ребёнок растёт в безопасности, то он учится…(верить в людей).

    Если ребёнка поддерживают, то он учится…(ценить себя)

    Если ребёнка высмеивают, то он будет…(замыкаться в себе).

     Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, то он учится…(находить любовь в этом мире и любить окружающих).

    -Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве2, его агрессия в следующий раз будет слабее. Взрослым, которые взаимодействуют с таким ребенком, рекомендуется так же говорить о своих чувствах и переживаниях. Нпр, ребенок разбросал игрушки, ивы ему говорите: «Ты негодник». От тебя одни проблемы». Такое заявление вряд ли будет эффективным с агрессивным ребенком. А если вы скажете: « Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Т.о. вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не оцениваете его. Вы говорите о себе, о своих ощущениях, но самое главное, что все предполагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими- вот , что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.

    -Природа не терпит пустоты.  Если мы не заполним душу ребенка чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит её дурным.

    (Чтение притчи о семье)

    -Наше собрание подошло к концу. Уважаемые родители, нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткие сердца ваши найдут правильное решение.

    -Если у вас возникла такая ситуация в семье, с которой вы сами справиться не можете, то вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам. Эти памятки, надеюсь, тоже вам смогут помочь. (Родителям раздаются буклеты)

    -Мне бы очень хотелось узнать, затронул ли вас сегодняшний разговор? Перед вами  лежит листок обратной связи. Начинается со слов: «Я поняла сегодня…»

    -Я желаю, чтобы в ваших сердцах, в ваших семьях всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание.

    Список используемой литературы: 

    Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – «Речь», 2005.

    Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004.

    Фурманов И.М. Детская агрессивность. – Мн., 1996.

    Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы. — М.:ВАКО, 2004.

    Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. — М.:ВАКО, 2004.

    Статья на тему ««Причины агрессивного поведения детей и пути преодоления агрессии»

    «Причины агрессивного поведения детей и

    пути преодоления агрессии»

    Портрет агрессивного ребёнка.

    Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Этого « ершистого», драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

    Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

    Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.

    “Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

    Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей:

    “Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

    Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”. Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

    Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

    Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель—устранение препятствия.
    Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но просто «подвернулся под руку» или на самого себя, так называемая аутоагрессия. Можно говорить о намеренной или случайной агрессии, инструментальной (для достижения некоторой цели) или враждебной (чтобы причинить кому-то боль).
    Существует несколько видов детской агрессии. Ребенок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи, и вербальную — оскорблять окружающих, ругаться. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение. Рассмотрим причины и особенности каждого из этих типов детской агрессивности.

    Ребенок бьет окружающих

    Каждый ребенок в своей жизни хоть раз толкнул или стукнул другого. Следует иметь в виду, что желание драться — это далеко не всегда признак плохого воспитания. Источники такого поведения могут быть разными. Например общение с агрессивными детьми и перенятие их способам достижения цели самый надежный способ добиться своего, может идти из поведения в семье ведь и родители шлепают его, когда он делает что-то не так.

    Рукоприкладство надо пресекать сразу, терпеливо объясняя ребенку, почему не следует этого делать. Учить ребенка социально приемлемым способам разрешения конфликтных ситуаций. Если ребенок постоянно ссорится с другими детьми, считает, что агрессия является единственным способом добиться своего, или бьет слабых и беззащитных, чтобы самоутвердиться, то необходимо обратиться за помощью к специалисту.

    Бывает, обиженный ребенок специально провоцирует брата или сестру в семье, а в классе одноклассника на рукоприкладство, чтобы их наказали.

    Ребенок портит вещи

    Если ребенок часто ломает игрушки в приступе раздражения или из озорства, родители должны как можно мягче дать ему понять, что недовольны и сердятся.

    Если никак не реагировать на такие поступки, то ребенок может принять попустительство за молчаливое одобрение. Но и силой принуждать малыша к повиновению не стоит, иначе можно вызвать у него стремление еще больше ломать.

    Ребенок ругается

    Эти так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются и в лексиконе ребенка. Источником этих слов в словаре ребенка могут стать сами родители, другие дети, соседи и, конечно, телегерои. Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?

    • Во-первых, их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обычно «излучает» безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникают определенное волнение и напряжение.

    • Во-вторых, узнав, что говорить такие слова можно только взрослым, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, непременно начнет употреблять запрещенные выражения в своей речи.

    • В-третьих, видя, что такие слова шокируют взрослых, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить родных. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести.

    Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства еще более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы это не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от воспитателей или учителей.

    Часто ребенок не понимает, что произносит нехорошие, обидные слова. Следует объяснить ребенку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова неприлично. Детям надо сказать, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда в результате эмоционального напряжения им уже не хватает слов. Но даже в таких ситуациях можно обойтись без неприличных выражений. Например можно договориться предложить заменять ругательные слова названием цветов.

    Ребенок причиняет себе боль

    По наблюдениям специалистов, некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют свою агрессию на самих себя. Создается впечатление, что ребенок хочет причинить себе боль или даже уничтожить себя. Иногда родители с ужасом наблюдают, как их малыш бьется головой о стенку кроватки. Более старшие дети способны в буквальном смысле рвать на себе волосы, а в подростковом возрасте у таких детей могут быть суицидальные попытки. Подобное поведение психиатры называют самоагрессией, или аутоагрессией. Оно вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: мол, вот как мне плохо или вот как я мало себя ценю. В любом случае лучше как можно раньше обратиться за консультацией к клиническому психологу или психиатру.

    Агрессивный ребенок не умеет отстаивать свои интересы, в споре не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, спорную вещь отнимает, ругается, требует, хитрит, плачет. Он не умеет проигрывать, а если это случается, злится, обижается, отказывается от игры, при этом неудачи надолго выбивают его из колеи.

    Эмоциональная неудовлетворенность часто заставляет таких детей искать удовлетворения в причинении боли окружающим — они мучают животных, издеваются над другими детьми, оскорбляют их словесно и действием, ябедничают. И тем самым обретают внутреннее равновесие.

    Серьезное отставание в учебе может быть как следствием, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи отмечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, у них низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которое может перерасти в протест, агрессивное поведение.

    Бывает, что подавленные отрицательные эмоции проявляются в виде тика, недержания мочи и кала, заикания. Избавиться от этих невротических реакций бывает очень и очень сложно.
    Сталкиваясь с детским гневом, родители ведут себя по-разному. Одни из них помогают детям осмыслить свои эмоции и конструктивно их выражать, другие игнорируют гнев или уныние своих детей, третьи осуждают детей за подобные чувства, четвертые согласны с тем, что дети имеют право злиться и выходить из себя, и никак не реагируют на проявления гнева.

    Однако совсем отказываться от наказаний не стоит. Нельзя бить ребенка, кричать, обзывать его обидными словами, но можно использовать приемы так называемой поведенческой терапии.

    Справедливое и уместное применение системы поощрений и наказаний помогает добиться в воспитании неплохих результатов. Можно, например, запретить ребенку смотреть мультфильм или играть на компьютере, отменить покупку.

    Если же ребенку удалось успешно справиться с каким-то трудным для него делом, его обязательно нужно похвалить, отметить это достижение.

    Как помочь ребенку стать менее агрессивным

    • Самое главное — научить ребенка разряжаться — избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».
      Однажды учителя и родители стали жаловаться на необычный всплеск агрессивности целого первого класса. Обычно воспитанные и миролюбивые дети, приходя в школу, начинали кричать друг на друга и толкаться, мальчики дрались между собой и с девочками, не проходило и дня, чтобы кому-нибудь не разбили нос. В агрессивном классе были созданы игровые уголки, детям купили кегли и мячики, конструкторы, наборы для рисования. На переменах учителя организовывали для них игры-соревнования, каждому было чем заняться. Агрессивность в классе постепенно сошла на нет — ребятам стало некогда да и незачем выяснять отношения.
      Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

    • Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.

    • Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.

    • Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

    Существует большое количество игр на психологическую разгрузку, например:

    Обзывалки”.

    Цель: снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.

    “Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называтъ друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).

    Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты …, морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будём. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты …, солнышко!”

    В течение многих веков русский народ использовал дразнилки, и обзывали для установления с ребенком эмоционального контакта, общения. Незатейливые по содержанию и простые по форме образцы народного поэтического творчества хранят в себе большие речевые, смысловые богатства и служат для снятия агрессивности у детей.

    1. Андрей – ротозей, 
    Не гоняй голубей. 
    Голуби боятся,
    На крышу не садятся,
    Крыша ломается.
    Хозяин ругается.

    2. Борис-барбарис. 
    На веревочке повис. 
    Как веревка оборвется, 
    Так Борис перевернется.

    3. Валя, Валя, простота, 
    Кислая капуста!
    Съела мышку без хвоста.
    И сказала: “Вкусно”!

    Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика.

    Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В такихслучаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

    Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.

    Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

    Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

    • обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;

    • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;

    • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;

    • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;

    • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

    Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением), оказывая воздействие на социальное развитие своих детей. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как преступники. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.
    Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

    Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними самостоятельно.

    Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и боевики — ребенок тоже их полюбит. А если бить собаку на глазах у ребенка, нечего удивляться, что через некоторое время он начнет мучить животных, а потом и людей. Дети максималисты, и, получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва.

    Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и журналов.

    Список литературы:

    1.Дубинин С.Н. «Агрессивное поведение у детей и подростков». Сибирский педагогический журнал.- 2011.-№ 5

    2.Лякина Г.А. Агрессивные дети. – http://открытый урок. р.ф./

    3.Кочеткова О.Н. Дети могут быть благодарными.- http://www.psychologos.ru/

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о