Содержание

ОТНОШЕНИЕ это что такое ОТНОШЕНИЕ: определение — Философия.НЭС

Отношение

О., рассматриваемое в связке «Вещь, свойство, отношение», есть отношение между сущими: а больше b, c= d. Но этот термин употребляется также и в другом смысле – как отношение к… (я к этому отношусь так-то). В перввом смысле О. можно попытаться определить как различие или тождество сущих в одном корреляте (соотношении), тождественных в другом корреляте. В примере «a больше b» a и b тождественны, допустим, как числа, города, страны, но различны по величине, что и выражается в отношении «больше»; в случае «а = b» соответствующие предметы тождественны и по величине, что выражается в отношении равенства. Во втором смысле О. есть выражение значимости одного сущего для другого: лиса относится к зайцу как к добыче,заяц к ней – как к опасности.О. к… может иметь как объективный (в приведенном выше примере), так и субъективный характер. В последнем случае речь идет об оценке с позиций определенных ценностей (совести, эстетического вкуса, установок , лежащих в основе симпатии и антипатии и т.д.). — Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 176, 178; его же. Триада бытия. СПб. 2006. С. 70-71.

Оцените определение:

Источник: Философские категории авторский словарь

ОТНОШЕНИЕ,

филос. категория, характеризующая взаимозависимость элементов определ. системы. Диалектич. материализм исходит из того, что О. носит объективный и универс. характер. В мире существуют только вещи, их свойства и О., к-рые находятся в бесконечных связях с др. вещами и свойствами, В. И. Ленин отмечал верную мысль Гегеля о том, что всякая конкретная вещь состоит в различных О. ко всему остальному (см. ПСС, т. 29, с. 124). О. может выступать в роли свойства или признака вещей. Вещь, взятая в разных О., выявляет различные свойства. Т. о., свойства определяются О., последнее включает в себя проявление свойств.

О. вещей и явлений друг к другу бесконечно многообразны: пространственные и временные, причинно-следственные, О. части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего и др. Особый тип составляют общественные отношения.

Категория 0. тесно связана с понятием закона — как выражением существенных отношений между вещами, явлениями, их свойствами и связями. Науч. познание раскрывает сущность вещей, закономерности их возникновения и развития через выявление их О. с др. вещами. Характеризуя элементы диалектики, Ленин указывал на необходимость исследования О.: «Вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим», «отношения каждой вещи… не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс…) связаны с каждой; …бесконечный процесс раскрытия новых сторон, отношений…» (там же, с. 202, 203).

В совр. науке, в к-рой изучение устойчивых или повторяющихся взаимосвязей и О. между различными вещами, явлениями и процессами все больше доминирует над описанием, классификацией и сопоставлением отд. свойств, значение категории О. существенно возрастает.

Оцените определение:

Источник: Советский философский словарь

ОТНОШЕНИЕ

связь между некоторой сущностью и тем, что с ней соотнесено. Считается, что категорию отношения в философию ввел Аристотель (Аристотель. Соч., т. 2. M., 1978, с. 66), писавший, что нечто «есть то, что оно есть», лишь «в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому». Для соотнесенного существовать — значит находиться в каком-либо отношении к другому. По Аристотелю, сущность есть условие возможности отношений. Подразумевается, что всякое отношение соотносит сущности определенных видов (или сортов, как принято говорить в прикладной логике). Однако еще до Аристотеля понятие отношения фактически рассматривалось другими эллинскими мыслителями, в частности Платоном. Для последнего отношение есть связь между идеями, благодаря к-рой они становятся доступными познанию. От Платона и Аристотеля идет комплекс проблем, связанных с бытием отношений: является ли отношение столь же реальным, что и объекты, в этом отношении находящиеся. Различные философские школы давали на этот вопрос разные ответы. Естественно считать, что отношения

Философский словарь — значение слова Отношения Теория

— 1) в философии момент взаимосвязи многих видов сущего, имеющих субъективную или объективную, абстрактную или конкретную форму. Понятие означает материальное или смысловое единство, взаимоопределяемость этих существований. Об исчислении отношений см. Логистика; 2) в социальной психологии предрасположенность к классификации предметов и явлений и реакции на них с определенной степенью постоянства в оценках. Хотя логически отношения являются гипотетическими конструкциями (т.е. их наличие предполагается, но не поддается объективным наблюдениям), они проявляются в осознанном опыте, вербальных реакциях, грубом поведении и физиологических симптомах. Концепция отношения возникла как результат попыток осмысления наблюдаемых регулярностей в поведении индивида. Человек обнаруживает тенденцию группировать окружающих в определенные классы: напр., он может объединить в один класс всех людей с данным цветом кожи и вести себя по отношению к ним всем одинаково. В этом случае говорят, что он придерживается специфического отношения к данной этнической или расовой группе. Классификация человеком таких предметов, как картины, или таких событий, как сражения, может позволить говорить о его отчетливом отношении к абстракционизму или к войне. Характер отношения определяется на основании наблюдаемых и оцениваемых реакций индивида. Он может выражать неприязнь ко всем представителям какой-либо этнической группы, презрительно отзываться о честности или интеллекте ее представителей или пропагандировать репрессивные, ограничительные меры в отношении них. На основании этих негативных реакций можно говорить об отрицательном отношении к данной этнической группе. Человек, постоянно хвалящий абстрактную живопись, часто посещающий музеи, где она выставлена, украшающий свое жилище репродукциями полотен абстракционистов, считается имеющим положительное отношение к абстракционизму. Заключение об отношении, не поддающемся непосредственному определению, должно делаться на основании поведенческих проявлений. Хотя человек способен оценить собственное отношение по своим внутренним переживаниям, только его общественное поведение может быть подвергнуто объективному исследованию. Решающее отличие термина «отношение» от некоторых др. понятий лежит в их относительной обобщенности. «Отношения» входят в иерархию, основанную на степени специфичности или ограничительности. «Ценности» считаются выражающими очень широкие тенденции, «интересы» в этом отношении более ограничены, «чувства» — еще более; «отношения» же представляют собой следующую ступень в иерархии, в которой «взгляды» и «мнения» занимают наиболее специфическую позицию. В соответствии с такой терминологией различия носят скорее количественный, чем качественный характер. Иногда рассматривается отношение индивида к любому заданному классу как интенсивность ожидания соответствия данной группы его собственным ценностям. Напр., человеку можно предложить дать оценку относительной значимости для него определенных ценностей (таких, как здоровье, безопасность, независимость, правосудие). Затем он оценивает степень, с которой данный класс (скажем, политические деятели) способствует или препятствует достижению каждой из них. Суммарный результат этих двух ранжирований служит мерой отношения индивида к рассматриваемой группе. Так, если человек высоко ценит правосудие и считает, что политики препятствуют его отправлению, его отношение к классу политических деятелей окажется отрицательным. Отношение рассматривается как внутреннее предубеждение, а мнение — как проявление скрытого отношения. Менее распространенный взгляд на отношения заключается в отнесении их к бессознательным и иррациональным тенденциям, в то время как мнения представляют собой сознательные и рациональные проявления. Др. точка зрения отводит отношениям значимое и центральное место, а мнениям — побочное и несущественное. Более распространено различение отношений как дела вкуса (напр., когда человеку нравится определенная местность или музыкальный стиль) и мнений как утверждения факта (напр., существует ли Бог). Термин «знание» применяется, когда речь идет об определенно известных вещах, и термин «отношение» — когда утверждение не вполне достоверно; в этом смысле, соответственно, эти термины применяются для различения «верных» и «ложных» представлений. Существует мнение, что «отношение» — это воззрение, следствием которого является действие, а «знание» — нечто более интеллектуальное и пассивное.

Смотреть значение Отношения Теория в других словарях

Отношения — взаимоотношения
связи
Словарь синонимов

Теория — ж. греч. умозренье, умозаключенье; заключенье, вывод из чего-либо, не по явленью на деле, а по выводам своим; противоположное дело, на деле, опыт, практика. не всегда верна;……..
Толковый словарь Даля

Теория — теории, ж. (греч. theoria — исследование). 1. учение, являющееся ражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …, если она является действительной теорией,……..

Толковый словарь Ушакова

Отношения — Взаимное общение, дружеская, любовная или деловая связь между кем-либо.
Амикошонские (устар. яразг.), амурные (разг.), безупречные, бесцеремонные, близкие, враждебные,……..
Словарь эпитетов

Отношения Мн. — 1. Связи, возникающие между людьми, обществами, странами в процессе общения, деятельности. 2. Характер взаимных сношений, общения с кем-л.
Толковый словарь Ефремовой

Теория Ж. — 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. 2. Учение о какой-л. области……..

Толковый словарь Ефремовой

Исторического Пессимизма Теория — — направление в футурологии международных отношений, которое, в противовес теории технократического оптимизма, исходит из перспективы долгого существования классического……..
Политический словарь

Конвергенции Теория — (от лат. convergere — сближаться, сходиться) основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации………
Политический словарь

Международные Отношения — — система политических, экономических, научно-технических, культурных, военных, дипломатических и иных устойчивых взаимосвязей и взаимодействий государств, народов,……..
Политический словарь

Межличностные Отношения — — особый вид общественных отношений; реализация безличностных отношений в деятельности, актах общения и взаимодействия индивидов; фрагменты общественных отношений,……..
Политический словарь

Межнациональные Отношения — — взаимодействие нескольких социально-этнических общностей, способствующее развитию отношений между людьми разных национальностей.
Политический словарь

Мобильности Теория — (от фр. mobile, лат. mobilis — подвижный, способный к быстрому действию) — система идей в социологии и политологии, в которой осмысливаются процессы изменения положения людей……..
Политический словарь

Национальные Отношения

— — это отношения между субъектами национально-этнического развития — нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями. Эти отношения……..
Политический словарь

Олигархизации Политических Партий Теория — — (от греч. oliarchia — власть немногих) — обоснование характерной тенденции в развитии партии: переход от организации демократического типа к жесткому бюрократическому аппарату……..
Политический словарь

Отношения Политические — — форма взаимодействия субъектов политики, вид общественных отношений (наряду с экономическими, социальными и духовными), связанный с завоеванием, утверждением,……..
Политический словарь

Отношения Международные — — совокупность экономических, политических, дипломатических, военных, культурных связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств.
Политический словарь

Отношения Политические — — взаимодействия субъектов политики, в ходе которых происходит обмен идеями, волевыми побуждениями, информационными ресурсами.
Политический словарь

Отношения Политические Как Структурный Элемент Политики — — взаимосвязь общественных групп между собой и институтами власти.
Политический словарь

Политическая Система Индустриально Развитых Стран (теория) — Политическая система представляет собой совокупность лиц, институтов, участвующих в политическом процессе, неформальных и неправительственных факторов, влияющих……..
Политический словарь

Политическая Теория — (POLITICAL THEORY) — массив научной мысли, нацеленной на оценку, объяснение и прогнозирование политических феноменов. Одновременно политическая теория представляет собой раздел……..
Политический словарь

Политические Отношения — — связи, воспроизводящиеся между людьми в политике. В основе вычленения политических отношений лежит критерий наличия особого, специфического вида общественной деятельности,……..
Политический словарь

Постиндустриального Общества Теория — — широко применяется в западной политологии и социологии для обозначения современного общества. Концепция индустриального общества разрабатывалась в трудах Р.Дарендорфа……..
Политический словарь

Производственные Отношения — — отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ. Поскольку производство охватывает три основных элемента — трудящегося и его рабочую……..
Политический словарь

Теория — — интегрированная совокупность принципов, которые объясняют и предсказывают наблюдаемые явления. (Д. Майерс, с.50)
Политический словарь

Теория Конвергенции — (лат. convergere приближаться, сходиться) — одна из концепций политологии, социологии и политэкономии, усматривающая в общественном развитии современной эпохи преобладающую……..
Политический словарь

Теория Нового Институционализма — — направление в американской политологии, возникшее в 1970-е гг. Классики неоинституционализма американские политологи Д.Марч и Д.Олсен в работе «Вновь открывая институты:……..
Политический словарь

Теория Партисипаторной Демократии — — теоретики партисипаторной демократии (Дж.Вольф, Ф.Грин, Б.Барбер)остаются верными центральной идее классической теории демократии о способности простых людей управлять……..
Политический словарь

Теория Плебисцитарной Демократии — — ее основателем считается М.Вебер. По его мнению, с развитием партий меняется характер политического представительства и политическая организация власти. Политическое……..
Политический словарь

Теория Плюралистической Демократии — — концепция, согласно которой политический процесс предоставляет собой борьбу множества социальных, профессиональных, религиозных, местных, национальных или др. группировок,……..
Политический словарь

Теория Рационального Выбора — — согласно ее основному положению, главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно……..
Политический словарь

Посмотреть еще слова :

Отношение — это… Что такое Отношение?

  • ОТНОШЕНИЕ — в логике то, что в отличие от свойства характеризует не отдельный предмет, а пару, тройку и т.д. предметов. Традиционная логика не рассматривала О.; в современной логике О. пропозициональная функция от двух или большего числа переменных. Бинарным …   Философская энциклопедия

  • ОТНОШЕНИЕ — отношения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. отнестись в 1 знач. относиться. Невнимательное отношение к делу. Хорошее отношение к детям. 2. Связь, касательство, участие. Я имею нек рое отношение к этому предприятию. 3. только мн.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Отношение — двумерная таблица, содержащую некоторые данные. Строки таких таблиц соответствуют записям, а столбцы атрибутам. По английски: Relation См. также: Реляционная модель данных Финансовый словарь Финам. Отношение Отношение двумерная таблица,… …   Финансовый словарь

  • отношение — См. известие, положение, приказ в отношении, имеющий отношение, натянутые отношения… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. отношение касательство, касательство, связь; аспект …   Словарь синонимов

  • отношение — Набор ценностей и убеждений, связанных с определенным предметом. Наши отношения это выборы, которые мы сделали. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. отношение …   Большая психологическая энциклопедия

  • отношение —         ОТНОШЕНИЕ множество упорядоченных п ок индивидов (где п > 1), т.е. двоек, троек и т.д. Число п называется «местностью», или «арностью», О. и, соответственно, говорят о n местном (п арном) О. Так, например, двуместное О. называют… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ОТНОШЕНИЕ — ОТНОШЕНИЕ, см. относить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • отношение —     ОТНОШЕНИЕ, касательство, причастность, книжн. прикосновенность, книжн. сопричастие, книжн. сопричастность …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • отношение Eb/N0 — Показатель помехоустойчивости канала связи, равный отношению энергии сигнала, приходящейся на один бит Eb (Дж/бит) к спектральной плотности шума N0 (Вт/Гц). Отношение Eb/N0 является безразмерной величиной, в чем нетрудно убедиться, если заменить… …   Справочник технического переводчика

  • отношение Y — Отношение между эффективностью передачи и приема пассивной цепи телефона (МСЭ Т P.10/ G.100). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN Y ratio …   Справочник технического переводчика

  • ОТНОШЕНИЕ — ОТНОШЕНИЕ, я, ср. 1. см. отнестись и относиться. 2. Взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательство между кем чем н. Между двумя событиями обнаруживается определённое о. Не иметь отношения к чему н. (никак не относится). О. между …   Толковый словарь Ожегова

  • Отношение что такое otnoshenie значение слова, Философский словарь

    1. Отношение — способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. О. возникает в таких процессах сопряжения предметов — во взаимоотнесении, сближении и приобщении их друг другу, — когда единение различных рождает кооперативный эффект . В этом эффекте, как в зеркале, преломляются и высвечиваются признаки сопрягаемых сторон. Поскольку О. есть род условного бытия, т. е. способ осуществления внутренней возможности «своего» через среду «иного», то релятивное (относительное, условное) следует противопоставлять абсолютному, безусловному бытию. О. — не вещь и не свойство , но то, посредством чего свойства какой-либо вещи получают свою видимость . Каков же онтологический статус О.? Аристотель , введший в философию термин » отношение «, обозначал им род бытия. Но в чем заключается особенность этого бытия? Лейбниц указывал, что поскольку О. не удается свести ни к субстанции, ни к акциденции, то О. имеет очень специфическую форму своего существования — оно идеально. Как форму положенности и представленности одного через другое. т. е. как нечто идеальное (ideele), рассматривал О. и Гегель . Реисты признают лишь бытие вещей и отрицают бытие О. Объективные идеалисты-» реалисты «, вслед за Платоном, отрывают О. (и свойства) от вещей, поскольку относят первые к сфере общего, а вторые — исключительно к области единичного. Напротив, номиналисты склонны не признавать реальность О. Марксисты полагают, что понятие об О. как таковом возникает в результате абстракции и сравнения любых двух предметов по выбранному или заданному основанию сравнения (признаку): однако в реальном мире О. неразрывно с вещами, а потому, доказывают марксисты, О. не менее реальны, чем вещи. Согласно классической диалектике, свойства проявляются в О. вещей. О. есть разновидность движения, действия, акта , а именно есть процесс и результат Перенос в Энциклопедическом словаре’>переноса (отнесения, отсылки) какого-либо внутреннего момента качественной определенности вещи во внешнюю инстанцию — в другую вещь либо в некоторую общую для разных агентов «систему отсчета». Перенос завершается положением (вкладыванием, хранением) относимого содержания в найденное новое основание . В диалектическом учении Гегеля О. как процесс и результат указанного переноса описывается с помощью понятий «положенное», «основание», «свое иное», » рефлексия «, » снятие «, «идеальное» и т. п. «Отношение имеет стороны, так как оно рефлексия в иное, — пишет Гегель, — таким образом, оно имеет свое собственное различие в самом себе; и стороны его — это самостоятельная устойчивость , так как они в своей безразличной разности друг относительно друга надломлены в самих себе, так что устойчивость каждой из них точно так же имеет свое значение лишь в отношении с другой или в их отрицательном единстве» (Гегель. Наука логики . В 3 т. Т. 2. M., 1971, с. 150). Гегель понимает О. как единство себя самого и своего иного, а потому видит его целым, имеющим самостоятельное существование (там же, с.151). С этимологической т. зр. (и по-русски, и по-латински: latus, relatus, relativus), слово «О.» близко по смыслу , во-первых, словам, выражающим следующие действия — носить, класть, делать общим, сравнивать, соприкасать, сближать, отсылать, удалять, скрывать и т. д.; во-вторых, словам, обозначающим пространственные термины: место , основание, бока, стороны, члены О. Если в грамматическом смысле прилагательное чаще всего указывает на свойство предмета , а существительное — на сам предмет, то О. есть скорее причастие, т. е. окачествленное действие или состояние как свойство лица или предмета; причастие — глагольная форма , совмещающая форму глагола и прилагательного. В математике под О. понимают частное от деления одной величины на другую. Так или иначе и в грамматике, и в математике, и в философии О. раскрывается прежде всего как форма участия, соучастия, значимости, роли в чем-либо. Когда имеют в виду какое-нибудь «соотношение», то обычно ведут речь либо о взаимозависимости элементов системы, либо о взаимовыражении приобщаемых друг Другу сторон, либо о рефлексии (взаимоотражении) сополагаемых противоположностей, либо о сравнении вещей сквозь призму опосредующего их пропорцию основания. О. многообразны. Различные виды О. выражены парными категориями философии. Говорят об О. качества и количества, целого и части, необходимого и случайного, причины и следствия и т. д. Например, Гегель рассуждал, что если сущность определена в явлении, а явление — в сущности, то, следовательно, явление становится О., а » закон — это существенное отношение», и » истина явления — это существенное отношение» (там же, с. 136, 148, 151). О. можно подразделять на пространственные и временные, материальные и духовные, О. в природе и в обществе, индивидуальные и общественные и др. Выделяют О. к самому себе, а также бинарные, трехчленные и многочленные О. Согласно Гегелю, «…соотношение с собой есть в то же время соотношение с собой как со снятым или соотношение со своим иным» (там же. С. 81). Понятие О. — одно из важнейших в математике и логике, в которых оно имеет свои специфические описания и классификации. Д. В. Пивоваров

    2. Отношение – по [1] — одна из основных логико-философских категорий, отражающая способ (род) бытия (и познания). Звучит достаточно невразумительно. Читаем дальше: Понятие об отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов (называемых субъектами или членами отношения ) по выбранному (или заданному) основанию сравнения ( признаку ). Это уже лучше. Например, сравнение по величине порождает понятие об размерных отношениях, по времени возникновения и исчезновения — о временных отношениях, по участию в производстве и распределении — об экономических и т.п. Основной философской проблемой отношения является вопрос об онтологическом статусе отношения, который формулируется примерно следующим образом: если существуют предметы А и Б, находящиеся между собой в отношении R, то существует ли само R и в каком смысле можно говорить, что R существует? Для нас интересным является также вопрос о том: «что это такое — существует?» Ответив на этот вопрос, можно будет спрашивать: «существует ли?» В выделении (абстрагировании) отношений состоит, по существу, один из основных познавательных процессов — процесс обобщения: все познается в сравнении. В рамках предмета «Проблемы цивилизации» понятие отношение представляется одним из основных: отношение правды и лжи . Наше определение : Отношение — характеристика взаимодействия составляющих системы. Это определение ближе к тому, что широко применяется в обиходе. В качестве примеров достаточно простых описаний отношений приведем то, что говорят о людях: «они хорошо относятся друг к другу»- симметричное отношение взаимодействия; «она его не любит» — несимметричное отношение взаимодействия; «они никогда не встречались» — симметричное отношение безразличного существования. Аналогично о вещах: «я люблю мороженное», » дерево легче воды», «стол стоит на полу», «струна возбуждает колебание», «мембрана воспринимает колебания» и т.п. Очень сложные отношения словесно описываются в «законах природы и общества», моральных правилах, романах и т.п. Практически нас будет интересовать в качестве отношений развернутая характеристика, но научиться ее давать (видеть и понимать) — большое искусство . Для появления отношения необходимо и достаточно наличия двух взаимодействующих вещей: груза и опоры, объекта и субъекта и т.п. В результате наличия отношения двух вещей ВСЕГДА возникает третья вещь — система , обладающая внутренними свойствами (свойства всегда являются внутренними отношениями вещей, составляющих систему, у самой системы есть только одно свойство — самосохранение; если этого свойства нет, то нет и самой системы). Именно поэтому многие исследователи говорят о триадах , триединых монадах , Боге, сыне и святом духе и т.п. Ассоциативный блок. И всегда остается открытым вопрос: “Что за систему мы имеем?”

    3. Отношение – — момент взаимосвязи всех явлений. О. вещей объективно; вещи не существуют вне О., последнее всегда есть О. вещей, существование всякой вещи, ее специфические особенности и свойства, ее развитие зависят от всей — совокупности ее О. к др. вещам объективного мира. Сами свойства, необходимо присущие тому или иному процессу или вещи, проявляются только в их О. к др. вещам и процессам. Развитие явления приводит к изменению его О. с др. явлениями, к исчезновению одних и возникновению др. О. С др. стороны, изменение совокупности О., в к-рой существует данный предмет , может привести к его изменению. О. так же многообразны, как многообразны веши и их свойства. Необходимо различать внутренние О. различных, особенно противоположных, сторон объекта и его внешние взаимоотношения с др. объектами. При этом необходимо учитывать, во-первых, относительный характер различения внутренних и внешних О., во-вторых, их переходы друг в друга и, в-третьих, то обстоятельство, что внешние О. зависят от внутренних, являются их проявлением и обнаружением. Особый характер имеют общественные О. О. могут быть разделены на существенные и несущественные, необходимые и случайные и т. д. Существенное общее О. между явлениями выступает как закон их развития или функционирования. Человек вступает в О. с созданными им вещами, объективным миром и с др. людьми. В результате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начинает относиться к самому себе как человек (обладает самосознанием ), лишь относясь к др. человеку как к себе подобному. Именно этим объясняется, с одной стороны, общественная природа человеческого сознания, а с др.— необходимость изучения общественных О. для познания истории. В математической логике О. противопоставляются свойствам, как многоместные предикаты одноместным (Предикат). Примерами двухместного О. являются “больше”, “равно”, “ причина ”, О. родства и т. д.; трехместного О.— “между” и др. В формальной логике теория О. создана работами Моргана, Пирса, Э. Шредера. Логическая теория О. исследует общие свойства О. и законы, к-рым они подчиняются. Существенный раздел теории О. составляет исчисление О., родственное теории классов. Здесь исследуются связи между О. и операции над ними и устанавливаются законы, при помощи к-рых из одних О. можно вывести др.

    Философские категории — отношение

    Отношение

    отношение

    О., рассматриваемое в связке «Вещь, свойство, отношение», есть отношение между сущими: а больше b, c= d. Но этот термин употребляется также и в другом смысле – как отношение к… (я к этому отношусь так-то). В перввом смысле О. можно попытаться определить как различие или тождество сущих в одном корреляте (соотношении), тождественных в другом корреляте. В примере «a больше b» a и b тождественны, допустим, как числа, города, страны, но различны по величине, что и выражается в отношении «больше»; в случае «а = b» соответствующие предметы тождественны и по величине, что выражается в отношении равенства. Во втором смысле О. есть выражение значимости одного сущего для другого: лиса относится к зайцу как к добыче,заяц к ней – как к опасности.О. к… может иметь как объективный (в приведенном выше примере), так и субъективный характер. В последнем случае речь идет об оценке с позиций определенных ценностей (совести, эстетического вкуса, установок , лежащих в основе симпатии и антипатии и т.д.). Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973. С. 176, 178; его же. Триада бытия. СПб. 2006. С. 70-71.

    См. в других словарях

    1.

      — связь между некоторой сущностью и тем, что с ней соотнесено. Считается, что категорию отношения в философию ввел Аристотель (Аристотель. Соч., т. 2. M., 1978, с. 66), писавший, что нечто «есть то, что оно есть», лишь «в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому». Для соотнесенного существовать — значит находиться в каком-либо отношении к другому. По Аристотелю, сущность есть условие возможности отношений. Подразумевается, что всякое отношение соотносит сущности определенных видов (или сортов, как принято говорить в прикладной логике). Однако еще до Аристотеля понятие отношения фактически рассматривалось другими эллинскими мыслителями, в частности Платоном. Для последнего отношение есть связь между идеями, благодаря к-рой они становятся доступными познанию. От Платона и Аристотеля идет комплекс проблем, связанных с бытием отношений: является ли отношение столь же реальным, что и объекты, в этом отношении находящиеся. Различные философские школы  давали на этот вопрос разные ответы. Естественно считать, что отношения между вещами столь же реальны, как и сами вещи, — в том смысле, что нет вещей вне…

    Новая философская энциклопедия

    2.

      по [1] одна из основных логико-философских категорий, отражающая способ (род) бытия (и познания). Звучит достаточно невразумительно. Читаем дальше: Понятие об отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов (называемых субъектами или членами отношения) по выбранному (или заданному) основанию сравнения (признаку). Это уже лучше. Например, сравнение по величине порождает понятие об размерных отношениях, по времени возникновения и исчезновения о временных отношениях, по участию в производстве и распределении об экономических и т.п. Основной философской проблемой отношения является вопрос об онтологическом статусе отношения, который формулируется примерно следующим образом: если существуют предметы А и Б, находящиеся между собой в отношении R, то существует ли само R и в каком смысле можно говорить, что R существует? Для нас интересным является также вопрос о том: «что это такое существует?» Ответив на этот вопрос, можно будет спрашивать: «существует ли?» В выделении (абстрагировании) отношений состоит, по существу, один из основных познавательных процессов процесс обобщения: все…

    Теоретические аспекты и основы экологической проблемы

    Вопрос-ответ:

    Ссылка для сайта или блога:

    Ссылка для форума (bb-код):

    Взаимодействие (философ.) — это… Что такое Взаимодействие (философ.)?

    Взаимодействие, одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. В. представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во В. с другими объектами. «Взаимодействие ‒ вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю…» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 546). Понятие В. находится в глубокой связи с понятием структуры. В. выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности. Например, электромагнитное В. между ядром и электронами создаёт структуру атома. В. людей между собой и с миром, т. е. общественная практика, определяет структуру общества, человеческое поведение и сознание.

    В. носит объективный и универсальный характер. В. охвачены все формы бытия и формы их отражения. В силу универсальности В. осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Абсолютная природа В. выступает не непосредственно, а осуществляется в ограниченных, конечных формах, и в этом смысле В. относительно. Относительный характер В. заключается также и в том, что оно осуществляется с конечной скоростью. Существует пространственно-временной предел, вне которого непосредственное В. данного объекта с другими отсутствует. Однако опосредованно они могут взаимодействовать со сколь угодно отдалёнными объектами. Цепь В. нигде не оборвана, она не имеет ни начала, ни конца. Каждое явление ‒ лишь звено всеобщей цепи В. Принцип В. конкретизируется в учении о причинности. Именно В. определяет отношение причины и следствия: объект воздействия причины не пассивен ‒ он реагирует и тем самым причинность переходит во В. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. «Ближайшим образом взаимодействие представляется взаимной причинностью предположенных, обусловливающих друг друга субстанций; каждая есть относительно другой одновременно и активная и пассивная субстанция» (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 691). В. обусловливает развитие объектов. Именно В. противоположностей, противоречие, является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов, их порождения или их возникновения. Самодовлеющее В. естественных сил и процессов как источник самодвижения и развития вещей исключает вмешательство сверхъестественных «абсолютных» источников движения и организации материального мира. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определённые типы В. структурных элементов. При этом В. частей развивающейся системы является одновременно и регулирующим, управляющим фактором, определяющим направление её развития. Каждой качественно определенной системе свойствен особый тип В. Современное естествознание показало, что всякое В. связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации. В. может осуществляться лишь с помощью специфического материального носителя. Современная классификация В. основывается на различении силовых и информационных В. В физике известно четыре основных типа силового В., которые дают ключ к пониманию бесконечно разнообразных физических процессов, ‒ гравитационные В., электромагнитные В., сильные В. (ядерные) и слабые В. (распадные). Каждый тип В. в физике характеризуется определённой мерой (подробнее см. Взаимодействие в физике). Современная биология исследует В. на различных уровнях: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом, биоценоза. Ещё более сложные формы В. характеризуют жизнь общества. По определению Маркса, общество ‒ это «продукт взаимодействия людей» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 27, с. 402). Классические примеры исследования многообразных В. в обществе как целостной, внутренне дифференцированной, саморазвивающейся системы ‒ «Капитал» К. Маркса, «Развитие капитализма в России» В. И. Ленина. Категория В. является существенным методологическим принципом познания природных и общественных явлений. Чтобы действительно вскрыть суть объекта, необходимо выявить его закономерные В. Без изучения В. в его общем и конкретном проявлении нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. «Ни один феномен не объясняется сам по себе и из самого себя» (Гёте И. В., Избранные философские произведения, М.,1964, с. 334). Любой объект может быть понят и определён лишь в системе отношений и В. с другими окружающими явлениями, их частями, сторонами и свойствами. Познание вещей означает познание их В. и само является результатом В. между субъектом и объектом. В. ‒ не только исходный, но и конечный пункт познания. «Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 546). Категория В. занимает фундаментальное место в концептуальном аппарате современного теоретического мышления.

    Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 129, 184, 312; Григорьев В. И., Мякишев Г. Я., Силы в природе, 3 изд., М., 1969; Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963; Кедров Б. М., Энгельс и диалектика естествознания, М., 1970, гл. 4.

    А. Г. Спиркин.

    Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

    Определение философии — это… Что такое Определение философии?

    Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — наиболее общая теория[1], одна из форм мировоззрения, одна из наук,[2], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

    Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

    Что такое философия?

    Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же»[3]). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

    Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.[4]

    Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

    Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём»[5] В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»[6].

    Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности»[7].

    Наконец, есть современное «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и ее результат. Это понимание философии критикуется как недостаточное.

    История термина

    Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор. Как сообщает Диоген Лаэртский,

    Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости[8].

    Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», — это Гераклит:

    Очень много должны знать мужи-философы[9].

    Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона.

    Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока.

    В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».

    Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное ви́дение»), «даршана» («теоретическое ви́дение»), «мата» — («теория»)[10].

    В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»).

    В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. ‎‎ Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признает значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».

    В обыденном языке слово «философия» также может обозначать общее мировоззрение человека либо его индивидуальные верования или этику.

    Функции философии и формы философской деятельности

    По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

    1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.
    2. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.
    3. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

    В целом философия претендует на выполнение следующих функций.

    1. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
    2. Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
    3. Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
    4. Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
    5. Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
    6. Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
    7. Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.
    Философия как мировоззрение

    Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

    Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.

    Есть мнение, что философия — это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.

    Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды. Но это не значит, что их нет. Часто философ рассматривает явление через ту или иную призму предвзятости. Бердяев, например, в своей работе «Смысл творчества» прямо определяет эту свою предвзятость русским православием, причём, в своей собственной трактовке этого православия. Призма К. Маркса: бытиё определяет сознание. Да, вполне вероятно, что у каждого индивидуума есть своя призма, может быть не сформулированная. Очень часто философы формулируют какой-никакой постулат, а потом на протяжении всей своей жизни строят натянутые схемы в поддержку этого постулата.

    См. также

    Философия как образ жизни

    В античной, индийской и китайской философии сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни (деятельность).

    Философия и наука

    Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

    • Является ли философия наукой?
    • Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
    • Как соотносятся между собой философия и вненаучного знания?
    Евклид. Единство философии и математики

    При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

    В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).

    Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.

    Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

    Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.

    Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.

    Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

    Отношение философии и паранауки. Многие приверженцы концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т. д., лишь бы это оказывало терапевтическое действие на современное больное общество и индивидов. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведёт к интеллектуальному анархизму. Наиболее велико влияние паранауки становится именно в критические моменты развития общества, так как каждый индивид стремиться свалить груз ответственности за принятие решений и уйти от необходимости делать свой выбор. Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.

    Философия и религия

    Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.

    Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.

    Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»

    Философия и искусство

    В философии немецкого романтизма был выдвинут тезис «философия как искусство».

    Предмет философии

    Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

    Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

    Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

    Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

    • «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
    • Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.

    Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

    Философия отвечает на вопросы

    • «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
    • «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

    Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

    Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

    Философия: за и против

    Смысл и польза философии

    Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.

    Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии — народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков — это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были — этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.

    Критика философии

    История философии

    История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука.

    Существуют разные точки зрения на соотношение философии и истории философии. Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение. История философии это не просто собрание случайных событий и мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления.

    Философия возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Последовательность эпох и взаимное влияние регионов мира представлена здесь в виде краткой таблицы.

    Современная философия

    Современные философские направления

    Современные философские проблемы

    Строение мозга по представлениям Рене Декарта (из его работы О человеке, 1664). Эпифиз, или пинеальная железа (на схеме обозначен буквой H) — тот орган, в котором, по мнению Декарта, заключена душа человека. Таким образом он пытался решить психофизическую проблему.

    Нерешённые Проблемы, которыми занимается современная философия.

    Список решённых проблем варьируется в зависимости от философской школы. Там, где одни видят решение, другие продолжают видеть проблему, третьи же признают проблему псевдопроблемой.

    • Ахиллес и черепаха (проблема бесконечно малых).
    • Проблема метода (научный метод, метод философии и т. д.)
    • Проблема обоснования логики и проблемы её применения в конкретных науках.

    Методы современной философии

    Основная статья: Философский метод

    Разделы философии

    В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику, эпистемологию, этику, эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более к чем одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.

    Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили, и сейчас ещё часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию. Кроме того, есть философские дисциплины, посвящённые отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, отделение физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии, а отделение политической теории — к появлению политической философии.

    Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания).

    Нижеследующая классификация включает как общие (основные), так и специальные дисциплины (философию отдельных предметных областей).

    Общефилософские дисциплины

    Философия средств и способов познания

    Философские дисциплины, исследующие способы познания (рациональная философия).

    Теоретическая философия

    Теоретическая философия — философские дисциплины, исследующие сущее.

    • Онтология — наука о бытии (наука о сущем), философская теория реальности. В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?».
    • Метафизика не имеет общепринятого определения. Иногда она отождествляется с онтологией, иногда рассматривается как более общая дисциплина, иногда как более частная — наука о началах бытия.
    • Философская антропология
    • Натурфилософия (философия природы)
    • Философская теология (естественная теология, естественное богословие, натуральная теология,)
    • Философия духа

    Практическая философия

    Практическая философия — философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология

    • Аксиология (теория ценностей).
    • Этика — философия морали. В этике спрашивается: «Существует ли разница между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», «Абсолютны или относительны все ценности?», «Как правильнее жить?», «Существует ли единая нормативная ценность, от которой зависят все основные ценности?» (см. также Норма (естественные и гуманитарные науки), «Материальны ли ценности (как стол или стул) и, если нет, как мы должны понимать их онтологический статус?».
    • Эстетика — философская дисциплина о прекрасном, безобразном и т. п. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «Как мы постигаем красоту?».
      • Философия искусства
    • Праксеология (прагматика, философия деятельности)
    • Социальная философия
    • Философия религии
    • Философия права
    • Философия образования
    • Философия истории
    • Политическая философия (философия политики)
    • Философия экономики
    • Философия культуры
    • Философия экологии

    Философские дисциплины или философские направления

    Существуют философские теории, которые можно квалифицировать и как философские дисциплины, и как философские направления, т. е. их статус неясен. К их числу относятся, во-первых, философские теории, которые декларируют свою религиозную, этническую или иную идентичность, во-вторых, философские исследовательские проекты, которыми занимаются те или иные философские школы.

    Философские теории идентичности

    К философским теориям идентичности относится любая теория, которая является одновременно философским исследованием идентичности и идеологией носителей этой идентичности и философским направлением.

    • Этнофилософия
    • Философия расы (философия расизма)
    • Философия пола (философия сексуальности, гендерная философия)
    • Философские теории, связанные с религиозной идентичностью
    • Философия традиционализма (философия традиции)
    Философские теории, разрабатываемые отдельными школами

    Организация философии

    См. также

    Примечания

    1. http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-847.htm
    2. http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/21/us4108113.htm
    3. Парменид. Фрагменты. B 3 DK // Фрагменты ранних греческих философов / Изд. подг. А. В. Лебедев. — М., 1989.
    4. Что такое философия? — в: Гусев Д. А.,Манекин Р. В., Рябов П. В. История философии. Учебное пособие для студентов российских вузов — Москва, «Эксмо», 2004, ISBN 5-699-07314-0, ISBN 5-8123-0201-4.
    5. Гегель Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. — М.: Мысль, 1974. С. 57.
    6. Философия // Большая советская энциклопедия
    7. «Penguin Dictionary of Philosophy» («Философский словарь изд. Penguin»)
    8. Диоген Лаэртский. Книга I // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. — М.: Мысль, 1986.
    9. Фрагмент B 35 DK. Пер. М. А. Дынника.
    10. Парибок А. Философия в Индии // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика, 1996. — С. 432.
    11. Ивин А. А., Никифоров А. Л. Парадоксы импликации // Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике. — М.: Владос, 1997. — С. 264—266.

    Ссылки

    Литература

    Учебники для начального изучения
    • Вундт В. Введение в философию. М.: Добросвет, 1998.
    • Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.
    • Доброхотов А. Л. Введение в философию. — М., 1995.
    • Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.
    Энциклопедии
    • Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
    • Современная западная философия: словарь. М.,1991.
    История философии
    • История философии в кратком изложении. М., 1991. (Перевод с чеш.)
    • История философии: Запад — Россия — Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. — Т. 1-4. — М.
    • Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. Любое изд.
    • Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 1-4. — СПб.

    История русской философии

    • Зеньковский В. В. История русской философии в 2 т.
    • Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии.
    • Лосский И. О. История русской философии.

    Навигаторы

    Wikimedia Foundation. 2010.

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о