«Он же Гога, он же Гоша, он же Жора»: как всё-таки правильно называть Георгиев

Георгий – одно из немногих имен, имеющих многочисленные сокращенные варианты. Вспомним фильм «Москва слезам не верит»: Георгий – «он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора». А также Егор, Гера, Геша. Почему же так случилось? И как вообще появилось на Руси это имя?

История имени

Имя Георгий, как и множество других современных имен, появилось на Руси после принятия христианства. Разнообразные греческие, латинские и еврейские имена нашли свои места в церковных святцах, согласно которым и нарекали новорожденных.

Георгий (Георгиос) – имя греческое и на русский язык переводится как «земледелец». В древности греки называли так бога Зевса, который считался покровителем сельскохозяйственных работ.

На Руси это имя стало широко распространяться с Х века. Поначалу Георгиями называли только тех, кто имел отношение к княжеским родам. Затем это имя стало привычным и среди служителей церкви, а позже обрело популярность и у простых крестьян.

Сокращения

Дохристианские имена на Руси были просты и понятны любому обывателю. Даже их значения лежали, что называется, на поверхности. Например, чаще всего древние славянские имена отражали окружающую действительность, природу, животных (Волк, Пырей, Мороз), порядок появления того или иного младенца на свет (Пятак, Шестак, Девятко), внешний вид или характер ребенка (Несмеяна, Забава, Беляк), отношение к нему родителей (Богдан, Ждан, Любава) и многое другое. Все эти имена не требуют перевода или объяснений даже сегодня.

Поэтому не мудрено, что поначалу русскому языку иноземные имена давались с трудом. Для того чтобы облегчить их произношение, а иногда и попросту оттого, что не расслышали непонятное слово, люди имена коверкали и сокращали. Древним жителям Руси имя Георгий, наверняка, тоже казалось очень сложным. Поэтому с ним также произошли некоторые метаморфозы. Какие только сокращенные варианты ни находят в летописях: Гюрг, Гюрги, Гюрята, Гергий, Гюрий, Горьги, Гюргий, Дюрга, Дюргий, Дюрди, Дюрдий, отсюда Юрий, Юрьи, Юрьги, Юрко, Юрка.

Популярность

Сокращение имен также тесно связано с их распространенностью на Руси. Для того чтобы выделить своего ребенка из числа его тезок, люди и придумывали всевозможные сокращения. Вот и имя Георгий постепенно обрело подобную популярность.

Со временем сокращенные формы имен стали совершенно отдельными именами. Так случилось и с именем Юрий, которое является производным от Георгия. Причем имя Юрий обрело полную самостоятельность только после 30-х годов ХХ века.

Сегодня другое сокращение имени Георгий – Егор (первоначально, Егорий) тоже отделяется от своего первоисточника.

Читайте также:

«Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша» – статьи

«Большая семья» (1954)

Фильм «Большая семья» стал экранизацией романа Всеволода Кочетова «Журбины». По признанию актера, это литературное произведение оказалось едва ли не самой скучной книгой в его жизни, поэтому он даже не дочитал роман до конца. Тем не менее, роль Алексея Журбина в картине Иосифа Хейфица сделала молодого Баталова невероятно популярным.


Фрагмент кинофильма «Большая семья»

Сам актер отзывался о судьбоносной роли следующим образом: «Первая настоящая роль в художественном фильме, первая встреча с корифеями советского кино, первые дни самостоятельной актерской жизни — все было ново и захватывающе увлекательно. Все силы, все мысли, все чувства накрепко привязаны к работе, и, кажется, происходи эти съемки даже на Луне, и то ничто не могло бы оказаться интереснее и важнее».

«Летят журавли» (1957)

Трогательный фильм о влюбленных, которых разлучила война, понравился не только советским зрителям: в 1958 году картина удостоилась «Золотой пальмовой ветви» на кинофестивале в Каннах. Алексей Баталов был безмерно рад, что ему удалось поработать с легендарным Сергеем Урусевским, и писал в мемуарах, что оператор всегда находил блестящие решения.


Алексей Баталов рассказывает о съемках картины «Летят журавли»

Во время работы над фильмом Баталов серьезно пострадал: он упал с крутого берега и так сильно травмировал лицо, что актеру вместо «света, камеры и мотора» предстояла операция в ближайшей больнице. К счастью, она завершилась успешно.

«Три толстяка» (1966)

Алексей Баталов прославился не только как актер, но и как режиссер. В 1965 году он начал работу над фильмом «Три толстяка» — экранизацией одноименного произведения Юрия Олеши. Однако и актерское амплуа Баталов не оставил: в кинокартине он исполнил роль ловкого канатоходца Тибула.


Отрывок из фильма «Три толстяка»

Нельзя сказать, что картина пользовалась популярностью у кинокритиков, однако она полюбилась многим поколениям советских и российских детей, а добиться признания этой части зрительской аудитории не так-то просто.

Сам Баталов отмечал, что был неопытен и очень многого не предусмотрел во время создания фильма. Например, о сцене, в которой Тибул идет по канату над площадью, режиссер рассказывал следующее: «К монтажу подготовили кадры с нами, это был позор! Кирпичные лица, синие ноги. А ведь это центральная сцена, весь сюжет на ней завязан. Я был очень молод и пошел на риск. В здравом уме такого, конечно, сделать было нельзя». К слову, сцена была снята без участия дублеров. Баталов целый год готовился к ней и сумел виртуозно исполнить трюки.

«Звезда пленительного счастья» (1975)

Фильм, озаглавленный цитатой из стихотворения Пушкина, начинался с посвящения российским женщинам, и представительницы прекрасного пола подарком остались довольны: декабристов сыграли лучшие актеры Советского Союза, любимцы дам.


Кадры из фильма «Звезда пленительного счастья»

В этой картине Алексею Баталову досталась небольшая, но яркая и неоднозначная роль князя Сергея Петровича Трубецкого, которого считали трусом, в последний момент передумавшим выходить на площадь.

«Москва слезам не верит» (1979)

«Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора здесь проживает?» — эти слова помнит каждый, кто хоть раз в жизни смотрел фильм «Москва слезам не верит». В роли Гоши блистал Алексей Баталов, и, возможно, именно этот образ стал главным в его кинокарьере.


Сцена пикника из фильма «Москва слезам не верит»

Владимир Меньшов, режиссер картины, рассказывал, почему решил пригласить на роль Гоши именно Баталова: «Гоша по сценарию — рабочий. Но нам нужен был рабочий-аристократ, мыслитель, философ — все-таки ему предстояло завоевать директрису завода. Гоше, как нам виделось, должно быть под сорок. Но вот однажды, когда мы со вторым режиссером Владимиром Кучинским обсуждали возможных актеров на эту роль, по телевизору пошел «Дорогой мой человек», и тут же подумалось: а что если Баталов?! Пусть ему уже пятьдесят, но его роли оказали такое мощное влияние на целые поколения — они и станут опознавательным знаком нужного нам социального героя».

Гоша, он же Гога, он же Юра, он же Гора… Идеал Мужчины?


Гога из фильма Москва слезам не верит — идеальный мужчина, тонко воплощенный в отечественном кинематографе… или изощренный эмоциональный вампир?
Однако с некоторых пор меня одолевает вопрос: все ли так гладко с этим идеальным мужчиной?

Как раз вчера в очередной раз показывали этот фильм по ТВ.

Гошу  последние пару десятков лет в сети безжалостно полощут. В чем только не обвиняют этого героя без недостатков.

И в нарциссизме, и в прагматизме, наглости и фамильярности, лживости и манипулировании. В общем не принц на белом коне, а то еще..

Начнем:
В электричке Гога сходу ведет себя бесцеремонно, нарушая личные границы незнакомой женщины. Сначала он ее упорно разглядывает, затем цепляется с разговором ( быстро сократить дистанцию), в ходе которого ставит героине несколько диагнозов (мужика нет, по работе — не выше, чем мастер, сам же не спросил у самой Катерины, где и кем она работает.), потом неуместно переходит на ты. Отчего Катерину совершенно справедливо коробит, и она стремится отвязаться от этого типа.

Гога невольно проговаривается, чему он завидует, что Катерина занимает должность  мастера.
На самом деле, для Гоги, видимо, это предел мечтаний. Которого достигнуть не удалось  из за несносного  характера, недостаточного профессионализма или элементарной ненадежности (разве можно положиться на запойного алкоголика?).

 Навязывает себя в качестве провожатого — при этом не забыв обратить внимание Катерины на то, что денег у него хватит только на такси до ее дома, а уж до своего ему придется идти пешком. Мол, оцени размах моей жертвы.


Начинаются ухаживания:
Он впервые попадает в гости  и тут же устраивает досмотр с пристрастием. Выясняет, что Катерина  действительно не  замужем.
Мозги начинают работать по полной..

Попав в квартиру, он осматривается и понимает, что это он удачно попал. Детали его беспардонного поведения  в книге Валентина Черных, которая была положена в основу сценария:

Гога осмотрелся, заглянул в комнату Катерины.
– Ну как? – поинтересовалась Катерина.
– Годится. Судя по блеску стекол и ворсу ковра, убирала не больше суток назад. Готовилась к встрече со мной?
– Ты угадал, – подтвердила Катерина. – Угадывай дальше.

– Я думаю, что мы будем ужинать.
– Опять угадал. Только я минут десять отдохну.
– Отдыхай, – разрешил Гога.
Он прошел на кухню, открыл холодильник, изучил его содержимое, заглянул в настенные шкафы

Гога разрешает Катерине посидеть в кресле и бросается готовить ужин. Причем, заметьте, чужими руками, тут же приспосабливая Александру..

Далее  устраивает шоу во славу себя любимого: собирает людей на пикник по случаю своего, якобы, дня рождения.

 Само появление Гоги в квартире Катерины воскресным утром: его совершенно не колышет, что люди по выходным отсыпаются, что у них другие планы, что согласия на поездку ему никто не давал. Вспомним, он просто сообщил Катерине и Александре о пикнике и ушел, не дождавшись ни да, ни нет. А сейчас буквально пинками гонит их на шашлыки. Конечно, для их же блага, которое ему ведомо лучше, чем самим потенциальным облагодетельствованным! На природе, мол, отоспитесь.

Прозрачный воздух,  березки, солнце, костер. У костра мужчины. Катерина засыпает в кресле. Потому что в выходной она привыкла отсыпаться..

В книге Черных присутствует диалог, в котором Катерина еще на пикнике пытается рассказать Гоге, кто она такая.
Вернее, даже рассказывает. Но тот словно не слышит ее и всячески переводит тему, иронизируя над ней и не забывая снова выпятить себя:

– Гога, – предупредила Катерина, – несмотря на всю твою проницательность, я не та, за кого ты меня принимаешь.
– Конечно не та, – согласился Гога. – Ты лучше.
– Я серьезно.
– Она серьезно, – подтвердила Александра. – Она не из фабрики-прачечной, она крупный…
– …руководитель промышленности, – улыбнулся Гога.
– Да, – подтверди

Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Жора-мастер на все руки: amarok_man — LiveJournal

«Москва слезам не верит» помните этот замечательный фильм о том, как три молодые провинциалки приезжают в Москву в поисках того, что обычно ищут люди во всех столицах мира — любви, счастья и достатка.

Какая там игра актёров! Ярчайшие персонажи -Катерина, Людмила, Антонина, Георгий (он же Гоша, он же…), Александра, Николай)…

А цитаты: Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить

Александра: А Вы давно знакомы?

Гоша: С мамой? Ммм. 44 часа и даже уже 22 минуты.

Александра: Ааа… Ну, боюсь тогда, что огорчу Вас. Мама придерживается того принципа, что любовь любовью, а человека нужно узнать. А для этого нужно время.

Гоша: Совершенно права! Выйти замуж после двух дней знакомства – просто верх легкомыслия. Надо все хорошенько обдумать. Дней пять. (Обращаясь к Катерине): Так что ты не торопись, до среды есть время.

Гоша, один из главных персонажей.

— Я даже могу сказать, что вы, например, не замужем.

— Если я не ношу обручального кольца, это ещё ни о чём не говорит.

— Да даже если бы вы носили три обручальных кольца, вы всё равно не замужем. У вас взгляд незамужней женщины.

— А что, незамужние женщины смотрят как-то по-особенному?

— Конечно. Они смотрят оценивающе. Так смотрят милиционеры, руководящие работники и незамужние женщины.

И он кстати-мастер на все руки.

Может починить всё, чтобы оно «закрутилось»

Но, это всё разговор, чтобы вспомнить замечательный фильм. И это к теме поста не относится.

А теперь вопрос: что это на картинке?!

Верный ответ назову завтра. В дополнении к этому же посту. А также тех, кто даст верные ответы

Всем удачи!

……………………

Абсолютное большинство ответило верно: это сливной фильтр для стиральной машинки.

А самая первая ответила:knatka

Спасибо всем!

В чем проблема Гоши из «Москва слезам не верит» и какая судьба ждала бы героев в реальной жизни

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В 1980 году на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Москва слезам не верит». Картина завоевала зрительскую любовь и признание в СССР и за рубежом. Фильм разобрали на цитаты, а персонажи стали народными любимцами. Многие советские и современные женщины видят идеального мужчину в Гоге (он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора). Но некоторые сегодняшние зрители посмотрели на фильм другими глазами и увидели в герое Алексея Баталова закомплексованного нарцисса, не уважающего женщин.

AdMe.ru решил порассуждать, так ли плох на самом деле Гога, и пофантазировать, мог ли быть у Катерины шанс на счастье с таким кавалером, если бы эта история произошла в реальности.

Чем провинился Гоша?

В XXI веке от реплик героя вроде «не хвалить же женщину за то, что она стирает или умеет готовить обед» или «все и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужчина» у многих шевелятся волосы на голове. И если это можно списать на приметы времени, то поступки Гоши вызывают куда больше вопросов у придирчивого зрителя.

Персонаж Жоры обладает целым рядом признаков, по которым можно определить нарцисса: огромное самомнение, чрезмерная потребность в восхищении, чувство, будто у него есть какие-то особые права.

С самого своего первого дня в жизни Катерины он бесцеремонно вторгается в ее личное пространство и навязывает свое общение. Провожая ее на такси, эгоцентричный слесарь не забывает подчеркнуть, что отдает последние деньги, а сам пойдет домой пешком.

Первое попадание ухажера в квартиру Катерины, кажется, демонстрирует его заботливость. Но, если подумать, он снова лишь рисуется, выхватывает из рук женщины пакеты (не тяжелые, кстати), начинает хозяйничать в чужом доме.

Следующая сцена начинается с другого бесцеремонного поступка, когда Катерину (которая, как мы знаем, много работает и устает) будят рано утром в воскресенье. Гоше нет дела до того, что в выходные людям хочется выспаться.

Для чего он это делает? Чтобы Катя и Александра попали на представление в честь Гоши и слушали хвалебные речи в его адрес. Неужели у хорошего и достойного человека (как его описывают друзья) нет других способов произвести впечатление? Странный и как минимум эгоцентричный способ обольщения.

Чем дальше, тем больше Гоша проявляет признаки тирана. Например, вмешивается в воспитание Александры, на что Катерина как мать справедливо реагирует. И что же наш герой? Он не только не извиняется, но и заставляет извиниться Катерину. Кстати, тот факт, что

Георгий или Юра: как правильно

Георгий – одно из немногих имен, имеющих многочисленные сокращенные варианты. Вспомним фильм «Москва слезам не верит»: Георгий – «он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора». А также Егор, Гера, Геша. Почему же так случилось? И как вообще появилось на Руси это имя?

История имени

Имя Георгий, как и множество других современных имен, появилось на Руси после принятия христианства. Разнообразные греческие, латинские и еврейские имена нашли свои места в церковных святцах, согласно которым и нарекали новорожденных.

Георгий (Георгиос) – имя греческое и на русский язык переводится как «земледелец». В древности греки называли так бога Зевса, который считался покровителем сельскохозяйственных работ.

На Руси это имя стало широко распространяться с Х века. Поначалу Георгиями называли только тех, кто имел отношение к княжеским родам. Затем это имя стало привычным и среди служителей церкви, а позже обрело популярность и у простых крестьян.

Сокращения

Дохристианские имена на Руси были просты и понятны любому обывателю. Даже их значения лежали, что называется, на поверхности. Например, чаще всего древние славянские имена отражали окружающую действительность, природу, животных (Волк, Пырей, Мороз), порядок появления того или иного младенца на свет (Пятак, Шестак, Девятко), внешний вид или характер ребенка (Несмеяна, Забава, Беляк), отношение к нему родителей (Богдан, Ждан, Любава) и многое другое. Все эти имена не требуют перевода или объяснений даже сегодня.

Поэтому не мудрено, что поначалу русскому языку иноземные имена давались с трудом. Для того чтобы облегчить их произношение, а иногда и попросту оттого, что не расслышали непонятное слово, люди имена коверкали и сокращали. Древним жителям Руси имя Георгий, наверняка, тоже казалось очень сложным. Поэтому с ним также произошли некоторые метаморфозы. Какие только сокращенные варианты ни находят в летописях: Гюрг, Гюрги, Гюрята, Гергий, Гюрий, Горьги, Гюргий, Дюрга, Дюргий, Дюрди, Дюрдий, отсюда Юрий, Юрьи, Юрьги, Юрко, Юрка.

Популярность

Сокращение имен также тесно связано с их распространенностью на Руси. Для того чтобы выделить своего ребенка из числа его тезок, люди и придумывали всевозможные сокращения. Вот и имя Георгий постепенно обрело подобную популярность.

Со временем сокращенные формы имен стали совершенно отдельными именами. Так случилось и с именем Юрий, которое является производным от Георгия. Причем имя Юрий обрело полную самостоятельность только после 30-х годов ХХ века.

Сегодня другое сокращение имени Георгий – Егор (первоначально, Егорий) тоже отделяется от своего первоисточника.

Читайте также:

Гоша, он же Гога, он же Жора — Персонажи и идеи в кино и литературе

С Гошей (Алексей Баталов) зритель знакомится лишь во второй части фильма «Москва слезам не верит». Он врывается в жизнь главной героини тайфуном, и мгновенно покоряет её своим мужским обаянием и полным отсутствием недостатков. За словом этот мужчина в карман не лезет, интеллектом не обделён, работает в НИИ, излучает внутреннюю харизму даже через стены и, кажется, может абсолютно всё. И всё в нём так: и бабушке самовар помог дотащить, и обувь грязную не любит, и спиртным не увлекается, и ужин может приготовить, и пледом вовремя укроет, и в обиду никого не даст и с Александрой подружился, когда помог её парню разобраться с хулиганами. Но и тут есть «но».

Гоша привозит Катю и Сашу на пикник, организованный его друзьями на лоне природы. Катерина впечатлена рассказами о новом знакомом и его заботой. О ней давно никто не заботился. Однако Георгий обронил фразу о том, что не представляет возможной семью, где жена зарабатывает больше мужа и занимает высокую должность. Сам он хоть и первоклассный и на хорошем счету, но всё же слесарь с небольшим окладом. Несмотря на свой незаурядный ум, Гоша не хочет карьерного роста — ему нравится то, что он делает. Общаясь с Катей, он думает, что и она трудится среди рабочих. Катя отмалчивается, испугавшись упустить такое внезапное счастье. Она позволяет быть Гоге «рулевым» в их отношениях, учится сдерживаться и быть послушной.

Обман раскрывается, когда в дом Катерины приходит её давний знакомый и биологический отец Саши. Гоша без задней мысли усаживает гостя за стол, чтобы разделить с ним ужин. В разговоре выясняется, что его Катерина директор крупного комбината. Не позволив, любимой толком объясниться уязвлённый Георгий уходит из её дома. И исчезает из её жизни на восемь дней. Он прячется в своей коммуналке, пьёт водку и не собирается возвращаться.

Найти Гошу было нелегко — как выяснилось, Катя и Саша о нём ничего не знают. Практически переехав к Тихомировым в квартиру, он ни разу не назвал ни своей фамилии, ни домашнего адреса, ни точного места работы. Но для того и нужны друзья, чтобы помогать в самых безвыходных ситуациях. На восьмой день Гошу находит муж Катиной подруги Антонины — простой и добрый мужик. Он принимает на себя «алкогольный удар» и уговаривает оскорблённого Георгия вернуться и выслушать Катерину, которая не находит себе места. Возлюбленные воссоединяются. 

Цитаты Гоги

— Ты же сказал, что если у жены зарплата больше — это не семья. Ну как же ей признаться-то!
— Ты мозги не пудри: она меня обманула!
— Нет, это недоразумение!
— Нет, это её принципиальная позиция, понял!
— Не-е-ет, это недоразумение!
— Да нет! Она этим самым обнаружила, что для неё социальный статус человека выше, чем его… мой личный статус!
— Переведи… 

— Сказал, что доставлю, — вот и доставил.
— Это спорный вопрос, кто кого доставил. 

— Предлагаю дружить домами!
— Согласен. Встречное предложение: дружить семьями.
— Интересная мысль! 

— Как долго я тебя искала….
— Восемь дней.
— Как долго я тебя искала.

— Давайте мы вам поможем?
— Не-не-не, шашлык женских рук не терпит. Вон, идите туда, — ваши места в зрительном зале. 

— Уж очень я какой-то идеальный получился. Даже странно.
— Ничего, жизнь это поправит. 

— Гоша, а сколько вы получаете?
— Да уж как-нибудь побольше твоей матери.

— Если я не ношу обручального кольца, это ещё ни о чем не говорит.
— Даже если б вы носили три обручальных кольца, вы всё равно не замужем. У вас взгляд незамужней женщины. 

— Ты хоть сказал бы, как тебя зовут.
— Гога. — Как???
— Можно Гоша.
— Значит, Гога… Только этого мне не хватало… 

— Значит, ты поссорилась с мужем и решила проучить его при помощи меня.
— Гоша! С таким аналитическим умом вам надо работать в бюро прогнозов.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о