Содержание

Моногамная семья: история и этапы становления

     Моногамная семья  — это тот вид семьи, который мы на сегодняшний момент привыкли считать классическим — муж, жена и дети. Семья и брачные отношения в современном их виде сегодня кажутся нам довольно заурядным, привычным явлением. Это определенная сложившаяся система, которую мы воспринимаем, как нечто само собой разумеющееся. Однако брак в процессе своего исторического становления претерпел значительные изменения, о которых теперь мало кто задумывается. История возникновения моногамной семьи насчитывает многие тысячелетия.

В первобытном обществе брака как такового не было, вместо него существовал так называемый промискуитет, который характеризовался неупорядоченными половыми отношениями, когда самцы спаривались поочередно с разными самками. Постепенно с развитием человеческого общества и становлением родов беспорядочные половые связи сменяются избирательностью полового влечения. Сексуальные отношения определенным образом упорядочиваются. Вместо коллективного брака приходит групповой.

      С появлением группового брака в заточном виде возникают собственно права и обязанности, связанные с  понятием брака вообще. Прежде всего, это обязанности по обеспечению питанием и воспитанию детей и подростков. Сам групповой брак представляет собой союз двух родов, в рамках которого существуют половые отношения между мужской и женской группами, входящими в данный союз. Условно говоря,  каждый мужчина, принадлежавший к данной группе, считает себя мужем всех женщин той же группы. Группы женщин и мужчин живут рядом, ведут совместное хозяйство. Дети, рождающиеся в рамках такого родового союза, в малолетнем возрасте воспитываются в женской группе, а, повзрослев, переходят в мужскую. Наследственное право считается по матери, так как материнство всегда было достоверно известно, а отцовство – нет, отцом мог быть любой из членов мужской группы.


     Следующим этапом развития брачных отношений явился моногамный или парный брак. Однако путь, который прошла моногамная семья к тому типу семьи, который мы можем наблюдать сегодня, был довольно долгим и сложным, и отношения между полами претерпевали существенные изменения. Возникновение

моногамной семьи было связано с формированием частной собственности и активным развитием торговли. В рамках данного процесса на первый план выдвигается мужчина, поскольку в его руках концентрируется основной экономический ресурс.   В связи с этим моногамный брак сильно расширяет возможности и права мужчины, складывается тот тип общества, который принято называть «патриархальным». Мужчина занимает доминирующее положение и, так как он является владельцем всех материальных благ, наследственное право переходит от линии матери к отцу. Встает вопрос о верности браке, поскольку мужчине необходимо закрепить за собой своих детей, чтобы передать им свое имя и имущество. В отличие от группового брака, где отец был неизвестен, здесь мужчина должен был быть уверен в своем отцовстве, и женская верность не только подразумевалась на обыденном уровне, но и прописывалась в законодательстве.   К примеру, в  кодексе законов Хаммурапи (Вавилон, ок. 1759 до н.э.) оговаривается суровое наказание за измену жены, в то время как мужу разрешается брать наложниц. Патриархальная система ценностей зачастую подразумевала принудительный брак, когда замуж не выходили, а замуж выдавали независимо от предпочтений и чувств женщины.


     Начало моногамной семьи современного типа и складывание привычного для нас образа семьи можно отсчитывать со времен Французской революции 1793 г. – исторического события, которое явилось важнейшим этапом для развития многих сфер человеческой жизни,  в том числе и для  семейных взаимоотношений.  Именно во Франции конца XVIII века было на законодательном уровне провозглашено равенство мужчин и женщин, установлен  брак по взаимному согласию, оговорен порядок разводов и отменено различие детей на законных и незаконных.


    Современная семья в нашей сегодняшней реальности также не является застывшей формой. В течение второй половины XIX века и весь ХХ век ее развитие определяла все более набирающая силу городская культура, которая сформировала маленькую семью, состоящую из мужа, жены и детей, в отличие от больших деревенских семей, в рамках которых существовали вместе несколько поколений родственников. Урбанистические тенденции определили увеличение возраста вступления в брак и уменьшение количества детей в семье.


     Если взять последние несколько десятилетий, то тут можно отметить все более возрастающую индивидуализацию всех членов семьи, окончательное освобождение семьи от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков, возникновение альтернативных форм брачно-семейных отношений, формирование новых способов решения семейных проблем. В любом случае, поскольку любые формы человеческих взаимоотношений не стоят на месте, а неизбежно исторически развиваются, мы на протяжении нашей жизни, возможно, увидим и дальнейшую эволюцию отношений в браке, возникновение новых семейных ценностей  и взглядов на семью, как на определенный  общественный феномен.

 

Традиционная, патриархальная и нуклеарная семья: признаки и характеристики

Что такое семья? Функции семьи

Семья — это совокупность индивидов, связанных кровным родством или узами брака. Семью объединяют общий быт и взаимная ответственность.

Простыми словами, семья — это группа близких родственников, живущих вместе.

Основу семьи составляет брачный союз, санкционированных обществом. Брак может быть юридическим, церковным или гражданским (неофициальным). Моногамия — это брачный союз двух супругов. Полигамия — союз трех и более супругов. Многоженство в науке называется полигинией, многомужество — полиандрией.

Читайте подробнее: Что значит моногамный? Правда ли люди — многоженцы от природы

Семья — это и малая социальная группа, и важнейший институт общества, опора всей социальной структуры. Семья как малая группа она удовлетворяет личные потребности людей, а как социальный институт — потребности общества.

Функции семьи

  1. Репродуктивная — биологическое воспроизводство, рождение детей

  2. Социализация — формирование личности.

  3. Хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми.

  4. Экономическая — совместная трудовая деятельность, материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

  5. Первичный социальный контроль — регулирует поведение членов семьи с помощью правовых и нравственных норм, традиций.

  6. Социально-статусная — предоставление социального статуса членам семьи (национальность, религия, сословная принадлежность), воспроизводство социальной структуры общества.

  7. Эмоционально-психологическая — психологическая поддержка членов семьи.

  8. Защитная — физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи.

  9. Духовно-нравственная — развитие личности

  10. Досуговая — совместный отдых.

  11. Сексуальная — регулирование отношений между полами.

Патриархальная и партнерская семья: определение и признаки

По распределению обязанностей семьи можно разделить на патриархальные, матриархальные и партнерские.

Патриархальная семья — это семья, где домашние обязанности выполняет в основном женщина, а ответственность за семью и основная власть принадлежат мужчине. Греческое слово патриарха́т означает «власть отца».

Иногда этим же термином обозначают большую многополенную семью (см. ниже).

Признаки патриархальной семьи

  • Старший мужчина материально обеспечивает семью, родственники экономически зависят от него

  • Мужчина — носитель власти и морального авторитета в семье, он принимает решения

  • Мужские и женские обязанности четко разделены: женщине предписано воспитывать детей и вести домашнее хозяйство

  • Мужчина несет ответственность за жену и детей, их поступки

Матриархальная семья — это семья, где основная власть и ответственность принадлежат старшей женщине, другие члены семьи зависимы от нее.

Коллективистская (партнерская) семья означает, что супруги выполняют обязанности совместно или по очереди, делят права и ответственность. Оба супруга обладают экономической независимостью.

Признаки партнерской семьи (семьи демократического типа)

  • Равные возможности супругов

  • Экономическая самостоятельность и независимость супругов

  • Отношения основаны на уважении и доверии

  • Распределение ответственности: проблемы обсуждаются, важные решения принимаются сообща

  • Справедливое разделение домашней работы и родительских обязанностей

  • Уважение к частной жизни членов семьи

Традиционная и нуклеарная семья: определение и признаки

Нуклеарная семья (простая, супружеская) состоит из супругов и детей, либо только из супругов. Термин происходит от слова nucleus — ядро. В современном мире именно нуклеарный тип семьи встречается чаще всего. Нуклеарная семья может быть бездетной, с одним или несколькими детьми; может быть полной или неполной (с двумя родителями или одним родителем).

Нуклеарную семью противопоставляют расширенной (сложной) семье традиционного типа.

Расширенная семья (сложная, традиционная, патриархальная) включает несколько поколений взрослых людей. Если под одной крышей живут родители и их взрослые сыновья/дочери, уже вступившие в брак, бабушки и дедушки, взрослые сестры или братья — это расширенная семья.

Таким образом, традиционная или расширенная семья — это несколько нуклеарных семей, живущих вместе.

Сложная семья уступает место нуклеарной при переходе от традиционного общества к индустриальному. В России переход от традиционной к нуклеарной семье произошел в XX веке.

Читайте также: Кто такая золовка? Как называют родню со стороны жены и мужа

Найдите в списке характеристики патриархальной семьи. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо знать разницу между патриархальной и партнерской, нуклеарной и расширенной семьей. Для примера разберем задания из тестов прошлых лет по этой теме.

Задание 1. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Правильный ответ: 156

Задание 2. В семье N. под одной кры­шей живут су­пру­ги, их дети, внуки и пра­вну­ки. Гла­вой семьи яв­ля­ет­ся стар­ший муж­чи­на, чьи ре­ше­ния обя­за­тель­ны для осталь­ных до­мо­чад­цев. Жен­щи­ны за­ни­ма­ют­ся до­маш­ней ра­бо­той, а муж­чи­ны обес­пе­чи­ва­ют ма­те­ри­аль­ные усло­вия су­ще­ство­ва­ния семьи. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной семьи и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) нук­ле­ар­ная
2) партнерская
3) тра­ди­ци­он­ная
4) мно­го­по­ко­лен­ная
5) де­мо­кра­ти­че­ская
6) мо­но­гам­ная
Правильный ответ: 34

Задание 3. В сто­ли­це од­но­го из ев­ро­пей­ских го­су­дарств про­жи­ва­ет семья, со­сто­я­щая из су­пру­гов и двоих детей. Муж и жена ра­бо­та­ют в ре­клам­ном биз­не­се, сов­мест­но ре­ша­ют все во­про­сы жизни семьи. Еже­год­но, вме­сте с детьми они об­суж­да­ют во­про­сы ор­га­ни­за­ции лет­не­го от­ды­ха, при­ни­ма­ют ре­ше­ния о при­об­ре­те­нии всех круп­ных по­ку­пок. Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не ха­рак­тер­ные при­зна­ки семьи, опи­сан­ной в за­да­нии.
1) де­мо­кра­ти­че­ская
2) пат­ри­ар­халь­ная
3) парт­нер­ская
4) нук­ле­ар­ная
5) мо­но­гам­ная

Правильный ответ: 1345

Задание 4. Най­ди­те в при­веденном ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки пат­ри­ар­халь­ной (тра­ди­ци­он­ной) семьи. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) сов­мест­ное про­жи­ва­ние не­сколь­ких по­ко­ле­ний
2) при­ня­тие ре­ше­ний всеми чле­на­ми семьи
3) эко­но­ми­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность жен­щи­ны
4) ор­га­ни­за­ция быта как ос­нов­ная эко­но­ми­че­ская функ­ция
5) жесткое рас­пре­де­ле­ние муж­ских и жен­ских обя­зан­но­стей
6) сов­мест­ная про­из­вод­ствен­ная де­я­тель­ность
Правильный ответ: 156

22 Билет. Классификация семьи и брака. Проблемы современной семьи

Билет 22. Классификация семьи и брака. Проблемы современной семьи

Брак — это добровольный, равноправный союз между женщиной и мужчиной, направленный на создание семьи.

полигамия — брачный союз более двух партнеров. Полигиния — мужчина имеет много жен, полиандрия — женщина имеет много мужьев.

групповой брак — одновременное семейное сожительство нескольких мужчин и женщин.

моногамия — брак между одним мужчиной и одной женщиной;

по выбору брачного партнера: эндогамный (брак между представителями одной социальной группы) и экзогамный (брак между представителями различных социальных групп)

по экономическому критерию: равный, неравный (разница в возрасте, доходах между партнерами).

Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, осуществляющих воспроизводство населения, социализацию детей.

Типы семьи:

В зависимости от форм брака:

  1. Моногамная семья — состоящая из двух партнёров.

  2. Полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.

  3. Полигиния — мужчина в браке с несколькими женщинами.

  4. Полиандрия — женщина в браке с несколькими мужчинами.

В зависимости от пола супругов:

  1. Однополая семья.

  2. Разнополая семья.

В зависимости от количества детей:

  1. Бездетная,.

  2. Малодетная семья.

  3. Многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • Простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

    • элементарная— семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

      • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

      • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

    • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей.

  • Сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  1. Родительская — это семья, в которой человек рождается.

  2. Репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

  1. Матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены.

  2. Патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа.

  3. Неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

В зависимости от типа воспитания детей:

  1. авторитарный

  2. либеральный

  3. демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.

Проблемы:

Более позднее формирование социальной готовности к созданию семьи. Необходимо больше времени для завершения образования. Желание сначала сделать карьеру, чтобы экономически обеспечить создаваемую семью.

Увеличение количества разводов. Достигнутый уровень развития производительных сил, образования позволяет женщине самостоятельно (в одиночку) содержать семью.

Мужские семейные обязанности (добывать пищу, строить жилье, заготавливать дрова и т. д.) пропали, а женские (приготовление еды, содержание дома, мужа и детей) остались. Ситуация, когда муж не принимает участия в домашних делах, зачастую приводит к разводу.

Уменьшение количества детей в семье.

Изменение мотивации брака.

Сложное материальное положение, особенно молодых семей и семей пенсионеров;

Жилищная проблема;

Проблемы внутрисемейных отношений, обостряющиеся на почве пьянства одного из супругов, измены.

что это, моногамные отношения, семья, мужчина, что такое моногамность в браке у людей

Моногамия предполагает отношения с одним партнером одновременно. Моногамные браки являются единственными возможными во многих странах; люди нередко предпочитают данную модель. Моногамными могут быть и животные, что однако случается не так часто.

Что такое моногамия и моногамные отношения?

Моногамией называется форма близких отношений, заключаемая между 2 людьми чаще противоположного пола, при которой люди вступают в близость, половые контакты, могут образовывать семьи. Сейчас создание семей разрешается и между представителями одного пола в ряде государств; в Российской Федерации однополые браки запрещены.

Каждый из вступающих в подобные отношения имеет лишь одного партнера либо на протяжении всей жизни, либо на каком-либо этапе жизни (отношения с новым партнером могут начаться после прекращения взаимодействия с прежним). Люди обещают хранить друг другу верность, избегать измен; ведут общий быт, живут вместе.

В моногамных отношениях человеку необходимо отказываться от желания вступить в связь с кем-либо еще. Незрелые личности, не готовые выполнять данные при вступлении в брак или отношения обязательства, нередко однако изменяют, находят любовников или любовниц.

Некоторые люди полагают, что придерживаться моногамии не нужно, поскольку она противоречит человеческой природе; они могут встречаться, строить отношения сразу с несколькими партнерами. Такой тип отношений называется полигамией.

Моногамия: что это, плюсы и минусы

Моногамия у животных

В природе также существуют примеры моногамных отношений. Некоторые виды животных выбирают себе пару на длительный период или на всю жизнь.

Моногамными считаются лебеди. Эти птицы выбирают партнера лишь 1 раз в жизни. Если одна из птиц погибнет, вторая никогда больше ни с кем не спарится, умрет вскоре после первой.

Волки тоже часто образуют пары на всю жизнь. После гибели самца волчица редко находит нового партнера; в большей части случаев до самой смерти остается одинокой. Волк защищает самку и детенышей, иногда может погибнуть в схватке.

Бобры тоже моногамны. Пары они образуются лишь однажды; после вместе растят потомство. Когда бобриха беременна, самец самостоятельно добывает для нее пропитание.

Крепкие пары образуют и пингвины. Возвращаясь в колонию, они всегда пытаются отыскать своего партнера.

Моногамными считаются также 23% представителей приматов, к которым относится и человек.

Моногамия: что это, плюсы и минусы

Моногамия мужчин и женщин с биологической и психологической точек зрения

Некоторые специалисты уверены, что от природы мужчины полигамны. В прошлом, когда количество людей в одном поселении было небольшим, для выживания требовалось, чтобы мужчина имел детей от разных женщин; в противном случае пришлось бы заключать близкородственные браки, что привело бы к увеличению количества генных мутаций, вымиранию популяции. По мере роста популяций от такого метода однако отказались из-за отсутствия необходимости.

Поскольку дети взрослеют медленно, на их выращивание требуется много сил, женщины меньше склонны к полигамным отношениям: пока ребенок маленький, женщине требовалась помощь в поисках пропитания, защита от хищников, врагов. Необходимость вступать в половой контакт с как можно большим количеством представителей противоположного пола отсутствовала, беременность и выращивание младенца занимали много времени. Если количество детей, которых может иметь мужчина, неограниченно, у женщин оно намного ниже.

Моногамия на территории Европы была выбрана как более удобная система для заботы о потомстве. Теперь оба родителя принимали участие в выращивании младенцев: мужчина защищал партнершу и младенца от врагов, хищников, добывал пропитание, позже выполнял и воспитательные функции.

Моногамия: что это, плюсы и минусы

Плюсы и минусы моногамных отношений

Преимуществом моногамных отношений является более низкая вероятность заражения венерическими заболеваниями. Если оба партнера сохраняют друг другу верность, они привыкают друг к другу, к особой микрофлоре в области гениталий, которая индивидуальна у каждого человека.

Моногамный мужчина или женщина может не тратить больше времени на поиски партнера. Люди привыкают друг к другу не только в сексе, но и в бытовых вопросах.

На территории ряда стран есть возможность вступить в полигамный брак. Поскольку во многих странах зарегистрировать полигамные отношения официально нельзя, в будущем у приверженцев такой системы могут возникать затруднения с разделом имущества, получение алиментов для ребенка и другими юридическими вопросами.

Мужчины, чьи женщины моногамны, уверены, что воспитывают своего ребенка, а не чьего-либо чужого.

Минусом является невозможность вступать в половые контакты с любым понравившимся партнером. Выбравший моногамные отношения человек должен сдерживаться, если возникает влечение. Не все способны справиться с такой ответственностью, что может стать причиной измены, неприятных чувств, эмоций у партнера, привести к разрыву.

Для многих людей недостатком становится однообразие: через некоторое время привычки и предпочтения супруга хорошо изучены, может возникать скука. Часто не хватает и экспериментов в сексе. При желании, однако, супруги способны разнообразить интимную жизнь, добавить спонтанности в другие сферы.

Типы моногамии

Существует несколько типов моногамии.

Семейная (брачная)

Моногамная семья предполагает единобрачие: одновременно можно жениться или выйти замуж лишь за одного человека, чтобы сменить партнера, предварительно придется развестись. Семейную моногамию делят на 2 подвида: заключение одного брака на всю жизнь и заключение нескольких последовательных моногамных браков. Партнеры ведут общий быт, живут вместе, вступают в половые контакты лишь друг с другом.

Социальная

Под такой системой понимается сожительство с постоянным партнером. При этом люди могут не вступать в брак. Совместное проживание позволяет получать какую-либо выгоду: экономить деньги, силы, время, иначе распределять обязанности.

Интимная

Разрешены половые контакты лишь с одним постоянным партнером. С прочими людьми предпочитающие интимную моногамность личности в сексуальные контакты не вступают.

Генетическая

Является вариантом предыдущей разновидности, при которой дополнительно генетически подтверждается отцовство.

Моногамия: что это, плюсы и минусы

Отношение к моногамии в разных странах

Отношение к моногамии зависело от размеров популяции, соотношения в ней мужчин и женщин, условий жизни. Нередко популяция, которая большую часть времени считалась моногамной, в военное время, при тяжелых эпидемиях, сильном снижении численности населения становилась ненадолго полигамной.

В Европе преобладали моногамные браки. Данный вариант поддерживался религией: в христианстве вступать в брак разрешается лишь с одним партнером, измена считается грехом. Долгое время разводы запрещались, супруги могли вступить в брак повторно лишь после смерти партнера либо при других особых обстоятельствах.

В мусульманских странах распространилась полигамия (полигиния — многоженство). Поскольку женщин было больше, один мужчина мог жениться несколько раз, чтобы дать возможность нескольким женщинам родить. Существуют однако ограничения: мужчина не может жениться более 4 раз. Поскольку за каждую жену необходимо заплатить выкуп (калым) ее родителям, многим приходиться остановиться на 1-2 супругах: возможность заплатить за большее количество невест есть не у каждого.

В Индии наоборот количество женщин намного меньше, чем мужчин: чтобы выдать девочку замуж, потребуется собирать приданное. Многие родители не хотят или не могут сделать это, поэтому предпочитают аборт. Из-за этого распространилась другая форма полигамии, полиандрия: одна женщина может вступать в брак с несколькими мужчинами.

Моногамия: что это, плюсы и минусы

Как определить человека, склонного к моногамии?

Необходимо предварительно определить, к какой культуре человек принадлежит. Мусульманин с большей вероятностью склонен к полигамии. Сильно верующие христиане с меньшей вероятностью станут стремиться к полигамным отношениям из-за религиозных ограничений.

Мужчины, предпочитающие полигамию, нередко оправдываются тем, что это заложено природой. Если в предыдущих отношениях парень изменял, использовал данную фразу в качестве оправдания, вероятность повторения ситуации выше.

Психологическая незрелость тоже должна насторожить: такому человеку трудно будет удержаться от соблазна.

Обратить внимание следует и на флегматиков. Люди с таким темпераментом не склонны к изменам, вступая в моногамный брак они редко нарушают договоренности.

Можно обратить внимание и на отношения между родителями предполагаемого партнера, познакомиться с его друзьями. Если они предпочитают полигамию, в кругу общения наблюдаются частые измены, мужчина любит шутить на тему супружеской неверности, любовниц, следует насторожиться.

Необходимо заранее обсудить с партнером его предпочтения в отношениях. Нередко люди честно рассказывают, что предпочитают полигамию, не желают ограничиваться лишь одним постоянным половым партнером.

Признаком моногамного человека считается и общительность. Если человек легко заводит знакомства, он не испытывает одиночества, комплексов, не станет изменять ради поднятия самооценки или получения дополнительного внимания. Такие люди реже становятся неверными после рождения детей: им не требуется любовница или любовник, чтобы почувствовать себя нужными, пообщаться.

Считается, что выросшие в большой семье дети реже становятся изменщиками, чем те, у кого братьев или сестер не было.

Читать еще

Моногамная семья это…

Моногамная семья это…

Моногамная семья это…

Моногамная семья это...

Семья — ячейка общества. Только авторы этой присказки забыли сказать, что не всякая, а только моногамная семья является таковой. Почему? Узнаете из этой статьи. Вообще важно понять, что семья — не только группа, но и институт. Но если мы говорим о разновидностях семей, то понятно, что мы имеем в виду социальную группу. 

Моногамия как продукт исторического развития

Изначально (25 000 лет назад), когда был Ледниковый период и превалировало присваивающее хозяйство, господствовал промискуитет — беспорядочные половые отношения. Результатом таких отношений был неконтролируемый рост численности населения, потому как при охоте и рыбной ловле прокормить араву детей практически невозможно. Кроме того, промискуитет порождал конфликты в общине людей. Представьте себе, что мужчины и женщины постоянно спорят о том, чей кто муж или жена. На этом фоне все новомодные сериалы — просто невинные художественные произведения.

Такая реальность заставила людей искать выход в упорядочивании отношений. В результате и возникает моногамная семья — семья, состоящая из одного мужчины, исполняющего социальную роль мужа и одной женщины — жены. 

Надо сказать, что такие запреты — табу полностью противоречили природе человека. Поскольку люди произошли от обезьян, а все обезьяны полигамны — то есть хаотично спариваются друг с другом. Таким образом, современные люди, усвоившие моногамию, как норму морали, находятся как бы меж двух огней. Биологическая природа — говорит — иди и спаривайся, с кем хочешь. А социальная природа — запрещает это и апеллирует к соответствующей моральной норме.

В результате степень соответствия поведения морали — нравственность — у всех разная. Кто-то остается верным мужем или женой до конца жизни (однолюбы), а кто-то постоянно «гуляет», постепенно (или сразу) разрушая свою семью.

Собственно именно из-за такого противоречия между биологическим и социальным моногамная семья и не представляет прочного союза. Кроме того, развращает общественную мораль и демократические ценности: жизнь одна — делай что хочешь, главное не нарушай закон. Разумеется моногамная семья  — не является социальной нормой для всего мира. Например, по законам шариата (в Исламе) у мужчины может быть несколько жен — сколько сможет прокормить. Таким образом полигамия существует в форме полигинии — множенства.

Следует также понимать, что моногамная семья может быть как патриархальной, так и нуклеарной.

Моногамия и Христианство

Мне видится, что в Западно-европейской цивилизации моногамия распространена преимущественно из-за Христианства. Ведь, согласно учению Христа, всякий кто хоть даже подумает о другой женщине — уже в сердце своем согрешил. Грех прелюбодеяния является смертным грехом, то есть таким, которое, согласно этой догматам этой религии, оскверняет душу.

А в силу того, что с детства мы усваиваем преимущественно именно христианские нормы и ценности — и возникают «духовные мучения», которые кстати, видны в современной массовой культуре. Вот к примеру клип знаменитой американской певицы, которая типа с тем и с другим, и вот теперь не знаешь, как ей быть, потому что она такая непрощенная, вероломная. 

Ну и понятно, художественная кинотрилогия Голодные игры — туже же. Героиня разрывается между двумя мальчиками и не знает что делать. Кстати, такой же замес представлен в «Саге Новолуние». Скажите мне после всего этого, что это не тренд :)))

С уважением, Андрей Пучков

Полиамория — Википедия

Полиамо́рия (др.-греч. πολύς «многочисленный» + лат. amor «любовь») — система этических взглядов на любовь, допускающая возможность существования любовных отношений у одного человека с несколькими людьми одновременно, с согласия и одобрения всех участников этих отношений. Полиаморией также называют практику любовных отношений, воплощающую эти взгляды в действительности.

Приверженцы полиамории — многолюбы[1].

Формы полиамории изменчивы и разнообразны, и дать её точное и исчерпывающее определение едва ли возможно. Большинство сторонников полиамории придерживается точки зрения, согласно которой потребность в любовных отношениях у разных людей может быть разной и условие сексуальной и эмоциональной исключительности не является необходимым для жизнеспособных долговременных любовных отношений. В частности, они признают естественным желание человека иметь несколько любовных отношений одновременно и допускают возможность поддержания таких отношений на основе доверия, уважения и ответственного подхода, без создания этических и эмоциональных конфликтов.

Наличие любовных отношений, и тем более нескольких, не является необходимым условием полиамории как образа жизни. В разные периоды своей жизни приверженец полиамории может состоять в моногамных любовных отношениях или не иметь никаких любовных отношений вообще. В этой связи было бы правильнее говорить не о полиаморном образе жизни, а полиаморном мировоззрении. Однако на практике для сторонников полиамории характерно наличие нескольких одновременных любовных отношений с разными людьми, причём некоторые из этих отношений могут восприниматься участниками как долговременные или постоянные. Описанный взгляд на полиаморию часто выражается формулировкой «сознательная, ответственная и этичная немоногамность».

Полиаморию не следует отождествлять с полигамностью. Несмотря на близость этих понятий, между ними есть ряд существенных смысловых отличий. В отличие от полигамии, ставящей во главу угла состав и структуру семейных связей, полиамория уделяет основное внимание любви и основанным на ней отношениям. При этом сами любовные отношения могут принимать как форму полигамных семейных связей, так и другие, не обязательно сводящиеся к семейным, формы, в том числе формы, иерархия которых может быть сложнее иерархии традиционных полигамных семей. В практической полиамории сложилась целая классификация наиболее распространённых форм множественных любовных отношений. Существенной особенностью полиаморных отношений является их способность менять форму с течением времени, усложняться или упрощаться, стремясь учесть появление в них новых участников, а также изменением ролей или уход прежних участников. В момент зарождения полиаморных отношений и в процессе их дальнейшего развития участники нередко не могут даже предположить, какую именно форму им суждено принять и на какой срок.

Приверженцы полиамории придают большое значение этическим аспектам полиаморных отношений и в идеале стремятся строить свои отношения на основе любви, уважения, доверия и лояльности. Залогом построения и поддержания функциональных полиаморных отношений они считают возможность открытого, честного и полного обсуждения всеми участниками отношений всех интересующих их вопросов. Такие обсуждения являются неотъемлемой и существенной частью полиаморного образа жизни. Они дают возможность всем участникам отношений обмениваться информацией, и совместно искать решения, учитывающие интересы и потребности каждого. Полиамория, как система взглядов, основана на убеждении, что такие разрушительные и ограничительные эмоции, как ревность и собственничество не должны определять человеческие отношения и управлять ими. Признавая существование этих эмоций, как естественно свойственных многим людям, сторонники полиамории считают, что этими эмоциями можно научиться владеть, тем самым избавившись от их власти над собой.

Секс далеко не всегда является главной определяющей стороной полиаморных отношений. Такие отношения нередко объединяют трёх и более участников, стремящихся иметь долговременные отношения, в которых секс может быть лишь одной из определяющих сторон, но не обязательно их основой.

Формы практической полиамории[править | править код]

Приведённый ниже перечень не является ни утверждённым реестром полиаморных отношений, ни рецептом их построения. К нему нужно относиться как к набору принципов и практических соображений, которые часто берутся за основу полиаморных отношений, и затем развиваются и приспосабливаются участниками этих отношений под свои конкретные потребности. Большинство форм полиаморных отношений, встречающихся на практике, являются гибридами и включают в себя элементы сразу нескольких схем из приведённого перечня.

Всё разнообразие форм полиаморных отношений можно условно разделить на три больших группы по степени их «закрытости».

Групповые формы[править | править код]

Групповые формы полиамории основаны на идее групповой верности, представляющей собой расширительное толкование идеи «верности друг другу», когда она распространяется на целую группу людей. В наиболее общей форме принцип «групповой верности» не накладывает никаких ограничений на любовные и сексуальные отношения членов группы до тех пор, пока они ограничены рамками самой группы. При этом партнёры соглашаются не иметь любовных и сексуальных отношений вне группы. Традиционная моногамия является частным случаем таких полиаморных отношений. В этом случае группа состоит из двух человек. Разновидностями этой формы отношений являются также традиционные формы полигамии: полигиния (многожёнство) и полиандрия (многомужество), а также групповой брак. Некоторые группы допускают возможность изменения своего состава с согласия всех членов группы. Некоторые разновидности групповых отношений предусматривают возможность дальнейшего ограничения и контроля отношений, могущих возникать внутри группы. Залогом устойчивости подобных отношений с ограничениями является приемлемость этих ограничений для всех участников группы.

Открытые формы[править | править код]

В этом случае каждый из участников полиаморных отношений может иметь множественные отношения с разными людьми, круг которых не ограничен заранее. Эти отношения могут различаться для участников по степени их важности, а также по степени вовлечённости. В этом случае выделить группу участников полиаморных отношений бывает затруднительно или невозможно, и вместо этого уместнее говорить о наборе связей каждого человека, с дополнительным пояснением иерархической структуры этих отношений. Некоторые приверженцы открытых форм отношений предпочитают классифицировать их по степени вовлеченности в эти отношения, деля отношения со своими возлюбленными на «основные» и «дополнительные». Такое деление не является обязательным и многие сторонники открытых отношений стараются избегать подобной категоризации, находя её оскорбительной для всех участников отношений и не ухватывающей существенных особенностей их личных отношений. Одним из примеров открытой формы полиамории является открытый брак.

Смешанные формы[править | править код]

Смешанные формы отношений содержат в себе как элементы групповых форм, так и элементы открытых форм полиамории. Как правило, смешанные формы полиамории объединяют моногамных и полиаморных партнёров. Каждый моногамный партнёр поддерживает моногамные отношения ровно с одним человеком, но не требует того же от своего партнёра, и последние могут иметь множественные любовные и сексуальные отношения.

Некоторые формы полиаморных отношений иногда описываются геометрическими фигурами, с учётом количества участников и существующих между ними связей: треугольником, квадратом, а также латинскими буквами V, W и N.

Эмблема полиамории: знак бесконечности на фоне сердца

Несмотря на то, что для обозначения полиаморности используются самые разнообразные символы, ни один из них пока не приобрёл повсеместно распространённой устойчивой смысловой связи с этим понятием. Вероятно, наиболее распространённой эмблемой полиамории является синий знак бесконечности (∞) на фоне белого, с красной каймой, сердца (♥).

Ray Dillinger. Poly Parrot

В англоязычной среде также популярно использовать для обозначения полиамории изображение попугая. Связь этого изображения с полиаморией осуществляется игрой слов: в английском языке слово polyamory часто сокращается до poly, а Полли (Polly) — распространённое имя для попугая.

Флаг полиамории. Создатель: Джим Эванс[2] Нагрудный бант с символикой полиамории

В США получил распространение созданный Джимом Эвансом флаг полиамории. Флаг полиамории состоит из трех горизонтальных полос синего, красного и чёрного (в порядке сверху вниз) цветов с греческой буквой π золотого цвета в центре флага. Цвета флага символизируют

  • синий — открытость и честность всех партнёров друг с другом;
  • красный — любовь;
  • чёрный — солидарность с теми, кто вынужден скрывать свои отношения из-за общественного давления.

Золотой цвет греческой буквы π, первой буквы слова «полиамория», символизирует то значение, которое сторонники полиамории придают эмоциональным связям (по сравнению с чисто физическими связями) с остальными людьми, какова бы ни была природа этих связей — дружеской или любовной. Ту же символику имеет и нагрудный бант, созданный на основе флага полиамории.

Основные идеалы, разделяемые приверженцами полиамории[править | править код]

Перечисленные ниже идеалы, разумеется, достигаются далеко не всегда, но приверженцы полиамории, как правило, стремятся к их достижению. Следует также заметить, что многие из этих идеалов характерны и для моногамных отношений.

  • Верность и преданность: под верностью в полиаморных отношениях, как правило, понимается не сексуальная и эмоциональная исключительность, а соблюдение тех или иных оговорённых границ.
  • Доверие, честность и уважение
  • Взаимная поддержка
  • Общение и достижение договорённостей: поскольку полиамория подразумевает отказ от традиционных границ допустимого, её приверженцы, как правило, придают большое значение явным договорённостям и достижению взаимопонимания.
  • Отрицание собственничества: полиаморные люди предпочитают отношения, построенные на доверии, отношениям, основанным на контроле и собственнических чувствах. Они, как правило, склонны рассматривать других партнёров своего партнёра как благо для него, а не как угрозу для себя.

В большинстве стран нет юридических запретов на образование многосторонних союзов между взрослыми людьми, включающие в том числе и сексуальные отношения, за возможным исключением имеющихся в некоторых странах ограничений на гомосексуальные союзы. Однако в большинстве западных стран браки, объединяющие больше двух человек, запрещены. Более того, во многих странах гражданские союзы не обладают тем же юридическим статусом, как официально зарегистрированный брак. Юридические различия между «официальными» и гражданскими браками могут проявляться в вопросах опеки детей, наследования, принятия решений, связанных со здоровьем и жизнью партнеров и т. п. В этом отношении даже в тех странах, где юридических различий между гражданским и официальными браком не существует, статус полиаморных отношений в настоящее время юридического закрепления не имеет. Участники полиаморных отношений с юридической точки зрения представляют собой группу одиночек и состоящих в браке (фактическом или зарегистрированном) пар, между которыми имеются дополнительные связи («совместное проживание», «сожительство», «интимные отношения»).

В культурной традиции многих стран наличие любовных и/или сексуальных отношений вне моногамного брака является достаточным основанием для развода и наличие таких отношений часто оказывается отягчающим обстоятельством при разводе. Приверженность к полиамории одной из сторон при разводе может породить предвзятое отношение к этой стороне, и в частности, может быть использована в качестве аргумента против этой стороны при решении вопросов об опеке детей, разделе имущества и пр.

Юридический статус полиамории в России[править | править код]

Теория и практика полиамории не противоречит законодательству Российской Федерации, но полиамория как форма семейных отношений юридического признания не имеет.

Исследования в области полиамории до сих пор были крайне ограниченными. Всестороннее правительственное исследование отношения общества, шаблонов поведения и взаимоотношений, проведённое в Финляндии в 1992 году (возраст 18-75, примерно равное половое соотношение), показало, что 8,2 % в поле «стиль жизни, который подходит более всего на текущем жизненном этапе» указали варианты, соответствующие отношениям более чем с одним постоянным партнёром, а около 200 из 2250 (8,9 %) респондентов «согласны или действительно согласны» с утверждением «Я мог бы поддерживать несколько сексуальных взаимоотношений одновременно».[3]

Исследование сообщества полиаморов[править | править код]

Российская группа исследователей в 2019 году провела исследование полиаморного сообщества русскоязычного сегмента Интернета. В ходе исследования 107 респондентам было задано 50 открытых и закрытых вопросов, а общий объём ответов респондентов составил более 100 страниц. Итоговый доклад содержит 32 страницы. Результаты показали, что подавляющее большинство (71%) полиаморов имеет не более 2‒3 партнёров, а значительное число — и вовсе лишь одного. Исследование также демонстрирует, что проблема предохранения от ЗППП и нежелательной беременности занимает в сообществе ключевую роль: так, респонденты проверяются на ЗППП в среднем раз в 6 месяцев.

Кроме того, в ходе исследование были выявлены интересные корреляции по факторам, напрямую не связанным с отношениями. Так, полиаморы значительно более политически активны, нежели большинство населения, и малорелигиозны: 40% респондентов считает себя атеистами, и ещё 30% — агностиками.[4]

Полиамория в клинической медицине[править | править код]

На сегодняшний день мало исследований в области специфических нужд и требований полиаморных клиентов в клиниках. Примечательным результатом в этом отношении являются тезисы «Работа с полиаморными клиентами в клиническом окружении» (Джой Дэвидсон, 2002)[5]. Текст направлен на следующие области исследования:

  1. Почему мы говорим про альтернативы моногамии именно сейчас?
  2. Как терапевты готовятся к работе с полиаморными людьми?
  3. Что следует знать о полиамории?
  4. На что терапевтам следует обращать внимание при работе с полиаморными клиентами?

Его выводы можно кратко представить так: «В области сексуальности и формах отношений сейчас происходят радикальные перемены» (включая «неудовлетворённость ограничениями, связанными с серийной моногамией, то есть сменой одного партнёра на другого в надежде на лучший исход») … так что врачам в клиниках следует начать с «изучения массы возможностей, которые привносит полиамория» и «пересмотреть предположение культурного происхождения о том, что моногамия является единственно приемлемой» и то, как это предубеждение влияет на практику терапии … «необходимо самостоятельное изучение полиамории» … следует иметь представление о «положительных аспектах полиаморного стиля жизни» и основных проблемах, с которыми сталкиваются вовлечённые в них люди как в обществе, так и в личных отношениях … и «обратной стороне» полиамории — существующей возможности принуждения, сильных деструктивных эмоций и/или ревности.

Отчёт также указывает на то, что исходные формы отношений, которые терапевт «скорее всего увидит на практике», включают:

  • личностей, вовлечённых в «первичные плюс ещё» отношения,
  • моногамные пары, желающие попробовать немоногамию впервые, и
  • полиаморных одиночек.

Религиозная критика[править | править код]

Многие религии осуждают сексуальные отношения вне брака (или другого играющего его роль союза). Как следствие, отношение этих религий к полиамории по сути оказывается таким же, как и к полигамии: некоторые из них осуждают полигамию, некоторые поддерживают, считая последнюю допустимой формой брака. Однако даже в религиях, в которых полигамия считается допустимой, под ней часто подразумевается строго определённая форма группового брака, как правило, многожёнство. На начало XXI века полигиния распространена в некоторых мусульманских странах, но не признается большинством христианских и иудейских учений. Тем не менее, Ветхий Завет, являющийся основой всех трёх основных авраамических религий, содержит немало упоминаний о полигинии, таких как, например, история царя Соломона. Ни буддизм, ни индуизм не высказываются прямо ни в поддержку, ни против полигамии.

Несмотря на то, что большинство религий включают и учение о сексе и семье, духовенство сравнительно мало высказывалось о полиамории, видимо по причине малой заметности последнего явления по сравнению с другими явлениями в человеческих отношениях, таких, как, например, гомосексуальность.

Полемика о количестве и качестве любви[править | править код]

Критика полиаморных отношений часто основана на утверждениях о количественной и качественной недостаточности любви в полиамории.

Например, тезис о поделенной любви, который часто используется для критики полиамории, утверждает, что когда человек делит свою любовь между несколькими людьми, каждый из них получает лишь часть вместо целого. В своей крайней форме этот тезис утверждает, что любовь не делится вовсе и по-настоящему в каждый момент времени можно любить лишь одного человека. Тезис о поделённой любви опирается на неявное предположение о том, что для любви справедлив закон сохранения: запас любви у одного человека постоянен, и уделяя её часть одному человеку, он тем самым отнимает её у другого. Иногда такой способ рассуждений называют «мальтузианским», поскольку аналогичным образом Томас Мальтус обосновывал идею о том, что рост населения приведёт к голоду на Земле.

Этот тезис подробно обсуждается в книге «Этика бл**ства» авторов Досси Истон и Кэтрин Лист. Многие сторонники полиамории, включая Истон и Лист, отвергают идею о применимости законов сохранения к любви и убеждены, что когда человек дарит свою любовь нескольким людям, её количество и качество вовсе не должно при этом страдать, по сравнению с любовью к одному человеку. Эта точка зрения выражена в афоризме Роберта Хайнлайна «Любовь не делят, её множат»: подразумевается, что новые любовные отношения могут порождать дополнительные количества любви у человека, не отнимая любви от уже имеющихся отношений. В качестве популярной аналогии в этом случае нередко используется пример с детьми: если у человека двое детей, он не начинает любить каждого из них меньше только из-за того, что есть ещё и другой.

Среди приверженцев полиамории распространена также и промежуточная точка зрения, учитывающая, что, несмотря на то, что запасы любви в одном человеке могут быть велики и их может хватать на несколько разных любовных отношений, эти отношения требуют внимания, энергии и времени, запасы которых у человека все же конечны, и с этим следует считаться, ответственно подходя к вопросу о создании новых отношений, и у каждого человека есть предел, после которого само количество существующих любовных отношений начинает наносить урон каждому из них.

Другое распространённое возражение против полиамории утверждает, что тот уровень доверия и крепость связи, которые можно встретить в долговременных отношениях, могут быть достигнуты только в моногамных отношениях, поскольку это возможно лишь если партнёры уделяют друг другу все свои силы внимание и не имеют никаких посторонних связей. Многие сторонники полиамории отвергают этот взгляд, поскольку, основываясь на личном опыте, они считают, что могут достичь того же со всеми своими партнёрами. В качестве дополнительного возражения они приводят довод, что наличие дополнительных партнёров в их отношениях может подорвать доверие не в большей степени, чем наличие у них друзей, и что моногамные пары обычно не распространяют приведённое выше рассуждение на своих друзей.

Среди сторонников полиамории также популярна точка зрения, что дополнительные любовные связи в полиаморных отношениях лишь увеличивают общее количество любви и тем самым существующие в них связи.

Степень успешности[править | править код]

Полиаморные отношения часто воспринимаются как изначально «непрочные» и «недолговечные». Трудно судить о том, насколько эта точка зрения обоснована и насколько не является предубеждением, поскольку найти достоверные данные о длительности и успешности полиаморных отношений по сравнению с моногамными крайне непросто. Принципиальной трудностью в сборе таких данных является то, что и моногамные и полиаморные отношения могут возникать, преследуя самые разнообразные цели и у их участников могут быть разные представления о том, что такое «успешность» таких отношений, отличная, вдобавок, от представлений исследователей. Есть и другие факторы, ставящие под сомнение саму возможность получения ответа на этот вопрос. В частности:

  • Люди, состоящие в полиаморных отношениях, так же как и многие люди состоящие в нетрадиционных отношениях, часто не афишируют свой образ жизни и то, как они связаны с другими людьми. По этой причине некоторые типы полиаморных отношений и некоторые группы людей, ведущих полиаморных образ жизни, могут быть непропорционально представлены в выборках.
  • И в полиаморных, и в моногамных отношениях (в частности, в гражданских браках) критерии успешности отношений могут не обязательно исчерпываться традиционными целями создания прочного союза до гробовой доски, и многие такие отношения меняются или даже прекращают своё существование тогда, когда их участникам кажется, что для этого пришла пора. При этом отношения, обогатившие их участников могут считаться успешными, даже если их пришлось прекратить.
  • Не все связи в полиаморных отношениях, да и в моногамных тоже, длятся всю жизнь, иногда они с самого начала рассматриваются как временные.
  • Не всякие отношения, включающие нескольких партнёров, являются полиаморными, в строгом смысле этого слова. Многие такие отношения не основаны на доверии, уважении и общем согласии всех участников.

Поскольку секс и проявления сексуальности будят в людях нешуточные страсти, для многих очень трудно оставаться беспристрастными при попытках оценить степень успешности полиаморных отношений. И сторонники и противники полиаморного образа жизни нередко проявляют при этом склонность к избирательности примеров и доводов (как правило в поддержку своей точки зрения). В частности, человек, не одобряющий определённый тип отношений может невольно основывать свои выводы обо всем типе таких отношений на известном ему примере неудачных отношений такого типа. Эта предвзятость особенно заметна, когда человек осуждает весь институт брака из-за того, что знакомая ему пара развелась.

Аналогичная предвзятость может проявляться и в противоположную сторону. Например, сторонний наблюдатель может заметить, что многие полиаморные отношения рано или поздно заканчиваются. Однако аналогичное замечание можно сделать и о моногамных отношениях, если принять во внимание их долю, заканчивающихся разводом, а также те из них, которые существуют только на бумаге, и учтя количество пар, живших в гражданском браке и в дальнейшем расставшихся. Точно так же, вывод об изначальной аморальности полиамории можно было бы парировать, подсчитав долю супружеских измен, а также число людей, считающих себя несчастными в браке, после чего можно использовать все эти данные для того, чтобы провозгласить моногамию аморальной, непрактичной и обречённой на неудачу.

В отсутствие серьёзных исследований в этой области, проведённых строгими научными методами, можно лишь утверждать, что вопрос о сравнении долговечности и успешности полиаморных отношений по сравнению с моногамными по прежнему остаётся открытым.

  • Досси Истон, Кэтрин А. Лист. Этика бл**ства. — М.: Гаятри, 2006. — 240 с. — ISBN 5-9689-0061-X.
На русском языке
На английском языке
Онлайн-сообщества
  • PolyMatchMaker.com — онлайн-сообщество для встреч полиаморных людей и обсуждения полиамории.
  • Polyamorous Percolations — онлайн-ресурс и сообщество про полиаморию, полиаморные отношения и стили жизни.
  • World Polyamory Association — синергетическая сеть полиамористов.
  • PolyOz — Polyamory Resources Australia — онлайн-сообщество, обеспечивающее ресурсами, информацией и сетью поддержки (австралийцы австралийцам)
  • Polyamorous NYC — «…организация, созданная для улучшения процветающего полиаморного сообщества в Нью-Йорке»
  • TorontoPoly.ca — «онлайн-ресурс для полиаморного сообщества в …»
Тематические СМИ
Исследования и статьи
  • Monogamy’s Law: Compulsory Monogamy and Polyamorous Existence — Elizabeth F. Emens анализирует социальные и юридические перспективы полиамории.
  • Free Love Grows Up — глубокая статья о поли-стиле жизни и сообществе (The Boston Phoenix, October 15—22, 1998).
  • Therapy with Clients Who Are Bisexual and Polyamorous — исследование Geri Weitzman, докторская диссертация (PhD).
  • The Challenge Of Post-Modern Polygamy: Considering Polyamory — исследование, анализирующее моногамию, полигамию, polyfidelity и поли-воспитание и рассматривающее, как polyfidelitous брак мог бы занять своё место в западной культуре, в рамках философии(?) Гегеля.
  • newgroup control message (недоступная ссылка) — сообщение о создании alt.polyamory, 29 мая 1992, в архивированном виде на ftp.uu.net (как первичном источнике Usenet control message archive)
  • A love triangle? Try a hexagon — новостная статья «Санкт-Петербург Таймс» (США) (18 февраля 2007), автор — Leonora LaPeter.
  • National Coalition for Sexual Freedom Polyamory Sound Bites — включает в себя некоторые данные о частоте немоногамности и психическом здоровье полиамористов.
  • The Electronic Journal of Human Sexuality — электронный журнал, выпускаемый Институтом перспективных исследований в области человеческой сексуальности (Сан-Франциско, Калифорния), опубликовал несколько статей, изучающих аспекты полиамории. На сегодня они включают:
  1. Working with polyamorous clients in the clinical setting — Davidson (Volume 5, April 16, 2002, also delivered to the Society for the Scientific Study of Sexuality, Western Regional Conference, April 2002).
  2. Polyamory — What it is and what it isn’t — McCullough and Hall (Volume 6, Feb. 27, 2003).
  3. Commitment in polyamory — Cook (Volume 8, Dec. 12, 2005).
Пропаганда
⛭

Сексуальность человека

Сексуальное поведение

4

IV. РОЛЬ МОНОГАМНОЙ СЕМЬИ В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Семья вот подлинная клетка об­щества.

Мигель де Унамуно

Победа моногамной семьи, по мнению Ф. Энгельса (Соч., т. 21), является одним из признаков наступления эпохи цивилизации. Почему же победила моногамная семья? Как способствовала она наступлению цивилиза­ции?

Для того, чтобы разобраться в этом, необходимо выяс­нить, какие биологические преимущества имела моно­гамная семья по сравнению с полигамной и другими ти­пами семейных отношений.

У большинства млекопитающих половой инстинкт про­буждается в очень короткий период течки. К этому вре­мени у самок в яичниках развиваются и созревают яйце­вые фолликулы. Созревшие фолликулы лопаются и яй­цеклетки через яйцеводы попадают в матку. В этот так называемый астральный период изменяется поведение животных, включая приматов. Самцы конкурируют друг с другом, проявляется половое поведение в виде ухажи­вания за самкой. Самка подпускает самца, в итоге все завершается спариванием, после чего почти весь год сам­цы держатся отдельно, самки становятся недоступными. Все это препятствует формированию семьи как элемен­тарной социальной ячейки.

У тех видов животных, у которых половая активность самца слабо подвержена периодическим колебаниям и возможно спаривание более чем с одной самкой, образу­ется гаремная система. Такой тип брачных отношений наблюдается у многих ластоногих, копытных и некото­рых приматов (павианы).

Половые отношения обезьян, как и у всех животных, ограничены во времени краткими периодами эструса и овуляции, когда возможно зачатие. Половая функция их

служит своему прямому назначению — воспроизводств потомства, и вне периода эструса самки ни физически, ни психически не склонны к половым связям.

Однако у высших приматов уже начинают обнаруживаться предпосылки нового типа полового поведения. У самцов шимпанзе наблюдается ухаживание за самками, выраженное в усиленном внимании, подношениях пищи, поцелуях, обряде обыскивания и чистке шерсти. Самки подчас отказываются от полового общения с одним сам­цом даже в период максимального набухания половой кожи и предпочитают внимание другого (Алексеева, 1977). У гиббонов влечение самца к определенной самке стано­вится более постоянным. Семья их состоит из самки, сам­ца и детенышей разных поколений. Иногда в семье жи­вут и старые особи, о которых молодые проявляют заботу принося им еду. Самец обычно заботится об охране тер­ритории. Молодые половозрелые особи после встречи уха­живают друг за другом, затем, когда привязанность их возрастает, покидают родные семьи и, отыскав свобод­ную территорию, основывают новую семью. Неродствен­ное спаривание становится правилом. На примере гиббо­нов видны предпосылки для установления моногамной семейной единицы.

Постоянный контакт самцов и самок у высших прима­тов, по-видимому, способствовал ослаблению роли цикли­ческих сексуальных сигналов в их половой жизнедеятель­ности. Социальный образ жизни, развитый у гоминид, способствовал замене циклической половой активности млекопитающих на регулярную. Этому же способствовали новые более постоянные стимуляторы — развившиеся вто­ричные половые признаки. У самок гоминид уменьши­лись, а затем и вообще исчезли циклические различия в наружных гениталиях. Периодическая половая готовность сменилась более постоянной, диффузной на протяжении всего цикла созревания яйца, даже в период беременнос­ти и лактации. Половое поведение их перестало опреде­ляться факторами циклической половой зрелости и слу­жить лишь цели оставления потомства.

У низших млекопитающих сексуальное поведение находится, преимущественно, под эндокринным конт­ролем воздействующим на их вегетативную нервную систему. У высших млекопитающих в большей степени проявляется кортикальный контроль, не подчиняющийся всецело эндокринным воздействиям особенно у самцов. У гоминид эта тенденция усиливается как у самца, так и у самки. Ф. Бич изучил прогрессивное филогенети­ческое уменьшение значения гормональной яичнико­вой секреции в половой активности самок млекопита­ющих и показал, что эти изменения непосредственно связаны с увеличением значения в половом поведении механизмов высшей нервной деятельности (Beach, 1947). Нормальное функционирование яичников наблюдается лишь при поступлении в кровь гонадотрофных гормо­нов, выделяемых аденогипофизом. Гонадотрофные гор­моны стимулируют действие половых желез, их коли­чество в крови интенсивно возрастает в период полового созревания.

У человека половые отношения характеризуются до­минированием кортикального контроля над эндокринным. Они в значительной степени обусловлены влиянием не только гипоталамуса, гипофиза, но и коры головного мозга. Если у млекопитающих половые отношения целиком за­висят от рефлекторного поведения, которое определяется у самки действием гормонов, а у самца визуальной, ольфакторной и тактильной стимуляцией, то в эволюции гоминид этот субкортикальный контроль отчасти заме­няется кортикальным. Кортикальное возбуждение может зарождаться стимулами и эмоциями, подчас не имеющи­ми прямого сексуального значения. Половые возбужде­ния у человека могут исходить от символов, например слов, предметов обихода, одежды, зрительных образов, произведений искусства и т. п. Угнетение половых реф­лексов имеет место при полноценной гормональной функ­ции семенников и гипофиза. Известно, что 90 % случаев импотенции у мужчин носят психогенный характер, та­кова же природа фригидности у многих женщин. Роль кортикальных стимуляторов заметна даже у неполовоз- релых особей и подростков. Н.Н.Миклухо-Маклай заметил, как дети папуасов играют, имитируя сексуальное поведение взрослых, включая почти все его элементы! (Миклухо-Маклай, 1951). Как правило, незрелые самки] животных не проявляют склонности к сексуальным играм до того периода, пока не будет функционировать гормональная деятельность половых желез. У человека роль символов в половом возбуждении подчас перерастает в фетишизм и некоторые формы извращения, однако есть более важная сторона этого вопроса. Замена инстинктив­ного полового поведения на сознательное, контролируе­мое корой головного мозга у гоминид явилась мощным селективным стимулом. С этим свойством, во-первых, связано формирование способности человека к восприя­тию символов и созданию культуры — главного адаптив­ного признака этого вида. Во-вторых, длительная и по­стоянная сексуальная активность человека явилась био­логической основой возникновения моногамной семьи, основанной на преимуществе разрешения в ней половых потребностей и достижения эмоционального равновесия. Наконец, исключительная сексуальность человека, в срав­нении с животными, способствовала большей интимнос­ти взаимоотношений, их индивидуальности и усложне­нию, что привело к появлению любви и всех связанных с ней психических и социальных симптомов, без которых невозможно существование ни семьи, ни общества, ни человека.

Итак, в результате эволюционных изменений в сексу­альном поведении гоминид происходят серьезные пси­хические сдвиги, приведшие к появлению человека. Кор­тикальное управление поведением становится одним из главных факторов, воздействующих на изменение его психики. Постоянная сексуальная активность, свойствен­ная человеку, подчас не имея выхода, ведет к превраще­нию ее — сублимированию — в другой вид деятельнос­ти. Человек совершенствует технику, науки, искусства, создает культуру во всех проявлениях и формах. Способ-

ность воспринимать символы и знаки приводит к абст­рактному мышлению и развитию второй сигнальной сис­темы Рост культуры и внедрение ее в жизнь человека в свою очередь удлиняет период приспособления ребенка к окружающей его культурной среде.

Удлиненное биологическое детство, требующее роди­тельского ухода в совокупности с повышенной и посто­янной сексуальной активностью в зрелые годы приводит к появлению семейной ячейки, необходимой человеку на всех стадиях его онтогенеза.

Известный американский эволюционист Эрнст Майр считает, что в эволюции человека, особенно в эволюции мозга, значительную роль играло существование полига­мии (Майр, 1973). Полигамия и сейчас наблюдается у эскимосов Аляски, папуасов Новой Гвинеи, южноамери­канских индейцев и других народов, слабо затронутых цивилизацией. В Австралии считалось в порядке вещей, если мужчина имел десять или двенадцать жен. Макси­мальная цифра 20 и 25 жен зафиксирована в районе меж­ду мысом Арнеем и заливом Каледон (Берндт и Берндт, 1981). Наибольшее количество жен имели, отмечают эти авторы, в первую очередь мужчины с репутацией силь­ных воинов или влиятельные и предприимчивые мужчи­ны. Как правило, положение вождя или главы племени не наследуется, а завоевывается определенными качества­ми, как-то: ловкостью, силой, смелостью, умом, волей и т. п. Такие индивидуумы с качествами вождя имели боль­ше шансов обладать несколькими женами и, следователь­но, оставлять большее потомство, наделенное признака­ми родителя. Большая плодовитость этих вождей должна иметь генетические последствия, считает Э. Майр. Одна­ко сколь ни логична такая генетическая гипотеза, все же она не учитывает других важных условий прогрес­сивной эволюции человека.

Полигамная семья выполняет лишь репродуктивную функцию и совершенно не способна выполнять другие. В подобной полигамной семье, характерна ли она для животных или человека, самец не знает своих детей и не может, следовательно, уделять должного внимание их воспитанию и обучению. Кроме того, в полигамной семье не разрешаются полностью социальные противо­речия в группе, а также эмоциональные и сексуальные отношения полов. Рассмотрим эти вопросы более де­тально.

Неотъемлемым свойством гаремной семьи является ан­тагонизм, который возникает у нее с формирующимся стадом или той социальной группой, в которую она вхо­дит. Полигамная семья находится в селективном проти­воречии с социальным инстинктом.

У большинства приматов соотношение полов в популя­ции приближается к равновесию 1:1. Поэтому над каж­дым взрослым самцом висит угроза лишиться гарема и тем самым возможности удовлетворения полового инстин­кта. В стаде постоянно существуют холостующие самцы. Эти молодые особи, подрастая и набираясь сил, вступают в бой с главарями гаремов и держат их в постоянном нервном напряжении, побуждают главарей гаремов к от­делению с гаремом от стада и способствуют его распаде­нию. Таким образом, половой инстинкт, связывая гарем, разрушает возникающие социальные отношения в груп­пе и расчленяет формирующееся стадо.

Не случайно половой отбор в условиях постоянной борь­бы и соперничества приводит к тому, что при полигамии самцы многих животных обычно имеют рога, клыки и другие приспособления, а также отличаются от самок зна­чительно большими размерами. Подобный половой ди­морфизм уже не выражен у грацильных австралопите­ков, из чего можно косвенно заключить, что их половые взаимоотношения носили моногамный характер.

Гаремные семьи у приматов не могут существовать от­дельно из-за внешней опасности. Лишь только объеди­ненные усилия нескольких самцов могут спасти стадо от нападения хищников, не случайно большинство прима­тов ведут общественно стадный образ жизни. Во главе стада стоит наиболее сильный и искушенный в жизнен­ной борьбе самец.

Фактором, усиливающим общественную природу че­ловека является необходимость совместной деятельнос­ти для изготовления орудий, добывания пищи, органи­зации охоты, защиты от врагов.

В условиях формирующейся социальной группы се­лективно более приспособлена моногамная семья. Она не нарушает ритма социальной жизни, не ослабляет группу внутренними распрями, создает устойчивый эмоциональ­ный настрой. Моногамная семья устраняет противоречия между полами и вполне соответствует физиологическим потребностям человека с его повышенной и ацикличной сексуальной активностью, характерной для обоих полов. Моногамные половые отношения устраняют конфликт­ные ситуации между поколениями, уменьшают процент холостующих особей в группе и увеличивают таким обра­зом ее биологическую производительность, то есть при­способленность, по Ч. Дарвину, выражающуюся в коли­честве оставляемого потомства.

Следовательно, моногамная семья оказалась более адап­тивной элементарной социальной ячейкой в условиях ста­новления человеческого вида. Она сформировала обще­ственные отношения, приведшие к возникновению родо­вой общины.

В родовой группе подавлялся зоологический индивиду­ализм и получали преимущество общественные свойства особей как женского, так особенно мужского пола. Муж­ское население родовой группы объединялось для ее за­щиты, совместной охоты, для решения многих общих воп­росов. В то же время все индивидуальные и межполовые взаимоотношения успешно разрешались в семье подобной структуры. Иерархия, характерная для животных, заме­нялась тут всеобщим равенством и взаимоуважением.

Это способствовало большей биологической и социаль­ной приспособленности родовых объединений человека по сравнению с популяциями, в которых продолжала су­ществовать полигамия. Однако и это еще не все преиму­щества, приобретенные моногамной семьей для выполне­ния своих функций.

Главная функция моногамной семьи — это воспитание приспособленного потомства. В моногамной семье не, которых приматов и гоминид за развитием и воспитани­ем потомства следят оба супруга, а не один, как в полигамной. Джейн Гудолл в своей замечательной книге «В тени человека» приводит несколько примеров гибели детенышей шимпанзе, потерявших мать. Эти довольно уже взрослые и самостоятельно питающиеся отпрыски не смогли найти нужного психического контакта с други­ми членами стада обезьян. Гибель некоторых из них была предотвращена лишь потому, что их старшая сестра взя­ла обязанности воспитания младших сестер и братьев, заменив отсутствующую мать.

Воспитание в жизни многих видов приматов и челове­ка играет исключительную приспособительную роль. Ин­тересные эксперименты Харлоу и Суоми на обезьянах-резусах показали, что обезьянки, лишенные материнского воспитания и общения со сверстниками, утратили самые необходимые навыки. «Половое чувство, материнская любовь, умение общаться с соплеменниками не выраба­тываются в условиях пустой проволочной клетки», — пишут они (Харлоу и др., 1975).

Оказывается, воспитание играет роль даже в реализа­ции таких, казалось бы, врожденных инстинктов, как по­ловой или материнский. «Такая обезьяна-мать, выросшая без матери, — пишут экспериментаторы, — и никогда, прежде не знавшая ни материнской, ни какой-либо иной) любви, и сама не испытывала любви к своим детям. Многие подобные матери-обезьяны не обращали на своих детенышей никакого внимания, но были и такие, которые обращались с ними необычайно жестоко — придавливали малыша лицом к полу, откусывали у него пальцы и кис­ти, а одна из них даже вложила голову младенца себе в рот и раскусила ее, как орех» (Харлоу и др., 1975).

Французский психолог Н. Бон (1981) показал, что эмо­циональный контакт с матерью, который влияет на ум­ственные способности ребенка, начинает проявляться уже с момента кормления его грудью.

Материнская любовь и воспитание, как показали экс­перименты на животных и наблюдения над людьми, иг­рает незаменимую роль в становлении ребенка, в его при­способлении к жизни в обществе. Упомянутые выше опы­ты и наблюдения Суоми и Харлоу свидетельствуют, что нормальное развитие обезьян происходит под воздействием последовательной смены пяти главных видов или «сис­тем любви»: материнской, любви младенца к матери, любви к сверстникам, гетеросексуальной любви к особи противоположного пола и отцовской любви. Отцы в со­вместно проживающих семьях обезьян не позволяют оби­жать или покидать младенцев, охраняют группу от вра­гов. Они испытывают привязанность ко всем малышам группы, позволяют щипать себя, кусать и при этом не проявляют признаков агрессивности или недовольства. В семьях человека роль отцовской любви многократно воз­растает, что связано с уникальной способностью челове­ка приспосабливаться путем создания культуры. Отсут­ствие отцовской любви может привести к неспособности управлять собой, найти контакт со сверстниками, выйти замуж или жениться. Отцовская любовь отчасти «при­глушает» чрезмерную любовь матери, которая, как пра­вило, вредна для воспитания приспособленного ребенка. Примеры слепой материнской любви для потомков мы находим уже в семьях шимпанзе. Джейн Гудолл приво­дит факт, когда обезьяне Фло не удавалось отучить от груди пятилетнего сына: «С отчаянной решимостью тре­бовал он молока и в случае отказа закатывал настоящую истерику: кричал, бросался на землю, размахивал рука­ми и ногами, убегал в лес, так что материнское сердце в конце концов не выдерживало, Фло бежала за сыном, и, заключив его в свои объятия, позволяла пососать грудь. Когда Флинт стал постарше, он начал наскакивать на мать и даже кусать ее, если она отказывалась кормить его». Еще более поразительно, что этот великовозраст­ный младенец продолжал передвигаться на матери, хотя она была вновь беременна: «В конце беременности на Фло было жалко смотреть. Сухой сезон был в самом разгаре – стояла изнуряющая жара. Фло с огромным животом брела по горным тропам, сгибаясь под тяжестью подростка сына. Ростом он уже почти догнал мать, но все еще продолжал ездить на ней верхом, судорожно вцепившись в ее старое исхудавшее тело» (Гудолл, 1974). Это напоминает аналогичные ситуации в семьях человека где любовь матери не знает границ, а влияние отца ничтожно.

Однако самое существенное влияние отцовской любви и воспитания сказывается на приспособлении будущего человека к культуре. Как уже отмечалось, главной адаптацией человека отличающей его от всех живущих Земле видов, является способность накапливать и передавать трудовой и духовный опыт —культуру из поколения в поколение. Приспособленность человека к культуре вырабатывается с первых этапов становления личности. Влияние отца на приобретение трудовых навыков выбор и приобретение профессии, на способность стать полноправным членом общества чрезвычайно существен­но.

Роль матери особенно сильна в первые годы жизни ребенка, такова биологическая закономерность. В дальнейшем, когда мать занята уходом за последующим по­томством, старшие дети попадают под влияние и заботу отца. В этом плане моногамная семья несравненно селективно более выгодна, нежели полигамная, где отец не знает своего потомства и не интересуется им. С развитие культуры роль отца в семье возрастает, особенно обществе, где женщина отстранена от производства. . Мать как правило, чаще замыкается на семью, тогда как интересы отца в большей мере направлены на общество. Для подрастающего ребенка, особенно мальчика, необходим наставник, который поможет ему найти себя, оценить свои способности, возможности и занять подобающее место среди сверстников. Отец своевременно придаст интересам ребенка профессиональную направленность, что поможет ему освоить основы культуры и затем самому принять участие в ее создании. Авторитет отца в семье и в обществе, его интересы, элементы культуры (книги, инструменты, механизмы и пр.), которые он накапливает в доме, и многое другое уже приобщают ребенка к той культурной среде, в которой оно будет жить и работать. Раннее приспособление к культуре в технологически развитом обществе имеет большое биологическое и социальное значение. В молодом возрасте, когда стереотип человека еще не сложился, адаптации вырабатываются быстрее и легче.

По-видимому, уже на ранних этапах эволюции человека моногамная семья более адаптивна в экономическом отношении. В моногамной семье центральной фигурой становится самец-охотник, снабжающий пищей самку и детенышей, не способных охотиться так же успешно, как он. Длительная и неоднократная беременность самок у протогоминид и удлиненный период развития детенышей накладывают на самца ответственность за судьбу и здоровье матери и ее потомства. Моногамная семья определяет поведение родителей,

знает своего потомства и не интересуется им. минимального размера во главе с одним самцом. Это и сейчас характерно для бушменов и австралийских абори­генов, обитающих в пустынных районах южной Африки и центральной Австралии.

«Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вме­сте с последним», — писал Ф. Энгельс (Соч., т. 21). В настоящее время, когда женщина не зависит экономи­чески от мужа, стабильность семьи подчас нарушается, однако воспитательная и сексуальная база моногамной семьи продолжают играть значительную роль. В дальнейшем с развитием и совершенствованием культуры воспитательная роль моногамной семьи еще больше возрастет. Приспособление человека к культуре путем приобретения профессиональных навыков будет начинаться с семейного воспитания. При этом немалую роль будут играть семейные профессиональные традиции.

Таким образом, у низших млекопитающих семья выполняла лишь репродуктивную функцию, поэтому она была недолговечна. У высших приматов и человека семья приобретает и другие функции, кроме размножения. У человека семья призвана выполнять биологическую, социальную (воспитание и обучение потомства), психологическую, экономическую и, возможно, другие функции, способствующие эволюции человека как в прошлом, так и будущем. Изложенные факты и соображения по­зволяют считать, что все эти функции моногамной семье присущи в большей степени, чем полигамной. Поэтому она оказалась селективно более выгодной и пришла на смену полигамной.

Однако, как ни велика роль семьи в воспитании и обучении, все же основную социальную роль обучения выполняет общество. Культура, которую должен освоить человек, является не индивидуальным, а популяционным свойством. Даже самый образованный родитель не обла­дает всем запасом знаний и навыков, которые должен освоить ребенок для успешной жизни в обществе, в куль­турной семье. Носитель и хранитель культуры — обще­ство, оно же выполняет роль главного учителя. Учени­ком же является каждый человек, который тратит зна­чительную часть своей жизни на освоение культуры, что­бы затем самому принять участие в ее развитии. Создава­емая человеком культура оказывает определяющее влия­ние на его эволюционный процесс.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о