ЛЮБОВЬ это что такое ЛЮБОВЬ: определение — Философия.НЭС

Любовь

содержание изначальной интуиции о первопринципе всякого бытия, и, в частности, человеческого бытия. Любовь здесь понимается онтологически, как принцип консубстанциальности бытия, через который раскрывается все его содержание. Этот принцип уже предполагает становление в инобытии, энергии, направленные на себя (составляющие самобытие) и на инобытие (воля, познавательная интенция). Любовь антиномична, предполагает единство с другим и различие с ним — живое тождество, благодаря которому содержит в себе принцип оформления через другого.

Оцените определение:

Источник: Диалектика человеческого бытия: глоссарий

ЛЮБОВЬ

в русской философии одно из высших чувств, вся полнота нравственности, «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни», по В. Соловьеву. Любить — отрицать себя во имя другого, чем и утверждается человек как личность, как подлинное человеческое существо. Противоположность любви — эгоизм, т.е. нравственное и духовное саморазрушение. В философии В. Соловьева высшее проявление любви это соединение мужского и женского начала, где предстает не «пол», т.е. не половина, а целый человек. Главная задача любви — увековечить любимого, спасти его от смерти и плена. Такая любовь есть синтез любви натуральной (природной) и интеллектуальной (духовной).

Оцените определение:

Источник: Тематический философский словарь

Любовь

Любовь — это слово, охватывающее разнообразные чувства; я употребляю его преднамеренно, поскольку хочу охватить их все. Любовь как эмоция — я говорю именно о ней, ибо любовь «из принципа» не кажется мне подлинной — находится между двумя полюсами: с одной стороны, чистое очарование созерцания, а с другой — чистая доброжелательность.

Моя позиция, однако, в действительности состоит не во враждебности к моральным нормам; она, в сущности, выражена святым Павлом в отрывке о милосердии. Я не всегда нахожу себя в согласии с этим апостолом, но в этом вопросе я чувствую совершенно то же, что и он — а именно, что никакое повиновение моральным нормам не может заменить любви, и что там, где есть подлинная любовь, она сможет, при помощи разума, создать такие моральные нормы, какие необходимы.

Оцените определение:

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

Любовь

Высшая Идея, Бог есть Любовь, пространство спасения души из любого состояния, положения ее и из любой ситуации. Существует как среда, состояние и Поток Бесконечного Источника, из которого каждый человек может взять столько любви, сколько захочет и сможет. Как научиться это делать, говорит Этика. Высший Смысл Жизни.

Человеческое отношение к любви может выражаться по-разному в зависимости от предмета и качества связи между ними: примиряюсь – не примиряюсь, нравится – не нравится, уважаю – не уважаю, терплю – не терплю и так далее.

Страстная телесная или чувственная любовь людей иногда уступает свое место любви возвышенной, боготворящей, когда человек боится нарушить внутреннее равновесие души другого человека, соблюдающего высокие этические принципы.

Для человека любить означает нести высшую ответственность перед Богом за сохранение любви.

Оцените определение:

Любовь глазами женщин и мужчин. Любовь с точки зрения философии

Что такое любовь?

Любовь — самая волнующая тема во все времена. Об этом чувстве много написано, но не каждый осознает это явление. В этой статье попробуем во всем разобраться.

Существует множество определений понятия любви. Достаточно открыть Векипедию и можно узнать всю историю и все подходы к этому понятию или явлению. Вот, к примеру, одно из распространенных определений. «Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Здесь любовь рассматривается как привязанность и как симпатия. С моей точки зрения это слишком узкое определение или частный случай общего понятия, и оно не отражает всей полноты и всех свойств данного состояния. Если подойти к этому понятию с моих философских размышлений, то под любовью я понимаю духовное чувство бескорыстного и безоценочного отношения не только к другому человеку, но и к окружающему миру. Бескорыстие – это когда мы не требуем ничего взамен.

К примеру, мы часто, когда выполняем какую-либо услугу, думаем о том, а что я получу взамен? А какая выгода мне от того, если я сделаю это? И тут у нас выстраиваются определенные отношения. Отношение человека между людьми или миром в целом. Мир может включать в себя всех людей по отдельности, с которыми мы можем контактировать и общество в целом в лице государства, фирмы, предприятия и т.д. Как правило, мы всегда что-то ждем от них. И, если мы не получаем ожидаемого, то у нас могут возникнуть такие чувства, как обида, злость, ненависть, негодование и т.д., которые могут привести, в отдельных случаях, к депрессии, апатии, отчаянию и даже к страху, к неуверенности в завтрашнем дне, а это есть утечка жизненной энергии, путь к болезни и смерти. (). Понаблюдайте сами за собой, как часто Вы предъявляете претензии или чего-то ждете от окружающих? Что мы хотим получить или ожидаем от своих детей, родителей, друзей, супруга, соседей, начальника, президента и т.д.? Если мы получаем от них ожидаемое, то все хорошо, если нет, то плохо. Мы все время оцениваем ситуации с позиции хорошо или плохо. Особенно это ярко проявляется в отношениях среди близких нам людей. Если он (она) делает то, так как мы ожидаем, то мы любим его (её), если нет, то любовь куда-то исчезает. К сожалению, мы часто путаем чувство любви с чувством страсти. Страсть есть невидимая хватка человека к направленному объекту, объекту ожидаемых событий. А это есть психологическое напряжение, ведущее к растрачиванию жизненных сил или энергии. Мало того это психологическое напряжение может так же возникать и по отношению к самому себе. Ведь мы предъявляем претензии не только к другим, но и к себе и ожидаем от себя тоже каких-то результатов. Здесь имеются в виду такие ситуации, когда мы ставим перед собой цели, например, похудеть, выучить иностранный язык, заработать деньги, устроиться на хорошую работу и т.д., а в итоге не достигаем задуманного и тут начинается самоедство. Начинаем обвинять себя в том, что мы несовершенны, неудачливы, неумны, некрасивы и т.д. Необходимо отпустить хватку не только по отношению к другим, но и по отношению к самому себе. Принять себя таким, какой ты есть, а так же принять других людей такими, какие они есть, не давая оценку хорошо или плохо.

Помимо безоценочного состояния и бескорыстия, любовь включает в себя так же состояние всепрощения. Простить – это значит принять, допустить для себя любой исход событий или действий по отношению к себе и к другим. Любовь и всепрощение – это две стороны одной медали. Нельзя представить любовь без всепрощения, а всепрощение без любви. И тут мы выходим еще на одну грань состояния любви – это чувство благодарности. Так как мы всё принимаем, прощаем и любим, то мы не можем не благодарить все то, что с нами происходит плохое или хорошее. Мы благодарны за само состояние существования, которое доставляет удовольствие от безоценочного состояния и легкости в отношениях со всем миром.

Чтобы примерно представить это состояние, можно привести пример с ребенком. Когда мы по настоящему любим ребенка, то мы не требуем взамен от него ответной любви. Мы искренне хотим ему счастья. Мы благодарны тому, что он есть, что он жив. Это естественное состояние, когда мы получаем чувство удовольствия и счастья от взаимоотношений.

В состоянии любви нас охватывает сила, которая направлена на благо и созидание к объекту любви. Под объектом может пониматься все, что угодно, начиная с себя и заканчивая страной и миром в целом. В настоящем чувстве любви не могут выстраиваться отношения в ракурсе «дашь на дашь». Любовь это всегда бескорыстно, безоценочно и с чувством радости и благодарности. В таком состоянии КПД организма увеличивается в десятки раз. Хочется творить и творить, хочется со всеми делиться, помогать, поддерживать других во всем. В этом состоянии человек генерирует жизненную энергию, он хочет жить.

Любовь — это высшее духовное состояние. Производным от такого состояния являются такие чувства, как: привязанность, симпатия, дружба, взаимопонимание, согласие, долг, совесть, честность, доброта и т.д., т.е. это все положительные состояния психики, направленные на генерацию духовной энергии, сохраняя и подпитывая организм как целое. На биологическом уровне в организме активируется иммунная система. Болезням, просто «нет места» в таком организме. Поэтому любовь и жизнь, в каком-то смысле, — это синонимы.

Когда человек живет в таком состоянии, то тут начинаются маленькие чудеса. Если мы к миру относимся с таким чувством, то и мир отвечает нам тем же. Почему-то, транспорт приходит вовремя, сосед сверху не шумит, ребенок приносит пятерки, в магазине удачно совершаются покупки, а на работе отпуск выпадает в летнее время и т.д. Такое чувство, как будто ты поймал птицу счастья за хвост. В таком состоянии ты ощущаешь себя хозяином и творцом своей судьбы.

Конечно, все это выглядит красиво и сказочно. Но как достичь такого состояния? Все очень просто и одновременно сложно. Простота заключается в том, что понятно куда надо двигаться. А двигаться надо в двух направлениях. Первое, если учесть, что человек есть единство телесного и духовного, то – это развивать и поддерживать в здоровом состоянии и красоте свое тело. Второе развивать свою духовность. (Что такое духовность — смотрите мою ). А сложность заключается в том, что идти по этому пути непросто, тем более, если ты не знаешь, как идти, т.е. какой метод движения (преодоления пути) использовать.

Читающий статью справедливо может заметить, а испытывал ли сам автор статьи такое чувство, переживал ли он такое состояние? Буду откровенным. В таком состоянии я жил примерно две недели подряд. После прочтения книги Вадима Зеланда «Трансерфинг реальности», а вернее после её прослушивания в аудиоверсии. Для себя я еще узнал, что я оказывается аудиал. После книги у меня в голове что-то сомкнулось. Что самое интересное Зеланд в своих книгах ничего не говорит о любви. Это просто у меня свои пазлы сошлись после понимания данной книги. Это всего лишь мой опыт, моя мозаика жизни. У Вас будет свой опыт, если Вы ищущий человек.

Так, например, когда я расспрашивал своих друзей, какое впечатление у них оставили книги Зеланда, то они не переживали состояние любви. Двое друзей перешли на сыроедение (фруктоедение), а один друг вообще ничего ценного для себя не нашел. Все мы разные. У каждого свое видение мира.

Вывод: Любовь — это в каком-то смысле человеческая доброта.

В ко

Что такое любовь с философской точки зрения

С точки зрения философии то, что я кого-нибудь люблю, объясняется не предметом любви, а способностью любить. Начиная с Сократа, любовь рассматривается как особое состояние человеческой души и человеческое отношение. В своих диалогах, таких, как «Федр», «Пир», Платон разрабатывает свою теорию любви. У Платона любовь – это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Любовь, по Платону, имеет два начала, которые находятся в человеке одновременно. Первое из них, влечение к удовольствиям, — это явление безнравственное, а второе, стремление к возвышенному, — это та самая возвышенная любовь, которой Платон более всего восхищается. Любовь в произведениях Платона — это явление идеальное, которое делает любящего человека гениальным, так как без конца он открывает в любимом человеке то, что скрыто от других, нелюбящих. Итак, следуя Платону, можно сделать вывод, что чувство любви — это чувство идеальное, которым человек наделяется свыше, с помощью бога Эрота. Бог любви в диалогах Платона предстает вечным стремлением к красоте, благу, а любовь — это всегда любовь к благу и бессмертию, проявление бессмертия в смертном существе. Античность оставила нам большое количество произведений о любви. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии проявляется уравненность. Эпикур говорит о любви только как о любовных удовольствиях. У Лукреция же о любви говорится как о низкой чувственности. Августин говорит о любви как о мистической способности познания: «мы познаём в той мере, в какой любим». Вслед за Августином Б.Паскаль рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» — как основу истины. Любовь к Богу должна сопровождаться ненавистью к себе. Христос искупил грех человека. Для Р.Декарта и Б. Спинозы место любви — в сфере страстей. И.Кант и Г.Ф.Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания. Основные положения европейской философии любви воспроизводятся Гегелем в рассуждении об основе семьи. Любовь для Фейербаха – это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга. По В.С. Соловьёву, любовь – это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом. Смысл любви – в преодолении эгоизма.

Идеи философии любви получили развитие также в работах В.Розанова, Н.Бердяева. По Шелеру в любой своей разновидности любовь есть незавершённая любовь к Богу. Наиболее фундаментальное в 20в. произведение на тему любви – «Метафизика любви» Д. фон Гильдебранда. У Э.Фромма любовь как способ преодоления одиночества, как созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему.

Исключительная роль в понимании и утверждении смысла любви принадлежит христианской религии. Согласно ей, Бог есть любовь, любовь вообще, чистая любовь, поднимаясь к которой человек начинает жить в атмосфере любви и становится способным к любому конкретному её проявлению – может полюбить человека, животное, природу. В Новом Завете говорится: «..всякий любящий рождён от Бога и знает бога; Кто не любит, тот не познал Бога…» Понимание того, что человек без любви – жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено в словах апостола Павла: « Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто… Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится…Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. А теперь пребывают сии три: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ; но любовь из них больше.» (1-е послание Коринфянам Апостол Павел 13,1-2). Христианская концепция любви, как она выражена в Новом Завете, выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение. К тому же в христианстве теория любви изначально оформляется как этика.

Что такое любовь с философской точки зрения. Понятие любви в философии

Что такое любовь?

Любовь — самая волнующая тема во все времена. Об этом чувстве много написано, но не каждый осознает это явление. В этой статье попробуем во всем разобраться.

Существует множество определений понятия любви. Достаточно открыть Векипедию и можно узнать всю историю и все подходы к этому понятию или явлению. Вот, к примеру, одно из распространенных определений. «Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Здесь любовь рассматривается как привязанность и как симпатия. С моей точки зрения это слишком узкое определение или частный случай общего понятия, и оно не отражает всей полноты и всех свойств данного состояния. Если подойти к этому понятию с моих философских размышлений, то под любовью я понимаю духовное чувство бескорыстного и безоценочного отношения не только к другому человеку, но и к окружающему миру. Бескорыстие – это когда мы не требуем ничего взамен.

К примеру, мы часто, когда выполняем какую-либо услугу, думаем о том, а что я получу взамен? А какая выгода мне от того, если я сделаю это? И тут у нас выстраиваются определенные отношения. Отношение человека между людьми или миром в целом. Мир может включать в себя всех людей по отдельности, с которыми мы можем контактировать и общество в целом в лице государства, фирмы, предприятия и т.д. Как правило, мы всегда что-то ждем от них. И, если мы не получаем ожидаемого, то у нас могут возникнуть такие чувства, как обида, злость, ненависть, негодование и т.д., которые могут привести, в отдельных случаях, к депрессии, апатии, отчаянию и даже к страху, к неуверенности в завтрашнем дне, а это есть утечка жизненной энергии, путь к болезни и смерти. (). Понаблюдайте сами за собой, как часто Вы предъявляете претензии или чего-то ждете от окружающих? Что мы хотим получить или ожидаем от своих детей, родителей, друзей, супруга, соседей, начальника, президента и т.д.? Если мы получаем от них ожидаемое, то все хорошо, если нет, то плохо. Мы все время оцениваем ситуации с позиции хорошо или плохо. Особенно это ярко проявляется в отношениях среди близких нам людей. Если он (она) делает то, так как мы ожидаем, то мы любим его (её), если нет, то любовь куда-то исчезает. К сожалению, мы часто путаем чувство любви с чувством страсти. Страсть есть невидимая хватка человека к направленному объекту, объекту ожидаемых событий. А это есть психологическое напряжение, ведущее к растрачиванию жизненных сил или энергии. Мало того это психологическое напряжение может так же возникать и по отношению к самому себе. Ведь мы предъявляем претензии не

Что такое любовь? | Философия любви

Что такое любовь?

Любовь — самая волнующая тема во все времена. Об этом чувстве много написано, но не каждый человек осознает это явление. В этой статье попробуем во всем разобраться.

Существует множество определений понятия любви. Достаточно открыть Википедию и можно узнать всю историю и все подходы к этому понятию или явлению. Вот, к примеру, одно из распространенных определений. «Любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Здесь любовь рассматривается как привязанность и как симпатия. С моей точки зрения это слишком узкое определение или частный случай общего понятия, и оно не отражает всей полноты и всех свойств данного состояния. Если подойти к этому понятию с моих философских размышлений, то под любовью я понимаю духовное чувство бескорыстного и безоценочного отношения не только к другому человеку, но и к окружающему миру. Бескорыстие – это когда мы не требуем ничего взамен.

К примеру, мы часто, когда выполняем какую-либо услугу, думаем о том, а что я получу взамен? А какая выгода мне от того, если я сделаю это? И тут у нас выстраиваются определенные отношения. Отношение человека между людьми или миром в целом. Мир может включать в себя всех людей по отдельности, с которыми мы можем контактировать и общество в целом в лице государства, фирмы, предприятия и т.д. Как правило, мы всегда что-то ждем от них. И, если мы не получаем ожидаемого, то у нас могут возникнуть такие чувства, как обида, злость, ненависть, негодование и т.д., которые могут привести, в отдельных случаях, к депрессии, апатии, отчаянию и даже к страху, к неуверенности в завтрашнем дне, а это есть утечка жизненной энергии, путь к болезни и смерти. (Смотрите статью про здоровье). Понаблюдайте сами за собой, как часто Вы предъявляете претензии или чего-то ждете от окружающих? Что мы хотим получить  или ожидаем от своих детей, родителей, друзей, супруга, соседей, начальника, президента и т.д.? Если мы получаем от них ожидаемое, то все хорошо, если нет, то плохо. Мы все время оцениваем ситуации с позиции хорошо или плохо. Особенно это ярко проявляется в отношениях среди близких нам людей. Если он (она) делает то, так как мы ожидаем, то мы любим его (её), если нет, то любовь куда-то исчезает. К сожалению, мы часто путаем чувство любви с чувством страсти. Страсть есть невидимая хватка человека к направленному объекту, объекту ожидаемых событий. А это есть психологическое напряжение, ведущее к растрачиванию жизненных сил или энергии. Мало того это психологическое напряжение может так же возникать и по отношению к самому себе. Ведь мы предъявляем претензии не только к другим, но и к себе и ожидаем от себя тоже каких-то результатов. Здесь имеются в виду  такие ситуации, когда мы ставим перед собой цели, например, похудеть, выучить иностранный язык, заработать деньги, устроиться на хорошую работу и т.д., а в итоге не достигаем задуманного и тут начинается самоедство. Начинаем обвинять себя в том, что мы несовершенны, неудачливы, неумны, некрасивы и т.д. Необходимо отпустить хватку не только по отношению к другим, но и по отношению к самому себе. Принять себя таким, какой ты есть, а так же принять других людей такими, какие они есть, не давая оценку хорошо или плохо.

Помимо безоценочного состояния и бескорыстия, любовь включает в себя так же состояние всепрощения. Простить – это значит принять, допустить для себя любой исход событий или действий по отношению к себе и к другим. Любовь и всепрощение – это две стороны одной медали. Нельзя представить любовь без всепрощения, а всепрощение без любви. И тут мы выходим еще на одну грань состояния любви – это чувство благодарности. Так как мы всё принимаем, прощаем и любим, то мы не можем не благодарить все то, что с нами происходит плохое или хорошее. Мы благодарны за само состояние существования, которое доставляет удовольствие от безоценочного состояния и легкости в отношениях со всем миром.

Чтобы примерно представить это состояние, можно привести пример с ребенком. Когда мы по настоящему любим ребенка, то мы не требуем взамен от него ответной любви. Мы искренне хотим ему счастья. Мы благодарны тому, что он есть, что он жив. Это естественное состояние, когда мы получаем чувство удовольствия и счастья от взаимоотношений.

В состоянии любви нас охватывает сила, которая  направлена на благо и созидание к объекту любви. Под объектом может пониматься все, что угодно, начиная с себя и заканчивая страной и миром в целом. В настоящем чувстве любви не могут выстраиваться отношения в ракурсе «дашь на дашь». Любовь это всегда бескорыстно, безоценочно и с чувством радости и благодарности. В таком состоянии КПД организма увеличивается в десятки раз. Хочется творить и творить, хочется со всеми делиться, помогать, поддерживать других во всем. В этом состоянии человек генерирует жизненную энергию, он хочет жить.

Любовь — это высшее духовное состояние. Производным от такого состояния являются такие чувства, как: привязанность, симпатия, дружба, взаимопонимание, согласие, долг, совесть, честность, доброта и т.д., т.е. это все положительные состояния психики, направленные на генерацию духовной энергии, сохраняя и подпитывая организм как целое. На биологическом уровне в организме активируется иммунная система. Болезням, просто «нет места» в таком организме. Поэтому любовь и жизнь, в каком-то смысле, — это синонимы.

Когда человек живет в таком состоянии, то тут начинаются маленькие чудеса. Если мы к миру относимся с таким чувством, то и мир отвечает нам тем же. Почему-то, транспорт приходит вовремя, сосед сверху не шумит, ребенок приносит пятерки, в магазине удачно совершаются покупки, а на работе отпуск выпадает в летнее время и т.д. Такое чувство, как будто ты поймал птицу счастья за хвост. В таком состоянии ты ощущаешь себя хозяином и творцом своей судьбы.

Конечно, все это выглядит красиво и сказочно. Но как достичь такого состояния?  Все очень просто и одновременно сложно. Простота заключается в том, что понятно куда надо двигаться. А двигаться надо в двух направлениях. Первое, если учесть, что человек есть единство телесного и духовного, то – это развивать и поддерживать в здоровом состоянии и красоте свое тело. Второе развивать свою духовность. (Что такое духовность — смотрите мою статью). А сложность заключается в том, что идти по этому пути непросто, тем более, если ты не знаешь, как идти, т.е. какой метод движения (преодоления пути) использовать.

Читающий статью справедливо может заметить, а испытывал ли сам автор статьи такое чувство, переживал ли он такое состояние?  Буду откровенным. В таком состоянии я жил примерно две недели подряд. После прочтения книги Вадима Зеланда «Трансерфинг реальности», а вернее после её прослушивания в аудиоверсии. Для себя я еще узнал, что я оказывается аудиал. После книги у меня в голове что-то сомкнулось. Что самое интересное Зеланд в своих книгах ничего не говорит о любви. Это просто у меня свои пазлы сошлись после понимания данной книги. Это всего лишь мой опыт, моя мозаика жизни. У Вас будет свой опыт, если Вы ищущий человек.

Так, например, когда я расспрашивал своих друзей, какое впечатление у них оставили книги Зеланда, то они не переживали состояние любви. Двое друзей перешли на сыроедение (фруктоедение), а один друг вообще ничего ценного для себя не нашел. Все мы разные. У каждого свое видение мира.

Вывод: Любовь — это в каком-то смысле человеческая доброта.

В конце статьи я решил включить небольшой видеофрагмент лекции Шри Багавана. В середине видеоотрезка разговор про любовь.

Прошу Вас ответить. А испытывали Вы когда-нибудь подобное чувство? И как долго? И как Вы понимаете состояние любви? Какие книги изменили Вашу жизнь? Комментарии оставьте ниже.

Понравилась статья? Расскажите друзьям.

философия. Любовь с точки зрения философии Платона и русской философии

Менялись люди и эпохи, и в каждый век по-разному понималась любовь. Философия и по сей день пытается ответить на непростой вопрос: откуда берется это прекрасное чувство?

Эрот

Любовь, с точки зрения философии Платона, бывает разная. Он делит Эрот на 2 ипостаси: высокую и низменную. Эрот земной олицетворяет собой низшее проявление человеческих чувств. Это страсть и похоть, желание обладать вещами и судьбами людей любой ценой. Такую любовь философия Платона рассматривает как фактор, тормозящий развитие человеческой личности, как нечто мерзкое и пошлое.

Эрот небесный, в противоположность деструктивному земному, олицетворяет собой развитие. Он является творящим началом, германизирующим жизнь, в нем проявляется единство противоположностей. Эрот небесный не отрицает возможный физический контакт между людьми, но на первое место все же выдвигает духовное начало. Отсюда и пошло понятие платонической любви. Чувства ради развития, а не ради обладания.

Андрогины

В своей философии любви Платон не последнее место отводит мифу об андрогинах. Когда-то давно человек был совсем иным. У него было по 4 руки и ноги, а голова смотрела двумя совершенно одинаковыми лицами в разные стороны. Эти древние люди были очень сильны и решили поспорить с богами за первенство. Но боги страшно покарали дерзких андрогинов, разделив каждого на 2 половинки. С тех пор несчастные скитаются в поисках части себя. И лишь те счастливчики, что находят вторую часть себя, наконец получают умиротворение и живут в гармонии с собой и миром.

Миф об андрогинах является важной частью учения о гармонии. Любовь человека философия Платона возводит в ряд возвышенных чувств. Но это касается только любви настоящей и взаимной, ведь не может одна из частей целого не любить другую.

любовь философия

Средневековье

Понятие любви в философии средневековья приобретает религиозный окрас. Сам бог ради любви ко всему человечеству пожертвовал собой ради искупления вселенского греха. И с тех пор в христианстве любовь стала ассоциироваться с самопожертвованием и самоотречением. Только так она могла считаться истинной. Любовь к богу была призвана заменить все другие предпочтения человека.

Христианская пропаганда совершенно исказила любовь человека к человеку, она полностью свела ее к пороку и похоти. Здесь можно наблюдать своеобразный конфликт. С одной стороны, любовь между людьми считается греховной, а половой акт — чуть ли не бесовским действом. Но в то же время церковь поощряет институт брака и семьи. Само по себе зачатие и появление человека на свет является греховным.

любовь с точки зрения философии

Розанов

Русская философия любви зарождается благодаря В. Розанову. Он первый обращается к этой теме среди отечественных философов. Для него это чувство является самым чистым и возвышенным. Он отождествляет любовь с понятием красоты и истины. Розанов идет дальше и прямо заявляет, что без любви невозможна истина.

Розанов критикует монополизацию любви христианской церковью. Он отмечает, что это способствует нарушению морали. Отношения с противоположным полом есть неотъемлемой частью жизни, которую нельзя так грубо отсекать или формализовать продолжением рода. Христианство чрезмерное внимание уделяет непосредственно половым сношениям, не замечая их духовной подоплеки. Розанов воспринимает любовь мужчины и женщины как единое, родовое начало. Именно она движет миром и развитием человечества.

любовь человека философия

Соловьев

В. Соловьев является последователем Розанова, но вносит в его учение свое видение. Он возвращается к платоновскому понятию андрогина. Любовь с точки зрения философии Соловьева — двусторонний акт мужчины и женщины. Но он дает понятию андрогина новое осмысление. Наличие 2 полов, так сильно отличающихся друг от друга, говорит о несовершенстве человека.

Такая сильная тяга полов друг к другу, к физической близости в том числе, – это не что иное, как желание вновь объединиться. Только вместе оба пола смогут вновь стать единым целым и гармонизировать себя и пространство вокруг. Именно поэтому так много в мире несчастных людей, потому что очень трудно найти вторую часть себя.

русская философия любви

Бердяев

Согласно его учению, пол создает конфликт, разъединяя людей. Части, как магниты, стремятся соединиться и обрести любовь. Философия Бердяева вслед за платоновской говорит о двойственности любви. Она бывает звериная, это простая похоть. Но она же может вознести на вершины совершенства духа. Он говорит о том, что после массовой христианизации нужно реабилитировать отношение к половой любви.

Преодоление пола и половых различий — это не соединение, а, напротив, четкое осознание функций каждого пола. Только это может открыть творческое начало и развить индивидуальность каждой личности в полной мере. Именно в любви к противоположному полу и интимной близости четче всего проявляются мужское и женское начало. Именно любовь связывает тело и дух и в то же время возвышает и поднимает человека на новый уровень духовного развития.

 понятие любви в философии

Все же разделение любви на плотскую и духовную не случайно. Чрезвычайное потворство похоти и плоти уже сгубили Древний Рим. Бесконечные случайные сексуальные связи надоели всем. Возможно, именно это и стало причиной столь жесткого отношения к интимным связям в христианской религии. Понятие «любовь» философия во все времена возвышала и считала основой жизни и развития. Не важно, по отношению к кому эта любовь — к человеку или к высшему существу. Главное, чтобы любовь не подменялась похотью, именно об этом говорят и греческие философы, и наши отечественные мыслители.

Любовь | Краткий Философский Словарь | Онлайн словари по философии

ЛЮБОВЬ — понятие, широко используемое в философии для  решения проблем онтологии,  гносеологии, антропологии, этики,  эстетики. В общепринятом смысле любовь — это чувство, которое переживают и понимают как  влечение, привязанность, страсть. Это свободное, не подвластное ни внешнему принуждению, ни  разуму проявление человеческого существа, экзистенциальное, а не рассудочно-рациональное  отношение к человеку, предмету,  знанию, деятельности, природе,  отечеству. Мы можем приближаться к пониманию любви, но выразить в полном знании то, что есть  любовь, нам не дано. Любовь  одухотворяет человека и  окружающий его мир, влечет к добру и стимулирует творчество. В  совершенных своих проявлениях она бескорыстна, поднимается до  самопожертвования, до альтруизма. Всеобъемлющей силой предстает она изначально в сознании  людей. В мифологии древнего мира любовь является одной из  первоначальных божественных сил. Силой любви порождается  космос из хаоса. И в Библии Бог  творит по любви и является в  любящем как дух Божий, как  снизошедшая на него благодать,  нравственно очищающая,  возвышающая. Понятие любви-эроса в древнегреческой философии как движущая сила становления, формирования, изменения и  жизни всего сущего. Многозначное учение о любви создает Платон. Он различает любовь плотскую,  Афродиту земную, и любовь  идеальную, духовную, Афродиту  небесную. Первая служит  удовлетворению страстей, вторая является  движущей силой познания.  Любовь-эрос — это еще и основа  нашего стремления к нравственному  совершенству, наконец — это  побудительная сила не только божьего  творения, но и человеческого влечения к творчеству прекрасного. В религиозной философии  Средневековья понятие любовь  приобретает ярко выраженную этическую окраску. Здесь любовь —  сверхприродная трансцендентная сила Божья, направляющая наше  существование к миру и согласию,  блаженству и вечности. За теологической формой выражения здесь скрыто большое гуманистическое  содержание: апология человека как  существа, предназначенного к моральному совершенству и поэтому достойного любви. Христианская теология  исповедует не только аскетическую любовь к Богу, но и бескорыстную любовь к человеку. Это  всечеловеческая любовь, которая доступна  каждому и обнимает всех.  По-христиански понимаемая любовь неотделима от самозабвения,  самопожертвования, альтруизма, выражаемого  заповедью: возлюби не только ближнего, но и врага своего. Философия Возрождения  воскрешает теорию любви Платона,  дополняя ее идеями христианского благоверия и гедонизма. Она  утверждает чувственную любовь, но  преимущественно в ее эстетической форме. Любовь — это прежде всего Божественная космическая сила, все одухотворяющая и  объединяющая в гармоническое  целое. В противоположность любви сострадающей она отстаивает любовь наслаждающую. Эпоха Просвещения  реабилитирует естественное чувство любви, определяя его как  свойство человеческой натуры. Для  просветителей любовь — отношение к тому, что доставляет  удовольствие целесообразностью и  пользой. Просветители рассуждают здраво: естественная любовь  добродетельна, если она разумна и разборчива. Сжигающая  человека любовная страсть  противоестественна, измена  противозаконна, а верность поддерживает гражданский порядок. И вот уже И.Кант приравнивает любовь к долгу. Немецкие романтики  поэтизируют любовь, но больше не к человеку,- а к человечеству.  Наконец, Л.Фейербах объявляет  любовь родовым свойством  человека, и главным образом потому, что она служит основой общения и сотрудничества. Просветители готовили идейную почву для  литературы, музыки, живописи,  которая стала открывать интимные глубины человеческой души. Вместе с тем был психоанализ З.Фрейда, в котором любовь  предстает в виде иррационального  сексуального влечения и именно в таком виде сублимируется в творческой деятельности людей. Особое место в истории  размышлений о любви занимает русская  религиозная философия XIX —  начала XX вв., которую представляют Ф. Достоевский и Л. Толстой, В.  Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев и др. Рассуждая о любви, они не  противопоставляют тело душе, напротив, считают, что лишь в согласии с  естественными влечениями  человеческой натуры формируется наша  полноценная культура. В. Соловьев  считал, что в любви одна половина  человеческого рода преодолевает свою односторонность, дополняя ее  другой до гармонического целого.  Любить Бога — значит любить  человека, не противляться злу насилием, проповедовал Л. Толстой. Вторя ему, Н. Бердяев писал, что в любви к человеку мы обретаем любовь к  Богу, веру в торжество истины,  добра и красоты. Человек —  зримый образ подобия Божьего.  Любовь образует личность, — так думал В. Розанов. Отдаваясь  другому, человек в любви находит собственное «Я». Еще одна мысль В. Розанова заслуживает пристального внимания. Она  отражает суть многих философских исканий в России. Любить, по мнению В. Розанова, — это жить не по формальному закону, а по совести. Красота спасет мир, — утверждал Ф. Достоевский, — потому что она пробуждает  любовь. А где любовь, там и жизнь, там грех и страдание, раскаяние и возрождение для сострадания и сочувствия ближнему. Как видим, в философии любовь — понятие, многогранно характеризующее мир человеческого  существования, помогающее осознать, как жить в согласии с этим миром, а значит, и с самим собой.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о