Содержание

Who is the hero of our time?Герой нашего времени: кто он?

Прежде всего, хочется начать с тех, кого героями называть нельзя. Спорно. Мы слишком понизили планку в описании того, кто является этим героем. Герой – это тот, кто отдаёт свою жизнь, кто борется за какую-то идею, ценность? В наше время, чтобы проявить милосердие, необходимо пойти на жертвы. Такие люди должны быть заметны. На них должны равняться. Им должны подражать. Если мы не будем замечать тех самых подвижников (скрываясь в куче ненужного), то грош всему цена.
Совсем недавно, с 1 марта в нашем городе свою работу начала общественная региональная организация социальной поддержки и защиты граждан «Смородина». Основатель – Бобровский Сергей Витальевич. Вот кого действительно можно считать героем нашего времени.
Его судьба весьма обычна для людей того времени: работа челноком в 90-е, ночи на вокзалах Берлина и Праги, жизнь в поездах. Но один случай меняет всю жизнь… Огромная очередь в магазин, расстилающаяся по всей улице. Два слепых мальчика. На горизонте – грузовик. Никто даже и не подумал о том, что могло произойти. Обычный человеческий поступок, простой крик… Но нет. Мальчики не замечают грузовик… и ведь никто же не окрикнул! Такая детская травма, детская боль повлияла на дальнейший выбор.
На «Слёте неравнодушных» Сергей защищает свой проект, который призван помогать людям. Эта помощь, казалось бы, такая банальная, но такая нужная.
Ежедневно, в службу спасения 112 поступают тысячи звонков с самыми разными просьбами. Они, кстати, очень тщательно фильтруются. Большинство «кидается в корзину» ложных. А сколько людей умирает и-за этого? Мы ведь просто не обращали внимания, не придавали значение. Бывают те вызовы, которые не подходят под классификацию пожарной угрозы, неотложной медицинской помощи, угрозы терроризма и т.д. Расскажу конкретный и самый яркий случай.
Полная женщина с проблемами передвижения (лежачая) упала со своей кровати. Ничего себе не сломала, ничего не разбила, но встать не может. Звонит на номер 112 и говорит: «Помогите встать». А в ответ: «Вам плохо? Вызвать скорую помощь? Ничего не ушибли? Никто не толкнул? Криминала нет. С ЖКХ всё нормально. Угрозы терроризма тоже нет. Ну, лежите, женщина». На следующий день разряжается телефон. И вот 3 дня она лежит, затем умирает от обезвоживания. Согласитесь, просьба была обычная, но дрожь пробирает. Человека больше нет, а могли бы спасти…
Добровольцы нового подразделения прошли обучение у специалистов МЧС в учебно-методическом центре. Сергей Витальевич наладил связь со службой 112. Починить замок или инвалидную коляску, вкрутить лампочку, донести больного до квартиры, а иногда и просто поговорить по душам. При всём желании помочь, диспетчер службы 112 вынужден действовать по инструкции: признать вызов ложным. Теперь подобные звонки переадресовываются волонтёрам службы «Наш случай».  Сюда обращаются ветераны, одинокие пенсионеры и люди с ограниченными возможностями. Бригада помогает в таких ситуациях, когда угрозы жизни нет, но решить проблему самостоятельно не получается. 

Во время нашего разговора с Сергеем в диспетчерскую поступает вызов – помощь в транспортировке больного. Выезжаем. 

70-летняя пара. У мужа случился инсульт. Приезжает карета скорой помощи. Нужна срочная госпитализация. Кто понесёт? Жена старенькая, соседей дома нет. Счёт идёт на минуты. Человека нужно срочно перенести, а это ещё и 5 этаж «хрущёвки». Зимой организовать помощь прохожих очень сложно, а пожилой человек с ослабленным иммунитетом заболевает очень быстро. Наш случай! 

50 героев нашего времени

Кто такие герои нашего времени? Есть ли они среди нас? Думаю, сегодня — это достаточно сложный вопрос, вопрос из другой реальности. Даже, если предположить, что сегодня они существуют, ведь мы все живем в одном обществе — очень важно знать, кто они. Мы попытались составить небольшой список «героев нашего времени». И вот что у нас получилось.

Эзотерика

Автор Редакция На чтение 10 мин. Просмотров 778 Опубликовано

  1. Мохаммед Али
    Тяжеловес, который победил больше всех чемпионов в истории бокса. Да, уметь драться – это круто. А еще он игнорировал призыв на Вьетнамскую войну, так как считал, что она несправедливая. Его обозвали трусом и на три года отлучили от бокса. Через три года все поняли, как они ошибались насчет труса. Еще через три года – насчет войны.
  2. Вуди Аллен
    Человек, доказавший, что женщины любят тщедушных, очкастых, смешных и некрасивых. Плюс профессионально на кларнете играет! Не говоря уж о том, что гений.
  3. Остап Бендер
    Он был остроумен, как советский интеллигент кухонной закваски, и при этом воплощал все его тайные фантазии: могучая шея, орлиный взор, напор, способность зарабатывать на жизнь в любой ситуации и в любой точке СССР, дар покорять очаровательных вдов и комсомолок… Но главное – абсолютная свобода.
  4. Робот Бендер
    «Сквернослов, алкоголик, заядлый курильщик, любитель порнографии для роботов (в виде электросхем) и готовки (правда, получается у него нечто несъедобное, если не ядовитое)». Да, в Википедии открытым текстом написано, что робот Бендер из «Футурамы» – наш человек!
  5. Чак Берри
    Он выезжал на сцену на маленьком одноколесном унитазе. Он создал рок-н-ролл, отсидел в тюрьме, влипал в сексуальные скандалы. И в свои 83 года зажигает на сцене, как… как Чак Берри!
  6. Хамфри Богарт
    Героический циник со шрамом над губой (эхо Первой мировой) и сигаретой во рту, он был из той породы настоящих мужчин, которая вымерла вместе с мировыми войнами. И вообще, этот человек снялся в «Касабланке» – лучшем фильме всех времен по версии Американской киноакадемии.
  7. Джеймс Бонд
    Если бы его не существовало, кажется, он неизбежно появился бы однажды из шкафа в редакции журнала Maxim как эманация наших невысказанных желаний.
  8. Нильс Бор
    Создатель современной физики, может быть, даже в большей степени, чем Эйнштейн. Физика – это вещь! И еще: много Вы знаете создателей современной физики, которые в молодости были футболистами национальной сборной?
  9. Борат
    Конечно, мерзости говорить глупо, а глупости – мерзко. Впрочем, еще древние греки уверяли, что и то, и другое очень полезно для общества. Так еще и приятно! Поэтому мы однозначно голосуем за человека, который смело проделывает все это на весь мир.
  10. Иосиф Бродский
    «Какую биографию делают нашему рыжему!» – сказала Ахматова, когда Бродского отправили в ссылку за антисоветчину. Она была права. Обласканный гений ценится раз в десять дешевле, чем изгнанный на чужбину. Тем более если он, чуть ли не единственный из изгнанных, смог стать полноправным гражданином мира.
  11. Владимир Буковский
    За полтора десятка лет по тюрьмам и спецбольницам этот принципиальный борец с СССР ухитрился выучиться биологии и английскому языку, так что теперь он профессор в Кембридже. Даже поклонники советского строя нередко относятся к нему с уважением, так как интеллект, воля и готовность страдать за свои убеждения в такой концентрации редко встречаются в одном человеке.
  12. Михаил Булгаков
    Даже если не брать в расчет «Мастера» и «Собачье сердце», послужить сельским и полковым врачом, слезть с морфия, быть мужем сразу трех красавиц – это уже завидная биография!
  13. Анатолий Вассерман
    Великий инок мозговой деятельности, которого мы уважаем как существо абсолютно другой природы. Возможно, инопланетной.
  14. Симон Визенталь
    Если рассматривать Гитлера как абсолютное зло, то «охотник за нацистами» Визенталь у нас будет главным спасителем мира. Вроде супермена. Только вместо тупой квадратной челюсти – хитрый еврейский прищур.
  15. Воланд
    Хотя зло, мы, конечно, тоже любим. Особенно, если оно предстает таким элегантным, интеллигентнейшим господином, да еще и со столь блестящей свитой.
  16. Владимир Высоцкий
    Из той же породы, что и Хамфри Богарт. Только наш, родной, посконный, водочно-кухонный и с гитарой.
  17. Серж Генсбур
    Певец, который прославился как мастер словесного эпатажа. Хотя по большому счету для эпатажа достаточно было его лица. И с этой физиономией человек стал любовником красивейших французских женщин, включая Бриджит Бардо и Джейн Биркин!
  18. Терри Гиллиам
    Пожалуй, режиссер «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» ответит в нашем списке за психоделику. А еще выступит как почетный уполномоченный представитель «Монти Пайтона».
  19. Поль Гоген
    В 37 лет бросить обеспеченную жизнь буржуа, чтобы стать нищим непризнанным гением и умереть в соломенной хижине на Таити, разрисовав ее божественными картинами, которые вскоре исчезнут навсегда… Даже если это и сумасшествие, то невероятно красивое.
  20. Робин Гуд

    Конечно, грабить богатых и раздавать бедным – это наивно. Но стрелять из лука и жить с бандой в лесу, по-любому, здорово!
  21. Сальвадор Дали
    От природы он был куда нормальнее всяких ван Гогов и Врубелей, но старательно с этим боролся. Например, засыпал с серебряной чашкой в руке и, когда пальцы роняли тяжелый предмет, просыпался и быстро зарисовывал сонный бред, пока тот не забылся. Много и старательно чудил. И в конце концов почти рехнулся на самом деле. Наши аплодисменты!
  22. Джеральд Даррелл
    Несмотря на убиенных лосей и растерзанных в ходе редакционных экспериментов котят, мы на самом деле любим животных! Хотя, безусловно, в несколько ироническом ключе, как и старина Даррелл.
  23. Д’Артаньян
    Кто в детстве не фехтовал на прутиках, тот родился не в этой стране! Лошади, драки, дружба, бургундское, «красавицы Икуку»… Такой концентрации гедонизма и драйва в одной жизни больше не было. Эх, жаль, что он выдуманный.
  24. Роберт Дауни-младший
    Человек, который попробовал траву в семь лет из рук отца, сделал головокружительную актерскую карьеру, трижды отсидел в тюрьме за хранение кокаина и героина, оказался на самом дне, завязал и выплыл. То есть мы имеем в виду, что у каждого есть шанс.
  25. Стив Джобс
    Даже если не вдаваться в подробности по поводу прелестей надкушенного яблока, все-таки именно ему мы обязаны тем, что у нас есть возможность выбирать.
  26. Сергей Довлатов
    Наверное, лучше о журналистах не писал никто. И пожил он тоже, надо признать, любопытно и местами сурово.
  27. Ричард Докинз
    Мы с тобой всего лишь жалкие контейнеры, в которых бессмертные гены живут, совокупляются и разводятся. А Бога нет. То есть нам можно делать все, что заблагорассудится! Это все Докинз придумал.
  28. Инспектор Дребин
    Великолепный герой «Голого пистолета». Быть всегда уверенным в себе, выходить победителем из любого переплета – и при этом оставаться полным идиотом! Это ли не мечта каждого мыслящего человека?
  29. Веничка Ерофеев
    Маленький, но несломленный человек, едущий в тот город, где никогда не отцветает жасмин… Пусть он слаб, пусть. Пусть он никогда не доедет. Но сам порыв!
  30. Сергей Есенин
    Увы, мертвая (как и подразумевается) иллюстрация заманчивого принципа «Живи быстро – умри молодым!». Действительно, успел все.
  31. Михаил Жванецкий
    Писать смешные и умные вещи не так уж сложно – куда тяжелее найти того, кто будет все понимать и смеяться, их читая. Аудитория интеллектуальных сатириков обычно стремится к нулю. Жванецкого же полюбили миллионы.
  32. Том Йорк
    Лидер Radiohead, живая и вполне действующая рок-звезда первой величины. Поскольку он сам и певец, и гитарист, и даже местами на барабанах игрец, от согруппников Том зависит мало, и заката его карьеры не предвидится. А еще он первый предложил скачивать свою музыку бесплатно.
  33. Карлсон
    Вот человечище, харизмы которого хватит на добрый полк героев любого калибра!
  34. Гарри Каспаров
    Он умен. Находится по правильную сторону баррикад. Богат и трижды женат. К тому же один из сильнейших шахматистов всех времен, если не самый.
  35. Джим Керри
    Даже за одно комическое амплуа – твердое да! Так ведь перешел еще и в драматическое – и блеснул!
  36. Стивен Кинг
    Без него этот мир не был бы таким ужасным. Прямо-таки гениально, дьявольски жутким! Причем где-то очень далеко от нашего тихого, милого дивана. Ну и гонорары по 30 миллионов долларов тоже внушают уважение.
  37. Курт Кобейн
    Последний настоящий рок-идол, замену которому за семнадцать лет планета так и не нашла. Сгубили его не жена и не героин, а слава, которой он так избегал. Злой рок – во всех смыслах.
  38. Костик из «Покровских ворот»
    Не столько хорош он сам (хотя, безусловно, тоже), сколько хлебосольная, профессорская, дружная и такая наивная Москва, в которой он царит во всем блеске своей юности и остроумия.
  39. Джеймс Кэмерон
    Конечно, голливудский блокбастер – весьма сомнительная вершина современной культуры. Но уж какая есть. И Кэмерон, безусловно, царь этой горы. Если кто забыл, то дополнение: «Терминатор», «Чужие», «Титаник», «Аватар» – ведь куда ни плюнь, всюду он!
  40. Джонни Кэш
    Кэш играл особое кантри, от которого тронуло даже рокеров. Обратил свою жизнь в руины, но, гастролируя по тюрьмам, обрел новые силы, с которыми протянул до 2000-х, когда стал сенсацией сотый раз в своей жизни.
  41. Джон Леннон
    Леннон или Маккартни? Мы выбираем менее коммерческого, хотя и более мертвого. Да, возможно, именно из-за него “битлы” прекратили свое существование. Но носителем идеологии был именно он. Очкарик, никогда не боявшийся сделать что-то доселе невиданное.
  42. Евгений Леонов
    Пожалуй, его можно описать всего одним словом: добрый. Даже когда Леонов играл злодеев, казалось, есть в них что-то хорошее. Нет в мире абсолютных негодяев. А это чувство дорогого стоит. Ку!
  43. Егор Летов
    Самый жесткий панк-бунтарь, не боявшийся посылать в своих песнях КПСС на три буквы еще в начале 1980-х. Невысокий и щуплый, Летов мог бы в одиночку совершить революцию. И, возможно, совершил.
  44. Брюс Ли
    Человек, рассекретивший тайное китайское единоборство кунг-фу, чтобы всякие там Киану Ривзы с умным видом размахивали конечностями, а все остальные поверили в то, что даже маленькие и тощие могут всех победить!
  45. Михаил Ломоносов
    Основатель славной традиции прибывать в Москву с рыбным обозом и светлой головой, чтобы впоследствии стать международным светилом или, на худой конец, миллиардером.
  46. Джек Лондон
    Сначала он собственноручно перепробовал все, начиная с продажи газет и заканчивая золотоискательством, чтобы потом со знанием дела это описать. Зато теперь другие люди могут спокойно сочинять приключенческие статьи, не отходя от компьютера, просто справившись с его прозой.
  47. Рэндл Макмерфи
    Лучший персонаж Кена Кизи, психопат-симулянт из «Пролетая над гнездом кукушки». Если ты нас слышишь, Рэндл, знай: дело твое живет! Мы тоже постоянно пытаемся устроить в этой проклятой больничке оргию с алкоголем и девочками!
  48. Граучо Маркс
    Главный мастер шутки среди прародителей кинокомедии братьев Маркс. Как минимум он имеет полное почетное право находиться в нашем списке как «друг друзей», поскольку его считали своим учителем Терри Гиллиам, Дали, Набоков и Вуди Аллен разом.
  49. Марчелло Мастроянни
    Лицо итальянского послевоенного кино, альтер-эго Феллини, Антониони, Висконти. Создал образ интеллектуальной европейской элиты – утонченной, вечно слегка рассеянной и элегантной.
  50. Доктор Хаус
    Злой доктор Айболит, который не нарушает правил, он просто их игнорирует. Темными одинокими осенними ночами, когда начинает ныть застарелый ячмень, особенно хочется верить, что такой доктор существует.

Знаете еще какого-нибудь героя нашего времени? Поделись своим мнением в комментариях ниже 😉

Герой нашего времени — Posmotre.li

Роман «Герой нашего времени» — эпический вин от второго солнца нашей поэзии, Михаила Юрьевича Лермонтова. Представляет собой деконструкцию романтической приключенческой повести про Кавказ и всякий там Восток, в частности — сюжета о любви «белого человека» к «прекрасной дикарке».

Роман отличается необычной и весьма новаторской по тем временам композицией: части следуют не в порядке хронологии, а «начиная с конца»: рассказчик встречается на проезжей дороге с Максимом Максимовичем, и следует обрамляющий сюжет в лучших традициях «Кентерберийских рассказов», затем Максим Максимович рассказывает про своего приятеля Печорина и горянку Бэлу, которую тот погубил (повесть «Бэла»), потом они встречают Печорина, и автор-рассказчик с удивлением обнаруживает, что тот редкостный козёл — хотя, в принципе, из истории Бэлы было понятно, что козёл, но Максим Максимович не ожидал, что Печорин будет козлить и его тоже, он же не дикарь кавказский. Рассерженный на Печорина, он отдаёт автору печоринские дневники (повесть «Максим Максимович»), из которых мы узнаём, как Печорин ехал на Кавказ (повесть «Тамань»), за какие грехи его сослали на заставу, где вышла история с Бэлой (повесть «Княжна Мери»), и какое приключение случилось с ним на этой заставе, точнее, в станице, куда он ненадолго ездил по делам (повесть «Фаталист»). Мы как бы всё глубже и глубже погружаемся в ОБВМ Печорина, сужая круги — поэтому такую композицию называют «концентрической».

Интересный факт: роман публиковался по частям, и когда вышла первая часть, царь горячо одобрил книгу, так как решил, что герой нашего времени — это не безнравственный Печорин, а вовсе даже скромный служака Максим Максимович[1]. А потом вышла вторая часть, и оказалось, что герой — всё-таки безнравственный Печорин. Вот был облом.

  • Антиреклама спиртного: «Раз мы подгуляли между собой, а ночью сделалась тревога; вот мы и вышли перед фрунт на́веселе, да уж и досталось нам. Да вот хоть черкесы, как напьются бузы на свадьбе или на похоронах, так и пошла рубка. Я раз насилу ноги унёс, а ещё у мирнова князя был в гостях» («Бэла»).
  • Бой-девка: «…меня восьмнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила»[2].(«Тамань»).
    • Поплыл, как топор — Печорин, по своему же признанию, мог бы погибнуть, просто свалившись с лодки в спокойную воду.
  • Братушки-славяне — серб Вулич («Фаталист»).
  • Враг — это честь — наличие врагов позволяет Печорину справляться со скукой: «Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, — вот что я называю жизнью»
  • Говорить загадками/Говорить пословицами и поговорками — девушка из главы «Тамань».
  • ГЭС:
    • Когда у Казбича угнали его обожаемого коня Карагеза, он «Завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок… Вот кругом него собрался народ из крепости — он никого не замечал; постояли, потолковали и пошли назад; я велел возле его положить деньги за баранов — он их не тронул, лежал себе ничком, как мертвый. Поверите ли, он так пролежал до поздней ночи и целую ночь?..»
    • С самим Печориным в миниатюре происходит нечто похожее, когда он, загнав коня, не успевает к отъезду Веры из Пятигорска. Как он сам это называет, «сон Наполеона после Ватерлоо».
  • Джентльмен и прекрасная дикарка — жёсткая деконструкция.
  • Деконструкция — помимо вышеописанного, деконструируется образ романтического героя. Герой идет наперекор обществу? Вполне, при этом ведет себя, как полная мразь по отношению ко всем окружающим. Если противостоять общественным условностям, так уж по полной программе. Нужно, чтобы герой играл с судьбой в орлянку, бросал ей вызов? Пожалуйста, вот только делает он это не ради высшей цели и стремления к свободе, а потому что ему наскучила жизнь и получить удовольствие от нее по другому он уже не может. Внутренние переживания? Получите и распишитесь, вот только герой никаких выводов из них не делает и продолжает отталкивать от себя драгоценного всех, кто мог бы стать ему опорой и помочь состояться. При том что внутренняя сила Печорина несомненна, к моменту последней по хронологии встречи с ним рассказчика он превращается в пустышку, ненавидящую весь мир и себя в частности.
  • Жанровая слепота — Печорин упорно ведёт себя как романтический герой, не понимая, что находится в реалистическом романе.
  • Жертва — болтун — аверсия. Печорин выкладывает девушке-контрабандисту, что он в курсе её дел. И едет с ней кататься на лодке, абсолютно сознательно нарываясь на этот троп. Но умереть ему суждено иначе.
  • Абрек — Азамат. «А когда отец возвратился, то ни дочери, ни сына не было. Такой хитрец, ведь смекнул, что не сносить ему головы, если б он попался. Так с тех пор и пропал: верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков» («Бэла»).
  • Клевета и диффамация — Печорин вызвал Грушницкого на дуэль за клевету на княжну Мери. Пограничный случай, поскольку обычно клеветой считают не просто ложь, а заведомую ложь, Грушницкий же мог искренне поверить в существование интимных отношений между Печориным и княжной из-за неверно интерпретированных им фактов.
  • Крутая лошадка — Карагез, конь Казбича, мечта всей жизни юного Азамата («Бэла»).
  • Моральное изнасилование. Похитив Бэлу, Печорин прекрасно понимает, что в глазах своего патриархального общества Бэла все равно что уже изнасилована. Он добивается от нее секса при помощи морального шантажа, а потом она ему надоедает. Когда Бэла гибнет, все, в том числе «положительный» Максим Максимович, признают, что оно и к лучшему. Хорошая женщина = мертвая женщина. Ведь в тех реалиях альтернатива воспринимается ещё страшнее.
    • Сексизм: «Послушай! — сказал твёрдым голосом Азамат, — хочешь, я украду для тебя мою сестру? Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?». Это он предлагает свою сестру другому кавказцу (Казбичу). Потом уже сам Печорин хочет получить Бэлу, а Карагез будет калымом. На минуточку, по шариату мусульманка не может выйти замуж за не-мусульманина, так что Азамат сознательно отдал сестру на позор.
    • Обречённая любовь: для Бэлы Печорин сначала — насильник, потом — всё-таки возлюбленный. Она же для него вначале — желанная игрушка, потом — надоевшая игрушка.
  • Левша — так изобразил Печорина Олег Даль в кино.
  • Моральный горизонт событий — до того, как Грушницкий согласился на предложение своих приятелей зарядить на дуэли его пистолет и оставить незаряженным печоринский — протагонист с антагонистом смотрелись одинаковыми козлами. После (а особенно после того, как прознавший о плане Печорин поставил условия, сделавшие дуэль смертельной) — мораль из серо-серой стала черно-серой, и Печорин из козла превратился в вершителя заслуженного возмездия.
  • Неудачное самоубийство — Вулич стреляется, дабы проверить, властен ли человек над собственной жизнью. Умереть ему суждено было иначе (от шашки пьяного казака).
  • Офелия — загадочная девушка-«ундина» из главы «Тамань»: то поёт песни, то рассуждает сама с собой, и говорит загадочными пословицами и поговорками. Сойдёт за субверсию с деконструкцией: на самом деле она довольно-таки хладнокровная контрабандистка, которая скорее косит под этот троп. Печорин, сам косплеивший рокового байронического героя, купился на образ «загадочной девушки не от мира сего», и это чуть не стоило ему жизни.
  • Потайная броня — Азамат долго просил Казбича уступить ему Карагеза. Но когда от владельца услышал «он тебя сбросит», то «железо детского кинжала зазвенело об кольчугу».
  • Самоуверенный мерзавчик — собственно, Печорин. Строит из себя зловещего порочного байронического героя, но лажает во всех своих хитрых планах. И да, постоянно ведет себя как козел и сволочь.
    • Грушницкий — еще более яркий представитель тропа, с соответствующим итогом.
  • Такой молодой, а уже лейтенант — Максим Максимыч. Фитилек прикручен, потому что не поручик, а штабс-капитан, но ему уже 45 (на момент действия «Бэлы») и 50 (на момент встречи с рассказчиком) лет. О его прошлом не говорится, но по манерам он может быть и выходцем из нижних чинов.
  • Телесериал «Герой нашего времени», 2006 г.
  1. ↑ Для современника Лермонтова, служившего на Кавказе, было очевидно, что скромняга Максим Максимович в реале очень и очень крут и уважаем. В кунаки всегда старались взять человека, максимально авторитетного «у своих» (что, ессно, работало «в обе стороны»), а его кунак Казбич — образцовый джигит («одежда в лохмотьях, оружие в серебре» плюс обязательно крутой конь — это было каноном). К тому же в одиночку отбиться от толпы слуг князя, а впоследствии почикать этого князя практически на глазах у слегка отставших бодигардов явно не всякому по силам!
  2. ↑ Самое интересное, что описанная история произошла в Тамани в реале с самим Лермонтовым! После публикации «Тамани» полиция даже арестовала этих контрабандистов — но вскоре отпустила, т. к. в суде объяснили, что официальных заявлений поручик Лермонтов не подавал, а худлит — не основание для возбуждения уголовного дела.

Сочинение на тему «герой нашего времени

Александр Холодов — 28.06.2011

Сочинение на тему «герой нашего времени — кто он?»
27 июня, 23:44
Current Location:home
Настроение: peaceful
Музыка:RATM

«Герой нашего времени – кто он?»

Слово «герой» можно понять по-разному. С одной стороны, это – участник какого-то события, с другой – это особый индивид, который выделяется из толпы благодаря незаурядным качествам личности.

Все помнят роман Лермонтова «Герой нашего времени». Лермонтов говорил, что «Печорин – есть название произведения», каков бы он ни был. Ни для кого не секрет, что Печорин – далеко не идеал, он хуже обычного эгоиста, потому что он осознаёт это, но не может ничего сделать. Следовательно, героем нашего времени может быть любой человек, несмотря на то, какая у него профессия, образование, чем он интересуется, какой он национальности – это просто не важно. Все мы герои, если смотреть на ситуацию с точки зрения Лермонтова.

Однако, чтобы создать образ такого человека, нужно из общей массы выделить наиболее характерные признаки современной личности, черты характера, поведения, а затем соединить их в одну совокупность. Словом, наша задача – нарисовать типичного человека, живущего в современности и занимающегося самыми характерными для нашего времени делами.

Какой он? Трудно ответить на данный вопрос, потому что все люди разные, поэтому лучше каждый случай рассматривать отдельно. Я попытаюсь нарисовать плохой и хороший образ, а затем – серединку.

Итак, плохой герой нашего времени. Это человек безнравственный, эгоистичный, который живёт по принципам «бери от жизни всё», «в этой жизни надо попробовать всё» и т.п. Он не интересуется ничем, заходящим за границу его биологических потребностей и потребностей в наслаждении, обычно не читает, курит и пьёт. Но он даже может быть образованным, умным, только свой ум использовать в корыстных целях, для собственной только выгоды. Вкратце можно сказать, что это — субъект, способствующий деградации общества.

Кто же этот настоящий герой времени, что приносит прогресс, который стремится к высшим идеалам? Среди людей своего возраста я таких почти не встречал вероятно потому, что я мало видел свет. Этот человек имеет конкретные интересы, чёткие взгляды, своё мнение, которое обосновано и, чаще всего, справедливо. Он не допускает игнорирование культуры, происходящего в мире и в жизни общества. Его

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ — это… Что такое ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ?


ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Роман М.Ю. Лермонтова.


Написан в 1839–1840 гг., опубликован в 1840 г.
События, описанные в романе, происходят в 30-е годы на Кавказе, в военной крепости, на курорте, в небольшом провинциальном городке на берегу Чёрного моря.
Главный герой романа — Григорий Печорин — молодой офицер, дворянин, попавший на Кавказ после серьезных неприятностей в Петербурге, возможно, сосланный. По установившейся в литературоведении традиции, он считается одним из так называемых «лишних людей» в русской классической литературе. Одаренная, незаурядная личность с острым умом и сильным характером, но не находящая достойного применения своим способностям, Печорин разочарован в жизни, несчастлив сам и приносит несчастье другим. Эти качества сближают Печорина с пушкинским героем Евгением Онегиным (похожи и их фамилии, образованные соответственно от названий рек — Онега и Печора).
Главный конфликт романа — незаурядные способности личности и невозможность их реализовать в условиях общественного неблагополучия страны, в эпоху реакции, наступившей в России после подавления восстания декабристов.
Роман состоит из пяти отдельных повестей, связанных личностью Печорина. Последовательность событий не соответствует последовательности расположения повестей. Но для читателя — это путь познания героя: от внешнего знакомства, взгляда со стороны до перехода к дневнику героя, от внешних событий — к событиям, происходящим в его душе. В повести «Бэла» роман Печорина с черкешенкой Бэлой рассказан устами простого армейского офицера Максима Максимыча, искренне сожалеющего о судьбе брошенной Печориным девушки. История отношений Печорина с самим Максимом Максимычем ведется от лица автора в повести «Максим Максимыч».
Три повести — «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» — написаны в форме дневника Печорина. В этих частях романа Печорин рассказывает о себе сам, предлагая читателю своеобразный автопортрет героя 1830-х гг. В повести «Княжна Мери» Печорин описывает свою жизнь «на водах» в среде высшего света, в том числе — свои легкомысленные ухаживания за княжной, дуэль и встречу с давно любимой женщиной — женой петербургского вельможи. В повести «Тамань» Печорин оказывается случайным нарушителем «покоя» контрабандистов. В повести «Фаталист» он, рискуя жизнью, пытается на себе проверить, сам ли человек распоряжается своей жизнью или ею правит судьба.
Роман вызвал неодобрение цензуры и самого царя Николая I. Однако он был с восторгом принят публикой и демократической критикой. И для современного читателя герой романа Печорин остается одним из самых интересных и загадочных образов, созданных гением Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени» входит в школьные (см. школа) программы по литературе.
Несколько раз экранизировался.
Название произведения воспринимается как афоризм. Публицисты каждого нового поколения ищут «героя своего времени», по-своему понимая название романа.
Автопортрет М.Ю. Лермонтова. 1837–1838 гг.:

Иллюстрация к роману. «Дуэль Печорина с Грушницким». Художник М.А. Врубель. 1890–1891 гг.:

Россия. Большой лингвострановедческий словарь. — М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс. Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов. 2007.

  • ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
  • ГЖЕЛЬ

Смотреть что такое «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» в других словарях:

  • «Герой нашего времени» — «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (1837 40), роман Л., его вершинное творение, первый прозаич. социально психологич. и филос. роман в рус. лит ре. «Герой нашего времени» впитал в себя многообразные творчески трансформированные на новой историч. и нац.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Герой нашего времени — Название повести (1840) М. Ю. Лермонтова (1814 1841). Возможно, что оно было навеяно сочинением писателя и историка Н. М. Карамзина «Рыцарь нашего времени». Иносказательно: человек, чьи мысли и дела наиболее полно выражают дух современности.… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Герой нашего времени — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Герой нашего времени — 1. Разг. Ирон. О типичном представителе какого л. поколения. БМС 1998, 109. 2. Жарг. шк. Шутл. Тот, кто подсказывает товарищу. ВМН 2003, 36. 3. Жарг. шк. Шутл. ирон. Отстающий ученик; второгодник. Никитина 1998, 81; Максимов, 83. 4. Жарг. шк.… …   Большой словарь русских поговорок

  • Герой нашего времени (значения) — Герой нашего времени: Герой нашего времени роман М. Ю. Лермонтова. Герой нашего времени 2 серийная экранизация одноимённого романа М. Ю. Лермонтова. Герой нашего времени 6 серийная экранизация одноимённого романа… …   Википедия

  • ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (1974) — ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА ПЕЧОРИНА, СССР, ЦТ, 1974, цв., 87 мин. Телеспектакль. По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». В ролях: Олег Даль (см. ДАЛЬ Олег Иванович), Андрей Миронов (см. МИРОНОВ Андрей Александрович), Леонид… …   Энциклопедия кино

  • ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (1965) — ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ («Максим Максимыч», «Тамань»), СССР, к/ст им. М.Горького, 1965, цв., 83 мин. Драма. По одноименной повести М.Ю.Лермонтова. В ролях: Владимир Ивашов (см. ИВАШОВ Владимир Сергеевич), Алексей Чернов (см. ЧЕРНОВ Алексей Петрович) …   Энциклопедия кино

  • Герой нашего времени (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Герой нашего времени (значения). Герой нашего времени Герой нашего времени …   Википедия

  • Герой нашего времени (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Герой нашего времени (значения). Герой нашего времени …   Википедия

  • Герой нашего времени (Лермонтова) — роман в пяти отдельных рассказах, связанных общностью одной художественной идеи. Все эти рассказы написаны и появились в печати в разное время: 1) напечатана первоначально в Отеч. зап . 1839 г. (т. II) под заглавием Б., рассказ. Из записок… …   Словарь литературных типов

Книги

  • Герой нашего времени, Михаил Лермонтов. В книгу великого русского поэта М. Ю. Лермонтова вошли стихотворения 1828-1841 гг., поэмы «Кавказский пленник», «Измаил-Бей», «Сашка», «Демон», «Мцыри» и др., а также роман «Геройнашего… Подробнее  Купить за 246 руб
  • Герой нашего времени, Лермонтов Михаил Юрьевич. «Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе, вершина творчества М. Ю. Лермонтова как прозаика и одно из самых популярных произведений своего времени. Роман… Подробнее  Купить за 229 руб
  • Герой нашего времени, Лермонтов Михаил Юрьевич. «Герой нашего времени» (1840)по праву считается первым психологическим романом в русской литературе. В основе повествования — история жизни главного героя, Григория Печорина. Произведение… Подробнее  Купить за 160 руб
Другие книги по запросу «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» >>

Герой нашего времени — Википедия. Что такое Герой нашего времени

«Геро́й на́шего вре́мени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман, написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838—1840 годах. Классика русской литературы.

Впервые роман был издан в Санкт-Петербурге в типографии Ильи Глазунова и Кº в 1840 г. в 2 книгах. Тираж — 1000 экземпляров[1].

Структура романа

Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника.

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • I. Бэла
    • II. Максим Максимыч
  • Журнал Печорина
    • Предисловие
    • I. Тамань
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина)
    • II. Княжна Мери
    • III. Фаталист

Хронологический порядок глав

  1. Тамань
  2. Княжна Мери
  3. Бэла
  4. Фаталист
  5. Максим Максимыч
  6. Предисловие к «Журналу Печорина»

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.

Сюжет

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня (благодаря помощи пятнадцатилетнего Азамата) и похищения Бэлы, любимой дочери местного князя (также при помощи Азамата (Бэла была его старшей сестрой) в обмен на коня Казбича), что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибает Бэла, а также её отец.

«Максим Максимыч»

Эта часть примыкает к «Бэле»; самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. Здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу с Печориным. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

«Тамань»

Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем бандитской деятельности. Он поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим, но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.

Главный смысл в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери»

Печорин и княжна Мери. Худ. В. А. Поляков, ок. 1900 г.

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом.

Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

За время своего пребывания в Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают — на этот раз в крепость, где он знакомится с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича. В результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича: его зарубил шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

Основные действующие лица

  • Григорий Александрович Печорин, прапорщик
  • Максим Максимыч, штабс-капитан
  • Бэла, черкешенка, дочь князя
  • Казбич, черкес
  • Азамат, черкес, сын князя
  • княжна Мери Лиговская
  • Вера[2]
  • Грушницкий, юнкер, позже произведен в офицеры
  • доктор Вернер[3]
  • Вулич, поручик

Печорин

Печорин — петербуржец. Военный, как по своему чину, так и в душе. В Пятигорск он приезжает из столицы. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». В крепость, где происходит действие «Бэлы», он попадает после дуэли с Грушницким, в возрасте двадцати трёх лет. Там он находится в чине прапорщика. Вероятно, он был переведён из гвардии в армейскую пехоту или армейские драгуны.

Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 28.

Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры, имеет семантическую близость с фамилией Онегина. Печорин является естественным продолжателем Онегина, но Лермонтов идёт дальше: как р. Печора севернее р. Онеги, так и характер Печорина более индивидуалистичен, чем характер Онегина.

Образ Печорина

Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нём получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …»[4]

Печорин — личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. Внутренняя противоречивость выражается как во внешности героя, так и в его поведении. На первый взгляд лицо Печорина кажется моложавым, но при лучшем рассмотрении можно заметить следы морщин, в улыбке же его присутствует что-то детское. Показательно, что глаза героя не смеялись, когда он смеялся.

Образ Печорина по главе «Максим Максимыч»: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побеждённое ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»

Публикация

Роман появлялся в печати по частям с 1838 г. Первое полное издание вышло в 1840 г.

  • «Бэла» была написана в 1838 г. Первая публикация — в «Отечественных записках», март 1839, т. 2, № 3.
  • «Фаталист» был впервые опубликован в «Отечественных записках» в 1839 г., т. 6, № 11.
  • «Тамань» была впервые напечатана в «Отечественных записках» в 1840 г., т. 8, № 2.
  • «Максим Максимыч» впервые появился в печати в 1-м отдельном издании романа в 1840 г.
  • «Княжна Мери» впервые появилась в 1-м издании романа.
  • «Предисловие» было написано в Санкт-Петербурге весной 1841 г. и впервые появилось во втором издании романа.

Иллюстрации

Книгу многократно иллюстрировали известные художники, в числе которых Михаил Врубель (1890—1891)[5], Илья Репин, Евгений Лансере, Валентин Серов (1891), Леонид Фейнберг, Михаил Зичи (1881)[6], Пётр Боклевский, Дементий Шмаринов (1941), Николай Дубовский (1890) и Владимир Бехтеев (1939).

Истоки и предшественники

Примыкающие произведения Лермонтова

  • «Княгиня Лиговская» (1837) — раннее незаконченное произведение Лермонтова[7], приквел к «Герою нашего времени». Место действия романа — Петербург 1833-х годов, высший свет (чиновники, офицеры, дворяне). Судя по тексту, действие романа происходит до описываемых в «Герое нашего времени» событий. В основу романа положены отношения гвардейского офицера Печорина и его бывшей возлюбленной, княгини Лиговской, а также конфликт между Печориным и бедным чиновником из дворян Красинским.
  • «Кавказец» — очерк, написанный Лермонтовым спустя год после окончания романа. Жанр — физиологический очерк. Описанный офицер чрезвычайно напоминает Максима Максимыча, перед читателем предстает типичная история жизни подобного «кавказца».
  • Драма «Два брата», в которой фигурирует Александр Радин, ближайший предшественник Печорина.

География романа

Действие романа происходит на Кавказе. Основное место — Пятигорск. А также некоторые герои находятся в Кисловодске.

Кавказские народы в романе

Лермонтов, будучи офицером русской армии, ведшей боевые действия на Кавказе, весьма близко был знаком как с армейской жизнью, так и с бытом и обычаями местного населения. При написании романа эти знания были широко использованы писателем, картина жизни на Кавказе в 1830-е годы воспроизведена весьма подробно, как с помощью описания традиций местного населения, так и отношений между русскими и кавказцами. Уже в начале «Бэлы» Максим Максимыч проявляет характерный взгляд русского офицера на местное население, как на «азиатов-плутов, которые дерут деньги на водку с проезжающих». Кабардинцы и чеченцы определяются Максим Максимычем как «разбойники и голыши, зато отчаянные башки», при этом они противопоставляются осетинам, которых штабс-капитан характеризует как «преглупый народ, неспособный ни к какому образованию, у которого даже порядочного кинжала ни на ком не увидишь».

Более подробно в «Бэле» Лермонтов останавливается на жизни черкесов, фактически этому посвящена почти вся эта глава.

Экранизации

Примечания

Ссылки

Смысл произведения Герой нашего времени и его названия

За год до гибели Михаила Лермонтова вышел в свет его психологический роман «Герой нашего времени». Автор работал над произведением два года. Писатель хотел в лице главного героя показать молодое поколение того времени.

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова, написанный в 40-ых годах 19 века не собирается терять своей актуальности и в наше время. По всему миру своим любимым произведением этот роман считает множество людей, в том числе огромное количество иностранцев, начинающих учить русский язык ради бессмертной литературы. Каков же смысл романа «Герой нашего времени»?

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» пытался показать молодого человека, принадлежащего к периоду начала девятнадцатого века. Его желание продемонстрировать читателям уникального человека, выходца из своего сословия было столь велико, что он наделил своё произведение таким утверждающим и всеохватывающим названием. Но какой смысл несет в себе заглавие романа?

Многие исследователи сошлись во мнении, что М.Ю. Лермонтов, когда создавал свой роман, черпал идеи из произведения «Исповедь сына века», автором которого является представитель Франции А. Мюссе. В этой книге мастер слова поведал о судьбе юноши, который с чистым сердцем говорил о своих слабостях, греховных поступках. Молодой человек делился своими нелицеприятными поступками, которые вызывали у окружающих его людей лишь осуждение.

Автор «Герой нашего времени», вдохновившись французским произведением, выбрал такое заглавие романа, которое было бы обращено к современникам. М.Ю. Лермонтов как будто спрашивает у своих с читателей: готовы ли они в своей жизни стать примером идеальной совершенной личности?

Однако некоторые литературоведы считают, что автор в названии показал все слабости и пороки, которые были у представителей его времени. Отсутствие смысла жизни, пустота души, нежелание двигаться дальше отравляют существование каждого. Трагедия целого поколения, нереализованные личности.

Но кто он? Кто герой нашего времени? Великий мастер слова интригует читателя своим названием. О чем пойдёт речь в романе? Какие образы, события, чувства и эмоции описывает автор? Герой нашего времени — собирательный образ. Роман, в котором отражены душевные страдания, переживания, метания человека. Но не одного конкретного взятого человека, а целого поколения людей. Эти люди не лишены положительных качеств, они образованны, умны. Но у них нет стимула к жизни, намеченной цели.

Название «Герой нашего времени» — это поиск истинного героя целого общества. Только удастся ли его найти? Ответ на вопрос даёт М.Ю. Лермонтов в своём романе.

О чем книга Герой нашего времени

Роман состоит из пяти глав, которые расположены не в хронологическом порядке. Лермонтову хотелось, чтобы читатель вначале переживал, потом думал и делал выводы.

Роман начинается с самой печальной и трогательной главы под названием «Бэла». В этой главе читатель впервые знакомится с главным героем: молодым офицером Григорием Александровичем Печориным. Он служит военной крепости на Кавказе под началом коменданта Максима Максимовича, доброго и мудрого дядьки.

В крепости Печорин ведёт себя странно: «то бесстрашно скачет на лошади по скалам», то вдруг начинает жаловаться на насморк и озноб как изнеженная девица.

Чтобы развеять тоску молодого человека, Максим Максимович берёт его на черкесскую свадьбу. Печорину очень понравилась дочь хозяина — черкешенка Бэла. Он решил её выкрасть руками родного брата девушки Азамата, которому Печорин обманным путём помог заполучить лучшего коня разбойника Казбича.

Пленница вначале боится Печорина, но потом привыкает и влюбляется в него. Да только его чувства уже остыли. В этом весь Печорин: он быстро вспыхивает и быстро гаснет.

Мстительный Казбич в отсутствии мужчин ворует Бэлу, а потом тяжело её ранит, поняв, что ему с ней не уйти от погони. Бэла после тяжёлого ранения прожила недолго и скончалась. Печорин винит себя в смерти девушки.

Вторая глава раскрывает эгоизм Печорина. Называется она «Максим Максимович». В ней показана встреча Максима Максимовича и Печорина после долгой разлуки. Максим Максимович очень обрадовался старому другу (им много пришлось вместе пережить), хотел его обнять. Печорин холодно отстранился от Максима Максимовича; глаза его были полны равнодушия.

Глава «Тамань» рассказывает о том, как Печорин из-за своего эгоизма и излишнего любопытства вмешался в «мирную» жизнь контрабандистов и разрушил её. После того, как Печорин выбрался из воды (девушка-ундина пыталась его утопить), он понял, что причинил вред всем: и девушке, и Янко, и мальчишке со старухой.

Четвёртая глава романа «Княжна Мери» — самая большая. В ней много сюжетных линий, которые переплетаются друг с другом и приводят к печальному концу: Печорин на дуэли убивает Грушницкого, любимую Веру увозит в неизвестном направлении ревнивый муж, княжна Мери заболевает от несчастной любви и стыда. Всем плохо. Все несчастны. Несчастен и Печорин.

Последняя глава «Фаталист» наполнена мистикой и тревогой. Печорин здесь выступает в роли фаталиста. Он видит на челе офицера Вулича — раннюю смерть. Вулич смеётся над словами Печорина и стреляет себе в висок. Пистолет дал осечку. Но в этот вечер Вуличу всё равно было суждено умереть: его шашкой разрубил пьяный казак.

Смысл романа «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени» — это своеобразный пример революции в русской литературе, ведь произведение представляет собой психологический роман. Михаил Юрьевич прекрасно показал человека, характер которого складывался из различного рода черт, пороков «всего поколения». Главный герой является ничем иным как образом-собирателем характера молодых людей и девушек периода, в котором жил герой.

Главный герой и его конфликт

Перенесёмся в 19-ый век, к нашему герою. Он жил во времена жёстких государственных репрессий Николая 1, никакой свободной мысли прохода не было. Инициатива декабристов, как нам всем известно, была жёстко подавлена, и таким образом самодержец держал дворянство и молодых амбициозных личностей в узде.

Главный герой как раз и относится к такой группе молодых людей. Он всеми своими действиями противопоставляет себя обществу, находится в поисках своего счастья. Вместо желаемой реализации своих возможностей и мечтаний он находит лишь полное разочарование. Эта напряжённая борьба сделала главного героя полным эгоистом и чёрствым человеком.

Как было уже отмечено ранее, Печорин является собирательным образом, в его личности и истории отображён тот конфликт человека и общества, который пронизывает историю России особенно в 18-19 веках.

Суть романа

Суть и основной смысл романа Михаила Юрьевича можно выразить так — мы должны учиться на собственных ошибок и стараться не допускать их в настоящем. На примере Печорина мы видим психологическую драму и душевный конфликт поколения 19 века. Человека необходима свобода самовыражение, а отсутствие свободы и социальных лифтов делает человека несчастным.

Смысл романа «Герой нашего времени» в противопоставлении умного, неординарного человека обычной толпе. Печорину трудно жить, потому что он не такой как все. Жизнь для него — риск и приключения. Люди — игрушки. Лермонтов осуждает героя, но и, одновременно, любуется им. Смысл названия романа — героями могут быть только исключительные люди в исключительных обстоятельствах.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о