Содержание

Гендерные различия — Википедия

Ге́ндерные разли́чия — различия между представителями разных гендеров. Обычно под гендерными различиями понимают различия между мужчинами и женщинами, хотя в разных культурах встречаются разные наборы гендеров. В отличие от понятия «пол», понятие «гендер» — это социальная категория, поэтому к гендерным различиям в собственном смысле не относятся, например, различия в генетике и физиологии[⇨]. В науке ведутся дебаты о том, существуют ли неустранимые гендерные различия. Современные научные данные показывают, что в целом представители разных гендеров почти во всём похожи друг на друга, а гендерные различия очень незначительны[⇨]. Несмотря на это, и в науке, и в СМИ существует тенденция преувеличивать информацию о гендерных различиях и недооценивать гендерные сходства или умалчивать о них[⇨].

В 1970-е годы учёные обнаружили всего четыре параметра, по которым наблюдались небольшие различия между мужчинами и женщинами[⇨]. Новейшие исследования уточнили эти данные и установили, что гендерных различий в речевых способностях нет[⇨]. Обнаруживаемые различия в математических способностях

[⇨], способностях к пространственному восприятию[⇨] и агрессивном поведении[⇨] невелики, и существуют данные, указывающие на их зависимость от воздействия гендерных стереотипов.

В отличие от понятия «пол», которое описывает совокупность биологических характеристик человека, понятие «гендер» обозначает социальную категорию. Под гендерными различиями понимают различия в поведении людей — таким образом, к ним не относятся, например, различия в генетике и физиологии. Тем не менее, многие авторы используют слова «пол» и «гендер» как синонимы, ориентируясь на бинарную гендерную систему, в которой на основании анатомического пола людям приписывается одна из двух гендерных ролей: мужчины или женщины. Как отмечают некоторые исследователи, использование слова «пол» в отношении различий между группами людей подразумевает, что все эти различия являются прямым следствием биологического пола, хотя такое предположение требует отдельных доказательств

[1].

Хотя бинарная гендерная система является господствующей в современном мире, исторически она свойственна далеко не всем культурам мира. Во многих культурах анатомический пол не играет ключевой роли при определении гендерной роли[2] и выделяется три или четыре гендера[3], так что гендерные различия в таких культурах осмысляются совсем иначе. В некоторых культурах гендер традиционно не является значимой социальной категорией, и гораздо больше внимания уделяется возрастным различиям[4].

Дебаты о существовании и происхождении гендерных различий[править | править код]

Гендерные различия давно представляют область интереса учёных из разных научных областей, а результаты их исследований вызывают живой интерес в СМИ и у широкой публики. Основной вопрос научных дебатов в этой области в том, существуют ли неустранимые гендерные различия, которые могли бы обосновать существующие гендерные роли и, в частности, целесообразность таких мер, как раздельное обучение мальчиков и девочек

[5]. В целом накопленные на сегодняшний день научные знания свидетельствуют о том, что представители разных гендеров похожи друг на друга почти во всём, за очень немногочисленными и сравнительно незначительными исключениями[6]. Несмотря на это, гендерным различиям продолжают придавать большое значение как в научной среде, так и за её пределами[6].

Участники научных дебатов о гендерных различиях разделяются на два основных лагеря: сторонников биологического детерминизма, которые убеждены в тесной связи биологического пола и гендера, и сторонников социального конструктивизма, которые считают, что гендерные различия конструируются обществом. Вопрос о гендерных различиях представители разных лагерей ставят принципиально по-разному. Биологически-ориентированные исследователи часто не задаются вопросом о том, существуют ли гендерные различия как таковые, а по умолчанию исходят из того, что они существуют, и ищут им объяснения. Сторонники социального конструктивизма, в свою очередь, исследуют процессы конструирования гендера в различных социальных контекстах и то, каким образом представления о гендерных различиях используются для создания социальных иерархий

[7].

Многие исследователи согласны в том, что на такие характеристики человека, как когнитивные способности, оказывают влияние и биологические, и социальные факторы. При этом они отмечают, что не все биологические факторы следует понимать как врождённые, поскольку, например, строение и деятельность мозга изменяются под воздействием жизненного опыта[8].

Проблема предвзятости в распространении научных данных[править | править код]

В научной литературе существует тенденция чаще сообщать и воспроизводить информацию о гендерных различиях, чем о сходствах. Отчасти это обусловлено дизайном многих исследований: когда поиск гендерных различий не является непосредственной целью исследования — например, в исследованиях общих когнитивных процессов — учёные часто изначально включают гендер как переменную просто для того, чтобы исключить вероятность неверной интерпретации итоговых результатов. Если результаты не обнаруживают различий по этой переменной, информация об этом считается несущественной для основных результатов исследования и не включается в итоговые публикации. Если же гендерные различия обнаруживаются, то учёные склонны воспринимать их как помеху, о которой они вынуждены сообщить[9].

С другой стороны, на сообщение и распространение научных данных о гендерных различиях влияют идеологические установки внутри научного сообщества. Некоторые исследователи отмечают, что в научном сообществе существует предвзятость в отношении публикаций: если исследование обнаруживает хотя бы незначительные гендерные различия, оно с большей вероятностью будет опубликовано, чем десятки исследований, которые таких различий не обнаруживают. Предвзятость в отношении публикаций приводит к тому, что единичное исследование и его результаты за счёт многократного цитирования приобретают статус «истины», что может порождать эффект самоисполняющегося пророчества, влияя на дизайн последующих исследований

[7].

Средства массовой информации также часто способствуют искажению научной информации по теме гендерных различий. Как отмечают многие исследователи, как правило, СМИ представляют обнаруживаемые учёными незначительные различия как сенсацию и преувеличивают их значение, умалчивая об обнаруживаемых сходствах

[10][11].

Научные данные о гендерных различиях[править | править код]

Первая серьёзная и сравнительно достоверная работа, обобщающая результаты исследований гендерных различий, — это книга Элеанор Маккоби и Кэрол Джеклин «Психология половых различий» (The Psychology of Sex Differences), изданная в 1974 году[9]. Маккоби и Джеклин собрали и систематизировали более 2000 научных работ, которые были опубликованы к моменту написания их книги. Они обнаружили отсутствие гендерных различий по большинству проанализированных параметров, включая восприятие различными органами чувств, процессы обучения и запоминания, эмоциональные реакции, внушаемость, самооценку и многие другие. Таким образом, основной результат их обобщающего исследования в том, что гендерные сходства гораздо более значимы, чем гендерные различия. Но, хотя книга Маккоби и Джеклин считается классической и широко цитируется, чаще всего упоминается не их главный вывод, а обнаруженные ими исключения — немногие гендерные различия

[6]: в речевых и математических способностях, способностях к пространственному восприятию и агрессивности[9].

Вскоре после появления книги Маккоби и Джеклин был разработан статистический метод мета-анализа, предназначенный для тщательного и надёжного обобщения результатов больших корпусов исследований одной тематики. Этот метод считается идеальным для систематизации исследований по гендерным различиям, поскольку в этой области проводятся десятки и даже сотни исследований по отдельным вопросам[6]. Результаты мета-анализов уточнили выводы Маккоби и Джеклин. В частности, благодаря более точному статистическому анализу и использованию более крупного и обновлённого корпуса исследований, они показали отсутствие гендерных различий в речевых способностях

[12].

Речевые способности[править | править код]

Существование различий в речевых способностях мужчин и женщин долгое время представлялось в психологической литературе как один из самых бесспорных психологических фактов[7]. Обычно предполагается, что по речевым способностям женщины превосходят мужчин. Однако, как показывают крупнейшие обзоры эмпирических исследований в этой области, это предположение не находит убедительных подтверждений. Как отмечают Маккоби и Джеклин, наиболее широко цитируемые исследования, которые обнаруживали различия в развитии речевых способностей у мальчиков и девочек в первые годы жизни, были основаны на крайне маленьких выборках, так что обнаруженные ими различия при увеличении выборки не могли достигнуть статистической значимости. Обобщив результаты опубликованных к тому времени исследований речевых способностей у детей, они заключили, что постоянных значимых гендерных различий в речевых способностях не обнаруживается ни в дошкольном, ни в младшем школьном возрасте, но небольшие различия с перевесом в пользу девочек обнаруживаются начиная с подросткового возраста

[9].

В 1988 году Дженет Хайд и Марсия Линн провели мета-анализ исследований гендерных различий в речевых способностях, включив корпус исследований, которые проанализировали Маккоби и Джеклин, и дополнив его большой выборкой более новых исследований детей и взрослых. Анализируя отдельно исследования в соответствии с использованным методом тестирования речевых способностей, они обнаружили, что для пяти из восьми тестовых методик величина различия равна или близка к нулю. В целом, обобщая результаты исследований с разными методиками тестирования, они пришли к выводу, что даже небольших различий в речевых способностях между мужчинами и женщинами нет

[12].

Математические способности[править | править код]

Согласно распространённому гендерному стереотипу, мальчики и мужчины более способны к математике, чем девочки и женщины. Научные исследования опровергают это представление. Так, мета-анализ 1990 года, обобщивший исследования с общей численностью участников в более чем три миллиона, показал, что в целом существенных различий в успешности выполнения математических заданий между мальчиками и девочками нет. Незначительные различия в пользу девочек были обнаружены в навыках счёта в младшей и средней школе, в пользу мальчиков — в решении задач в старшей школе, но в то же время было установлено, что обнаруженные небольшие гендерные различия сокращаются с возрастом, при этом мальчики и девочки одинаково хорошо овладевают математическими понятиями[13]. Более новое мета-аналитическое исследование 2005 года установило, что младенцы-девочки и мальчики в возрасте шести месяцев одинаково хорошо справляются с задачами, лежащими в основе формирования математических способностей

[14].

Ещё один популярный стереотип говорит о том, что мальчики чаще демонстрируют выдающиеся способности к математике, тогда как способности девочек скорее средние. Этот стереотип поддержали авторы лонгитюдного исследования математически одарённых детей, проведённого в США в начале 1980-х годов[15]. Математические способности мальчиков и девочек в этом исследовании оценивались по результатам стандартизированного теста SAT-M. При этом другие данные, собранные в ходе исследования, опровергают вывод о выдающихся способностях мальчиков по сравнению с девочками. Девочки — участницы исследования лучше, чем мальчики, справлялись с математическими заданиями в школе. Различий между мальчиками и девочками не было выявлено и в дальнейшей жизни: в университетах они выбирали математические курсы одинаковой сложности и получали по ним одинаковые оценки, а по окончании высшего образования одинаковое количество участников программы получали научные степени. Эти результаты показывают, что, несмотря на различия по тесту SAT-M, девочки и мальчики, участвовавшие в исследовании, осваивали высшую математику в равных количествах и с одинаковой успешностью

[14].

Сравнения результатов математических тестов в разных странах показывают, что в большинстве стран мира девочки и мальчики справляются с математическими заданиями одинаково хорошо. Мальчики показывают более высокие результаты всего в половине стран ОЭСР, а в Исландии девочки показывают значительно более высокие результаты, чем мальчики[16].

Некоторые авторы связывают такие данные с распространённостью гендерных стереотипов и уровнем гендерного неравенства. В частности, исследователи обнаружили, что в странах с высокими показателями гендерного равенства гендерные различия в математических результатах между мальчиками и девочками исчезают[17]. Многие исследования также показывают, что успешность женщин в математике и выбор профессий, связанных с математикой, определяется влиянием родителей и учителей и тем, насколько они поощряют интерес девочек к математике[18]; многие женщины считают занятия математикой не соответствующими их гендерной роли и отказываются от них даже тогда, когда проявляют прекрасные способности в этой области[19].

Способности к пространственному восприятию[править | править код]

В исследованиях способностей к пространственному восприятию используются разнообразные методики тестирования. Многие из них представляют собой, например, задания, связанные с мысленным вращением двух- или трёхмерных объектов. Мета-анализы исследований в этой области показывают наличие гендерных различий с преимуществом в пользу мужчин, которые колеблются в диапазоне от крайне незначительных до умеренно выраженных[6]. При этом мета-анализ исследований пространственного восприятия у детей в возрасте от восьми месяцев до полутора лет показывает, что гендерных различий по способностям к пространственному восприятию в этом возрасте нет[14].

Некоторые исследователи полагают, что в тех случаях, когда гендерные различия в способностях к пространственному восприятию присутствуют, они объясняются культурным контекстом и различиями в гендерных ролях. В пользу этого объяснения говорит, в частности, сравнительное исследование, проведённое с 1300 представителями двух народов на северо-востоке Индии с общим генетическим происхождением и различающейся социальной организацией. Среди представителей народа, в котором женщины занимают выраженно подчинённое положение, гендерные различия в пространственном восприятии были существенно больше, чем среди представителей народа, в котором женщины пользуются большей автономией[20]. Авторы этого исследования отмечают, что одним из факторов, влияющих на более низкие пространственные способности женщин, может быть эффект угрозы стереотипа (stereotype threat): если в обществе существует стереотип о том, что женщины неспособны к определённому типу задач, то, когда женщине предлагают задачу такого типа, в результате стресса она действительно справляется с ней хуже[21]. Воздействие угрозы стереотипа на различные стигматизированные группы при тестировании различных способностей также подтверждается множеством других исследований[22].

Агрессия[править | править код]

Различия в агрессивном поведении принадлежат к тем немногим гендерным различиям, существование которых подтверждается научными данными, хотя, как и другие гендерные различия, они не настолько велики, как предполагают гендерные стереотипы. Как и в случае гендерных различий в математических способностях, мета-аналитические обзоры показывают, что различия в агрессивном поведении колеблются от незначительных до умеренно выраженных с перевесом в пользу мужчин[6]. В частности, мета-анализ, проведённый Дженет Хайд в 1984 году, показал, что гендерными различиями обусловлено лишь 5 % вариаций в агрессивном поведении, причём с возрастом эти различия сокращаются[23].

Вопреки распространённым стереотипам, научные данные не подтверждают связи агрессивного поведения с уровнем тестостерона в крови[24]. Также, хотя стереотипы предполагают, что женщины чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии, исследования показывают, что в действительности мужчины пользуются ими не меньше, чем женщины[24].

Существуют исследования, которые показывают влияние гендерных ролей и социального контекста на различия в выражении агрессии. Например, в 1994 году был проведён эксперимент, в котором за счёт сохранения анонимности участников были созданы условия для того, чтобы они не чувствовали себя обязанными вести себя в соответствии с гендерными нормами. Участников разделили на две группы: в одной из них участники в подготовительной фазе должны были сидеть близко к экспериментатору и назвать своё имя, экспериментатор задавал им личные вопросы; во второй группе участники оставались анонимными, находились далеко от экспериментатора и не разговаривали с ним, кроме того, им было сказано, что они — контрольная группа, и их поведение в ходе самого эксперимента не будет оцениваться. В этом эксперименте уровень агрессии измерялся при помощи интерактивной видеоигры, в которой испытуемые сначала защищались, а потом атаковали, сбрасывая бомбы. Участники из первой группы продемонстрировали такие же гендерные различия в агрессии (количестве бомб, сброшенных в атаке), какие обнаруживались в других исследованиях. Во второй группе значимых гендерных различий в агрессивном поведении не было обнаружено[25].

  1. Бёрн Шон. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. — СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
  2. Nanda, Serena. Gender Diversity: Crosscultural Variations. — Waveland Pr Inc, 1999. — ISBN 978-1577660743.
  3. Roscoe, Will. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America. — Palgrave Macmillan, 2000. — ISBN 978-0312224790.
  4. Oyewumi, Oyeronke. Conceptualizing gender: the eurocentric foundations of feminist concepts and the challenge of African epistemologies // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. — 2002. — Т. 2.
  5. Halpern, D. Preface to the fourth edition // Sex Differences in Cognitive Abilities: 4th Edition. — Taylor & Francis, 2011. — ISBN 978-1848729414. Архивная копия от 9 марта 2016 на Wayback Machine
  6. 1 2 3 4 5 6 Hyde, J.S. The Gender Similarities Hypothesis // American Psychologist. — 2005. — Т. 60, № 6. — С. 581–592.
  7. 1 2 3 Weatherall, A. Gender, Language and Discourse. — Routledge, 2005. — ISBN 9781134701926.
  8. Halpern, D., et al. The Science of Sex Differences in Science and Mathematics // Psychological Science in the Public Interest. — 2007. — Т. 8, № 1. — С. 1—51.
  9. 1 2 3 4 Maccoby, E., and Jacklin, C. The Psychology of Sex Differences. — Stanford University Press, 1974. — ISBN 9780804708593.
  10. Tavris, C. The Mismeasure of Woman. — Touchstone, 1993. — ISBN 978-0671797492.
  11. Unger, R. K., Crawford, M. E. Women and gender: A feminist psychology. — Temple University Press, 1992. — ISBN 9780070659254.
  12. 1 2 Hyde, J. S., Linn, M. C. Gender differences in verbal ability: A meta-analysis // Psychological bulletin. — 1988. — Т. 104, № 1. — С. 53—69.
  13. Hyde, J. S., Fennema, E., Lamon, S. J. Gender differences in mathematics performance: a meta-analysis // Psychological bulletin. — 1990. — Т. 107, № 2. — С. 139—155.
  14. 1 2 3 Spelke, E. S. Sex differences in intrinsic aptitude for mathematics and science? a critical review // American Psychologist. — 2005. — Т. 60, № 9. — С. 950—958.
  15. Benbow, C.P., & Stanley, J.C. Sex differences in mathematical reasoning ability: More facts // Science. — 1983. — № 222. — С. 1029—1030.
  16. Wade, Lisa. The Truth About Gender and Math (англ.). Sociological Images (7 March 2013). Дата обращения 19 августа 2015.
  17. Guiso, L. et al. Culture, gender, and math // Science. — 2008. — Т. 320, № 5880. — С. 1164—1165.
  18. Dweck, C. S. et al. Sex differences in learned helplessness: II. The contingencies of evaluative feedback in the classroom and III. An experimental analysis // Developmental psychology. — 1978. — Т. 14, № 3. — С. 268—276.
  19. Kimball, M. M. A new perspective on women’s math achievement // Psychological Bulletin. — 1989. — Т. 105, № 2. — С. 198—214.
  20. Hoffman, M., Gneezya, U., and List, J. Nurture affects gender differences in spatial abilities (англ.). Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America (6 September 2011). Дата обращения 19 августа 2015.
  21. Pappas, S. Culture Drives Gender Gap in Spatial Abilities, Study Finds (англ.). Live Science (29 August 2011). Дата обращения 19 августа 2015.
  22. Hill, C., Corbett, C., St. Rose, A. Stereotypes // Why So Few? Women in Science, Technology, Engineering, and Mathematics. — American Association of University Women, 2010. — С. 37—42. — ISBN 978-1-879922-40-2.
  23. Hyde, J. S. How large are gender differences in aggression? A developmental meta-analysis // Developmental Psychology. — 1984. — Т. 20, № 4. — С. 722-.
  24. 1 2 Bjorkqvist, K. Sex differences in physical, verbal, and indirect aggression: A review of recent research // Sex Roles. — 1994. — № 30. — С. 177—188. Архивировано 11 августа 2015 года.
  25. Lightdale, J. R., & Prentice, D. A. Rethinking sex differences in aggression: Aggressive behavior in the absence of social roles // Personality and Social Psychology Bulletin. — 1994. — № 20. — С. 34—44. Архивировано 23 июня 2016 года.

Как менялись роли мужчины и женщины в обществе — Wonderzine

Мы живем в эпоху более активного вовлечения мужчин в семейные дела и массового выхода женщин в общественное пространство, а женcких образов — в культурное. Кажется, можно говорить о «новых» гендерных ролях, если бы слово «новый» не было одним из самых опасных, часто употребляемых и неопределенных. Сериал о новых отношениях, сайт о новых женщинах, круглые столы о новых мужчинах — в первую очередь коммерческое предложение, а дискретная память человека в XXI веке редко дает возможность убедиться, что из «нового» действительно никогда раньше не существовало. Оба пола сейчас, как и прежде, не избавлены от прессинга гендерных ролей, а вдобавок к нему ощущают постоянное давление стереотипов об успешности. Если архетипичная жена у плиты превращается в сильную женщину, а условный волк с Уолл-стрит может сделать ставку на работу за меньшие деньги и общение с семьей, на них обоих будет давить культурная доминанта личностного успеха, самореализации или внутренней гармонии — не менее авторитарные, чем прежнее деление на функционал М и Ж.

Нет приемлемой обществом личной жизни? Тогда, может быть, у тебя успехи в работе. А если нет, то зачем ты живешь? Кем ты хочешь стать через пять лет? Выбери что-нибудь и следуй за мечтой! Несколько раз в день мы проходим такие болезненные диалоги с собой или окружающими и так хорошо выучиваем «правильные» ответы, что начинаем верить в них сами. Гендерные роли конструируются и закрепляются через стилизованное повторение действий, об этом пишет Джудит Батлер в книге «Gender Trouble». Повторение рождает репрессию, а привычка претендует на первую натуру. В начале XXI века 3-летние дети без колебаний стандартно и ожидаемо отвечают на вопросы о различии полов и гендерного поведения.

Вспомните gender fuck, который показала Кончита Вурст: в истории были и бородатые женщины, и травести-шоу, и кросс-дрессинг на сцене перед толпой, но появление такого человека на сцене старомодного конкурса несуществующей единой Европы стал баттхертом и новостным поводом номер один на целую неделю.Спросите у любого специалиста из рекламы: Кончита в современном мире может продать только новость о себе (как продаются новости о любых нетипичных видах поведения), но не может продать никакой товар, даже свое пение, дольше чем на один сезон. В маркетинге не платят денег за оригинальность, а платят за повторение знакомого. Сценарии для мировых ситкомов и экологически чистые батончики без глютена для жителей небольшого города производят для целевых аудиторий в справедливой уверенности, что тех, кто считает себя как все, и тех, кто считает себя особенным, можно одинаково легко посчитать и измерить — не по головам, так по тегам и лайкам.

Гендерные роли в современном обществе


Гендерные роли в современном обществе

Слово «гендер» (в переводе с английского «Gender» — Род) появилось в отечественной психологии из трудов зарубежных авторов. По сути, это слово характеризует разницу между поведением мужчин и женщин (см. Социальные различия мужчин и женщин), которая появлялась в итоге воспитания и социализации обоих полов в обществе.

Гендерная психология

Это область психологии, в которой изучаются социальные нормы (см. Гендерные и социальные роли человека), то, как себя ведет человек или группа людей, или цивилизация.

Гендерные роли – различия между людьми, как следствие культурного развития, а слово “sex” – различия биологические, генетические и анатомические. Разница с гендером заключается в том, что гендер рассматривается скорее в культурном, историческом контексте, а мужественность и женственност — как раз и относятся не к описанию пола, а к гендеру. При этом, необходимо понимать, что эти понятия могут быть отнесены, как к мужскому, так и к женскому (биологическому).

Типичные качества женщин и мужчин

Давно ведутся разговоры о том, что гендерные роли (активно стало использоваться в 70-х годам ХХ века) есть разделение между людьми по социальным нормам, ролям, и поведении. Как говорится, «типичные» мужские и женские качества – не что иное как выполнение полами своих гендерных ролей. То, что в одном обществе воспринимается, как женское, в другом – бывает абсолютно мужским. Например, юбки в Шотландии, это типично мужское или женское?

Быть мужчиной или женщиной в обществе – значит не только быть биологически соответствующего пола, но и выполнять определённую гендерную роль, соответствующую понятию принятых социальных норм в обществе.

На самом деле, я писала дипломную работу еще более 10 лет назад именно по теме: “Особенности гендерных стереотипов в зависимости от пола, возраста и гендерной принадлежности”.

Предлагаю на ваше ознакомление некоторые результаты анализа гендерных стереотипов (далее по тексту для сокращения – «ГС» или «генд. стер.») гендерных ролей.

Задачей исследования было определение содержания генд. стер. у учащихся, а также их сравнение с содержанием ген. стер. у подростков. Были получены эмпирические данные, анализ которых представлен в данном параграфе.

Текст ориентирован больше, конечно, на социологов и специалистов в этой области, хотя читатель, не сильно понимающий в теме, сможет обогатить свой кругозор по теме и расширить общую эрудицию (см. также Социальная роль мужчины).

Характеристики исследований

По итогам проведенного исследования можно судить о содержании ГС в отношении мужчин (далее по тексту иногда будет употребляться «М»), анализируя оценку качеств, описывающих представителей М, в выборках участвовали студенты и мальчики.

В отношении М у учащихся, по значимости характеристик для описания:

  1. Ответственность 6,54
  2. Активность 6,25
  3. Чувствительность 5,08
  4. Независимость 5,00
  5. Агрессивность 3,58

Согласно исследованию, обязанность, активность, чувствительность, независимость можно интерпретировать как средне выраженные, а враждебность — как более низко выраженную.

Результаты, полученные по категориям: враждебность и независимость можно отнести к высоким, обязанность к средним, а деятельность и чувствительность к низким. (Исходя из того, что максимальный балл по всем группам достигает 10, а минимальный 0).

В данном случае можно предположить, что с взрослением девочек происходит изменение фемининности, а именно снижается. Это говорит об аналогичных причинах, как и в случаи снижение маскулинности, а именно, у девушек когнитивный компонент о должных поступках женщин различен с девушками–студентками.

Вероятнее всего, такие показатели связаны с тем, что у мальчиков привычки менее гибкие, и хуже претерпевают изменения, чем у юношей студентов. Вероятно, поэтому при ответе мальчики, «равнялись» на стереотипы, что мужчина должен быть независимым, агрессивным, нечувствительным (черствым, жестким).

Именно эти качества ценятся в подростковом возрасте у мальчиков, подростки стремятся быть совершенно противоположны в действиях по сравнению с девочками. Но, несмотря на это, результат по обязательности и активности у мальчиков гораздо ниже, чем у юношей более старших.

Это связано с тем, что у молодых людей нет в полной мере той обязательности, которая появляется у учащихся, т. к. часть ответственности остается в основном на родителях, а низкая активность может быть связанна с тем, родители ограничивают деятельность молодых людей и у них нет в полной мере возможности ее проявить.

Сравнение феминности и маскулинности

Таким образом, по итогам сравнения маскулинности в разных возрастных и половых группах, можно предположить, что среди женщин существует тенденция к уменьшению показателей женственности и увеличению мужественности с процессами биологического развития и социального роста, а также адаптации к социуму.

Среди представителей сильного пола, картина немного другая – феминность у них остается примерно одинаковым, а по показателю маскулинности видна тенденция к снижению в процессе социального роста, а также адаптации.

Можно предположить, что стереотипы мужчин в отношении женщин в процессе их физиологического и психологического развития претерпевают изменения. Аналогичные перемены происходят также и в сознании слабого пола в процессе их психологического и биологического роста.

Если девочки оценивают мужской пол, как менее обязанных, и более враждебных (а именно к такому образу мальчики и стремятся, чтобы быть похожими на мужской пол), то в 18-22 лет оценка этих же мужских качеств изменяется, обязанность усиливается, а враждебность снижается.

Вероятнее всего это также связано с тем, что в процессе, социализации мужчины адаптируются к ожидаемому от них поведению. Они начинают понимать, что высокая агрессивность — это не лучший способ общения, а низкая ответственность не всегда приветствуется социумом, поэтому они изменяют свои поступки, что в последствии и ведет к изменению стереотипов.

Как закрепляются гендерные роли

В процессе формирования и развития общества, женщины не хотят быть хранительницей очага и домработницей, меняют свои взгляды на гендерные роли, взаимодействие в социуме. Многие начинают жить наравне с мужчинами, быть сильной и волевой, побеждать и не иметь сострадания и жалости. Смена роли может произойти, когда дама становится охотником (добытчиком), а ее мужчина – наоборот, занимается хозяйством и домашними делами.

Парадокс в том, что у женщины это не заложено генетически, поэтому, конечно же, она не удовлетворена тем, что получается. В результате, подсознательно сопротивляется этому! Ведь то, что заложено природой этому противоречит! Соответственно, мужчина тоже не может быть полностью удовлетворён ситуацией. Границы поведения начинают стираться, и оба пола уже могут спокойно выполнять практически любые задачи, конечно, за исключением рождения ребенка, на что М функционально не способен.

Зарождение ролей происходит в детском возрасте, потому что приобретаются социальные реакции на те или иные поступки. Например, если девочка начинает драться, то ее осуждают и говорят, что так делать девушка не обязана. Мальчика же, наоборот, могут поощрять и записать в секцию, чтобы научиться управлять агрессией. Некоторые стереотипы гендерного поведения уже начинают меняться. Например, то что девушка не может первая познакомиться постепенно смазывается. А лет сто назад это привело бы к весьма плохим последствиям.

Итого, создавая новую ячейку общества – семью, представителя обоих полов не понимают друг друга, конфликтуют и ссорятся.

Ниже мы можем рассмотреть результаты эмпирического исследования, в котором определены следующие особенности гендерн. стер. в зависимости от их пола, возраста и гендерной принадлежности

По этим параметрам можно предположить, что с взрослением мальчиков, возникает изменение маскулинности, а именно ее показатель снижается.

Во-первых, это связано с тем, что у подростков когнитивный компонент о должном поведении различен с юношами–студентами.

Во-вторых, это связано с тем, что в процессе развития, у молодых людей происходит переоценка ценностей, и появляется новая привычка мужчины. В-третьих, это говорит о том, что студенты легче принимают тенденцию к изменению гендерн. стер., что также способствует снижению маскулинности.

Различия в гендерных стереотипах

  1. У мальчиков и девочек выявлены в отношении сильного пола по независимости. Девочки выше оценивают значимость данной характеристики для мужского образа и часто отмечают, что сильный пол должен быть независимым.
  2. У юношей и девушек выявлены в отношении женщин (далее по тексту иногда будет употребляться Ж) по категориям «ответственность» и «независимость». Девушки-студентки выше относят важность серьезности для женского поступка и часто отмечают, что Ж следует быть обязательной. Учащиеся выше оценивают значимость независимости для женского поступка и часто отмечают, что девушка должна быть независимой.
  3. У юношей и девушек выявлены в отношении сильного пола по ответственности «активность» и «агрессивность». Студенты выше относят важность обязательности и «активность» для мужского поведения и часто отмечают, что мужчина должен быть активным и серьезным. Девушки-студентки выше оценивают значимость агрессивности для мужского поступка и часто отмечают, что сильный пол более агрессивен.

Гендерная роль женщины, выявленные различия в содержании гендерных стереотипов

  1. У девочек и студенток выявлены в отношении М по категориям «ответственность» и «враждебность». Девушки-студентки выше, чем девочки, относят важность для мужского образа характеристики «ответственность» и описывают сильный пол как более обязательных. Однако девочки более высоко оценивают значимость для описания М категории «агрессивность». Девушки-студентки, в большей степени, чем девочки, используют для описания женщины деятельность и «независимость», и в меньшей степени характеристику «агрессивность».
  2. Если изначально девочки воспринимаются мальчиками, как более серьезные, менее активные, менее агрессивные, и менее независимые, то в 18-22 лет оценка девушек изменяется, она приобретает черты, которые ранее подростки отнесли бы к образу мужчины.
  3. Девушек начинают оценивать, как более активных, менее ответственных, более агрессивных, более независимых. (Это напоминает те черты поведения, к которым стремится молодой человек, идентифицируя себя с мужским полом).
  4. Оценка женщинами разного возраста значимости качеств, характеризующих мужчин.

В процессе развития, у подростков случается переоценка ценностей, и появляется новый стереотип женщины. Вероятно, девушки-студентки также легко принимают тенденцию к изменению гендерных стереотипов, что также способствует снижению показателя фемининности.

Гендерная роль мужчины, выявленные различия в содержании гендерных стереотипов

  1. У юношей студентов в отношении Ж по классу «ответственность», «независимость» и «враждебность» и «активность». Студенты, в меньшей степени, чем мальчики, оценивают важность обязательности для женского поступка. Однако они выше относят значимость для образа слабого пола таких характеристик как «независимость», «агрессивность» и «активность» и часто отмечают, что женщина активна, враждебна и независима.
  2. У и юношей студентов в отношении М по категориям «чувствительность», «ответственность» и «враждебность». Студенты выше, чем мальчики-подростки, оценивают важность для сильного пола как характеристики «ответственность», так и «чувствительность», а «агрессивность» представлена в описании мужчины у студентов, в меньшей степени, чем у подростков.

Все исследуемые группы респондентов М имеют более высокую степень маскулинности, и более низкую степень феминности, чем респонденты Ж. Однако все исследуемые респонденты андрогинны.

Гендерные роли в обществе

В данной работе была исследована проблема гендерных стереотипов в разных возрастных группах. Был проведен теоретический анализ научной литературы, и эмпирическое исследование при помощи метода опроса с использованием методик: незаконченных предложений (авторский метод), методики диагностики межличностных отношений Т.Лири и опросника Сандры Бэм по изучению маскулинности и фемининности.

Основываясь на полученных результатах, можно сказать о том, что существуют различия в содержания ГС разного пола и возраста. С развитием социального общества, происходит смена поставленных задач, и способ их выполнения, меняются требования, женщины приобрели возможности наравне конкурировать с М.

Но вследствие этого получается «трансформация» шаблонов, относящихся к М и Ж. Для кого-то это случается совершенно незаметно, кто-то пытается бороться, не соглашается и придерживается старых привычек, а кому-то не дают покоя его предрассудки, и он не в состоянии спокойно наблюдать и принимать те новые, и все еще продолжающие изменяться идеалы.

У подростков привычки менее гибкие, и хуже претерпевают изменения, чем у студентов, Девочки легче воспринимают смену шаблонов, намного быстрее усваивают их и проявляют в своих поступках, чем мальчики.

В юношестве мальчики пользуются «старыми» стереотипами. Девочки же охотно меняют привычки своего поступка, причем оба пола идентифицируют свое действие со взрослыми, стараясь подчеркнуть его тем, что ведут себя по определенным привычкам.

У девочек привычки более новые. Возможно, это можно назвать одной из причин непонимания существующего между противоположными полами. На сегодняшний момент, мы находимся в процессе достаточного быстрых перемен идеалов настоящего М и настоящий женщины, проблема заключается в том, что у кого-то этот идеал уже почти сформировался, а у кого-то он находится только на начальной стадии формирования и развития.

Гендерные роли мужчины и женщины

Существует взаимосвязь оценок значимости категорий характеристик, используемых для описания М и Ж, со степенью маскулинности и феминности респондентов, а именно:

  • чем менее маскулинны девочки, тем ниже они оценивают значимость для М «чувствительности», а для Ж – «агрессивность»;
  • с увеличением маскулинности мальчиков, они относят важность для Ж «активность», а для М — «ответственность».
  • с снижением маскулинности студентов, они оценивают значимость для М характеристики «чувствительность».

Современные гендерные роли

Хотелось бы отметить, что проблема гендерных стереотипов очень объемная и динамична, что несомненно представляет интерес для дальнейшего более глубокого изучения, например, в таких областях, как предпринимательство и бизнес, в теоретической части данной работе были затронуты такие вопросы как ГС женщин и мужчин предпринимателей, несомненно эмпирическое исследование в данной области будет актуальным и интересным.

Изучить шаблон образа Ж-предпринимателей, и сравнить их с гендерными привычками Ж-домохозяек. А также посмотреть, как различаются особенности генд. стер. Ж и М в начале их карьерного роста, в середине, и в конце.

Несомненно, гендерные стереотипы, появляются в наших поступках не только, когда мы взаимодействуем с коллегами на работе, но и дома, в семье: в данном случаи, интерес представляет различия и сходства ГС у супругов, соответствуют ли сами супруги привычкам друг друга. В детско- родительских отношениях — как влияют генд. стер. родителей на воспитание их детей.

Область исследования на которую оказывают влияния ГС велика, к тому же они сами достаточно динамичны, т.е. постоянно находятся в состоянии модификации. Что будет придавать дополнительный стимул и интерес изучения проблематики генд. стер. еще долго время.

Ведь каждый полученный результат в определенной области исследования, возможно, подтвердит или опровергнет предыдущий, а может и выявить что-то новое. Это зависит от скорости изменений гендерных привычек, и от области исследования на которую на которую влияют генд. стер.

Гендерные роли в современном обществе по категориям

Содержание ГС устанавливалось через определение категорий качеств, часто указываемых респондентами как свойственные женщинам или мужчинам.

На основе полученных ответов по методики Т. Лири и авторского варианта методики незаконченных предложений (см. приложение 4), были выявлены группы качеств, сходные по смыслу, которые были объединены в категории.

Кат. 1 — «чувствительность». Сюда входит эмоциональность (принятие всего близко к сердцу) или не эмоциональность, возбужденность в разговоре (повышенный голос, употребление сильных выражений), раздражительность (легко обижаются) или спокойствие.

Кат. 2 – «ответственность». Сюда входит склонность заниматься необязательной деятельностью (хобби), в ущерб обязанностям (работа, хозяйство), склонность откладывать свои дела или быстро приниматься за дело.

Кат. 3 – «активность». Сюда входит подвижность (жестикуляция, ходьба взад-вперед по комнате) или неподвижность и спокойность, усердие или лень.

Кат. 4 – «агрессивность». Сюда входит употребление ненормативной лексики, невербальные движения телом (агрессивные, воспринимающиеся другими как вызов), не принятые нормами в нашей культуре, применение физической силы.

Кат. 5 – «независимость». Сюда входит самодостаточность (т.е. полагаться только на себя), собственная позиция, вера в себя, склонность защищать свои взгляды.

Данные качества часто указываются респондентами как свойственные мужчинам и женщинам.

Несмотря на это, может быть нам не стоит обгонять время, иногда стоит задуматься, что будет с нами через 30 лет, при таких темпах развития. И невольно вспоминается высказывание, что лучшим вариантом будет держаться золотой середины.

Хотелось бы отметить, что проблема гендерных ролей очень объемная и динамичная, что, несомненно, представляет интерес для дальнейшего более глубокого изучения, например, в таких областях, как предпринимательство и бизнес. В теоретической части данной работе были затронуты такие вопросы как гендерные стереотипы женщин и мужчин предпринимателей, несомненно эмпирическое исследование в данной области будет актуальным и интересным.

Несомненно, гендерные стереотипы, появляются в нашем поведении не только, когда мы взаимодействуем с коллегами на работе, но и дома, в семье. В данном случае, интерес может представлять различия и сходства ГС у супругов, соответствуют ли сами супруги стереотипам друг друга.

В детско-родительских отношениях — как влияют гендерные роли родителей на воспитание их детей. Область исследования на которую оказывают влияния гендерные роли велика, к тому же сами стереотипы достаточно динамичны, т.е. постоянно находятся в состоянии видоизменения.

Что будет придавать дополнительный стимул и интерес изучения проблематики гендерных стереотипов еще долго время. Ведь каждый полученный результат в определенной области исследования может подтвердить или опровергнуть предыдущий, а может и выявить что-то новое. Это зависит от скорости изменений ГС, и от области исследования на которую на которую влияют гендерные стереотипы.

Контакты
и запись
на прием Прочитать
о консультировании
и квалификации

Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©

Модели гендерных отношений. Гендерная психология

Модели гендерных отношений

Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно–зависимой модели отношений [11].

Первая модель – партнерские отношения – характеризуется следующим: это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Индивидуализированные цели каждого не мешают принимать во внимание цели и интересы другой стороны. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами. Общение и взаимодействие отличаются уважительностью и корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию. При этом такая готовность исходит со стороны не только одного партнера, а каждого из них.

Противоположная модель – доминантно–зависимая модель отношений – не предполагает равноправия позиций: одна сторона занимает доминантную позицию, другая – зависимую. При этом один субъект побуждает другого подчиниться себе и принять цели, не согласующиеся с его собственными устремлениями и ориентациями. Представитель доминантной позиции стремится к соперничеству, ему присуще презрение к слабости и выражена потребность в силе ради нее самой.

Существующие в обществе нормативные представления о мужественности ориентируют мужчин на проявление доминантной позиции в системе межполовых отношений. Атрибутами мужественности являются такие особенности поведения, как активность, напористость, целеустремленность, сила, выраженный волевой потенциал, уверенность в себе, умение добиться своих целей, настоять на своем, для чего допускается проявление агрессивности и директивности. Представления же о женственности поощряют демонстрировать в отношениях с другими людьми уступчивость, мягкость, деликатность, скромность, застенчивость, отзывчивость, умение понять и простить другого, жертвенность и заботливость. Очевидно, что традиционные представления о мужественности/женственности побуждают мужчин проявлять доминантную позицию в межличностных отношениях, а женщин – зависимую, и такое соотношение позиций обусловлено всем предшествующим опытом полоролевой социализации.

Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений доказывает необоснованность и нецелесообразность сложившихся традиционных, неравноправных моделей поведения в ситуациях межполового взаимодействия личностей и групп, следовательно, гендерно–компетентный человек в своем поведении будет стремиться реализовывать партнерскую, а не доминантно–зависимую модель отношений.

Итак, гендерно–компетентного человека отличает приверженность эгалитарным гендерным представлениям, ему не присущи традиционные гендерные стереотипы и гендерные предрассудки, а в сфере межличностных гендерных отношений он реализует партнерскую модель поведения.

Цель занятия

1. Обобщить и углубить знания студентов о таких гендерных характеристиках личности, как гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные предубеждения, и о моделях поведения в сфере гендерных отношений.

2. Сформировать представление о гендерной компетентности как о личностной характеристике.

3. Познакомить студентов с методическими средствами исследования гендерной компетентности личности.

Оснащение

Бланки анкеты «Гендерные характеристики личности», бланки для заполнения табл. 1 и 2. Порядок работы

Этап 1. Теоретическое информирование.

Этап 2. Работа с анкетой.

Этап 3. Выполнение задания «Анализ гендерной компетентности личности».

Этап 4. Подведение итогов занятия.

Этап 1. Теоретическое информирование

На данном этапе обсуждается содержание таких понятий, как «гендерные представления», «гендерные стереотипы», «гендерные предубеждения», «модели гендерных отношений» и «гендерная компетентность».

Преподаватель дополняет и уточняет ответы студентов, в которых они раскрывают содержание основных понятий темы.

В процессе обсуждения понятия «гендерная компетентность» важно подчеркнуть следующее: гендерно–компетентный человек благодаря эгалитарным гендерным представлениям и отсутствию выраженных гендерных стереотипов и гендерных предубеждений способен замечать ситуации гендерного неравенства, анализировать их и адекватно оценивать, а также демонстрировать способность к решению гендерных проблем.

Гендерная компетентность может формироваться и развиваться в процессе специально организованных практических занятий, на которых человек может понять и оценить особенности своей гендерной компетентности. Если в процессе занятий обучаемые смогут осознать ценности гендерного равенства и справедливости как свои собственные, научатся подавлять свои гендерные предрассудки, а слабо предубежденные студенты будут чувствовать вину в ситуациях дискриминационного поведения, задача повышения гендерной компетентности обучаемых будет достигнута.

Этап 2. Работа с анкетой

Основная задача данного этапа – закрепление и систематизация полученных знаний. На этом этапе студенты работают индивидуально или в парах.

Задание 1

Студентам раздаются бланки анкеты «Гендерные характеристики личности»[27] (приложение 1). На основе анализа формулировок высказываний и суждений студенты должны определить, какие из суждений в анкете относятся к гендерным представлениям, какие – к гендерным стереотипам, а какие – к гендерным предубеждениям. Результаты анализа суждений следует занести в табл. 1. Образец заполненной таблицы приводится в приложении 2.

Таблица 1. Информация о гендерных характеристиках в анкете «Гендерные характеристики личности»

Задание 2

Систематизировать в табличной форме информацию о гендерных характеристиках личности. Используя полученные теоретические знания и опираясь на информацию о гендерных характеристиках, которую можно получить из анкеты «Гендерные характеристики личности», заполнить табл. 2. Образец заполненной таблицы приводится в приложении 3.

Таблица 2. Обобщенная информация о гендерных характеристиках личности

После выполнения заданий 1 и 2 проводится групповое обсуждение, в процессе которого студенты сообщают о результатах своей работы, а преподаватель исправляет ошибки (если они есть) и дополняет ответы студентов. Можно начертить бланки табл. 1 и 2 на доске и заполнить их совместными усилиями в процессе группового обсуждения.

Этап 3. Выполнение задания «Анализ гендерной компетентности личности»

Студентам предлагается разделиться на три группы. Каждая группа получает заполненную анкету. При этом важно, чтобы одна анкета была заполнена человеком, у которого доминируют эгалитарные гендерные представления, не выражены гендерные стереотипы и отсутствуют гендерные предубеждения. Второму респонденту, заполнившему анкету, должны быть примерно в равных пропорциях присущи эгалитарные и традиционные (патриархатные) гендерные представления, гендерные стереотипы, выраженные в средней степени, а также некоторые гендерные предубеждения. Автору третьей анкеты должны быть в основном присущи традиционные гендерные представления, выраженные гендерные стереотипы и гендерные предубеждения.

Вместе с заполненной анкетой «Гендерные характеристики личности» студенты получают и ключ для ее обработки (приложение 4).

Сначала студенты обрабатывают полученные анкеты, пользуясь ключом, а затем составляют описания гендерных характеристик личности (авторов анкет) и дают заключение об уровне их гендерной компетентности.

Представители каждой группы озвучивают результаты работы, зачитывая составленные описания гендерных характеристик авторов своих анкет и анализируя особенности их гендерной компетентности.

Этап 4. Подведение итогов занятия

Студентам предлагается ответить на вопросы по теме занятия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Психология гендерных отношений

— это прикладная отрасль социальной психологии, изучающая закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия. Она находится в стадии становления и все очевиднее проявляет себя как самостоятельная область знания.

Появлению и развитию этой проблемной области знания предшествовала традиция изучения проблемы отношений вообще и межполовых отношений в рамках психологии, социальной психологии и социологии. Психология гендерных отношений как интегративная область знания в рамках психологической науки использует знания в сфере психологии пола, в социологии опирается на социологию пола, а в социальной психологии — на такие ее разделы, как психология больших социальных групп, психология межгрупповых отношений и психология межличностных отношений.

Современная социальная психология оказалась наиболее подготовленной дисциплиной для восприятия и развития гендерной проблематики, так как она изучает не только отношения типа «личность-личность» и «личность-группа», но и отношения типа «группа-группа», «личность-общество (государство)» и «личность-культура». Психология гендерных отношений — это новое исследовательское поле, где смыкаются в процессе изучения все основные элементы социально-психологической реальности.

Структура и система основных понятий психологии гендерных отношений задана несколькими уровнями анализа гендерных отношений.

Так, на макросоциальном уровне анализируются отношения в системе: «личность — общество, культура», «группа — общество, культура». Социально-психологическими детерминантами отношений этого уровня являются социальные представления, а детерминантами гендерных отношений — гендерные представления, как отражение полового символизма и доминирующей идеологии государства в сфере межполовых отношений.

На уровне межгрупповового взаимодействия отношения анализируются в системе «группа — группа». Детерминирующими (социально-психологическими) факторами отношений этого уровня выступают социальные стереотипы, а детерминантами межполовых отношений являются гендерные стереотипы.

На уровне межличностных отношений объектом анализа является система «личность — личность», «личность — группа». Социально-психологическими детерминантами отношений являются социальные установки, а гендерные отношения детерминированы гендерными установками.

На интраиндивидном (внутриличностном) уровне объектом анализа становится Я-концепция личности и соотношение личностной и социальной идентичности в ее структуре. Гендерный аспект внутриличностных проблем будет раскрываться через анализ гендерной идентичности, как составляющей социальной идентичности личности.

Таким образом, выделяется проблемное исследовательское поле психологии гендерных отношений, где объединяются основные элементы социо-психологической реальности: общественные структуры (культура, идеология), межгрупповое и межличностное взаимодействие и внутренний мир индивида. Гендерные отношения анализируются как реальные практики и модели межполового взаимодействия, детерминированные гендерными представлениями, стереотипами, установками и отраженные в сознании субъектов.

Основная исследовательская методология психологии гендерных отношений — гендерный подход, который ориентирован на анализ систем доминирования и провозглашает идею равенства независимо от половой принадлежности. В рамках гендерного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования не только на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая, экономическая), но и на уровне психологических отношений (в сфере межличностного и межгруппового взаимодействия).

Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений предлагает новый способ познания действительности, настаивая на том, что противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет по-новому реконструировать Я-образ и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений.

Psychology of gender relations (англ.)

Литература:

Джерджен К. Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.

Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. N 3-4.

Они же. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. N 6.

Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. М.,1999.

Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. Т. 19. 1998. N 1.

Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол, гендер, культура. М., 1999.

Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999.

Deaux K. Sex and Gender // Annual Review of Psychology. 1985. N 36. Р. 49-81.

Hare-Mustin R. J., Marecek J. On making a Difference // Making a Difference: Psychology a the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 1-21.

Hare-Mustin R. J., Marecek J. Gender and the meaning of difference: postmodernism and psychology // Making a Difference: Psychology a. the construction of Gender. New Haven, 1990. P. 22-64.

Unger R. K. Imperfect reflections of reality: Psychology constructs gender // Making a difference: Psychology a. the construction of gender. New Haven; L.: Yale Univ. Press, 1990. P. 102-149.

© И. С. Клецина

Поделитесь на страничке

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о