Содержание

Гендерквир — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гендеркви́р (англ. genderqueer, от гендер и квир), или небина́рный ге́ндер, — спектр гендерных идентичностей, отличных от бинарного мужского и женского гендера[1][2]. У гендерквиров идентичность может выходить за пределы традиционной бинарной гендерной системы, быть комбинацией мужского и женского гендера (бигендерность, тригендерность), являться плавающей, то есть изменчивой со временем (гендерфлюидность, от англ. fluidity — «подвижность, изменчивость»), либо же полностью отсутствовать (агендерность)[2].

Первоначальное появление термина зафиксировано в 2001 году в печати и Интернете[3].

Термин «квир» (англ. queer) в английском сленге имеет оскорбительные значения — «поддельный, подложный; фальшивый»; в австралийском варианте английского языка он также означает «ненормальный, сумасшедший». Вдобавок к использованию в качестве зонтичного термина, гендерквир в английском языке используется как прилагательное по отношению к любым людям, что пересекают границы гендерных различий, независимо от их самоопределения, или тех, кто «квирует» гендер. Они могут выражать свой гендер вне нормативности, не соответствуя бинарным категориям «мужчины» и «женщины»

[4].

В последующем, для обозначения идентичностей, выходящих за рамки гендерной бинарной системы, появился более политически нейтральный термин «небинарный гендер» (англ. non-binary gender).

Концепция гендерквира заостряет внимание на том, что отказ от бинарного понимания гендерной идентичности не сводится к пониманию возможности комбинации мужских и женских черт в рамках отдельной личности[5]. В то же время активист квир-движения Рокко Баллдэггер подчёркивает, что встречающаяся во многих СМИ трактовка гендерквира как самоопределения между двумя традиционными гендерами или помимо них не схватывает важной для этого явления идеологической составляющей — озабоченности носителей такой идентичности репрессивным давлением общества на гендерно неконформных личностей, желания противостоять этому давлению

[6].

Самоопределение в качестве гендерквира часто используется людьми, которые бросают вызов бинарной социальной конструкции гендера[7].

«Андрогин» зачастую используется для внешнего описания этих людей, потому что термин «андрогиния» тесно ассоциируется со смешением социально определённых маскулинных и феминных черт[7]. Но не все гендерквиры определяют себя как андрогинов.

Гендерфлюиды остаются гибки в отношении своей гендерной идентичности[8]. Они могут переходить от одной идентичности к другой или испытывать несколько из них одновременно[8][9].

Агендеры (от др.-греч. ἀ- — отрицательный префикс, «без») не ощущают какой бы то ни было гендерной принадлежности[10][11]. Хотя эта категория включает в себя широкий спектр идентичностей, которые не совпадают с традиционными гендерными нормами, исследователь Финн Энке констатирует, что люди, которые идентифицируют себя с одной из этих позиций, не всегда самоидентифицируются как трансгендеры

[12][13].

Демигендер (от префикса англ. demi- — «часть») идентифицирует себя частично или в основном с одним гендером и в то же время с другим[14][15]. В этой идентичности есть несколько подкатегорий. Например, демибой (англ. demiboy) частично идентифицирует себя как парень или мужчина, независимо от приписанного при рождении пола. Демигёрл (demigirl) частично идентифицирует себя с женским гендером и женственностью. При этом другие части идентичности демигендеров могуть быть любым иным гендером, либо же вовсе отсутствовать (например, при сочетании идентичности демибоя и агендерной части). Демифлакс (demiflux) ощущает, что стабильная часть их идентичности небинарна

[15].

Трансгендерность[править | править код]

Некоторые источники широко трактуют термин трансгендерность, так, чтобы он включал гендерквиров и небинарных персон[16][12][17].

При наличии у гендерквиров тяжёлой гендерной дисфории, в медицине применяются такие же методы терапии, как и бинарным транс-женщинам и транс-мужчинам (гормональная терапия, хирургическая коррекция пола).

  • Трансгендерный флаг, использующийся для репрезентации небинарных идентичностей

  • Флаг агендеров

  • Флаг гендерфлюидов

  • Прайд флаг гендерквиров

  • Флаг небинарных идентичностей

  • Символ небинарного гендера

  1. Ayers, W., Quinn, T., & Stovall, D. (Eds.). The Handbook of Social Justice in Education. — New York and London: Routledge, 2009. — С. 299. (англ.)
  2. 1 2 Otis, Hailey. Genderqueer: What It Means (англ.) // Ursidae: The Undergraduate Research Journal at the University of Northern Colorado : журнал. — 2015. — Vol. 4, no. 3.
  3. Elizabeth J. Meyer. Gender and Sexual Diversity in Schools (неопр.). — Springer Science & Business Media, 2010. — С. 39. — ISBN 978-90-481-8559-7. (англ.)
  4. Dahir, Mubarak. «Whose Movement Is It?» // The Advocate. Here Media..
  5. Patricia Melzer. Alien Constructions: Science Fiction and Feminist Thought (англ.). — University of Texas Press, 2010. — P. 227. — ISBN 978-0-292-77846-7. (англ.)
  6. Nico Dacumos. Nobody Passes: Rejecting the Rules of Gender and Conformity (англ.). — Basic Books, 2006. — P. 138—139. — ISBN 978-1-58005-184-2. (англ.)
  7. 1 2 Shaw, Susan; Lee, Janet. Women’s voices, feminist visions : classic and contemporary readings (Sixth ed.).
  8. 1 2 Cronn-Mills, Kirstin. Transgender Lives: Complex Stories, Complex Voices (неопр.). — Minneapolis: Twenty-First Century Books (англ.)русск., 2015. — С. 24. — ISBN 978-0-7613-9022-0. (англ.)
  9. ↑ Beyond the binary: what does it mean to be genderfluid? (англ.), The Irish Times (9 August 2015). Дата обращения 1 декабря 2015.
  10. ↑ LGBTQ Needs Assessment (англ.). Encompass Network 52—53 (April 2013). Дата обращения 18 октября 2014. Архивировано 24 октября 2014 года.
  11. ↑ Gender alphabet (англ.). Safe Homes. Дата обращения 18 октября 2014.
  12. 1
    2 Vargo, Marc E. A Review of “Please select your gender: From the invention of hysteria to the democratizing of transgenderism” (англ.) // Journal of GLBT Family Studies : journal. — 2011. — Vol. 7, no. 5. — P. 493—494. — ISSN 1550-428X. — DOI:10.1080/1550428X.2011.623982..

    up to three million U. S. citizens regard themselves as transgender, a term referring to those whose gender identities are at odds with their biological sex. The term is an expansive one, however, and may apply to other individuals as well, from the person whose behavior purposely and dramatically diverges from society’s traditional male/female roles to the «agender», «bigender» or «third gender» person whose self-definition lies outside of the male/female binary altogether. In short, those counted under this term constitute a wide array of people who do not conform to, and may actively challenge, conventional gender norms.

  13. Kirstin Cronn-Mills. Transgender Lives: Complex Stories, Complex Voices. — Twenty-First Century Books, 2014-09-01. — С. 92. — ISBN 978-1-4677-4796-7.
  14. Gibson, Sarah; Fernandez, J. Gender Diversity and Non-Binary Inclusion in the Workplace: The Essential Guide for Employers (англ.). — Jessica Kingsley Publishers (англ.)русск., 2018. — P. 25. — ISBN 9781784505233. (англ.)
  15. 1 2 Brill Stephanie, Kenney Lisa. The Transgender Teen (неопр.). — Cleis Press (англ.)русск., 2016. (англ.)
  16. Johanna Schorn. Taking the «Sex» out of Transsexual: Representations of Trans Identities in Popular Media (англ.) (недоступная ссылка). Inter-Disciplinary.Net. Universität zu Köln. — «The term transgender is an umbrella term «and generally refers to any and all kinds of variation from gender norms and expectations» (Stryker 19). Most often, the term transgender is used for someone who feels that the sex assigned to them at birth does not reflect their own gender identity. They may identify as the gender ‘opposite’ to their assigned gender, or they may feel that their gender identity is fluid, or they may reject all gender categorizations and identify as agender or genderqueer.».
    Дата обращения 23 октября 2014.
    Архивировано 25 октября 2014 года.
  17. Kirstin Cronn-Mills. Transgender Lives: Complex Stories, Complex Voices (англ.). — Twenty-First Century Books (англ.)русск., 2014. — P. 24. — ISBN 978-1-4677-4796-7..

    Many different individuals fall under what experts call the trans* spectrum, or the trans* umbrella.»I’m trans*» and «I’m transgender» are ways these individuals might refer to themselves. But there are distinctions among different trans* identities. […] Androgynous individuals may not identify with either side of the gender binary. Other individuals consider themselves agender, and they may feel they have no gender at all.

Бигендерность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Символ небинарного гендера

Биге́ндерность (би-, от лат. bis — «дважды» или «вдвойне» и‎ гендер, от англ. gender; буквально: «двойной пол») — небинарная гендерная идентичность, при которой у личности присутствуют две разные гендерные идентичности (одновременно или попеременно)

[1]. К примеру, при бигендерности человек может идентифицировать себя одновременно бинарной женщиной и мужчиной, женщиной и небинарной личностью, neutrois и агендером и т. п.[1]. В некоторых случаях его/её полоролевое самоощущение (социальный пол, гендер) меняться в зависимости от настроения, собеседника, окружающей обстановки.

Бигендерность не следует путать с расстройством множественной личности, так как бигендер представляет собой одну цельную личность, но исполняет в обществе социальную роль различных гендеров.

Бигендерность не является показателем сексуальной ориентации. Бигендер может обладать любым типом сексуальной ориентации, как и любой индивид.

Исследование Департамента общественного здоровья Сан-Франциско от 1991 года показало, что среди трансгендеров менее 3 % людей с приписанным мужским полом и менее 8 % людей с приписанным женским полом идентифицируют себя как бигендеры

[2].

Бигендерная самоидентификация обычно понимается как самоидентификация в качестве мужчины и женщины одновременно или передвижение между маскулинным и феминным гендерным самовыражением, тем не менее, бигендерность может совмещать в себе два любых гендера, а не только мужской и женский. Это отличается от гендерфлюидной самоидентификации, так как те, кто самоидентифируются как гендерфлюиды могут не перемещаться между заданными гендерными идентичностями, а могут со временем испытывать весь гендерный спектр[3].

Изменяющееся гендерное несоответствие[править | править код]

В 2012 году исследователи Вилаянур С. Рамачандран и Лаура К. Кэйс изучили подмножество бигендерных людей, которые сообщили, что изменения гендера для них обычно нежелательны и недобровольны, появляются, когда они предпочли бы оставаться в другом гендере. Исследователи назвали это состояние изменяющееся гендерное несоответствие (ИГН)[4]. Нет причин полагать что ИГН является обычным типом бигендерности, и исследователи не предпринимали попыток изучить более широкую выборку бигендеров, тех, кто не испытывали ИГН.

Рамачандран и Кэйс вывели теорию, что изменение гендерного соответствия у людей с ИГН не объясняется социально сконструированной природой гендера. Среди участников исследования более половины сообщили о наличии у них «фантомной конечности» — например, фантомная эрекция, когда у самого тела нет пениса. Те, кто сообщили о фантомных частях тела оценили их как средние по силе (в среднем 2.9 по пятибалльной шкале). Исследование также выявило среди бигендеров значительную часть страдающих биполярным расстройством (9 человек из 32). Вдобавок, среди людей с ИГН оказалось значительно больше амбидекстров, чем в среднем по популяции[4].

Согласно Кэйс и Рамачандрану, эти данные свидететльствуют, что у ИГН-бигендерности есть биологическая основа и предположили, что это может относиться к необычный степени переключения полушарий, или изменением доминантного полушария во время одного и того же поведения и подавлением мозолистым телом, связанным с картой пола тела в теменной коре, и её взаимным соединением с островковой долей и гипоталамусом. Они предполагают, что «координация между сдвигами соединения с мозгом, автономного ответом, выброса гормонов и динамической репрезентации пола вместе могут создавать чувство изменения гендера, которое испытывают многие бигендерные люди».

Гендерфлюид — это что? Значение

На данный момент тема половой принадлежности активно обсуждается в российском и мировом сообществах и вызывает огромный интерес. По причине того, что эти вопросы для россиян и жителей бывшего СССР во многом новые, путаница в них неизбежна, необходимо разобраться со многими определениями, затрагивающими тему сексуальной ориентации и половой принадлежности, которая отклоняется от традиционной.

В данной статье будет предпринята попытка дать понятию «гендерфлюид» определение. Этот и другие виды нетрадиционной ориентации также будут рассмотрены.

Понятие

Гендерфлюид — гендерная идентичность, при которой человек не отождествляет себя с мужским либо женским полом, а периодически ощущает себя то мужчиной, то женщиной, либо лицом без пола, либо обоих полов сразу. Сексологи и психологи часто спорят о точности определений различных нетрадиционных сексуальных ориентаций.

Половая идентификация гендерфлюидов

Для некоторых людей половая принадлежность — это не просто быть мужчиной или женщиной. Такой тип людей, как гендерфлюиды, может чувствовать себя периодически представителем разных полов через какой-то период времени или даже каждые несколько часов. Так всё же гендерфлюид — что это? Простыми словами — идентичность, при которой человек может периодами ощущать себя мужчиной, а через какое-то время женщиной, и так на протяжении всей жизни.

В переводе с английского гендерфлюид — это «половая изменчивость», когда гендерное выражение меняется между мужским и женским началом и может отображаться в том, как человек одевается, выражает и описывает себя. Прогрессивное гендерное определение является нормой для некоторых университетов в США, где в учебных заведениях предлагают нейтральные по гендерному признаку ванные комнаты и уборные, а также позволяют учащимся использовать свои предпочтительные имена вне зависимости от их паспортного пола.

Проявление гендерфлюидности

Гендерфлюидность обычно проявляется как переходное состояние между мужским и женским началом или как нейтральное состояние некоего «третьего пола». Человек может ощущать себя как представитель обоих полов одновременно, либо кратковременно каким-либо одним полом, либо чем- то средним между мужчиной и женщиной.

Лица, которые идентифицируют себя как гендерфлюиды (что это, сказано выше), могут ощущать изменения личности, касающиеся половой идентификации в долгосрочной или краткосрочной перспективе. Это состояние может длиться годами, месяцами, днями и т. д.

Одна из основных проблем, связанная с возникновением понятия «гендерфлюид», — это двусмысленное или ошибочное использование этого термина. Его обычно используют в качестве синонима для таких понятий, как гендерквир, трансгендеры или полигендеры, а также для критики теории гендерной бинарности (то есть существования двух полов) и идеи пола как «спектра».

Распространение термина «гендерная флюидность»

Часто в научных исследованиях подчеркивается роль социальных сетей и геосоциальных приложений (Facebook, Twitter, Tinder и т. д.) в создании сообществ гендерфлюидов и распространении этого термина в широких массах. Появление записи genderfluid в Urban Dictionary происходит в 2007 году. В Live Journal сообщество людей с данной половой принадлежностью появляется в 2010 году.

Одним из 56 видов полов, доступных на Facebook в опциях, является «гендерфлюид». Это значание используется с 2014 года наряду с андрогинами и бигендарами, однако на других языках этой социальной сети данная опция отсутствует. В 2015 году страница Dictionary.com добавила такой термин, как genderfluid.

В октябре 2015 года в социальной сети Facebook создается группа Género Fluido на испанском языке, где люди с нестабильной гендерной принадлежностью могут выражать себя и помогать друг другу. На данный момент в российских социальных сетях традиционно можно выбрать только два пола.

Бинарная гендерная система

Это традиционная система для классификации половой принадлежности, которая предполагает два противоположных гендера (с отличительными физиологическими особенностями) для понимания сексуальной идентичности людей: мужской и женский.

Бинарная теория считает, что такие понятия, как «пол», «гендер» и «сексуальность», автоматически всегда являются равнозначными друг другу. Бинарная половая система является доминирующей в современном мире и на протяжении всей мировой истории.

Согласно этой гендерной модели, оба пола являются противоположностью друг другу. Кроме того, эта модель предполагает, что во всех случаях классификации по половым признакам, с которыми обычно идентифицируются мужчины и женщины, они неразрывно связаны с гендерной идентичностью и внешним выражением. То есть человек, называемый гетеросексуалом, всегда чувствует себя как личность того или иного пола и проявляется перед миром с определенным отношением к нему и внешним видом. То есть соответствует классическому пониманию поведения мужчины и женщины и их взаимного сексуального влечения.

Транссексуалы

Несмотря на бинарную теорию транссексуалы часто вписываются в нее. Такие люди зачастую просто меняют свой паспортный пол, поскольку не чувствуют себя представителем того пола, которым они являлись с рождения. Пребывание в своем теле доставляет им огромный дискомфорт, ведь в душе они ощущают себя представителями другого пола, и идут на крайние меры для изменения этого факта, например, меняют его.

Изменение состоит в том, чтобы с помощью реконструктивной хирургии и гормональной терапии изменить наружность в соответствии с собственным самоощущением. Транссексуалы часто называют такое положение вещей ошибкой природы, поскольку их физиология не совпадает с их психологическим состоянием.

Опираясь на надежные исследования ученых и сексологов в этой области, можно сказать, что это определенный генетический дефект, который сбивает половую идентификацию человека. Одним из видов схожего отклонения является гендерфлюид. Значение этого отклонения заключается в переменчивости ощущений себя то женщиной, то мужчиной.

Небинарная концепция пола

Также существует концепция недвоичного пола, которая предлагает другой взгляд на способ понимания личности и пола людей. Не бинарная модель предполагает разделение и отрыв друг от друга определенных категорий, которые когда-то были связаны. Это такие понятия, как биологический пол, гендерная идентичность и психологическое выражение. Биологический пол имеет такие характеристики, как определенное количество хромосом и репродуктивная система людей. Понятие «гендерная идентичность» относится к ощущению человеком того, как он воспринимает свой пол, независимо от того, чувствует ли он себя комфортно с ним.

Кроме того, существует гендерное выражение, при котором человек показывает свою половую принадлежность миру через поведение, способ одеваться или выбор прически. Также это проявляется в стиле общения, который он использует. Трансгендеры могут попросить других называть их не своим паспортным именем, а придуманным.

На данный момент существует огромное количество видов сексуальной ориентации и половой принадлежности, которые противоречат классическим представлениям о мужчине и женщине. Гендерфлюид — это также вид небинарной половой идентификации личности, то есть отличающейся от традиционной.

Небинарная модель охватывает большое количество терминов, используемых конкретно для полового определения, которые являются результатом сочетания упомянутых выше факторов. Гендерфлюид — это слово, значение которого часто совмещают или путают с другими терминами.

Гендерквир

Гендерквир — это термин, который, в общем, охватывает все понятия, находящиеся за пределами мужского или женского пола. Таким образом, это слово можно рассматривать как синоним категории «нестандартных полов».

Однако это довольно широкое понятие, которое означает, что нет никакой корреляции между биологическим полом человека и полом, который он ощущает и предпочитает. Взаимосвязь между принятым полом и его сексуальной ориентацией также не является обязательной. Гендерквир может быть гетеросексуалом, гомосексуалом, бисексуалом и т. д.

Классификация нестандартных полов

Понятие «гендерквир» обычно относится к людям, которые соответствуют любой из следующих характеристик:

  • Андрогинный тип может сочетать в себе одновременное проявление мужских и женских черт.
  • Агендер — это ни мужчина, ни женщина (позиционирующий себя как нейтральный или бесполый).
  • Гендерфлюид — это флюидность (перемещение) между обоими полами.
  • Некий третий род или отождествление с каким-то другим родом (включая те, которые просто считаются «не бинарными» или «странными родами»).
  • Гендер представляет собой сочетание или неопределенность в отношении ориентации или пола.

Человек может иметь традиционную как сексуальную ориентацию, так и половую идентификацию, но выражать свою гендерную принадлежность странным образом.

Медицинский аспект гендерфлюида

Некоторые критики теории гендерквиров утверждают, что гендер, сексуальная идентичность и сексуальная ориентация являются результатом социального влияния. Поэтому многие считают, что данное понятие никак не связано с природой человека.

Энн Фаусто-Стерлинг, биолог, утверждает, что боязнь перед путаницей из-за существования различных полов, побуждала науку и медицину искать критерии, которые бы определяли анатомический пол и психологический пол.

В частности, человек гендерфлюид рождается с морфологическими характеристиками конкретного биологического пола и решает не привязываться к какому-либо двоичному полу (мужчине или женщине). Таким образом, гендерфлюид в этом смысле слова определяется не наличием половых признаков или сексуальной ориентации, а существованием личности попеременно в обоих полах.

Научные исследования проблемы

В 2012 году невролог Вилайанур С. Рамачандран сообщил результаты исследования, в котором участвовали гендерфлюиды. Они страдали от непроизвольного чередования между состояниями личности мужчины и женщины. Этот феномен был описан как попеременное гендерное несоответствие.

Рамачандран разработал гипотезу о том, что эта вариация между гендерной идентичностью связана с изменениями в некоторых областях мозга. Также может соотноситься с некоторыми короткими циклами тела, которые отражаются поочередностью использования его полушарий. Эти характерные периоды изменений могут возникать несколько раз в день в неподходящее время и способны сопровождаться ощущением наличия грудей или половых органов противоположного биологического пола. На данный момент результаты этих исследований остаются только гипотезой.

Важно не путать гендерфлюидность с диссоциативным расстройством идентичности или множественной личностью, поскольку между этими состояниями и некоторыми характеристиками людей с данной особенностью есть различия.

Звезды и гендерные особенности

Так как это недавний термин, одним из факторов, повлиявших на его распространение, является растущая активность социальных сетей, а также заявления признанных личностей, особенно в творческой среде, которые считаются гендерфлюидами. Недавно в СМИ появилась информация о том, что 16-летняя Анна-Мария Ефремова (дочь Ефремова называет себя в социальных сетях Мявс) сообщила, что ей «внутренне» двадцать четыре года, она «гендерфлюид мявс», лесбиянка (предпочитает девушек).

Западные звезды также не отстают и делают каминг-ауты. Майли Сайрус — еще одна знаменитость, которая также занимала позицию по гендерной принадлежности в средствах массовой информации. Она заявила, что не желает относиться ни к женскому, ни к мужскому полу. Постепенно многие в обществе уже понимают, что это такое — гендерфлюид.

Цисгендерность — Википедия

Цисге́ндерность (от лат. cis — «односторонний» и англ. gender — «пол, гендер») — термин, обозначающий людей, чья гендерная идентичность совпадает с биологическим полом. Социологи Кристина Шил и Лорэл Уэстбрук определяют цисгендерность как «определение для тех индивидуумов, у которых гендер, присвоенный при рождении, тело и собственная идентичность совпадают», как противопоставление трансгендерам[1]. Близким по значению является термин циссексуальность.

Существует некоторое количество производных от этого термина, имеющих приставку «цис-», таких как цис-мужчина (мужчина, имеющий врожденный мужской биологический пол) и цис-женщина (женщина, имеющая врожденный женский биологический пол), а также циссексизм и циссексуальное предположение. Также в журнале Journal of the International AIDS Society было опубликовано исследование, в котором употреблялось слово циснормативность, сродни термину гетеронормативность, использующемуся в изучении разнообразия сексуальностей.[2][3] Родственным этому термину является термин гендерно-нормативный; Эли Р. Грин пишет, что «цисгендерный» используется (вместо более распространенного «гендерно-нормативный») для обозначения людей, которые не идентифицируют себя вне бинарной гендерной системы, при этом не настаивая на существовании «нормальной» гендерной самоидентификации[4].

Слово «цисгендер» (cisgender) происходит из латыни и имеет префикс cis-, который обозначает «на этой стороне». Префикс trans- является антонимичным ему префиксом, и обозначает «на другой стороне» или «напротив». Эти префиксы широко используются в английском языке в сферах химии, генетики, а также для обозначения географических объектов. Когда дело касается гендера, префикс цис- используется для обозначения совпадения приписанного гендера с биологическим полом.

Цисгендерный и циссексуальный[править | править код]

Джулия Серано даёт определение циссексуала как «человека, который не является транссексуалом и который чувствует себя физически и психологически только согласно приписанному биологическому полу», в то время как цисгендер является немного более узким термином для тех, кто не идентифицирует себя как трансгендер[5]. Согласно Джессике Кадвальдер, циссексуал — это «способ привлечения внимания к необозначенной норме, которой противопоставляется транссексуальность и в которой человек чувствует, что его гендерная идентичность соответствует телу/полу»[6].

Немецкий сексолог Фолькмар Зигуш использует термин циссексуал в рецензируемых публикациях: в 1998 году в своем сочинении «Неосексуальная революция» он приводит свою статью 1991 года, состоящую из двух частей, под названием «Die Transsexuellen und unser nosomorpher Blick» («Транссексуалы и наше нозоморфное виденье»), в которой впервые появился этот термин[7]. Он также использовал термин в заголовке статьи 1995 года «Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr» («Транссексуальное желание и циссексуальная защита»)[8].

Термины цисгендер(ка) и циссексуал(ка) были использованы в 2006 году в статье в Journal of Lesbian Studies[4][9], в книге Джулии Серано Whipping Girl (2007)[5], после чего термин начал приобретать популярность в англоговорящем сообществе активистов и учёных[10][11][11].

Джулия Серано также использует термин «циссексизм», который обозначает «веру в то, что транссексуальные гендеры являются низшими или менее подлинными, нежели циссексуальные гендеры». В 2010 году в учебной литературе появился термин «цисгендерные привилегии»; он определяется как «набор незаслуженных преимуществ, которые люди, идентифицирующие себя согласно приписанному при рождении гендеру, получают исключительно из-за цисгендерной идентичности»[12].

В феврале 2014 года Facebook стал предлагать пользовательские варианты гендерных идентичностей, позволяя пользователям идентифицировать себя с одним или более гендерным термином из предоставленного списка, включая цис, цисгендер и т. д.

Со стороны феминизма[править | править код]

В 2009 году Криста Скотт-Диксон написала «Я предпочитаю термин нон-транс всем прочим терминам, вроде цисгендера/циссексуала»[13]. Она придерживается этой мысли, потому что верит что термин «нон-транс» понятнее для обычных людей и поможет нормализовать трансгендерность.

Исследовательница гендера и проблем женщин Мими Маринучи пишет, что некоторые считают бинарную дихотомию «цисгендер-трансгендер» такой же опасной и бессмысленной, как и дихотомию «мужское-женское», потому что она объединяет людей, идентифицирующих себя как лесбиянки, геи или бисексуалы/бисексуалки (ЛГБ) с привилегированными гетеронормативными людьми, вместо того, чтобы объединять с транс-людьми. Объединение ЛГБ с гетеросексуалами может дать почву для ошибочных суждений нон-транс людей, что ЛГБ-люди, в отличие от трансгендеров, не испытывают несовпадения между их гендерной идентичностью, гендерным самовыражением и культурными ожиданиями относительно их гендерной идентичности и самовыражении[14].

Другая, похожая критика состоит в том, что термин «цисгендер» ложно категоризирует большинство женщин как часть якобы привилегированной группы и, таким образом, делает менее очевидным тот факт, что цис-женщины переживают основную часть политических атак касаемо репродуктивных прав[15].

Со стороны интерсекс-организаций[править | править код]

Интерсексы — это люди, родившиеся с половыми признаками, которые не соответствуют типичному определению мужского или женского тела. К половым признакам, определяющим пол, относятся хромосомы, половые железы, репродуктивные органы, гениталии и гормональные уровни. Интерсекс-организации характеризуют термин «цисгендер» как «сбивающий с толку» или проблематичный в отношении интерсекс-людей. Международная австралийская организация интерсексов утверждает, что, в то время как большинство интерсекс-людей не являются трансгендерами, опыт риска «вынужденного медицинского вмешательства для навязывания типичных половых характеристик» делает термин «цисгендер» проблематичным вне зависимости от гендерной идентичности людей.

  1. Schilt, Kristen; Westbrook, Laurel. Doing Gender, Doing Heteronormativity: ‘Gender Normals,’ Transgender People, and the Social Maintenance of Heterosexuality (неопр.). Gender & Society (Август, 2009).
  2. Ou Jin Lee, Edward; Brotman, Shari. Identity, Refugeeness, Belonging: Experiences of Sexual Minority Refugees in Canada // Canadian Review of Sociology. — 2011. — № 48. — С. 241—274. — DOI:10.1111/j.1755-618X.2011.01265.x.
  3. Carmen H Logie, LLana James, Wangari Tharao, Mona R Loutfy. ‘‘We don’t exist’’: a qualitative study of marginalization experienced by HIV-positive lesbian, bisexual, queer and transgender women in Toronto, Canada // Journal of the International AIDS Society : Журнал. — 7 September 2012. — Вып. 15. Архивировано 13 января 2020 года.
  4. 1 2 Green, Eli R. Debating Trans Inclusion in the Feminist Movement: A Trans-Positive Analysis // Journal of Lesbian Studies. — 2006. — № 10. — С. 231—248. — DOI:10.1300/j155v10n01_12.
  5. 1 2 Serano, Julia. Whipping girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press. — 2007. — С. 12. — ISBN 978-1-58005-154-5.
  6. Sullivan, Nikki; Murray, Samantha. Somatechnics: queering the technologisation of bodies. — Surrey, England: Ashgate Publishing, 2009. — С. 17. — ISBN 0-7546-7530-0.
  7. Sigusch, Volkmar. The Neosexual Revolution // Archives of Sexual Behavior. — February 1998. — № 27. — С. 331–359. — DOI:10.1023/A:1018715525493. — PMID 9681118.
  8. Sigusch, Volkmar. Transsexueller Wunsch und zissexuelle Abwehr // Psyche. — 1995. — № 49. — С. 811—837. — PMID 7480808.
  9. ↑ . — ISSN 1089-4160.
  10. Williams, Rhaisa. Contradictory Realities, Infinite Possibilities: Language Mobilization and Self-Articulation Amongst Black Trans Women // Penn McNair Research Journal. — November 2010. — № 2.
  11. 1 2 Pfeffer, Carla. Trans (Formative) Relationships: What We Learn About Identities, Bodies, Work and Families from Women Partners of Trans Men. — Ph.D dissertation, Department of Sociology, University of Michigan, 2009.
  12. Walls, N. E., & Costello, K. Explorations in diversity: Examining privilege and oppression in a multicultural society, 2nd ed. — 2010. — С. 81—93.
  13. Scott-Dixon, Krista. Public health, private parts: A feminist public-health approach to trans issues // Hypatia. — 2009. — № 24. — С. 33—55. — DOI:10.1111/j.1527-2001.2009.01044.x.
  14. Marinucci, Mimi. Feminism is Queer: The Intimate Connection between Queer and Feminist Theory. — Zed Books. — 2010. — С. 125–126.
  15. Goldberg, Michelle. «What Is a Woman? The dispute between radical feminism and transgenderism» // The New Yorker. Архивировано 13 января 2020 года.

Гендерная идентичность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ге́ндерная иденти́чность — внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории, связанное с социальными и культурными стереотипами о поведении и качествах представителей того или иного биологического пола. Гендерная идентичность необязательно совпадает с биологическим полом. Люди, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом, называются цисгендерными, а те, у кого эти характеристики не совпадают — трансгендерными.

Во многих человеческих обществах есть набор гендерных категорий, которые могут служить основой для формирования у человека социальной идентичности по отношению к другим членам общества. В современных западных обществах действует бинарная гендерная система — способ организации общества, при котором люди разделяются на две категории: мужчин и женщин, — и предполагается соответствие между приписанным при рождении полом, гендерной идентичностью, гендерным выражением[en] и сексуальностью. Во многих других обществах традиционные гендерные системы небинарны: они включают в себя более двух гендерных категорий и предусматривают возможность отсутствия зависимости между приписанным при рождении полом и гендерной идентичностью[1][2][3][4].

Гендерная идентичность, гендерное выражение и сексуальная ориентация[править | править код]

Современные исследователи различают три ключевых понятия для описания гендера и сексуальности человека[5]:

  • гендерная идентичность — внутреннее самоощущение человека;
  • гендерное выражение[en] — способы поведения, при помощи которых человек сообщает о своём гендере в данной культуре: в частности, через одежду, манеру общения и интересы. Гендерное выражение человека может соответствовать или не соответствовать предписываемым гендерным ролям, а также отражать или не отражать его гендерную идентичность[5]. Например, нередко трансгендерные люди не рискуют одеваться в соответствии со своей гендерной идентичностью, чтобы избежать оскорблений, насилия и других социальных санкций[6].
  • сексуальная ориентация — пол или гендер тех, к кому человек испытывает сексуальное или романтическое влечение.

Бинарная гендерная система предполагает, что гендерная идентичность, гендерное выражение и сексуальная ориентация должны находиться в соответствии между собой, а также с приписанным при рождении полом — например, от человека с приписанным при рождении мужским полом ожидается, что он будет определять себя как мужчину, проявлять маскулинное поведение и испытывать гетеросексуальное влечение к женщинам, — но иногда это не так.

Гендерная идентичность и психический пол[править | править код]

В русскоязычной науке используется понятие психического или психологического пола, которое иногда употребляется как синоним понятия «гендерная идентичность»[7]. При этом в советской и постсоветской науке не было выработано единой концепции психологического пола[8]. Понятия психического или психологического пола, а также полового самосознания, как правило, используются в контексте обсуждения «нормы», под которой понимается совпадение психического пола с приписанным при рождении, и «патологии», под которой понимается транссексуальность[8][9].

В отличие от понятия психического или психологического пола, понятие «гендерная идентичность» широко используется в рамках гендерных исследований. Такой научный подход подразумевает, в частности, что представления об обязательности и нормальности совпадения приписанного при рождении пола и внутреннего самоощущения человека не принимаются как аксиома, а рассматриваются критически с точки зрения антропологии, философии и других дисциплин. По мнению ведущих современных специалистов в области здоровья трансгендерных людей, несовпадение гендерной идентичности и приписанного при рождении пола — это вопрос разнообразия, а не патологии, а гендерная неконформность не может считаться негативным или болезненным по своей сути явлением[10].

Формирование гендерной идентичности[править | править код]

В современной науке ведутся дебаты о том, какие факторы оказывают преимущественное влияние на формирование гендерной идентичности: биологические или социальные[11]. Данные некоторых исследований свидетельствуют о том, что на гендерную идентичность влияют генетические и гормональные факторы[12]. Другие исследования показывают, что значительное влияние как на гендерное самоощущение, так и на гендерное выражение[en] детей оказывает воспитание и социальное окружение[13]. В частности, если родители или опекуны ребёнка в своём поведении придерживаются традиций и негативно реагируют на гендерно-неконформное поведение ребёнка, для него повышается вероятность повторять за родителями, в том числе во взрослом возрасте[13]. При этом, как показывают исследования, ощущаемое давление социальной среды не имеет прямой связи с внутренней удовлетворённостью приписанным гендером, а навязывание гендерной конформности негативно влияет на психологическое благополучие ребёнка, приводя к повышению стресса, замыканию в себе и социальной изоляции[14][15].

Изменение гендерной идентичности[править | править код]

К гендерно-неконформным детям и взрослым применяли, а иногда и сегодня применяют репаративную, или конверсионную терапию, направленную на изменение их гендерной идентичности и достижение гендерной конформности. Долгосрочная эффективность таких подходов научно не подтверждена, что признают в том числе и их сторонники[16]. При этом существуют данные о том, что такая терапия может наносить вред, приводя к подавлению атипичных гендерных переживаний, усилению чувства стыда, нарушению отношений с близкими и попыткам суицида[17].

  1. Бутовская М. Л. Антропология пола. — М.: Век 2, 2013.
  2. Honingmann, J.J. The Kaska Indians: An ethnographic reconstruction. — New Haven, CT: Yale University Press, 1964.
  3. Davies, S.G. Challenging gender norms: Five genders among the Bugis in Indonesia (Case Studies in Cultural Anthropology). — Belmont, CA: Wadsworth, 2007.
  4. Vasey, P., & Bartlett, N. What can the Samoan ‘fa’afafine’ teach us about the western concept of gender identity disorder in childhood? // Perspectives in Biology and Medicine. — 2007. — № 50. — С. 481–490. Архивировано 5 марта 2016 года.
  5. 1 2 American Psychological Association. Definition of Terms: Sex, Gender, Gender Identity, Sexual Orientation
  6. Ansara, Y. G. Beyond Cisgenderism: Counselling people with non-assigned gender identities // Moon, L. (ed.) Counselling Ideologies: Queer Challenges to Heteronormativity. — Aldershot: Ashgate, 2010. — С. 167—200. Архивировано 20 марта 2016 года.
  7. Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010.
  8. 1 2 Лопухова О. Г. Психологический пол личности в контексте гендерных исследований // Вестник ТГГПУ. — Казань: ТГГПУ, 2011. — № 4(26). — С. 384—388.
  9. ↑ Нарушения психосексуального развития // Сексопатология: Справочник / Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др.; Под ред. Г. С. Васильченко. — М.: Медицина, 1990. — С. 576. — ISBN 5-225-01179-9.
  10. Всемирная профессиональная ассоциация по трансгендерному здоровью. Стандарты помощи транссексуальным, трансгендерным и гендерно нонконформным людям. 7-я версия // Международные медицинские стандарты помощи трансгендерным людям = Standards of Care for the Health of Transsexual, Transgender, and Gender-Nonconforming People, Version 7. — СПб: ЦСИИ «Действие», 2015. Архивная копия от 20 сентября 2015 на Wayback Machine
  11. Fausto-Sterling, A. The problem with sex/gender and nature/nurture // Debating Biology / Bendelow, G., Birke L., Williams, S.. — Routledge, 2005. — ISBN 9781134468133.
  12. Birke, L. In pursuit of difference: Scientific studies of women and men // [The Gender and Science Reader The Gender and Science Reader] / Lederman, М., Bartsch, I.. — Psychology Press, 2001. — ISBN 9780415213585.
  13. 1 2 Oswalt, Angela. Factors Influencing Gender Identity (англ.). MentalHelp.Net (9 June 2010). Дата обращения 31 июля 2015.
  14. Egan, S., and Perry, D. Gender identity: a multidimensional analysis with implications for psychosocial adjustment // Developmental Psychology. — 2001. — Т. 37, № 4. — С. 451—463. Архивировано 9 октября 2015 года.
  15. Yunger, Jennifer L.; Carver, Priscilla R.; Perry, David G. Does Gender Identity Influence Children’s Psychological Well-Being? // Developmental Psychology. — 2004. — № 40(4). — С. 572—582.
  16. Hill, D., Menvielle, E., Sica, K., & Johnson, A. An affirmative intervention for families with gender variant children: Parental ratings of child mental health and gender // Journal of Sex & Marital Therapy. — 2010. — № 36. — С. 6—23.
  17. Langer, S.J., and Martin, J.I. How dresses can make you mentally ill: Examining gender identity disorder in children // Child and Adolescent Social Work Journal. — 2004. — Т. 21, № 1. — С. 5—23.

Гендерфлюид Википедия

Гендеркви́р (англ. genderqueer, от гендер и квир), или небина́рный ге́ндер, — спектр гендерных идентичностей, отличных от бинарного мужского и женского гендера[1][2]. У гендерквиров идентичность может выходить за пределы традиционной бинарной гендерной системы, быть комбинацией мужского и женского гендера (бигендерность, тригендерность), являться плавающей, то есть изменчивой со временем (гендерфлюидность, от англ. fluidity — «подвижность, изменчивость»), либо же полностью отсутствовать (агендерность)[2].

История термина

Первоначальное появление термина зафиксировано в 2001 году в печати и Интернете[3].

Термин «квир» (англ. queer) в английском сленге имеет оскорбительные значения — «поддельный, подложный; фальшивый»; в австралийском варианте английского языка он также означает «ненормальный, сумасшедший». Вдобавок к использованию в качестве зонтичного термина, гендерквир в английском языке используется как прилагательное по отношению к любым людям, что пересекают границы гендерных различий, независимо от их самоопределения, или тех, кто «квирует» гендер. Они могут выражать свой гендер вне нормативности, не соответствуя бинарным категориям «мужчины» и «женщины»[4].

В последующем, для обозначения идентичностей, выходящих за рамки гендерной бинарной системы, появился более политически нейтральный термин «небинарный гендер» (англ. non-binary gender).

Концепция

Концепция гендерквира заостряет внимание на том, что отказ от бинарного понимания гендерной идентичности не сводится к пониманию возможности комбинации мужских и женских черт в рамках отдельной личности[5]. В то же время активист квир-движения Рокко Баллдэггер подчёркивает, что встречающаяся во многих СМИ трактовка гендерквира как самоопределения между двумя традиционными гендерами или помимо них не схватывает важной для этого явления идеологической составляющей — озабоченности носителей такой идентичности репрессивным давлением общества на гендерно неконформных личностей, желания противостоять этому давлению[6].

Определения и идентичности

Самоопределение в качестве гендерквира часто используется людьми, которые бросают вызов бинарной социальной конструкции гендера[7].

«Андрогин» зачастую используется для внешнего описания этих людей, потому что термин «андрогиния» тесно ассоциируется со смешением социально определённых маскулинных и феминных черт[7]. Но не все гендерквиры определяют себя как андрогинов.

Гендерфлюиды остаются гибки в отношении своей гендерной идентичности[8]. Они могут переходить от одной идентичности к другой или испытывать несколько из них одновременно[8][9].

Агендеры (от др.-греч. ἀ- — отрицательный префикс, «без») не ощущают какой бы то ни было гендерной принадлежности[10][11]. Хотя эта категория включает в себя широкий спектр идентичностей, которые не совпадают с традиционными гендерными нормами, исследователь Финн Энке констатирует, что люди, которые идентифицируют себя с одной из этих позиций, не всегда самоидентифицируются как трансгендеры[12][13].

Демигендер (от префикса англ. demi- — «часть») идентифицирует себя частично или в основном с одним гендером и в то же время с другим[14][15]. В этой идентичности есть несколько подкатегорий. Например, демибой (англ. demiboy) частично идентифицирует себя как парень или мужчина, независимо от приписанного при рождении пола. Демигёрл (demigirl) частично идентифицирует себя с женским гендером и женственностью. При этом другие части идентичности демигендеров могуть быть любым иным гендером, либо же вовсе отсутствовать (например, при сочетании идентичности демибоя и агендерной части). Демифлакс (demiflux) ощущает, что стабильная часть их идентичности небинарна[15].

Трансгендерность

Некоторые источники широко трактуют термин трансгендерность, так, чтобы он включал гендерквиров и небинарных персон[16][12][17].

При наличии у гендерквиров тяжёлой гендерной дисфории, в медицине применяются такие же методы терапии, как и бинарным транс-женщинам и транс-мужчинам (гормональная терапия, хирургическая коррекция пола).

Символы

  • Трансгендерный флаг, использующийся для репрезентации небинарных идентичностей

  • Флаг агендеров

  • Флаг гендерфлюидов

  • Прайд флаг гендерквиров

  • Флаг небинарных идентичностей

  • Символ небинарного гендера

См. также

Примечания

  1. Ayers, W., Quinn, T., & Stovall, D. (Eds.). The Handbook of Social Justice in Education. — New York and London: Routledge, 2009. — С. 299. (англ.)
  2. 1 2 Otis, Hailey. Genderqueer: What It Means (англ.) // Ursidae: The Undergraduate Research Journal at the University of Northern Colorado : журнал. — 2015. — Vol. 4, no. 3.
  3. Elizabeth J. Meyer. Gender and Sexual Diversity in Schools (неопр.). — Springer Science & Business Media, 2010. — С. 39. — ISBN 978-90-481-8559-7. (англ.)
  4. Dahir, Mubarak. «Whose Movement Is It?» // The Advocate. Here Media..
  5. Patricia Melzer. Alien Constructions: Science Fiction and Feminist Thought (англ.). — University of Texas Press, 2010. — P. 227. — ISBN 978-0-292-77846-7. (англ.)
  6. Nico Dacumos. Nobody Passes: Rejecting the Rules of Gender and Conformity (англ.). — Basic Books, 2006. — P. 138—139. — ISBN 978-1-58005-184-2. (англ.)
  7. 1 2 Shaw, Susan; Lee, Janet. Women’s voices, feminist visions : classic and contemporary readings (Sixth ed.).
  8. 1 2 Cronn-Mills, Kirstin. Transgender Lives: Complex Stories, Complex Voices (неопр.). — Minneapolis: Twenty-First Century Books (англ.)русск., 2015. — С. 24. — ISBN 978-0-7613-9022-0. (англ.)
  9. ↑ Beyond the binary: what does it mean to be genderfluid? (англ.), The Irish Times (9 August 2015). Дата обращения 1 декабря 2015.
  10. ↑ LGBTQ Needs Assessment (англ.). Encompass Network 52—53 (April 2013). Дата обращения 18 октября 2014. Архивировано 24 октября 2014 года.
  11. ↑ Gender alphabet (англ.). Safe Homes. Дата обращения 18 октября 2014.
  12. 1 2 Vargo, Marc E. A Review of “Please select your gender: From the invention of hysteria to the democratizing of transgenderism” (англ.) // Journal of GLBT Family Studies : journal. — 2011. — Vol. 7, no. 5. — P. 493—494. — ISSN 1550-428X. — DOI:10.1080/1550428X.2011.623982..

    up to three million U. S. citizens regard themselves as transgender, a term referring to those whose gender identities are at odds with their biological sex. The term is an expansive one, however, and may apply to other individuals as well, from the person whose behavior purposely and dramatically diverges from society’s traditional male/female roles to the «agender», «bigender» or «third gender» person whose self-definition lies outside of the male/female binary altogether. In short, those counted under this term constitute a wide array of people who do not conform to, and may actively challenge, conventional gender norms.

  13. Kirstin Cronn-Mills. Transgender Lives: Complex Stories, Complex Voices. — Twenty-First Century Books, 2014-09-01. — С. 92. — ISBN 978-1-4677-4796-7.
  14. Gibson, Sarah; Fernandez, J. Gender Diversity and Non-Binary Inclusion in the Workplace: The Essential Guide for Employers (англ.). — Jessica Kingsley Publishers (англ.)русск., 2018. — P. 25. — ISBN 9781784505233. (англ.)
  15. 1 2 Brill Stephanie, Kenney Lisa. The Transgender Teen (неопр.). — Cleis Press (англ.)русск., 2016. (англ.)
  16. Johanna Schorn. Taking the «Sex» out of Transsexual: Representations of Trans Identities in Popular Media (англ.) (недоступная ссылка). Inter-Disciplinary.Net. Universität zu Köln. — «The term transgender is an umbrella term «and generally refers to any and all kinds of variation from gender norms and expectations» (Stryker 19). Most often, the term transgender is used for someone who feels that the sex assigned to them at birth does not reflect their own gender identity. They may identify as the gender ‘opposite’ to their assigned gender, or they may feel that their gender identity is fluid, or they may reject all gender categorizations and identify as agender or genderqueer.». Дата обращения 23 октября 2014. Архивировано 25 октября 2014 года.
  17. Kirstin Cronn-Mills. Transgender Lives: Complex Stories, Complex Voices (англ.). — Twenty-First Century Books (англ.)русск., 2014. — P. 24. — ISBN 978-1-4677-4796-7..

    Many different individuals fall under what experts call the trans* spectrum, or the trans* umbrella.»I’m trans*» and «I’m transgender» are ways these individuals might refer to themselves. But there are distinctions among different trans* identities. […] Androgynous individuals may not identify with either side of the gender binary. Other individuals consider themselves agender, and they may feel they have no gender at all.

Литература

Гендер — Википедия

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — спектр характеристик, относящихся к маскулинности и фемининности. В зависимости от контекста, под такими характеристиками могут подразумеваться социальные структуры (в частности, гендерные и другие социальные роли) или гендерная идентичность[1][2][3]. В некоторых случаях понятие «гендер» ошибочно используется как синоним понятия «пол», хотя изначально термин «гендер» был введён как противопоставленный ему.

Понятие «гендер» получило распространение благодаря развитию феминистской теории и гендерных исследований[⇨]. Оно опирается на теорию социального конструктивизма, ряд представителей которой (в основном феминистские авторы) ставят под сомнение природное происхождение различий между людьми и объясняет их социальными процессами[4]. Тем самым понятие «гендер» предназначено для критики обыденных представлений о «биологии как судьбе» и отсылает к идеологии гендерного равенства[⇨].

Хотя многие источники определяют гендер как «социальный пол», в современных феминистских и гендерных исследованиях такое понимание считается устаревшим. Критикуя понимание гендера как производной биологического пола, современные исследования рассматривают обе эти категории как социальные конструкты, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом[⇨].

В английском языке слово gender изначально означало грамматический род. Американский сексолог Джон Мани в 1955 году в своих работах, посвящённых изучению транссексуальных и интерсекс-людей, впервые использовал это слово для терминологического различения биологического пола и социальной роли. Но широкое распространение понятие «гендер» получило только в начале 1970-х годов благодаря развитию феминистского движения и феминистской теории. Феминистские теоретики использовали понятие «гендер» как аналитическую категорию для того, чтобы отделить половые различия, обусловленные биологией, от форм поведения и качеств, которые считаются в обществе «мужскими» или «женскими»[5]. Разграничение понятий «гендер» и «пол» позволило поставить под сомнение обыденные представления о «биологии как судьбе»[6] и благодаря этому существенно расширить горизонты социальных и гуманитарных наук, изучая тематические области, которые ранее не были предметом научного интереса[7].

В постсоветскую науку понятие «гендер» вошло на рубеже 1980-х и 1990-х годов со складыванием научной области гендерных исследований[8][9]. Сегодня понятие «гендер» как противопоставленное понятию «пол» как в постсоветских странах, так и во всём мире широко используется во многих контекстах, в частности в социальных науках[10][11] и документах Всемирной Организации Здравоохранения[1]. При этом во многих других контекстах, в том числе в некоторых отраслях социальных наук, термины «гендер» и «пол» продолжают использоваться как взаимозаменяемые[2][3]. Вопрос разграничения понятий «пол» и «гендер» или использования их как синонимов напрямую зависит от философских и политических установок конкретного автора[12].

Различие гендера и пола[править | править код]

Разграничение понятий «гендер» и «пол» опирается на теорию социального конструктивизма, которая объясняет кажущиеся природными и естественными различия социальными процессами. Использование понятия «гендер» в противопоставлении понятию «пол» опирается на тезис о том, что положение женщин и мужчин в обществе и различия между «мужским» и «женским» не имеют биологического происхождения, а являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе[13]. Тем самым сторонники социального конструктивизма критикуют «здравый смысл», то есть господствующие в современных обществах обыденные представления, согласно которым в основе социального разделения на мужчин и женщин и вытекающих из него различий в формах поведения, возможностях, правах и пр. лежит «природная сущность». В то же время сторонники социального конструктивизма критикуют и традиционные социологические теории, опирающиеся на тот же «здравый смысл» и присущий ему биологический детерминизм[13]. В отличие от биологического детерминизма, социальный конструктивизм утверждает, что гендерные роли конструируются обществом, что женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся. Мужское и женское, как и другие социальные категории (например, молодое и старое) создаётся в различных социальных контекстах, принимает разные формы и наполняется разным содержанием[13].

В гендерных исследованиях и лежащих в их основе феминистских теориях гендер понимается как социальная категория, организующая социальные отношения власти и неравенства. В классических версиях феминистских теорий речь шла о доминировании мужчин как социальной группы над женщинами: исполнение предписанных и усвоенных гендерных ролей подразумевает неравенство возможностей, преимущества мужчины в публичной сфере, вытеснение женщины в приватную. При этом сама приватная сфера оказывается менее значимой, менее престижной и даже репрессированной[13]. В современных феминистских теориях понимание гендера как структурирующего отношения власти усложняется и уточняется, с одной стороны, за счёт рассмотрения гендера в контексте других иерархических социальных категорий (расы, класса и др.), а с другой стороны — за счёт понимания принудительной гендерной бинарности как одного из базовых компонентов гендерного угнетения[14]. Таким образом, понятие «гендер» является не только аналитическим, но и политическим: оно включает в себя критику существующих гендерных отношений неравенства и предназначено для изменения социального порядка и построения нового социального порядка, основанного на гендерном равенстве[15].

Определение гендера как «социального пола»[править | править код]

Во многих ранних феминистских теориях гендер понимался как культурный коррелят биологического пола[13]: утверждалось, что пол, то есть биологические различия, делает людей мужчинами и женщинами, а гендер, то есть социальные и культурные различия — мужественными и женственными. Похожие представления лежат в основе распространённых в русскоязычных источниках определения гендера как «социального пола» или «социокультурного аспекта половой принадлежности»[16][17][18]: такие определения ставят гендер в прямую зависимость от пола, подразумевают бинарность обеих категорий и однозначное соответствие между ними. Определение гендера через пол основано на представлении о биологическом поле и половых различиях как основополагающих и неоспоримых — то есть, по сути, противоречит социально-конструктивистскому назначению понятия «гендер», возвращая его в рамки биологического детерминизма[19]. Современные феминистские и гендерные исследования рассматривают гендер не как производную биологического пола, а как одну из базовых категорий социального деления и неравенства, находящуюся в сложном и многоуровневом взаимодействии с биологическим полом[19]. Ключевой вклад в эти современные представления внесли исследования социального конструирования биологического пола[19][20][21].

Социальное конструирование биологического пола[править | править код]

Ранние феминистские теории рассматривали гендер как конструируемую категорию, зависящую от социального контекста, а биологический пол понимали как нечто единое и универсальное[22]. Некоторые современные исследования ставят под сомнение как реальность существования двух противопоставленных друг другу биологических полов, так и политическую нейтральность научных исследований, отстаивающих это противопоставление.

Как утверждает биолог и феминистка Энн Фаусто-Стерлинг, наблюдаемая биологическая реальность свидетельствует о половом разнообразии, которое плохо вписывается в господствующий научный нарратив о «двух полах»[23]. В своей статье об интерсекс-людях она выдвинула провокационный тезис о необходимости выделять пять полов — как сама исследовательница признавалась позднее, целью этого шутливого утверждения было наглядно показать абсурдность дискретной классификации, так как в действительности половое разнообразие человеческих организмов следует понимать как непрерывный спектр[24]. Как показывает феминистский анализ производства научного знания, в действительности ни один из предлагаемых «традиционной биологией» половых признаков: хромосомы (XX и XY), гормоны (андрогены и эстрогены), гонады (яичники и яички), внутренняя морфология (простата, влагалище, матка и фаллопиевы трубы), внешние половые органы (половой член, мошонка, клитор и половые губы), вторичные половые признаки (волосы на лице и теле, форма груди) — не удовлетворяет требованиям бинарной классификации. Ни один из них не позволяет ни отделить всех мужчин от всех женщин, ни выделить какое-либо общее базовое свойство одного пола[25]. Таким образом, половой диморфизм оказывается не природной данностью, а изобретённым людьми способом осмыслять биологическую реальность[25].

Если в обыденных представлениях «природа» понимается как нечто раз и навсегда данное и неизменное, то исследования в рамках истории и социологии науки показывают, что конкретное содержание даже таких, казалось бы, предельно конкретных понятий, как «генетический пол», меняется в зависимости от используемых учёными технологий[22], а неосознанные допущения о гендере влияют на то, какие данные исследователи учитывают, а какие исключают из рассмотрения, несмотря на их объективную значимость для изучаемых явлений[19].

Неразличение гендера и пола[править | править код]

Причиной неразличения понятий «гендер» и «пол», в том числе в научных источниках, может быть незнакомство автора с теориями социального конструирования гендера и гендерных отношений как отношений власти[12][26]. В то же время смешение этих понятий имеет не только аналитическое, но и политическое значение. Если разграничение этих понятий служит опровержению биологического детерминизма и продвижению гендерного равенства, то использование термина «гендер» как синонима слова «пол» лишает понятие «гендер» его критического политического содержания и тем самым способствует оправданию гендерного неравенства[12].

Гендерные исследования — междисциплинарная научная область, сформировавшаяся под влиянием феминистских движений и в тесном сотрудничестве с ними. Эта область изучает гендер и сексуальность в литературе, языке, географии, истории, политологии, социологии, антропологии, теории кино, медиа[27], психологии, праве и медицине[28]. Она также изучает пересечения категорий расы, этничности, класса, национальности и инвалидности с категориями гендера и сексуальности[29][30]. Гендерные исследования близки к теории конфликта, поскольку рассматривают социальные взаимодействия в перспективе власти — как борьбу между различными группами за власть, ресурсы и статус[11][12].

В постсоветской науке гендерные исследования начали развиваться во время Перестройки вместе с независимым женским движением[8][9]. Постсоветские гендерные исследования изначально опирались на западные феминистские теории и разделяли их политическую ориентацию на изменение социального порядка. Параллельно на постсоветском пространстве возникла область знания, которая частично заимствовала из гендерных исследований терминологию и постановку проблем, но при этом опиралась на традиционные научные теории, не предполагающие критики существующих властных отношений. Эта научная область получила название «феминологии» или «гендеристики»; гендерные теоретики иногда называют её «ложными гендерными исследованиями»[12].

  1. 1 2 What do we mean by «sex» and «gender»? (неопр.). World Health Organization. Дата обращения 26 ноября 2015.
  2. 1 2 Haig, David. The Inexorable Rise of Gender and the Decline of Sex: Social Change in Academic Titles, 1945–2001 // Archives of Sexual Behavior. — 2004. — Т. 33, № 2. — С. 87—96. Архивировано 25 мая 2011 года.
  3. 1 2 Udry, J. Richard. The Nature of Gender // Demography. — 1994. — Т. 31, № 4. — С. 561—573. Архивировано 3 апреля 2013 года.
  4. ↑ Социальное конструирование гендера как методология феминистско исследования. Здравомыслова Елена, Темкина Анна
  5. Jane Pilcher, Imelda Whelehan. Gender // 50 Key Concepts in Gender Studies. — Sage, 2004. — ISBN 9781412932073.
  6. Iris Marion Young. Lived Body versus Gender // A Companion to Gender Studies / Philomena Essed, David Theo Goldberg, Audrey Kobayashi. — John Wiley & Sons, 2009. — ISBN 9781405188081.
  7. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Ирина Жеребкина (ред.). — Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — С. 17—48. — ISBN 5-89329-397-5.
  8. 1 2 Гапова Е. Классовый вопрос постсоветского феминизма или об отвлечении угнетенных от революционной борьбы // Гендерные исследования. — 2006. — № 15. — С. 144—164. Архивировано 1 июня 2011 года.
  9. 1 2 Здравомыслова О. Гендерные исследования как опыт публичной социологии в России (рус.). Полит.Ру (24 сентября 2009). Дата обращения 9 марта 2016.
  10. ↑ GENDER (неопр.) (недоступная ссылка). Social Science Dictionary. Дата обращения 20 марта 2015. Архивировано 2 февраля 2011 года.
  11. 1 2 Lindsey, Linda L. Ch. 1. The Sociology of gender // Gender Roles: A Sociological Perspective (неопр.). — Pearson, 2010. — ISBN 0132448300. Архивная копия от 5 апреля 2015 на Wayback Machine
  12. 1 2 3 4 5 Гапова Е. Итоги съезда: еще раз о классовом проекте постсоветского феминизма // Журнал исследований социальной политики. — 2009. — Т. 7, № 4. — С. 465—484.
  13. 1 2 3 4 5 Здравомыслова Е., Тёмкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Ирина Жеребкина (ред.). — Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — С. 147—173. — ISBN 5-89329-397-5.
  14. Julia Serano. Whipping Girl: A Transsexual Woman on Sexism and the Scapegoating of Femininity. — Seal Press, 2007. — ISBN 978-1-58005-154-5. Архивная копия от 13 марта 2016 на Wayback Machine
  15. Lorber, Judith. The Social construction of gender. — Sage, 1990. — ISBN 9780803939561.
  16. ↑ Гендер // Новейший философский словарь / Грицанов А.. — Мн.: Книжный дом, 2003.
  17. Воронина О. Гендер // Словарь гендерных терминов / Денисова А. (ред.). — М.: Информация XXI век, 2002.
  18. И.Р. Чикалова, Е.И. Янчук. Гендер // Социология: энциклопедия / А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.. — Мн.: Книжный дом, 2003.
  19. 1 2 3 4 Wendy Cealey Harrison. The Shadow and the substance. The sex/gender debate // Handbook of Gender and Women’s Studies / Kathy Davis, Mary Evans, Judith Lorber. — Sage, 2006. — ISBN 9781446206843.
  20. Fausto-Sterling, Anne. Myths of Gender: Biological Theories about Women and Men, Revised Edition. — Basic Books, 2008. — ISBN 9780786723904.
  21. Fausto-Sterling, Anne. Sexing the Body: Gender Politics and the Construct. — Basic Books, 2008. — ISBN 9780786724338.
  22. 1 2 M’charek, Amade. Genetic Sex // A Companion to Gender Studies / Philomena Essed, David Theo Goldberg, Audrey Kobayashi. — John Wiley & Sons, 2009. — ISBN 9781405188081.
  23. Fausto-Sterling, A. The Five Sexes: Why Male and Female Are Not Enough // The Sciences. — 1993. — С. 20—24.
  24. Fausto-Sterling, A. Is Gender Essential? // Sissies and Tomboys: Gender Nonconformity and Homosexual Childhood / Matthew Rottnek (ed.). — NYU Press, 1999. — ISBN 9780814774847.
  25. 1 2 Hawkesworth, Mary, and Lisa Disch. Feminist theory: Transforming the known world // The Oxford Handbook of Feminist Theory (англ.) / Hawkesworth, Mary (ed.). — Oxford University Press, 2016. — ISBN 9780199328581.
  26. Першай А. Колонизация наоборот: гендерная лингвистика в бывшем СССР // Гендерные исследования. — 2002. — № 7—8. — С. 236—249.
  27. Krijnen, Tonny; van Bauwel, Sofie. Gender And Media: Representing, Producing, Consuming (англ.). — New York: Routledge, 2015. — ISBN 978-0-415-69540-4.
  28. ↑ About — Center for the Study of Gender and Sexuality (CSGS) (неопр.). The University of Chicago. Дата обращения 1 мая 2012.
  29. ↑ Healey, J. F. (2003). «Race, Ethnicity, Gender and Class: the Sociology of Group Conflict and Change».
  30. ↑ Department of Gender Studies (неопр.). Indiana University (IU Bloomington). Дата обращения 1 мая 2012.
  • Ирина Жеребкина (ред.). Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие. — Харьков, СПб: ХЦГИ, Алетейя, 2001. — ISBN 5-89329-397-5.
  • Фонд имени Генриха Бёлля. Гендер для «чайников». — М.: Звенья, 2006. — ISBN 5 7870 0097 8.
  • Тартаковская И. (науч. ред.). Гендер для «чайников» — 2. — М.: Звенья, 2009. — ISBN 978–5–7870–0110–5.
  • Кон И. Мужчина в меняющемся мире. — М.: Litres, 2015. — ISBN 9785425074041.
  • Бёрн Шон. Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. — СПб: Прайм-Еврознак, 2002. — ISBN 9785938780194.
  • Kathy Davis, Mary Evans, Judith Lorber (eds.). Handbook of Gender and Women’s Studies. — Sage, 2006. — ISBN 9781446206843.
⛭

Сексуальность человека

Сексуальное поведение

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о