Содержание

Рабыня — это… Что такое Рабыня?

Рабство — нахождение некоторых людей (называемых рабами) в собственности у других людей (рабовладельцев). Рабовладелец целиком владеет личностью своего раба на правах собственности. Будучи собственностью другого, раб не принадлежит самому себе и не вправе собой распоряжаться без разрешения своего хозяина.

На протяжении последних 5000 лет рабство существовало во многих обществах. Среди наиболее известных рабовладельческих государств — Древняя Греция и Рим, а в более поздний период — США и Бразилия. Марксизм выделяет рабовладельческое общество в качестве отдельной социально-экономической формации, охватывающей исторический период между первобытным обществом и феодализмом, в период которой рабский труд являлся основной движущей силой развития человеческого общества.

В настоящее время рабство официально запрещено во всём мире, однако неофициально продолжает существовать во многих странах.

Сущность рабства и положение раба

Предпосылки появления рабовладения

Для поддержания жизни и удовлетворения потребностей человека требуется труд, обеспечивающий производство всего необходимого. Для достижения эффективности производства жизненно необходимо разделение труда. При организации такого разделения тяжёлый и неинтересный (прежде всего, физический) труд, естественно, является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества возникла возможность лишать некоторых людей свободы, принуждать их к наиболее непривлекательному труду и присваивать результаты этого труда. Это и было началом рабовладения. Люди, лишённые свободы и вынужденные трудиться для хозяина, и называются рабами.

Положение раба

По выражению Аристотеля, раб представляет собой лишь «живое орудие», одушевлённую собственность, вьючный скот (на языке римского права — res, то есть вещь). Рабы обычно используются как рабочая сила в сельскохозяйственном и другом производстве, в качестве слуг, либо для удовлетворения иных потребностей хозяина. Вещный характер раба, прежде всего, выражается в том, что все продукты рабского труда становятся собственностью владельца; зато и забота о прокормлении и о других нуждах рабов лежит на хозяине. Раб не имеет своей собственности, он может распоряжаться лишь тем, что господин пожелает дать ему. Раб не может вступать в законный брак без разрешения господина, продолжительность брачной связи — если она дозволена — зависит от произвола рабовладельца, которому принадлежат также и дети раба. Как и всякая составная часть имущества, раб может стать предметом всевозможных торговых сделок.

Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца. Первая была и остаётся редкостью; вторая заставляет действовать различно в зависимости от того, насколько трудно доставать новых рабов. Процесс выращивания рабов с детства — медленный, дорогой, требующий достаточно большого контингента рабов-«производителей», поэтому даже абсолютно антигуманный рабовладелец вынужден обеспечивать рабам уровень жизни, достаточный для поддержания работоспособности и общего здоровья; но в местах, где добывать взрослых и здоровых рабов легко, их жизнью не дорожат и изнуряют работой.

Раб не является субъектом права как личность, как человек. Ни в отношении к своему господину, ни в отношении к третьим лицам раб не пользуется никакой правовой защитой как самостоятельное лицо. Господин может обращаться с рабами по своему усмотрению. Убийство раба господином — законное право последнего, а кем-то другим — рассматривается как покушение на имущество господина, а не как преступление против личности. Во многих случаях за ущерб, нанесённый рабом интересам третьих лиц, также несёт ответственность хозяин раба. Лишь на поздних этапах существования рабовладельческого общества рабы получили некоторые права, но весьма незначительные.

Источники рабов

  1. На первых стадиях развития единственной, а в дальнейшем весьма существенной поставщицей рабов у всех народов служила война, сопровождаемая пленением воинов противника и похищением людей, проживающих на его территории. Когда институт рабовладения упрочился и стал основанием экономического строя, к этому источнику добавились другие, прежде всего
  2. Естественный прирост рабского населения. Кроме того, появились законы, по которым должник, не имеющий возможности уплатить свой долг, становился рабом кредитора, за некоторые преступления карали рабством, наконец, широкая отцовская власть позволяла продавать своих детей и жену в рабство. Одним из способов превратиться в раба — холопа на Руси была возможность продать самого себя в присутствии свидетелей. Существовала (и продолжает существовать) практика обращения в рабство свободных людей путём прямого безосновательного принуждения. Каков бы ни был, впрочем, источник рабства, всегда и везде сохранялась основная идея о том, что раб есть пленник — и этот взгляд отразился не только на участи отдельных рабов, но и на всей истории развития института.

Аналогия между положением раба и заключённого

По всем историческим источникам рабами являлись заключённые, ставшие ими либо как пленные, либо должники, либо по иным причинам. Рабы, заключённые и душевнобольные никогда и нигде не получали права на ношение оружия. По утверждениям некоторых современных авторов, в, некоторых государствах намеренно создаётся ситуация, когда количество заключённых увеличивается и эти заключённые используются в качестве дешёвой рабочей силы, то есть фактически оказываются на положении рабов. Всё это даёт основание считать, что государственные рабы-заключённые продолжают существовать, а следовательно, говорить об отмирании рабовладения преждевременно.

Тем не менее, разница между рабом и заключённым есть, и существенная. В античную эпоху рабство являлось основой экономической жизни общества. Раб, в отличие от заключённого, не осуждался судом, а просто захватывался по «праву сильного», либо становился таковым за долги, а также рождался, как сын или дочь раба. Заключённые осуждаются судом, имеет право на судебную защиту, на опротестование приговора. Причём в цивилизованных странах большинство заключённых — это действительно люди, изоляция которых от общества необходима в целях его безопасности. То есть, важен не сам труд заключённых, а их изоляция. Дети заключённых не являются заключёнными в современном обществе.

Пленные во все времена становились «заключёнными — рабами» без всякого суда. В новейшей истории, однако, появилась Женевская конвенция, которая, хоть и не признана всеми государствами, но всё же даёт определённые права пленным. Согласно ей, пленные должны содержаться в условиях не хуже, чем военнослужащие пленившей их стороны, и пользуются рядом прав: личной неприкосновенности, правом на медицинскую помощь, на защиту своих прав и обжалование действий представителей пленившей их стороны. Использование пленных на работах ограничено рядом условий. Нормы эти, однако, сплошь и рядом нарушаются даже в наше время.

История рабовладения

Первобытное общество

Рабы часто подвергались телесным наказаниям

По современным представлениям, в эпоху первобытного общества рабовладение сначала отсутствовало полностью, затем появилось, но не имело массового характера. Причиной этого был низкий уровень организации производства, а первоначально — добывания пищи и необходимых для жизни предметов, при котором человек не мог произвести больше, чем необходимо для поддержания его жизни. В таких условиях обращение кого-либо в рабство было бессмысленно, так как раб не приносил пользы хозяину. В этот период, собственно, рабов как таковых не было, а были только пленники, взятые на войне. С древнейших времён пленник считался собственностью того, кто его захватил. Эта, сложившаяся в первобытном обществе, практика явилась фундаментом для возникновения рабовладения, поскольку закрепила представление о возможности владения другим человеком.

В межплеменных войнах пленников-мужчин, как правило, либо не брали вовсе, либо убивали (в местах, где был распространён каннибализм — поедали), либо принимали в победившее племя. Разумеется, были исключения, когда пленённых мужчин оставляли в живых и заставляли работать, либо использовали в качестве менового товара, но общей практикой это не было. Немногие исключения составляли мужчины-рабы, особо ценные из-за каких-то своих личных качеств, способностей, умений. В массе же бо́льший интерес представляли захваченные женщины, как для рождения детей, так и для хозяйственных работ; тем более, что гарантировать подчинение женщин было гораздо проще.

Расцвет рабовладения

Рабство появилось и распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству. С одной стороны, это производство, особенно при примитивной технике, требует весьма значительных затрат труда, с другой — работник может произвести существенно больше, чем необходимо для поддержания его жизни. Пользование рабским трудом стало экономически оправданным и, естественно, широко распространилось. Тогда и сложилась рабовладельческая система, просуществовавшая многие века — как минимум, с античных времён до XVIII века, а кое-где и дольше.

В этой системе рабы составляли особый класс, из которого обычно выделялась категория личных, или домашних рабов. Домашние рабы всегда находились при доме, прочие же работали вне его: в поле, на строительстве, ходили за скотом и так далее. Положение домашних рабов было заметно лучше: они были лично известны господину, жили с ним более или менее общей жизнью, до известной степени входили в состав его семьи. Положение прочих рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных, а иногда бывало и худшим. Необходимость удержания больших масс рабов в подчинении привела к появлению соответствующей юридической поддержки права владения рабами. Помимо того, что сам хозяин обычно имел работников, чьей задачей был надзор за рабами, законы сурово преследовали рабов, попытавшихся бежать от хозяина или взбунтоваться. Для усмирения таких рабов широко применялись самые жестокие меры. Несмотря на это, побеги и восстания рабов были нередки.

По мере роста культуры и образованности общества среди домашних рабов выделился ещё один привилегированный класс — рабы, ценность которых определялась их знаниями и способностями к наукам и искусствам. Существовали рабы-актёры, рабы-учителя и воспитатели, переводчики, писцы. Уровень образования и способностей таких рабов нередко значительно превышал уровень их хозяев, что, впрочем, далеко не всегда облегчало их жизнь.

Положение рабов постепенно, путём очень долгой эволюции, изменялось к лучшему. Разумный взгляд на собственную хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось также и соображениями безопасности, в особенности когда рабы в количественном отношении превосходили свободные классы населения. Изменение отношения к рабам сначала отражалось в религиозных предписаниях и обычаях, а затем и в писаных законах (правда, можно отметить, что закон сначала взял под защиту домашних животных, и только потом — рабов). Разумеется, ни о каком уравнении рабов в правах со свободными людьми речи не было: за один и тот же проступок раба наказывали несравненно строже, чем свободного человека, он не мог жаловаться в суд на обидчика, не мог владеть собственностью, вступать в брак; по-прежнему господин мог его продавать, дарить, тиранить и т. д. Однако уже нельзя было безнаказанно убить или изувечить раба. Появились правила, регулировавшие освобождение раба, положение рабыни, забеременевшей от своего господина, положение её ребёнка; в некоторых случаях обычай или закон давал рабу право переменить своего господина. Тем не менее, раб все-таки оставался вещью; меры, которые принимались для защиты раба от произвола господина, носили чисто полицейский характер и вытекали из соображений, не имевших ничего общего с признанием за рабом прав личности.

Переход от рабовладения к крепостничеству, рудименты рабства в средневековой Европе

Уничтожить институт рабовладения смогла лишь коренная перемена экономических условий, чему способствовало само рабовладение, воздействуя в прогрессивном смысле на общественную организацию. Само появление рабства в первобытном обществе было уже известным прогрессом, заключающимся хотя бы в том, что прекратилось убийство всех побежденных. С увеличением числа рабов увеличивается специализация, появляются новые экономические функции, техника добывания и обработки сырья значительно поднимается. Пока население, сравнительно с площадью удобной для обработки земли, незначительно, труд рабов производит гораздо больше, чем нужно на их содержание. При этом необходимость внимательного надзора за трудом невольников заставляет держать их вместе в большом количестве, и концентрация приносит ещё большие выгоды.

Однако выгодность эта с течением времени уменьшалась. Неизбежно наступал момент, когда при невольничьем труде производство переставало возрастать, при том что содержание раба постоянно дорожало. Техника добывания и обработки при умственной тупости, которая неизбежна для рабов, не может развиваться далее определённых пределов. Труд, вынуждаемый страхом наказания, сам по себе неуспешен и непроизводителен: даже физическую силу рабы не прилагают к делу и наполовину. Все это подрывало институт рабства. Новые хозяйственные отношения, которые в различных государствах обусловливались различными причинами, создали новый институт крепостничества, породив новое состояние несвободных, прикреплённых к земле и поставленных под власть землевладельца крестьян (личная зависимость, поземельная зависимость), которые, однако, при всей ограниченности своих прав, не являются уже собственностью владельца. Масштабы использования рабского труда сузились, класс рабов-земледельцев исчез. В Европе рабство сохранилось как, преимущественно, домашнее, однако существовало на всем протяжении Средних веков. Захватом рабов и работорговлей занимались скандинавские викинги. Итальянские купцы (генуэзцы и венецианцы), владевшие торговыми факториями на Черном и Азовском морях, покупали рабов (славян, тюрок, черкессов) у татаро-монголов и продавали их в страны средиземноморского бассейна, как мусульманские, так и христианские. (См. также Генуэзские колонии в Северном Причерноморье). Рабы славянского происхождения отмечаются в XIV веке в нотариальных актах некоторых итальянских и южнофранцузских городов (Руссильон).

Рабство в средневековых государствах Передней Азии

На рабском труде африканцев держалась экономика южного Ирака вплоть до восстания зинджей. В Нижнем Ираке труд восточноафриканских рабов, известных как «зинджи», использовался в массовых масштабах для крайне трудоёмких работ по поддержанию в порядке и развитию южномесопотамской мелиорационной сети, обеспечивавшей высокую продуктивность земледелия в данном регионе. Высокая концентрация восточноафриканских рабов и крайне плохие условия их существования, позволили хариджитам превратить зинджей в ударную силу организованного ими восстания, известного как Восстание зинджей (869—883 гг.). В результате восстания зинджам удалось установить свой контроль над всем Нижним Ираком и даже создать свою собственную полицию. В результате колоссального напряжения сил аббасидским халифам все-таки удалось это восстание подавить [1]. Однако после этого иракцы уже стали последовательно избегать массового ввоза в страну рабов из Восточной Африки. Отметим, что в то же самое время иракцам не удалось найти зинджам эффективной альтернативы, в результате чего сложная мелиоративная сеть Нижней Месопотамии пришла в полный упадок, что привело к полной социально-экологической катастрофе в регионе. «Общая населённая территория сократилась до 6 %» от прежнего уровня. Население упало до минимальной за все предыдущие 5000 лет точки. Нижняя Месопотамия, бывшая при Омейядах житницей халифата, превратилась в окруженные пустынями болота.

Рабский труд и работорговля были важной частью экстенсивной экономики средневековых азиатских государств, созданных кочевниками, таких как Золотая Орда, Крымское ханство и ранняя Османская Турция (см.также Набеговое хозяйство). Монголо-татары, обратившие огромные массы покорённого населения в рабство, продавали рабов как мусульманским купцам, так и итальянским торговцам, владевшим с середины XIII века колониями в северном Причерноморье (Каффа с 1266, Чембало, Солдайа, Тана и др.). Один из наиболее оживленных работоторговых путей вёл из азовской Таны в Дамиетту, находящуюся в устье Нила. За счет рабов, вывезенных из Причерноморья, пополнялась мамелюкская гвардия династий Аббасидов и Аюбидов. Крымское ханство, сменившее монголо-татар в северном Причерноморье, также активно занималось работорговлей. Основной рынок рабов находился в городе Кефе (Каффа). Рабы, захваченные крымскими отрядами в Польско-Литовском государстве и на Северном Кавказе продавались преимущественно в страны Передней Азии. К примеру, в результате таких крупных набегов на Центральную Европу, в рабство продавались до тысячи пленников. Общее число рабов, прошедших через крымские рынки, оценивается в три миллиона человек. В покоренных Турцией христианских областях каждый четвёртый мальчик забирался из семьи, принуждался к обращению в ислам и становился рабом султана. Из рабов пополнялась янычарская гвардия и султанская администрация. Из рабынь состояли гаремы султана и турецких сановников.

Рабство в новое время

Рабство, практически повсеместно в Европе заменённое крепостничеством, было восстановлено в огромных масштабах в XVII веке, после начала эпохи великих географических открытий. На колонизируемых европейцами территориях повсеместно, в широких масштабах разворачивалось сельскохозяйственное производство, которое требовало большого количества работников. При этом условия жизни и производства в колониях были чрезвычайно близки к тем, что существовали в древние времена: большие пространства необработанной земли, малая плотность населения, возможность ведения хозяйства экстенсивными методами, с применением самых простых инструментов и элементарных технологий. Во многих местах, в особенности в Америке, работников было просто негде взять: местное население не имело никакого желания работать на пришельцев, свободные переселенцы также не собирались трудиться на плантациях. В это же время в ходе освоения белыми европейцами Африки обнаружилась возможность достаточно легко получить практически неограниченное количество работников, захватывая и обращая в рабство коренных африканцев. Африканские народы, большей частью, находились на стадии родового строя или начальных стадиях государственного строительства, технологический уровень их не давал возможности сопротивляться европейцам, имевшим технику и огнестрельное оружие. С другой стороны, они были знакомы с рабством ещё до прихода европейцев, и рассматривали рабов как и всякий другой товар для выгодной торговли. Кроме того, некоторые (хотя далеко не все) африканские племена, испокон веков жившие в условиях природного изобилия и не имевшие потому поводов для межплеменных войн, просто не обладали достаточной степенью психологической сопротивляемости, чтобы вступить в организованную войну с колонизаторами.

В Европе возобновилось использование рабского труда и началась массовая работорговля, которая процветала вплоть до XIX века. Африканцев захватывали в их родных землях (как правило, сами же африканцы), грузили на корабли и отправляли по назначению. Некоторая часть рабов попадала в метрополию, большинство же отправлялись в колонии, преимущественно американские, где их использовали для сельскохозяйственных работ, преимущественно на плантациях. Тогда же в Европе преступников, приговорённых к каторге, стали также отправлять в колонии и продавать там в рабство. Среди «белых рабов» преобладали ирландцы, захваченные англичанами в ходе покорения Ирландии 1649—1651. Промежуточное положение между ссыльными и свободными колонистами занимали «проданные в услужение» (англ. indenture) — когда люди продавали свободу за право переехать в колонии и там снова «отработать» её.

В Азии африканские рабы использовались мало, поскольку в этом регионе гораздо выгоднее было использовать на работах многочисленное местное население.

Использование рабов-африканцев было весьма выгодным для плантаторов. Во-первых, негры в среднем были лучше приспособлены для изнурительного физического труда в жарком климате, чем белые европейцы или индейцы; во-вторых, вывезенные далеко от мест обитания собственных племён, не имеющие никакого представления о том, как вернуться домой, они были менее склонны к побегам. При продаже невольников взрослый здоровый негр стоил в полтора — два раза дороже здорового взрослого белого. Масштабы использования рабского труда в колониях были очень велики. Даже после повсеместного запрещения законом работорговля долгое время существовала нелегально. Почти всё чернокожее население американского континента в середине XX века было потомками рабов, некогда вывезенных из Африки. Всего было ввезено в британскую Северную Америку, и позднее в США, около 13 миллионов африканских рабов. На одного живого раба, доставленного на плантации, приходилось ещё несколько, погибших во время захвата и транспортировки. По оценкам исследователей в результате работорговли Африка потеряла до 80 миллионов жизней.

Отказ от использования рабского труда на американском континенте в основном произошёл в XIX веке, причём отнюдь не гладко. Американские рабы-негры, несмотря на обретение свободы, продолжали оставаться «людьми второго сорта», имевшими значительно меньшие права, чем белые. Ещё в 1950-х годах в некоторых штатах США в автобусах имелись отдельные места для чернокожих (на прочие места им садиться запрещалось), а в парках стояли скамейки с табличками «только для белых». Освобождение рабов принесло социальные проблемы: в большинстве своём, освобождённые негры вовсе не имели мотивации для включения на равных в общество свободных людей. Считая работу уделом исключительно рабов, освобождённые негры часто просто тунеядствовали, добывая средства для жизни нищенством, случайными заработками и различными преступными путями.

Современное состояние

Распространённость рабства на начало XXI века

В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании, в 1981 году. Тем не менее, в современных условиях рабовладение не просто существует, но и процветает, в том числе в государствах, считающихся свободными и демократическими. Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, для определения рабского положения человека используются другие критерии. В англоязычной литературе употребляется термин несвободный труд (unfree labor). Считается, что человек находится на положении раба, если в его отношении выполняются три условия:

  1. Его деятельность контролируется иными лицами с помощью насилия или угрозы его применения.
  2. Он находится в данном месте и занимается данным видом деятельности не по своей воле и лишён физической возможности изменить ситуацию по собственному желанию.
  3. За свою работу он либо не получает оплаты вообще, либо получает минимальную оплату.

Не считаются рабами заключённые, осуждённые судом по закону к наказанию в виде лишения свободы, даже если такие заключённые во время отбывания наказания принуждаются к труду. Этот факт даёт основания для утверждения, что современные государства, официально запрещая рабство, сами продолжают его использовать. В связи с необходимостью отделения наказания в виде лишения свободы от рабства во многих странах категорически запрещено использование заключённых на принудительных работах.

По данным международных правозащитных организаций, в мире сейчас до 30 миллионов человек находится на положении рабов. По оценкам ООН, доходы от перепродажи невольников в мире составляют $7 млрд в год. В Европе постоянно имеется, по разным оценкам, от 400 тыс. до 1 миллиона рабов. В России, по данным правозащитников, до 600 тысяч человек заняты принудительным трудом, из них несколько десятков тысяч постоянно находятся полностью на положении рабов, то есть лишены свободы и физически неспособны освободиться без посторонней помощи.

Отмечается, что после перехода работорговли полностью на нелегальное положение, доходы от неё не только не уменьшились, но даже возросли. Стоимость раба, при сопоставимом сравнении с ценами XIX века, упала, а доход, который он может приносить, вырос.

В классических формах

В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии, где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами. По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан, Мавритания, Сомали, Пакистан, Индия, Непал, Мьянма, Ангола. Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.

Явление того же порядка, хотя и несравненно меньших масштабов, — трудовое рабство на слабо контролируемых правительствами территориях стран бывшего СССР, в частности, на российском Северном Кавказе, в Туркменистане. Там по сей день распространена практика обращения в рабство и использования в работах (главным образом, сельскохозяйственных) людей, заманенных обманом или похищенных силой.

Трудовое, сексуальное и домашнее рабство в «цивилизованных» государствах

В государствах, считающихся вполне цивилизованными и демократическими, процветает трудовое рабство. Основными его жертвами становятся незаконные иммигранты или лица, насильственно вывезенные из страны постоянного проживания. Нередко в рабство попадают лица, обратившиеся у себя на родине в рекрутинговые фирмы, обещающие высокооплачиваемую работу за рубежом. У таких лиц под различными предлогами изымают документы после прибытия в страну назначения, после чего лишают свободы и принуждают к труду.

Для Европы, а также ОАЭ, Турции, Израиля наиболее характерно сексуальное рабство. Оно же составляет значительную долю в других промышленно развитых странах, прежде всего, в США. Женщин и малолетних девочек лишают свободы и принуждают заниматься проституцией в интересах хозяина. Малолетних нередко покупают у работорговцев или даже непосредственно у родителей, взрослых заманивают через модельные, рекламные, туристические и рекрутинговые агентства, либо похищают силой. В Бельгии и Германии, согласно результатам исследования ООН, проститутка ежемесячно приносит своему хозяину $7,5 тыс., из которых она сама получает не более $500.

У вывезенных изымают документы, ограничивают их свободу передвижения, избивают, заставляют работать за мизерную плату или вовсе бесплатно. Положение таких работников усугубляется тем, что они, как правило, проживают в стране нахождения незаконно, из-за чего не желают обращаться к органам власти (даже если имеют такую возможность), боясь тюремного заключения. Кроме того, органы власти далеко не всегда могут оказать помощь и пресечь действия рабовладельцев; доказать такой состав преступления, как рабовладение, бывает достаточно трудно: рабовладельцы просто отказываются от работников, либо ссылаются на якобы имеющиеся трудовые соглашения и долги работников, признавая лишь нарушения в оформлении документов. Даже освобождённый человек не имеет средств для жизни или возвращения домой.

Отмечается, что в США семьи, приехавшие на постоянное проживание, привозят с собой прислугу, которая оказывается на новом месте, фактически, на положении рабов, не будучи знакома с реалиями новой страны проживания, не зная языка, подвергаясь насилию со стороны хозяев.

«Призывное рабство»

«Призывным рабством» представители общественных организаций, защищающих права военнослужащих, эмоционально именуют обязательную военную службу по призыву, которая существует во многих государствах, в частности, почти во всех странах бывшего СССР, странах Азии и Южной Америки.

Основанием для такого именования выдвигается сам факт, что в армию могут призвать без согласия призывника (стоит отметить, что исполнение закона не требует согласия), а также то, что служащие по призыву во время прохождения службы нередко принуждаются к труду, не имеющему никакого отношения к военной службе. Оплата труда в таких случаях часто несопоставима со средним уровнем зарплат.

Имеющаяся в некоторых странах возможность замены военной службы альтернативной гражданской, хотя и даёт право отказаться от военной службы, но не освобождает призывника от необходимости длительное время работать на государство за минимальную плату без возможности выбора места работы и характера деятельности.

Квалификация принуждения военнослужащих как рабства тем не менее юридически остается спорной.

Борьба с современным рабством

По стандартам ООН, всякое государство обязано бороться с проявлениями рабства во всех формах, в том числе с торговлей людьми и использованием принудительного труда. Основные требования ООН по ликвидации рабовладения следующие:

  1. Торговля людьми должна быть официально запрещена, и за неё должно быть предусмотрено наказание.
  2. Наказание за торговлю людьми должно быть соизмеримо с наказанием за тяжкие преступления, такие как изнасилование, то есть достаточно строгим для сдерживания этой деятельности и адекватно отражающим отвратительный характер преступления.
  3. Правительство страны должно предпринимать серьёзные и неустанные усилия с целью ликвидации торговли людьми.

В целях борьбы со всевозможными проявлениями рабства провозглашены Международный день памяти жертв работорговли и её ликвидации (ЮНЕСКО) и Международный день борьбы за отмену рабства (ООН).

Правительственные и общественные организации, занимающиеся вопросами соблюдения прав человека, постоянно отслеживают развитие ситуации с рабовладением в мире. Но их деятельность ограничивается констатацией фактов. Реальная борьба с работорговлей и использованием принудительного труда сдерживается тем, что использование рабского труда снова стало экономически выгодным.

В России предусмотрена уголовная ответственность за куплю-продажу человека (ст. 127.1 УК РФ) и за использование рабского труда (ст. 127.2).

Рабство и психологические тренинги

— Среди психологических тренингов личностного роста в различных клубах есть тренинг «Раб и хозяин», в котором имитируются отношения рабства в паре участников тренинга. Целями тренинга являются выработка умения подчиняться, умения управлять, способности стать самому себе хозяином в жизни, понимание ценности своей свободы, понимание скрытых манипуляций, смирение и психологическое освобождение. Отличие от настоящего рабства заключается в добровольности и краткосрочности участия в тренинге и в наличии контроля со стороны инструктора, ведущего тренинг. Отношения между партнёрами в тренинге обычно ограничены рамками общественной морали и нравственности.

Рабство и BDSM

В DS-составляющей субкультуры BDSM широко распространены отношения, имитирующие рабство. При этом подчиняющийся партнёр полностью или частично передаёт права на себя, свою личность, тело и поведение доминирующему партнёру. В ходе отношений оба партнёра испытывают удовольствие и возбуждение от осознания и проявлений господства и подчинения в их отношениях. Отличие от настоящего рабства заключается в добровольности — начало отношений происходит по взаимному соглашению и прекращены они могут быть в любой момент по инициативе любого из партнёров. По этикету BDSM с предложением о передаче в рабство может обратиться только подчиняющийся партнёр к доминирующему, но не наоборот.

Влияние рабства на культуру общества

В нравственной жизни человечества рабство, безусловно, имело и имеет крайне вредные последствия. С одной стороны, оно приводит к нравственной деградации рабов, уничтожая в них чувство человеческого достоинства и стремление к труду на благо себя самого и общества, с другой — отражается неблагоприятно на рабовладельцах. Давно известно, что для психики человека крайне вредна зависимость подвластных от его каприза и произвола; господин неизбежно привыкает исполнять все свои прихоти и перестаёт владеть своими страстями. Распущенность становится существенной чертой его характера.

Во времена повсеместного, широко распространённого рабовладения рабство оказывало разлагающее влияние на семью: сплошь и рядом рабыни, едва выйдя из детства, принуждались удовлетворять сексуальные потребности господина, что далеко не способствовало хорошим супружеским отношениям. Дети господина, находясь в постоянном соприкосновении с рабами, легко перенимали пороки как родителей, так и рабов; жестокость и пренебрежение к рабам, привычка ко лжи и безответственности прививались с детства. Конечно, встречались отдельные исключения, но они были слишком редки и ничуть не смягчали общего тона. Из семейной жизни разврат легко переходит в общественную, как особенно рельефно показывает античный мир.

Вытеснение свободного труда рабским приводит тому, что общество делится на две группы: на одной стороне — рабы, «чернь», в значительной степени состоящая из людей невежественных, продажных, проникнутых мелким, эгоистическим честолюбием и постоянно готовых поднять гражданскую смуту; на другой — «знать» — кучка богачей, возможно, образованных, но при этом праздных и развратных. Между этими классами — целая бездна, что является ещё одной причиной разложения общества.

Ещё одним вредным последствием рабства является обесчещение труда. Занятия, предоставленные рабам, считаются позорными для свободного человека. С увеличением масштабов использования рабов возрастает число таких занятий, в конце концов всякий труд признается позорным и бесчестящим, а наиболее существенным признаком свободного человека считается безделье и презрение к какой бы то ни было работе. Воззрение это, будучи порождением рабовладения, в свою очередь поддерживает институт рабства, да и после упразднения рабовладения остаётся в общественном сознании. Для реабилитации труда требуется, затем, большое время; до настоящего момента такое воззрение сохранилось в отвращении некоторых слоев общества ко всякой хозяйственной деятельности.

Изображение в кино

В фильме «Апокалипсис» на примере государства Майя наглядно показан рабовладельческий строй в начaльной стадии, когда в рабство обращают только женщин, а мужчин под «благим» предлогом убивают, например, приносят в жертву богам.

См. также

сексуальное рабство
  • храмовая проституция
  • кисэн
формы переходные к крепостничеству
Воины-рабы (боевые холопы)
законы о рабстве
прочее
  1. Popovic, A. The Revolt of African Slaves in Iraq in the 3rd/9th Century. Princeton: Markus Wiener, 1999.

Литература

Wikimedia Foundation. 2010.

Рабство — Википедия

Ра́бство — система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Прежде в рабов обращали пленников, преступников и должников, позже и гражданских лиц, которых принуждали работать на своего хозяина. Рабство в этой форме было широко распространено до XX века, в некоторых арабских и африканских странах существует до сих пор.

В современном мире рабство осуждается в большинстве стран мира как преступление и запрещено законодательствами этих стран. Суть рабства, как преступления, в лишении рабов будущего полностью или частично.

Государства, где разрешено рабство, обычно называют рабовладельческими государствами[1].

Рабство существовало с доисторических времён в различных цивилизациях[2], в большинстве случаев принимая те или иные институциональные формы. В настоящее время рабство запрещено во всех странах[3][4] (последней фактически отменила рабство Мавритания в 1981 году[5] а формально Миссисипи в 2013 году[6]).

Существует мнение, что в современном мире есть явления, неотличимые от рабства. К таковым могут относить: крепостное право, закрытое содержание домашней прислуги, детей-солдат, торговлю людьми и насильственный брак[7]. В соответствии с таким подходом, в современном мире на рабском положении находится, по разным оценкам, от 20 до 36 млн человек[8][9][10].

В современных условиях это социальное явление, характеризующееся тотальным ограничением прав человека (лица или группы лиц), его свободы, личной неприкосновенности, принуждением к подневольному труду, к выполнению работы, не ограниченной по времени или неопределённой по характеру, к сексуальной несвободе, а также эксплуатации лица в качестве объекта права собственности (путём продажи, сдачи внаём и других)[11].

В Дигестах Юстиниана (Corpus iuris civilis) рабство определяется как «установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе» (Digest. 1.5.4.1)[12].

Конвенция «О рабстве», принятая Лигой Наций в 1926 году, ввела в международный оборот следующие определения раба и работорговли[13][14]:

  1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
  2. Под работорговлей понимаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году[13] и во Всеобщей декларации прав человека ООН от 1948, а также во всех других главных документах, касающихся прав человека.

Статья 4 Всеобщей декларации прав человека ООН гласит:

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

В Европе рабство запрещает Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Международная организация труда (МОТ) определяет признаки того, что человек фактически превращён в раба, следующим образом: это нарушение трудовых прав, ограниченная свобода, невозможность уволиться, наличие на рабочем месте надсмотрщиков и охраны, применяемое к работникам насилие и так далее.[15]

В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества куда больше различий‚ связанных в первую очередь с обществами‚ в которые они встроены (например, крепостные имели собственность и формально хозяин не имел права распоряжаться их жизнью, в то время как раб собственности иметь не может, сам является собственностью рабовладельца и тот вправе лишить его жизни).[16]. Существует мнение, что в современном мире эти различия можно не учитывать; понятие крепостной в правах человека отсутствует.

Появление рабовладения[править | править код]

Для достижения эффективности производства жизненно необходимо разделение труда. При организации такого разделения тяжёлый (прежде всего, физический) труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества (когда развитие технологий обеспечило производство работником большего объёма продукции, чем необходимо ему самому для поддержания жизни), военнопленных, которых прежде убивали, стали лишать свободы и принуждать к тяжёлому труду на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращённые в собственность господина, стали рабами.

Положение раба[править | править код]

С точки зрения философа Варрона, раб представляет собой лишь «говорящее орудие», одушевлённую собственность, вьючный скот (на языке римского права — res, то есть вещь). Рабы обычно используются как рабочая сила в сельскохозяйственном и другом производстве, в качестве слуг, либо для удовлетворения иных потребностей хозяина. Вещный характер раба, прежде всего, выражается в том, что все продукты рабского труда становятся собственностью владельца; зато и забота о прокормлении и о других нуждах рабов лежит на хозяине. Раб не имеет своей собственности, он может распоряжаться лишь тем, что господин пожелает дать ему. Раб не может вступать в законный брак без разрешения господина, продолжительность брачной связи — если она дозволена — зависит от произвола рабовладельца, которому принадлежат также и дети раба. Как и всякая составная часть имущества, раб может стать предметом всевозможных торговых сделок.

Рабство в Древнем Риме

Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца. Первая была и остаётся редкостью; вторая заставляет действовать различно в зависимости от того, насколько трудно доставать новых рабов. Процесс выращивания рабов с детства — медленный, дорогой, требующий достаточно большого контингента рабов-«производителей», поэтому даже абсолютно антигуманный рабовладелец вынужден обеспечивать рабам уровень жизни, достаточный для поддержания работоспособности и общего здоровья; но в местах, где добывать взрослых и здоровых рабов легко, их жизнью не дорожат и изнуряют работой.

Раб не является субъектом права как личность. Ни в отношении к своему господину, ни в отношении к третьим лицам раб не пользуется никакой правовой защитой как самостоятельное лицо. Господин может обращаться с рабами по своему усмотрению. Убийство раба господином — законное право последнего, а кем-то другим — рассматривается как покушение на имущество господина, а не как преступление против личности. Во многих случаях за ущерб, нанесённый рабом интересам третьих лиц, также несёт ответственность хозяин раба. Лишь на поздних этапах существования рабовладельческого общества рабы получили некоторые права, но весьма незначительные.

На первых стадиях развития единственным, а в дальнейшем весьма существенным источником рабов у всех народов служила война, сопровождаемая пленением воинов противника и похищением людей, проживающих на его территории. Институт рабства возникал у разных народов одновременно с развитием классового общества, то есть по мере перехода от собирательства и охоты к сельскому хозяйству и скотоводству (см. неолитическая революция). Охотники-собиратели побеждённых в плен не брали, поскольку в этом не было экономического смысла. У современных охотников-собирателей, таких как аборигены Австралии или североамериканские индейцы рабства не наблюдалось[источник не указан 922 дня].

Работорговля[править | править код]

В Англии (Великобритании)

В средние века в Англии работорговля была запрещена (в 1102 г.)[17]. В конце средневековья — начале нового времени (в 1698 году) английский парламент снова разрешил частным лицам заниматься работорговлей[18]. Однако после дела Сомерсета в Англии (1772), Французской революции и начала войны с Наполеоном в 1807 г. британский парламент воспользовался моментом, чтобы сначала запретить кораблям доставку рабов во французские колонии. Затем аболиционисты Уилберфорс и Гренвиль добились распространения этого запрета и на другие страны, в том же году Королевский флот начал борьбу с работорговлей на побережье Западной Африки, что остановило поставку живого товара и через океан. Закон об отмене рабства в Великобритании был принят в 1833 году и не распространялся на Индию, где рабство было признано частью «национальной культуры».

Психологические основы рабства[править | править код]

У любой элиты в любую историческую эпоху существует стереотипное оправдание рабства: раб — человек простой, наивный, не способный к самостоятельной жизни[19].

На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств — Древняя Греция и Рим. Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт. В Древнем Китае понятие си, эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н. э. В новое время рабство существовало в США и Бразилии, в незначительной степени — в Европе.

Первобытное общество[править | править код]

Первые источники встречаются в период захвата семитскими племенами Шумера. Здесь встречается покорение захваченного народа и его подчинение господину. Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. В библейских источниках рабство описано было после потопа (Быт. 9:25). Древние патриархи имели многих рабов (Быт. 12:5, 14:14).

Расцвет рабовладения[править | править код]

Рабство появилось и распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству. Пользование рабским трудом стало экономически оправданным и, естественно, широко распространилось. В этой системе рабы составляли особый класс, из которого обычно выделялась категория личных, или домашних рабов. Положение прочих рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных, а иногда бывало и худшим. По мере роста культуры и образованности общества среди домашних рабов выделился ещё один привилегированный класс — рабы, ценность которых определялась их знаниями и способностями к наукам и искусствам.

Положение рабов постепенно изменялось к лучшему. Изменение отношения к рабам сначала отражалось в религиозных предписаниях и обычаях, а затем и в писаных законах (правда, можно отметить, что закон сначала взял под защиту домашних животных, и только потом — рабов). Появились правила, регулировавшие освобождение раба, положение рабыни, забеременевшей от своего господина, положение её ребёнка; в некоторых случаях обычай или закон давал рабу право переменить своего господина.

Переход от рабовладения к феодализму, рудименты рабства в средневековой Европе[править | править код]

Уничтожить институт рабовладения смогла лишь коренная перемена экономических условий, чему способствовало само рабовладение, воздействуя в прогрессивном смысле на общественную организацию. Неизбежно наступал момент, когда при невольничьем труде производство переставало возрастать, при том что содержание раба постоянно дорожало. Всё это подрывало институт рабства. Масштабы использования рабского труда сузились, класс рабов-земледельцев исчез.

Рабство в средневековых государствах Передней Азии[править | править код]

На рабском труде африканцев держалась экономика южного Ирака вплоть до восстания зинджей. Высокая концентрация восточноафриканских рабов и тяжёлые условия их существования позволили хариджитам превратить зинджей в ударную силу организованного ими восстания, известного как Восстание зинджей (869—883 годов). В результате восстания зинджам удалось установить свой контроль над всем Нижним Ираком. В результате колоссального напряжения сил аббасидским халифам всё-таки удалось это восстание подавить[20].

Рабский труд и работорговля были важной частью экстенсивной экономики средневековых азиатских государств, созданных кочевниками, таких как Золотая Орда, Крымское ханство и ранняя Османская Турция (см. набеговое хозяйство). За счёт рабов, вывезенных из Причерноморья, пополнялась мамелюкская гвардия династий Аббасидов и Аюбидов. Крымское ханство, сменившее монголо-татар в северном Причерноморье, также активно занималось работорговлей. Общее число рабов, прошедших через крымские рынки, оценивается в три миллиона человек.[21]

Рабство в новое время[править | править код]

Рабство, практически повсеместно в Европе заменённое крепостничеством, было восстановлено в новом свете в XVI веке, после начала эпохи великих географических открытий. В ходе освоения белыми европейцами Африки обнаружилась возможность достаточно легко получить практически неограниченное количество работников, захватывая и обращая в рабство коренных африканцев.

Основным перевозчиком рабов была Британская Империя. На конец XVII века четверть кораблей Британии перевозили рабов. Крупнейшими пунктами базирования таких судов были Ливерпуль и Бристоль.

В Европе возобновилось использование рабского труда и началась массовая трансатлантическая работорговля, которая процветала вплоть до XIX века. Африканцев захватывали в их родных землях (как правило, сами же африканцы), грузили на корабли и отправляли в Америку.

В Азии африканские рабы использовались мало, поскольку в этом регионе гораздо выгоднее было использовать на работах многочисленное местное население.

27 декабря 1512 года испанское правительство запретило использовать в колониях американских индейцев как рабов, однако одновременно разрешило ввозить в Новый Свет рабов из Африки. Использование рабов-африканцев было весьма выгодным для плантаторов. Во-первых, негры в среднем были лучше приспособлены для изнурительного физического труда в жарком климате, чем белые европейцы или индейцы; во-вторых, вывезенные далеко от мест обитания собственных племён, не имеющие никакого представления о том, как вернуться домой, они были менее склонны к побегам. При продаже невольников взрослый здоровый негр стоил в 1,5—2 раза дороже здорового взрослого белого. Масштабы использования рабского труда в колониях были очень велики. Даже после повсеместного запрещения законом работорговля долгое время существовала нелегально. Почти всё чернокожее население американского континента в середине XX века было потомками рабов, некогда вывезенных из Африки.

Всего в Британскую Америку и позднее в США было ввезено около 13 млн африканских рабов. В среднем из 3—5 захваченных рабов на плантацию доставлялся лишь один, остальные погибали во время захвата и транспортировки. По оценкам исследователей[каких?], в результате работорговли Африка потеряла до 80 миллионов жизней[источник не указан 1268 дней].

Раб в США со следами наказания плетью

Выгоды от плантаций хлопка и сахарного тростника и возраставшая цена рабов в Южных штатах США побуждали принимать всевозможные меры для охраны института рабства и для удержания рабов в подчинённом положении. Рабы находились фактически в полной власти своих хозяев.

Отмена рабства в Америке[править | править код]

В 1801 году рабство было отменено в Сан-Доминго в результате Гаитянской революции — единственного в истории успешного восстания рабов.

В США возраставшее напряжение между свободными Северными и рабовладельческими Южными штатами привело к сецессии южных штатов и гражданской войне, в ходе которой были освобождены миллионы рабов. В первое время после войны, под влиянием недоверия к южанам, правительство Соединённых Штатов вызвало негров к деятельному участию в выборах и в управлении. Но вскоре оказалось, что управление, составленное из менее культурных элементов, привело к отягощению южных штатов долгами и к разного рода злоупотреблениям. С прекращением военного положения на Юге и возвращением полноправия белым в усмиренных штатах, они получили возможность к более полному осуществлению самоуправления, которым и воспользовались, прежде всего, для отстранения негров от участия в законодательной, судебной и административной деятельности (см. законы Джима Кроу).

Позже всего освободили рабов-негров в Бразилии, где негры наиболее смешались с португальцами и индейцами. По переписи 1872 здесь насчитывалось 3787 тыс. белых, 1954 тыс. негров, 3802 тыс. метисов и 387 тыс. индейцев; из негров было около 1,5 млн рабов. Первым шагом к отмене рабства было запрещение в 1850 ввоза рабов. В 1866 были освобождены рабы монастырей и некоторых учреждений; в 1871 объявлены свободными все дети, рождённые в Бразилии, освобождены все казённые и императорские рабы и учреждён особый фонд для выкупа ежегодно определённого числа рабов. В 1885 освобождены все рабы старше 60 лет. Лишь в 1888 последовало полное освобождение остальных рабов. Эта мера послужила одним из поводов к революции, низвергнувшей императора дона Педру II

Значение слова РАБЫНЯ. Что такое РАБЫНЯ?

  • РАБЫ́НЯ, -и, род. мн.бы́нь, ж. Женск. к раб (в 1 знач.).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова низойти (глагол), низойдёт:

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Сексуальное рабство — Википедия

Сексуа́льное ра́бство — рабство с целью сексуальной эксплуатации.

Римский статут Международного уголовного суда включает в понятие сексуального рабства и ситуации, когда люди принуждаются к совместному ведению домашнего хозяйства, браку и прочей активности, элементами которой являются сексуальные взаимоотношения, а также торговлю людьми (особенно женщинами и детьми)[1].

Сексуальное рабство женщин имеет, например, следующие формы (неполный перечень)[2]:

  • браки по принуждению, в том числе торговля невестами;
  • покупка невест, когда приданое со стороны жениха на самом деле является способом оплаты;
  • насильственная проституция.

Термин «насильственная проституция» употребляется когда лицо (или группа лиц) принуждает кого-либо к занятию проституцией[3].

Похищение невест по-прежнему практикуется во многих странах[4].

На территории нынешней РФ обычай похищения невесты распространён на Кавказе, хотя ещё до революции 1917 года этот обычай преследовался в уголовном порядке[5] (преследовался в дальнейшем и преследуется поныне). Международную огласку получило похищение в Махачкале студентки из Эстонии в августе 2006 года.

В советские времена похищение невесты каралось статьями главы 11 УК РСФСР «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев».

Однако в современной России похищение невесты «по согласию» не является преступлением. Хотя Уголовный кодекс предусматривает за похищение человека наказание в виде тюремного заключения сроком до 4 лет, однако, согласно примечанию к статье 126 УК РФ, «Лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».

«Белое рабство» (англ. White slavery) — в англоязычных странах термин означал неволю европейцев и выходцев из Европы вне зависимости от природы рабства. Словосочетание «белое рабство» употреблялось с начала XX века, «когда большинство стран тогдашней Европы подписало в 1904 году в Париже Международный договор, направленный на борьбу с этим явлением»[6]:

В то время особое внимание уделялось женщинам из Великобритании, которых принуждали к проституции в странах континентальной Европы. Позже этот термин распространился на общее понятие торговли живым товаром.

Только в 1985 году британский парламент скорректировал законодательство, согласно которому насильственным считалось сожительство лишь с теми, кому нет 13 («возраст согласия», по новому закону, — 16 лет)[7].

В начале XX века термин употреблялся в отношении европейских девушек, которые работали в борделях Чикаго[8].

Ранее словосочетание употреблялось в отношении наложниц из Европы в турецких гаремах.

Лагерные бордели в нацистской Германии[править | править код]

Лагерный бордель

В нацистской Германии заключённых концлагерей принуждали заниматься проституцией в специальных заведениях (Lagerbordell), чтобы поощрять лояльных узников[9].

Первое заведение подобного рода открыли в 1942 году. 30 июня 1943 года лагерный бордель открыт в Освенциме, 15 июля того же года — в Бухенвальде[10].

Положение лагерной проститутки, крайне унизительное с обычной точки зрения, в чудовищных условиях концлагеря многими узницами расценивалось как престижное[11].

Сексуальное рабство в контексте вооружённых конфликтов[править | править код]

Сексуальное насилие сопровождает все вооружённые конфликты[12].

До XIX века военные рассматривали население страны, с которой велись военные действия, как потенциального противника — с вытекающим поражением в правах[13]. Женщины воспринимались оккупантами как законный трофей победителя[14].

Принуждение нацистскими оккупационными властями советских женщин к работе в военных борделях[править | править код]

На оккупированных в 1941—1944 гг. нацистской Германией территориях СССР были созданы военные бордели, куда в принудительном порядке привлекали местных женщин, а в случае отказа их расстреливали[15].

Вторая мировая война в Азии[править | править код]

Допрос (в августе 1945 года) юной китаянки, которую японские военные использовали в качестве секс-рабыни

Во время Второй мировой войны японские военные принуждали к проституции женщин на оккупированных территориях[16]. Около двухсот тысяч юных китаянок и кореянок были превращены в сексуальных рабынь японскими военными во время Второй мировой[16]. Японские солдаты насиловали даже замужних и беременных женщин на оккупированных территориях.

Есть сведения и о случаях изнасилования союзными солдатами японок во время оккупации японских территорий. Австралийские солдаты и офицеры в начале 1946 года «хватали женщин, затаскивали в джипы, отвозили в горы и там насиловали, крики слышны были каждую ночь», вспоминают очевидцы[17][18].

Американские солдаты насиловали японок во время оккупации Окинавы в 1945 году. Только официально было зарегистрировано 1 336 случаев сексуального насилия за первые 10 дней оккупации[19][20][21][22].

В арабских странах[править | править код]

Традиции сексуального рабства в арабском мире имеют глубокие исторические корни, в XVIII и XIX веках основной поток рабынь в арабские страны направлялся из Восточной Африки, пока рабство не было официально запрещено в конце XIX века[23][24][25][26].

Однако неофициально оно по сию пору практикуется в Эмиратах[27][28][29].

В Эмиратах в такого рода деятельность вовлечены женщины и дети из стран СНГ[27][28][29].

Узбекский суд вынес обвинительный приговор Абдусалому Ганиеву, организовавшему преступный канал по экспорту секс-рабынь в Объединенные Арабские Эмираты[30]:

Бизнес был настолько прибыльным, что Ганиев зафрахтовал у одной из частных авиакомпаний Киргизии самолет, на котором, при содействии коррумпированных связей, без всякого досмотра отправлял девушек в «развратное путешествие»… Группы девушек направлялись напрямую в Эмираты, либо транзитом в Иран, откуда они морем по подложным документам доставлялись до пункта назначения в Дубайский эмират.

В Африке[править | править код]

Зарегистрировано рабство в Судане[31], Либерии[32], Сьерра-Леоне[33], Уганде[34], Конго[35], Нигере[36] и Мавритании[37]. В Гане, Того и Бенине есть форма религиозной проституции, когда тысячи женщин вовлечены в сексуальные отношения с «богами», роль которых исполняют жрецы[38].

В Европе[править | править код]

В Нидерландах ежегодно регистрируется от 1 000 до 1 700 жертв подобной формы рабства[39][40][41]. В 2008 году там зарегистрировано 763 женщины из Венгрии, 60 % которых было вовлечено в принудительную проституцию[42][43].

В Греции по оценкам экспертов — 13 000-14 000 жертв из Нигерии, Албании и стран СНГ[44].

В Испании в 2007 году официально зарегистрировано 1 035 жертв такого рабства[45].

На Украине в 2009 году разоблачили бывшую «Мисс Львов» как организатора экспорта секс-рабынь[46]:

В составе группировки работали 12 вербовщиков, большинство — мужчины, которые и занимались поиском девушек. По имеющейся информации, девушки прилетали в Дубай, там их встречали, сразу забирали паспорта и вывозили за город, часть отправляли в другие регионы страны…

Министр внутренних дел Украины Луценко сообщил, что только в 2008 году было завербовано более 200 девушек в возрасте от 16 до 25 лет и отправлены в Объединённые Арабские Эмираты, в Великобританию, Германию.

В России[править | править код]

В России предусмотрена уголовная ответственность за куплю-продажу человека (ст. 127.1 УК РФ)[47] и за использование рабского труда (ст. 127.2)[47].Российские граждане иногда становятся секс-рабами в собственной стране.

Проблемой сексуального рабства в России занимаются активисты общественной организации Альтернатива (движение против рабства)

В США[править | править код]

В Штаты поставляют секс-рабов из стран Южной Америки, Юго-Восточной Азии, бывшего СССР[48].

Иногда секс-рабами в собственной стране становятся и американские граждане[49].

В Турции[править | править код]

Проблемой занимаются представители ООН из Международной организации по миграции (IOM), которые организовали в Турции бесплатную горячую линию для женщин, которых обманом вовлекли в проституцию:

Операторы-полиглоты пытаются отследить, откуда пришёл звонок, после чего отсылают информацию о местонахождении женщины в полицию. Однако, что самое удивительное, три четверти звонков приходит… от турецких мужчин! «Турецкие мужчины не против пользоваться услугами проституток, но они хотят, чтобы женщины делали это по своему желанию. Иначе… это задевает их гордость», — сказала Мариелле Линдстом, глава турецкого отделения IOM.

На Украине[править | править код]

Торговля «живым товаром» в целях сексуальной эксплуатации является серьёзной проблемой украинского общества, при этом усилия государственной власти явно не соответствуют её масштабу и международным стандартам[50]. Направления вывоза людей включают в себя европейские страны, арабский мир и Израиль[51].

Коммерческая эксплуатация детской сексуальности[править | править код]

Коммерческая эксплуатация детской сексуальности — распространённая форма сексуального рабства (в трактовке правозащитных международных организаций)[52][53].

Декларация в отношении такого рода эксплуатации детей принята в Стокгольме в 1996 году[53] .

Детская проституция[править | править код]

По данным индийской полиции, более 1 200 000 детей вовлечены в Индии в проституцию[54]. Около 40 % индийских проституток — дети и подростки[54].

Аналогичный расклад (40 % вовлечённых в проституцию — детского возраста) в Таиланде[55].

Детская порнография[править | править код]

Способы вербовки[править | править код]

Существует семь форм вербовки сексуальных рабынь:

  • отбор по фотокаталогам, которые отправляются для отбора заказчикам;
  • фиктивный наём на работу;
  • т. н. «вторая волна», когда жертвы возвращаются домой, чтобы нанять других;
  • (индивидуальный): вербовка лицами, имеющими долги и отрабатывающими таким образом задолженность;
  • конкурсы красоты, конкурсы фотографий, наборы в студии фотомоделей, манекенщиц и другие;
  • объявления о найме на работу в качестве проституток;
  • фиктивные «брачные агентства», иногда называемые агентствами «невест по почтовой переписке».
  1. ↑ http://www.juridicas.unam.mx/publica/librev/rev/iidh/cont/39/pr/pr7.pdf pg.29-30
  2. ↑ Еврейский Интернет-клуб (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 марта 2010. Архивировано 5 марта 2016 года.
  3. ↑ Report of the Special Rapporteur on systemic rape (неопр.). The United Nations Commission on Human Rights (22 июня 1998). Дата обращения 10 ноября 2009. Архивировано 20 апреля 2012 года.
  4. Brian Stross. Tzeltal Marriage by Capture, Anthropological Quarterly, Vol. 47, No. 3, Kidnapping and Elopement as Alternative Systems of Marriage (Special Issue) (July 1974), pp. 328—346 (describing Tzeltal culture as patriarchal with a few opportunities for «pre-marital cross-sex interaction»)
    Sabina Kiryashova. Azeri Bride Kidnappers Risk Heavy Sentences (discussing the shame brought on Azeri kidnap victims who spend a night outside of the house)
    Gulo Kokhodze & Tamuna Uchidze. Bride Theft Rampant in Southern Georgia (discussing the Georgian case, where «great social stigma attaches to the suspicion of lost virginity».
    Barbara Ayres. Bride Theft and Raiding for Wives in Cross-Cultural Perspective, Anthropological Quarterly, Vol. 47, No. 3, Kidnapping and Elopement as Alternative Systems of Marriage (Special Issue) (July 1974), pp. 245. («There is no relationship between bride theft and status distinctions, bride price, or attitudes toward premarital virginity. The absence of strong associations in these areas suggests the need for a new hypothesis».)
  5. ↑ Bride kidnapping tradition on the rise in North Caucasus // РИА Новости
  6. ↑ Предотвращение торговли людьми (недоступная ссылка)
  7. ↑ Cecil Adeams, «The Straight Dope: Was there really such a thing as „white slavery“?» January 15, 1999.
  8. ↑ Cecil Adams, op. cit.
  9. ↑ New Exhibition Documents Forced Prostitution in Concentration Camps — Der Spiegel — 15 January 2007
  10. ↑ Christl Wickert: Tabu Lagerbordell, in: Eschebach/Jacobeit/Wenk: Gedächtnis und Geschlecht, 2002, S. 44
  11. ↑ «Wenn wir wußten, daß in unserem Block eine ausgesucht wurde, haben wir sie geschnappt und ihr eine Decke übergeworfen und sie so verprügelt, daß sie sich nicht mehr rühren konnte. Es war unklar, ob sie sich davon überhaupt wieder erholen könnte. Die wollten doch nur ein schöneres Leben haben und wir haben sie so bestraft.» in: Thomas Gaevert / Martin Hilbert: «Frauen als Beute» («Women as Booty»), 2004 documentary made for ARD
  12. Levinson, Bernard M. Gender and Law in the Hebrew Bible and the Ancient Near East (англ.). — P. 203.
  13. Askin, Kelly Dawn. War Crimes Against Women: Prosecution in International War Crimes Tribunals (англ.). — Martinus Nijhoff Publishers (англ.)русск.. — P. 26—27. — ISBN 9041104860.
  14. Askin, Kelly Dawn. War Crimes Against Women: Prosecution in International War Crimes Tribunals (англ.). — Martinus Nijhoff Publishers (англ.)русск.. — P. 10—21. — ISBN 9041104860.
  15. ↑ «In den Stadten Narwa und Kingisepp richteten die Deutschen Bordelle fur die Wehrmachtsoffiziere ein. In diese Hauser wurden die Madchen und Frauen aus den Dorfern gebracht. Wer sich weigerte, im Bordell zu bleiben, wurde erschossen…» — «В городах Нарва и Кингисепп создаются бордели для офицеров вермахта. В эти дома приводят девушек и женщин из деревень. Тех, кто не хочет остаться в борделе — расстреливают» (38 NP, Bd.7, S.502f.)
  16. 1 2 Comfort Women Were ‘Raped’: U.S. Ambassador to Japan (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 20 марта 2010. Архивировано 5 июня 2008 года.
  17. ↑ Eiji Takemae, Robert Ricketts, Sebastian Swann, Inside GHQ: The Allied Occupation of Japan and Its Legacy. p. 67. (Google.books)
  18. ↑ For detailed accounts of rapes by Australian occupation troop during the occupation of Japan, see Allan Clifton, «Time of Fallen Blossoms». Australian Military Gang Rape of ‘Fallen Blossoms’
  19. Schrijvers, Peter. The GI War Against Japan (неопр.). — New York City: New York University Press (англ.)русск., 2002. — С. 212. — ISBN 0814798160.
  20. ↑ Molasky, Michael S., The American Occupation of Japan and Okinawa: Literature and Memory, с. 16, <https://books.google.com/books?id=RMDt86cokDUC&pg=PA16&sig=VuiPlUPz6S3fHL8zNnLjaLJyZng#PPA17,M1> 
  21. ↑ Molasky, Michael S. & Rabson, Steve, Southern Exposure: Modern Japanese Literature from Okinawa, с. 22, <https://books.google.com/books?id=6xMuWmEsAcMC&pg=PA21&sig=vy90tt3ESGX6V7pqTmNzONK5q54#PPA22,M1> 
  22. ↑ Sheehan, Susan D; Elizabeth, Laura & Selden, Hein Mark, Islands of Discontent: Okinawan Responses to Japanese and American Power, с. 18 
  23. ↑ Historical survey > The international slave trade
  24. ↑ Arabs and Slave Trade
  25. ↑ Should The Islamic World Apologize For Slavery? (недоступная ссылка)
  26. ↑ Trudy Ring, Robert M. Salkin, K. A. Berney, Paul E. Schellinger (1996), International dictionary of historic places, Volume 4: Middle East and Africa, Taylor and Francis, с. 116 
  27. 1 2 United Arab Emirates Архивная копия от 13 января 2012 на Wayback Machine, US Department of State
  28. 1 2 Protection Act of 2000: Trafficking in Persons Report 2007 Архивная копия от 20 января 2012 на Wayback Machine, US Department of State
  29. 1 2 Country Narratives: Near East Архивная копия от 13 января 2012 на Wayback Machine, US Department of State
  30. ↑ В Узбекистане пресекли канал вывоза женщин для сексуальной эксплуатации в ОАЭ
  31. ↑ Sudan: Darfur: Rape as a weapon of war: sexual violence and its consequences
  32. ↑ Liberia’s Taylor appears in court
  33. ↑ Sierra Leone: Sexual Violence Widespread in War
  34. ↑ Uganda: No Amnesty for Atrocities
  35. ↑ Girls at U.N. meeting urge action against sex slavery, trafficking, child labor, AIDS
  36. ↑ Born to be a slave in Niger
  37. ↑ Mauritanian MPs pass slavery law
  38. Humphrey Hawksley.

РАБЫНЯ — это… Что такое РАБЫНЯ?

  • рабыня — Невольник, крепостной, холоп; данник, илот. Прот …   Словарь синонимов

  • РАБЫНЯ — см. раб. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • РАБЫНЯ — «РАБЫНЯ», СССР, Туркменфильм, 1968, цв., 78 мин. Драма. По мотивам рассказа А.Платонова «Такыр». 1920 е годы, Туркменистан. Халлы бай уходит к басмачам, оставив больную жену с дочерью. В доме часто бывает Стефан австриец, попавший во время войны… …   Энциклопедия кино

  • РАБЫНЯ — секса. Жарг. шк. Шутл. 1. Девушка лёгкого поведения; проститутка. 2. Учительница этики и психологии семейной жизни. Максимов, 356. Держать равнение на кого. Публ. Следовать чьему л. примеру, принимать кого л. за образец. НСЗ 70 …   Большой словарь русских поговорок

  • рабыня — рабыня, мн. рабыни, род. рабынь …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • рабыня — раб (рабыня) (иноск.) человек без воли Ср. Раб страстей. Ср. О старина святая… и ты была рабыня приличий, и над тобой господствовал обык, называемый нами ныне модой… Даль. Старина. Картины русского быта. 6. См. рабское подражание. См. мода …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • рабыня — РАБ, а, м., РАБЫНЯ, и, ж. Студент, обычно младших курсов, который помогает студентам старших курсов делать диплом, проект и т. п. Ему рабы в день по подрамнику косят. Из студ.; Возм. первоначально сл. появилось в МАРХИ …   Словарь русского арго

  • Рабыня — ж. жен. к сущ. раб Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • рабыня — рабыня, рабыни, рабыни, рабынь, рабыне, рабыням, рабыню, рабынь, рабыней, рабынею, рабынями, рабыне, рабынях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Рабыня — Запрос «Раб» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Рабство  нахождение некоторых людей (называемых рабами) в собственности у других людей (рабовладельцев). Рабовладелец целиком владеет личностью своего раба на правах собственности.… …   Википедия

  • рабыня — это… Что такое рабыня?

  • рабыня — Невольник, крепостной, холоп; данник, илот. Прот …   Словарь синонимов

  • РАБЫНЯ — РАБЫНЯ, рабыни. женск. к раб (преим. в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • РАБЫНЯ — см. раб. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • РАБЫНЯ — «РАБЫНЯ», СССР, Туркменфильм, 1968, цв., 78 мин. Драма. По мотивам рассказа А.Платонова «Такыр». 1920 е годы, Туркменистан. Халлы бай уходит к басмачам, оставив больную жену с дочерью. В доме часто бывает Стефан австриец, попавший во время войны… …   Энциклопедия кино

  • РАБЫНЯ — секса. Жарг. шк. Шутл. 1. Девушка лёгкого поведения; проститутка. 2. Учительница этики и психологии семейной жизни. Максимов, 356. Держать равнение на кого. Публ. Следовать чьему л. примеру, принимать кого л. за образец. НСЗ 70 …   Большой словарь русских поговорок

  • рабыня — рабыня, мн. рабыни, род. рабынь …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • рабыня — раб (рабыня) (иноск.) человек без воли Ср. Раб страстей. Ср. О старина святая… и ты была рабыня приличий, и над тобой господствовал обык, называемый нами ныне модой… Даль. Старина. Картины русского быта. 6. См. рабское подражание. См. мода …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Рабыня — ж. жен. к сущ. раб Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • рабыня — рабыня, рабыни, рабыни, рабынь, рабыне, рабыням, рабыню, рабынь, рабыней, рабынею, рабынями, рабыне, рабынях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Рабыня — Запрос «Раб» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Рабство  нахождение некоторых людей (называемых рабами) в собственности у других людей (рабовладельцев). Рабовладелец целиком владеет личностью своего раба на правах собственности.… …   Википедия

  • Рабыня — это… Что такое рабыня?

    Впрочем, да, она ведь рабыня, а рабыня – не больше чем слегка одушевленная вещь, способная отзываться на команды.

    Впрочем, да, она ведь рабыня, а рабыня — не больше чем слегка одушевленная вещь, способная отзываться на команды.

    Можно ли влюбиться в человека, который владеет тобой? Элисон предстоит узнать, кто она: просто рабыня или рабыня собственной страсти.

    Старший брат Измаил, сын рабыни, обижает истинного наследника Авраама, сына свободной, и за это отогнана была Агарь, рабыня, вместе с сыном ее Измаилом: «не может наследовать сын рабыни, лишь сын свободной».

    Если раб ли, рабыня ли приняли что-либо из рук замужней женщины, рабу или рабыне должно отрезать нос и уши, а украденное они должны вернуть.

    Если раб возьмет себе рабыню, и у них родятся дети, то когда они будут делить свой дом и будут делить свое имущество, большинство детей возьмет себе рабыня, но раб возьмет себе одного ребенка.

    А по межпланетным законам рабыня, вывезенная хозяином в миры, где нет рабства, все равно остается рабыней.

    А если, скажем, жена не может родить – такое ведь случается, – то либо ее нужно прогнать и взять в дом другую, либо пусть она останется, если любима, но рожать за нее будет одна из рабынь, зачав от хозяина, и обязательно при родах пусть устроится эта рабыня на коленях бесплодной жены.

    Любезный Вольтер, если бы все могли понимать твои возвышенные истины, что б был раб пред рабыней, рабыня пред рабом!

    Она, как рабыня Древнего мира, не имеет ни честолюбия, ни особых надежд на будущее, и точно так же, как рабыню, ее доводят до этого состояния комплекс причин экономического характера и жизненные неудачи.

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о