Содержание

кратко об эффекте незавершенного действия

Эффект Зейгарник – психологический феномен, который был открыт в одном берлинском кафе. До наших дней он активно используется в гештальт-терапии и для повышения продуктивности. Описывая особенности психологических процессов, развивающихся в случае отсутствия логического завершения дела, эффект Блюмы Зейгарник помогает объяснить природу таких чувств, как тревога и вина.

Сталкивались ли вы когда-либо с неприятными ощущениями в отношениях, когда диалог уже закончен, но его развитие в мыслях продолжается? Или может трудность, давно оставшаяся в прошлом, до сих пор навеивает страх и не дает покоя? Такие ситуации в психологии обозначаются незавершенным гештальтом и представляют собой яркие примеры эффекта Зейгарник.

Блюма Зейгарник и ее важное открытие

блюма зейгарик

Открытие этого интереснейшего эффекта незавершенного действия было совершено советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник еще в студенчестве. Общаясь в кафе со своим дипломным руководителем Куртом Левином, она обратила внимание на особенности поведения одного официанта. Он обслуживал клиентов без ручки и блокнота, которыми остальные сотрудники активно пользовались.

Вместе со своим наставником она подозвала официанта к себе и попросила вспомнить, какие блюда заказывали посетители за соседним столиком. Он без труда перечислил немалый список, не упустив ни один пункт. Затем Блюма и Курт спросили его о заказе посетителей, уже расплатившихся и покинувших кафе. И тут официант не смог вспомнить ни одного блюда, хотя до этого передал повару заказ абсолютно точно.

Этот случай очень заинтересовал студентку. Находясь в поисках объяснения феноменальной памяти сотрудника кафе и ее мгновенного «отключения», она и сделала удивительное открытие. Оказывается для человека завершенные и неоконченные дела имеют разную значимость. Она развивала и изучала эту идею, позднее признанную официальной психологией и названную в ее честь – эффект Блюмы Зейгарник.

В чем заключается психологический феномен Зейгарник?

психологический феномен Зейгарник

Если говорить кратко об эффекте Зейгарник, он сводится к объяснению влияния незавершенного действия на состояние человека. Не доводя до конца выполнение задачи, люди не могут успокоиться и расслабиться. Примером может послужить важный разговор с супругом, прерванный кем-то на середине. Отсутствие договоренности приводит к напряжению и неопределенности в отношениях. Человек не может расслабиться и переключиться на другие дела, мысли о беседе постоянно всплывают в памяти.

Опираясь на свои наблюдения, вот что пишет по этому поводу Блюма Зейгарник в книге «Патопсихология»: «При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении».

Говоря кратко о том, как именно разворачивается эффект Зейгарник, в психологии обозначают следующую последовательность:

  1. Начало выполнения любого задания создает в памяти человека напряжение.
  2. Напряжение стремится к завершению, влияя на поведение.
  3. Напряжение разряжается, как только реализовано окончание дела.

По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Детальнее об этом рассказывает такое направление, как гештальтпсихология.

Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник

Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник

Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.

Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».

Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).

Экспериментальное исследование эффекта Зейгарник

исследование эффекта Зейгарник

Для подтверждения или опровержения обнаруженного феномена Блюма вместе со своей сокурсницей Марией Овсянкиной организовали специальный эксперимент. В ходе его проведения перед испытуемыми были поставлены разные интеллектуальные задания. Среди них были головоломки, арифметика, лепка из глины и сборка зданий из картонных коробок.

В ходе эксперимента испытуемых периодически обрывали, не давая закончить какое-то задание. Им говорили, что время на его выполнение исчерпано и подталкивали перейти к следующему. После завершения эксперимента участников просили вспомнить и описать задачки, которые требовалось решить. В 90% случаев озвучены были именно те задания, которые не были доведены испытуемыми до конца. Это подтвердило предположение Зейгарник о том, что незаконченные дела получают в нашем сознании особый статус и полностью не могут быть забыты до момента завершения.

Как используется эффект Зейгарник в наше время?

Этот психологический феномен успешно применяется современными СМИ и рекламными агентствами. Именно на нем основано желание досматривать до конца сериалы. Причем даже в тех ситуациях, когда сюжет не особо соответствует личным интересам человека, желание построить целостный образ происходящего в сознании подталкивает к просмотру очередных серий.

Умело играя на значимости незавершенных дел, маркетологи подводят нас к переходу в Интернете на нужную страницу с предложением услуги или товара. Например, они создают баннер с объявлением, прерывающимся на самом интересном месте. Зачастую сложно устоять и не дочитать предложение до конца.

В личной жизни этот эффект также находит свое место в развитии отношений. Например, когда после знакомства заинтересовавшиеся влюбленные вынуждены резко расстаться, часто они подолгу не могут забыть друг друга. Вспыхнувшие в них чувства не нашли ни подтверждения, ни разочарования. Они повисли в сознании некой неопределенностью, не позволяющей успокоиться и оставить мысли о другом человеке в прошлом.

Книги, рассказывающие об эффекте Зейгарник

исследование эффекта Зейгарник

Больше информации о проявлении этого психологического феномена в жизни, а также об исследованиях вокруг него можно узнать из тематической литературы:

  • Блюма Зейгарник «Патопсихология».
  • Сергей Степанов «Живая психология. Уроки знаменитых экспериментов».
  • Джон Готтман «Как сохранить любовь в браке».
  • Рольф Добелли «Территория заблуждений. Какие ошибки совершают умные люди».

Заключение

Эффект Зейгарник отражает повышенную значимость неоконченных дел в сознании человека. Он помогает понять, почему часто они не дают возможности обрести спокойствие и оставить некоторые события в прошлом. Предупреждает, что начало нового дела сопровождается появлением напряжения в памяти. Отсюда следует вывод, что не стоит стремиться к многозадачности, ведь каждая цель требует достаточной энергии для ее достижения. В противном случае можно подвергнуться избыточным переживаниям и не рассчитать нагрузку на нервную систему.

исследование эффекта Зейгарник

Автор статей. Биолог (специализация – физиология человека). Пишу о самоорганизации, личностном развитии и отношениях.

Как улучшить продуктивность с помощью Эффекта Зейгарник

zeigarnikeffectИз этой статьи вы узнаете, что такое психологический эффект Зейгарник, и почему он работает. Разберетесь, как применить его для лучшего запоминания, в том числе, для подготовки к экзаменам, а также как с его помощью победить прокрастинацию. Когда этот эффект не работает и как можно нивелировать его негативное влияние – также рассмотрим в статье.

Для того, чтобы узнать механизмы запоминания, эффективные техники и приемы, приходите на нашу онлайн-программу «Мнемотехники».

Что такое эффект Зейгарник

Когда вы начинаете работать над каким-то делом, но не заканчиваете его, мысли о незавершенной работе продолжают всплывать в уме, даже когда вы переходите к другим вещам. Такие мысли побуждают вернуться и закончить то, что вы уже начали.

Когда вы прерываете просмотр сериала или чтение книги, вы больше всего запомните именно этот момент. Это еще одно проявление эффекта, которое касается вашей памяти.

Этот психологический эффект активно используется режиссерами, сценаристами, рекламщиками, чтобы удержать внимание. На этом принципе построены трейлеры к фильму: они состоят из множества незавершенных кусочков. Ваш мозг захочет “закончить” дело, и сложить всю картину целиком. Но тогда вам придется купить билет и пойти в кино. Вот вы и попались в ловушку эффекта Зейгарник.

Как он работает

Изучая проявления эффекта, ученые ввели понятие когнитивной напряженности. Как только вы начинаете выполнять какую-то задачу, в мозгу создается некое напряжение. Избавиться от него можно лишь в том случае, если вы завершите задачу и получите свою дозу дофамина в качестве награды.

Если же вы не закончили дело, мозг постоянно будет напоминать о нем. Когнитивное напряжение способствует возвращению незавершенной задачи в краткосрочную память. Оно будет напоминать о ней, пока вы не доведете ее до конца.

Как применить его в своей жизни?

Улучшаем процесс образования

Если вы готовитесь к экзамену, разбейте процесс на блоки и готовьтесь заранее. Прерывайте каждый блок не на логической точке (т.е., не доучивайте тему до конца),  а посередине учебного материала. Ваш мозг запомнит это намного лучше. Если же вы будете готовиться за одну ночь, вам придется впихнуть все знания за один раз.

Похожий подход можно применять и в других случаях, когда вы изучаете любой крупный объем данных. Разделите его на части и делайте небольшие перерывы между ними. Мозг будет продолжать обрабатывать информацию в эти промежутки, и вы запомните ее намного лучше. Достаточно всего минутного разрыва, чтобы получить желаемый результат.

Побеждаем прокрастинацию

Часто мы откладываем задачи до последнего момента, выполняя их в бешеном порыве в самый последний момент, чтобы уложиться в срок. Эта тенденция приводит к значительному стрессу и снижает продуктивность.

Эффект Зейгарник поможет справиться с этим. Начните с первого шага, независимо от того, насколько он маленький, и как незначительно он влияет на результат. К примеру, откройте файл проекта, с которым работаете. Получится такое себе незаконченное действие, по отношению ко всей задаче. В соответствии с эффектом Зейгарник, мозг продолжит думать о деле. И вам будет уже намного легче сделать следующий шаг. И так до тех пор, пока вы не закончите весь проект. Конечно, возможно, вы сделаете это не за один присест, но в любом случае так вы можете преодолеть свою прокрастинацию.

Обратная сторона эффекта Зейгарник

К сожалению, эта методика работает не во всех случаях. Если вы ожидаете награду за конкретный кусок работы, сознательное прерывание задачи на части только ухудшает продуктивность и мотивацию к продолжению.

Эту особенность подтвердило исследование [Kenneth O. McGraw, 1982], проведенное в Университете Миссисипи. Участников разделили на 2 группы и дали задачу, которую следовало выполнить с использованием эффекта Зейгарник. Одной из групп пообещали заплатить за участие в эксперименте.

В результате те, кому пообещали награду, возвращались к работе после перерыва лишь в 56% случаев. Процент возвратов второй группы был выше – 86%.

Так что, если вы работаете ежедневно с 9 до 17 с почасовой оплатой, такой метод, скорее всего, не сработает.

Существует еще одна проблема, которая ограничивает применение данного эффекта. Если количество недоделанных задач окажется слишком большим, ваш мозг будет перегружен. Помимо работы над текущим заданием, ему придется тратить ресурс на множество других, незаконченных дел. Вы начнете испытывать стресс, ухудшится концентрация внимания и ваша продуктивность снизится.

Справиться с этим можно двумя способами:

  1. Ограничивайте применение эффекта Зейгарник на 1-3 проекта, чтобы не слишком утомлять свой мозг. Помните, что наиболее эффективен он в сфере образования.
  2. Делегируйте часть незавершенных дел. Мозг будет воспринимать такие задачи, как выполненные, и освободит немного “оперативной памяти” для текущих дел.

Что нужно запомнить

  • Эффект Зейгарник – это стремление мозга завершить незаконченные задачи.
  • Он возникает вследствие когнитивного напряжения, которое постоянно возвращает задачу в рабочую память мозга.
  • Разделите изучаемый материал на части и делайте перерывы в процессе изучения – это поможет лучше запомнить.
  • Чтобы победить прокрастинацию, сделайте маленький первый шаг. Этим вы запустите эффект Зейгарник – ваш мозг будет стремиться закончить дело.
  • Этот метод не эффективен, если вам платят за работу, а не результат; и в тех случаях, если у вас слишком много невыполненных задач.

Эффект Зейгарник поможет закончить все задачи

У вас когда-нибудь бывало такое, что вы напрочь забываете задание, как только оно выполнено?  А пока оно не закончено, не можете насовсем выкинуть его из головы, даже если работаете над чем-то другим? Впервые этот эффект был замечен психологом Блюмой Зейгарник, и назван в её честь эффектом Зейгарник. Самое интересное, что эту психологическую особенность можно использовать на работе, чтобы больше успевать и выполнять задания лучше.

Блюма Зейгарник

Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.

Во время пребывания в ресторане, Зейгарник отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.

Заинтересовавшись этим эффектом, Зейгарник провела эксперименты в своей лаборатории. Испытуемым нужно было выполнить несколько разных задач. В ходе эксперимента участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились.

Оказалось, что участники в 90% случаев лучше запоминали задачи, которые им не дали закончить. Другими словами, суть этого эффекта заключается в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать.

Если вы оглянетесь вокруг, станет ясно, что эффект Зейгарник можно найти практически повсеместно. Он постоянно используется в СМИ и рекламе, например, чтобы привязать людей к сериалам.

Но есть в нем и положительная сторона — эту особенность можно использовать, чтобы выполнять больше задач и лучше концентрироваться на работе.

Как применять эффект Зейгарник

Поскольку незавершенные задачи становятся для нас навязчивыми мыслями, для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности и отвлекающих факторов.

Когда вы завершаете задачу, возникает ощущение спокойствия насчет неё. Если же вы выполняете несколько задач в один период времени, мозг просто не сможет полностью сконцентрироваться ни на одной из них, поскольку мысли периодически будут возвращаться ко всем незавершенным делам.

Хорошие новости для прокрастинаторов

Если у вас регулярные проблемы с выполнением планов, эффект Зейгарник поможет вам завершить их. Главное — начать, а там психологическая особенность не даст вам забыть о начатом деле и просто так бросить его.

Но как же заставить себя начать? Это зависит от ситуации. Если вы планируете большой проект и постоянно откладываете его из-за страха перед объемами работы, не стоит приниматься за самые сложные части. Начните с того, что кажется достаточно управляемым и легким. А потом вы просто не сможете забыть о проекте, и доведете его до конца.

Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?

Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.

В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%. Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.

Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.

Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, 8-часовой рабочий день заставляет нас не думать о работе.

Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»?

Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.

Классический эксперимент Б. В. Зейгарник

Курт Левин всегда любил неформальное общение со своими студентами и часто играл с ними в так называемую «игру-поиск». Однажды, обедая в кафе со своими учениками, среди которых была и Блюма Вульфовна Зейгарник, он обратился к официанту с просьбой вспомнить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Официант без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, и поэтому их заказы уже не приоритетны для него. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся.

Широко используемые результаты классического эксперимента Зейгарник (1927) утверждают, что прерванные действия или ситуации действительно приобретают некоторый особый «статус» в памяти. В эксперименте участникам было задано около 20 задач. Эти задачи включали арифметику, головоломки, а также использование навыков моторики рук, включая строительство «зданий» из картонных коробок и создание глиняных фигур. В ходе выполнения этих заданий процесс прерывался, прежде чем участники успевали завершить действие и были вынуждены отложить его. Прерывание происходило, «когда объект выглядел наиболее погруженным в работу». В результатах эксперимента сообщалось, что это произошло, когда субъект обнаруживал, как должна быть решена проблема, но еще не предвидел окончательного результата.

Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.

После выполнения всех задач испытуемым было предложено сообщить обо всех проблемах с использованием метода свободного отзыва. Зейгарник обнаружила, что незавершенные задачи были приведены в качестве примера проблем с выполнением на 90% чаще, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что существует значительное преимущество сохранения в памяти прерванных задач, по сравнению с теми, которые были решены. Хотя теория об «особом статусе» неразрешенных проблем в памяти является привлекательной, результаты эксперимента Зейгарник кажутся несколько противоречивыми.

Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.

Зейгарник объясняла этот эффект с точки зрения мотивационных факторов, предполагая, что когда объект намеревается выполнить требуемые операции по одной из задач, возникает «квази-потребность» завершения задания. Таким образом, «преимущество» прерванных задач должно быть обусловлено продолжением этой квази-зависимости, которая мотивирует человека на поиск решений, касающихся незаконченных задач.

С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.

 Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.

Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.

Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т.д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.

Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.

Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.

Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник

Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.

Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.

В первом эксперименте они попытались сопоставить методы, использованные Зейгарник (1927 г.). Однако одним из необходимых изменений было использование только ментальных задач, без вхождения в структуру исследования задания, связанного с моторикой рук. Субъектами стали 39 студентов (25 женщин и 14 мужчин) из Мичиганского университета. В этом исследовании использовались задачи с двадцатью словами, в том числе математические, логические и аналитические (Мослер, 1977). Все они были разбиты на отдельные группы и требовали для успешного решения от 15 секунд до четырех минут. Каждая задача была представлена ​​на отдельном листе бумаги и имела свое краткое название, например, «Мост».

Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.

Субъектам были предоставлены следующие инструкции: «у вас будет ряд заданий. Пожалуйста, работайте быстро и точно. Не решайте задания интуитивно: попробуйте все проанализировать и дать четкий ответ. Как только вы заканчиваете одну задачу – вам тут же предоставят следующую. Не беспокойтесь, если вам не удастся закончить решение».

Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.

Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.

Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения. 

Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения. 

Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи. 

В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).

Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.

Суть его состояла в том, что субъектам давали для выполнения простейшее задание – например, сложить фигурку из разных элементов. Когда задание было почти выполнено, экспериментатор прерывал участника и просил выполнить абсолютно другое действие. В это время экспериментатор должен был «нейтрализовать раздражитель» — накрыть стимульный материал газетой, бумагой, тканью и т.д. После того, как второе действие было завершено участником, экспериментатор должен был сделать вид, что чем-то очень занят и не слышит вопросов субъекта, но в то же время, должен был за ним наблюдать. Оказалось, что 86% участников возвращались к первому действию, которое было прервано в начале.

Левин, ознакомившись с результатами этого исследования, сначала был возмущен, почему взрослые люди возвращаются к выполнению бессмысленных и глупых задач, таких как простое складывание фигур. Но затем он пришел к заключению, что эмоциональное и психологическое напряжение, возникающее в ситуации решения любой по сложности задачи, должно быть снято, иначе наше сознание постоянно будет нас возвращать к этому незавершенному действию. Именно такую «заряженную» или напряженную систему Левин называл «квази-потребностью» или намерением что-то сделать в данный момент, что, по его мнению, отличалось от истинной потребности, существующей постоянно в сознании человека.

Понятие «закрытого гештальта»

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.

Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.

 Поэтому прибегают к методу проигрывания ситуаций и возможных вариантов событий, которые позволят «отпустить» ситуацию. Задача психотерапевта — увеличить осознанность действий человека, обратить его внимание на то, что он делает и для чего. То есть, перевести гештальт из неосознанного в осознанное состояние. Именно законченность, удовлетворение от «нужного» завершения позволяет человеку закрыть гештальт и, тем самым, снять психологическое напряжение.

В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

Список литературы:
  • 1. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  • 2. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976.
  • 3. Birenbaum G. Das Fergessen einer Fornahme. — «Psych. Forschung», 1931.
  • 4. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis Berlin, 1926.
  • 5. Lewin K. A dynamic theory of personality. N. Y. — London, 1935.
  • 6. Lewin K. Principles of topological psychology. N. Y., 1936.
  • 7. Lewin K. The conflict between Aristotelian and Galilean modes of thought in contemporary psychology. N. Y., 1927.
  • 8. Lewin K. Die phychologische situation bei Zohn und Strafe. Leipzig, 1931.
  • 9. Owsiankina M. Die Wiederaufnahme unterbrochenen Handlungen.—«Psych. Forsch.», 1928, Bd 10.
  • 10. Zeigarnik B. Uber das Behalten erledigter und unerlegiter Handlungen.— «Psych. Forsch.», 1927, Bd 9.

Автор: Чечко Ирина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Эффект Зейгарник | Блог 4brain

эффект Зейгарник

Случалось ли вам чувствовать тревогу и даже некоторую вину по поводу какого-либо незавершённого дела? Когда вы не успевали довести начатое до конца, вынуждены были отложить, а в результате полночи не могли спать, переживая, и постоянно мысленно возвращались к этому незаконченному занятию? Если да, то, возможно, вы будете удивлены узнать, что причиной такого состояния является не пресловутая совесть, привычка доводить начатое до конца или личная склонность к излишним переживаниям. Подобный эффект в разной степени характерен для всех людей, и психологам он известен относительно давно. Это – эффект Зейгарник, получивший своё название от имени советской исследовательницы, основательницы отечественной патопсихологии, которая первая его описала.

Забывчивые официанты

Представьте себе ребёнка, увлечённо собирающего домик из кубиков или рисующего любимого персонажа мультфильма. Если занятие действительно интересное, оторвать его от него, не предложив взамен такой же по силе стимул, очень сложно – спустя время он всё равно вернётся, чтобы закончить начатое. Впервые данную закономерность открыл немецкий (позже эмигрировавший в США) психолог Курт Левин.

Развитие этого наблюдения, его научное обоснование и экспериментальное подтверждение было совершено ученицей Левина – Блюмой Вольфовной Зейгарник, которая защитила на эту тему диплом в Берлинском университете. В отдельных источниках указывается, что на саму мысль её натолкнуло наблюдение за работой официантов в ресторане. С момента принятия заказа и до подачи блюда они отлично помнили, что заказал посетитель, но как только блюдо оказывалось на столе – информация о заказе мгновенно забывалась.

В дальнейшем исследование было перенесено в стены университета. Б. Зейгарник сосредоточилась на экспериментальном обосновании теории, ранее предложенной Левиным. Суть его сводилась к тому, чтобы показать, что если прервать человека и не дать закончить начатое, он будет пребывать в состоянии эмоционального напряжения, которое сохранится до тех пор, пока дело не будет завершено. Кроме того, всё это время он будет помнить о задании.

Сам эксперимент был очень простой. Испытуемым предлагали решить ряд задач за отведённое время. Но в определённый момент их прерывали, объясняя это нехваткой времени. Позже участников просили назвать те задания, которые они запомнили. Среди ответов преобладало описание тех задач, которые они не успевали выполнить. Их испытуемые помнили в 2 раза лучше, чем те, которые успели сделать.

Результатами данного исследования и была подведена черта под пониманием открытого психологического эффекта, который впоследствии назвали в честь Б. Зейгарник. Им описывается особенность (или феномен, если угодно), которая сводится к тому, что люди лучше запоминают прерванные дела, чем завершённые. Происходит это вследствие нарушения мотивационного компонента памяти. В дальнейшем, в основном зарубежными психологами, эти выводы были многократно подтверждены и детализированы. Но что дают эти знания нам?

Эффект Зейгарник, реклама, прокрастинация и память

Во-первых, теперь вы знаете научное определение чувства вины за невыполненное дело или обещание. Если же говорить серьёзно, то отпечаток, наложенный эффектом Зейгарник, можно проследить на простых примерах из повседневной жизни. А благодаря этому лучше понять природу некоторых своих действий и даже провести небольшой эксперимент над собой.

Ещё в начале 1970-х двое учёных, Дж. Хаймбэк из Nationwide Research Center и Дж. Джейкоби из университета Пардью, провели серию экспериментов о значении и возможностях применения эффекта Зейгарник в рекламе. Использование тактики прерывания продемонстрировало своё  положительное влияние на вовлечение и запоминание бренда. Отсюда выводы, которые сегодня широко применяются в рекламной и медийной сферах: 1) ролик должен интриговать с первых секунд, чтобы, отказавшись от просмотра, у человека возникало ощущение незавершённости; 2) недосказанность рекламы или одного из сюжетов способствуют лучшему запоминанию. Эти уловки позволяют «вести» потенциального покупателя не только в процессе просмотра, но и на всей дистанции принятия решений.

Насколько это влияет на современного потребителя? Очевидно, что рекламы вокруг нас сегодня так много, что временами уже на уровне подсознания мы блокируем её в любых проявлениях. Но судить об эффективности приёма можно хотя бы из простого примера. Подумайте, какие фильмы вызывают у вас больший отклик и лучше запоминаются: с открытым финалом (почему-то на ум сразу приходит «Начало» К. Нолана) или те, где история в конце завершается?

Но это всё тоже не более чем занимательные факты. Как можно применять эффект Зейгарник в повседневной жизни с пользой для себя? Как минимум, в качестве инструмента тайм-менеджмента для налаживания эффективной работы и борьбы с прокрастинацией. Для первого вам понадобится избавиться от многозадачности. Другими словами, применить правило «одно дело за один раз». Сконцентрировавшись на выполнении занятия до конца, вы не окажетесь в ситуации, когда сразу несколько дел будут требовать своего завершения и «давить» на вас.

Для того чтобы справиться с проволочками, следует прибегнуть к правилу 15 минут. Если вы интересовались вопросами управления временем раньше, то, наверняка, слышали о нём. Суть заключается в том, что если начать заниматься чем-либо и продолжать 15 минут, то в дальнейшем работа будет идти во многом автоматически, и уже не доставлять такого дискомфорта как сразу. Как говорится, в любом деле главное – начать. Положительное влияние эффекта Зейгарник здесь в том, что, прервавшись от занятия, вы легче вернётесь к его дальнейшему выполнению, поскольку задействованными окажутся мотивационные компоненты памяти.

Но есть и неутешительные данные, которые следует знать всем руководителям. Эффект Зейгарник работает хуже, когда человек ожидает награду. В материале на «Лайфхакере» приводились данные об исследовании университета Миссисипи, подтвердившем этот факт. Две группы участников, как и в традиционном исследовании, работали над заданием. В какой-то момент их прервали и одним сказали, что заплатят за участие, вторым же награду не обещали. После перерыва к выполнению работы вернулись лишь 58% людей, которым раньше заплатили. Тех, кто не ждал оплаты и продолжил выполнять задание, оказалось аж 86%. К тому же, первые ещё и меньше времени тратили на каждое задание. Вывод: получив вознаграждение, человек теряет запас мотивации и в некоторой мере интерес к выполнению работы.

Памятуя об эффекте Зейгарник можно попробовать проделать фокус со своей памятью. Поскольку прерванные занятия запоминаются в 2 раза лучше, можно сознательно не завершать некоторые дела, с целью дальнейшего более детального их воскрешения в памяти. Например, готовясь к экзамену, не стараться изучить тему досконально, а оставлять небольшие пробелы. Попросту говоря, не стоит быть перфекционистом.

Отзывы и комментарии

А что вы думаете по этому поводу? Часто ли вы подвержены действию эффекта Зейгарник? Делитесь собственным опытом и мыслями по поводу статьи.

Эффект Зейгарник на практике / Цифровые Экосистемы corporate blog / Habr

Эффект Зейгарник может помочь повысить вашу работоспособность. Сначала я объясню, в чем заключается идея, а затем дам практический совет, как можно применить ее в обучении.

Что такое Эффект Зейгарник?


Представьте, что сейчас 9:00 вечера. Вы изучаете JavaScript. Садитесь за стол. Открываете свой ноутбук и запускаете редактор кода. Работаете вы, скажем, над проектом с ресурса freeCodeCamp — Wikipedia Viewer.

Работаете некоторое время, затем отвлекаетесь, открываете браузер, чтобы прочитать статью на сайте Mozilla Developer Network о совместном использовании ресурсов между разными источниками (CORS), потому что хотите разобраться c кросс-доменными Ajax запросами.

Все идет хорошо. Чем дольше вы читаете статью о CORS, тем лучше ее понимаете. Становится поздно, пора закругляться.

Что вы сделаете дальше?

А) Оставите статью недочитанной, чтобы вернуться к ней следующим утром?
Или
Б) Доведете дело до победного конца и закончите чтение?

Эффект Зейгарник рекомендует вам выбрать вариант А и не заканчивать чтение, когда планируется перерыв. Почему?

Потому что согласно эффекту Зейгарник, «прерванные задачи запоминаются лучше, чем законченные».

Люди так устроены, что испытывают тягу к завершению действия, которая активируется, когда какая-либо задача осталась недовыполненной. Вспомните о том, как постепенно разрешаются загадки в детективах, или о чувстве, которое испытываете, когда кладете трубку, так и не закончив спор с любимым человеком. Это ощущение напряженности появляется как раз благодаря пресловутой тяге к завершению начатого, которая эффективно помогает нам запомнить неоконченные задачи.

Итак, если вы предприимчивый разработчик, то вполне можете применить данный эффект, когда изучаете новые инструменты или развиваете свои навыки. Потому что – при равных временных затратах на изучение материала – эффект Зейгарник может помочь вам лучше и эффективнее запомнить концепции разработки.

А вот одна идея, как можно использовать этот феномен, когда учитесь писать код.

Профессиональный лайфхак: Оставьте кусок кода недописанным, когда “работа прет” и вернитесь к нему позже.

Вот вы работаете над одним из алгоритмов. Вы ухватили суть проблемы. Набросали кое-какие заметки и псевдо-код на бумажке, составили высококлассный план, как будете писать этот самый алгоритм.

Затем начинаете переводить свои мысли в код. Потом еще и еще. Работа спорится, и вы начинаете чувствовать прилив дофамина от мысли, что скоро задание будет выполнено и freeCodeCamp выдаст вам награду — поощрительное сообщение:

А теперь остановитесь. Прежде, чем закончите эту задачу. Остановитесь. Примите осознанное решение остановить процесс. Отойдите от компьютера и займитесь чем-нибудь другим.

«Но я же почти закончил!» — скажете вы.

Идея в том, что когда вы сами себя прерываете на середине процесса, вы не только лучше запоминаете то, в чем практикуетесь — вы еще и усиливаете свою мотивацию продолжить работу.

Тяга к завершению будет такой сильной, что вы не сможете выдержать долгой разлуки со своим компьютером. А когда наконец вернетесь, то точно оторветесь по полной.

Итак, используя пресловутый эффект Зейгарник, вы:

  1. Лучше запоминаете те концепции, которые затрагивались в задании
  2. Даете себе стимул вернуться к работе.

Причем с удвоенной энергией. Двойная польза.

Эффект Зейгарник в действии


В последнее время я запоем читаю книги и рассказы Роальда Даля, потому что он потрясный автор. И в одном из своих интервью он описал стратегию, наводящую на мысли об эффекте Зейгарник:
Я никогда не возвращаюсь к чистой странице, всегда дописываю примерно до половины. Сталкиваться с пустой страницей не очень хорошо. Но Хемингуэй, великий американский писатель, научил меня отличному трюку, который незаменим при работе над длинной книгой. Он выразил это так: «Когда работается хорошо, переставай писать».

Это значит, что если все идет как по маслу, и ты точно знаешь, что случится в конце главы и что будут делать персонажи, не стоит продолжать писать, пока не доберешься до конца. Иначе тебе придется задаться вопросом, что делать дальше. И ты встанешь и уйдешь, а потом совсем не захочешь возвращаться к работе, потому что просто не знаешь, как продолжить.

Но если ты остановишься, когда все идет отлично, как сказал Хемингуэй… тогда ты будешь знать, что хочешь сказать дальше. Нужно заставить себя остановиться, отложить карандаш и все остальное и просто отойти. И тогда у тебя будут руки чесаться скорее вернуться к работе, потому что ты уже знаешь, что будет дальше, и это прекрасно, и тебе нужно это сделать. И так каждый раз, каждый день в течение года.

Если ты останавливаешься, когда застрял — вот тогда у тебя будут неприятности!


Послушать полное интервью Роальда Даля можно по ссылке.

Написание романа и кода намного ближе, чем вы думаете. И то, и другое — насыщенные творческие процессы. Если подобные остановки во время успешного процесса помогли двум легендарным писателям создать произведения, которыми восхищается весь мир, то могут и вам помочь прокачать свои способности и создать полезный продукт.

Если у вас есть идеи, как еще можно было бы использовать эффект Зейгарник для улучшения навыков в программировании, будем рады увидеть их в комментариях. Спасибо за внимание!

Эффект Зейгарник

Психологическое значение

Понятно, что на работу эффекта влияют не только внешние факторы, но и внутренние

В первую очередь, уровень мотивации: насколько важно вообще завершить ту или иную работу. Чем больше мы эмоционально вовлечены в процесс, в явление, тем сильнее нас будет волновать его незавершенность, в том числе на бессознательном уровне

Важно и вознаграждение: что мы упускаем при невыполнении задания, какой будет приз. Плюс самооценка. Эффект в полную силу работает только при нормальном ее уровне. Если самооценка занижена, человек может вообще ничего не запоминать или делать вид, что не запоминает

Если завышена, то человек всегда будет слишком мотивирован на любое задание.
Необходимо отметить и человеческую особенность — акцентировать внимание на победах и стараться забыть о поражениях. Это легко объяснимо: еще Фрейд писал, что человек имеет склонность к вычеркиванию из памяти психологически неприятных явлений и ситуаций

Но забывание и работа с неприятным — немного разные вещи. Вот и получается, что наши старые нерешенные задачи, о которых мы уже позабыли, сохраняют свое напряжение в глубинной памяти и влияют на всю нашу жизнь.

Как не стать жертвой эффекта Зейгарник

В психологии известен очень интересный эффект, названный по имени его открывателя – эффект Зейгарник.

Суть этого принципа заключается в том, что незавершенные дела вызывают в людях внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова.

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник

Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ. Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но мгновенно забывал те, которые только что исполнил.

Б. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее в ходе своих экспериментов она установила, что начало задания создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не выполнена.

Челoвек вcегдa cтpемитcя к зaвеpшению неoкoнченнoгo. Этo кacaетcя не тoлькo пaмяти, нo и вocпpиятия. A вoт и пoдтвеpждение мoиx cлoв:

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник

Вы видите кpуг, тpеугoльник и еще oдин тpеугoльник c тpемя кpужкaми? Нo еcли быть тoчным, тo нa caмoм деле вы видите тpи coгнутыx oтpезкa, тpи угoлкa, a тaк же тpи чеpные фигуpы cпецифичеcкoй фopмы.

Пcиxикa coздaнa тaким oбpaзoм, чтo челoвек xoчет целoгo, xoчет зaвеpшеннocти. А пока этой завершенности нет, мы проигрываем ситуацию в голове вновь и вновь.

Пеpеживaние пo пoвoду paзнoглacий в бpaке, кoгдa уже oфopмлен paзвoд, зaцикливaние нa детcкиx oбидax, кoгдa caм уже взpocлый – этo те caмые незaвеpшенные cитуaции.

Невысказанные чувcтвa и неcделaнные пocтупки — именнo oни мoгут жить в нac долгие гoды.

На мой взгляд, основной вывод, который можно сделать из эффекта Зейгарник, состоит в том, что нужно стремиться иметь как можно меньше незаконченных дел. Любая такая задача вызывает у вас чувство дискомфорта, и отвлекает вашу энергию.

Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения промежуточных задач.

Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств – каждое обязательство также закрепляется в вашей памяти и повышает уровень психического напряжения.

Интересно, что эффект Зейгарник может объяснить продолжительную влюбленность в человека, отсутствующего рядом. Например, парень влюбился в девушку, но через некоторое время они по каким-то причинам расстались, например, девушка уехала в другой город или вышла замуж за другого.

С тех пор они могут никогда не встретиться, но парень, скорее всего, будет ее помнить и десятилетия спустя, и все потому, что действие (а в данном случае любовь) оказалось незавершенным. Возможно, если бы они сохранили отношения, узнали друг друга получше, и расстались от охлаждения отношений, то эффект был бы совсем иным.

И что еще интересно – у вас могут быть какие-то очень старые невыполненные дела, нерешенные конфликты и т.д. Они уже давно позабыты на уровне сознания, но на подсознательном уровне напряжение сохраняется и это влияет на ваше поведение. Такие старые задачи нужно извлекать из глубин подсознания (психоанализ вам в помощь) и завершать, если конечно это возможно.

Завершение освобождает энергию!

Теперь, чтобы закрепить полученные знания на практике, я предлагаю вам выполнить небольшое практическое задание.

Эффект Зейгарник, реклама, прокрастинация и память

Во-первых, теперь вы знаете научное определение чувства вины за невыполненное дело или обещание. Если же говорить серьёзно, то отпечаток, наложенный эффектом Зейгарник, можно проследить на простых примерах из повседневной жизни. А благодаря этому лучше понять природу некоторых своих действий и даже провести небольшой эксперимент над собой.

Ещё в начале 1970-х двое учёных, Дж. Хаймбэк из Nationwide Research Center и Дж. Джейкоби из университета Пардью, провели серию экспериментов о значении и возможностях применения эффекта Зейгарник в рекламе. Использование тактики прерывания продемонстрировало своё  положительное влияние на вовлечение и запоминание бренда. Отсюда выводы, которые сегодня широко применяются в рекламной и медийной сферах: 1) ролик должен интриговать с первых секунд, чтобы, отказавшись от просмотра, у человека возникало ощущение незавершённости; 2) недосказанность рекламы или одного из сюжетов способствуют лучшему запоминанию. Эти уловки позволяют «вести» потенциального покупателя не только в процессе просмотра, но и на всей дистанции принятия решений.

Насколько это влияет на современного потребителя? Очевидно, что рекламы вокруг нас сегодня так много, что временами уже на уровне подсознания мы блокируем её в любых проявлениях. Но судить об эффективности приёма можно хотя бы из простого примера. Подумайте, какие фильмы вызывают у вас больший отклик и лучше запоминаются: с открытым финалом (почему-то на ум сразу приходит «Начало» К. Нолана) или те, где история в конце завершается?

Но это всё тоже не более чем занимательные факты. Как можно применять эффект Зейгарник в повседневной жизни с пользой для себя? Как минимум, в качестве инструмента тайм-менеджмента для налаживания эффективной работы и борьбы с прокрастинацией. Для первого вам понадобится избавиться от многозадачности. Другими словами, применить правило «одно дело за один раз». Сконцентрировавшись на выполнении занятия до конца, вы не окажетесь в ситуации, когда сразу несколько дел будут требовать своего завершения и «давить» на вас.

Для того чтобы справиться с проволочками, следует прибегнуть к правилу 15 минут. Если вы интересовались вопросами управления временем раньше, то, наверняка, слышали о нём. Суть заключается в том, что если начать заниматься чем-либо и продолжать 15 минут, то в дальнейшем работа будет идти во многом автоматически, и уже не доставлять такого дискомфорта как сразу. Как говорится, в любом деле главное – начать. Положительное влияние эффекта Зейгарник здесь в том, что, прервавшись от занятия, вы легче вернётесь к его дальнейшему выполнению, поскольку задействованными окажутся мотивационные компоненты памяти.

Но есть и неутешительные данные, которые следует знать всем руководителям. Эффект Зейгарник работает хуже, когда человек ожидает награду. В материале на «Лайфхакере» приводились данные об исследовании университета Миссисипи, подтвердившем этот факт. Две группы участников, как и в традиционном исследовании, работали над заданием. В какой-то момент их прервали и одним сказали, что заплатят за участие, вторым же награду не обещали. После перерыва к выполнению работы вернулись лишь 58% людей, которым раньше заплатили. Тех, кто не ждал оплаты и продолжил выполнять задание, оказалось аж 86%. К тому же, первые ещё и меньше времени тратили на каждое задание. Вывод: получив вознаграждение, человек теряет запас мотивации и в некоторой мере интерес к выполнению работы.

Памятуя об эффекте Зейгарник можно попробовать проделать фокус со своей памятью. Поскольку прерванные занятия запоминаются в 2 раза лучше, можно сознательно не завершать некоторые дела, с целью дальнейшего более детального их воскрешения в памяти. Например, готовясь к экзамену, не стараться изучить тему досконально, а оставлять небольшие пробелы. Попросту говоря, не стоит быть перфекционистом.

Первый шаг к гештальт-терапии

На обывательском уровне вроде бы все понятно, но по сути — это огромный шаг к гештальт-терапии, направлению, сформировавшемуся только к середине 20-го века. Все слышали выражение «незакрытый гештальт», который, говоря очень поверхностно, по сути, и есть некое незавершенное действие, а точнее -дискомфорт, возникающий от незаконченности действия или ситуации. Как в сказке про Золушку: навязчивый поиск принцем обладательницы туфельки по факту является именно незакрытым гештальтом. Эти незавершенности накапливаются, накапливаются и в итоге преобразуются в невроз. Таким образом, эксперименты Зейгарник стали важным шагом к пониманию некоторых психологических проблем.

Обратная сторона эффекта Зейгарник

К сожалению, эта методика работает не во всех случаях. Если вы ожидаете награду за конкретный кусок работы, сознательное прерывание задачи на части только ухудшает продуктивность и мотивацию к продолжению.

Эту особенность подтвердило исследование , проведенное в Университете Миссисипи. Участников разделили на 2 группы и дали задачу, которую следовало выполнить с использованием эффекта Зейгарник. Одной из групп пообещали заплатить за участие в эксперименте.

В результате те, кому пообещали награду, возвращались к работе после перерыва лишь в 56% случаев. Процент возвратов второй группы был выше – 86%.

Так что, если вы работаете ежедневно с 9 до 17 с почасовой оплатой, такой метод, скорее всего, не сработает.

Существует еще одна проблема, которая ограничивает применение данного эффекта. Если количество недоделанных задач окажется слишком большим, ваш мозг будет перегружен. Помимо работы над текущим заданием, ему придется тратить ресурс на множество других, незаконченных дел. Вы начнете испытывать стресс, ухудшится концентрация внимания и ваша продуктивность снизится.

Справиться с этим можно двумя способами:

  1. Ограничивайте применение эффекта Зейгарник на 1-3 проекта, чтобы не слишком утомлять свой мозг. Помните, что наиболее эффективен он в сфере образования.
  2. Делегируйте часть незавершенных дел. Мозг будет воспринимать такие задачи, как выполненные, и освободит немного “оперативной памяти” для текущих дел.

Другие исследования

Феномен незавершённых действий исследовался и другими психологами.

Курт Левин

Курт Левин проводил эксперименты, в которых творческую деятельность детей прерывали, предлагая им другие занятия. При этом в случае незавершенности задачи дети при первой возможности старались закончить незавершенное дело.

Согласно Теории поля этого психолога напряженность, которая возникает в начале действия, не разряжается полностью при его неполном завершении. При сохранении такой напряженности облегчается доступ к следам памяти.

Интересный эксперимент в этом направлении провел Поль Фресс. Он давал испытуемым 20 задач, но разрешал решить только 10 из них, а потом спрашивал, сколько по мнению испытуемого ему удалось решить задач. Оказалось, что уверенные в себе люди склонны преувеличивать свои достижения. Они считали, что справились успешно с большей частью задач. Люди же с более низкой самооценкой были скорее склонны преуменьшать свои достижения. Этот эксперимент, таким образом, превратился в своеобразную форму личностной диагностики.

Различные исследователи также обнаружили некоторые прочие факторы, связанные с эффектом Зейгарник:

  1. вероятность проявления данного эффекта меньше, если испытуемый в определенной степени лично заинтересован в выполнении задания;
  2. эффект проявляется в большей степени, если прерывание задания не выглядит как часть экспериментального плана;
  3. проявление эффекта более вероятно, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.

Как проходили научный эксперимент и исследования Зейгарник

Исследование было простым с добровольными участниками. Всех добровольцев разделили на две отдельные группы. Одной группе людей давали задания и позволяли полностью завершить их.

Эффект Зейгарник

Эффект ЗейгарникВторую группы специально отвлекали, не давали выполнять задание до конца. Затем их отправляли по домам. Через несколько дней участников обеих групп спрашивали о содержании заданий. Те люди, которые не смогли довести дело до конца помнили все нюансы заданий хорошо. Кому же удалось завершить задание, помнили о деталях очень смутно.

В другой версии эксперимента над эффектом Зейгарник, Блюма обнаружила, что взрослые участники могли запоминать незавершенные задания на 90% лучше, чем когда они выполняли повторно завершенные. Начальные исследования Зейгарник были описаны в статье «О выполненных и незавершенных задачах», опубликованной в 1927 году. Дальнейшие исследования психолога Зейгарник – эффект незавершенного действия.

Интересно знать!

На факультете психологии МГУ, где долгие годы работала профессор Б. В. Зейгарник, иногда вспоминают курьезный эпизод, происшедший на XIX Международном психологическом конгрессе (Лондон, 1969). Группа советских психологов в неформальной обстановке знакомилась с японскими коллегами. Те, выслушивая труднопроизносимые русские фамилии, в традиционной восточной манере вежливо улыбались и кивали. И тут им была представлена немолодая женщина маленького, почти кукольного роста. Выражение лиц японцев враз переменилось, дежурные улыбки сменились неподдельным изумлением. А самый молодой член японской делегации, забыв о деликатности, наивно воскликнул: «Так это вы и есть — Зейгарник? Неужели вы еще живы?»

В 1960-х годах исследователь человеческой памяти Джон Бадделей продолжил исследование этих результатов в эксперименте. Участникам был предоставлен ограниченный период времени для решения ряда анаграмм. Когда они не смогли разгадать анаграмму до истечения времени, им раскрыли слово «ответ». Когда позже участников попросили вспомнить слово в анаграммах, у них появилась быстрее и лучше срабатывала память на слова, которые они не решили. Это подтверждает вывод Б. Зейгарник об эффекте, когда у людей сохраняется четкая память о незаконченной или прерванной деятельности и информации.

Эффективный метод, как быстро избавиться от чувства сожаления о прошлом

Конфликтующие исследования

Однако не все последующие исследования нашли поддержку этому эффекту, открытому Зейгарник. Некоторые научные эксперименты не смогли показать тот же результат. А другие исследователи обнаружили, что существует множество факторов, которые могут влиять на силу эффекта.

Например, некоторые исследования показали, что мотивация способна играть важную роль в том, насколько хорошо люди запоминают информацию. Если они делают это намеренно, то вполне могут отлично запомнить дела, которые доводили до конца.

Тем не менее закон эффекта Зейгарник работает независимо от того, каким уровнем памяти обладает человек. Если он что-то не довел до завершения, он вес равно будет помнить об этом лучше, нежели когда дело завершено.

Экспериментальное исследование эффекта Зейгарник

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник

Для подтверждения или опровержения обнаруженного феномена Блюма вместе со своей сокурсницей Марией Овсянкиной организовали специальный эксперимент. В ходе его проведения перед испытуемыми были поставлены разные интеллектуальные задания. Среди них были головоломки, арифметика, лепка из глины и сборка зданий из картонных коробок.

В ходе эксперимента испытуемых периодически обрывали, не давая закончить какое-то задание. Им говорили, что время на его выполнение исчерпано и подталкивали перейти к следующему. После завершения эксперимента участников просили вспомнить и описать задачки, которые требовалось решить. В 90% случаев озвучены были именно те задания, которые не были доведены испытуемыми до конца. Это подтвердило предположение Зейгарник о том, что незаконченные дела получают в нашем сознании особый статус и полностью не могут быть забыты до момента завершения.

Эффект Зейгарник или как использовать принцип завершения

Она просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло и задача не решена. По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения. Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами благополучно решенными. Число запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название «эффект Зейгарник». Степанов С. С, Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 245-246.

Что такое эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник

Наверняка вы когда-то нервничали из-за дела, которое отложили или не успели закончить. Возможно, оно не выходит у вас из головы целыми днями. Мысли только о нем, но необходимо выполнять другую работу. Признайте, такое случалось. А как только удавалось доделать, наконец-то завершить, наступало чувство облегчения, и вы забывали о нем. Это и есть эффект Зейгарник.

Впервые Блюма Зейгарник обнаружила зачатки своего открытия в ресторане, когда обедала вместе с ее учителем Куртом Левиным. Официанты запоминали заказы и держали их в голове ровно до того момента, пока все блюда не будут вынесены. Потом полностью озвучить позиции у них не получалось. Это натолкнуло ученую на следующий шаг — провести эксперимент в лабораторных условиях.

Участникам давали выполнить определённые задачи. Одну часть они доводили до конца, а другую только наполовину из-за нехватки времени. Около 90% опрошенных испытуемых четко помнили только то, что им не удалось завершить. Выполненные задачи забывались. Это напоминает зуд на коже или корочку от ранки: когда пытаешься не чесать и не ковырять, то постоянно думаешь об этом. Такое может происходить и с ситуациями, и с проблемами, которые остались неразрешенными. Обычно это именуют незакрытым гештальтом.

Как и кем был открыт эффект Зейгарник

Сам по себе эффект незавершенности, как психологическое явление существовал, скорее всего, с момента появления человека разумного. Просто раньше никто не замечал и не изучал этот феномен. Впервые он был открыт Блюмой Вольфовной Зейгарник – ученицей Левина, которая защитила на эту тему диплом в Берлинском университете.

На заметку!

К. Левин — крупнейший немецкий и американский психолог, яркий представитель гештальт-психологии — известен, прежде всего, как создатель теории психологического поля, в которой принципы гештальтпсихологии применены им для создания оригинальной теории личности, а впоследствии и как разработчик многих идей в области социальной психологии (социальная перцепция, групповая динамика, групповая дифференциация, типология стилей общения и др.).

Интерес к психологии человека и различным процессам в поведении людей проявлялось у Блюме еще в студенческие годы. Блюма родилась в северо- восточной части России в 1900 г. Девушка в двадцать один год вышла замуж, жила в Берлине и училась в вузе.

Эффект Зейгарник

Эффект ЗейгарникЗейгарник родилась в 1900 году, в 1921 поступила на филфак Берлинского университета. Но вскоре ее заинтересовали совсем другие области и она очень быстро переквалифицировалась на психолога. В то время Б. Зейгарник начинает посещать семинары выдающегося психолога Курта Левина, который активно изучал движущие мотивы и потребности личности, а также их зависимости от социального окружения.

Как-то, в один прекрасный день Блюма сидела в кафе вместе с К. Левиным и другими студентами. Был час пик, в заведении было полно народу. Наблюдательная студентка заметила интересную вещь – один официант, несмотря на многочисленные заказы, ничего не записывал. Но при этом он не ошибался и приносит вовремя все заказы.

Зейгарник отметила его феноменальную память и решилась побеседовать с ним о его работе. Она спросила, помнит ли он блюда соседнего стола, который обслужил немного раньше их.

Официант не смог перечислить абсолютно весь заказ, ввиду большой работы и многолюдности в кафе. Но в этот момент у Блюмы зародилась идея, где направление ее изучения было выбрано. Ей оставалось только подтверждение этого феномена.

Эффект Зейгарник

Эффект ЗейгарникПозже она также беседовала и с другими официантами. Почти все говорили, что с момента принятия заказа и до подачи блюда они отлично помнили, что заказал посетитель. Но как только блюдо оказывалось на столе – информация о заказе практически мгновенно забывалась.

В дальнейшем интерес студентки Зейгарник перерос в научное исследование и был перенесен в стены университета. Блюма сконцентрировалась на экспериментальном обосновании теории, ранее уже предложенной Левиным. Суть эффекта сводилась к тому, чтобы показать и научно зафиксировать – если человека прервать в деле и не дать закончить начатое, он будет пребывать в состоянии эмоционального напряжения, которое сохранится до тех пор, пока дело не будет завершено. Кроме того, всё это время он будет помнить о задании и всех его деталях.

Тема дипломной работы над явлением, впоследствии прославит ее и обретет термин, названный в ее честь «Эффект Зейгарник — в психологии». Это была ее 1первая научная работа. На тот момент женщине-психологу было 27 лет.

В чем заключается психологический феномен Зейгарник

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник

Если говорить кратко об эффекте Зейгарник, он сводится к объяснению влияния незавершенного действия на состояние человека. Не доводя до конца выполнение задачи, люди не могут успокоиться и расслабиться. Примером может послужить важный разговор с супругом, прерванный кем-то на середине. Отсутствие договоренности приводит к напряжению и неопределенности в отношениях. Человек не может расслабиться и переключиться на другие дела, мысли о беседе постоянно всплывают в памяти.

Опираясь на свои наблюдения, вот что пишет по этому поводу Блюма Зейгарник в книге «Патопсихология»: «При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении».

Говоря кратко о том, как именно разворачивается эффект Зейгарник, в психологии обозначают следующую последовательность:

  1. Начало выполнения любого задания создает в памяти человека напряжение.
  2. Напряжение стремится к завершению, влияя на поведение.
  3. Напряжение разряжается, как только реализовано окончание дела.

По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Детальнее об этом рассказывает такое направление, как гештальтпсихология.

Эффект Зейгарник и неврозы

Дальнейшие исследования ученых привели к выводу – чем больше у человека накапливается незавершенных дел, тем выше у него предрасположенность к неврозу.

Как это связано? К невротическим расстройствам склонны люди с низкой самооценкой, неуверенные, неспособные брать на себя ответственность, мнительные, наивные, асоциальные, легко убеждаемые, воспринимающие мир в негативных тонах. И именно такие личности более других склонны к не завершению начатых дел. Они намного реже других достигают результатов и поставленных целей. Таким образом, чем больше у человека сталкивается в своей жизни с эффектом Зейгарник, тем выше у него шансы получить невротическое расстройство.

Эффект Зейгарник

Эффект ЗейгарникКонечно, неврозы бывают не только у людей, обладающих описанными выше чертами. Иногда к неврозу приводят сильные психологические травмы, потрясения, пережитые трагедии.

Но как показали наблюдения, незавершенные дела, недостигнутые цели, склонность начинать и все бросать на полпути приводят к внутренним терзаниям, повышенной тревожности, депрессивности. Из этого всего формируются невротические расстройства. Эффект Зейгарник состоит в том, что человек помнит о том, что он не сделал, лучше, чем все то, что он совершил. Таким образом, психика личности фиксируется на неудачах. Из чего формируется негативный психо-эмоциональный настрой, и как следствие – невроз.

В каких сферах применяется эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник в психологии способен играть и положительную роль, развивая личность, совершенствуя некоторые качества.

Данный эффект – это не просто интересное наблюдение о том, как работает человеческий мозг. При правильном использовании он может иметь конструктивные последствия в вашей повседневной жизни. Вы даже можете использовать это психологическое явление в своих интересах. Здравый смысл может сказать вам, что завершение задачи – лучший способ приблизиться к цели. Эффект Блюмы Зейгарник вместо этого предполагает, что прерывание во время задания является эффективной стратегией для улучшения вашей способности запоминать информацию.

Для развития людей и достижения наилучших результатов Эффект психолога Зейгарник используют в самых разных областях.

Вам также может быть интересно:

Эти убеждения разрушат вашу жизнь, срочно избавляйтесь от них

Обучение

Если вы готовитесь к экзамену, прекратите на время учебные занятия, а не пытайтесь зубрить их всю ночь перед экзаменом. Изучая информацию с интервалами, вы, скорее всего, будете помнить ее лучше до дня тестирования

Если вы изо всех сил пытаетесь запомнить что-то важное, кратковременные прерывания могут принести вам пользу. Вместо того чтобы просто повторять информацию снова и снова, просмотрите ее несколько раз, а затем сделайте перерыв

Пока вы сосредоточены на других вещах, вы обнаружите, что мысленно возвращаетесь к информации, которую изучали.

Маркетинг

Рекламодатели и маркетологи также активно используют эффект Зейгарник, чтобы стимулировать потребителей покупать товары

Например, режиссеры создают рекламные ролики, специально пропуская важные детали, чтобы привлечь внимание зрителей

Они захватывают интерес и заставляют людей хотеть большего. Чтобы получить все интересующие подробности, люди должны совершить покупку или отправиться в магазин для детального рассмотрения товара. Телевизионные шоу-программы и сериалы также используют эту стратегию. Эпизоды часто заканчиваются в момент активных действий, оставляя нерешенной судьбу персонажей или исход ситуации. Чтобы снять напряжение, создаваемое специально, зрители должны не забыть настроиться на следующий эпизод, чтобы выяснить, что происходит.

Улучшение эффективности

Эффект Зейгарник

Эффект ЗейгарникМы уже выяснили – эффект Зейгарник состоит в том, что люди лучше помнят о незавершенном. Но зачастую мы откладываем задачи до последнего, выполняя их в бешеном темпе в самый последний момент, чтобы уложиться в срок. К сожалению, эта тенденция может не только привести к значительному стрессу, но и к снижению производительности. Делать быстро и много – еще не значит делать хорошо. Один из способов преодолеть проблемы лени – применить эффект Зейгарник. Начните с первого шага, независимо от того, насколько он маленький. Как только вы начали, но еще не закончили свою работу, вы обнаружите, что думаете о задаче. Вы уже не сможете от нее легко оторваться, пока, наконец, не закончите ее. Вы, конечно, можете не завершать все сразу, но каждый ваш маленький шаг приближает вас к конечной цели. Этот подход способен не только мотивировать вас к завершению, но также привести к чувству выполненного долга. Когда вы закончите работу, то легко сможете применить свою энергию в другом месте.

Психическое здоровье

Как вы уже знаете, эффект Зейгарник не всегда полезен. Когда вы не справляетесь с заданиями, они могут навалиться всем скопом вас, создавая непомерную нагрузку. Они будут вторгаться в ваши мысли, вызывать стресс, беспокойство и плохой сон. Эти деструктивные мысли могут вызвать невротическое расстройство и депрессию. Тем не менее эффект Зейгарник может играть положительную роль в преодолении подобных трудностей. Повторяющиеся мысли способны побудить людей завершить начатое задание. Если вы начнете выполнять то, что еще возможно завершить, достигнуть, преодолеть – это обязательно приведет вас к чувству выполненного долга, успокоению, повысит вашу самооценку и уверенности в себе.

Вот мы и разобрались, что же такое Эффект Зейгарник в психологии, чем характеризируется и где применяется. Тренируйте свою память и сохраняйте внутреннюю энергию. В процессе работы, жизни не накапливайте сразу много незавершенных дел, которые будут сохраняться в вашей памяти и лишать вас сил. Даже маленькие шаги обязательно приведут вас к результату.

Автор, эксперт сайта: Анастасия Светлова

«Пережила криз ВСД, страдала неврозом и паническими атаками. Справилась со всеми расстройствами. Изучаю психологию, оздоровительные и духовные практики. Делюсь своим опытом и знаниями, чтобы помогать людям восстанавливать здоровье и внутренний баланс».

Как использовать в повседневной жизни

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник

Многозадачность придётся исключить из своей жизни. Если вы привыкли растрачивать свои силы на несколько дел сразу, то наверняка замечали, что мысли периодически возвращаются к одному или нескольким незавершенным задачам. Это не позволяет на 100% сконцентрироваться на чём-то конкретном.

Выход есть — завести блокнот или ежедневник. Стоит записать все, что вы планируете сделать за день. Следуя списку, по порядку выполните каждый пункт. Вычеркивайте или ставьте галочку, когда хотя бы одна задача завершена. Чувство победы, гордости и спокойствия возникнут мгновенно. Это даст вам мотивацию больше не возвращаться к многозадачности.

Если вы ленивый или просто не можете начать что-то делать, выход тоже найдется с помощью эффекта Блюмы Зейгарник. Принцип действия практически тот же: составляете план и заставляете себя сделать хоть что-нибудь. Главное здесь — это просто начать. Первыми необходимо выполнить наиболее простые и менее энергозатратные задачи. Потом можно переходить к средним, затем и к сложным. Через 10-15 минут мозг привыкнет, а потом не даст вам забыть о начатом деле, если вы вдруг прерветесь. К этому случаю хорошо подходит поговорка: глаза боятся, а руки делают. Хроническую прокрастинацию, к сожалению, этим не излечить.

Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник

Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.

Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».

Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).

Что такое эффект Зейгарник

Когда вы начинаете работать над каким-то делом, но не заканчиваете его, мысли о незавершенной работе продолжают всплывать в уме, даже когда вы переходите к другим вещам. Такие мысли побуждают вернуться и закончить то, что вы уже начали.

Когда вы прерываете просмотр сериала или чтение книги, вы больше всего запомните именно этот момент. Это еще одно проявление эффекта, которое касается вашей памяти.

Этот психологический эффект активно используется режиссерами, сценаристами, рекламщиками, чтобы удержать внимание. На этом принципе построены трейлеры к фильму: они состоят из множества незавершенных кусочков

Ваш мозг захочет “закончить” дело, и сложить всю картину целиком. Но тогда вам придется купить билет и пойти в кино. Вот вы и попались в ловушку эффекта Зейгарник.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о