3 вида дружбы по версии Аристотеля

Да, того самого, который жил почти 2,5 тысячи лет назад, был учителем Александра Македонского и очень умным мужиком. Сквозь огромную толщу времени философ сумел классифицировать дружбу таким образом, что это актуально и сейчас. Аристотель называл дружеские отношения между людьми одной из самых истинных радостей жизни и считал, что полноценная жизнь немыслима, если в ней отсутствует настоящая дружба. Он писал: «В нищете или в других бедах единственным убежищем для людей остаются друзья». Мы приветствуем оптимистичный взгляд философа на дружбу, хотя и вынуждены признать, что на практике часто происходит обратное: именно когда у тебя проблемы, друзья пропадают из зоны видимости. Хотя дело, наверное, не в оптимизме. Просто Аристотель умел видеть отличия между разными видами дружбы, в каждой из которых выделял некоторые её особенности. О них мы и хотим тебе сегодня рассказать.

1. Дружба с пользой

Это первый вид дружбы, о которой говорил Аристотель. В таких отношениях нет сильной духовной привязанности между сторонами. Дружба в этом случае основана скорее на выгоде, которую каждый получает от другого. Подобные отношения являются временными и событийными: как только выгода заканчивается, прекращается и дружба. Аристотель утверждал, что такие отношения больше всего присущи взрослым людям. В качестве примера дружбы с пользой можно привести деловые или рабочие коммуникации. Ты можешь искренне получать удовольствие от общения с коллегами, но, как только ты поменяешь место работы, велика вероятность, что прекратятся и ваши отношения.

2. Дружба с удовольствием

Второй вид дружбы по Аристотелю основан на удовольствии и более распространен среди молодых людей. Подумай о своих школьных или университетских друзьях. Ваши отношения опирались на эмоции, который вы испытывали во время совместного времяпрепровождения. И пусть в такой дружбе обе стороны получают удовольствие благодаря общности интересов, она, к сожалению, является самой недолговечной. Люди взрослеют, меняются их вкусы, интересы или ценности, и то взаимопонимание, которое было раньше, как правило, утрачивается. И по мере того, как трансформируются предпочтения, появляются и новые друзья.

Когда начинается дружба

3. Добродетельная дружба

Эта последняя форма дружбы по классификации Аристотеля представляется наиболее предпочтительной. В широком смысле именно такой вид отношений и принято называть настоящей дружбой. Она не основана на эфемерных категориях пользы или удовольствия, а потому и является более продолжительной. У истоков такой дружбы находится взаимное признание достоинств, которыми дорожит каждый. В этих отношениях именно человеческие качества обеспечивают стимул для обеих сторон сохранять дружескую привязанность.

Если первые два примера дружеских отношений Аристотель называл случайными, то есть носящими внезапный и кратковременный характер, то дружба добродетели требует взаимного доверия, которое выстраивается намного дольше. При этом важно, чтобы каждый из участников проявлял одинаковую степень стараний. Это означает, что на такую дружбу способны далеко не все. Для этого человек как минимум должен обладать некоторыми моральными качествами, благодаря которым подобные отношения возможны.

Люди, которым не свойственна эмпатия или умение проявлять заботу о других, редко оказываются способны на настоящую дружбу. Их характер и отношение к вещам имеют тенденцию к выстраиванию случайной дружбы, основанной на пользе или удовольствии. Более того, дружба добродетели предполагает дополнительную ответственность. В основе её прочности лежит не только взаимный интерес, но и совместные трудности, которые друзья помогают друг другу преодолеть.

Помимо долговечности, прелесть таких отношений заключается в том, что они включают в себя базовые условия первых двух типов дружбы, описанных в статье, — пользу и удовольствие. Взаимное уважение друг к другу формирует высокую степень доверия, что делает общение между друзьями более интересным, а значит, и приносящим удовольствие. А поскольку в дружбе добродетели имеется взаимовыручка, то в ней присутствует и безоговорочная польза. И речь идёт не столько о материальной выгоде, сколько о психологической или эмоциональной поддержке.

Твои друзья тебя используют, или как выглядит настоящая дружба

Аристотель о дружбе

Количество просмотров публикации Аристотель о дружбе — 2190

Своеобразный итог древнегреческой философии дружбы подвел Аристотель, который дал в «Никомаховой этике» первый цельный очерк теории дружбы как самостоятельного нравственного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей. Философ рассматривает дружбу как «специфически человеческий факт, объяснение и цель которого следует искать без обращения к законам природы или к трансцендентному Благу, выходящему за рамки эмпирического существования» (Fraisse, 1974, p. 190). Иначе говоря, Аристотель подвергает дружбу не только философско-этическому, но и психологическому анализу.

Дружба, по Аристотелю («Никомахова этика», VIII, 1, 5) величайшая социальная и личная ценность, «самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей (philoi), даже в обмен на все прочие блага» (Аристотель. 1983, т.4, c.219).

Аристотель подходит к определению дружбы одновременно с нескольких сторон.

Во-первых, исходя из типа партнера он различает отношения отеческие, братские, родственные, супружеские, соседские, политические, товарищеские, эротические и основанные на гостеприимстве. Такая классификация объективна, но вместе с тем содержит указание на специфику связанных с данными отношениями эмоциональных переживаний.

Во вторую очередь, он разграничивает равные отношения и отношения, основанные на социальном или нравственном превосходстве одного партнера над другим.

Третий аспект заключается в том, что он дифференцирует характер испытываемых человеком чувств, различая спокойное дружелюбие, расположение и приязнь вообще, индивидуализированные дружеские чувства и страстную любовь, влечение.

В-четвертых, он классифицирует мотивы заключения и поддержания дружеских отношений˸ утилитарная дружба — ради пользы, выгоды; гедонистическая дружба — ради удовольствия, приятности; совершенная дружба, в которой эти мотивы подчинены бескорыстной любви к другу как таковому.

Однако, выделяя «виды дружбы», Аристотель сомневается в том, что у этих «видов» имеется общий «род». «Дружба» как родовое понятие у него совпадает с совершенной «дружбой добродетельных», совмещая в себе все то, что есть в других «видах» дружбы.

Дружба, основанная на соображениях пользы или удовольствия, не должна быть ни истинной, ни прочной

«…Это дружба постольку поскольку, ибо не тем, что он именно таков, каков есть, вызывает дружбу к себе тот, к кому её питают, но в одном случае тем, что он доставляет какое-нибудь благо, и в другом — из-за удовольствия. Конечно, такие дружбы легко расторгаются, так как стороны не постоянны (в расположении друг к другу). Действительно, когда они больше не находят друг в друге ни удовольствия, ни пользы, они перестают и питать дружбу» (Там же, VIII, 3, 19-24. стр.
Размещено на реф.рф
222)..

3 типа дружбы по Аристотелю / отношения

Аристотель всегда придавал особое значение теме дружбы в своем творчестве. Для него это был ценный актив и стимул для счастливой жизни. Тем не менее, он уточнил, что в жизни мы можем найти три типа дружбы, три типа связей, где только один может подняться до превосходной формы отношений, исключительную связь вдали от интереса и простого шанса..

Как известно, Аристотель был эрудитом. Его знание, или, скорее, его широкое любопытство позволило ему приобрести платежеспособную область в таких разных областях, как логика, наука, философия … Таким образом, что-то, что, безусловно, очень поразительно, когда мы приближаемся, работает как Этика Никомако это что описать в то время человека как яростного социального существа. Он описывает нас как социальных животных, где дружба, несомненно, является наиболее приемлемым способом совместной жизни..

«Никто не хотел бы жить без друзей, даже если они владеют всеми другими активами».

-Аристотель-

Может быть, в то время мудрец Sagegirita не имел доступа или возможности познать тайны мозга, но если есть что-то, что современная наука смогла показать нам, это то, что этому телу необходимо социальное взаимодействие, чтобы развиваться, выживать и наслаждаться по очереди надлежащего здоровья. Мы, без сомнения, социальные животные, существа, которым нужны крепкие связи с нашими сверстниками..

Однако те ссылки, к которым мы должны стремиться, должны, несомненно, основываться на ряде опор. 

Три типа дружбы, которые характеризуют человека

Мы часто видим классических философов как весьма уважаемую, но отдаленную мудрость. Это вчерашние голоса, которые время от времени нужно цитировать в информативных целях, но, в свою очередь, думая, что многие вещи, которые оставили нас в этом тысячелетнем наследии, имеют мало общего с текущими потребностями и характеристиками. Нет ничего дальше реальности. Больше,

в разгар нашего экзистенциального беспокойства очень полезно воссоединиться с ними, чтобы обнаружить подлинные тексты личностного роста.

Этика для Никомако Это один из них, это показательная работа о том, как достичь счастья и о том месте, которое наши социальные отношения занимают в повседневной жизни. Для Аристотеля, дружба — это обмен, где учатся получать и дарить, но мы не должны помнить, что это платежная система.Не благородно стремиться получить милости, потому что благодетелям нужны только несчастные, а дружба — это прежде всего свобода. Самое добродетельное состояние бытия «.

С другой стороны, то, что Аристотель объясняет в этой работе, состоит в том, что существует три типа дружбы, которые, так или иначе, все мы найдем не раз.

Заинтересованная дружба

То, что люди инструментализируют друг друга, хорошо известно

. Некоторые делают это чаще, другие не понимают этого, а некоторые понимают дружбу таким образом: «Я завожу с вами отношения ложной дружбы в надежде получить выгоду».

Хотя, когда у нас есть один или несколько друзей, мы все надеемся получить что-то взамен: поддержку, доверие, хорошие времена, совместный досуг и т. Д., Есть те, кто использует лесть и манипуляцию, чтобы получить более высокие измерения: социальное положение, признание …

Дружба, которая только ищет удовольствия

Это один из трех типов дружбы, который, несомненно, будет хорошо известен. Это взаимодействие, которое обычно происходит в подростковом и раннем возрасте. Позже, когда мы становимся более избирательными, осторожными и применяем соответствующие фильтры, часто можно встретить такого рода двустороннюю дружбу..

Чем интересная дружба отличается от той, которая ищет удовольствия? Во-первых, человек стремится получить выгоду, будь то одолжение, доступ к другим людям, признание и т. Д..

В случае этого второго измерения то, что стремится, просто «повеселиться».

Это люди, ориентированные на этот пустой и несущественный гедонизм, где они стремятся быть с другими, чтобы разделить моменты расслабления, радостного соучастия и приятного благополучия. Итак, и как только другой человек нуждается в искренней поддержке, когда возникает проблема или когда все усложняется, ложный друг растворяется в небытии, как сахар в чашке кофе.

Дружба с Аристотелем заключается в желании и приобретении блага друга, в свою очередь, в пользу нашей собственной индивидуальной реализации, когда мы заботимся об этой особой связи..

Идеальная дружба

Среди трех типов дружбы, определенных Аристотелем, есть идеал, самый крепкий, самый исключительный, но все же возможный. Это

что за пределами полезности или удовольствия есть искренняя благодарность за то, как он. В этой связи есть своего рода альтруизм, когда вы не стремитесь воспользоваться, где вы просто хотите поделиться хорошими временами, повседневной жизнью и быть постоянным источником информации для получения поддержки..

Это дружба, основанная на доброте, которую Аристотель описал почти как семейную пару. Потому что в конце концов, идеальных друзей, друзей сердца очень мало, они скудны, это те ссылки, с помощью которых можно создать чувство близости очень глубоко, где мы надеемся, что нас не предадут, где ценится опыт, воспоминания и обещания, которые ни время, ни расстояние не смогут разрушить.

Сделать вывод, Вполне возможно, что многие из нас имеют в настоящее время три типа дружбы, описанные Аристотелемлюди, которые хотят что-то от нас, друзья, которые только ищут нас, чтобы поделиться моментами веселья, и исключительные люди, которые находятся в ветрах и приливах. Друзья, которых мы бы ни за что не изменили, и которые делают эту жизнь более терпимой, хотя и интересной …

Дружба, семья, которую выбирают. Говорят, что друзья — это семья, которую выбирают. И я не претендую на то, чтобы говорить о какой-либо дружбе, а о La Amistad. С заглавными буквами. Эта связь, столь же сильная, как и немногие, является результатом возможности встретиться в жизни. Та любовь, которая не ранит и не сжимает и знает, как быть рядом с милями. Читать дальше »

Мы – это наше окружение

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на поверхностные отношения.

Автор Редакция На чтение 5 мин. Просмотров 1.2k. Опубликовано

Аристотель известен как один из самых ярких и плодовитых древних философов. Невозможно точно сказать, сколько всего он создал, но часть сохранившихся работ поражает своей актуальностью и по сей день. Многие области знаний – от астрономии и физики до этики и экономики – оказалась под влиянием его взглядов. Вот уже более 2 000 лет он остается одним из самых читаемых и цитируемых философов.

Влияние Аристотеля до сих пор ощущается во многих дисциплинах, и одно из его самых “живучих” наблюдений касается дружбы. Он рассматривал ее как настоящую жизненную радость и считал, что в хорошо прожитой жизни должна присутствовать искренняя и прочная дружба. Философ писал:

«Люди полагают, что в бедности, как и в других невзгодах, друзья – их единственное спасение. И дружба – это помощь для молодежи в избавлении их от ошибок; собственно, как и для старших – это та забота, в которой они нуждаются, то сражение с подорванной, из-за их слабости, дееспособностью. Это поддержка для тех, кто в расцвете сил совершает благородные поступки, для «двух идущих вместе» в способности лучше мыслить и действовать».

Случайная дружба

Аристотель выделял два распространенных вида дружбы, которые, скорее, случайны. В такой взаимосвязи мы часто оказываемся, даже не осознавая этого.

Первая – дружба из-за выгоды. В таких взаимоотношениях обе стороны находятся не из-за симпатии. Скорее, они дружат из-за пользы, получаемой друг от друга. Но подобная дружба временная: как только ваша выгода заканчивается, то же самое происходит и с отношениями.

Аристотель отмечал, что дружба из-за выгоды наиболее распространена среди людей старшего возраста.

Вспомните, например, отношения на работе. Вам может нравиться проведенное вместе с коллегой время, но после того, как вы меняете работу, общение постепенно сходит на нет.

Второй вид дружбы основан на удовольствии. Аристотель обнаружил, что этот вид взаимоотношений более распространен среди молодежи. Представьте себе друзей из колледжа, или тех, кто играет в одной спортивной команде. Эта дружба держится на общих эмоциях, которые вы получаете в определенное время или от определенного занятия.

Эти дружеские отношения часто самые недолговечные. Все прекрасно до того момента, пока обе стороны получают удовольствие от взаимных интересов в чем-то внешнем. Но эта дружба заканчивается, если у одного из друзей меняются вкусы или предпочтения.

Большинство дружеских отношений можно вместить в эти две случайные категории. При этом Аристотель не рассматривал их, как нечто плохое, но все же подчеркивал: отсутствие глубины ограничивает качество дружбы.

Дружба, рожденная добротой

Вместо выгоды и удовольствия, этот вид дружбы основывается на взаимном признании добродетелей, которые так дороги другому человеку. В подобных взаимоотношениях, уже сами люди и те качества, которыми они обладают, стимулируют людей оставаться в жизни друг у друга.

Для создания дружеских отношений на основе добродетелей требуется время и доверие. Помимо этого, их судьба зависит от взаимного роста.

В отличие от кратковременной, такая взаимосвязь проходит проверку временем, и чаще всего необходимо, чтобы оба человека в приоритет ставили доброту.

Люди, не обладающие эмпатией и умением заботиться о других, редко создают подобные взаимоотношения, потому что стремятся к удовольствию и выгоде. Что еще важнее, чтобы построить дружбу на добродетели, требуется время и доверие. Все зависит также от взаимного развития.

Мы более склоны привязываться к кому-то с подобным нашему уровню. Особенно, если знали человека с непростых времен и вместе пережили взаимные невзгоды.

Помимо глубины и близости, вся прелесть такой дружбы в том, как она объединяет в себе преимущества предыдущих двух типов. Одновременно, эта дружба и приносит выгоду, и доставляет удовольствие.

Если вы уважаете человека и заботитесь о нем, тогда вам всегда в радость проводить с ним время. И если он достаточно хороший человек, он поможет вам в сохранении психического и эмоционального здоровья.

И хотя и нужно жертвовать временем и своими планами для общения, но если эта дружба расцветет, то принесет с собой доверие, радость и поддержку.

Наследие Аристотеля

Есть веская причина, почему работы Аристотеля продолжают читать спустя 2 000 лет. Безусловно, не все, что он писал, актуально по сей день, но он научил нас исследовать мир опытным путем и вдохновил целые поколения философов на изучение роли и значения этики в повседневном поведении человека, включая различные взаимоотношения.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на поверхностные отношения.

Пока Аристотель изучал дружбу, построенную на удовольствии и выгоде, он выяснил, что непостоянство снижает ее потенциал. Такой дружбе не хватает прочного фундамента.

Аристотель выступал за взращивание добродетельной дружбы, основанной на взаимном признании добра. Он знал, что такие дружественные отношения со временем только укрепляются – и если они сумели расцвести, то это уже на всю жизнь.

Мы – это наше окружение. И жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на поверхностную дружбу.

Перевод статьи — Aristotle’s Philosophy of Friendship Still Matters Today  via Клубер

Аристотель о дружбе — Журнал Владимира Рокитянского — LiveJournal

Не дожидаясь, когда будет время для намеченного последовательного обсуждения «Эвдемовой этики», хочу поделиться одним местом — из книги 7, о дружбе. Аристотель различает три вида дружбы, мотивированных соответственно добродетелью друга, пользой и удовольствием. Дружбу, основанную на добродетели, он считает самой настоящей, «первой», и ею мерит все другие. Она к тому же в идеальном случае предполагает и пользу, и удовольствие, верно понятые. В цитируемом ниже отрывке словом «действительность» переведено греческое energeia, как нечто свершившееся и самоценное, в отличие от возможности. И еще там замечательная, непередаваемая по-русски особенность: многообразное использование слова «philia» и производных от этого корня; переводчики поневоле заменяют эти формы многословными конструкциями.
«Если же дружба в действительности не бывает без удовольствия и выражается во взаимном предпочтении знакомства друг с другом, то, очевидно, вообще первая дружба есть взаимное предпочтение просто благ и удовольствий, поскольку это блага и удовольствия. А сама дружба есть свойство (eksis, лучше бы: состояние), которое и определяет это предпочтение. Ибо дело ее — действительность, сама же она не вне, но в самом любящем друге (philounti), тогда как всякая возможность — вне, ибо она или в ином, или [взятом как] иное. Вот почему дружба состоит в том, чтобы радоваться, а не в том, чтобы пользоваться взаимностью. … А поскольку дружеское расположение в действительности есть привязанность к другу, поскольку он друг, сам же друг пользуется расположением друга тоже поскольку он друг (ho de philos philoumenon to philo he philos), а не потому, что он музыкант или врач, то удовольствие, стало быть, происходит от него, поскольку он есть таков, каков он есть, это и есть удовольствие дружбы. Ведь дружат с кем-нибудь, потому что это он, а не кто-то другой. Итак, если добродетельный человек не радует друга своей добродетелью, то это не первая дружба. И ничто из привходящего не должно мешать наслаждению благом».
Мысль вроде бы закончена. Но теперь держитесь — юмор Аристотеля!
«Ну а если дурной запах, что тогда? А тогда вот что: чтобы любить и желать кому-то добра, не обязательно жить вместе».

АРИСТОТЕЛЬ. РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДРУЖБЕ

АРИСТОТЕЛЬ. РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДРУЖБЕ

Размышляя о дружбе, Аристотель говорил о существовании трех разновидностей дружбы:

1) дружба ради наслаждения,

2 дружба ради пользы,

3) дружба ради себя самой.

Дружба ради наслаждения и ради пользы недолговечна. И в том, и в другом случае в основе дружбы лежит корысть, а корысть всегда приводит к разрыву. Поскольку интерес одного человека к другому объясняется только выгодой, между этими людьми нет духовной близости . Как только один перестает быть выгодным и полезным другому, он перестает быть другом .Настоящая дружба — дружба навсегда или, по крайней мере , надолго . Если это не дружба ради пользы , интересы друга всегда ставятся на первое место .

Женщины, по некоторым данным, ищут в дружбе эмоциональную поддержку, дружба для них — способ самораскрытия. Женская дружба более теплая, нежная, чем мужская дружба. Одновременно женская дружба более требовательна. Мужчины могут дружить втроем и вчетвером, тогда как у молодой женщины чаще всего бывает только одна хорошая подруга.

Между друзьями должно быть полное взаимопонимание и доверие. Они должны делиться новостями о своих успехах. Друга необходимо поддерживать во всем. В случае несогласия с мнением друга можно попытаться переубедить его, отстоять свою точку зрения, оставаясь при этом спокойным, уравновешенным. Не следует говорить «до победного конца», унижая друга. Корректнее дать своему другу подумать, пересмотреть свою точку зрения. Крик — тоже плохой способ убеждения. Каждый человек имеет право высказаться , поэтому прежде чем возражать, следует выслушать все аргументы. В случае неправоты не следует бояться признать свою ошибку.

Друзьям всегда приятно находится в обществе друг друга. Истинный друг всегда доброжелателен, внимателен, терпелив, сдержан, он всегда чувствует настроение друга , знает , когда можно пошутить , а когда лучше помолчать .

» Долг платежом красен «, даже если долг нужно отдавать другу .Надо сказать, что это правило нередко не соблюдается. Его нарушение необязательно приводит к разрыву отношений , но это касается только тех людей , которые дружат на протяжении многих лет и прекрасно знают друг друга . Друг обязательно защищает друга в его отсутствие , не позволяет другим унижать достоинство друга . Друг уважает не только своего друга , но и его знакомых. Это правило, как и правило, отдавать долги, необязательно для друзей, но желательно. Друг не критикует друга в присутствии другого человека или других людей. Спор в присутствии посторонних людей тоже не допустим. Не следует обсуждать, а тем более осуждать при других людях манеру друга или подруги одевается, причесывается или накладывать макияж . Дружеский совет очень ценен , но он должен быть сказан наедине .Друг всегда хранит тайны, доверенные ему другом. Друзья не должны быть назойливыми по отношению друг к другу, между ними недопустимы нравоучения. Друга нужно принимать таким, какой он есть, а не пытается его переделать. Каждый человек — индивидуальность, и это нужно ценить. Не стоит навязывать своего мнения, принимать решение за друга .



Верность — едва ли не самое ценное качество друга. Испытание на верность друзья проходят очень часто. Не предавать друга, не отказываться от друга в трудный для него период жизни — это тяжелое испытание для многих людей. Тот кто прошел это испытание , — настоящий друг .

В восьмой книге «Никомаховой этики” Аристотель пишет о дружбе и о роли дружбы в сохранении устоев общества. «Народная пословица гласит, — пишет Аристотель, — что у друзей все общее. Следовательно, дружба состоит в общении и совместном владении». Фома Аквинский комментирует эти слова Аристотели следующим образом:

«Показывает, что согласно различным видам общения различается дружба […] И поэтому из дружественных отношений некоторые являются более тесными, а именно, между теми, у которых больше общего, а некоторые являются менее тесными, т.е. между теми, кто в малом сообщается. И из этого более всего явствует, что если ни в чем нет общения, не может быть и дружбы».

«И говорит, что благодаря дружбе, по-видимому, сохраняются государства. Поэтому законодатели больше стараются сохранить дружбу между гражданами, чем даже соблюсти справедливость, которую иногда не соблюдают, например, в том, что касается наложения наказаний, чтобы не возникали раздоры. И это явствует из того, что согласие уподобляется дружбе. Согласия же законодатели в высшей степени желают, а раздоры между гражданами стараются прекратить по причине того, что раздоры суть враги сохранения общества. И поскольку вся нравственная философия представляется направленной к общему благу, подобает нравственной философии касаться и дружбы».

***

От того, как прожил человек свою жизнь – складываются определенные взгляды на жизнь. Так и у всемирно известных античных философов, разные жизни – разные мысли – разные учения.

Вот и за мою недолго прожитую жизнь я сформировала определенное виденье на жизнь, на дружбу.

Дружба… Это весьма обширное понятие. Попытайтесь сейчас просто для себя определить это понятие, или вывести ключевые слова. Все реагируют на это задание приблизительно одинаково, так как это понятие для всех несет похожую информацию. Исходя из вашего потока мыслей, вы вывели новую категорию человека – Идеального человека!

Признайтесь себе, видели ли вы когда-либо в своей жизни такого человека, которого вы описали для слова «Друг». Ведь вы утверждаете, что у вас есть друг! А может это вовсе и не друг?! Может это просто знакомый, приятель, с которым интересно поболтать. Все может быть – и быть все может…

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?

В.Маяковский

Каждое событие в мире взаимосвязано. Если человек пришел в Вашу жизнь, значит так нужно, значит, он сделает свой вклад в вашу жизнь, как было заложено природой. Не расстраивайтесь, если от вас уходят люди, бросают, оставляют «одних», не печальтесь. Все объясняется очень просто, пришев, в вашу жизнь, ему предстоит определенная миссия, которую, выполнив, он приобретает иную, и не всегда она снова связана с вашей жизнью, но свой вклад он уже сделал, поэтому вам стоит просто отпустить его.

И вернемся к «Другу»… Моя мама очень мудрая женщина, и однажды в разговоре с ней я рассказала, что я поссорилась со своей «подругой». После чего, она мне расписала небольшую схемку женской «дружбы». Рассмотрим категорию замужних подруг. У каждой из них есть муж. Семейная пара А имеет такие же проблемы, как и семейная пара Б, к ним с типичными проблема присоединяется семейная пара С. После стечения обстоятельств женщина из пары С налаживает отношения в семье, и что после этого происходит с дружбой:

ЖЕНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЖЕНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

 

Рис. 1. Связь Дружба-Проблема. Рис.2. Связь Дружба-Счастье.

Запомните дорогие читатели, что дружбе всегда приходит конец. Я не хочу сейчас бросить камень в сторону вашей подруги или друга, но истина такова. Я буду искренне рада, если у вас есть настоящий друг, в котором вы уверенны на 100 процентов, но, к моему сожалению, мне на жизненном пути не попался ни один настоящий друг. И я сделала вывод, что если у 2 людей зарождается дружба, она в большинстве случаев тянет за собой нить причин. И как не странно, это не общие интересы, юмор – это общие проблемы, которые только подкреплены юмором, интересами. Когда у человека возникают проблемы, он на подсознательном уровне начинает искать человека, у которого похожая ситуация, так и зарождается так называемая «дружба». Вы спросите, почему «дружба» в кавычках, потому что для меня это просто утопическое состояние.

Практически у всех людей на этой земле есть семья, но не каждый из них осознает, что она на много дороже, чем дружба. Бывают, конечно, случаи предательства одного члена из семьи, не без исключения и это, но… Семья = Дружба. Кто может быть роднее, чем люди, с которыми вы прожили ваши взлеты и падения, радости и горести – это Ваша семья. Это те люди, которые могут вам заменить друга или подругу, ведь они любят вас и только семья может порадоваться за вас искренне.

Но не думайте, что все так потеряно в «Дружбе». У меня есть своя теория существования дружбы. Все не так утопически, как кажется. Мне на пути не попался настоящий друг, но мне его заменила и даже превзошла мои ожидания – моя семья – мама, отец, сестра, муж и мой кот! И все это не объясняет, что дружбы нет, если я ее не познала — не факт, что этого нет! За всю свою жизнь я тоже не каталась на Lamborghini, это ведь не означает, что эта машина – выдумка.

Так вот, проводив параллели всю мою жизнь между разными слоями населения, разными взглядами на жизнь, я сделала для себя определенные выводы. Что ж, согласно моей теории дружба возможна, но в определенных жизненных ситуациях. Давайте сперва разберемся, что же уничтожает дружбу?!

Зависть – первое чувство, которое уничтожает, стирая все остальные чувства, такие как дружба, любовь. Зависть может возникнуть из малейшего, и зачастую перерастает в огромное. Это страшное чувство правит и манипулирует человеком. Как всем известно, человек более склонен к плохому, чем к хорошему, так уж построен мир. Зависть может возникнуть из пустого места, и породить ненависть.

Я развила теорию «Подчиненный главенствует». Что же это значит?! То есть дружба возможна, только между людьми из одного социального круга, финансового положения, где друзья имеют похожую жизнь. Ведь у человека такая натура, что если один человек имеет что-то лучшее, появляется это страшное чувство как зависть.

Мораль этой главы такова: хочешь сохранить дружбу, никогда не показывай свое превосходство над другом – будь мудрее – будь равным. И поверьте, вам это поможет иметь настоящего друга, который на самом деле будет другом!

«ВЫ УЙДЁТЕ ОТСЮДА, ЧТОБЫ ЖИТЬ, А Я – УМЕРЕТЬ. А ЧТО ИЗ ЭТОГО ЛУЧШЕ, НЕИЗВЕСТНО НИКОМУ, КРОМЕ БОГА»

Сократ

Неизвестно, когда человек совершил первое самоубийство, но известно, что намеренно и сознательно лишать себя жизни человек начал давно. Это подтверждают и антропологические исследования первой половины двадцатого века. В то время на Земле было достаточное количество глухих и нетронутых уголков, в которых по законам первобытнообщинного строя жили люди.

Раньше смерть человека, в зависимости от обстоятельств, делилась на хорошую и на плохую. Само слово «смерть» произошло от общеславянского съ-мьрть, которое в свою очередь образовано с помощью приставки съ- в значении “свой, хороший” от мьрть, что буквально означает — “своя, хорошая, естественная смерть”, в отличие, например, от «гибель». Самоубийство обычно связывалось с плохой смертью, в результате которой души самоубийц превращались в злых духов, которые бродили по земле и вмешивались в дела живых.

Раньше, когда человеку действительно приходилось бороться за жизнь, у многих народов существовал обычай, согласно которому в голодные годы избавлялись от слабых и увечных членов племени. Старики, когда приходило время, уходили умирать по своей воле. С точки зрения современного человека, у которого холодильник ломится от еды, этот обычай может показаться очень жестоким, но раньше он был не более чем данью суровой реальности.

В древней Греции, давшей миру демократию, право добровольно покинуть этот мир предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях. Способ самоубийства мог выбрать тот, кого закон приговорил к смерти, и Сократ, выпивший яд, не стал исключением. Самоубийство, совершенное без разрешения властей, строго осуждалось и каралось посмертным позором – в Афинах и Фивах у самоубийцы отсекали руку и хоронили отдельно.

Пифагор и пифагорейцы полагали, что самоубийство вносит сильный диссонанс во вселенную, полную гармонии. Аристотель полагал, что смерть приходит в урочный час, а самоубийство есть проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, душевного или телесного недуга.

Сократ в диалогах «Федон» неоднократно говорит о предпочтительности смерти перед жизнью. От таких умозаключений «казалось один шаг до вопроса, так почему же в таком случае не самоубийство». Но, продолжает он, самоубийство недопустимо, ибо жизнь человека зависит от богов «не по своей воле пришел ты в этот мир и не в праве устраниться от собственного жребия». Однако он полагает, что самоубийство может быть целесообразным, если необходимость его указана богами. Платон полагал, что разум дается человеку, чтобы иметь мужество пройти по жизни, полной горестей и страданий.

Самые большие изменения произошли с приходом христианства. Вернее в то время, когда оно достаточно широко распространилось и стало официальной религией Римской империи. Взяв за основу постулат «Кесарю кесарево», а «Богу Богово», согласно которому бессмертной душей мог распоряжаться только тот, кто ее дал – то есть Всевышний, Церковь повела плотное наступление на самоубийство, как явление.

В 452 году на Арльском соборе самоубийцы были заклеймены, как «объятые дьявольским безумством». В 533 Орлеанский собор отказал в христианском погребении преступников, совершающий самоубийство, поскольку, совершив самосуд, они уходили от наказания. В 563 году Бражский собор выступил уже против всех самоубийц, отказав им в отпевании и погребении, и, наконец, в 693 году от церкви отлучались не только самоубийцы, но и те, кто остался жив после попытки самоубийства.

Часто самоубийц хоронили на перекрестках дорог, забивая в сердце осиновый кол, поскольку по поверьям их души, не найдя успокоения на небесах, бродили по земле, пугая живых. Нередки были случаи, когда просто за подозрение в самоубийстве тело могли выкопать из могилы и выставить на обозрение.

Первым, решившим посмотреть на самоубийство с другой стороны, был Монтень, писавший об этом «благородном средстве». Дэвид Юм в 1777, спустя лишь 20 лет после написания, решился опубликовать свою работу «О самоубийстве». Книга сразу же попала в список запрещенных изданий. Поскольку отношение к самоубийству, как явлению, постепенно менялось, те, кто его совершал, часто признавались уже не преступниками, а психическими ненормальными.

Мы живем в XXI веке, в информационном веке, где любое явление прямо или косвенно связано с влияние информационного общества. Такие процессы как глобализация, постепенно подгоняет все страны под один тип. Происходит процесс стирания культуры, обобщение необобщенного.

10 лет назад актуальной фразой являлась: «Кто владеет информацией – тот владеет миром», но на данном этапе ее уже можно считать застарелой, а застарелой она считается потому, что она стала уже реальностью. Все процессы в мире происходят с использованием информации – эта опора мировой структуры. Практически все сферы жизнедеятельности связаны с информационной обработкой данных. Можно проследить использование информации от самого малого к великому. Что такое интернет?! Ведь, большинство людей не может представить жизнь без интернета. С одной стороны он упрощает жизнь – а с другой он забирает ее. Робота международных организаций, ТНК, образовательных учреждений, секретных служб (ЦРУ, СБУ) не могут представить себе жизнь «за железным занавесом». Для развития просто необходимо распространять-получать информацию, ведь без неё ты просто будешь «выброшен» из мира.

К примеру, можно привести пример США и СРСР. На протяжении всего времени существования СРСР руководство пыталось «держать» население страны, территория за «железным занавесом». Конечно, это и придавало идентичности стране, но… Что же делать народу?! Ты не можешь выехать за границу, естественно это не самая большая проблема, у СРСР была достаточная территория для путешествий, но сам факт. В магазинах было практически невозможно найти каких-либо примитивных продуктов потребления. Заходишь в магазин – пусто. Так скажите, почему же в такой стране, как Германия, которая пережила практически в одно столетие три великих поражения в битвах, и даже в послевоенный период женщины могли себе позволить даже капроновые колготки, когда у нас женщины ходили в брезентовых юбках.

В СРСР был закон про запрет развития кибернетики, когда в США она развивалась полным ходом, и что мы сейчас имеем? Мы являемся только глупыми USERами которые плавно перерастают в LOSERов. Мы не производим ни каких IT-технологий, мы являемся только той державой, которая импортирует большинство наукоемкой продукции.

Так вернемся же к проблеме самоубийства. Информационное общество прямым путем имеет влияние на увеличение случаев суицида. С чем это связано?! Проблема суицида в большей мере затрагивает молодых людей, подростков. Дети, которые родились в 90-х годах практически, выросли в информационном обществе, в процессе его развития, если быть точнее. На телевиденье появляются американские фильмы с жестокими сценами, которые набирают сумасшедших оборотов, и которые в то же время расстраивает психику детей. После этого одна проблема потянула за собой другую, не менее страшной. Одно из передовых мест занимают – Компьютеры. В основном компьютеры являются очень полезной машиной для работы и учебы, так как вся техника модернизируется, одна заменяет другую, и без ПК сейчас просто никак. Но главная проблема поднимается с появление компьютерных игр, не просто милых, интересных, интеллектуальных игр, которые помогаю развитию логики, мышления. Это не просто типик в моей книги – это проблема молодежи. С этим развитием появился новый термин «Геймер (gamer)».

Gamer – это человек, который проводит все свое время за игрой на компьютере, не замечая жизни вокруг. Это такая же зависимость, как и наркотики, алкоголь – это уже болезнь.

После этого происходят психические расстройства, которые тянут за собой страшные последствия. Я не хочу сказать, что единственным поводом для суицида является появление ПК в мире. Существует огромное количество иных причин для этого, но так как я хотела донести вашему вниманию проблему именно с появлением информационного общества. Так же актуальным является манипуляция над обществом с помощью пропаганды, рекламы, которое имеет свое место в информационном обществе.

Человеческий мозг, как губка – впитывает всю информацию, которую ему преподносит окружающая среда. Так что будьте внимательны, «Перед тем как проглотить информацию — прожуйте, но не забывайте и про косточки ». Ведь человеческая психика – очень хрупкий механизм, так что оберегайте его и храните, чтобы прожить эту жизнь достойно.

 


Дата добавления: 2015-09-05; просмотров: 982 | Нарушение авторских прав


ЖИЗНЬ, КУДА ЖЕ МЫ СПЕШИМ?! | НАЧАЛО КОНЦА. | РОЗОВЫЕ ОЧКИ ИЛИ ЖЕСТОКИЙ МИР — ЧТО ЛУЧШЕ?! | ЖИЗНЬ КАК САМОЛЕТ. | ЧТО ЖЕ ЛУЧШЕ ЧУЖОЙ ИЛИ СВОЙ? | ТЫСЯЧА СЛОВ |
mybiblioteka.su — 2015-2020 год. (0.009 сек.)

Мы – это наше окружение

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на поверхностные отношения.

Аристотель известен как один из самых ярких и плодовитых древних философов. Невозможно точно сказать, сколько всего он создал, но часть сохранившихся работ поражает своей актуальностью и по сей день. Многие области знаний – от астрономии и физики до этики и экономики – оказалась под влиянием его взглядов. Вот уже более 2 000 лет он остается одним из самых читаемых и цитируемых философов.

Влияние Аристотеля до сих пор ощущается во многих дисциплинах, и одно из его самых «живучих» наблюдений касается дружбы. Он рассматривал ее как настоящую жизненную радость и считал, что в хорошо прожитой жизни должна присутствовать искренняя и прочная дружба. Философ писал:

«Люди полагают, что в бедности, как и в других невзгодах, друзья – их единственное спасение. И дружба – это помощь для молодежи в избавлении их от ошибок; собственно, как и для старших – это та забота, в которой они нуждаются, то сражение с подорванной, из-за их слабости, дееспособностью. Это поддержка для тех, кто в расцвете сил совершает благородные поступки, для «двух идущих вместе» в способности лучше мыслить и действовать».

Случайная дружба

Аристотель выделял два распространенных вида дружбы, которые, скорее, случайны. В такой взаимосвязи мы часто оказываемся, даже не осознавая этого.

Первая – дружба из-за выгоды. В таких взаимоотношениях обе стороны находятся не из-за симпатии. Скорее, они дружат из-за пользы, получаемой друг от друга. Но подобная дружба временная: как только ваша выгода заканчивается, то же самое происходит и с отношениями.

Аристотель отмечал, что дружба из-за выгоды наиболее распространена среди людей старшего возраста.

Вспомните, например, отношения на работе. Вам может нравиться проведенное вместе с коллегой время, но после того, как вы меняете работу, общение постепенно сходит на нет.

Второй вид дружбы основан на удовольствии. Аристотель обнаружил, что этот вид взаимоотношений более распространен среди молодежи. Представьте себе друзей из колледжа, или тех, кто играет в одной спортивной команде. Эта дружба держится на общих эмоциях, которые вы получаете в определенное время или от определенного занятия.

Эти дружеские отношения часто самые недолговечные. Все прекрасно до того момента, пока обе стороны получают удовольствие от взаимных интересов в чем-то внешнем. Но эта дружба заканчивается, если у одного из друзей меняются вкусы или предпочтения.

Большинство дружеских отношений можно вместить в эти две случайные категории. При этом Аристотель не рассматривал их, как нечто плохое, но все же подчеркивал: отсутствие глубины ограничивает качество дружбы.

Дружба, рожденная добротой

Вместо выгоды и удовольствия, этот вид дружбы основывается на взаимном признании добродетелей, которые так дороги другому человеку. В подобных взаимоотношениях, уже сами люди и те качества, которыми они обладают, стимулируют людей оставаться в жизни друг у друга.

Для создания дружеских отношений на основе добродетелей требуется время и доверие. Помимо этого, их судьба зависит от взаимного роста.

В отличие от кратковременной, такая взаимосвязь проходит проверку временем, и чаще всего необходимо, чтобы оба человека в приоритет ставили доброту.

Люди, не обладающие эмпатией и умением заботиться о других, редко создают подобные взаимоотношения, потому что стремятся к удовольствию и выгоде. Что еще важнее, чтобы построить дружбу на добродетели, требуется время и доверие. Все зависит также от взаимного развития.

Мы более склоны привязываться к кому-то с подобным нашему уровню. Особенно, если знали человека с непростых времен и вместе пережили взаимные невзгоды.

Помимо глубины и близости, вся прелесть такой дружбы в том, как она объединяет в себе преимущества предыдущих двух типов. Одновременно, эта дружба и приносит выгоду, и доставляет удовольствие.

Если вы уважаете человека и заботитесь о нем, тогда вам всегда в радость проводить с ним время. И если он достаточно хороший человек, он поможет вам в сохранении психического и эмоционального здоровья.

И хотя и нужно жертвовать временем и своими планами для общения, но если эта дружба расцветет, то принесет с собой доверие, радость и поддержку.

Наследие Аристотеля

Есть веская причина, почему работы Аристотеля продолжают читать спустя 2 000 лет. Безусловно, не все, что он писал, актуально по сей день, но он научил нас исследовать мир опытным путем и вдохновил целые поколения философов на изучение роли и значения этики в повседневном поведении человека, включая различные взаимоотношения.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на поверхностные отношения.

Пока Аристотель изучал дружбу, построенную на удовольствии и выгоде, он выяснил, что непостоянство снижает ее потенциал. Такой дружбе не хватает прочного фундамента.

Аристотель выступал за взращивание добродетельной дружбы, основанной на взаимном признании добра. Он знал, что такие дружественные отношения со временем только укрепляются – и если они сумели расцвести, то это уже на всю жизнь.

Мы – это наше окружение. И жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на поверхностную дружбу.

Перевод статьи — Aristotle’s Philosophy of Friendship Still Matters Today  via Клубер

.

Присоединяйтесь к нам на канале
Яндекс.Дзен.

published on novostiifakty.ru according to the materials cluber.com.ua

Запись Философия дружбы Аристотеля: Мы – это наше окружение взята с сайта Новости и факты.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о