Дом причта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дом при́чта, при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского единения, открытости, доверия, взаимной поддержки, бескорыстия и глубокого терпения.

Кроме того, в доме причта могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений[1].

В городах России сохранилось значительное число домов причта, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия[2].

После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые

дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.

В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».

Дом причта: babyps — LiveJournal

Думаете, в заголовке опечатка?  Нет.
Речь пойдёт не о притче как коротком
иносказательном поучительном рассказе.
А именно о причте.

В словаре С.И. Ожегова и других источниках читаем:

Причт (-а), муж. род ‑ служители и певчие в православной церкви (первоначально ‑ исключая священника). Явился со всем причтом ( в переносном значении : со всем своим окружением; разговорная форма, шутл.).

Другими словами, причт ‑ штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, певчие, чтецы и т.д.) при православной церкви.

Произошло от причёт (причтённый) путём выпадения одной гласной. Прилагательное – причтовый.

Так вот, с давних времён неподалёку от храмов располагались дома, в которых и проживал причт, отдыхал, ежедневно отправлялся на службу.

Этот дом причта принадлежал в нашем городе церкви во имя Казанской иконы Божией матери.



В северо-восточной части Старособорной (ныне — Музейной) площади некогда находилась церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. По преданию, деревянная Казанская церковь была разобрана и самой первой из всех строений перенесена с левого берега Волги в новый правобережный Саратов, где воздвигнута ещё в первой половине XVII века (город был основан в 1590 году).


До 1704 года Казанская церковь была монастырской и имела своё подворье. За всю свою нелёгкую историю она много раз уничтожалась пожаром, но всегда отстраивалась снова и снова. После пожара 1712 года церковь выгорела дотла, как и большая часть Саратова. Вскоре она была возведена на том же самом месте, но уже из камня, и обращена в приходскую.

Пожары часто тревожили Саратов. Так, спустя столетие, после очередного пожара здание церкви сильно пострадало, и за восстановление храма взялся купец Рыбакин. На углу подворья купец получил разрешение построить часовню и торговые лавки. В Петербурге проект «по неблаговидности фасада» был признан неудовлетворительным и выполнен в столице заново архитектором Д.Е. Ефимовым. Новый проект «на постройку каменной часовни с лавками при церкви во имя Казанской Божьей Матери» был утверждён 13 мая 1848 года.

В 1866 году через Глебучев овраг возводилась дамба. Для её устройства использовалась земля с ближайших улиц и дворовых мест. Земля, вероятно, была насыпной, оставшейся от бывшего крепостного вала. После выполнения земляных работ около часовни с лавками под здание подвели новый фундамент, построили второй этаж и устроили в нём жилые комнаты для причта Казанской церкви.

К 1914 году Казанская церковь была полностью восстановлена, но уже в 1930-е годы снесена. В настоящее время на её месте находится жилое здание, однако практически целиком сохранилось одно здание церковного ансамбля – дом причта Казанской церкви. (Теперь это многоквартирный жилой дом).


Здесь, кстати, заказчики и изготовители таблички допустили опечатку: дефис в названии не нужен.


Доброго вечера всем, друзья,
и — хороших снов!

Дом причта — Википедия. Что такое Дом причта

Дом при́чта, при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского единения, открытости, доверия, взаимной поддержки, бескорыстия и глубокого терпения.

Кроме того, в доме причта могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений[1].

В городах России сохранилось значительное число домов причта, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия[2].

После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые

дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.

В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».

Примечания

Ссылки

Дом причта церкви Успения на Покровке

Двухэтажный домик шириной всего лишь в три окна своим размером, крышей и постановкой торцом к улице вызывает ассоциации с застройкой средневековых европейских городов. Однако появился этот дом в конце XVIII в. и шире быть не мог: слева граница участка, а справа большую часть владения занимала церковь Успения на Покровке. Интересующий нас дом является домом причта – церковных служителей этой церкви.

Сама церковь впервые упоминается в начале XVI в., в то время здесь находилась слобода котельников – мастеров, изготавливающих котлы. Каменное здание появилось только в 1650-е гг., но простояло недолго. И вот в 1696-1699 гг. на средства богатого купца (гостя) И. Сверчкова построено огромное здание церкви, которое и достояло до советского времени. Это был шедевр нарышкинского стиля, максимум того, чего можно было добиться в XVII в. в жанре приходской городской церкви. Церковь имела краснокирпичные фасады, украшенные виртуозно выполненной белокаменной резьбой. Над входом было написано: «Лета 7204 года октября 25 дня дело рук человеческих делал именем Петрушка Потапов». Кто этот Потапов, спорят до сих пор: то ли зодчий храма, то ли талантливый резчик по камню, выполнивший непосредственно декор. Так или иначе, еще в 1920-е гг. церковь ломать не планировали. Подтверждение тому – переименование двух соседних переулков, названных по церкви и имеющих религиозный оттенок в названии: Большой и Малый Успенские. По инициативе наркома просвещения Луначарского этим переулкам дали названия Потаповский и Сверчков – имена предполагаемых автора церкви и жертвователя. Но в 1935 г. Моссовет принял решение снести церковь. Официальной причиной ее уничтожения стал выступ первого яруса за красную линию улицы – дескать, мешает проезду и проходу по тротуарам. В 1936 г.  церковь сровняли с землей, предварительно дав реставраторам сделать обмеры. От декора храма сохранили два экземпляра наличников разных видов и портал второго яруса церкви. Эти детали перенесли в Донской монастырь, являвшийся в то время филиалом музея архитектуры.
На первый взгляд, все, что осталось от церкви, помимо перенесенных деталей, – интересующий нас дом причта. На его месте в середине XVIII в. стояла часовня. К 1780-м гг. на месте часовни возвели двухэтажное кирпичное здание богадельни, которое, скорее всего, и стало основой нынешнего строения. В 1812 г. церковь не пострадала от огня. По легенде, сам Наполеон, поразившись красотой церкви, повелел выставить караул из французских солдат, чтобы не допустить поджога храма. Как бы то ни было, церковь и строения на ее участке не горели. После войны с французами бывшую богадельню превратили в дом причта и в течение XIX в. несколько раз перестраивали. О внешнем облике здания мы можем судить по нескольким картинам иностранных художников. На литографии О. Кадоля (начало 1830-х), рисунке А. Дюрана (1839) и акварели Ж.-Б. Арну (1840-е) фасад дома со стороны Покровки имеет композицию, схожую с нынешней. Декор отсутствует, а форма шести имеющихся на фасаде окон стрельчатая, псевдоготическая. На фотографии начала 1860-х гг. окна уже упрощены до прямоугольной формы, а первый этаж дома занимает заведение – булочная. На месте центрального из трех окон пробита дверь, по краям от нее устроены витрины. В 1870-е и 1890-е дом расширяли, с тех пор габариты почти не менялись. Булочная была оборудована пекаренной печью. В 1890-е заведением владел А. Н. Сальников, в 1900-е – Е. Минаев. В те годы витрина булочной была украшена выпуклыми изображениями калачей и кренделей. В конце 1900-х два окна первого этажа по краям от входа расширили до нынешних размеров. Арендаторами являлся торговый дом «Чуевы Н. и Е». К 1914-м это был сетевой бренд, имевший булочные в 13 адресах.
После революции булочные сменились магазинами другого назначения.
В 1930-е гг. на первом этаже находился магазин «Культтовары», в 1980-е – «Цветы».
В 2004 г. в доме причта прогремела сенсационная находка: при реконструкции здания под кафе внутри поздней перегородки обнаружили почти полностью сохранившуюся стену первого яруса колокольни церкви Успения на Покровке. А еще части крыльца с северной стороны церкви с двумя столбами лестницы и остатками декора. Кладка XVII в., белокаменные карнизы, ширинки и даже уникальные резные узоры – все это было сохранено, реставрировано и теперь является украшением интерьера кафе. Так что кое-что все-таки сохранилось от легендарного шедевра архитектуры времен молодости Петра I. Что касается самой церкви, уже неоднократно появлялись идеи ее восстановления.

Дом причта — Храм Иоанна Богослова села Карамышево.

Справка: 

Церковно-причтовые дома и другие сооружения

Для удобства организации социального служения в каждом храмовом комплексе предусмотрен дом причта. «Храм — центр богослужебной жизни, место соединения земного с небесным, место встречи Бога с человеком, — сказал архиерей. —  А вот дом причта — это место встречи человека с человеком. В домах причта размещаются воскресные школы, библиотеки, трапезные, службы милосердия».

Церковно-причтовые дома, предназначенные для служебно-бытовых целей, включают следующие основные группы помещений: входная, административная, трапезная, отдыха, подсобная. Кроме того, в зависимости от особенностей архитектурного решения храмового комплекса, а также учебной, благотворительной и хозяйственной деятельности прихода, в состав церковно-причтовых домов могут входить группы помещений крещальни, образовательного и благотворительного назначения, гостиницы, художественных мастерских и др.

Церковно-причтовые дома могут быть как отдельно стоящими, так и сблокированными с другими зданиями вспомогательного назначения, входящими в состав храмового комплекса, в том числе с воскресными школами, богадельнями и др.

Наш храм совершает требы о беременных и бесчадных. На 1 июня 2013 года в требу о беременных записано 10686 женщин,  в требу о бесчадных – 11656 человек.  Записанные в требу нуждающиеся  в помощи женщины и семьи просят принять их для того, чтобы они могли посетить храм как паломники, но местных жителей желающих приютить их нет,  так как наша современная действительность  настраивает людей быть настороженными по отношению к другим.  Единственный выход из данной ситуации – построить дом причта, где можно будет принимать этих остро нуждающихся паломников.

Дом причта мы строим уже шестой год. Финансирование строительства дома причта не предусмотрено, средства изыскиваются нами за счёт участия храма в православных выставках и  за счёт пасеки, которую мы содержим для получения меда и его реализации. Поэтому постоянно не хватает средств на строительство. видео смотреть здесь>>

   

В настоящее время ситуация со строительством следующая: выложены стены, дом под крышей, но нет всех окон второго этажа  и мансарды, не начаты внутренние отделочные работы, подготовлена 1 комната для паломников, которая зимой отапливалась печкой – буржуйкой и принимала паломников.

Многие считают, что строительство храмов лежит на служащих церкви или богатых организациях, но на самом деле это не так. Мы очень благодарны жертвователям, с помощью которых мы поставили все окна в доме причта, но сейчас необходимо завершить отделочные работы, а это: отопление, проведение воды и канализации, чистовая отделка помещений.

Приходской совет храма Иоанна Богослова обращается к Вам с просьбой о возможности оказания пожертвования для завершения строительства дома причта, с целью возможности принятия паломников.

Приход храма Иоанна Богослова обращается с просьбой о помощи ко всем, кому небезразлична демография нашего отечества, а значит и будущее нашей многострадальной страны.

Спаси Вас Господи на многия лета!

Как известно, жертвователям на благоустроительство Храма прощается половина грехов! Если вы читаете Библию и понимаете, что обещает вам Бог, то больше всего вам захочется в церкви пожертвовать. Вы придете в церковь и пожертвование доставит вам огромную радость. Вы задумывались об этом? Ведь пожертвования — это прямой путь к умножению Божьих благословений. Если бы каждый христианин постоянно помнил хотя бы два высказывания Иисуса о пожертвовании, то этого было бы уже достаточно, чтобы выстроиться в очередь к ящику для пожертвований.

Первое обещание Иисуса давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лук.6:38).

Будем благодарны за любую помощь!

О завершении строительства дома причта>>

Посмотреть фото можно здесь!

Реквизиты для пожертвований

Дом причта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дом при́чта, при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского единения, открытости, доверия, взаимной поддержки, бескорыстия и глубокого терпения.

Кроме того, в доме причта могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений[1].

В городах России сохранилось значительное число домов причта, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия[2].

После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.

В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».

Примечания

Ссылки

Дом причта на территории Рязанского кремля

   В северной части Рязанского кремля рядом с церковью Святого Духа стоит неприметное двухэтажное здание – дом причта. Строение выполнено из разных материалов: первый этаж каменный, а второй – деревянный. Оформлено здание строго, без какого-либо декора. Эта постройка выглядит довольно скромно на фоне остальных памятников историко-архитектурного музея-заповедника. Но, несмотря на свою неприметность и скромность, дом причта — это памятник гражданской архитектуры, имеющий несомненную мемориальную ценность.

Так что же это, дом причта? Причт – это духовенство, служащее при каком-либо христианском храме или приходе. В доме причта помимо жилья для служащих церкви часто размещаются помещения для воскресной школы, благотворительных учреждений и даже паломнических гостиниц. В просторечии дом причта часто называют «поповским домом».
Дом причта на территории Рязанского кремля был построен в 1910 году по проекту губернского архитектора Антона Семеновича Кандинова для служащих храма Святого Духа. Деньги на строительство здания были выделены церковным старостой и потомственным почетным гражданином Рязани – Дмитрием Панкратьевичем Морозовым. Довольно полное представление о первоначальном облике строения дает выполненный в цвете проект дома, который хранится в научном архиве музея. Сравнивая нынешнее состояние здания с проектом, можно заметить, что со временем изменилось число окон на втором этаже, и исчез деревянный балкон-галерея с северной стороны здания, с которого открывался вид на заливные луга. Изменилась и внутренняя планировка здания, поскольку разные владельцы (а их более чем за 100 лет было немало) приспосабливали помещения под свои нужды.

Дом причта имеет особую мемориальную ценность: здесь постигал азы певческой культуры известный оперный певец, солист Большого театра Александр Степанович Пирогов.

  

В 1980 году впервые была осуществлена реставрация здания. Но внешний вид дома был восстановлен не до конца: воссоздание балкона-галереи, парадного крыльца и восточной пристройки находится в стадии проектно-архитектурных изысканий. После реставрации дом причта стали использовать для размещения служб музея: отдела реставрации, фотолаборатории и административно-хозяйственной части.

Дом причта на карте Рязанского кремля


 

Путешествия от А до Я: все о Рязани

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о