Содержание

Иисус любит тебя (Дружище Иисус, подмигивающий Иисус)

Иисус любит тебя (Buddy Christ, Дружище Иисус) – изображение статуи улыбающегося и подмигивающего Иисуса Христа, который одной рукой показывает на тебя, другой рукой делает жест “большой палец вверх”.

Происхождение

Картинка с подмигивающим Иисусом – это кадр из фильма “Догма” (1999 год).

 

По сюжету католический священник (которого играет известный стенд-ап комик Джордж Карлин) представляет публике обновленный “мажорный” образ Иисуса Христа в рамках кампании “Вау-Католицизм”.

мем иисус подмигивает

Кадр, на котором Христос улыбается и подмигивает, стал популярным макросом в интернете.

Значение

У мема “Дружище Иисус” нет какого-то определенного значения. Чаще всего макрос используют, чтобы приободрить человека, сделать ему комплимент. В некоторых вариантах мем используется, чтобы намекнуть о чем-то (подмигивающий Иисус очень напоминает мем с Мистером Бином – “Если вы понимаете, о чем я”).

Но в большинстве случаев картинка с улыбающимся Христом просто обыгрывает различные стороны христианства или католицизма. Это могут быть шутки, анекдоты, каламбуры, в которых вера раскрывается с позитивной стороны.

Галерея

мем иисус подмигивает

мем иисус подмигивает

мем иисус подмигивает

мем иисус подмигивает

мем иисус подмигивает

мем иисус подмигивает

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Читайте также:

Догма (фильм) — Викицитатник

Логотип Википедии

«Догма» (англ. Dogma) — комедия Кевина Смита. Четвёртая картина в выдуманной им вселенной View Askewniverse.

  •  — И вот… пьяный в хлам Локи заявляет Богу, что он увольняется, бросает свой огненный меч и складывает фигу!
  •  — Их сослали в ад?
     — Хуже… — в Висконсин. На весь срок существования человечества.
  •  — Какой он?
     — Бог?! Забавный, с отличным чувством юмора.
  •  — Взять хотя бы секс: нет ничего смешнее ваших дурацких гримас при соитии.
     — Секс у вас повод для шуток?!
     — Насколько мне известно, то и на земле тоже.
  •  — Не гипнотизируй. А то все подумают, что у нас супружеская размолвка.
  •  — Нет восторга выше, нет соблазна изысканнее, чем центральный климатизатор!
  •  — Геноцид — самое утомительное занятие. После хоккея…
  •  — Собственную жену взасос не целуют!
  •  — Ты знал Христа?
    — Знал?! Он должен мне двенадцать баксов!
  •  — Бери все, что хочешь, только не убивай и не насилуй меня!
    — Даже захоти я, я бы не смог тебя изнасиловать. Ангелы не приспособлены. Как? Так? У меня анатомия кукольного Кена.
  •  — Еще вчера я сомневалась, что Бог есть, а сегодня по уши в мифологии.
    — Открою один служебный секретик: Бог не любит, когда его относят к мифологии.
  •  — Жёлтый дом — облом, Белый Дом — всё путём! Нальём? Нальём! Отдохнём в доме том!
  •  — Тебе нужно устраивать жизнь. Нужен мужик, хоть на 10 минут.
    — Судя по моему опыту, средняя мужская особь не бывает мужчиной даже 10 минут за всю жизнь.
    — Ты, видно, надумала сменить ориентацию?
    — Не пойдет. Бабы — истерички.
    — Тогда иди в церковь и попроси Господа указать тебе третий путь.
    —Бог кажется мертв…
    — Узнаю католичку
  •  — До конца света остается пять минут — ну там, метеорит или ядерная бомба, — тогда отдашься?
    — В такой маловероятной ситуации — да.
    — Дешевка — наша!
  •  — Человек ни физически, ни психологически не способен выдержать безбрежную мощь истинного гласа господнего. Услышь ты его, твой разум закипел бы, а сердце взорвалось. Мы списали пяток Адамов, прежде чем разобрались с этим.
  •  — Эх вы, люди. Про что не было в кино, то и знать не обязательно, так?
  •  — Напомни мне потом превратить воду в вино.
  •  — Голый, а косяк заначил.
  •  — Нас послал тот, который Аз Есмь!
  •  — Давайте разберемся… Вы утратили веру, прочитав «Алису в стране чудес»?
    — Нет, в Зазеркалье. Там стишок про Моржа и Плотника. Это обличение религии! Морж — толстый жизнелюб, символизирует либо Будду, либо, с учётом бивней, индуистского бога-слона Ганеша, в общем восточный религии. Ну а плотник — явный намёк на Иисуса, росшего сыном плотника, он представляет христианство. Чем они заняты в стишке, что они делают: лицемерно увлекают устриц за собой, чтобы потом безжалостно пожирать миллиарды беззащитных тварей. Мне ясно, что вера, основанная на мифических постулатах, разрушает внутреннюю сущность человека, религиозные институты подавляют нас, разъедают душу, сковывают действия, страхом перед бесплотно-патерналистской фигурой, грозящей нам пальцем через тысячелетия: ты, мол, только попробуй, попробуй — и я тебя выпорю.
  •  — Dos tequilas, por favor, и пустой стакан.
  •  — Знаешь, чем занимаются мертвые большую часть времени? Они наблюдают за живыми. Особенно когда те принимают душ.
    — Класс, скорей бы сдохнуть!
  •  — Придумай, сделай что-нибудь!
    — Я придумал, но этим вдвоём занимаются…
  •  — Девятнадцать из двадцати самых кассовых фильмов этого столетия были сделаны с моим участием.
     — Девятнадцать?
     — Двадцатым был фильм про мальчика, что остался в Рождество один дома, на него напали грабители и он их победил… Кто-то продал душу дьяволу, чтобы заработать деньги на этом дерьме.
  •  — Не надо меня злить, офицер МакГи. Я в гневе неприятен.
  •  — Смерть грозит только живым. Трупы вроде меня опасаются лишь червей и некрофилов.
  •  — Ты католичка, и не поговорила с ними?
    — Меня они больше ненавидят. Тебе легче, ты еврейка. Что с тебя взять?
    — Эта отмазка отработала, когда мы распяли Христа.
  •  — Наконец-то твоя въедливая задница высидела жемчужину!
    — Сравнение так себе: у меня нет ануса.
  •  — Знаешь, чего я не пойму в тебе? Ты знаешь точно, что Бог существует. Он с тобой лично разговаривал! И ты при этом косишь под атеиста!
  •  — Последние дни на земле? Ммм.. Будь у меня член, снял бы тёлку. Можно оттянуться не хуже.
     — И как?
     — Давай убивать! (Девушке, поперхнувшейся кофе) Не Вас, девушка (улыбается).
  •  — Ты обдаёшь всех, кто приходит в твою комнату, из огнетушителя? Неудивительно, что ты одинока.
  •  — А что не так с Библией?
     — Меня в ней нет!
  •  — Вы, люди, не радуетесь своей вере, вы скорбите о ней.
  •  — Особенность мученика в том, что ты должен умереть…
  •  — Вау! Я как будто Хан Соло, он — Чуви, а ты — Бен Кеноби и мы торчим в том кабаке!
  •  — Эту модель назвали «пургеном». На кого не направишь, сразу обделается. Оцени.
     — Гораздо портативнее огненного меча, но и выглядит скромно. Ну нет в нем искры божьего гнева. Как мне вселять ужас в сердца грешников с такой крохотулей? А? Что скажешь?
     — Зачем тебе оружие? Дави их интеллектом!
     — Тебе легко говорить — ты же стоял в сторонке, когда я сжигал Помпеи.
     — А что там… Так, маленький пожарчик…
     — Маленький пожарчик может сделать любой детсадовец с коробком спичек. А вот дождь из серы и пепла… Это как проверка на прочность. Я беру вот этот.
  •  — Чего ты на мозги капаешь? Вы тут все долбанулись? Чего у этого козла башка отлетела?
  •  — Я же долбаный демон…
  • — Ну что, товарищ? Нервы расшатаны геноцидом. Выдохся.
  •  — На вас нет никакой вины. Эти типы — подонки. А Вы — чистая душа. Но Вы не сказали «будь здоров», когда я чихнул!
     — Локи!
     — Легко отделалась!
  • — Какого черта надо? Зачем вы залезли в мой дом?

— Я промок насквозь, а она орет. Вот нравы. Богородицу твою за ногу!

  • — Tвой приятель?

— Нет, это кардинал. — По лицу сейчас не скажешь, но четки выдают его с головой.

  • — Если прихожане услышат, что католическая церковь прикольна, они вернутся. И даже приведут друзей. Один момент. Надо заполнить скамьи. Вот в чем штука. И побольше детей. Привязать их смолоду.

— Прямо как в табачной индустрии. — Боже, нам бы такие цифры.

  • — Католическая церковь не ошибается.

— Да? А молчаливое благословение работорговли? А политика невмешательства в годы Холокоста? — Ладно, ошибки были.

  • — Я тебя отправлю в крестовый поход.

— Для сведения: работаю в абортарии. — Ной был алкашем, но достиг всего. Хотя тебе строить ковчег не нужно.

  • — Tы поможешь мне исправить ошибку в книге, с которой вы все так носитесь.

— Камасутра? — Библия.

  •  Локи: Я забыл свою куклу Вуду. Здорово похожа на Вас, правда? Если бы я верил в магию, вышел бы толк. Забавно, забавно. Чепуха. Я не верю в Вуду.

    Локи: Но, я верю вот в это! (достает пистолет)
    Бартелби: Что бы это могло значить?
  • Как я начал говорить до эпизода пожаротушения я Метатрон.

текст, цитаты фильма, читать содержание, описание


Dogma (США, 1999 г.)
Фэнтези
Реж.: Кевин Смит
В ролях: Бен Аффлек, Мэтт Дэймон, Линда Фиорентино, Сальма Хайек, Джейсон Ли, Джейсон Мьюз, Алан Рикман, Крис Рок, Бад Корт, Бэррет Хэкни

Предварительное опровержение:
заблаговременный отказ от ответcтвенноcти; отречение; оговорка.
Это чтобы прикрыть cебе задницy.
Компания «Вью Эcкью» категоричеcки заявляет,
что данный фильм от начала до конца
предcтавляет cобой комичеcкyю фантазию,
и не должен приниматьcя вcерьез.
Считать cюжет провокационным — значит, yпycтить cамyю cyть,
вынеcти неправедное cyждение,
а ведь право cyдить принадлежит Богy и только Богy,
о чем cледyет помнить кинокритикам. Шyтка.
Прежде чем наноcить комy-либо yвечье из-за этого кинопycтячка, вcпомните,
даже y Вcевышнего еcть чyвcтво юмора. Взять хотя бы yтконоcов.
Спаcибо, и приятного вам проcмотра.
Поcтcкриптyм. Mы иcкренне извиняемcя перед вcеми любителями yтконоcов.
Коллектив «Вью Эcкью» yважает благородных yтконоcов.
Mы вовcе не хотели никого принизить.
Еще раз cпаcибо, и приятного вам проcмотра.

Эcбари Парк. Нью-Джерcи.
Дамы и господа, слово предоставляется
инициатору движения «Католичество — это круто!» кардиналу Глику.
Спасибо вам.
Все мы знаем отношение большинства американцев к католической церкви.
Согласен, в их глазах мы архаичны и косны.
Люди считают Библию заумной и нудной.
Желая рассеять недоразумения,
этот год мы называем годом обновления как веры, так и ритуалов.
Вот, например, распятие.
Да, это исконный символ веры.
Однако Святая Церковь решила отринуть устоявшийся,
но слишком мрачный образ Спасителя на кресте.
Иисус пришел на землю не пугать нас.
Он пришел нам помочь. Христос бодрячок.
Исходя из этой роли Господа, мы разработали новый мажорный символ.
Я рад представить вам первое из многих запланированных на этот год
прикольных новшеств проекта «Католичество — это круто!».
Итак, ликуйте! Дружище Христос!
Название символа пока не утверждено Папой.
Tак, предварительный условный термин.
Смотрите, классный тип — дружище Христос!
Что ж, как говоритcя, комментарии излишни.
Давайте разберемся. Вы утратили веру, прочитав «Алису в стране чудес»?
Нет, «Алису в Зазеркалье».
Tам есть стишок про моржа и плотника. Это же разоблачение религии.
Морж — толстый жизнелюб, он символизирует либо Будду, либо,
с учетом бивней, индуистского Бога — слона Ганешу.
В общем, восточные религии.
Ну а плотник — явный намек на Иисуса, росшего сыном плотника.
Он представляет Христианство.
Чем они заняты в стишке? Что делают?
Лицемерно увлекают устриц за собой,
чтобы потом безжалостно пожрать мириады беззащитных тварей.
Не знаю, какой вывод сделали бы Вы, но мне все ясно.
Основанная на мифических постулатах вера
разрушает внутреннюю сущность человека.
Религиозные институты подавляют нас.
Разъедают душу, сковывают действие страхом перед бесплотной фигурой,
грозящей нам пальцем через тысячелетия.
Tы,

Догма (фильм) — это… Что такое Догма (фильм)?

«Догма» (англ. Dogma) — американский комедийный художественный фильм 1999 года. Четвёртая картина в выдуманной вселенной View Askewniverse Кевина Смита. Фильм был показан в рамках Каннского кинофестиваля[1].

Сюжет

Два падших ангела — Локи и Бартлби (в миру Ларри и Барри), сосланные на землю Богом за ослушание, узнают, что у них появился шанс вернуться домой. В церковных догматах обнаружилась лазейка — Обновленная Церковь проводит пиар-акцию: все, кто пройдёт сквозь арку церкви, получают отпущение всех грехов. Локи и Бартлби нужно всего лишь сбросить крылья, тем самым став людьми, и войти в церковь, после чего можно благополучно умереть и вернуться на Небеса.

Но не всё так просто — вернувшись на Небеса, они нарушат принцип, на котором зиждется всё мироздание — непогрешимость Бога. Стоит им осуществить свой план, и мир перестанет существовать.

Как оказывается, всё это — коварный план демона Азраила, которому надоела жизнь в аду и он готов сделать всё, даже разрушить этот мир, лишь бы прекратить свои муки. С помощью трёх своих адских помощников (отморозков-роллеров с хоккейными клюшками) он отправляет в кóму ничем не примечательного бездомного, который оказывается воплощением Бога в человеческом облике. И пока главная угроза его замыслам недееспособна, Азраил начинает претворять в жизнь свой план.

Но ангелы тоже не дремлют и вовремя начинают предпринимать адекватные меры. Как-то ночью к сотруднице абортария Вифании Слоун с Небес спускается глас Божий — ангел Метатрон. Он возвещает ей, что она выбрана для того, чтобы спасти мир. В помощь ей он обещает двух пророков, ими оказываются Джей и Молчаливый Боб. В дороге к ним также присоединяется 13-й апостол — темнокожий Руфус, упавший им под ноги буквально с неба, и сообщивший Вифании, что она пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-внучатая племянница Иисуса Христа; также одной из помощниц становится муза Серендипити, работающая в одном из баров стриптизёршей.

В ролях

Съёмочная группа

  • Режиссёр — Кевин Смит
  • Сценарист — Кевин Смит
  • Продюсер — Скотт Мосье
  • Оператор — Роберт Йомен
  • Монтаж — Скотт Мосье
  • Художник — Роберт Холдцмен
  • Художник по костюмам — Эбигейл Мюррей
  • Аниматроника — Винсент Гуастини
  • Спецэффекты — Чарли Белардинелли

Саундтрек

  • Perry Como — «Magic Moments»
  • Alanis Morissette — «Still»
  • Mickey & Sylvia]] — «Love Is Strange»
  • Lords of Acid — «Young Boys»
  • Mooby the Golden Calf
  • New Edition — «Candy Girl»
  • The Chordettes — «Never on Sunday»
  • Perez Prado — «Skokiaan»
  • Ray Charles — «Alabama Bound»
  • Run-D.M.C. — «It’s Like That»

Факты о фильме

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 августа 2011.
  • Роль Азраила предлагалась Биллу Мюррею, Адаму Сэндлеру и Джону Траволте.
  • В фильме много ссылок на различные комиксы. Например, один из помощников Азраэля одет в майку с изображением Хеллбоя. Бартлби говорит: «Я вам не понравлюсь в гневе», — ссылка на Халка. Также игрушку Мэдмана можно заметить в детском мире.
  • Молчаливый Боб в фильме всё-таки произносит две фразы. Первую — в эпизоде с выкидыванием ангелов из поезда он произносит: «Безбилетники!» (это — аллюзия на фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход»). Во второй раз — он сказал «Спасибо» на слова Руфуса о том, что если Боб с Джеем будут поменьше сквернословить, он замолвит о них словечко Иисусу.
  • Несколько римско-католических организаций призывали к бойкоту фильма.
  • По рассказу Кевина Смита, ему было очень сложно работать с Линдой Фиорентино. Доходило до того, что они не разговаривали друг с другом по несколько дней.
  • Архиепископа-реформатора сыграл Джордж Карлин, известный комик разговорного жанра, известный своей ненавистью к религии и монологом Religion is Bullshit[2].
  • Крылья Метатрона весили почти 45 килограммов.

Примечания

Ссылки

Догма (фильм) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«До́гма» (англ. Dogma) — американский комедийный художественный фильм 1999 года. Четвёртая картина в выдуманной вселенной View Askewniverse Кевина Смита. Фильм был показан в рамках Каннского кинофестиваля[2].

Сюжет

Два падших ангела, Локи и Бартлби (в миру Ларри и Барри), сосланные Богом за ослушание на землю, а точнее, в Висконсин, узнаю́т, что у них появился шанс вернуться домой. В церковных догматах обнаружилась лазейка — Обновлённая Церковь проводит пиар-акцию: все, кто пройдёт сквозь арку церкви, получают отпущение всех грехов. Локи и Бартлби нужно всего лишь сбросить крылья, тем самым став людьми, и войти в церковь, после чего можно благополучно умереть и вернуться на Небеса.

Но не всё так просто — вернувшись на Небеса, они нарушат принцип, на котором держится всё мироздание — непогрешимость Бога. Стоит им осуществить свой план, и мир перестанет существовать.

Как оказывается, всё это — коварный план демона Азраила, которому надоела жизнь в аду, и он готов сделать всё, даже разрушить этот мир, лишь бы прекратить свои муки. С помощью трёх своих адских помощников (отморозков-роллеров с хоккейными клюшками) он отправляет в кóму ничем не примечательного бездомного, который оказывается воплощением Бога в человеческом облике. И пока главная угроза его замыслам недееспособна, Азраил начинает претворять в жизнь свой план.

Но ангелы тоже не дремлют и вовремя начинают принимать адекватные меры. Как-то ночью к сотруднице абортария Вифании Слоун с Небес спускается глас Божий — ангел Метатрон. Он возвещает ей, что она выбрана для того, чтобы спасти мир. В помощь ей он обещает двух пророков, ими оказываются Джей и Молчаливый Боб. В дороге к ним также присоединяется 13-й апостол — темнокожий Руфус, упавший им под ноги буквально с неба и сообщивший Вифании, что она пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-пра-внучатая племянница Иисуса Христа; также одной из помощниц становится муза Серендипити, работающая в одном из баров стриптизёршей.

В ролях

Съёмочная группа

Саундтрек

Примечания

Ссылки

Догмат — Википедия

До́гма́т[1][2][3], или до́гма (др.-греч. δόγμα, δόγματος[4] «мнение, решение, постановление») — утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению).

История использования термина «догмат», «догма»[править | править код]

В истории были периоды, когда термин «догмат» использовался в различных смыслах, отличных от современного понимания этого термина[5].

  • В античной литературе у Цицерона словом dogma обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины.
  • «Аттическими догматами» христианские писатели, например, Ориген и св. Исидор, называли некоторые выводы Сократа.
  • Учения Платона и стоиков также именовали «догматами».
  • У Ксенофонта «догматом» называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться.
  • У Геродиана «догмат» — определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ.
Этот смысл термин сохранил и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пророка Даниила, Эсфири, Маккавейских словом δόγμα называется царский указ, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного.

Наконец, в книге Деяний (Деян. 15:20-28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого её члена. Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и других Отцов Церкви понятие о догмате выясняется с большей подробностью:

  1. Догмат — есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры называются Божьими (δόγμα τοΰ Θεοΰ), Божественными (δόγμα Θεία), Γосподними (δόγμα τοΰ Κυρίου). Они противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления и личным мнениям.
  2. Догмат — есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения веры, чем он отличается от правил жизни, или практической деятельности христианина.
  3. Будучи происхождения божественного, догмат — есть истина, определяемая и формулируемая Церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами Церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα).
  4. Догмат — есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу Церкви.

Таким образом, основные свойства догматов в православии (и христианстве), рассмотренные здесь ниже, вытекают из святоотеческого понимания содержания догмата.

Термин «догмат» в собственном значении употребляется преимущественно в христианстве и обозначает теологическую, богооткровенную истину, содержащую учение о Боге и Его домостроительстве[6], которое Церковь определяет и исповедует, как неизменное и непререкаемое положение веры[7].

В православии существует два подхода к пониманию того, где принимаются догматы[8]. Согласно первому из них, догматами, в строгом смысле этого слова, могут быть названы только те непререкаемые положения православной веры, которые утверждаются на Вселенских соборах, где они получают догматические формулировки[9]. Согласно второму подходу, догматом следует называть всякое неоспоримое и обязательное положение православного вероучения[8]. В этом случае догматы делятся на

  • общие (догматические формулировки Вселенских соборов) и частные (выводимые из общих),
  • раскрытые (обсужденные и утвержденные на Вселенских соборах) и нераскрытые (не определенные в подробностях и не обсуждавшиеся на Вселенских соборах по причине отсутствия в этом необходимости и поэтому не получившие догматических формулировок, но признанные всей Православной Церковью),
  • чистые (основаны только на сверхъестественном Откровении) и смешанные (основаны не только на сверхъестественном Откровении, но и на естественном разуме)[10].

Отличие понимания догмата в православии и католицизме заключается в том, что в православии догматы, принятые на Вселенских соборах (которые признаются высшей вероучительной инстанцией[11]), были ответом на появившиеся фундаментальные искажения церковного учения, а в католицизме признается необходимость появления новых догматов без этой причины[8].

Предпосылки появления догматов[править | править код]

Православная церковь учит, что Христос сообщил и раскрыл людям всё вероучение, необходимое для их спасения. Поэтому догматы не могут внезапно возникать и быть новшествами:

«Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.» (Гал. 1:6—8)

Божественное учение не столько теоретично, сколько практично, поэтому Оно непостижимо уму, неочистившемуся от греховных страстей. Святой Иларий Пиктавийский подчёркивал:

«Только злоба еретиков вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещенные. Следовало бы довольствоваться тем, чтобы с искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно: поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Святым Духом. Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных. Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех Тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ» (О Святой Троице. 2:2). [1], [2]

Догматическая база христианской церкви[12] была сформирована в эпоху семи Вселенских Соборов, как ответ Вселенской Церкви на еретические движения, распространявшиеся в христианстве (особенно с III по IX век). Каждый догмат устанавливал как бы преграду дальнейшему развитию еретического учения, отсекал ложные направления в развитии понимания учения Церкви.

Сущность всех догматов, богооткровенная истина, уже содержалась в Священном Писании, и сначала не было необходимости в облечении христианского учения в рамки догматической системы. Однако потребность человеческого разума в лучшем, более понятном ему, логичном толковании ещё не оформленного догматически, во многих местах трудно принимаемого христианского учения привела к появлению и развитию философско-богословских школ в первые века христианства. В этих школах (главным образом в Антиохийской и Александрийской) и появились первые ереси. Для их обнаружения и искоренения периодически собирались Вселенские Соборы, на которых и устанавливались догматы — в форме кратких определений истин христианского Откровения. Они ярко и точно обличали еретические учения. Догматические соборные определения в эту эпоху обозначались греческим словом «о́рос» (греч. ὅρος — «предел», «граница»)[13], или латинским «терминус» (лат. terminus). Догмат, или орос — предел, или граница вероучения, — должен был, как граница дороги, вернуть христианскую мысль в верное русло, разграничить истинное церковное учение и еретическое.

Догмат и связанные понятия[править | править код]

Догмат и догматическая формула[править | править код]

Следует различать понятия догмата как такового и догматической формулы. Догмат в своей сущности неизменен, он содержит богооткровенную истину, данную Самим Богом, и именно поэтому его нельзя изменять по воле человеческого разума. Однако догматическая формула может изменяться. Это так называемый способ выражения вероучительной истины, словесная оболочка догмата, которая может дополняться и видоизменяться, не затрагивая при этом заключённого в ней догматического смысла (содержания). Так, формулировка догмата о Пресвятой Троице, установленного на I Вселенском Соборе, была дополнена на II Вселенском Соборе.

Догмат и теологумен[править | править код]

Наряду с понятием «догмат» в богословии существуют понятия «богословское мнение» («теологумен») и «частное богословское мнение». Теологумен — вероучительное положение, не противоречащее догматам, но не являющееся обязательным для всех верующих. Он должен основываться на Священном Писании и высказываниях святых Отцов Церкви. Частное богословское мнение при этом — размышление, мнение отдельного богослова, прямо не противоречащее догматам, не обязательно встречающееся у Отцов Церкви. Догмат таким образом стоит безусловно выше теологуменов и частных богословских мнений.

Свойства догматов[править | править код]

В православной догматике выделяются следующие свойства догматов[7]:

  1. Теологичность (вероучительность) — свойство догматов по содержанию, то есть что догмат содержит только учение о Боге и Его домостроительстве. В догматах не определяются истины нравоучительные, литургические, исторические, естественно-научные и т. д.
  2. Богооткровенность — свойство догматов по способу их получения. Это означает, что догматы не выводятся логическим путём, а происходят из Божественного Откровения, то есть даются человеку Самим Богом.
  3. Церковность — свойство догматов по способу их существования и сохранения. Это означает, что догматы могут существовать только во Вселенской Церкви, и вне её догматы, как основанные на Откровении, данном всей Церкви, не могут возникать. Именно Церковь, на Вселенских Соборах, имеет право закреплять за теми или иными вероучительными истинами именование догматов, понимаемых к строгом смысле.
  4. Общеобязательность — свойство догматов по отношению к ним членов Церкви. Догматы выступают в роли правил и норм, не признавая которые, нельзя являться членом Церкви.
Догматы в православии[править | править код]

К догматам, принятых на Вселенских соборах, относятся:[14][15]

  1. Догмат о Боге Отце, Творце видимого и невидимого мира, всё содержащего в Своей власти.
  2. Догмат о Сыне Божием, прежде начала времени рожденного от Бога Отца, имеющего с Ним одинаковую сущность, всё сотворившего и получившего имя Иисуса Христа.
  3. Догмат о Воплощении на земле Сына Божия в человеческой плоти от Святого Духа и Марии Девы ради спасения людей (непорочное зачатие).
  4. Догмат о Крестных страданиях и смерти Иисуса Христа.
  5. Догмат о Воскресении Иисуса Христа.
  6. Догмат о Вознесении Иисуса Христа.
  7. Догмат о Втором Пришествии Иисуса Христа, Страшном Суде и Его вечном Царстве.
  8. Догмат об исхождении Святого Духа, дающего жизнь, от Бога Отца, прославлении Его и поклонении Ему вместе со Отцом и Сыном.
  9. Догмат о единой (одной), святой, соборной и апостольской Церкви.
  10. Догмат об единократном Крещении для оставления грехов.
  11. Догмат о всеобщем воскресении людей.
  12. Догмат о будущей вечной жизни.
  13. Догмат о двух естествах во едином Лице Господа нашего Иисуса Христа
  14. Догмат о двух волях и действиях в Господе нашем в Иисусе Христе.
  15. Догмат об иконопочитании.

Первые 12 догматов утверждены на Первом и Втором Вселенских соборах и составляют Никео-Цареградский Символ веры, являющийся догматической формулой, подразделяющейся на 12 членов и содержащих догматическую основу христианства. Первые его восемь членов выражают догматы о Святой Троице и Христе-Спасителе (со 2-го по 7-й) . Догмат о Святой Троице состоит в том, что Бог един по существу, но троичен в Лицах (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), которые различаются друг от друга тем, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца, Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. При этом, в чем состоит рождение и исхождение и чем отличается исхождение от рождения, является непостижимым для людей.[16]

Догмат о двух естествах во едином Лице Иисуса Христа принят на IV Вселенском Соборе в Халкидоне, догмат о двух волях и действиях принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе, догмат о иконопочитании принят на VII Вселенском Соборе в Никее.

Если понимать под догматами непререкаемые и неизменные правила (истины) православной веры, изложенные в Священном Писании и Священном предании и относящиеся к самому существу христианства, но не обязательно утверждаемые на Вселенских соборах[8][17], то к числу догматов также относятся[18]:

  1. догмат о том, что Бог есть Дух всеблагой, всесвятой, всесовершенный, всемогущий, всеведущий, вездесущий, беспредельный, неизменяемый, вечный.
  2. догмат о творении мира Богом из ничего по Своей любви.
  3. догмат о падении самого высшего ангела (Денницы) и некоторых других ангелов.
  4. догмат о первородном грехе.
  5. догмат о промысле Божием обо всем существующем.
  6. догмат о искуплении человечества от греха.
  7. догмат о необходимости благодати Божией для освящения человека.
  8. догмат о Таинствах Церкви.
  9. догмат о частном суде человека после смерти.
  10. догмат о именовании Девы Марии Богородицею (именование Девы Марии Богородицей используется в текстах догматов IV и VII Вселенских Соборов).
  11. догмат о приснодевстве Девы Марии.
  12. догмат о различии в Боге сущности и энергии, представляющей собой нетварную божественную благодать. Принят на Пятом Константинопольском соборе в 1351 году.
Чем не является догмат[править | править код]

Нижесказанное относится преимущественно к православно-христианскому пониманию понятия «догмат», однако отдельные положения можно отнести и к другим религиям.

Ввиду того, что понятие «догмат», «догматическое мышление» и прочие часто неправильно понимаются в обществе, следует отметить основные ошибки этого понимания:

  • Догмат не есть магическая формула, повторением которой можно чего-то достичь.
  • Догмат не бесполезен (даже вне рамок религиозной философии и богословия). Без знания догматической базы нельзя осмыслить никакое вероучение в его сущности, тем более, если оно претендует на выход за рамки земного бытия.
  • Догмат — не закостенелое, мёртвое, безосновательное утверждение. Лишь наличие догматов в вероучении позволяет ему иметь структуру, онтологический смысл, не ограничиваться лишь нравственным, литургическим, каноническим или каким-либо иным аспектом.

Оросы Вселенских Соборов — не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанного гроба навек закристаллизованной и окаменелой истины. Наоборот, это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная в её неудержимых и беспредельных поисках ответов на теоретическо-богословские и прикладные жизненно-практические вопросы.

Карташёв А.В. Вселенские Соборы

  • Догмат — не чуждое дополнение к Священному Писанию.

Догмат ни в коем случае не новое откровение. Догмат — это только свидетельство. Весь смысл догматического определения сводится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала.

протоиерей Георгий Флоровский

  • Догмат не сковывает сознание, а позволяет ему, образно выражаясь, стоять на ногах, иметь опору в рассуждениях богословского характера. В сфере личной религиозной жизни (духовной жизни) догматика лежит в фундаменте и молитвы, и богослужения, и других её осмысленных проявлений.

Православные догматы не суть путы для мысли, не кандалы <…> но разве лишь предохранительные определения, которыми Церковь хочет поставить разум человеческий в надлежащую перспективу, в которой для него открывалась бы возможность беспрепятственного и безостановочного движения вперёд, с исключением опасностей уклонения в сторону, на пути обманчивые.

проф. Введенский А.И.

  • Догмат нельзя уяснить логическим, рассудочным путём. Он требует святоотеческого толкования. Простое знание догматической формулы ещё не означает проникновение в суть содержащейся в догмате истины.
  • Догмат ненаучен[19]. Он не обязан вписываться в логические рамки. Это предмет веры и, как правило, он содержит алогические элементы.

Credo quia absurdum est («Верую, ибо абсурдно»)

Тертуллиан, II—III в. De Carne Christi (О плоти Христа)[20]
  • Не всякая бесспорная вероучительная истина является догматом. Догматами в строгом смысле являются лишь те из них, которые названы таковыми на Вселенских Соборах[9].

В католицизме[править | править код]

В католической церкви развитие догматической науки пошло по пути установления новых догматов, в результате чего сегодня количество вероучительных определений, возведённых в достоинство догмата, в римо-католической догматике больше, чем в православной церкви. В римо-католической церкви считается, что необходимость увеличения числа догматов обусловлена продолжающимся уяснением богооткровенной истины, содержащейся в Церкви. До появления нового догмата эта истина сокрыта или неясно переживаема для соборного сознания Церкви.

Список догматов в католицизме[править | править код]

Помимо догматов православной церкви (с поправкой на филиокве в символе веры) в католической церкви имеются дополнительные, принятые на Вселенских Соборах Католической церкви.

  • Поправка к Никео-Цареградскому Символу веры, филиокве. Введёна в 589 г., Толедский собор, Испания. Утверждена в Риме на коронации германского императора Генриха II в 1014 году, при папе Бенедикте VIII.
  • Догмат о чистилище. 1439 г., Ферраро-Флорентийский собор, г. Феррары. Подтверждён в 1563 г. на Тридентском соборе.
  • Догмат о непорочном зачатии Девы Марии. 1854 г., постановление Пия IX.
  • Догмат о безошибочности папы по делам веры и морали (ex cathedra: с кафедры). 1870 г., Первый Ватиканский собор.
  • Догмат о Вознесении Девы Марии. 1950 г. — возникновение, 1964 г. — подтверждение, в Lumen Gentium, догматической конституции Второго Ватиканского собора.

Догматы в значении непреложной вероучительной истины существуют и в других авраамических религиях.

Иудаизм[править | править код]

Ислам[править | править код]

Согласно хадису Джибриля, главными догматами ислама являются:

В буддизме не существует всеобщей и обязательной догматики, что стало одной из главных причин интеграции в себя буддизмом местных верований. Будда указывал «Пусть никто из вас двоих не пойдет по одному и тому же пути» и считал своё учение не истиной, а только средством к её обретению. Он сравнивал своё учение с плотом, который используется для переправы через реку, но после переправы он должен быть отброшен[22]. Истина не может быть выражена через однократно сформированные универсальные догматы в том числе потому, что учение Будды не может быть одинаковым для всех людей. Учение рассматривается только как «предназначенное конкретному индивиду в конкретных обстоятельствах»[23]. Также Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт: «Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому, как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!»[24][25].

  1. ↑ Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка / том I: А–Ж. — СПб.: Императорская Академия Наук, 1847. — С. 336. — 415 с.
  2. Алексеев П. А. Церковный словарь / часть первая: А–Д. — СПб.: Типография Ивана Глазунова, 1817. — С. 276. — 298 с.
  3. догма́т, толковый словарь Ефремовой допускает такое произношение как разговорное. В Словаре правильной русской речи (Соловьев Н. В. Словарь правильной русской речи. Ок. 85 000 слов : Более 400 коммент. / ИЛИ РАН ; Н. В. Соловьев. — М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Транзиткнига», 2004. — 847 [1] с. — (Словари Академии Российской)) приведено так: «догма́т и уход. до́гмат…»). В православной богослужебной литературе и гимнографии: церк.-слав. догма́тъ, в Полном церковнославянском словаре протоиерей Григория Дьяченко: «до́гмат»
  4. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Том 1. — 1958. — С. 418
  5. Барсов Н. И. Догмат // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. Xa. — С. 846—847.
  6. ↑ Домостроительство — здесь: богословское понятие, обозначающее творение Богом человечества и устроение Им пути восстановления его падшей природы.
  7. 1 2 Давыденков О. В.Катехизис. Догматическое богословие как наука. Свойства догматов
  8. 1 2 3 4 М. С. Иванов. Догмат // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 527-532. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  9. 1 2 Давыденков О. В.Катехизис. Догматическое богословие как наука. Догматы и богословские мнения. Ересь
  10. Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 1. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии.
  11. ↑ Eastern Orthodoxy Энциклопедия Британника.
  12. ↑ Хотя некоторые христианские церкви отвергают догматы, принятые после II Вселенского Собора, базовый догматический состав, содержащийся в Никео-Цареградском Символе веры, сформированный первыми 2 Соборами — общий для всех (с поправкой на filioque в католицизме).
  13. ↑ Православная энциклопедия «Азбука веры»
  14. Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. О вере христианской. Символ Веры
  15. ↑ Догматы Вселенских Соборов
  16. Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 1. О различии Божеских лиц по их личным свойствам. Связь с предыдущим, краткая история догмата и учение о нем Церкви.
  17. Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Том 1. Понятие о христианских догматах, как предмете православно-догматического Богословия.
  18. Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие
  19. ↑ В том смысле, что его нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
  20. ↑ В этом сочинении выражение стоит в форме prorsus credibile est, quia ineptum est, т.е. «совершенно достоверно, ибо нелепо».
  21. У. Читтик, С. Мурата. Хадис о Джабраиле // Мировоззрение ислама. — М. : Ладомир, 2014. — С. 52—57. — 640 с.
  22. ↑ Философия буддизма: энциклопедия / Отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит., ИФ РАН, 2011. — С. 17. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  23. ↑ Степанянц, 2011, с. 24.
  24. Терентьев А. А. Буддизм // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2008. — С. 203—212. — 1520 с. — ISBN 978-5-8291-1084-0 ISBN 978-5-98426-067-1.
  25. Урбанаева И. С. Специфика буддизма как философии и религии // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009. — № 8. — С. 61—69. — ISSN 1994-0866.

мало кто знает но этот иисус из фильма «догма», Мем Иисус

Мем Иисус

мало кто знает но этот иисус из фильма «догма» Мем Иисус

Создать мем

Прокомментируй, будь мужиком, блеать!


Имя (необязательно) Запостить

Похожие картинки:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о