Почему православные празднуют Успение Пресвятой Богородицы — Российская газета

В среду, 28 августа, православные отмечают великий праздник — Успение Пресвятой Богородицы. Успение — древнерусское слово, означающее засыпание, сон, а в случае с Божьей Матери — смерть, кончину, причем по отношению к Богородице слово «Успение» пишется с заглавной буквы.

Но почему же христиане превращают событие смерти Богородицы в праздник? Во-первых, потому что Христос победил смерть, даровав каждому путь спасения, и поэтому самый большой праздник христиан — Пасха, Светлое Христово Воскресение. А во-вторых, сам переход Марии, Матери Божьей, из земной жизни в мир небесный происходил необычно. Это как раз и было Успение, есть еще один вариант этого слова — Усыпание. Не смерть, а сон. Отсюда двоякое настроение праздника: с одной стороны, горечь и печаль, неизменные при расставании, а с другой стороны — радость. Потому что, перейдя в мир иной, мир горний, Богородица не только не оставила людей в одиночестве, наоборот, Она усыновила всех нас — объяв всех, даже самых отъявленных грешников, Своею Любовью, как Покровом.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы наши предки почитали настолько важным, что в народе его называли Богородичной Пасхой. Считалось, что это праздник всей Владимиро-Московской Руси, потому что и во Владимире, когда святой благоверный князь Андрей Боголюбский сделал его стольным градом, был воздвигнут Успенский храм, и Москва, став столицей Руси, тоже выстроила себе Успенский собор в Кремле. Огромное количество церквей России было освящено в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы — русские помнили милостивую защиту Богородицы в дни бедствий, и уповали на то, что и дальше Божья Матерь не оставит страну.

Как и всем большим церковным праздникам, дню Успения Пресвятой Богородицы предшествовал пост, двухнедельный строгий Успенский пост, который сегодня закончился, и который должен был духовно подготовить верующих к самому празднику.

Время, когда произошло Успение Пресвятой Богородицы, неизвестно. Очевидно, что это было до первых гонений на христиан, развязанных безумцем Нероном в 64 году. Из Книги Деяний видно, что после Вознесении Господа на Небо, Богородица жила в Гефсимании, в доме апостола евангелиста Иоанна. Там она и скончалась. Когда на третий день после Ее успения, апостолы открыли гроб, то увидели в нем только погребальные пелены. На иконе праздника Успения над почившей во гробе Богородицей — почившей, но не умершей, изображен Христос. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к Ее смертному одру, принимает на Свои руки маленькую, хрупкую и чистую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. И это еще раз подчеркивает, что праздником Успения мы отмечем не смерть, а рождение в жизнь вечную.

«Братья, что это значит, что Церковь кончину Божией Матери называет не смертью, как обыкновенно мы называем кончину людей, а Успением или, что все равно, упокоением или мирным сном, и не только не скорбит, не плачет при гробе Ее, а, напротив, поет радостные, торжественные песни Ее исходу? — спрашивает святой праведный Иоанн Кронштадтский, и отвечает: — То, что преблагословенная Матерь Господа в самом деле не умерла, как обыкновенно умирают люди, а как бы уснула ненадолго мирным сном после тяжких скорбей жизни и что гроб Ее, бывший для Нее дверью к Небесному Царствию, скрывает в себе много радости для христианина; из этого гроба, как и из гроба воскресшего Господа, веет и на нас небесным нетлением, или лучше сказать — этот гроб непреложно обещает и нам бессмертие по душе и нетление по телу, истребляя в нас страх смерти».

Образ Пресвятой Богородицы одновременно и близок нам, и непостижим в своей высоте. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитет — мы говорим: «Пресвятая Дева Мария».

Богородица, усыновившая при кресте Своего Сына все человечество, простирает Свой покров над каждым. У поэта Семена Липкина есть удивительный стих-прозрение, как раз об этом.

Успение Пресвятой Богородицы. Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

«Когда мне в городе родном

В Успенской церкви, за углом,

Явилась Ты в году двадцатом,

Почудилось, что Ты пришла

Из украинского села

С ребенком, в голоде зачатом.

Когда царицей золотой

Ты воссияла красотой

На стеклах Шартрского собора,

Глядел я на Твои черты

И думал: понимала ль Ты,

Что Сын Твой распят будет скоро?

Когда Казанскою была,

По озеру не уплыла,

Где сталкивался лед с волнами,

А над Невою фронтовой

Вы оба — Ты и Мальчик Твой —

Блокадный хлеб делили с нами.

Когда Сикстинскою была,

Казалось нам, что два крыла

Есть у Тебя, незримых людям,

И Ты навстречу нам летишь

И Свой полет не прекратишь,

Пока мы есть, пока мы будем».

А другой поэт, Михаил Лермонтов, называл Божью Матерь «Теплой Заступницей мира холодного».

Успение Пресвятой Богородицы — ЕлицыМедиа

28 августа православная Церковь празднует Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых, то есть самых больших православных праздников. В этот день вспоминается праведная кончина Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

История праздника

Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел.

О жизни Богородицы после Вознесения Господня мы знаем только из церковного предания. Имеются пространные апокрифические сказания, например, «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», а также слова́ (проповеди) преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина

. Все эти источники датируются VIII веком. Существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Богородицы известны в православной Церкви с апостольских времен. Еще в I веке о них писал священномученик Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла. По мнению церковных историков, праздник этот был установлен в конце VI века при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 гг. Скорее всего, до этого времени праздник Успения был в Константинополе местночтимым, а затем уже стал общецерковным.

Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Жизнь Пресвятой Богородицы после Вознесения

Успение Пресвятой БогородицыУспение Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородица часто приходила для молитвы ко святому Гробу Господню. В один из таких дней ей явился Архангел Гавриил, вручил ветвь и возвестил о том, что через три дня окончится её земная жизнь. Получив это известие, Богородица не только не испугалась, но обрадовалась, ведь для неё смерть была желанным переходом к жизни вечной, встречей с возлюбленным Сыном и Богом. Вернувшись домой, Богоматерь поведала близким о своем скором успении. Узнав об этом, христиане, жившие в Иерусалиме и окрестностях, собрались, чтобы попрощаться с Богородицей. Чудесным образом и апостолы, которые разошлись по всей земле с проповедью веры Христовой, были собраны в Иерусалиме. Увидев друг друга, они радовались и недоумевали: для чего Господь собрал их в одно место? Апостол Иоанн Богослов, приветствуя их, сказал, что для Божией Матери на

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Русская Православная Церковь

  • 12 Март 2020

    15 марта, Воскресенье, 11.30  в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции:  11.30 « Первые шаги Апостольской Церкви » (курс «Священное Писание»)   12.30 « Византизм и неославянофильство » (курс «Христианская философия»).  Ведущий: Аркадий Малер, философ, публицист, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Вход свободный.

  • 02 Февраль 2020

    7 февраля, пятница, 19.00  в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах и МГУ  состоится встреча, посвященная  Евгению Николаевичу ТРУБЕЦКОМУ  (к 100-летию со дня смерти).  Во встрече принимает участие «Образовательный фонд имени Сергея и Евгения Трубецких» и его глава отец Георгий Белькинд.

  • Все новости

Успение Богородицы: что это за праздник

28 августа, среда

Разрешается рыба

Успение Богородицы

Во время гонения Ирода на христиан Дева Мария вместе с Иоанном отправились в Ефес, где проповедовали Евангелие. Святитель Амвросий Медиоланский писал о Матери Божией:

— Она была смиренна сердцем, немногоречива, трудолюбива. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. У Нее не было ничего сурового в очах. Все дни Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных.

Ко времени успения (кончины) Пресвятая Дева Мария прибыла в Иерусалим. В этот день апостолы, проповедовавшие в разных странах, чудесным образом собрались возле нее, чтобы проститься. Она молилась в ожидании. Внезапно место, где все собрались, осветил невиданный свет. И в этом сиянии сошел Христос. Божия Матерь, поднявшись с ложа, поклонилась Ему. Затем предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Оплакав разлуку, апостолы понесли одр с телом Девы Марии на погребение. Шествие шло от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию. Из зависти иудейские первосвященники приказали слугам разогнать процессию, а тело Матери Божией сжечь. Но невидимая сила не пускала слуг к процессии. Священник Аффония все же ухватился за одр, желая его опрокинуть. Но тут же ангел отсек его руки. Аффония раскаялся, просил прощения и был исцелен. После чего примкнул к апостолам.

Три дня ученики не отходили от места погребения. Затем открыли пещеру и нашли там только погребальные пелены, убедившись в том, что Пресвятая Девы была вознесена с телом на Небо.

29 августа, четверг

Поста нет

В храмах читается отрывок из Евангелия от Матфея (гл. 24)

(…)претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Монумент Иисуса Христа в Ессентуках – самый высокий в России. Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Монумент Иисуса Христа в Ессентуках – самый высокий в России.Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «Вот, Он в пустыне», — не выходите; «Вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

30 августа, пятница

Постный день

Преподобный Алипий Печерский

Один из первых и лучших русских иконописев. Писал и реставрировал иконы даром. Если ему платили за труд, то одну часть тратил на материалы, вторую раздавал нищим, а третью оставлял себе. Алипий обладал даром чудотворений. Он исцелил киевлянина, страдавшего проказой, помазав раны больного красками, приготовленными для писания икон. Много его икон стали чудотворными.

Иконописец Алипий.

Иконописец Алипий.

После кончины Алипия обнаружилось, что у его правой руки его нетленных мощей три первые перста сложены равно, а два последние пригнуты к ладони. В таком молитвенном осенении он скончался. Одна из икон Алипия (именуемая Свенской) хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.

31 августа, суббота

Поста нет

В храмах читается отрывок из Евангелия от Матфея (гл. 19)

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

1 сентября, воскресенье

Поста нет

Донская икона Пресвятой Богородицы («Прибавление ума»)

Икона была написана Феофаном Греком в день Куликовской битвы (8 сентября 1380 года) на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В память победы на берегах Дона получила наименование Донской. Икона находилась среди русского войска, а после победы была передана Димитрию Донскому, который перенес ее в Москву. Сегодня икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Донская икона.

Донская икона.

В 1591 году крымский царевич Нурадин подступил к Москве, расположившись на Воробьевых горах. Москвичи совершили крестный ход с Донской иконой вокруг Москвы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов. В 1592 году на том месте был основан Донской монастырь.

2 сентября, понедельник

Поста нет

Пророк Самуил

Жил за 1146 лет до Рождества Христова. Был пятнадцатым и последним судьей Израиля. Родился по горячим молитвам своей матери Анны, которая долго не могла зачать. Потому и получил имя Самуил, что значит «испрошенный». В три года мать отдала его на воспитание первосвященника Илии, который тогда был судьей над народом Израиля.

Пророк Самуил.

Пророк Самуил.

После смерти Илия Самуил стал судьей. А состарившись, он поставил судьями своих сыновей. Но так как те были нечестивы, евреи потребовали у пророка Самуила поставить им во главе царя. Самуил увидел в этом падение народа, которым до того времени управлял Бог, возвещая свою волю через пророков.

Самуил помазал на царство святого Давида. Скончался он в глубокой старости. Жизнь его описана в Библии, в Первой книге Царств.

3 сентября, вторник

Поста нет

Апостол Фаддей от 70-ти*

Родом из Сирии, но сам — еврей. Как-то в Иерусалим на празднике он услышал проповедь Иоанна Предтечи, крестился в Иордане и стал близким учеником Иисуса Христа. После Вознесения Спасителя апостол Фаддей проповедовал в Сирии и Месопотамии. Обратил сирийского князя Авгаря, его народ и жрецов в христианство.

Апостол Фаддей.

Апостол Фаддей.

Авгарь хотел озолотить Фаддея, но тот отказался и пошел проповедовать дальше, обратив многих язычников в православную веру. Мирно скончался в 44-м году в Бейруте.

* Последователи Христа (кроме двенадцати апостолов и апостола Павла), проповедавшие его учение в I веке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Священник объяснил скрытый смысл скандального клипа группы «Ленинград»

Поп-блогер из Челябинска уверен: оскорбительного в ролике ничего нет, но чтобы это понять, нужно быть внимательным зрителем (подробнее)

Успение Пресвятой Богородицы – приметы и традиции праздника

Успение Богородицы. Эль ГрекоУспение Богородицы. Эль Греко / grekomania.ru

28 августа отмечается один из важнейших в православии праздник, установленный в честь смерти матери Христа Марии – Успение Пресвятой Богородицы-2018. У него один день предпразднства и девять дней попразднства.

Само слово «успение» означает «сон», ведь считается, что Матерь Божья не умерла – просто душа ее вознеслась в лучшую обитель. Сам праздник напоминает верующим о победе веры над смертью, ведь с приходом Христа смерть перестала быть необратимой, став лишь переходом из одного мира в иной.

Накануне православные держат строгий Успенский пост-2018. О том, что можно и чего нельзя есть в Успенский пост – читайте в нашем материале Как держать Успенский пост-2018: питание по дням.

Успение Пресвятой Богородицы: о чем просят

В этот день верующие попросят у Пресвятой Богородицы помощи и заступничества. Перед иконой Пресвятой Богородицы также молятся:

  • об избавлении от страха перед физической смертью;
  • об укреплении веры;
  • при болезнях.

Успение Пресвятой Богородицы: молитва

Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее

В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.

Тропарь

В рождестве девство сохранила eси, во успении мира не оставила eси, Богородице, преставилася eси к Животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Успение Пресвятой Богородицы: приметы

Читайте такжеУспенский пост-2018: что нельзя делать в эти дни – от питания до свадьбыС праздником связано немало примет. В частности, считается, что после Успения начинается бабье лето – но уже пора готовиться к осени. Летнюю страду к этому времени уже заканчивали, как и основной сбор урожая. Зато начинали собирать грибы и орехи, запасая их на зиму.

Считалось, что если девушка до Успения не успела присмотреть себе жениха – то сидеть ей в девках еще год.

Из других примет:

  • если до Успения землю распахать – можно успеть еще одну копну пожать;
  • с Успенщины не успеешь суженого присмотреть – зиму тебе в девках просидеть.

Народные приметы о погоде на Успение Пресвятой Богородицы:

  • радуга на небе предвещает теплую осень;
  • если в этот день хорошая погода, то бабье лето будет прохладным;
  • если много паутины, то зима будет морозной и малоснежной.

Успение Пресвятой Богородицы: традиции

Читайте такжеСвященник объяснил, почему в воскресенье и на православные праздники нельзя работатьВ этот день нельзя ссориться и сквернословить.

Главной традицией дня был поход в церковь – помолиться и поставить свечку Богородице. Заодно в храм на освящение несли семена и колосья разных хлебов. Это считалось залогом хорошего урожая в следующем году. На полях же в этот день ставили последний сноп, символизирующий завершение жатвы.

Дома же хозяйки начинали заготовки на зиму: «На Успение огурцы соли, на Сергия (8 октября) капусту руби».

И если в Успенский пост играть свадьбы Церковью возбраняется – то после Успения как раз и начиналась пора свадебных колоколов. Отсюда и поговорка: «Пришла пречистая — сватов несет нечистая» – мол, свадеб организуется и проводится немеряно.

Успение Пресвятой Богородицы: традиции праздника

Успение Богородицы — один из самых значительных религиозных праздников в жизни верующего человека. Традиции празднования этого дня издавна передавались народом из поколения в поколение. Благодаря этому в сознании людей сохранились важность и значимость этого события.

Предание об Успении Богородицы

После вознесения своего сына, Иисуса Христа, Дева Мария возносила непрестанные молитвы Господу, чтобы скорее воссоединиться с сыном. И однажды с небес к ней спустился архангел Гавриил, чтобы сказать, что Бог скоро позволит ей вознестись, и это станет концом ее земной жизни.

Перед смертью Богоматерь простилась с двенадцатью апостолами. Сам Христос пришел за ее душой, чтобы помочь ей отправиться сразу на небеса. После кончины апостолы отнесли гроб с телом Девы Марии в Гефсиманию, захоронили в глубине пещеры и еще три дня не уходили, непрестанно молясь. К погребению не успел вовремя апостол Фома. Чтобы позволить и ему проститься с покойной, апостолы открыли гроб и обнаружили, что тела Богородицы там нет. Так они узнали о ее чудесном воскресении. Чистая душа и сохраненное девство уготовили ей нетленную кончину.

Праздничные традиции Успения

На Руси праздник Успения Богородицы отмечали 28 августа. В этот день завершали Успенский пост и заканчивали жать хлеба. Последний сноп по традиции ставили рядом с иконами. Его наряжали в красивый сарафан и украшали лентами — так сознании народа символический «последний сноп» закреплялся за образом Богородицы. Этим же днем было принято освящать семена, зерна и колоски разных хлебов, чтобы на столе всегда было изобилие.

pic

Традиционным в этот день является праздник в складчину, когда каждый вносил посильный вклад в общее празднование. Совместно пеклись пироги и готовились праздничные напитки, а богатые угощали бедных. Поэтому и сейчас широкое застолье и от чистого сердца розданные милостыни будут уместными и сейчас.

Считается, что с этого дня начинается бабье лето, а с ним и пора заготовки овощей на зиму. Помочь в этом просили Богородицу: обращались к ней всегда с уважением, называя Госпожой или Владычицей.

По окончанию полевых работ водили хороводы, а девушки присматривались к парням: считалось, что жених, встреченный в это время, станет достойным человеком и хорошим мужем. Отправлялись в лес за грибами, орехами и ягодами. И в наши дни эти продукты обязательно нужно иметь на столе в такой значительный день.

Обязательно помолитесь Богородице, чтобы приблизиться к Богу и очистить душу от грешных помыслов. Молитва в этот день — не повинность или обязанность, а благое дело для каждого верующего человека. Чтобы помолиться, не нужно много времени, только обращенное к Богу сердце и чистота помыслов. Именно к этому готовились люди, соблюдая строгий Успенский пост.

Отмечайте Успение правильно, следуя традициям и канонам Церкви. В этот светлый день не таите ни на кого зла, помните о тех, кто нуждается, старайтесь посвятить себя светлым делам. Празднуйте всей семьей и не забывайте нажимать на кнопки и

«Во успении мира не оставила еси, Богородице…», — о празднике Успения Пресвятой Богородицы

Священное Писание не сохранило сведений об обстоятельствах окончания земной жизни Божией Матери, но нам на помощь снова пришли некоторые апокрифы, достоверные части текстов которых были включены Церковью в Священное Предание.

Ранее мы уже писали о том, почему неверен протестантский принцип “Только Писание” и насколько обогащает нас Священное Предание Церкви. Двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы – это как раз один из тех случаев, когда в Писании информации об этих событиях практически нет, но достоверные фрагменты апокрифических текстов (в целом Церковью не принимаемых) доносят до нас эти сведения.

История последних лет жизни Пречистой и Её успения

Согласно тексту Священного Писания, когда Господь был распят на кресте, Божия Матерь и апостол Иоанн Богослов присутствовали на Голгофе. Тогда Спаситель усыновил своего любимого ученика Богородице, а Её поручил его заботам: “Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19:26-27)”.

После воскресения и вознесения Господа, Пресвятая Дева жила в доме апостола Иоанна Богослова, днями пребывая с апостолами в молитве в Сионской горнице, где вместе с ними получила в день Пятидесятницы благодатные дары Духа Святого. Дальше о судьбе Пречистой говорят лишь многочисленные апокрифы.

Примерно 10 лет после Пятидесятницы и первой проповеди апостолов, Пресвятая Богородица прожила в Иерусалиме, где принимала христиан и утверждала их в вере наравне с апостолами.

Когда царь Ирод Агриппа начал гонения на христиан, апостол Иоанн Богослов и Божия Матерь на несколько лет переселились в Ефес, который по жребию достался апостолу для проповеди. Предания гласят, что оттуда она совершала путешествия на Святую гору Афон, а также на Крит, где навещала епископа одного из городов, святого Лазаря Четверодневного.

Гонения миновали, Дева Мария вновь вернулась в Иерусалим, где и встретила свою кончину. За три дня до смерти, Пречистой явился архангел Гавриил, который передал Ей ветвь райского дерева (пальмы) и сообщил, что через три дня “Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время”.

Богородица стала молиться Богу, чтобы её навестили апостолы. Тогда они были восхищены силой Божией и чудесным образом оказались собраны в Иерусалиме у Её одра (кроме апостола Фомы, который прибыл несколько позже).

Божия Матерь простилась с учениками своего Сына, помолилась Богу, распорядилась имуществом и приготовилась к смерти. В это время Господь во славе, в сопровождении ангелов и святых сошёл на землю, где забрал душу Пречистой Матери своей и с нею вновь вознёсся на небеса.

Тело же Пресвятой Девы апостолы торжественно погребли в гефсиманской гробнице, где ранее упокоились Её святые родители Иоаким и Анна, а также наречённый супруг Иосиф Обручник.

Апостол Фома был также чудесным образом перенесён из Индии в Иерусалим, но после погребения пречистой. Апостолы предложили ему проститься с Её телом, но святой Фома заявил, что его нет во гробе, так как ему было видение о том, как Богородица возносится на небо и в качестве благословения она сбросила ему свой пояс.

Когда апостолы отвалили камень от входа в гроб Богородицы, то убедились, что тело Богородицы также чудесным образом взято на небо, а в гробнице остались только погребальные пелены и райское благоухание.

Кончина Пречистой была столь тихой и безболезненной, что в славянской традиции её принято называть успением (сном), а не смертью.

Исследователи по-разному датируют Успение Божией Матери, которое случилось с 46 по 57 год. Богородице в это время было порядка 70 лет.

История и традиции празднования Успения Пресвятой Богородицы

Как уже говорилось ранее, информация о последних годах жизни Божией Матери и Её кончине сохранилась только в апокрифах. Сегодня известно более 70 источников, содержащих сведения об Успении. Среди них: “Сказание об Успении Богородицы”, “Исход Марии Девы”, “Коптское сказание об исходе”, “Латинское сказание об исходе “W””, “Армянское сказание об исходе”, “Сказание Псевдо-Иосифа Аримафейского” и другие.

Сам праздник в Церкви был установлен довольно поздно. Не ранее V столетия, когда появилось несколько ересей, посягающих на достоинство Божией Матери и понадобилось Её дополнительное церковное прославление. На Западе праздник установился и того позже. Не ранее VIII века.

Современная дата празднования – 15 августа (28 августа по новому стилю) была установлена императором Маврикием в благодарность за победу над персами, в VI веке. Успение Божией Матери – это последний из Двунадесятых праздников церковного года (который начинается с Двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы).

В православной традиции, празднованием Успения Пресвятой Богородицы оканчивается двухнедельный Успенский пост (второй по строгости после Великого поста). Сам праздник имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Богослужения в этот день совершаются духовенством в голубом облачении (богородичный цвет).

Во многих храмах, ради особого чествования праздника, на второй или третий день попразнства совершается особый Чин погребения Богоматери.

Богослужение самого праздника начинается 27 августа всенощным бдением, когда на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы. После каждения плащаницу торжественно обносят вокруг храма, а затем совершается елеопомазание.

На всенощной читаются каноны праздника, написанные преподобными Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским. Одна из стихир праздника приписывается византийскому императору Льву Мудрому, а стальные в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий.

В день праздника, 28 августа, совершается Божественная Литургия, на которой читается евангельский отрывок о посещении Господом Иисусом Христом сестёр Марфы и Марии.

Согласно принятым в народе традициям, верующие стремились испечь к 28 августа каравай (хлеб) или пирог из муки нового урожая и принести его на Литургию для освящения. Этим хлебом и святой водой разговлялись перед праздничной трапезой. Также к дню торжества старались закончить жатву.

Интересные факты об Успении Божией Матери

На иконах Успения можно часто заметить, висящие на гробе Пречистой отрубленные руки и лежащего ничком человека, поражённого ангельским мечом. По Преданию, во время погребения Богородицы, иудейский первосвященник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония) попытался опрокинуть одр, и ангел Божий за дерзость отсёк его руки. Поражённый не столько болью, сколько великим чудом, Афония раскаялся и исповедал себя христианином. После покаяния христиане приложили отсечённые руки к плечам и Афония получил исцеление – они вновь приросли и стали действовать.

На Елеонской горе, в русском гефсиманском монастыре во имя святой Марии Магдалины, показывают камень, на который Пресвятая Дева при вознесении на небо сбросила свой пояс для апостола Фомы.

Все найденные во гробе Богородицы одежды были перенесены во Влахернскую церковь Константинополя. Позднее город был разграблен крестоносцами и святыни разошлись по миру.

На месте дома апостола Иоанна Богослова был выстроен храм, который несколько раз разрушался и восстанавливался, пока в 1910 году на этом месте не появилось немецкое аббатство ордена бенидиктинцев – монастырь Успения Богородицы (Дормицион). А на месте погребения Божией Матери в Гефсимании сейчас православный пещерный храм в честь Её Успения.

В Греции на острове Кефалония к храму Успения Пресвятой Богородицы в день торжества приползают ядовитые змеи, которые никого в этот день  не кусают. Здешняя чудотворная икона Пречистой называется “Панагия Федуса” – с греч. “Богородица Змеевая”.

Андрей Сегеда

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Вы можете поаплодировать автору0

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о