Содержание

Что категорически нельзя делать на Преображение Господне :: Новости :: ТВ Центр

19 августа православные отмечают Преображение Господне — один из самых важных двунадесятых церковных праздников, который в народе прозвали Яблочным спасом. 

Что категорически нельзя делать на Медовый Спас

Согласно библейскому преданию, в этот день Иисус поднялся на гору вместе с тремя ближайшими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном. Во время молитвы они увидели своего учителя преображенным: одежда Христа стала белоснежной, Его лицо просияло, в Его человеческой природе проступили божественные черты. По сути, перед изумленными взорами апостолов предстал Бог в Его триединстве. Спускаясь с горы, Иисус запретил своим спутникам говорить об увиденном. Как считается, праздник Преображения Господнего напоминает православным о важности самосовершенствования и духовного преображения. 

На Руси этот праздник связывали с преображением природы на излете лета. Народ радовался собранному урожаю. В этот день люди освящали сливы, груши, мед, хлебные колосья и яблоки (много-много яблок). Отсюда и пошло народное название Преображения Господнего — Яблочный Спас. До этого праздника верующие не ели яблоки, считая, что таким образом они дарят золотые яблоки своим умершим детям на том свете. 

Как и любой другой православный праздник, Преображение Господне связано с определенными запретами. Поскольку на этот праздник выпадает Успенский пост, то само собой разумеется, что 19 августа категорически нельзя есть мясо, рыбу и продукты животного происхождения, а также пить спиртное. Православным следует готовить постные блюда, причем желательно использовать яблоки. 

Во время Преображения Господнего воспрещается работать дома. Стирку, глажку, уборку и шитье перенесите на следующий день. В народе есть поговорка: «Кто на Спаса шьет — до конца дней слезы льет». Под запретом оказывается также труд во дворе и огороде. Если отложить работу невозможно, то постарайтесь хотя бы приступить к ней после посещения церкви. По большом счету, в праздник нельзя выполнять не только физическую, но и интеллектуальную работу. 

Большим грехом в этот день считается сквернословие. Категорически нельзя ругаться, спорить и желать другим людям зла. Нужно внимательно следить как за своим языком, так и за своими мыслями. Злобствующие люди рискуют отпугнуть от себя благодать Божью. 

В народе верят, что на Преображение запрещено есть яблоки в одиночку. В противном случае на вас обрушится несчастье. Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, следует угощать друзей, знакомых и случайных встречных освященными яблоками. Чем больше плодов вы раздадите, тем лучше. 

Существует поверье, будто на Яблочный Спас нельзя убивать насекомых. Если спугнуть севшую на руку муху, то не видать вам удачи весь год. Поэтому суеверные люди в этот день терпеливо ждут, пока ползающие по ним букашки добровольно не захотят оставить их в покое.  

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»

Преображение Господне 2016 — что за церковный православный праздник? Что можно делать на Преображение Господне? Приметы, молитвы

Что за праздник Преображение Господне 2016 и какое евангельское событие его символизирует, рассказывают древние религиозные тексты. В церковных православных книгах подробно описаны история и смысл таинства, и приведены тропарь и молитвы, которые возносят в этот светлый день перед иконами Всевышнему.

Народные приметы, сохранившиеся до нашего времени, указывают, как праздновать великое торжество Преображения и что можно делать в этот радостный и светлый день. Старики советуют молодежи с утра идти в храм на проповедь, а потом святить свежие фрукты и отмечать в семейном кругу Яблочный спас, совпадающий с датой церковного торжества.

Преображение Господне — что за праздник? История праздника и смысл

Что это за праздник Преображение Господне и в чем состоит его смысл, подробно рассказывают старинные евангельские тексты. Согласно их содержанию, история таинства восходит ко временам глубокой древности и описывает крайне важное для всех христиан событие – осознание Иисусом своей миссии Спасителя человечества. Библейские тексты, говорят, что это случилось во время одной из молитв, которую Христос вместе с наиболее преданными учениками возносил на горе Фавор. Апостолы не сразу заметили серебристое сияние, возникшее вдруг вокруг Учителя, но, когда над ними сгустился туман и голос Божий сообщил: «Тот сын мой избранный, в котором есть мое благоволение», очень испугались и пали ниц, опустив к земле головы. Открыть глаза и осмотреться они решились только тогда, когда Христос прикоснулся к ним. Таким образом, апостолы стали первыми свидетелями откровения, ясно указывающего на то, что Иисус и есть Сын Божий. Однако, рассказывать о дивном событии Христос категорически запретил вплоть до его чудесного воскресения из мертвых.

В память об этом таинстве на горе Фавор по инициативе царицы Елены возвели прекрасный христианский храм. В нем прихожане молились Всевышнему о спасении души и поминали событие Преображения Господня как символ будущего преображения всех людей в Священном Царствии Небесном.

Преображение Господне — что можно делать, а что – нельзя

Преображение Господне – великий церковный праздник, имеющий свои специфические правила, четко указывающие верянам, что в этот день можно делать, а что – категорически нельзя.

  • Запрещено употреблять в пищу мясо, масло и прочие продукты животного происхождения. На праздничном столе допустимы лишь постные блюда, овощи, фрукты и рыба.
  • Нельзя делать «грязную» работу: убирать, гладить, возиться с землей и пр.
  • Вязать, шить, стирать и заниматься чем-то ради корысти на Преображение – большой грех.
  • Можно нести овощи и фрукты в храм на освящение, но собирать для этих целей урожай надо непременно утром, чтоб на плодах не успела высохнуть роса.
  • Освященными дарами природы и яблочными пирогами собственной выпечки нужно угощать нищих, сирот и убогих.
  • За праздничной трапезой из напитков можно употреблять только чай, а из сладостей – свежие яблоки, яблочное варенье или джем и всевозможную домашнюю выпечку с начинкой из спелых яблок.

Приметы и обычаи на Преображение Господне

С Преображением Господним издавна связывали интересные приметы, которые в свою очередь породили целый ряд традиций и обычаев, ставших для многих верующих обязательными к исполнению.

  • Чтобы грядущий год был богатым, изобильным и урожайным, часть собранных овощей и фруктов отдают неимущим.
  • Для того, чтобы укрепить здоровье и обрести жизненную энергию, в праздничный день непременно съедают большое спелое яблоко с медом.
  • Парень и девушка, вступившие в брак на Преображение, проживут долго, счастливо и в полном согласии.
  • По погоде в этот день можно судить, каким будет январь грядущего года. Если в течение дня вдруг пойдет дождь, зима принесет с собой суровые холода, ветры и большое количество снега.

Преображение Господне – проповедь и тропарь

На Преображение Господне священники в церквях начинают утреннюю службу с проповеди, в которой рассказывают прихожанам о специфике и религиозном смысле праздничного события. Затем происходит торжественная литургия, включающая в себя исполнение тропаря и молитвы во славу Господа нашего Иисуса Христа.

Тропарь

Преобразился еси на горе, Христе Боже,

показавый учеником Твоим славу Твою,

якоже можаху:

да возсияет и нам грешным

свет Твой присносущный,

молитвами Богородицы,

Светодавче, слава Тебе.

Ты, Христе Боже, преобразился на горе,

показав ученикам славу Твою,

насколько они могли её видеть.

Пусть и для нас, грешных,

воссияет Твой вечный свет,

по молитвам Богородицы.

Податель света, слава Тебе.

Стихи и поздравления на Преображение Господне

На Преображение Господне красивые и трогательные поздравления в стихах уместно посвятить своим родным и близким людям. Продекламируйте их вслух за праздничной трапезой или напишите на красочной открытке и вручите лично близкому человеку. Такой приятный знак внимания обязательно поднимет настроение и придаст празднику дополнительную сердечность и душевность.

Преображение Господне — праздник светлый,

Несет он благодать и радость в каждый дом,

Стучится в окна яблоневой веткой

И озаряет нашу жизнь добром.

 

Хотим поздравить вас с Преображением,

Пусть счастья и любви вам небо ниспошлет!

Желаем всех мечтаний исполнения,

И пусть душа от радости поет!

 

Пусть стороной обходят вас раздоры,

А злые языки пусть замолчат,

Пусть миром завершаются все споры,

И ангелы хранят семьи очаг!

С днем преображения Господня,

Пусть ощутится благодать сегодня.

И пусть заветные исполнятся мечты,

Плоды созревшие, ты с дерева сними.

 

Пусть в доме будет радость и добро,

Всегда пусть будет чисто и светло.

Все испытать должны сегодня мы,

Незримый свет и очищение души.

Преображение Господне

Приходит в гости к нам сегодня!

Желаю вам преобразиться –

Ведь нужно в праздник веселиться!

 

Ведь нужно в праздник верить в чудо,

И я желать вам веры будут,

Чтоб только крепла с каждым днем,

Чтоб жизнь была чудесным сном!

Поздравления в прозе и картинки с Преображением Господним

Теперь, когда вы знаете, что за церковный праздник — Преображение Господне 2016, какова история этого евангельского события и что можно делать в день священного таинства православным, самое время подумать, как отпраздновать торжество.

Священники рекомендуют начать утро с похода в храм, прослушать проповедь и тропарь, ясно осознать смысл торжества, а потом вознести перед иконой Всевышнего молитвы за здравие и благополучие своей семьи. Затем можно вспомнить народные приметы, связанные с отмечающимся в тот же день Яблочным спасом и поздравить родных и близких трогательными стихами, яркими открытками с тематическими картинками и корзинами с сезонными фруктами, освященными во время богослужения.

В библейских сказаниях говорилось о том, как взял с собою Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и взошёл с ними на высокую гору, и там преобразился перед ними. Сегодня отмечаем праздник Преображения господня. Желаем всем большой удачи и счастья. Пусть ваша мечта обязательно станет реальностью, пусть ваша жизнь будет светлой и прозрачной, как родниковая вода. Пусть каждый миг вам дарит свет, любовь и понимание. Пусть птица счастья поможет исполнения всех желаний. Пускай Господь вам дарит только благословение.

С праздником светлым! Пусть Преображение Господне наполнит миром и добром людские сердца, а чистотой и светом — их помыслы. Возрадуйся и насладись этим днем, и пусть освященное яблочко исполнит твое самое заветное желание.

Со всех сторон слышится чудесный перезвон колоколов. Все православные с радостью идут в церковь, чтобы помолиться о здоровье, счастье, мире. Сегодня великий праздник – Преображение Господне. Мы поздравляем всех христиан со славным праздником. Желаем всем крепкого здоровья, радости и огромной удачи. Пусть в ваших сердцах всегда горит огонёк тепла и щедрости. Будьте милосердны к ближним. Делайте людям добро, и оно обязательно вернётся к вам с торицею. Пусть птица счастья часто посещает ваши дома.

Преображение Господне – что нельзя делать?

преображение господне что нельзя делать

Преображение Господне – важный праздник среди православных верующих, который в народе еще называется Яблочным Спасом. С этим днем связано много различных примет, например, важно знать, что нельзя делать на Преображение Господне. В этот день в церкви проводится литургия. Верующие приносят в храм яблоки и другие плоды для освящения, а затем, готовят из них разные блюда, которыми угощают близких.

Что нельзя делать в праздник Преображение Господне?

Для начала стоит сказать о том, что этот праздник приходится на время Успенского поста, а значит, нельзя отходить от правил церкви и вкушать мясо, масло и другие продукты животного происхождения.

Что еще нельзя делать на Преображение:

  1. В этот день запрещено шить, убираться по дому, а также заниматься делами, которые имеют корыстные помыслы. Разрешено готовить блюда для праздничного стола.
  2. Согласно одной из примет, нельзя на Яблочный Спас сгонять с себя муху и тем более ее убивать, поскольку это предвестник удачи. Если же насекомое село два раза, значит, заветные желания могут стать реальностью в ближайшее время.
  3. Обязательно следует до этого дня собрать все зерновые, поскольку начнутся дожди, которые уничтожат урожай. Даже если и удастся собрать урожай зерна, приготовленная из него мука будет плохой.
  4. Запрещено купаться в открытых водоемах, поскольку считается, что с этого дня лето уходит, и приходят холода.
  5. На Яблочный Спас запрещено пить алкогольные напитки, а также сквернословить. Считается, что если люди поссорятся в этот праздник, то им придется долгое время восстанавливать отношения.

Почему нельзя есть виноград и яблоки до Преображения?

В этот праздник принято приносить в храм плоды нового урожая для благословения, а также в знак благодарности Богу за них. Если человек ест фрукты, не освятив их, значит, он показывает неуважение Господу. К тому же считается, что любое воздержание во имя Бога помогает развить свой духовный мир, справиться с греховными страстями и укрепить веру. Особенно строгим запрет, касающийся того, почему до Преображения нельзя есть яблоки, относится к женщинам. Все дело в том, что считается, что нарушая этот запрет, женщина перенимает на себя грех, совершенный Евой. Кроме этого, строгое табу о вкушении плодов нового урожая касается родителей, у которых умерли дети. Считается, что если они соблюдают это табу, значит, усопший ребенок получит от Бога гостинцы.

 

Что за праздник Преображение Господне, история, что можно и что нельзя делать в этот день

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В народе день Преображения Господня — Яблочный Спас. Его установили ученики Христовы в память о том, что он преобразился перед ними на горе Фавор. Церковь воспевает соединение Божества и всего населения в образе Христа Спасителя. Он обладает своими традициями, которые советуют соблюдать.

5217

История праздника

История праздника Преображение Господне идет из глубины веков. Традиция празднования берет свое начало еще с 4 века. Связано это с тем, что именно в этот период императрица Елена дала распоряжение о построении храма на данной горе. В наше время на ней действуют два монастыря.

Многие паломники стараются совершить крестный ход по всем святым местам. Если у Вас нет возможности сделать это, то посетить свой храм и прочтите там молитву о прошении дарования благодати Божьей.

Ежегодно большое количество верующих стремится в храм на один из самых серьезных и больших праздников. Это уже второй Спас, который следует через некоторое время за первым. Оба они посвящены Иисусу.

В рассказах Евангелистов отмечается, что Спаситель взошел с некоторыми своими учениками на гору. Целью похода было чтение святых текстов. Пока Господь воздавал молитвы, то его последователи заснули. Проснувшись, они лицезрели, что лицо его начало сиять, а одежда стала белой. Неподалеку от него были пророки Илья и Моисей. Они рассказывали ему о предстоящих страданиях.

После того, как видение пропало, Христос поведал им о своей будущей жертве для искупления грехов человечества. Только просил об этом никому не говорить до тех пор, пока он не воскреснет. В этом и заключается суть праздника Преображение Господне.

Какого числа день Преображения Господня

Относительно даты, то есть некоторые спорные ведомости. В писаниях есть упоминание о том, что случилось сие за 40 дней до Воскресения Господнего. Сегодня его отмечают 19 августа.

Значение праздника для христиан

К нему относятся как к проявлению величия и славы Спасителя. Оно напоминает нам о том, чтобы достичь спасения и очищения нашей души, нужно сделать некоторые изменения в своем духовном мире. Преображение Господа дало нам явное представление о том, что ожидает человека после попадания в Царство Божье. Такое явление во славе давало ученикам силы для укрепления веры, чтобы перед смертью через пытки и испытания не отступить от Господа.

В то время проповедование христианства не только не одобрялось, но всех, кто его распространяли, уничтожали путем мучительных страданий. Некоторые ученные отмечают, что есть определенные символы данного праздника. Они заключаются в таких терминах:

  • Гора. Ее соотносят с уединенным местом, где проще всего возносить молитву. Именно там ничто не будет отвлекать Вас от общения с Господом. Только искреннее покаяние способно соединить наш беспокойный ум с Богом.
  • Фавор в переводе означает «свет», «чистоту». Считается, что открыв сердце и приняв в него Христа, сможем очистится и обрести надежду на спасение.
  • Преображение Иисуса – символизирует благодатное состояние, в которое попадет человек, после своего воскресения.
  • Осознание и покаяние в своих поступках поможет освободится от грязи, которая находится в душе и возможность принятия не созданного божественного света.

Что можно и нельзя делать в этот день

Многих людей при приближении любого православного праздника начинает тревожить вопрос о том, что разрешено выполнять, чтобы не навлечь на себя негатив. Так как его название Яблочный, то нужно:

  • угощать всех этими плодами, а также есть самим;
  • освятить их в храме;
  • загадать желание перед употреблением;
  • посетить церковь, прочитать молитву и поставить свечку.

Есть поверье, что яблоки обладают чудодейственной силой, которая способна исцелить от многих недугов. Перед первым укусом загадывают желание, которое должно обязательно сбыться. Но тут большую роль играет вера. А сам плод дерева имеет некое символическое значение. В нем видят благополучие семьи, плодородие. Так что если Вы хотите поделится этим с родными и близкими, то угостите их сладким фруктом.

Что не желательно выполнять

На двунадесятый праздник Преображения Господнего было ранее поверье, что употреблять яблоки в любом виде в еду до этого дня нельзя было. А вот после службы, можно было лакомится им в полном объеме. Вот наиболее распространенные суеверия:

  • Запрет накладывался на женщин, которые потеряли ребенка. Считалось, что если родители придерживались этого требования, то в данный день ребенку на небе дарили подарок.
  • Нельзя сгонят с себя насекомых и мух, тем более убивать их. Говорят о том, что если она села Вам на руку, то это к исполнению желания.
  • Работать по дому не желательно. Исключением есть только сад и кухня.

Как как отмечают яблочный Спас

Хозяева готовятся к нему заблаговременно. Они наводят порядок в доме. Накануне готовится корзинка, чтобы сходить в церковь и освятить некоторые продукты. Что же положить в нее? Праздник в основном попадает на момент созревания винограда. Но так как на Руси его не выращивали, то стали приносить яблоки.

Этот день считают еще и праздником урожая. Чаще всего готовятся блюда на основе плодов яблочных. Можно положить в лукошко груши, сливы, виноград. Пасечники ставили баночку меда. Иногда можно увидеть и колосья злаков.

Поняв, что означает праздник Преображения Господня, важно понять, что поделившись угощениями с другими, Вы только приумножите свое благосостояние.

Храни Вас Господи!

  • Традиции православия

Что можно и что нельзя делать в праздник Преображение Господне в 2019 году

Преображение Господне – одно из двунадесятых празднеств в православии, отмечаемое в честь таинственного преображения Иисуса Христа на иерусалимской вершине Фавор. В народе его называют Яблочный Спас и связывают с природными метаморфозами. Считается, что в этот день ночи становятся холоднее, а все живое начинает готовиться к зиме.

С давних времен в девятнадцатый день августа православные христиане празднуют светлый праздник Преображение Господне, в народе этот праздник носит название — Яблочный Спас. Как правильно отметить Яблочный Спас? Какие традиции стоит соблюдать в этот день? Что можно и нельзя делать в этот день? Об этом всем в нашей статье.

Праздник Преображение Господне в 2019 году, традиции

Каждый год в православной религии празднуют три Спаса: 14 августа — Медовый, 19 августа — Яблочный — и 29 августа Ореховый. В храмах 19 августа проходят торжественные богослужения посвященные празднику Преображение Господне. Люди освящают яблоки, которые только с этого дня разрешается есть.

Утром в этот праздник отправляются в церковь и освящают яблоки и другие фрукты нового урожая. Этими плодами принято угощать нищих, родных и близких людей. При этом нарвать плоды, которые потом освятят в церкви, обычно просили детей: «Дитяча рука ще не согрiшила, тому Iсусиковi вона мила».

Считается, что в день Второго Спаса нужно съесть освященное яблоко: откусывая первый кусочек, загадайте желание, которое, согласно поверью, обязательно исполнится. Кроме того, считается грехом забыть в этот день о душах покойных: после церкви полагается сходить на кладбище и помянуть умерших.

Что святят в церкви: — яблоки, груши и другие фрукты — символ урожая; — хлеб — символ семьи; — хрен; — соль; — выпечку с яблоками; — мед; — цветы и мак; — колосья пшеницы.

Это важно знать: В спасову корзину не кладут мясных изделий и алкоголь. Также считается, что освященные продукты нельзя выбрасывать.

Праздник Преображение Господне в 2019 году, что можно и нельзя делать

Яблочный Спас – это единственный Спас, к которому на Руси готовились заранее. За две недели до этого дня люди переставали кушать яблоки, ожидая праздничного дня Второго Спаса.

В сам Яблочный Спас все фрукты святили в церкви, затем ели их целый день, готовили всевозможные блюда с яблоками и делали заготовки на зиму. Считалось, чем больше блюд на столе, тем богаче будет следующий урожай. Как и во время других Спасов – Медового и Орехового, – верили, что в день праздника продукты обретают лечебные свойства.

Что нельзя делать в Яблочный Спас:

  • выполнять любую работу по дому — шить, вязать, заниматься уборкой, ведь говорят: «Кто на Спаса шьет – до конца дней слезы льет»;
  • заниматься строительными работами;
  • прогонять насекомых и убивать их;
  • ругаться и ссориться;
  • желать кому-либо зла, ведь оно может вернуться к вам;
  • считалось, что до Второго Спаса нельзя есть яблоки: в противном случае, если в семье умер ребенок, на том свете он в этот день останется без гостинца;
  • есть мясо и молочные продукты (Яблочный Спас празднуется во время Успенского поста)

Народные приметы Ябличного Спаса:

  • Чтобы быть счастливым, нужно угостить яблоками из нового урожая всех родных, близких и любимых. Только после этого можно скушать яблочко самому.
  • Если в этот день на мед слетаются пчелы – дом будет полон достатка.
  • Девушки в праздник Спаса просят у яблонь свежесть и красоту. Для этого юным красавицам нужно водить хороводы вокруг дерева,  вплетать листья из него в венки. А если сделать специальный гребень из яблони и расчесать им волосы на закате, то они станут густыми и сильными.
  • По погоде в Яблочный Спас определяют, какой будет грядущая осень. Если весь день идут дожди – осень тоже будет мокрой, сухой же день сулит осень без осадков. А вот ясная солнечная погода пророчит суровую зиму.
  • Также о погоде судят по листьям на деревьях. Если в день праздника они пожелтели, то в скором времени погода изменится к худшему.
  • Особое внимание стоит уделить насекомым. Если сегодня вы будете милосердными и терпеливыми к мухам, то ждите успех и благополучие. Не отгоняйте их от себя, и ни в коем случае не убивайте. Так вы привлечетесчастье в свою жизнь.

Преображение Господне

Преображение Господне

Преображение Господне, или, по-народному, «Яблочный Спас» — православный праздник, который верующие отмечают 19 августа. В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным — во всей Божественной, вечной славе. Мы расскажем об истории, смысле и традициях праздника Преображения.

 

Что такое Преображение

Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

На Руси этот праздник получил народное название «Яблочный Спас». Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда. Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу. В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки. Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».

Когда празднуется Преображение Господне

Православные христиане празднуют Преображение 19 августа по новому стилю (6 августа по старому стилю).

События Преображения Господня

Мы читаем о Преображении в трех Евангелиях, оно не описано только в Евангелии от Иоанна.

Как сообщают апостолы-евангелисты, события Преображения произошли через шесть дней после того, как Христос в беседе о кресте и Царствии Божием произнес: «…истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1). Спаситель взял с собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и отправился на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом чудо разбудило их — Учитель «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2). Перед Спасителем явились пророки Моисей и Илия и говорили с Ним. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31), то есть о предстоящем распятии на кресте. Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).

Фавор — Гора Преображения

Фавор — это гора высотой 588 метров, расположенная в Израиле, в 9 километрах к юго-востоку от города Назарета. По преданию, именно на горе Фавор апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели чудесное Преображение Господне. В настоящее время на вершине горы действуют два монастыря, православный и католический.

История празднования Преображения Господня

Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а, скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.

Икона Преображения

Преображение Господне — икона из Праздничного ряда православного иконостаса. Уже в VI веке сюжет иконы стал каноническим. Христа изображают в центре, по обеим сторонам от Него стоят пророки Моисей и Илия. Причем Моисей на иконе чаще всего юн, а Илия стар. Чуть ниже мы видим павших ниц апостолов. Белые одежды Спасителя сияют, свет лучится от лика и всей Его фигуры. Иконописцы изображают Христа в ореоле круглой или овальной формы.

Богослужение Преображения Господня

У праздника Преображения есть один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершают в храмах 13 августа.

Народное название Преображения Господня «Яблочный Спас» напоминает нам о древней традиции освящать в этот день плоды. В Израиле и южных христианских странах, например, Греции, ко времени праздника как раз поспевал виноград. Гроздья винограда, а еще колосья, люди несли в храм для благословения и в знак благодарности Богу.

На русских землях виноград рос далеко не везде, поэтому традиция трансформировалась — стали освящать яблоки. Существует специальная молитва — «На освящение начаток овощей (плодов)».

Молитвы Преображения Господня

Тропарь Преображения Господня

глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Перевод:

Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Кондак Преображения Господня

глас 7

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Перевод:

На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Перевод

Величаем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем пречистой плоти Твоей преславное преображение.

«Яблочный Спас» — народные традиции праздника Преображения

Праздник Преображения Господня на Руси также называли Яблочный Спас, Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени, Первые осенины, Осенины.

«Первые осенины» — значит встреча осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай в полях и садах. В храмы несли для благословения яблоки. Над ними священник читал специальную молитву — «На освящение начаток овощей (плодов)». С этого момента верующим можно было начинать есть яблоки и другие плоды нового урожая.

На Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Была традиция потчевать нищих — во славу Божию. Если кто-то отказывался исполнить это доброе дело, его всячески порицали: «А не дай, Боже, иметь с ними дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!». Еще на Преображение пели песни, провожали солнце в поле.

Митрополит Сурожский Антоний. Проповедь на Праздник Преображения

Праздник Преображения раскрывает перед нами славу Богом созданной твари. Не только Христос явился в славе Отчей, в славе Своей Божественной в этот день перед Своими учениками: Евангелие нам говорит, что Божественный свет струился из Его физического тела и из той одежды, которая его покрывала, изливался на все, что окружало Христа.

Здесь мы видим нечто, что прикровенно уже раскрывалось нам в Воплощении Христовом. Мы не можем без недоумения думать о Воплощении: как оказалось возможно, что человеческая плоть, материя этого мира, собранная в теле Христовом, могла не только быть местом вселения Живого Бога – как бывает, например, храм – но соединиться с Божеством так, что и тело это пронизано Божественностью и восседает теперь одесную Бога и Отца в вечной славе? Здесь прикровенно открывается перед нами все величие, вся значительность не только человека, но самого материального мира и неописуемых его возможностей – не только земных и временных, но и вечных, Божественных.

И в день Преображения Господня мы видим, каким светом призван воссиять этот наш материальный мир, какой славой он призван сиять в Царстве Божием, в вечности Господней… И если мы внимательно, всерьез принимаем то, что нам здесь открыто, мы должны изменить самым глубоким образом наше отношение ко всему видимому, ко всему осязаемому; не только к человечеству, не только к человеку, но к самому телу его; и не только к человеческому телу, но ко всему, что телесно вокруг нас ощутимо, осязаемо, видимо… Все призвано стать местом вселения благодати Господней; все призвано когда-то, в конце времен, быть вобрано в эту славу и воссиять этой славой.

И нам, людям, дано это знать; нам, людям, дано не только знать это, но и быть сотрудниками Божиими в освящении той твари, которую Господь сотворил… Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов, мы совершаем освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; внутри пределов Церкви это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим безверием и предательством тлению, смерти и разрушению. Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, отдается в собственность Богу, и Богом приемлется, и в Боге уже теперь, зачаточно, поистине делается новой тварью.

Но это должно распространиться далеко за пределы храма: все без остатка, что подвластно человеку, может быть им освящено; все, над чем мы работаем, к чему мы прикасаемся, все предметы жизни – все может стать частью Царства Божия, если это Царство Божие будет внутри нас и будет, как сияние Христово, распространяться на все, к чему мы прикасаемся…

Подумаем об этом; мы не призваны поработить природу, мы призваны ее освободить от плена тления и смерти и греха, освободить ее и вернуть в гармонию с Царством Божиим. И поэтому станем вдумчиво, благоговейно относиться ко всему этому тварному, видимому нами миру, и послужим в нем соработниками Христовыми, чтобы мир достиг своей славы и чтобы нами все тварное вошло в радость Господню. Аминь.

(19 августа 1973 г.)

Преображение Господне в Армении

Преображение Господне по-армянски называется «Вардавар». В Армянской Апостольской Церкви этот праздник отмечают на 98 день после Пасхи, то есть в период с 28 июня до 1 августа.

На Преображение выпускают в небо голубей, а еще у армян существует древняя традиция обливать друг друга водой. Это веселый и добрый обычай, на который никто не обижается, потому что облить водой в этот день —  значит подарить подарок. Окатить водой могут каждого, даже случайного прохожего. В праздновании принимают участие все от мала до велика, особенно радуется детвора.

Преображенское кладбище

Преображенское кладбище находится в Москве, на , 17а. Это бывшее старообрядческое Основали его во время эпидемии.

В 1764 году монастырь упразднили, и церковь стала приходской. В те годы к ней пристроили многоярусную колокольню. Со временем первое каменное здание храма оказалось под угорозой: на речном берегу постепенно оседал грунт. В 1886-ом построили и освятили в честь Преображения Господня новую церковь.

После революции Тушино стало крупным промышленным центром. В селе построили заводы и аэродром. Храм закрыли в

В советские годы здание храма использовалось под клуб. В 1956 году местные жители обращались с просьбой вернуть святыню Церкви, но им отказали. Только в 1990-ом в церкви начали возрождать приходскую жизнь возобновилась. В 1994 году к храму пристроили колокольню.

Стихи о Преображении

Борис Пастернак. Август

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами

Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, нетронутый распадом:

«Прощай, лазурь Преображенская
И золото второго Спаса,
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины.
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я – поле твоего сраженья.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

 

Иван Шмелев. Яблочный Спас (глава из книги «Лето Господне»)

Завтра — Преображение, а послезавтра меня повезут куда-то к Храму Христа Спасителя, в огромный розовый дом в саду, за чугунной решеткой, держать экзамен в гимназию, и я учу и учу «Священную Историю» Афинского. «Завтра» — это только так говорят, — а повезут годика через два-три, а говорят «завтра» потому, что экзамен всегда бывает на другой день после Спаса-Преображения. Все у нас говорят, что главное — Закон Божий хорошо знать. Я его хорошо знаю, даже что на какой странице, но все-таки очень страшно, так страшно, что даже дух захватывает, как только вспомнишь. Горкин знает, что я боюсь. Одним топориком он вырезал мне недавно страшного «щелкуна», который грызет орехи. Он меня успокаивает. Поманит в холодок под доски, на кучу стружек, и начнет спрашивать из книжки. Читает он, пожалуй, хуже меня, но все почему-то знает, чего даже и я не знаю. «А ну-ка, — скажет, — расскажи мне чего-нибудь из божественного…» Я ему расскажу, и он похвалит:

— Хорошо умеешь, — а выговаривает он на «о», как и все наши плотники, и от этого, что ли, делается мне покойней, — не бось, они тебя возьмут в училищу, ты все знаешь. А вот завтра у нас Яблошный Спас… про него умеешь? Та-ак. А яблоки почему кропят? Вот и не так знаешь. Они тебя вспросют, а ты и не скажешь. А сколько у нас Спасов? Вот и опять не так умеешь. Они тебя учнуть вспрашивать, а ты… Как так у тебя не сказано? А ты хорошенько погляди, должно быть.

— Да нету же ничего… — говорю я, совсем расстроенный, — написано только, что святят яблоки!

— И кропят. А почему кропят? А-а! Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас — загибает он желтый от политуры палец, страшно расплющенный, — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается… уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной — для розговин. Вот ты им и скажи, и возьмут в училищу.

Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелась. Будем ее трясти — для завтра. Горкин утром еще сказал:

— После обеда на Болото с тобой поедем за яблоками.

Такая радость. Отец — староста у Казанской, уже распорядился:

— Вот что, Горкин… Возьмешь на Болоте у Крапивкина яблок мер пять-шесть, для прихожан и ребятам нашим, «бели», что ли… да наблюдных, для освящения, покрасовитей, меру. Для причта еще меры две, почище каких. Протодьякону особо пошлем меру апортовых, покрупней он любит.

— Ондрей Максимыч земляк мне, на совесть даст. Ему и с Курска, и с Волги гонят. А чего для себя прикажете?

— Это я сам. Арбуз вот у него выбери на вырез, астраханский, сахарный.

— Орбузы у него… рассахарные всегда, с подтреском. Самому князю Долгорукову посылает! У него в лобазе золотой диплом висит на стенке под образом, каки орлы-те!.. На всю Москву гремит.

После обеда трясем грушовку. За хозяина — Горкин. Приказчик Василь-Василич, хоть у него и стройки, а полчасика выберет — прибежит. Допускают еще, из уважения, только старичка-лавочника Трифоныча. Плотников не пускают, но они забираются на доски и советуют, как трясти. В саду необыкновенно светло, золотисто: лето сухое, деревья поредели и подсохли, много подсолнухов по забору, кисло трещат кузнечики, и кажется, что и от этого треска исходит свет — золотистый, жаркий. Разросшаяся крапива и лопухи еще густеют сочно, и только под ними хмуро; а обдерганные кусты смородины так и блестят от света. Блестят и яблони — глянцем ветвей и листьев, матовым лоском яблок, и вишни, совсем сквозные, залитые янтарным клеем. Горкин ведет к грушовке, сбрасывает картуз, жилетку, плюет в кулак.

— Погоди, стой… — говорит он, прикидывая глазом. — Я ее легким трясом, на первый сорт. Яблочко квелое у ней… ну, маненько подшибем — ничего, лучше сочком пойдет… а силой не берись!

Он прилаживается и встряхивает, легким трясом. Падает первый сорт. Все кидаются в лопухи, в крапиву. Вязкий, вялый какой-то запах от лопухов, и пронзительно едкий — от крапивы, мешаются со сладким духом, необычайно тонким, как где-то пролитые духи, — от яблок. Ползают все, даже грузный Василь-Василич, у которого лопнула на спине жилетка, и видно розовую рубаху лодочкой; даже и толстый Трифоныч, весь в муке. Все берут в горсть и нюхают: ааа… гру-шовка!..

Зажмуришься и вдыхаешь, — такая радость! Такая свежесть, вливающаяся тонко-тонко, такая душистая сладость- крепость — со всеми запахами согревшегося сада, замятой травы, растревоженных теплых кустов черной смородины. Нежаркое уже солнце и нежное голубое небо, сияющее в ветвях, на яблочках…

И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони зажмуришься, — и в сладковатом и сочном духе вспомнится, как живое, — маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший… с березками и рябиной, с яблоньками, с кустиками малины, черной, белой и красной смородины, крыжовника виноградного, с пышными лопухами и крапивой, далекий сад… — до погнутых гвоздей забора, до трещинки на вишне с затеками слюдяного блеска, с капельками янтарно-малинового клея, — все, до последнего яблочка верхушки за золотым листочком, горящим, как золотое стеклышко!.. И двор увидишь, с великой лужей, уже повысохшей, с сухими колеями, с угрязшими кирпичами, с досками, влипшими до дождей, с увязнувшей навсегда опоркой… и серые сараи, с шелковым лоском времени, с запахами смолы и дегтя, и вознесенную до амбарной крыши гору кулей пузатых, с овсом и солью, слежавшеюся в камень, с прильнувшими цепко голябями, со струйками золотого овсеца… и высокие штабеля досок, плачущие смолой на солнце, и трескучие пачки драни, и чурбачки, и стружки…

— Да пускай, Панкратыч!.. — оттирает плечом Василь-Василич, засучив рукава рубахи, — ей-Богу, на стройку надоть!..

— Да постой, голова елова… — не пускает Горкин, — побьешь, дуролом, яблочки…

Встряхивает и Василь-Василич: словно налетает буря, шумит со свистом, — и сыплются дождем яблочки, по голове, на плечи. Орут плотники на досках: «эт-та вот тряхану-ул, Василь-Василич!» Трясет и Трифоныч, и опять Горкин, и еще раз Василь-Василич, которого давно кличут. Трясу и я, поднятый до пустых ветвей.

— Эх, бывало, у нас трясли… зальешься! — вздыхает Василь-Василич, застегивая на ходу жилетку, — да иду, черрт вас..!

— Черкается еще, елова голова… на таком деле… — строго говорит Горкин. — Эн еще где хоронится!.. — оглядывает он макушку. — Да не стрясешь… воробьям на розговины пойдет, последышек.

Мы сидим в замятой траве; пахнет последним летом, сухою горечью, яблочным свежим духом; блестят паутинки на крапиве, льются-дрожат на яблоньках. Кажется мне, что дрожат они от сухого треска кузнечиков.

— Осенние-то песни!.. — говорит Горкин грустно. — Прощай, лето. Подошли Спасы — готовь запасы. У нас ласточки, бывало, на отлете… Надо бы обязательно на Покров домой съездить… да чего там, нет никого.

Сколько уж говорил — и никогда не съездит: привык к месту.

— В Павлове у нас яблока… пятак мера! — говорит Трифоныч. — А яблоко-то какое… па-влов-ское!

Меры три собрали. Несут на шесте в корзине, продев в ушки. Выпрашивают плотники, выклянчивают мальчишки, прыгая на одной ноге:

Крива-крива ручка,

Кто даст — тот князь,

Кто не даст — тот соба-чий глаз.

Собачий глаз! Собачий глаз!

Горкин отмахивается, лягается:

— Ма-хонькие, что ли… Приходи завтра к Казанской — дам и пару.

Запрягают в полок Кривую. Ее держат из уважения, но на Болото и она дотащит. Встряхивает до кишок на ямках, и это такое удовольствие! С нами огромные корзины, одна в другой. Едем мимо Казанской, крестимся. Едем по пустынной Якиманке, мимо розовой церкви Ивана Воина, мимо виднеющейся в переулке белой — Спаса в Наливках, мимо желтеющего в низочке Марона, мимо краснеющего далеко, за Полянским Рынком, Григория Неокессарийского. И везде крестимся. Улица очень длинная, скучная, без лавок, жаркая. Дремлют дворники у ворот, раскинув ноги. И все дремлет: белые дома на солнце, пыльно-зеленые деревья, за заборчиками с гвоздями, сизые ряды тумбочек, похожих на голубые гречневички, бурые фонари, плетущиеся извозчики. Небо какое-то пыльное, — «от парева», — позевывая, говорит Горкин. Попадается толстый купец на извозчике, во всю пролетку, в ногах у него корзина с яблоками. Горкин кланяется ему почтительно.

— Староста Лощенов с Шаболовки, мясник. Жа-дный, три меры всего. А мы с тобой закупим боле десяти, на всю пятерку.

Вот и Канава, с застоявшейся радужной водою. За ней, над низкими крышами и садами, горит на солнце великий золотой купол Христа Спасителя. А вот и Болото, по низинке, — великая площадь торга, каменные «ряды», дугами. Здесь торгуют железным ломом, ржавыми якорями и цепями, канатами, рогожей, овсом и солью, сушеными снетками, судаками, яблоками… Далеко слышен сладкий и острый дух, золотится везде соломкой. Лежат на земле рогожи, зеленые холмики арбузов, на соломе разноцветные кучки яблока. Голубятся стайками голубки. Куда ни гляди — рогожа да солома.

— Бо-льшой нонче привоз, урожай на яблоки, — говорит Горкин, — поест яблочков Москва наша.

Мы проезжаем по лабазам, в яблочном сладком духе. Молодцы вспарывают тюки с соломой, золотится над ними пыль. Вот и лабаз Крапивкина.

— Горкину-Панкратычу! — дергает картузом Крапивкин, с седой бородой, широкий. — А я-то думал — пропал наш козел, а он вон он, седа бородка!

Здороваются за руку. Крапивкин пьет чай на ящике. Медный зеленоватый чайник, толстый стакан граненый. Горкин отказывается вежливо: только пили, — хоть мы и не пили. Крапивкин не уступает: «палка на палку — плохо, а чай на чай — Якиманская, качай!» Горкин усаживается на другом ящике, через щелки которого, в соломке глядятся яблочки. — «С яблочными духами чаек пьем!» — подмигивает Крапивкин и подает мне большую синюю сливу, треснувшую от спелости. Я осторожно ее сосу, а они попивают молча, изредка выдувая слово из блюдечка вместе с паром. Им подают еще чайник, они пьют долго и разговаривают как следует. Называют незнакомые имена, и очень им это интересно. А я сосу уже третью сливу и все осматриваюсь. Между рядками арбузов на соломенных жгутиках-виточках по полочкам, над покатыми ящичками с отборным персиком, с бордовыми щечками под пылью, над розовой, белой и синей сливой, между которыми сели дыньки, висит старый тяжелый образ в серебряном окладе, горит лампадка. Яблоки по всему лабазу, на соломе. От вязкого духа даже душно. А в заднюю дверь лабаза смотрят лошадиные головы — привезли ящики с машины. Наконец подымаются от чая и идут к яблокам. Крапивкин указывает сорта: вот белый налив, — «если глядеть на солнышко, как фонарик!» — вот ананасное-царское, красное, как кумач, вот анисовое монастырское, вот титовка, аркад, боровинка, скрыжапель, коричневое, восковое, бель, ростовка-сладкая, горьковка.

— Наблюдных-то?.. — показистей тебе надо… — задумывается Крапивкин. — Хозяину потрафить надо?.. Боровок крепонек еще, поповка некрасовита…

— Да ты мне, Ондрей Максимыч, — ласково говорит Горкин, — покрасовитей каких, парадных. Павловку, что ли… или эту, вот как ее?

— Этой не-ту, — смеется Крапивкин, — а и есть, да тебе не съесть! Эй, открой, с Курска которые, за дорогу утомились, очень хороши будут…

— А вот, поманежней будто, — нашаривает в соломе Горкин, — опорт никак?..

— Выше сорт, чем опорт, называется — кампорт!

— Ссыпай меру. Архирейское, прямо… как раз на окропление.

— Глазок-то у тебя!.. В Успенский взяли. Самому протопопу соборному отцу Валентину доставляем, Анфи-теятрову! Проповеди знаменито говорит, слыхал небось?

— Как не слыхать… золотое слово!

Горкин набирает для народа бели и россыпи, мер восемь. Берет и притчу титовки, и апорту для протодьякона, и арбуз сахарный, «каких нет нигде». А я дышу и дышу этим сладким и липким духом. Кажется мне, что от рогожных тюков, с намазанными на них дегтем кривыми знаками, от новых еловых ящиков, от ворохов соломы — пахнет полями и деревней, машиной, шпалами, далекими садами. Вижу и радостные «китайские», щечки и хвостики их из щелок, вспоминаю их горечь-сладость, их сочный треск, и чувствую, как кислит во рту. Оставляем Кривую у лабаза и долго ходим по яблочному рынку. Горкин, поддев руки под казакин, похаживает хозяйчиком, трясет бородкой. Возьмет яблоко, понюхает, подержит, хотя больше не надо нам.

— Павловка, а? мелковата только?..

— Сама она, купец. Крупней не бывает нашей. Три гривенника полмеры.

— Ну что ты мне, слова голова, болясы точишь!.. Что я, не ярославский, что ли? У нас на Волге — гривенник такие.

— С нашей-то Волги версты до-лги! Я сам из-под Кинешмы.

И они начинают разговаривать, называют незнакомые имена, и им это очень интересно. Ловкач-парень выбирает пяток пригожих и сует Горкину в карманы, а мне подает торчком на пальцах самое крупное. Горкин и у него покупает меру.

Пора домой, скоро ко всенощной. Солнце уже косится. Вдали золотеет темно выдвинувшийся над крышами купол Иван-Великого. Окна домов блистают нестерпимо, и от этого блеска, кажется, текут золотые речки, плавятся здесь, на площади, в соломе. Все нестерпимо блещет, и в блеске играют яблочки.

Едем полегоньку, с яблоками. Гляжу на яблоки, как подрагивают они от тряски. Смотрю на небо: такое оно спокойное, так бы и улетел в него.

Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки. Наши корзины на амвоне, «обкадятся», — сказал мне Горкин. Он суетится в церкви, мелькает его бородка. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли Их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.

Приходит Горкин и говорит: «пойдем, сейчас окропление самое начнется». В руках у него красный узелок — «своих». Отец все считает деньги, а мы идем. Ставят канунный столик. Золотой-голубой дьячок несет огромное блюдо из серебра, красные на нем яблоки горою, что подошли из Курска. Кругом на полу корзинки и узелки. Горкин со сторожем тащат с амвона знакомые корзины, подвигают «под окропление, поближе». Все суетятся, весело, — совсем не церковь. Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные», — так говорит мне Горкин. Конечно, яблочные! По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, — зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны. Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там, отдельно кропит корзины для прихода, потом узелки, корзиночки… Идут ко кресту. Дьячки и Горкин суют всем в руки по яблочку и по два, как придется. Батюшка дает мне очень красивое из блюда, а знакомый дьякон нарочно, будто, три раза хлопает меня мокрой кистью по голове, и холодные струйки попадают мне за ворот. Все едят яблоки, такой хруст. Весело, как в гостях. Певчие даже жуют на клиросе. Плотники идут наши, знакомые мальчишки, и Горкин пропихивает их — живей проходи, не засть! Они клянчат: «дай яблочка-то еще, Горкин… Мишке три дал!..» Дают и нищим на паперти. Народ редеет. В церкви видны надавленные огрызочки, «сердечки». Горкин стоит у пустых корзин и вытирает платочком шею. Крестится на румяное яблоко, откусывает с хрустом — и морщится:

— С кваском… — говорит он, морщась и скосив глаз, и трясется его бородка. — А приятно, ко времю-то, кропленое…

Вечером он находит меня у досок, на стружках. Я читаю «Священную Историю».

— А ты небось, ты теперь все знаешь. Они тебя вспросют про Спас, или там, как-почему яблоко кропят, а ты им строгай и строгай… в училищу и впустят. Вот погляди вот!..

Он так покойно смотрит в мои глаза, так по-вечернему светло и золотисто-розовато на дворе от стружек, рогож и теса, так радостно отчего-то мне, что я схватываю охапку стружек, бросаю ее кверху, — и сыплется золотистый, кудрявый дождь. И вдруг, начинает во мне покалывать — от непонятной ли радости, или от яблоков, без счета съеденных в этот день, — начинает покалывать щекотной болью. По мне пробегает дрожь, я принимаюсь безудержно смеяться, прыгать, и с этим смехом бьется во мне желанное, — что в училище меня впустят, непременно впустят!

Рекомендовано для использования на уроках ОПК. 

 

что празднуют 19 августа, история и традиции Яблочного Спаса

Церковь чтит евангельское событие, когда Господь явил ближайшим ученикам свое истинное Божественное естество.

19 августа празднуется Преображение Господне, или Яблочный Спас / фото: ruvera.ru

Православные христиане сегодня отмечают Преображение Господне — один из 12 крупнейших православных праздников. Слово преображение (греч. Метаморфосис, лат. Transfiguratio) означает «преобразование в другой вид», «изменение формы».

Полное название праздника звучит так: Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Он всегда отмечается в один и тот же день — 19 августа. Праздник установлен в память о евангельском событии, когда трое апостолов увидели Иисуса Христа во всем его Божественном величии.

В народе праздник более известный под названием Яблочный Спас, поскольку в этот день в храмах освящают плоды нового урожая, символом которого стали яблоки.

События праздника Преображения Господня

Праздник Преображения Господня уже в IV веке занимал видное место в церковном календаре, о чем свидетельствует ряд проповедей и поучений.

Читайте такжеУспенский пост 2019 – что можно и нельзя есть: питание по дням

Основной смысл этого события заключался в том, что Господь явил ближайшим ученикам свое истинное Божественное естество, которое до этого было для них и других последователей совсем неочевидным. Это должно было укрепить веру апостолов в час испытаний.

Так, Иисус Христос взял с собой трех ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и взошел с ними на гору Фавор. Поднявшись на вершину, Христос начал молиться. Во время молитвы апостолы увидели, как Иисус преобразился: лицо его сияло — как солнце, а одежды стали белыми как снег.

Таким образом, празднованием Преображения Господня церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа.

Духовный смысл и значение Преображения Господня

Суть Преображения раскрывается в его символах. Гора — это безмолвное, тихое место для молитвы, в котором наш беспокойный ум поможет души соединиться с Богом.

Фавор в переводе означает «чистота», «свет». Тот, кто осознает свои грехи, кается в них и пытается впредь не допускать их повторения, может освободиться от грязи и тогда на него прольется Божественный свет.

Христианское учение считает, что именно приобретение этого света является главной целью человека, смыслом всей его жизни.

Иконография праздника

На иконах, фресках и миниатюрах Преображения Господня в центре изображается Иисус Христос, стоящий на горе в белоснежных одеждах. По бокам от него расположены пророки, а у подножия горы — лежащие ниц апостолы.

Господь явил ближайшим ученикам свое истинное Божественное естество / фото: trafficnews.bg

Перед образом Преображения люди просят у Господа защиты от того, что может поколебать их веру в Бога, просят укрепления своих сил и немощи в деле спасения души.

Традиции празднования 19 августа

Это традиционный праздник нового урожая. С апостольских времен церковью установлено освящать созревшие плоды — яблоки, груши, сливы, виноград, прежде чем принимать их в пищу, с провозглашением при этом молитвы.

Читайте такжеУспение Пресвятой Богородицы: дата, традиции, о чем просить перед иконой и что нельзя делать в этот праздник

В Греции и Израиле праздник Преображения Господня приходился на время созревания винограда. Поэтому верующие приносили гроздья в храм как благодарность Богу. В Украине же вместо винограда в церковь принято приносить и освящать яблоки, от чего и пошло народное название праздника — Яблочный Спас.

Согласно народным поверьям, виноград и яблоки нельзя употреблять до 19 августа, есть их можно только после освящения на Преображение Господне.

Кроме того, особенно готовятся к этому дню также пасечники. Им надо освятить ульи, угостить медом соседей, особенно сирот, немощных и обездоленных.

В Украине в этот день принято освящать яблоки, а в Греции и Израиле — виноград / pixabay.com

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о