Тренинг для педагогов «Психологический климат коллектива»

Психологический тренинг для педагогов

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Цель:

формирование благоприятного психологического климата;

Задачи :

нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

— развитие умения работать в команде;

— осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

— дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции.

— повысить коммуникативные навыки педагогов.

Необходимые материалы:

— карточки с незаконченными фразами;

— спокойная музыка для релаксации;

— ватман, простые и цветные карандаши, фломастеры.

Ход тренинга:

Педагог-психолог:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

I этап.

Упражнение «Броуновское движение»

Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.

Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и ведущий называет какую-либо цифру, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т.д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать.

Обсуждение

      1. Эмоциональная регуляция

Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания?

Естественные способы регуляции организма. Интуитивно используются многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Упражнение “Ассоциации”

Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”

Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.

Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:

Как боретесь с негативными эмоциями?

Необходимо участников разделить на группы. В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.

Обсуждение

Упражнение «Островки»

Цель: всем участникам разместится на газете (на всей, на половине газеты, на трети) .

Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

Обсуждение

II этап.

Упражнение «Откровенно говоря» (5- 7 мин).

Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Инструкция:

«Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно».

Упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Обсуждение

III этап.

Упражнение «Моечная машина» (телесно-ориентированная терапия: упражнения на снятие излишнего напряжения)

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний — “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

Обсуждение

Рефлексия тренинга:

1. Что понравилось?

2. Что вызывало трудности?

3. Чему способствовал проведенный тренинг?

Материал на тему: Тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе »

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский  сад комбинированного вида №228 «Голубка»

350078,г. Краснодар, ул.им.Тургенева №.146,  тел./факс  (861) 220-57-51, 220-45-07

e-mail:[email protected]

                 

                     Тренинг для педагогов

                 

 «Формирование благоприятного психологического климата в                               коллективе »

   

                           Подготовила : педагог-психолог- Плетнева Е.Б.


Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Цель тренинга: Психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный нами тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

— формирование благоприятного психологического климата;

— нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

— развитие умения работать в команде;

— сплочение группы;

— осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

— повысить коммуникативные навыки педагогов;

— повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы для тренинга:

— листы формата А-4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши или восковые мелки;

— спокойная музыка для релаксации;

— тетрадные листы в клетку, шариковые ручки по числу участников.

Ход тренинга:

Психолог:

«Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся) .

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива — это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».

Упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Хорошее настроение»

Цель упражнения: выражение настроения

Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое хорошее настроение.

Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение… », а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

Анализ упражнения:

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

Упражнение «Радуга»

Цель упражнения: сплочение коллектива

Участники тренинга встают в круг, берутся за руки. Ведущий: «Представьте, что после летнего дождя в небе появилась радуга. Представьте, все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – каждый цвет по-своему прекрасен, очень ярок. … Но вместе, объединившись, цвета создают такое чудесное явление природы как радуга. Каждый из нас так же индивидуален как любой из цветов радуги. И мы с вами, взявшись за руки, становимся еще прекраснее, чудеснее как сама Радуга. Объединяясь в единое целое, мы становимся лучше, сильнее. и т. д. ».

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. Смогли ли вы почувствовать себя частью одного целого?

Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

— Тома, ты такой отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение «Цветок» (под музыку)

Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать, напевает песню, говорит нежные, ласковые слова и т. д.

Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. С какими трудностями вы столкнулись?

Упражнение «Цепочки»

Педагоги встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Анализ упражнения:

1. Чем вам понравилось данное упражнение?

2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?

3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Упражнение «Чему я научилась»

Цель: рефлексия (обратная связь)

Задание: дописать неоконченные предложения

— Я научилась… .

— Мне понравилось…

— Я узнала, что… .

— Я была удивлена тем, что….

— Я была разочарована тем, что… .

— Самым важным для меня было… .

Обсуждение по кругу

Ритуал прощания

Цель: поделится своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими.

Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое.

Участники тренинга прощаются.

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе» — Академия «АРТ-талант»

Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Данный тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности

Свидетельство участника экспертной комиссии Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО! Свидетельство участника экспертной комиссии Подробнее

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Также вас может заинтересовать
  • Разное по социальной педагогики, психологии для «Доклад в секции «Начальное образование» на тему «Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации стандартов второго поколения»» Социальная педагогика, психология
  • Разное по социальной педагогики, психологии для дошкольников «Рекомендации для родителей по использованию сказки в нравственном воспитании ребёнка» Социальная педагогика, психология
  • Разное по социальной педагогики, психологии для дошкольников «Особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста» Социальная педагогика, психология
  • Презентации по социальной педагогики, психологии для дошкольников ««Диагностика и развитие творческих способностей дошкольника»» Социальная педагогика, психология
  • Разное по социальной педагогики, психологии для 1 класса «Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»» Социальная педагогика, психология

Занятие с элементами тренинга «Психологический климат в коллективе»

Психологический климат в коллективе.

Занятие с элементами тренинга направлено на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Цель:

— формирование благоприятного психологического климата;

Задачи :

— нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

— развитие умения работать в команде;

— осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

— дать рекомендации по применению способов эмоциональной саморегуляции;

— повысить коммуникативные навыки педагогов.

Ход занятия:

Ведущий: Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

1. Упражнение «Ассоциации».

Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Вам нужно придумать ассоциации на тот предмет, который вы достанете из мешочка и связать его с собой и вашими ожиданиями от занятия. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову.

Презентация 

2.Знакомство «Имя- качество».

Цель: способствовать личностному раскрытию и самопознанию участников, настроить их на предстоящую совместную работу.
Участникам предлагается написать свое имя и какие-нибудь качества начинающееся с каждой буквы, которые есть в его имени.
Подводя итог, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств, подчеркивает: несмотря на то, что в кругу собрались очень разные люди, им предстоит совместная работа.

3.Упражнение «Дорисуй и передай».

Участники делятся на три группы.

Инструкция. Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я включу музыку, вы начнёте рисовать, что хотите. Как только музыка останавливается, вы передаёте свой лист вместе с карандашом соседу слева и он дорисовывает на вашем рисунке то, что посчитает нужным для полного создания образа. Затем я вновь останавливаю музыку, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.

Обсуждение:

— Соответствует ли рисунок такому как вам бы хотелось?

— Как вы чувствовали себя, работая в группе?

— Были ли сложности при выполнении упражнения?

4.Упражнение «Вулкан эмоций».

Ведущий: Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Взаимное уважение между руководителем и коллегами является необходимым условием служебных и деловых взаимоотношений. Однако, чтобы привлечь человека к себе, разбудить в нём эмоциональное отношение (симпатию, дружбу, любовь), человека необходимо искренне уважать и ценить. В сложной ситуации нужно максимально использовать собственные ресурсы. Ресурсы каждого человека  безграничны, если человек искренне и глубоко верит в свои силы. Что же происходит, когда внутренние ресурсы человека не помогают ему контролировать своё эмоциональное состояние?

В посудину (колбу), которая символизирует человека, кладём морскую соль (наши базовые стремления, которые нам даны от рождения —  задатки, сверху насыпаем песок (морская соль), которые символизируют наши взгляды, желания и ожидания. Посыпаем содой (наши эмоции), поливаем чистой водой (уксусом), которая и есть внешними факторами, которые влияют на нас  — это отношения с окружающими, конфликты, Химическая реакция — наша реакция, когда наши эмоции выходят через край, а это и есть является показателем эмоционального выгорания.

Это упражнение ещё раз подтверждает необходимость уважать друг друга, относиться с уважением к особенностям каждого.

5.Игра «День рождения».

Ведущий раздает каждому билет, в котором указано, как вести себя во время праздника:

— именинник -пытается развлекать гостей;

 — всезнайка — влезает во все разговоры;

— любитель скандалов — ни с кем не соглашается;

— миротворец — регулирует конфликты;

— тамада — помощник именинника;

— оригинал — каждый разговор поворачивает в неожиданном направлении.

Все участники должны объяснить во время обсуждения роль каждого, угадав её.

Обсуждение:

— Кто был пассивный во время игры?

— Какая роль (обязательства) были у каждого?

— Как вы себя чувствовали?

— Какие отношения сложились в группе?

6. Мозговой штурм «Рекомендации коллегам от коллег».

Чтобы контролировать свои поведенческие и эмоциональные реакции, распознавать и оценивать ситуацию, достойно выходить из конфликта, уметь быстро восстанавливаться и переключаться, привести себя в творческое состояние, необходимо:

1. Принять себя таким, каким ты есть, признав собственную уникальность.

2. Признать уникальность других. Найти в себе черты, которые помогают понять мысли, точку зрения, поведение другого.

3.Изучить собственные победы, состояния в различных жизненных обстоятельствах, отрезках времени, исследовать характер, особенности его проявления в разных ситуациях, контролировать работу своего организма.

4.Найти алгоритм достижения равновесия.

5.Прекратить тревожиться и начать жить здесь и сейчас.

6.Научиться прощать.

7.Руководителями не рождаются, ими становятся.

7.Упражнение «Комплименты».

– Вы можете свободно передвигаться по комнате  под музыку. Как только музыка останавливается,  вы подходите к любому члену группы и обмениваетесь комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе занятия, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников занятия.

8.Упражнение «Хорошее — плохое».

Участники делятся на две группы («хорошие», «плохие»). По очереди подходят к листу бумаги. «Хорошие» рисуют что-то положительное, следующий участник продолжает что-то с отрицательным значением.

9. Просмотр «Мультфильма «Ох» и «Ах».

После просмотра участники высказывают свое мнение.

10. Ритуал завершения занятия.

Упражнение «Импульс теплой энергии по цепи»

Участники сидят в кругу.

Инструкция: «Положите правую руку на колено соседа справа, а левую руку — на пульс правой руки другого соседа. Импульс пульса будет лёгкое нажатие на колено соседа, причем нажатие надо делать в тот же миг, когда приняли сигнал добрыми пожеланиями.

На какое-то время все участники закрывают глаза, но не перестают отправлять и принимать импульс положительной тёплой энергии.

11. Упражнение «Прощание».

Участники благодарят друг друга за участие в занятии.

12. Раздать смайлы, на которых участники отмечают своё настроение.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

«Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ» Психологический тренинг

Автор — составитель:

Каверзина Диана Ринатовна

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида  № 1» г. Тобольска

Психологический тренинг:

«Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»

Цель тренинга:

  • сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Время проведения: 1 час.

Задачи тренинга:

формирование благоприятного психологического климата;

— нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

— развитие умения работать в команде;

— сплочение коллектива;

— повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Оборудование: лист ватмана, фигурки из цветного картона (треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, зигзаги; листы формата А-4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши, шариковые ручки по числу участников; вырезанные из красной, желтой, зеленой бумаги листочки, макет дерева, клей.

 

Ход тренинга

Педагогпсихолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, — выразить друг другу радость встречи.

Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Прежде чем перейти к понятию психологического климата в коллективе, давайте с вами определим, что же такое «коллектив»?

Упражнение «Ассоциации к слову коллектив», «Что значит для меня коллектив?»

И действительно, для каждого из нас коллектив имеет определенное значение. Итак, коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.

Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива — это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

 Упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Поменяйтесь местами те, у кого

старшие группы»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет» и т. д.

Мы многое узнали друг о друге, а следующим упражнением я хочу посмотреть насколько вы внимательны друг к другу.

Упражнение «Будь внимательным»

Цель упражнения: развитие внимательности участников друг к другу.

Психолог: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».

 Упражнение «Путаница»

 Цель упражнения: повысить тонус группы и сплотить участников.

Психолог: «В этой игре мы все постараемся повысить друг другу настроение.

Все становятся в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.

 Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

— Тома, ты такой отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение «Дерево достижений нашего коллектива»

(за основу взято упражнение М.Э. Зимиревой «Дерево достижений»)

Это упражнение способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать. Цель на данном семинаре – увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива.

Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – приклеиваете на «дерево» зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый. Обсуждение: каких листочков на нашем дереве больше, чего достиг наш коллектив?

Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).

Цель игры: сплочение коллектива.

Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.

Игру можно использовать в целях диагностики. Интерпретация выбранных фигур и цветов проводится по психогеометрическому тесту и цветовому тесту Люшера в виде психологической консультации, с учетом присутствия слушателей.

         Подведение итогов

В подведение итогов хотелось бы привести слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей, воспитателей и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения.

Фото на память

Все участники семинара становятся в единую «скульптуру» и фотографируются.

 Список литературы:

1.     Журнал «Ребенок в детском саду»

2.     Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг/А.С. Прутченков.-2-е изд. Доп.и перераб.- 2003г.

  1. http://trepsy.net/

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004415

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Методическая разработка на тему: Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный нами тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

— формирование благоприятного психологического климата;

— нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

— развитие умения работать в команде;

— сплочение группы;

— осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

— повысить коммуникативные навыки педагогов;

— повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы для тренинга:

— листы формата А-4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши или восковые мелки;

— спокойная музыка для релаксации;

— тетрадные листы в клетку, шариковые ручки по числу участников.

Ход тренинга

Психолог:

«Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся) .

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива — это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».

Упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Хорошее настроение»

Цель упражнения: выражение настроения

Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое хорошее настроение.

Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение… », а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

Анализ упражнения:

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

Упражнение «Радуга»

Цель упражнения: сплочение коллектива

Участники тренинга встают в круг, берутся за руки. Ведущий: «Представьте, что после летнего дождя в небе появилась радуга. Представьте, все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – каждый цвет по-своему прекрасен, очень ярок. … Но вместе, объединившись, цвета создают такое чудесное явление природы как радуга. Каждый из нас так же индивидуален как любой из цветов радуги. И мы с вами, взявшись за руки, становимся еще прекраснее, чудеснее как сама Радуга. Объединяясь в единое целое, мы становимся лучше, сильнее… и т. д. ».

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. Смогли ли вы почувствовать себя частью одного целого?

Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

— Тома, ты такой отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение «Цветок» (под музыку)

Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать, напевает песню, говорит нежные, ласковые слова и т. д.

Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. С какими трудностями вы столкнулись?

Упражнение «Цепочки»

Педагоги встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Анализ упражнения:

1. Чем вам понравилось данное упражнение?

2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?

3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Упражнение «Чему я научилась»

Цель: рефлексия (обратная связь)

Задание: дописать неоконченные предложения

— Я научилась… .

— Мне понравилось…

— Я узнала, что… .

— Я была удивлена тем, что….

— Я была разочарована тем, что… .

— Самым важным для меня было… .

Обсуждение по кругу

Ритуал прощания

Цель: поделится своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими.

Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое.

Участники тренинга прощаются.

Тренинг на «Формирование положительного климата в классных коллективах»

Тренингвая программа

по формированию положительного психологического климата

в учебной группе

Занятие 1. «Мой класс»

Цель: развитие психологического контакта участников друг с другом.

Приветствие

Упражнение выполняется по кругу.

Психолог: В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться.

Работа по теме занятия.

Обсуждение и принятие групповых правил.

Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы психолог постоянно обращается к ним.

Примерный перечень правил:

1. Добровольность участия при четком определении своей позиции: выполнение задания и проговор только с согласия участника.

2. Правило «Стоп»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».

3. Конфиденциальность.

4. Правило «Здесь и теперь», говорить только о том, что происходит внутри группы.

5. Активность.

6. Искренность в общении.

7. Оценивается только поступок, а не личность человека.

Упражнение «Дерево достижений нашего класса»

Психолог: Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в учебе и вне ее, то приклеивайте на «дерево» зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом — красный. Если вы достигли успехов в личном плане — желтый.

Обсуждение: каких листочков на нашем дереве больше, чего достиг наш класс?

Упражнение «Отражение»

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает определенные замедленные движения. Задача другого – в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением».

Упражнение «Коллективэто…»

Психолог: Назовите слова, с которыми у вас ассоциируется ваш коллектив.

Психолог: для каждого из нас коллектив имеет определенное значение. Коллектив — это разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.

Игра. «Сплочение группы»

Психолог предлагает школьникам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).

А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души вашего коллектива, в котором есть частичка каждого из вас и все вы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них — вся композиция нарушится. Каждый из вас — частичка класса и каждому из вас в нем есть достойное место.

Упражнение «Маленький остров»

На полу из старых газет выкладывается «Maленький остров». Психолог объявляет, что группа, попавшая на этот островок, должна дождаться спасателей. Все участники встают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив» (психолог убирает часть газет), «остров» уменьшается, подростки уже не могут двигаться, а только стоят на — «острове». Затем убирается еще часть гaзеты, «остров» становится совсем маленьким. Психолог уменьшает «остров», насколько это возможно. Наконец, прибывают спасатели и оставшиеся в «живых» и «утонувшие» переплавляются на материк и рассаживаются на стульях.

Анализ упражнения: чего хотелось больше, самим yдepжаться на «острове» или удержаться вместе?

Психолог отмечает, что и то и другое правильно. В первом случае работает инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой. Но ведь в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэтому нужно почаще заботиться не только о себе любимом, но и о тех, кто находится рядом.

Примечание: В группе может оказаться изгой, которого ребята будyт специально выталкивать с «острова». В этом случае следует, не останавливая игру, бросить ему спасательный круг, подстелить кусок газеты. В обсуждении необходимо обязательно спросить ребят, почему они не спасали, а специально выбросили с острова этого участника. Если бы ситуация была не игровая, а настоящая, они поступили бы так же? Этот вопрос должен «повиснyть в воздухе», не стоит ждать ответа, поскольку, скорее всего, он будет неискренним. Пусть ребята окажyтся наедине с этим вопросом.

Рефлексия

Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.

Ритуал прощания.

Психолог объявляет ученикам об окончании занятия и предлагает им встать в круг, мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат — да!

Занятие 2. «Общение в классе»

Цель: развитие начальных знаний об общении; воспитать этические нормы поведения при общении друг с другом; развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.

Приветствие. «Комплимент»

Психолог предлагает каждому участнику сказать своему соседу какой-нибудь комплимент. Обращаться надо по имени. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

Основная часть занятия.

Упражнение «Попроси шоколадку»

Психолог: Выберем водящего. Для этого скажите кто в вашем классе самый справедливый? (голосование).

(Самый справедливый становится водящим он садится по центру).

Психолог дает водящему шоколадку.

Психолог: Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка.

Анализ упражнения:

— Какой способ просьбы оказался самым эффективным?

Все начинается с общения.

Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»?

(Общение — это взаимодействие людей друг с другом для передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе — свое Я, а ты мне — свое Я.)

Психолог: Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

(Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)

Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.

Каким должно быть общение?

Существуют определенные правила общения. В разные времена у разных народов они были разными. Но есть основные, общие для всех.

Вот древние заповеди общения:

— доверяйте тому, с кем общаетесь,

— уважайте того, с кем общаетесь,

— общаясь с человеком, делайте это наилучшим образом.

Обращаясь к незнакомому человеку, важно, чтобы слова были доброжелательными, уместными, чтобы взгляд и улыбка, и весь облик располагали в вашу пользу. При разговоре нужно смотреть человеку в глаза, а взгляд должен быть доброжелательным и ясным.

Упражнение «Три закона общения»

Инструкция: Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Психолог дает инопланетянам инструкцию: «На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

Эти правила таковы:

— Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

— Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

— Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

Заходят Земляне.

Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

Анализ упражнения:

— Как вы себя чувствуете?

— Что сейчас происходило?

Вопросы к «землянам»:

— Что помогло группе прийти к

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о