Содержание

Психология профессиональной деятельности

Определение 1

Психологией трудовой деятельности называют отрасль науки, которая изучает условия и методики решения практических задач в сфере деятельности и становления человека как субъекта труда.

Понятие психологии профессиональной деятельности

Психология профессиональной деятельности причисляется к практическому направлению общей психологии. Она имеет отношение к реальным объектам, понимание которых опирается на действительность, в которой находится человек.

Предметом данной психологии являются трудовые и профессиональные отношения людей и их личные характеристики и способности. Психология профессиональной деятельности напрямую связана с психологией труда, а психология труда занимается изучением условий и разработкой путей и методов решения поставленных задач, которые связаны с трудовой занятостью и профессиональными навыками.

Также существует тесная взаимосвязь данной психологии с другими подразделами общей психологии, такими как экспериментальная психология, психофизиология, организационная психология, инженерная психология, эргономика, социальная психология, психология управления, возрастная психология, юридическая психология и экономическая психология.

Предметом профессиональной психологии является сам работник , который способен к различным проявлениям психического характера в условиях трудовой деятельности.

Объектом в профессиональной деятельности является сам трудовой процесс который включает в себя предметы, средства, задачи, цели и возможные условия его формирования.

Методы психологии профессиональной деятельности

Методами психологии служат различные приемы, благодаря которым получают достоверную информацию, используемую для создания научных разработок и практических методик.

Данные методы базируются на принципе объективности, системе научных знаний, четко в соответствии с реальным миром.

Основными методами изучения профессиональной деятельности служат наблюдение, эксперимент и опросный метод.

Задачи психологии профессиональной деятельности

Существует ряд задач которые решает данная психология:

  • установление начального уровня профессионализма;
  • определение соответствия требованиям данной профессии;
  • соответствие этой профессии ожиданиям человека;
  • раскрытие возможных потенциалов личности;
  • поддержка работников в условиях использования его потенциала для результативного труда.

Подразделы психологии профессиональной деятельности

В психологии профессиональной деятельности выделяют такие подразделы:

  • Общая психология труда. Изучает историю развития знаний о труде, методологические основы психологии труда, характеристику профессиональной деятельности, определение и нахождение важных качеств воспитания личности в труде, а также кризисы и сложности в труде.

  • Психология инженерного направления.

    Изучает влияние и взаимодействия человека с техникой, а также различные психические показатели состояния человека.

  • Психология управленческого направления. Изучает взаимоотношения работников в процессе организации, а также оптимизацию этих отношений для увеличения производительности труда и формированию личности работников.

  • Профессиональная ориентация. Предполагает самоопределение сотрудников, а также включает в себя психологию карьеры, построенную на достижении самореализации.

  • Профессиональное образование. Включает в себя занятия, ориентированные на целеустремленность личности и его развитие. Предлагает поддержку работников в трудовом процессе.

Замечание 1

При этом еще существуют дополнительные подразделы психологии труда, которые образуются на основе следующих разделов: психологическая физиология труда, психологическая гигиена труда, психологические аспекты труда, профессиональная ориентация инвалидов, юридическая психология, психология маркетинга.

Глава 3. Психология профессиональной деятельности

11

    1. . Человек и профессия. Методы исследования человека в профессиональной деятельности

Мир профессий насчитывает более двадцати тысяч профессий и около сорока тысяч специальностей. Жизнь человека, духовная и физическая, ее ценность, наполненность содержанием и смыслом в большой мере связана с успешной «жизнью» в профессии. Успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создаётся людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением.

Профессия – (лат professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteer – объявляю своим делом), это род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Профессиональная жизнь часто оказывается богата не только радостями, но и трудностями – неправильный выбор сферы деятельности, неумение поставить перед собой четкие цели и задачи, отсутствие коммуникативных навыков, профессиональные кризисы – вот далеко неполный перечень тех факторов, которые могут оказать деструктивное влияние на человека. Причиной трудностей, испытываемых человеком в профессиональной жизни, способы преодолеть эти трудности помогает психология профессиональной деятельности

.

Психология профессиональной деятельности – научно-практическое направление в психологии, изучающее трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристики профессиональной деятельности.

Её основной задачей является поиск путей обеспечения согласованного взаимодействия профессии и человека, раскрывающегося и развивающегося в профессиональной деятельности. Наиболее распространенными методами исследования человека в современной психологии, в том числе и психологии профессиональной деятельности, являются метод наблюдения, эксперимента, опросные методы. В психологии труда разработаны несколько классификаций методов исследования.

В основе классификаций методов Ю. В. Котеловой положены общепсихологические методы исследования (табл. 4).

Таблица 4

Классификация методов по ю. В. Котеловой

Раздел

Метод

Содержание

А

Наблюдение

Опрос

  • беседа

  • устный опрос (интервью)

  • письменный опрос (анкета)

  • биографические и автобиографические данные (психологический анализ)

  • метод обобщения независимых характеристик

Анализ

Б

Эксперимент

  • лабораторный

  • модель отдельных элементов трудового процесса или профессиональной деятельности в целом

  • реальная трудовая деятельность в условиях лаборатории

Тестирование

  • интеллектуальные тесты

  • личностные опросники

  • тесты креативности

В

Статистический анализ

  • измерение различных параметров процесса труда

  • алгоритмический способ описания трудовой деятельности

  • экспериментально-психологические и физиологические пробы в ходе протекания профессиональной деятельности

  • математические методы обработки данных

В классификации методов по М. А. Дмитриевой в большей степени акцент делается на анализ самой профессиональной деятельности (табл. 5).

Таблица 5

Раздел II. Психология как профессиональная область Лекция 3. Основные сферы деятельности профессионального психолога

План:

1. Сферы деятельности профессионального психолога и их взаимосвязь

2. Профессиональная специализация в психологической профессии

1. Сферы деятельности профессионального психолога и их взаимосвязь

Психология является, прежде всего, отраслью научного знания, но в то же время она представляет собой и область профессиональной деятельности специалистов-психологов.

Как отрасль науки, психология часто называется академической (или теоретической) психологией (от франц. academisme – теоретическое направление в науке), как область профессиональной деятельности психология называется практической (прикладной) психологией.

Профессиональные психологи работают в сфере как академической психологии, так и практической психологии (рис. 5):

Академическая (теоретическая) психология представляет собой область психологии, ориентированную на получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики. Академическая психология занимается поиском и теоретической систематизацией объективных знаний о психической деятельности и поведении человека и животных, создает научное описание и объяснение фактов и явлений психики. Теоретическая психология, как отрасль научного знания, является достаточно молодой наукой, хотя имеет древние философские корни. Психология оформилась в самостоятельную область научного знания лишь в конце XIX века, ее признание связано не только с появлением первых значимых психологических теорий, но и с успехами экспериментальных исследований. В 1879 году немецким психологом и философом Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете была открыта первая психологическая лаборатория. Лаборатория экспериментальной психологии В. Вундта была, затем, преобразована в институт, который долгие годы являлся важнейшим центром научной психологии. За относительно короткий период своего существования психологическая наука проделала большой путь, накопила значительное научное содержание.

Рис. 5. Основные сферы и виды деятельности профессионального психолога

Большую роль в этом процессе сыграло развитие научных методов психологического исследования. Первым специфически психологическим методом в истории психологии был метод интроспекции (от лат. intrōspectāre – смотреть внутрь), представлявший собой исследование психологом собственного психического опыта, содержания собственного сознания путем самонаблюдения. На современном этапе своего развития психология опирается на большое число объективных методов, которые во многом определяют содержание и направления психологических исследований. Среди основных психологических методов наибольшую значимость имеют такие методы как наблюдение, эксперимент, опросные методы, изучение продуктов деятельности, психодиагностические методы.

Наблюдениев психологии − это целенаправленное изучение психических явлений на основе непосредственного восприятия действий человека, форм его поведения и деятельности, различных внешних проявлений в естественных ситуациях.Метод наблюдения позволяет собрать множество интересных для исследователя фактов, большой объем информации, получить общее представление об изучаемом явлении. Для некоторых групп испытуемых наблюдение является наиболее доступным методом исследования (изучение младенцев, людей с измененными состояниями сознания).

Экспериментявляется основным, ведущим методом психологии, представляющим собой сбор фактического материала в специально организованных условиях. Эксперимент обеспечивает наиболее объективное изучение психический явлений, форм поведения и деятельности.Преимуществом эксперимента как метода психологического исследования является возможностьмногократного повторения изучаемого явления, и тем самым, проверки экспериментальных результатов.

К опросным методамв психологии относятся беседа, анкетирование, интервью, опросник. Во всех методах этой группы психолог собирает необходимую информацию путем постановки специально подобранных вопросов.Составление вопросов для любого из методов этой группы подчиняется определенным правилам и проходит в несколько этапов. Вопрос должен быть понятен испытуемому, поэтому к его формулировке предъявляются специальные требования: он должен быть достаточно коротким, не содержать специальных терминов, быть внутренне непротиворечивым.

Метод анализа продуктов деятельности (праксиметрический метод, архивный метод), основан на изучении различных материальных, вещественных результатов деятельности человека (сочинение, рисунок, изготовленный предмет). Использование анализа продуктов деятельности основано на том, что в них проявляется отношение человека к самой деятельности, отображается уровень развития его способностей, усвоения знаний, умений и навыков.

Наблюдение, эксперимент, опросные методы и анализ продуктов деятельности являются так называемыми исследовательскими методами, не требующими жесткой регламентации процедуры проведения и обработки результатов.

Психодиагностические методы, к которым относятся тесты, проективные методы и личностные опросники основаны на строгом ограничении процедуры исследования, обработки и интерпретации результатов, проходят обязательную стандартизацию на больших выборках испытуемых.

Тесты являются, наверное, самыми знаменитыми психологическими методиками, к ним относятся тесты интеллекта, тесты способностей и достижений и немногочисленные тесты личности. Наиболее известными современными тестами интеллекта являются шкалы измерения интеллекта Д. Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, прогрессивные матрицы Дж. Равена, тесты интеллекта Г. Айзенка, а также тесты диагностики креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

Личностные опросники состоят из вопросов или утверждений, для которых испытуемый выбирает вариант из нескольких предложенных ответов. Среди психологов заслуженной популярностью пользуются такие профессиональные личностные опросники как личностный опросник Р. Кеттела (16 PF), Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросник реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, опросник личностных акцентуаций Ф. Шмишека, опросники Айзенка (EPQ и EPI) и другие.

Проективные методы направлены на выявление индивидуальных особенностей отражения действительности, системы субъективных смыслов и значений в восприятии мира личностью. Среди проективных методов наиболее известны такие как тест Г. Роршаха, требующий от испытуемого структурирования неопределенного стимульного материала, придания ему субъективного смысла; Тематический апперцептивный тест (ТАТ), основанный на истолковании изображенной ситуации; тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, тест «Нарисуй человека» К. Маховер, интерпретирующие рисунок, который делает испытуемый, и другие методики.

В настоящее время все большее распространение получают компьютерные варианты классических психодиагностических методик. Преимуществом их компьютерного применения является быстрая обработка и представление результатов, доступные и простые средства статистического анализа, а также долговременное хранение данных в любой удобной для исследователя форме.

Психологические методы обеспечивают развитие многих направлений психологических исследований, способствуют накоплению разносторонних результатов, обобщение которых ложится в основу выявления психологических закономерностей.

В настоящее время в составе психологической науки выделяются следующие основные отрасли:

Общая психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Социальная психология

Инженерная психология

Зоопсихология

Психология труда

Клиническая психология

Психодиагностика

Психофизиология

Кроме того, все большее значение приобретают относительно недавно появившиеся области психологии, число которых постоянно растет. Они выделяются из традиционных направлений исследований, приобретая собственный предмет и содержание. Это такие отрасли, как:

Дифференциальная психология

Нейропсихология

Политическая психология

Военная психология

Психология творчества

Психология искусства

Психология управления

Экономическая психология

Психология личности

Юридическая психология

Психология спорта

Специальная психология

Историческая психология

Психологическое консультирование

Число отраслей психологической науки постоянно растет, поскольку психология накапливает и систематизирует все новые данные, по-новому подходит к решению традиционных проблем изучения психики человека. Широкие потребности в психологическом знании и развитие современной науки в целом порождают новые междисциплинарные области психологии (психолингвистика, этнопсихология, психофармакология, космическая психология, психология компьютеризации и другие).

Вторая сфера деятельности профессионального психолога, практическая психология, направлена на применение полученных в теоретической психологии знаний на практике, в работе с людьми. Поэтому иногда ее называют прикладной психологией. Не все полученные в теоретических исследованиях знания могут быть использованы в области практической психологии, поэтому ее разделы не соответствует отраслям теоретической психологии. Основными направлениями практической психологии являются психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая диагностика и психологическое просвещение.

Психологическая диагностика как вид деятельности психолога представляет собой изучение индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека, выявление различных качеств, психологических и психофизиологических признаков, черт и свойств личности с помощью специальных методик и приемов. Психодиагностика служит начальным звеном любой психологической работы с людьми, поскольку на ее основе разрабатываются программы коррекции, направления консультирования, мероприятия по психологическому просвещению. А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина считают, что психодиагностика во многом определяет успешность протекания других видов деятельности практического психолога. Отмечается также, что психодиагностика часто основывается на опыте и интуиции практического психолога. Психодиагностическая деятельность практического психолога требует значительной ответственности психолога за соблюдение требований к процедуре исследования, обработке и истолкованию полученных результатов. Овладение той или иной психодиагностической методикой означает не только накопление опыта работы с ней, но и усвоение определенной психологической теории, на которой основана разработка методики.

Психологическое консультирование является основным направлением работы психолога по оказанию психологической помощи в процессе специально организованного взаимодействия (беседы) в условиях тесного эмоционально-личностного контакта, установления доверительных отношений с человеком. Психологическое консультирование направлено на разрешение конкретной психологической проблемы, с которой приходит человек, психологических трудностей, связанных с общением, межличностными отношениями, с особенностями жизненных ситуаций и возрастными этапами развития личности. Главная цель консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, поддержать самостоятельный поиск личностью адекватных путей выхода из сложной критической ситуации.

Психологическое консультирование имеет различные направления и может быть педагогическим, организационным, профориентационным. По форме проведения консультирование может быть индивидуальным и групповым, очным и заочным.

Психологическая коррекция – это направление деятельности психолога по устранению и профилактике отклонений и задержек в познавательной и личностной сфере, работа по развитию способностей и возможностей человека. Психолог также раскрывает в ходе коррекции источники и причины отклонений. Поэтому психологическая коррекция не возможна без тщательной психодиагностической работы. В психокоррекции большое внимание придается различным аспектам психологического воздействия на личность, часто с помощью специальных приемов и техник (от англ. technique − техника (исполнения), мастерство), на которые опирается психолог в индивидуальной или групповой работе с людьми.

Психологическое просвещение представляет собой распространение научных психологических знаний среди широких слоев населения. Как правило, психологическое просвещение затрагивает интересные и необходимые практически для всех людей знания о закономерностях возрастного развития личности, об особенностях общения между людьми в различных группах (в семье, рабочих коллективах, неформальных объединениях), о воспитании и обучении детей. Психологическое просвещение опирается на различные формы психолого-педагогической работы с людьми. Такими формами могут быть популярные лекции и беседы, открытые семинары, тематические уроки для школьников, выступления на педсоветах и методических объединениях учителей, на родительских собраниях в школе и в детском саду, доклады и сообщения в различных организациях, тематические выставки психологической литературы, выпуск информационных бюллетеней и стенгазет, организация кружков, проблемных групп, клубов и лекториев.

Теоретическую психологию студенты изучают в виде системы учебных дисциплин в вузе, знакомятся с ней самостоятельно, читая научную литературу. Особенности практической психологии как сферы деятельности специалиста-психолога становятся понятными во всех деталях лишь после окончания учебного заведения, с началом самостоятельной профессиональной деятельности, хотя с отдельными ее элементами студенты-психологи знакомятся в ходе теоретического обучения и учебных практик.

По замечанию Е.А. Климова, между академической и практической психологией «существует полезное (с точки зрения перспектив развития науки в целом и психологического образования в частности) противоречие между теорией и практикой» , которое порождает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между ними (рис. 6).

Рис. 6. Взаимосвязь академической и практической психологии

Взаимосвязь академической и практической психологии основана, прежде всего, на том, что эти психологические области имеют единые методологические основания и теоретическую базу, поэтому, вне зависимости от сферы своей деятельности, психологи получают общую профессиональную подготовку во время обучения в вузе. По словам Ж. Годфруа солидная базовая подготовка психолога, в какой бы области он ни работал, является единственной гарантией качественной практической работы с людьми.

Академическая психология имеет непосредственный выход на практику, зачастую полученные теоретические результаты обладают прямым прикладным эффектом. Кроме того, фундаментальные теоретические исследования составляют основу для интерпретации полученных результатов и разработки различных программ практической психологии.

В свою очередь, практическая психология, помимо использования теоретических положений, опоры на обнаруженные в академических исследованиях законы и закономерности, выявляет наиболее актуальные для психологической науки в целом проблемы, отвечающие потребностям практики, общественного развития, открывает малоизученные области, составляя тем самым запрос для последующего теоретического анализа поставленных проблем. Характеризуя отношения между теоретической и практической психологией, Ф.Е. Василюк отмечает, что в гуще психологической практики возникает жизненная потребность в психологической теории, и психологическая практика, в свою очередь, может стать краеугольным камнем психологии как науки. Практическая психология опирается на накопленные теоретические знания и, в то же время, дает толчок к новым исследованиям.

2. Психология профессиональной деятельности

    1. История развития психологии профессиональной деятельности

Психологическое изучение различных видов профессиональной деятельности занимает центральное место в ряде научно-прикладных направлений психологической науки. Психология профессиональной деятельности как научное направление начала формироваться в 20-х годах прошлого столетия в Западной Европе и Америке для решения задач профотбора. В нашей стране в первые годы существования Советского государства перед психологами была поставлена задача поиска и разработки научно-обоснованных средств для наиболее рационального распределения и использования рабочих кадров.

В психологии профессиональной деятельности можно выделить два основных направления исследований [4], представленных в Табл. 2.1.

Таблица 2.1 – Направления исследований в психологии профессиональной деятельности

Направление исследования

Цель исследования

1

Описание и психофизиологический анализ различных профессий, составление профессиограмм (содержательного описания профессий и профессиональной деятельности)

Изучение основных характеристик профессиональной среды и требований, предъявляемых данной профессией к психике человека для решения задач:

  • Профотбора

  • Профконсультации

  • Профобучения

  • Изучения причин профутомления

  • Рационализации рабочего места

  • Реконструкции и проектирования профессий

2

Углубленный психологический анализ профессий, создание психологической классификации профессий

Психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда», оценка взаимного соответствия компонентов системы «человек — профессиональная среда» для решения задач:

  • Упорядочения всего многообразия профессий по различным критериям

  • Изучения психологических факторов, влияющих на успешность профессиональной деятельности

  • Профессионального самоопределения личности и профотбора

Психология профессиональной деятельности тесно связана с такими разделами психологической науки, как общая психология, экспериментальная психология, психофизиология, организационная психология, инженерная психология, эргономика, социальная психология, психология управления, возрастная психология, юридическая психология, экономическая психология.

Исследование психологических особенностей конкретных видов трудовой деятельности, составление профессиограмм, определение набора профессионально значимых свойств личности способствовали формированию специальных направлений психологии профессий, например, психологии авиационной, космической, водительских профессий, конвейерного труда, с.-х. профессий и т.д..

2.2 Человек и профессия

Жизнь человека, духовная и физическая, ее ценность, наполненность содержанием и смыслом в большой мере связана с успешной «жизнью» в профессии. Ценность профессиональной деятельности заключается еще и в том, что она востребована обществом, и поэтому человек, сознательно осваивающий свою профессию и развивающийся как профессионал, чувствует себя значимой единицей социума. Однако профессиональная жизнь часто оказывается богата не только радостями, но и трудностями – неправильный выбор сферы деятельности, неумение поставить перед собой четкие цели и задачи, отсутствие коммуникативных навыков, профессиональные кризисы, наконец, — вот далеко неполный перечень тех факторов, которые могут оказать деструктивное влияние на человека, и не только как на профессионала, но и на его личность в целом. Помочь понять причины трудностей, испытываемых человеком в профессиональной жизни, найти способы преодоления этих трудностей, как раз и помогает отрасль психологической науки, называемая «психология профессиональной деятельности». На рис. 2.1 отображены ключевые вопросы в проблеме психологического изучения профессиональной деятельности.

Почему возникают конфликты в профессиональной среде?

Как обеспечить взаимосоответствие человека

и профессии?

Рис. 2.1 — Ключевые вопросы в проблеме психологического изучения профессиональной деятельности

Поиск путей обеспечения согласованного взаимодействия человека и профессии, раскрывающегося в профессиональной деятельности, является основной задачей психологии профессиональной деятельности.

Раздел II. Психология как профессиональная область Тема 3. Основные сферы деятельности профессионального психолога

В наше время психология перестает быть в глазах общества необычной наукой, все теснее сближается с практикой и становится значимой для многих отраслей народного хозяйства профессиональной областью. Психология как профессиональная область быстро развивается и включает в себя все большее число конкретных профессий.

3.1. Академическая и практическая психология

Психология является, прежде всего, отраслью научного знания, но в то же время она представляет собой и область профессиональной деятельности специалистов-психологов.

Как отрасль науки психология часто называется академической или теоретической психологией (от франц. academisme – теоретическое направление в науке), как область профессиональной деятельности психология называется практической психологией (от греч. praktikos — деятельный, активный).

Основными сферами деятельности профессионального психолога являются как академическая психология, и практическая психология (рис. 1).

Рис. 1. Основные сферы и виды деятельности профессионального психолога

Академическая, или теоретическая, психология представляет собой область психологии, ориентированную на получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики. Академическая психология занимается поиском и теоретической систематизацией объективных знаний о психической деятельности и поведении человека и животных, создает научное описание и объяснение фактов и явлений психики. Теоретическая психология как отрасль научного знания является достаточно молодой наукой, хотя имеет древние философские корни. Психология оформилась в самостоятельную область научного знания лишь в конце XIX века, ее признание связано не только с появлением первых доказательных психологических теорий, но и с успехами экспериментальных исследований. В 1879 году немецким психологом и философом Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете была открыта первая психологическая лаборатория. Лаборатория экспериментальной психологии В. Вундта была затем преобразована в институт, который долгие годы был важнейшим центром научной психологии. За короткий период своего существования психологическая наука проделала большой путь, накопила значительное научное содержание.

Большую роль в этом процессе сыграло развитие научных методов психологического исследования. Первым специфически психологическим методом в истории психологии был метод интроспекции (от лат. intrōspectāre − смотреть внутрь), представлявший собой исследование психологом собственного психического опыта, содержания собственного сознания путем внутреннего наблюдения [Б толк, с. 326]. На современном этапе своего развития психология имеет большое число объективных методов, которые во многом определяют содержание и направления психологических исследований. Среди основных психологических методов наибольшую значимость имеют такие методы как наблюдение, эксперимент, опросные методы, изучение продуктов деятельности, психодиагностические методы.

Наблюдение в психологии − это целенаправленное изучение психических явлений на основе непосредственного восприятия действий человека, форм его поведения и деятельности, различных внешних проявлений в естественных ситуациях. Метод наблюдения позволяет собрать множество интересных для исследователя фактов, большой объем информации, получить общее представление об изучаемом явлении. Для некоторых групп испытуемых наблюдение является наиболее желательным методом исследования (изучение младенцев, людей с измененными состояниями сознания).

Эксперимент является основным, ведущим методом психологии, представляющим собой сбор фактического материала в специально организованных условиях, регламентированное изучение психический явлений, форм поведения и деятельности. Преимуществом эксперимента как метода психологического исследования является возможность многократного повторения изучаемого явления.

К опросным методам в психологии относятся беседа, анкетирование, интервью, опросник. Во всех методах этой группы психолог выявляет необходимую информацию путем постановки специально подобранных вопросов. Вопрос должен быть понятен испытуемому, поэтому он должен быть достаточно коротким, не содержать специальных терминов, быть внутренне непротиворечивым.

Метод анализа продуктов деятельности (праксиметрический метод, архивный метод), основан на изучении различных материальных результатов деятельности человека (сочинение, рисунок, изготовленный предмет). Использование анализа продуктов деятельности основано на том, что в них проявляется отношение человека к самой деятельности, отражается уровень развития его способностей, усвоения знаний, умений и навыков.

Наблюдение, эксперимент, опросные методы и анализ продуктов деятельности являются так называемыми исследовательскими методами, не требующими жесткой регламентации процедуры проведения и обработки результатов. Психодиагностические методы (тесты, проективные методы, личностные опросники), напротив, основаны на строгом ограничении процедуры исследования, обработки и интерпретации результатов, проходят обязательную стандартизацию на больших выборках испытуемых.

Тесты являются, наверное, самыми знаменитыми психологическими методиками, к ним относятся тесты интеллекта и тесты способностей и достижений. Наиболее известными современными тестами интеллекта являются шкалы измерения интеллекта Д. Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауера, прогрессивные матрицы Дж. Равена, тесты интеллекта Г. Айзенка, а также тесты диагностики креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

Личностные опросники, также как и нестандартизированные опросные методы, состоят из вопросов или утверждений, для которых испытуемый выбирает вариант из нескольких предложенных ответов. Среди психологов заслуженной популярностью пользуются такие профессиональные личностные опросники как личностный опросник Р. Кеттела (16 PF), Миннессотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросник реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, опросник личностных акцентуаций Ф. Шмишека, опросники Айзенка (EPQ и EPI) и другие.

Проективные методы направлены на выявление индивидуальных особенностей отражения действительности, системы субъективных смыслов и значений в восприятии мира личностью. Среди проективных методов наиболее известны такие как тест Г. Роршаха, требующий от испытуемого структурирования неопределенного стимульного материала, придания ему субъективного смысла; Тематический апперцептивный тест (ТАТ), основанный на истолковании изображенной ситуации; тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, тест «Нарисуй человека» К. Маховер, применяющие анализ рисунка, который делает испытуемый и другие.

В настоящее время все большее распространение получают компьютерные варианты классических психодиагностических методик. Преимуществом их компьютерного применения является быстрая обработка и представление результатов, доступные и простые средства статистического анализа, а также долговременное хранение данных в любой удобной для исследователя форме.

Психологические методы обеспечивают многие направления психологических исследований, способствуют накоплению разносторонних результатов, обобщение которых ложится в основу выявления психологических закономерностей.

В настоящее время в составе психологии выделяются следующие основные отрасли:

Общая психология

Возрастная психология

Педагогическая психология

Социальная психология

Инженерная психология

Психология труда

Психодиагностика

Зоопсихология

Психофизиология

Клиническая психология

Кроме того, все большее значение приобретают относительно недавно появившиеся отрасли психологической науки, число которых постоянно растет. Они выделяются из традиционных направлений исследований, приобретая собственный предмет и содержание. Это такие отрасли, как:

Дифференциальная психология

Нейропсихология

Политическая психология

Военная психология

Психология творчества

Психология искусства

Психология управления

Экономическая психология

Психология личности

Юридическая психология

Психология спорта

Специальная психология

Историческая психология

Психологическое консультирование

Число отраслей психологической науки постоянно растет, поскольку психология накапливает и систематизирует все новые данные, по-новому подходит к решению традиционных проблем изучения психики человека. Широкие потребности в психологическом знании порождают новые междисциплинарные области (психолингвистика, этнопсихология, психофармакология, космическая психология, психология компьютеризации и другие).

Практическая психология направлена на применение полученных в теоретической психологии знаний на практике, в работе с людьми. Поэтому иногда ее называют прикладной психологией. Не все полученные в теоретических исследованиях знания могут быть использованы в области практической психологии, поэтому ее разделы не соответствует отраслям теоретической психологии. Основными направлениями практической психологии являются психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая диагностика и психологическое просвещение.

Психологическая диагностика как вид деятельности психолога представляет собой изучение индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека, выявление различных качеств, психологических и психофизиологических особенностей, черт и свойств личности с помощью специальных методик и приемов. Психодиагностика служит начальным звеном любой психологической работы с людьми, поскольку на ее основе разрабатываются программы коррекции, направления консультирования, мероприятия по психологическому просвещению. А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина считают, что психодиагностика определяет успешность протекания других видов деятельности практического психолога [;26]. Отмечается также, что психодиагностика во многом основывается на опыте и интуиции практического психолога [Ан2]. Психодиагностическая деятельность практического психолога предполагает значительную ответственность психолога за соблюдение требований к процедуре исследования, обработке и истолкованию полученных результатов. Овладение той или иной психодиагностической методикой означает не только накопление опыта работы с ней, но и усвоение определенной психологической теории, на которой основана разработка методики.

Психологическое консультирование является направлением работы психолога по оказанию психологической помощи в процессе специально организованного взаимодействия (беседы) в условиях тесного эмоционально-личностного контакта с человеком, установления доверительных отношений. Психологическое консультирование направлено на разрешение конкретной психологической проблемы, психологических трудностей, связанных с общением, межличностными отношениями, с особенностями жизненных ситуаций и возрастными этапами развития личности. Главная цель консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, поддержать самостоятельный поиск личностью адекватных путей выхода из сложной или критической ситуации.

Психологическое консультирование охватывает различные сферы и может быть педагогическим, организационным, профориентационным. Консультирование может быть индивидуальным и групповым, очным и заочным.

Психологическая коррекция – это направление деятельности психолога по устранению и профилактике отклонений в познавательной и личностной сфере, и работа по развитию способностей и возможностей человека. Психолог также раскрывает источники и причины отклонений. В психокоррекции большое внимание придается различным аспектам психологического воздействия на личность, часто с помощью специальных приемов и техник (от англ. technique − техника (исполнения), мастерство), используемых психологом в индивидуальной или групповой работе с людьми.

Психологическое просвещение представляет собой распространение научных психологических знаний среди широких слоев населения. Как правило, психологическое просвещение затрагивает интересные и необходимые практически для всех людей знания о закономерностях возрастного развития личности, об особенностях общения между людьми в различных группах (в семье, рабочих коллективах, неформальных объединениях), о воспитании и обучении детей. Психологическое просвещение проводится в виде различных форм психолого-педагогической работы с людьми. Такими формами могут быть популярные лекции и беседы, открытые семинары, тематические уроки для школьников, выступления на педсоветах и методических объединениях учителей, на родительских собраниях в школе, доклады и сообщения в других организациях, тематические выставки психологической литературы, выпуск стенгазет, организация кружков, клубов и лекториев, и другие.

В качестве отрасли науки, студенты изучают теоретическую психологию в виде системы учебных дисциплин. Особенности практической психологии как сферы деятельности психолога становятся понятными во всех деталях лишь после окончания учебного заведения, с началом самостоятельной профессиональной деятельности, хотя с отдельными ее элементами студенты-психологи знакомятся в ходе теоретического обучения и учебных практик.

По замечанию Е.А. Климова, между академической и практической психологией «существует полезное (с точки зрения перспектив развития науки в целом и психологического образования в частности) противоречие между теорией и практикой» [36], которое порождает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между ними (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь академической и практической психологии

Характеризуя отношения между теоретической и практической психологией, Ф.Е. Василюк отмечает, что в гуще психологической практики возникает жизненная потребность в психологической теории, и психологическая практика, в свою очередь, может стать краеугольным камнем психологии как науки [Васил].

Взаимосвязь академической и практической психологии основана, прежде всего, на том, что эти психологические области имеют единые методологические основания и теоретическую базу, поэтому, вне зависимости от сферы деятельности, психологи получают общую профессиональную подготовку во время обучения в вузе. По словам Ж. Годфруа [18], солидная базовая подготовка психолога, в какой бы области он ни работал, является единственной гарантией качественной практической работы с людьми.

Академическая психология имеет непосредственный выход на практику, зачастую полученные теоретические результаты обладают прямым прикладным эффектом. Кроме того, фундаментальные теоретические исследования составляют основу для интерпретации полученных результатов и разработки различных программ практической психологии.

В свою очередь, практическая психология, помимо использования теоретических положений, опоры на обнаруженные в академических исследованиях законы и закономерности, выявляет наиболее актуальные для психологической науки в целом проблемы, отвечающие потребностям практики, общественного развития, открывает малоизученные области, составляя тем самым запрос для последующего теоретического анализа поставленных проблем. Практическая психология опирается на накопленные теоретические знания и, в то же время, дает толчок к новым исследованиям.

Инженерная психология и психология труда лекция 3 психология профессиональной деятельности

13

1.     Психологические аспекты деятельности человека в системе управления

В системе «человек – машина» центральным компонентом является человек-оператор, а машина служит объектом его деятельности, орудием его деятельности.

Деятельность представляет собой форму активного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, направленного на его изменение или сохранение. Деятельность складывается из действий, а действия – из более мелких единиц – операций как способов осуществления действий.

Инженерная психология рассматривает психику человека в непосредственной связи с его деятельностью. Психологический анализ деятельности человека в системе управления опирается на понятия «цель деятельности», «планы действий», «саморегуляция».

Целью деятельности человека-оператора, как правило, является обеспечение функционирования системы «человек – машина», в которую он сам входит, и получение требуемого выходного продукта. Цель деятельности обычно задается человеку-оператору извне. Чтобы она стала его личной целью, она должна удовлетворять его соответствующую потребность и отвечать мотивам деятельности — вещественным или идеальным факторам, ради которых он станет действовать, таким, например, как получение достойного вознаграждения за труд, профессиональное самоутверждение, повышение самооценки и оценки со стороны других людей и т.п. Мотивация опирается на моральные качества личности: чувство ответственности, долг, совесть, а также на характер и темперамент человека. чем выше и устойчивее мотивация к данному виду деятельности, тем больше вероятность успешного достижения целей деятельности. И, наоборот, низкий уровень мотивации предопределяет возможную неудачу. Низкий уровень мотивации является одной из причин разного рода аварийных происшествий.

Отдельные действия, из которых складывается деятельность, обусловлены теми же мотивами и направлены на те же цели, а операции как конкретные способы выполнения действия имеют целью лишь обеспечение успешности данного действия.

Планы действий. С выбором цели в сознании человека сразу же формируется план ее достижения. Он складывается в виде последовательности действий, каждое из которых направлено на достижение промежуточной цели, а все вместе – на достижение общей цели деятельности. По прошлому опыту человеку обычно известны возможные препятствия на пути достижения каждой промежуточной цели, что позволяет оценить свои возможности по преодолению этих препятствий. На базе этих оценок формируется прогноз успешности всей будущей деятельности.

В плане обычно отражаются не все составляющие будущей деятельности. Части плана, намеченные к исполнению, осознаются особенно ясно, а поэтому хорошо запоминаются.

С накоплением опыта работы в памяти человека отлагаются целые единицы деятельности, которые впоследствии становятся составляющими будущих планов. Однако каждая возникающая у человека задача неповторима в своем роде. Поэтому старые планы обычно используются как «полуфабрикаты», которые, после соответствующей адаптации к новым условиям, применяются для решения возникших задач.

Установка и саморегуляция деятельности. Внешнее воздействие на систему, направленное на поддержание заданных параметров ее функционирования, представляет собой регулирование. К примеру, регулированием являются действия водителя автомобиля по управлению машиной. Автомобиль не сам поддерживает направление и скорость движения, а подчиняется управляющим воздействиям водителя.

В отличие от этого, саморегулируемые системы осуществляют выдерживание показателей своей работы посредством внутренних изменений, порождаемых самой системой. Способность к саморегуляции базируется на обратной связи, обеспечивающей восстановление исходного состояния системы. Саморегулируемые системы широко распространены в технике. Их примерами являются автомат, поддерживающий заданный уровень жидкости в резервуаре, автопилот, стабилизирующий положение самолета в пространстве, авторулевой, удерживающий морское судно на заданном курсе, и многие другие.

Человек-оператор также представляет собой саморегулируемую систему, в которой процесс саморегуляции связан с понятиями установки и значимости.

В сложных ситуациях, требующих быстрых и решительных действий, у человека возникают эмоции, которые порождают изменения центральных, вегетативных, двигательных и иных функций, что способствует энергетической мобилизации организма, направленной на преодоление трудностей, возникших на пути к цели, приведению организма в состояние готовности к интенсивной трате энергии для достижения этой цели. Осуществляется саморегуляция– целенаправленное изменение уровня психологической и физиологической активности, мобилизация внутренних ресурсов организма на решение возникшей задачи.

Более значимым действиям сопутствует более высокий уровень активации нервной системы и мобилизации организма.

В результате накопления опыта по управлению системой оператор все больше познает особенности тех задач, с которыми он имеет дело, свои возможности по их разрешению, а также те обстоятельства, которые могут привести к срыву деятельности, и последствия таких срывов. Он все полнее и разностороннее постигает роль каждого действия в общей деятельности и его смысл. Поэтому все более определенными становятся для оператора прогнозы вероятности успеха или неуспеха в данном действии, вероятности тех или иных результатов. уровень переживаний, связанных с выполнением данного действия, становится более определенным и устойчивым. Всякий раз, когда появляется необходимость выполнить данное действие, в организме оператора возникает готовность нервных структур с уровнем мобилизации, адекватным сложности и важности для него этого действия. У оператора формируется установка к этому действию. Она проявляется в неосознанной готовности, предварительной настройке структур организма, обеспечивающих восприятие действительности, и его мышечных структур к выполнению действия и его соответствующему эмоциональному подкреплению. В установках закрепляется связь между значимостью действия и уровнем мобилизации нервных и энергетических ресурсов организма.

Эмоции и деятельность. Процесс саморегуляции связан с переживанием человеком личностного смысла возникшей ситуации – с так называемыми значащими переживаниями. В них синтезируется осознание потребности в выполнении данной операции и трудностей, стоящих на пути ее выполнения.

Значащие переживания вызывают мобилизацию энергетических и духовных сил организма. Чем ответственнее задача, чем выше уровень вызванных ею значащих переживаний, тем выше чувствительность к сигналам, имеющим в сложившейся обстановке важное значение, и, наоборот, понижается чувствительность к сигналам, не несущим полезной информации. в экстремальных ситуациях человек может безошибочно выполнять сложнейшие операции, на готовность к которым настроены благодаря значащим переживаниям психические и энергетические структуры его организма. Однако и наоборот, тот же оператор может ошибаться при выполнении самых простых операций, когда он оценивает обстановку как достаточно безопасную или когда считает, что основные трудности позади.

Конечно, вызванная значащими переживаниями физиологическая и психологическая активация не может компенсировать недостаток знаний, умений и опыта. Более того, именно знания и опыт позволяют правильно интерпретировать информацию, поступающую в ходе решения задач управления, и обеспечивают адекватность значащих переживаний и процессов саморегуляции характеру внешних воздействий. Невежда испытывает состояние душевного смятения там, где знаток действует спокойно и уверенно, и равнодушно взирает на надвигающуюся опасность, угрозу которой он не осознает.

Саморегуляция связана с индивидуальным стилем работы человека, с тем, как он соотносит условия стоящей перед ним задачи управления со способами своих действий и со своими психофизиологическими возможностями.

Как показывает опыт, при возникновении проблемной ситуации одни операторы с осторожностью оценивают обстановку и так же осторожно принимают решение. Для других характерен низкий темп выработки решения, неуверенность в своих действиях. Третьим свойственен импульсивный характер решений, они ограничиваются оценкой обстановки «в общем и целом», принимают решение без особых опасений по поводу возможных ошибок.

Как запоздалые, так и скороспелые решения нередко служат причинами всякого рода происшествий в человеко-машинных системах.

Наиболее успешно осуществляют свои функции те операторы, которые при возникновении проблемной ситуации прежде всего оценивают лимит времени, отведенный для ее разрешения, связывают с ним выработку решения и в его пределах анализируют ситуацию и взвешивают возможности.

Временные характеристики действия оператора

Одной из наиболее показательных и легко измеримых характеристик, отражающих психическую деятельность человека, является время его реагирования на внешний стимул. Время реагирования является количественным показателем максимальной скорости, с которой протекают у данного человека нервные процессы при решении конкретной задачи, т.е. оно определяет, «что может» данный человек. Знание оператором задачи, понимание и переживание той ответственности, которую она на него налагает, отражается на его психическом состоянии и скоростных возможностях. Поэтому время реакции на данный сигнал является и объективным показателем отношения оператора к данному сигналу, — того, «что хочет» человек, в какой мере он стремится к достижению цели. Временные характеристики используются при решении широкого круга прикладных задач. Они дают возможность судить о ходе процесса обучения оператора и о достигнутом уровне его производственных навыков, позволяют оценить физическое состояние оператора, используются в качестве критериев оценки соответствия техники психофизиологическим качествам оператора.

Большие временные ограничения, которые требуют очень быстрой реакции оператора на поступивший сигнал, усложняют задачи оператора и повышают напряженность его деятельности. Однако существует и обратное явление, когда чрезмерно низкие временные ограничения также ухудшают условия деятельности. Большой избыток времени при малом притоке информации порождает у оператора состояние скуки, монотонности, низкой психической активности, и он вынужден за счет волевых усилий активизировать свое состояние, что вызывает психическую напряженность. Поэтому при создании систем «человек – машина» приходится заботиться о том, чтобы временные ограничения в деятельности оператора были не только не очень большими, очень жесткими но и не очень малыми, не слишком либеральными.

Стресс. Инженерная психология изучает формы поведения человека в состоянии стресса – крайней физической и психической напряженности. В более широком смысле стресс представляет собой неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование, т. е. реакцию, не зависящую от характера раздражения. Стресс возникает в экстремальных условиях, связанных с чрезвычайным воздействием физических и психологических факторов на организм оператора или его психику.

Различают стресс физиологический, который протекает у всех людей довольно сходно, и психологический.

Физиологический стресс могут вызвать чрезмерно высокая или низкая температура воздуха на рабочем месте, очень сильный шум, загазованность и т.п. Физиологический стресс является фактором, влияющим на надежность системы «человек – машина». Он может привести к отказу оператора как звена системы. Физиологический стресс и связанное с ним снижение надежности предотвращаются организационными и техническими мероприятиями в области охраны труда.

Психологический стресс может иметь в своей основе различные причины: информационную перегрузку, дефицит важной и срочно необходимой информации, нехватку знаний для решения задачи, борьбу мотивов поведения (например, желания выполнить долг и страха перед риском), недостаток воли для выполнения ответственных действий и т.п.

В зависимости от вида конкретной деятельности человека, его профессиональных и личностных качеств и целого ряда других условий могут преобладать те или иные причины. Однако на первое место следует поставить эмоциональное начало, которое регулирует уровень протекания психических процессов в экстремальной ситуации.

Формы поведения человека в состоянии психической напряженности крайне индивидуальны.

Тормозная форма стресса характеризуется замедленным выполнением мыслительных операций, дефектами в переключении внимания, неспособностью выполнять привычные действия. Она известна каждому школьнику или студенту: меня вызвали к доске, и я вдруг забыл всё, к чему готовился и что, безусловно, знал…

Импульсная форма стресса проявляется в росте количества ошибок, причем темп работы может не только сохраниться, но даже увеличиться: появляется неоправданная спешка. Возрастает вероятность малоосмысленных действий, забывания простейших правил. Импульсная форма стресса часто наблюдается у неопытных работников в условиях информационной перегрузки или при внезапном возникновении чрезвычайно ответственных задач. Например, начинающему водителю инструктор впервые поручил самостоятельно двинуться с места, а новичок, забыв, что машина стоит на ручном тормозе, лихорадочно нажимает то на педаль газа, то на педаль тормоза, и даже сам не зная зачем включает стеклоочиститель…

При генерализованной форме психологического стресса возникает дискоординация движений и даже полный срыв деятельности на фоне общего депрессивного состояния.

Сила и стойкость стрессов также различны. Они могут быть слабо выражены и быстро проходить либо протекать долго и заметно сказываться на результатах работы, вплоть до полного отказа работника от данного вида деятельности.

Устойчивость к стрессу связана с факторами мотивации. Люди, равнодушные к своей профессии, склонные к завышенной самооценке, раздражительные, неуверенные в себе обнаруживают низкую надежность в стрессовых ситуациях.

Устойчивость к стрессу достигается как результат целенаправленного воспитания чувства уверенности в себе, сознательного управления своими состояниями и поступками. Важную роль в профилактике психологического стресса играют обучение и в особенности тренировки в условиях, максимально приближенных к реальным.

Виды профессиональной деятельности психолога.

Психология представляет собой целую систему наук и сфер практической психологической деятельности. Ее можно разделить на два основных направления: научную и практическую психологию. Они существенно различаются по основным целям профессиональной деятельности. Основная цель научной психологии заключается в познании психологии людей научными методами. Основная цель практической психологии заключается в том, чтобы оказать психологическую помощь конкретным людям или группам людей. Можно выделить три основные вида профессиональной деятельности психологов:

— научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей.)

— практическая психологическая работа, связанная с применением психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика).

— обучение психологическим знаниям и психологическое просвещение (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим образованием людей).

Научно-исследовательская работа в области фундаментальной и прикладной психологии – один из наиболее распространенных и престижных типов деятельности профессиональных психологов. Психологи-исследователи работают в научных институтах и центрах, в психологических лабораториях университетах и институтов, в отделах прикладной психологии отраслевых научно-исследовательских институтов и университетов. Научные исследования служат также важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и институтов. Для проведения научно-исследовательских работ по актуальной психологической тематике могут присуждаться гранты научных фондов, которые обеспечивают финансирование соответствующей деятельности ученых.

В научно-познавательном психолого-педагогическом исследовании в основном добываются знания, которые обогащают соответствующую науку, но не всегда находят практическое применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект. Основными признаками любого экспериментального психолого-педагогического исследования является следующее:

Наличие проблемы, т. е. актуального и жизненно важного вопроса, который требует решения.

Наличие гипотезы, как должна быть решена проблема.

Подготовка и проведения научного эксперимента для проверки гипотезы.

Практическая значимость определяется тем, насколько найденное решение проблемы позволит изменить реальное состояние дел в лучшую сторону.

Практическая психологическая работа как тип деятельности психологов.

Основная цель практической психологической работы – непосредственная психологическая помощь людям, которые в ней нуждаются. Практические психологи помогают в решении проблем, возникающих в области образования, медицины, производственной деятельности, социальной и личной жизни людей. Основные виды деятельности в практической психологии – это психологическое оценивание, психологическое консультирование, психологическое просвещение, коррекционная и развивающая работа. Иногда в качестве вида деятельности практического психолога называют психотерапию. Однако, этот вопрос относится, прежде всего, к сфере медицинской психологии. Практические психологи работают в социальных, образовательных, производственных, медицинских организациях и учреждениях, в службах психологической, медицинской, социальной помощи населению.

Психологическое просвещение – основной смысл в том, чтобы:

— знакомить учителей и родителей с основами возрастной, педагогической и социальной психологи, учащихся – с основами самовоспитания.

— Популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований.

— Формировать потребность в психологических знаниях.

Основные формы этого вида – лекции, беседы, семинары, выставки и т. д.

Психологическая профилактика – психолог проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.

Задачи:

— Формирование в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития школьника на каждом возрастном этапе.

— своевременное выявление особенностей ребенка.

— Предупреждение возможных осложнений при переходе на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении проблем, с которыми обращаются учителя, учащиеся, родители (проведение семинаров). Психологическая коррекция – устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника.

Психологическая диагностика – углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка. Проводится специальные беседы с человеком, они служат для сбора первичной информации об учащемся. Сбор информации проводится в процессе наблюдения за ребенком. Определяется психологическая проблема.

Выбор метода обследования – наиболее важный этап работы психолога (тест Векслера, ММР1, опросник Кэттелла, тест Амтхауэра и др.)

Психологический анализ – производится не просто по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях.

Последним этапом является разработка рекомендаций.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о